Мстёра. Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1687. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, пос. Мстера, пл. Ленина Координаты: 56.375376, 41.939535 Проезд:Поселок Мстера, территория Богоявленского монастыря в центре поселка. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Богоявленский храм - старейшая постройка монастыря, выполнен в русских традициях, богато украшен кокошниками, пятиглавием, изящными каменными крыльцами.  В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фасадов. В конце 1980-х гг. склад выехал и были начаты работы по реставрации. Проведенное инженерное обследование (инж. Щелоков О.О.) не выявило явных причин деформаций, хотя были подозрения на оползневые процессы откоса реки Мстерка, на котором стоит монастырь. Шурфование не вызвало сомнений и в качестве строительства, храм выстроен очень добротно. Причина проблем определена как общее бесхозяйственное отношение, как-то отсутствие кровель, скачкообразный отопительный и температурно-влажностный режим, бесконтрольная растительность на территории, деревья. Поэтому дальнейшие шаги были определены в плане консервации и косметических работ без серьезного вмешательства. Произведена реставрация кладки, сделано новое покрытие трапезной (Гороховецкий реставрационный участок, прораб Монакин З.С.)  Затем несколько лет " смутного времени " 1990-х гг. постройка стояла полностью раскрытой и бесхозной, все белокаменные полы были вандально вскрыты, захоронения поруганы. После передачи монастырского комплекса Владимирской Епархии реставрация храма была постепенно продолжена. Плиты полов во возможности были уложены на свои места, раскопанные черепа и кости собраны в одно место. На момент съемок в 2005 г. заканчивались отделкой интерьеры. В коллекции различных интересных надписей, собранных К. в разделе V «С разной церковной утвари.» в числе других упомянут церковный сосуд, княжеский вклад: «Вязниковского уезда в селе Мстёре, в церкви упразднённого Богоявленского монастыря: Потир серебряный, на поддонке вырезана надпись: «Сии сосуды в Богоявленский монастырь в церковь Богоявления Господня приложил князь Василий Григорьевич Ромодановский по приказу брата своего 1663 года месяца Мая в 24 Вызывает интерес дата сосуда, он предназначался вкладом в действующую деревянную Богоявленскую церковь, построенную ещё до Богоявленского собора (1687). Цитируемая надпись ещё одно зримое свидетельство древности обители.

http://sobory.ru/article/?object=01898

Мякишево. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1625 - 1675. Адрес: Россия, Новгородская область, Хвойнинский район, д. Мякишево, кладбище Координаты: 58.875813, 34.401871 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты О Никольской церкви в деревне Мякишево, точнее не в самой деревне, а за ее северной окраиной, было известно еще до войны. Да и церковь была не одна. Была еще церковь Ильи Пророка с приделом с северной стороны во имя Флора и Лавра. Она располагалась к югу от Никольской. Между ними стояла крытая шатром и рубленная " в лапу " шестигранная колокольня. В ведомости, откуда почерпнуты сведения, указано время построения Никольской церкви - 1772 год, Ильинской - 1872 год. Обе даты, как увидим позднее, не верны. Первая церковь означена теплою (т.е. отапливаемой), вторая - холодной. Эти сведения правильные. В пункте 7 " Ведомости " указано, что " зданий, принадлежащих церкви, нет " , в пункте 11 - " Приписных и домовых церквей нет, а в пункте 18 - " Церковно-приходская школа учреждена в 1882 году " . В другой ведомости, составленной пораньше в 1857 г., Никольская церковь значится построенной в 1678 году " ... тщанием прихожан. Зданием деревянная с такою же колокольнею, выкрашена... Вторая церковь Св. Пророка Илии с приделом Св. мучеников Флора и Лавра древенная же, построена 1656 года, стены и кровли ветхи, внутри иконостас и образа большею частью полиняли... Церковь причислена к 6 классу... Зданий, принадлежащих сей церкви нет. Ближайшие к сей церкви суть: Видимирская и Миголощская в 10 верстах. Приписных и домовых церквей нет " . Сведения несколько иные и время построения церквей другое. О монастыре, или погосте, о других постройках сведений нет. Видимо, они уже не существуют. Еще одна ведомость, относящаяся примерно к середина XIX в. и принадлежавшая предположительно архимандриту Макарию, автору знаменитого труда по Новгородской культовой архитектуре и другим предлагает несколько иные сведения. Заголовок: " Село Крутая " . " Прежде был монастырь Николаевский-Крутецкий, имевший при себе вотчину в 153 души мужского пола, уничтоженный в царствование Екатерины II. Доказательством его существования остались: 2 деревянных храма, из коих один - во имя Николая Чудотворца, построенный в 1665 г., а другой, где не служат, ранее должно быть. В храмах древнего: образа древней монастырской живописи, впрочем без означения времени, и деревянная прежняя ограда, обнимавшая весь монастырь в окружности 600 сажен " . Автор этой рукописи кое-что проясняет, но другое запутывает. Так появилась иная дата построения Никольской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=60663

