Вершинино. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Вершинино (Погост, Вершинино, Шишкина, Горы) расположено в северо-западном углу Кенорецкого плеса на полуострове, объединяет четыре деревни: Погост, Вершинино, Шишкина, Горы. Административный центр Плесецкого сектора национального парка. Часовня Св. Николая Чудотворца украшает не только Вершинино, но и все Кенозеро. Трудно представить Кенозерский национальный парк без этого замечательного памятника. Точный возраст часовни неизвестен, но она существовала задолго до 1846 г. В конце XIX в. часовня была перестроена. В начале ХХ века у часовни еще не было колоколенки. Это видно на фотографии И.Билибина, сделанной в 1902-1905 гг. Её пристроили чуть позже, но в стиле местных часовен. А к 1980-м годам часовня почти разрушалась. Описание часовни в книге Г.П.Гунна " Каргопольский озерный край " . Часовня в то время еще не была отреставрирована: " На вершине холма одиноко стоит Никольская часовня XVIII в. Часовня видна со стороны озера издалека, и это едва ли не единственный пример такого положения культового здания в Кенозерье. Ее можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья; подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Часовня так прекрасна по форме, с таким смелым взлетом клина кровли, что и в поздней тесовой обшивке не теряет своего очарования. Ее можно рассматривать бесконечно, находя все новые выигрышные точки. Этому способствуют и рельеф местности и природный фон - открывающийся с холма озерный простор. Поставлена часовня не на самой высокой точке верхнего плато, а слегка на скате холма, так что южная стена значительно выше, чем северная, но такая постановка при рассматривании здания снизу придает ему величавость. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядит монументальным сооружением. Но вблизи - и это свойство многих памятников деревянного зодчества - она кажется совсем небольшой, размеры ее соотнесены с человеком, она может показаться даже приземистой, вросшей в склон холма, как смотрится , например, часовня с восточной стороны, откуда особенно четко рисуется силуэт ее кровли с изящно врезанной главкой. " (Г.П.Гунн).

http://sobory.ru/article/?object=00295

Глазово. Часовня Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Внимания заслуживает клетская Духовская часовня XVIII века в деревне Глазово. Высокую клинчатую кровлю с полицами завершает крупная глава. С западной стороны часовня имеет позднейшую пристройку с шатровой звонницей, возвышающейся над основным срубом. Часовни в Глазово и в Вершинино имеют между собой много общего, но постановка их в окружающем пространстве различна. Духовская часовня стоит на низменном перешейке между двумя заливами. А.Б. Бодэ " Поэзия Русского Севера " Деревня Глазово расположена в южной части Свиного озера – Шуй-лахте, напротив деревень Федосово и Рыжково. Часовня Сошествия Святого Духа, между 1801-1805 гг. Расписное «небо». Деревня Глазово из нескольких домов и амбаров лежит на склоне холма на узком перешейке между основным плесом озера и его небольшим заливом. Разные части деревни Носили названия Заволочье (возвышенная часть) и Перхтина Гора (Ю.М.Критский). Деревни были закрыты от ветров возвышенностями местности. Часовня построена местными крестьянами без дозволения властей. Раз в году в день престольного праздника в часовне служил священник, приезжавший из Вершинино. Часовня стоит в низине между соседними холмами и хорошо видна отовсюду. Она прекрасно вписана в мягкий пейзаж окрестных полей, спускающихся по холмам к озеру. Часовня в деревне Глазово – памятник перворазрядный. В отличие от многих часовен Кенозерья это часовня праздничная. Описание из книги Г.П.Гунна " Каргопольский озерный край " : " Изящное, стройное, легкое сооружение с высокой островерхой клинчатой кровлей с переломом над повалом и широкими отводными полицами (крыльями крыши). В острый клин кровли врезана крупная шейка с главкой; шейка и главка крыты лемехом. К часовне прилегает возведенная на столбах и зашитая тесом высокая шестигранная звонница. Считают, что она пристроена позже, но по сравнению с вершининской объем глазовской часовни удачно сочетается с ее островерхостью, усиливая взлет клинчатой кровли и внося добавочную вертикаль. Очарование часовни дополняют три стоящие рядом сосны, едва ли не современницы часовни " .

