Бог Отец есть источник нашего освящения благодатью («Отче Святый, святи их во Истину Твою» - говорил Спаситель в Своей Первосвященнической молитве). Сын Божий как Искупитель есть Виновник нашего освящения. Он осуществил возможность низпослания благодати роду человеческому. По Его ходатайству послан Святой Дух, Который усвояет людям плоды искупления. Он есть Совершитель освящения людей, возрождает их в Таинстве Крещения. Благодать необходима для начала нашего движения по спасительному пути: «Никто не может прийти ко Отцу, если Отец Мой не привлечет его». Апостол Павел писал: «Я насадил, Аполлос напоил, Бог же возрастил». Преп. Макарий Великий: «Как тело без души мертво, так и душа и без Святого Духа». Благодать необходима для продолжения спасительного пути. Христиане не могут утвердиться в добре без содействия благодати: «Без Меня не можете ничего делать». Св. Григорий Богослов: «Божия помощь необходима и для того, чтобы пожелать добра». Блаженный Августин: «Как телесный глаз, хотя и здоровый, не может видеть без помощи света, так и человек не может жить праведно без помощи благодати». Важнейшей чертой образа Божия в человеке является возможность для него свободы выбора. В книге Второзаконие читаем: «Жизнь и смерть, благословение и проклятие перед лицем Твоим – избери жизнь». Во власти человека открыть или закрыть свое сердце для принятия Христа – благодать будет действовать при этом условии. Св. Иоанн Златоуст: «Бог не принуждает никого, и если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно». Преп. Макарий Великий: «Без согласия воли человеческой Сам Бог ничего не производит в человеке. Человеческие добрые намерения не бывают без помощи свыше, а ее не бывает для того, кто не прилагал для этого стараний». Рассказывают трогательный случай, когда о. Кирилл (Павлов) плакал, обратив внимание на слово «убеди» в притче о званных на царскую вечерю. В Апокалипсисе мы читаем: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/o_...

Во-первых, это условные безначальность и бессмертие Мелхиседека, поскольку Писание не говорит как о его родословной, так и о факте его смерти, что необычно для книги Бытия и наводит на мысль, что это умолчание преднамеренно. Условная безначальность и бессмертие Мелхиседека есть прообраз тех же свойств, но уже не условных, а реальных, у Христа. По словам блаж. Феодорита Киррского «Божественное Писание, изложило родословие Авраама и многих других, живших и прежде, и после него, — его отца, и деда, и прадеда, и предков, и даже добавило, сколько будучи лет, он родил, и сколько потом прожив скончался. В рассуждении же Мелхиседека Божественное Писание не дает знать ни отца его, ни матери, ни рода, ни того, сколько времени жил, когда принял конец жизни. Итак, поэтому он — «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни», ибо ни о чем этом нам не дает знать Божественное Писание». Свят. Иоанн Златоуст подчеркивает, что отсутствие указаний на родословную и время жизни Мелхиседека как раз и составляет особенность его типоса Мелхиседека в Ветхом Завете: «но как, скажешь, возможно человеку быть без отца, без матери, и не иметь ни начала дней, ни конца жизни? — Ты слышал, что он был образом (τπος) и поэтому не изумляйся, и не ищи в образе всего: он не был бы и образом, если б имел все, что свойственно только самой истине». Блаж. Феодорит объясняет, что именно «Владыка Христос по естеству, в действительности имеет каждое из этих свойств. Он без матери, как Бог, потому что рожден от единого Отца; а без отца, как человек, потому что родился от одной Матери — то есть, Девы. Он без родословия, как Бог, ибо не имеет нужды в родословии, потому что рожден от нерожденного Отца. Он не имеет начала дней, потому что рождение Его вечно; не имеет конца жизни, потому что Его естество бессмертно. Поэтому не Владыку-Христа уподобил апостол Мелхиседеку, а Мелхиседека — Христу, потому что Мелхиседек — образ Христа, а Христос — истина образа». Из условного бессмертия следует мысль о необычности мелхиседекова священства, которое в таком случае не только превосходит аароново по своей степени (ибо сам Авраам приносит десятину салимскому царю), но и по продолжительности во времени (смерть Аарона описана в Пятикнижии, а о смерти Мелхиседека не говорится ничего).