Первый день. Поуч. 1-ое. Преп. Симеон Столпник. (Без труда ни в чем не успеешь). I. Воспоминаемый в нынешний день преподобный Симеон называется столпником, потому что в последния сорок лет своей жизни он подвизался на столпе. На каком столпе, спросите вы, и что это за род подвижничества – столпничество? Удивительный это род подвижничества, братья мои; много удивлялись такому роду подвижничества даже великие подвижники пустынь сирийских и египетских, современники преподобного Симеона; некоторые из них издалека приходили к столпу Симеона, что вблизи Антиохии сирской, чтоб посмотреть на такого чудного человека Божия и хоть одно слово от него услышать. К месту подвигов столпника Симеона почти ежедневно приходили толпы народа из разных, иногда и из очень отдаленных стран, – приходили и из Грузии, и из Армении, и из Персии, и из Аравии, и даже из Испании, из Италии и Британии, – приходили и иереи и святители, приходили цари и царицы, – и все уходили от новоявленного столпника с великою душевною пользою для себя и с несказанным удивлением. Что же они тут видели? Представьте себе сложенную из простых необделанных камней башню в сорок локтей высоты (т.е. около 20 арш.), и такой толщины, что она скорее походила на столп, чем на башню. На этой башне площадка, аршина в два, так что на ней едва двум человекам можно стоять и сидеть. Площадка эта обнесена на аршин высоты тонкими стенками. Редко когда она была прикрыта чем-нибудь в роде кровли, а большею частию она была совершенно открытою и для холода, и для зноя, и для снега, и для дождя, и для ветров и для всякой непогоды. Вот вам и жилье человека Божия Симеона. Тут он и проводил дни и ночи в непрестанных подвигах поста, молитвы и богомыслия, тут он жил такою святою жизнию, так пламенел сердечною любовию ко Господу, что был, можно сказать, ярко горящею свечею пред Богом, в небесах. Как свята, удивительна и поучительна была его жизнь, это можно видеть отчасти уже и из того, что целые полки измаильтян-язычников, по двести, по триста, а иногда и по тысяче человек, приходившие к столпу Симеона, с криком отрекались от языческих заблуждений своих и своих отцев, топтали ногами идолов, которым прежде кланялись, сокрушали их, и с великою радостию сердца принимали то учение, которое предлагал им медоточными словами, согретыми духом христианской любви, преподобный Симеон с своего столпа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Звонница. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1523 и 1800. Адрес: Псковская область, г. Печоры, Международная, 5, Успенский Псково-Печерский монастырь Координаты: 57.809511, 27.614978 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На юго-восточном склоне горы, спускающемся к ручью Каменцу, к востоку от Успенского собора расположена главная звонница. Эти два памятника архитектуры - Звонница и Успенский собор, стоящие на основной приподнятой площадке по отношению ко всему ансамблю, являются центром архитектурной композиции. Звонница - сооружение, имеющее два яруса в утолщенном основании и два яруса звонов/шестипролетный нижний и однопролетный - верхний/. В первом ярусе небольшое помещение, перекрытое коробовым сводом с одним окном и входом с главного фасада. На главном фасаде с правой стороны есть вход, оформленный тамбуром в виде часовни с главкой, на большую лестницу, ведущую в монастырский сад на вершине горы. Помещение перекрыто коробовым сводом. Во втором ярусе есть вытянутое в плане помещение перекрытое коробовым сводом, с пятью окнами разной формы. Вход осуществляется с дворового фасада, выходящего в сад. Здесь же из небольших хозяйственных помещений по лестнице можно попасть на площадку первого яруса звона и в часовую башенку. Декоративная обработка звонницы довольно скромная, типично Псковская. Столбы звона имеют округление в средней части, раскреповка в арочных перемычках с валиковыми бровками над ними, и зубчатым орнаментом. Верхний ярус звона выполнен проще без всякого декора, покрыт на два ската и имеет главку на глухом барабане. Часовая башенка с часовым механизмом XVII в. покрыта на четыре ската. В центре ее кровли поставлена глава, на глухом барабане. Интересно устроен механизм часов, установленных в башенке на звоннице. Часы приводятся в действие гирей в виде большой бочки, наполненной камнями, которая движется в деревянной шахте. Механизм часов соединен с колоколами и каждые четверть часа мелодично перезванивают малые колокола, а часы отбивают большой колокол. Всего на звоннице 17 колоколов, три из которых с надписями: полиелейный, великопостный и праздничный - большой.