http://sobory.ru/article/?object=01789

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретенский монастырь после большого московского пожара 29 мая 1737 года 12.11.2009 414 Время на чтение 4 минуты 29 мая утром в 11-м часу начался в Москве " великий пожар " . Граф Семен Андреевич Салтыков, который с 1732 года был оставлен главнокомандующим в Москве (после переезда царского двора в Петербург), писал императрице Анне Иоанновне, что " сначала загорелось за Боровицким мостом, на Знаменке, в приходе церкви Антипы Чудотворца, что у Колымажных ворот, на дворе князя Феодора Голицына или у Александра Милославского " . От великого и сильного ветра метало " жестоким полымем и искрами " на другие дворы, и сразу же пожар перекинулся в Кремль. Начали гореть потешные конюшни и потешный двор, весь императорский дворец, также соборы, монастыри, подворья и все коллегии, и канцелярии, и цейхгаузы. В Китай-городе выгорели гостиные дворы, торговые ряды, дома и монастыри. В Белом городе горело через Знаменку, Арбатскую, Тверскую и по Петровке, и то только те места, которые стояли против Кремля, а потом перекинуло через Неглинку. Горело по Рождественке, по Сретенке и по Яузской, кроме одного пушечного двора, а по Мясницкой и по Покровке, как в Белом городе, так и в Земляном, горело все. Выгорели новая и старая Басманные улицы, вся Немецкая слобода, слободской дом императрицы Анны Иоанновны, а также госпиталь и Лефортовская слобода. Пожар продолжался " до 4-го часа по полуночи " на 30 Всего в Москве пострадало 102 церкви, 11 монастырей, 4 дворца, 17 богаделен, 2527 дворов, 9145 покоев и прочего, в пожаре погибло 94 В ведомости московской синодальной канцелярии описаны последствия пожара в Сретенском монастыре: " Соборная церковь в целости, в церквях Николая Чудотворца, Марии Египетской утварь в целости, а кровли обгорели; игуменская келья, пятнадцать братских келий, конюшня каменная и теплая трапезная выгорели " С мая по сентябрь 1737 года монастырь не восстанавливался. Иеромонах Иаков, один из старейших насельников обители, который был принят еще игуменом с братиею Сретенского монастыря подал 26 сентября 1737 года в контору Правительствующего Сената доношение. Он обращал внимание, что игумена в монастыре нет, а во время большого пожара в Москве 29 мая в обители погорели кровли на церквах Божиих, игуменских и братских кельях и в теплой церкви Николая Чудотворца святые иконы и утварь выгорели. Писал, что без кровель от дождевых ливней размыло каменные своды у тех святых церквей и келий " наших убогих старцев " и что внутри церквей и в кельях имеется немалая течь. " Наш монастырь, - писал он, - весьма скуден, крестьян, земель и никаких заводов нет, также и игумена в монастыре нет "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Ставрово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты К началу 1980-х гг. Успенская церковь в Ставрово представляла собой опасно руинирующийся объект позади Торговых рядов на центральной площади посёлка, полностью лишённый кровель, с раскрытыми проёмами и аварийными сводами. Проектирование и проведение реставрационных работ выполнялось в несколько этапов. Основные противоаварийные в 1985-1986 гг. включали вывешивание и частичную перекладку сводов трапезной с восстановлением проблемной северной стены, устройство вновь металлических связей, замену пятиглавия основного объёма. Архитектор Субботина М.М., инженер Ершов Э.Я. Работы выполнялись силами управления " Владимирреставрация " на бюджетном финансировании, заказчик Управление Культуры Владоблисполкома. Далее в плановом порядке были восстановлены кровли основного объёма и апсиды. Проблемной оказалось восстановление кровли трапезной, ввиду её большой ширины. Рассматривалось два варианта - либо современные дерево-металлические фермы с предварительным напряжением, либо первоначальный старый вариант с брёвнами неохватной ширины. Удалось всё-таки найти подходящий качественный лес с длинномерными хлыстами и миникран для его подъёма на высоту, таким образом кровля трапезной выполнена в основных первоначальных решениях, однако оптимизирована современными расчётами. Архитекторы Субботина М.М., Ефимов Д.В., инженер Щелоков О.О. В конце 1980-х гг. реставрация фасадов была завершена, Успенская церковь дождалась и восстановления интерьеров. Попутно решены вопросы инженерного оборудования, т.к.ведение отделочных работ без отопления было невозможно. Церковь была подключена к котельной школы с прокладкой теплотрассы вдоль восточной линии ограды. Последний этап - восстановление ограды, башенок и сильно наклонившихся ворот. Арх. Двоеглазова Т.П. В период реставрации 1980х гг. было принято решение отопительно-калориферный подвал под трапезной не восстанавливать. Вход в него был засыпан. После передачи церкви епархии покрытие центральной главы было сменено и исполнено под позолоту. Однако следует отметить: первоначально все главы были изначально украшены в два три ряда шестиконечными звёздами кованой работы. Диаметры таких звезд были от 0,5 до 0,8м. У автора настоящей заметки сохранилась упавшая на землю подлинная декоративная звёздочка с луковицы главы основного объёма.