http://sobory.ru/article/?object=01980

Погост. Церковь Богоявления Господня. Церковь Ошевенского прихода Карта и ближайшие объекты Ошевенское сельское поселение (Ошевенск) — муниципальное образование в Каргопольском районе Архангельской области. Оно представляет собой группу деревень, наиболее крупными и известными из которых являются Ширяиха, Халуй, Гарь, Низ, Погост. Административный центр — деревня Ширяиха. Это место богато памятниками, главной достопримечательностью Ошевенска является Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь, однако интересна и церковь Богоявления. Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787г. в деревне Погост - один из ярких памятников русского северного деревянного зодчества. Хорошо сохранился огромный деревянный храм Богоявления с расписными небесами и громадным деревянным иконостасом, а так же отдельно стоящая колокольня. Церковь на мощном восьмерике с выразительным шатром. Колокольня чем-то напоминает Лядинскую: низкий четверик, относительно массивный восьмерик, невысокий звон и шатёр. Под влиянием чуждого классицизма столбы звона обшиты тёсом так что они представляют из себя арочные пролёты. Это конструктивно неоправданная деталь была на многих колокольнях, как например в Саунино, но потихоньку им придают исторический вид. В 1930-е годы, как и большинство церквей, ее закрыли. Потом во время войны открыли и в ней молились до 1960 г. После вновь закрыли, и снова она стала действующей уже недавно. Богоявленская церковь с иконостасом практически без икон, а на потолке росписи - «небо». Рядом с храмом отдельно стоящая колокольня. Службы в этой церкви проводятся нерегулярно, но при нас церковь была открыта, хотя службы в ней не было. Прекрасны окрестные виды, чуть пройдя, мы вышли на берег реки Чурьеги, поросший высокой травой. Информация с сайтов http://www.myrusland.ru/places_169.htm, http://www.myrusland.ru/cities_178.htm, википедии и собственные впечатления. Деревянный храм, существующий ныне в Ошевенске, был построен в 1787 году на месте сгоревшей церкви 17 века, по схеме " восьмерик от пошвы с прирубами " уже практически не использовавшейся в то время. Впервые наличие церкви в Ошевенске фиксируется документально в 1648 году. Церковь имела три престола - во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Богоявленский и еще один, посвящение которого к настоящему моменту не установлено. Строительство храма велось, как правило, странствующей артелью, состоящей из нескольких мастеров и примерно десяти " подсобных " рабочих. Нанимал ее " мир " , заручившись благословением правящего архирея. Лес и сруб готовили загодя, зимой или в начале весны, когда стволы особенно смолисты, а санный путь позволял легко вывезти бревна к месту постройки. Строительство начиналось " с оклада " , то есть с первого венца, задавшего форму будущему храму. Следующая важная веха - завершение сруба. Затем - " мощение " потолков, изготовление кровли и, наконец, отделочные работы.