http://sobory.ru/article/?object=02700

Дыдылдино. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты В с. Дыдылдино у р. Купелинки исстари стояла деревянная церковь Илии Пророка. В 1627 г. ещё видны следы гражданских войн Смутного времени: церковь " ветха, обвалилась " , " село пусто " . В 1632 г. в селе, вотчине Московского Вознесенского мона-стыря, построена новая деревянная церковь. В 1646 г. насчитывалось 4 двора крестьян. В 1678 г. - 8 дворов, в 1704 г. - 12, в которых жили 49 человек. До 1764 г. Дыдылдино было вотчиной Вознесенского девичьего монастыря. От 1726 г. сохранилось известие, что здесь находилась деревянная церковь во имя Святого Пророка Божия Илии. В 1748 г. вместо неё построили деревянную летнюю, на каменном фундаменте, церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы - ее расположение отражено на межевом плане 1767 г. С 1830-х гг. она, пришедшая в ветхость, неоднократно ремонтировалась, и в 1894 г. прихожане обратились с просьбой построить кирпичную церковь и освятить её в честь Донской иконы Божией Матери. Храм строился на средства действительного статского советника, дворянина, кандидата коммерции Ивана Андреевича Колесникова, имевшего небольшое имение при сельце Пронине того же прихода. Он в 1870 г. поступил в товарищество Никольской мануфактуры Морозовых, с 1886 г. состоял директором правления, с 1905 г. являлся фактически директором-распорядителем. Закладка здания состоялась в 1895 г., и вскоре на расстоянии полукилометра к юго-востоку от деревянной церкви, на вершине холма, у пологого спуска к р. Битце, был выстроен новый каменный тёплый храм с колокольней. 18 августа 1896 г. он освящён. Иконы для него написал художник Стороженко, а в 1899 г. на средства Колесниковых мастер Ерзунов выполнил настенные росписи. Наружное убранство храма выдержано в древнерусском стиле с использованием приёмов и форм архитектуры XVI-XVII вв. Фасады насыщены декоративными элементами, почти не имеют гладких плоскостей, богата их светотеневая проработка. Закрыта была церковь в 1930-е годы. Внутреннее убранство было разграблено, красивейшие с золочением росписи уничтожены на 80%, и только по оставшимся её фрагментам можно было судить о былом благолепии храма. Храм стоял без окон, без дверей, с покосившимися крестами, с земляным полом, частично без кровли (осадки попадали внутрь храма). Кирпичная кладка разрушалась, в расщелинах кирпичей росли березки, стены были покрыты мхом. Храм использовался как склад колхоза, а позднее для тренировки альпинистов. В 1992 году церковь возвращена Русской Православной Церкви и зарегистрирована как храм Пророка Божия Илии. В храме ведутся реставрационные работы и благоустройство территории. Первое Богослужение - Литургия была отслужена на Троицкую родительскую субботу.

http://sobory.ru/article/?object=03963

Наиболее подробное описание храма датируется 1887 годом, когда Императорское Московское Археологическое Общество разослало по храмам Московской епархии анкеты (т.н. «метрики»). Заполнялась эта анкета приходским священником Никольской церкви Григорием Любимовым. На вопросы анкеты он ответил самым подробным образом. Благодаря ему, мы можем хорошо представить себе внешний вид храма Николая Чудотворца того времени: Церковь построена “продолговатым зданием”, одноэтажная, “верх шатровый”. Алтарь состоит из трех граней. Размеры храма: “в вышину 20 аршин, в длину 44 аршина, в ширину 13 аршин”, или, в переводе на современные меры: высота - 14,2 м, длина - 31,3 м, ширина - 9,25 м. Церковь деревянная на каменном фундаменте, обшита тесом, резьбой не украшена. Галерей не имеется. Кровля шатровая, железная, окрашена медянкой, новая, у спусков кровли подзоров нет. Глава на церкви конусообразная, окрашена медянкой. Крест на главе железный 8-ми конечный, окрашен желтой краской. Окна в храме четырехугольные “в один свет”. На окнах решетки железные, “переплетенныя в трех местах именными полосами”. Двое дверей, северные и западные, деревянные, обиты железом и окрашены черной краской, петли простые. Паперть с двух сторон - с севера и с запада. Церковь “устроена в виде продолговатой палаты. Алтарь от храма отделяется деревянной капитальной стеной. Особых приделов нет. Западный притвор - в виде палаты, отделяется от храма глухой стеной с аркой”. Пол в храме деревянный. Помост в алтаре возвышен на три ступени. Престол деревянный, дубовый, покрыт такой же доской, от помоста не возвышен. Размеры “в ширину 1,5 арш., в длину 1 арш. 5 верш., в вышину 1 арш. 6 верш.”, соответственно - ширина - 1,065 м, длина - 0,93 м, высота - 0,975 м . Листами не обложен и надписей нет. Над престолом сень резная деревянная, с шатровым верхом, без глав и крестов и надписей. Жертвенник устроен на открытом месте, деревянный дубовый. Размеры: “в вышину 1 арш. 6 верш., в ширину 1 арш. 6 верш.”, соответственно - высота и ширина - по 0,975 м. Горнее место на открытом месте. Иконостас “старого устройства”. Без резьбы, украшен золочеными полосками по голубому фону. Царские двери двухстворчатые резные, завершение полукруглое. Без столбцов, городков, подзоров и приставных клейм. Перед алтарем от одного клироса до другого устроена деревянная солея, выше помоста храма на три ступени, решеткой не отделена. Клиросы деревянные, с балясинами, окрашены в голубой цвет. Церковь расписана в 1844 году. “Расписана только местами настоящая церковь и алтарь живописным письмом”. Некоторые иконы в иконостасе “стариннаго письма. Русския. Записей на них нет”.