http://sobory.ru/article/?object=07398

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Описывая Покровский собор, современники использовали эпитеты «величественный», «громадный», «обширный», упоминали грандиозные внутренние пространства. Может показаться необычным, что древний монастырский храм столь впечатлял людей и в XIX – начале XX веков, когда в провинции существовало немало значительных зданий, выделявшихся изяществом форм и солидными размерами. От внушительного четверика собора, осенённого массивным пятиглавием, веяло седой стариной. Сдержанный тектонически продуманный декор мягкой живописной пластинкой покрывал стены. В деталях не было единообразия, геометрической правильности – лопатки и ниши имели разную ширину, повсюду варьировались очертания. В памяти возникают близкие угличскому памятнику храмы Белозерья – прославленной «Северной Фиваиды». Но Покровский собор превосходил своими масштабами соборы Кирилло-Белозерского, Спасо-Каменного, Ферапонтова монастырей. Кроме того, существенно отличались характер декора и пятичастная структура фасадов. По аналогии с другими храмами второй половины XV века убранство могло включать рельефные керамические плиты и балясины, но они не были выявлены. Ниши имели незначительную глубину, многолопастные остроконечные завершения и явно не предназначались для установки балясин. На первоначальных кокошниках и барабане могли присутствовать типичные ряды «поребрика» и «бегунка», но проверить это уже невозможно. Храм имел следующие размеры: длина с алтарём 12 саженей, ширина 10 саженей с аршином, высота от основания до кровли 6 саженей (26х22,3х12,8 м). В качестве сравнения отметим, что основной объём собора Воскресенского монастыря (1674-1677) без галерей несколько уступает Покровскому – длина с алтарём 10 саженей 2 аршина, ширина 8 саженей 2 аршина (23х18,7 м), а это один из наиболее значительных храмов Углича! Изначальный облик Покровского собора можно представить лишь условно – с большой долей гипотетичности. Очевидно, он имел крупный барабан, соответствовавший широкому пространству средокрестия, возвышавшийся над ярусами кокошников-закомар. Но каким мог быть барабан, предназначенный не для освещения интерьера, а для размещения придела? В интерьере опорные столбы были значительно смещены в сторону алтаря. С противоположной северной стороны они образовывали широкие пролёты, делая внутреннее пространство более открытым и просторным. Этой особенностью Покровский собор близок Успенскому собору Кирилло-Белозерского монастыря. Очевидно, аналогично четыре опорных столпа поддерживали систему ступенчато-повышенных арок и сводов. Рукава пространственного креста выделялись простором и высотой.

http://sobory.ru/article/?object=59058

Сакулинская. Часовня Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Уникальная по своей архитектуре часовня со сводчатым тесовым потолком и пристроенной открытой колокольней на четырех столбах. Сама часовня в хорошем состоянии, необходим ремонт кровли и установка главки с крестом. Требуется провести срочные работы по укреплению заваливающейся на запад колокольни. Источник: http://obsheedelo.ru Звонница на столбах в деревне Сакулинская Черевковского района Архангельской области. В деревне Сакулинская на высоком левом берегу Двины, немного выше Черевково стоит часовенка поздней постройки — наверное, конца XIX, а может быть, начала XX века. Прямоугольный объем, покрытый на два ската с главкой наверху, стены обшиты. Казалось бы, ничего примечательного. Однако с западной стороны к часовне примыкает звонница, в основе которой — четыре вкопанных в землю столба. На память приходят старинные звонницы на столбах-опорах, не сохранившиеся до наших дней, но хорошо известные по старым фотографиям и обмерам. Это девятистолбная звонница в Ракуле, пятистолбная — в Кимже и звонница в Долгощелье, перестроенная, но первоначально тоже имевшая столбы. Итак, перед нами единственный сохранившийся пример подобной конструкции. Правда, звонница в Сакулинской не столь выразительна по архитектуре, как аналогичные названные постройки. Она имеет два «моста» (так в старину называли перекрытия), устроенных на толстых бревнах-перемычках. На нижнем мосту — настил из плах. В нижней части звонница имела обшивку, которая сейчас почти вся разобрана. Звонница конструктивно не связана с часовней, они могли быть построены и в разное время. Кроме того, не ясно, была ли обшивка первоначально — уж очень заметен контраст между массивными столбами-опорами и легкими конструкциями ограждения. Столбы — гладкие, круглые, без зарубок, только в части яруса звона отесаны на восемь граней. Следы на обвязке верхнего моста указывают на существование ограждения в виде тонкого штакетника, и, вместе с тем, следы на столбах говорят о том, что оно было сплошное, тесовое. В любом случае звонница чрезвычайно интересна своей архаичной конструкцией.

http://sobory.ru/article/?object=24422

Севск. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения Господня построена в 1765 г. в бывшей Казачьей слободе на месте древней деревянной церкви, сгоревшей при осаде города польско-литовскими интервентами в 1634 г. Упоминается в писцовых книгах 1646 и 1711 гг. Императрица Елизавета Петровна в 1744 г. ехала в Киев на богомолье и, остановившись в Севске, посетила этот храм. В знак царственного молитвенного посещения и монаршей милости на царских вратах велено было установить государственный герб - двуглавого орла, над крестом храма - царскую корону. Вознесенская церковь представляет собой тип традиционного " восьмерика на четверике " . Стиль архитектуры - русское барокко в весьма скромном проявлении. Вместо ожидаемой пышности декора непритязательные украшения в виде парных лопаток. Наличники окон и дверей, простые профили карнизов носит самобытный характер, придающий облику памятника задушевность и теплоту. Величественность интерьеру придается развитием пространства вверх. Арочные тромпы перехода от нижнего четверика к восьмерику изящным пластическим эффектом украшают интерьер подкупольного зала. Храм перестраивался в 1830 и 1883 годах. В 1926 г. церковь была закрыта. Во время оккупации Севска (октябрь 1941 - август 1943 гг.) храм использовался как тюрьма. Во время боев по освобождению города здание церкви сильно пострадало. После войны в нем хранили торф, который использовали для отопления соседней школы. К 1980-м гг. храм представлял собой развалины. В книге, посвященной архитектуре Севка, можно найти следующие строки: " Бывшая Вознесенская церковь, от которой остался только остов центральной части - четко выраженный восьмерик на четверике, увенчанный стройным барабаном с главкой. Сохранившийся наружный декор явственно говорит о том переходном времени, когда барочные формы уже соседствуют с классицистическими, например пилястры и полуколонны с килевидными наличниками проемов. От кровли нет и следа, купола обнажены, и на них даже выросли деревья. Ни окон, ни дверей нет, а памятник последние пятнадцать лет стоит без особых изменений и будет стоять еще долго, если его не разберут. К сожалению, такую картину можно наблюдать и на других церквях Севска. "