http://sobory.ru/article/?object=42688

Новинки. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца в селе Новинки В древности село Новинки располагалось под горой, на берегу Тьмы, и там же располагалась церковь, место которой до кон. XIX в. было отмечено часовней. Древний храм имел один престол и был посвящен Николаю Чудотворцу. Писцовая книга 1628 года отмечает: “Отроча монастыря что в Твери на посаде вотчина в стану Чаглове село Новинки на реке на Тьме, а в нем храм Николы Чудотворца древян клецки, без службы, запустел от Литовской войны, попа и дьячка и пономаря и просвирницы нет, да в селе двор монастырский, живут монастырские служебники”. В 1858 году силами прихожан и при поддержке купцов Алексея и Гавриила Аваевых, имевших здесь мельницу в деревне Горлово, началось строительство нового каменного храма. В 1864 году строительство было в основном завершено, Аваевы пожертвовали в церковь новый дубовый иконостас. В 1865 году был освящен главный престол в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1879 году на колокольню поднят большой колокол, в 1885 году освящен второй придел - святителя Николая, а в 1892 году холодная церковь (четверик) была расписана. Эта роспись частично сохранилась до наших дней. Престол в теплой церкви (в трапезной) был посвящен святителю Николаю. В 1901 году Аваевы пожелали устроить новый придел в честь святого великомученика Пантелеймона ради драгоценной иконы этого святого, привезенной ими с Афона. Вероятно, такой придел был совмещенным с одним из двух существовавших ранее. Тогда же была расписана трапезная. Эта роспись полностью утрачена в связи с тем, что в советское время своды в ней были разобраны, и долгое время она стояла без кровли. Храм в Новинках был изначально пятиглавым, в псевдорусском стиле. Недостатки стиля (несколько тяжеловат декор) искупается прекрасной постановкой храма на небольшой площади посреди села. До 1940-х гг. храм окружала каменная оградка, разобранная на постройку фермы. Проект Новинского храма был без изменения повторен несколькими годами позже и в соседнем селе Савине, так что по облику уцелевшего (хоть и с утратами) этого храма, можно представить себе, как выглядел храм в Савине. Судьба церкви в советское время сложилась несколько необычно.

http://sobory.ru/article/?object=04439

Черкутино. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1736. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Черкутино, ул. Молодёжная, Черкутинский психо-неврологический интернат, бывш. котельная. Координаты: 56.18498, 39.76587 Проезд:Дорога г.Владимир-г.Кольчугино. На 49 км с. Черутино. На въезде справа от трассы Колокольня утраченной Богородице-Рождественской церкви (в настоящее время Свято-Никольский храм), слева от трассы в 200м бывш. ансамбль усадьбы Салтыковых, теперь Психо-неврологический интернат, на его территории недействующая котельная - Никольская церковь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ред.2012 В 2009 году начат ремонт основного объема. Весь подлинный белый камень карнизов уничтожен, стены обложены красным перегородочнм кирпичом без каких либо украшений проемов вообще. Перемычки проемов из прокатных стандартных уголков. Устроена кровля в барочном стиле. В 2010 году дело встало, главу и крест не осилили. К Пасхе 2012 года устроены глава и крест. На июнь 2012 основной объем раскрыт и в свободном доступе, строительные работы и службы не ведутся. Ред. 2010   В 2010 году бесхозное состояние бывшей котельной психиатрического интерната прекращено. Фасады основного объема перелицованы рифленым полнотелым кирпичом " под штукатурку " , при этом оригинальные резные белокаменные карнизы окончательно уничтожены, откосы окон и дверей выложены без четвертей, а новые кровли оказались без водосборных устройств (желобов, водосточных труб). Тот же основной объем покрыт металлической кровлей синего цвета. К осени 2010 подготовлена установка главы и креста. По неясным соображениям некоей экономии каменный свод восьмерика изнутри, в интерьере храма, обшит второсортным тёсом, скорее всего под последующую штукатурку. Исторические сведения:      " Одновременно с церковью Рождества Пресвятой Богородицы в селе Черкутине издавна существовала другая церковь деревянная во имя святителя и чудотворца Николая. В 1736 году помещик адьютант лейб-гвардии конного полка князь Иван Алексеев Салтыков вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построил каменную в честь того же Святителя.