http://sobory.ru/article/?object=01624

Слово на Благовещение Пресвятой Девы Богородицы. Св. Исихия, пресвитера Иерусалимского Всякий благодарный язык по достоянию чтит Деву Богородицу и подражает в сем начальнику архангелов Гавриилу. Один называет Ее Матерью света, другой – звездою жизни; один – престолом Бога, другой – храмом ширшим неба; один – седалищем не меньшим седалища херувимского, другой – верторадом невозделанным, лозой плодовитой, горлицей чистой, голубицей нетленной, тучей дождевой, зачинающей без тления, – металлом, из которого происходит Несекомый Камень, – судном полным груза, не нуждающимся в Кормчем. Иной – также: ковчегом обширнейшим Ноева, преславным; тот ковчег – животных, Сей – жизни; тот удержал Ноя, Этот – Самого Творца Ноя; тот имел две или три кровли, Этот – все исполнение Троицы, потому что и Дух низшел, и Отец осенил, и Сын поселился, как сказано: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий ( Лук. 1:35 ). Видишь, сколь велико достоинство Богородицы Девы? Единородный Сын Божий, Творец мира, держимый Ею, как Младенец, воссоздал Адама, освятил Еву, сокрушил дракона, отверз рай, утвердил печать чрева. Воистину, велико (достоинство): Она отверзла рай (ибо Ей предстояло ввести туда разбойника и всех наследников царства), в Ней утвердил печать девства Бог Слово воплощаемый, Который не нуждался в двери для входа и выхода. Тебе, о Дево, пророки расточают похвалы, и каждый называет богоносной, удостоверившей тайны чудес. И один именует Тебя жезлом Иессея ( Ис. 11:1 ), дабы объяснить твердое и непреклонное девство; другой сравнивает с купиной горящей и не сгорающей ( Исх. 3:18 ), дабы объяснить плоть Единородного и Богородицу Деву. Та горела и не сгорала: так и Ты родила и не отверзла чрева, – зачала и не повредила чресла, – извела Чадо и оставила чрево запечатленным, – давала млеко и оставила сосцы неприкосновенными, – держала Младенца и не знала отца его, – соделалась матерью, но не соделалась невестой, – Сын вскармливался, а отец не находился.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Смоленск. Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. Карта и ближайшие объекты Существует мнение, что церковь Иоанна Богослова, созданная князем Романом Ростиславичем, была его дворцовым храмом. И.М. Хозеров датировал храм 1173 годом, основываясь на ныне не существующей клировой ведомости храма. Другие исследователи предпочли определять время постройки здания двадцатилетием княжения Романа - 1160-1180 гг. История сооружения известна плохо. Смоленские историки считали, что храм дожил до нового времени в относительно целом виде и пострадал когда здание подверглось обновлениям в 1763 г. старанием майора А. Васильевского и мещанина Никифора Верзина и в 1786 году епископом Парфением. При раскопках найдены следы пожара, поверх которых был положен новый пол, а также остатки рухнувшего столба. Скорее всего эта катастрофа, относится к довольно позднему времени, так как на плане Гондиуса храм изображен с главой, правда на его верху угнездилась буйная растительность, т.е. что кровли у храма не было. Так, что в руки " реставраторов " XVII века храм попал уже без столбов, сводов и главы. Галереи и южный придел, по-видимому, исчезли еще раньше. Под разобранными на участке южного придела поздними склепами, был обнаружен толстый слой древнего известкового раствора, куски которого сохранили отпечатки плинфы - это след работы тех смолян, которые разбирали на материал и хозяйственные нужды руины придела и очищали на месте выбраную плинфу от раствора. В 1924 г. И.М. Хозеров и С.Д. Ширяев провели натурные исследования здания и установили факт наличия снаружи, у восточных углов храма приделов. В 1929 г. была произведена очистка фасадов храма от поздней штукатурки, что яснее выявило их формы. Накопленный материал позволил начать практическое восстановление первоначальных деталей здания. Была осуществлена выкладка нижних частей полуколонн и апсидных тяг, доведенная до современной дневной поверхности. Однако полная реставрация здания не была продолжена, так как она потребовала бы разборки и перекладки разрушенных древних участков стен, т.е. привела бы к потере подлинных остатков памятника XII в. и сооружения нового его " макета в натуральную величину " .

http://sobory.ru/article/?object=00077

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010