http://sobory.ru/article/?object=02874

Балахна. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Высокое мастерство показали балахнинцы при сооружении пятиглавой Спасской церкви. Главное помещение церкви вытянуто поперек продольной оси и перекрыто сомкнутым сводом. Средняя глава световая, остальные — декоративные. Пластичный переход к ним от стен четверика дают два яруса кокошников. С запада примыкает трапезная, которая использовалась как зимняя церковь, с двумя придельными престолами, помещавшимися в особых каменных алтарях, перекрытых сводами и выступавших в западных углах внутрь основного помещения. Церковь построена в 1668 г. на средства балахнинского солепромышленника Г.Е. Добрынина. В 1690 г. церковь сгорела и при восстановлении ее в 1702-1704 гг. главы были покрыты черепицей, а с запада пристроена шатровая колокольня, украшенная цветными изразцами. Хотя она построена на 35 лет позже, но составляет единое целое с церковью. Ни одно из окон всего сооружения с их фигурными кирпичными обрамлениями и кокошниками не повторяется по рисунку, причем мастерами были учтены разные условия их освещенности. В 1957—1962 гг. церковь была реставрирована. Церковь XVII в. — Спасская — выделяется особым изяществом деталей и изысканностью линий. Ее формы относятся к архитектуре Христорождественской церкви в той степени, в какой ионический ордер мягче и женственнее дорического. Спасская церковь стоит на гряде между Волгой и речкой Нетечей. Здесь на древней Никитинской улице в Кузнечной слободе в XVI в. были две деревянные церкви — Спасская и Никитская. Церковь Никиты была сожжена в 1610 г. во время набега бродячей казачьей банды, и хотя она не была восстановлена, ее именем и сейчас нередко называют каменную Спасскую церковь, построенную в 1668 г. на средства солепромышленника Г. Е. Добрынина. Сначала это была пятиглавая церковь с трапезной, без колокольни. Главы ее были покрыты " немецким " железом, но в 1690 г. во время пожара кровли, главы и кресты " погорели без остатку " . В 1702-04 гг. производились восстановительные работы, на отремонтированных главах была уложена глазурованная черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами. В начале нашего века все пять глав были сделаны железными, а многие окна расширены и потеряли свою прежнюю форму. Сейчас, после проведенной в 1962 г. реставрации, Спасская церковь предстает перед нами почти в первоначальном виде, который нарушает только сторожка, пристроенная к ее юго-запад-ному углу.

http://sobory.ru/article/?object=00898

— Вы эти вопросы курируете по всей территории страны? — Да, в том числе и на новых территориях. Последний наш опыт — это вопросы, связанные с сохранением культурного наследия Крыма и новых четырех регионов Новороссии. Святейший Патриарх обратился к министру культуры России Ольге Любимовой с тем, чтобы храмы на новых территориях учитывались при формировании бюджета госпрограммы «Развитие культуры», чтобы в скорейшем времени была проведена работа по инвентаризации и включению их в общероссийский реестр памятников. Поэтому всем этим мы тоже занимаемся. — А что такое реестр храмов, который Вы упомянули? — Мы ведем реестр тех объектов, которые были профинансированы благодаря включению их в список Святейшего Патриарха и выделению на них средств из федерального бюджета по различным госпрограммам. — Ведет ли Церковь статистику: сколько старинных храмов восстановлено в России за последние годы? — С 2009 по 2023 год были проведены проектные, противоаварийные, консервационные работы и научная реставрация более чем на 600 храмах — объектах культурного наследия. Конечно же, не все они были сданы «под ключ», где-то проведены только проектные работы, где-то работы были выполнены частично, например замена кровли или ремонт фасада, но так или иначе на 600 объектов культурного наследия были направлены средства из федерального бюджета. Я считаю, что это большая цифра. Это ведь только по «церковному разделу» госпрограммы, не учитывая тех средств, которые Министерство культуры РФ выделяет самостоятельно, например, на реставрацию Соловецкого монастыря , Новодевичьего монастыря или других храмов, которые финансируются без учета позиции ФХУ. — Вот прямо-таки — без учета? — Мы сейчас говорим о разделе по реставрации, который в госпрограмме «Развитие культуры» числится под номером 3. Это объекты культурного наследия, которые находятся в собственности религиозных организаций или Российской Федерации; список объектов, которые попадают в этот раздел, формируется ФХУ и благословляется Святейшим Патриархом. А по другим разделам Минкультуры РФ самостоятельно выделяет финансирование. Заключен меморандум между ФХУ и Министерством культуры, по которому мы взаимодействуем только в рамках третьего направления. Есть еще раздел госпрограммы «Историческая память», в котором тоже финансируется реставрация объектов культурного наследия религиозного назначения. К этому направлению нас привлекают иногда как экспертов для совместного поиска решений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6033026...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010