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Доказательство третье 1 . Награда без дел и трудов не бывает и не дается. 2 . Жизнь вечная есть награда. 3 . Следовательно, жизнь вечная без дел и трудов не дается. Первое изречение можно объяснить следующим образом. Существуют явления, связанные между собой так, что одно не бывает без другого. Например, отец и сын, гос­подин и раб, дела и награда. Отец, поскольку он отец, не может быть таковым, если у него нет или не было сына. И, наоборот, сын, поскольку он сын, не может быть таковым, если у него нет или не было отца. Таким же образом и господин, поскольку он господин, не может им быть, если у него нет раба. И, наоборот, раб не бывает без господина. Так же следует говорить и о награде. Награда, поскольку является наградой, не может ею быть и называться без дел, без трудов, без заслуг. Если она будет даваться без дел, то будет уже не наградой, а долгом, даром, благодатью или милостыней. Награда же, поскольку является наградой, обязательно предполагает труды и заслуги. Второе изречение, «жизнь вечная есть награда», ясно на основании Священного Писания. Не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя (будет) весьма велика ( Быт. 15, 1 ). Но вы укрепитесь, (...) есть возмездие за дела ваши ( 2Пар. 15, 7 ). А праведники живут во веки; награда их – в Господе ( Прем. 5, 15 ). Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот. Награда Его с Ним ( Ис. 40, 10 ). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах ( Мф. 5, 12 ). За что же эта награда? Христос объясняет это выше: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно зло­словить за Меня ( Мф. 5, 11 ). И тотчас добавляет: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша. И выше: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное ( Мф. 5, 10 ). Позови работников и дай им плату ( Мф. 20, 8 ). Что же это за плата? Это пенязь, или динарий, который, по единодушному толкованию святых Отцов, означает жизнь вечную. Обратите внимание на то, что награда вечной жизни дается Подателем всего. Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). И ниже: У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду ( 1Кор. 3, 14 ). Время судить мертвых и дать возмездие рабам твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего ( Откр. 11, 18 ). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною ( Откр. 22, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Если бы мы были твердо уверены, что все бывает по воле Божией, то менее страдали бы. Станем же, возлюбленные, во всех своих невзгодах и страданиях прибегать к Богу с молитвой от всего сердца, искренне исповедуя перед ним свои погрешности и прося у Него помощи терпеливо нести постигшее нас горе, говоря: Господи! Все то, чем я страдаю, или что произошло для меня скорбного от этого человека, все это случилось со мною по Твоей святой воле - в этом уверен я также, как в том, что я живу ныне; укрепи, Господи, мои силы мужественно нести возложенное на меня бремя по святой воле Твоей! Сомнение в существовании о нас Божьего промысла и непонимание нами истинной причины наших несчастий повергает нас в отчаянье или, по крайней мере, производит в душе в большей или меньшей степени скорбь и отсутствие надежды на свое спасение. О, как мы слабы и нетверды в обнаружении своей веры в промысел Божий не только о каждом из нас, как существе свободно разумном, но и тончайшем волоске, который не падает с головы нашей без воли Божьей! В этом удостоверяет нас неложный свидетель, Сам Христос, Спаситель наш и Господь, говоря: " Не две ли малые птицы продаются за ассарий (мелкая монета)? и ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего (небесного), " и опять усугубляя это выражение, говорит: " Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц " (Матф. 10:29-31; ср. Лук. 12:6-7). О, каково милосердие Его! - с птицей на землю падает сам Бог. Ибо, воистину, воля Божья есть сам Бог, действующий беспрестанно во всяком создании Своем. С рыбой Он - плавает; с птицей - летает; со змеей - ползает; с другими животными Он ходит. Не оставляет Бог ни одного создания Своего без Своего промысла о каждом. Если и тысяча тысяч птиц попадутся в сети , ни одна из них, и самая малая, не будет уловлена без воли Божьей, ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного. Тот же самый Промысел Божий, который заботится о наименьшей птице, как и об орле, заботится еще более о венце Своего творения на земле, о человеке. Если же ни одна из птиц не упадет без воли Божией в приготовленную для лова ее сеть, как же ты, о человек - созданный по образу Божьему, предназначенный быть наследником горнего царствия, но испытываемый в твоей верности и постоянстве разными противными тебе скорбями, убытками, оскорблениями - как же ты падаешь духом, печалишься и думаешь, что все скорбное для тебя, постигшее тебя со стороны, произошло без воли Божьей, по разным, враждебным против тебя, причинам?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Если желаешь знать и награду добродетели, то знай, что награда эта выражается в добровольном согласовании своей воли с Божественной (в постоянном повиновении Богу во всех обстоятельствах), а не в многотрудносги подвигов и не во множестве их. Поэтому прав блаженный Леон: «Случается, что равняется неравный по своим ценным пожертвованиям, – по своим трудам с последним; так же ум благий может равняться с богатейшими приношениями». Еще в древности через пророка Исаию Бог обличает (как бы с сожалением!) наши фарисейские (лицемерные) поступки: укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо ( Ис 58, 1 -з, 6). Подобных людей и теперь находится множество, которые всегда печалятся о своем скорбном и бедном житии, потому что сердце их привязано к временным земным благам и они ропщут и негодуют, что блага эти не посылаются им от Бога в изобилии: они действительно желают быть причисленными к творящим волю Божию и считаться таковыми; но весьма нерадиво ищут этого, ибо не подчиняют Божией воле свою волю, хотя и тщеславятся этим.  Старший брат Фомы Кемпийского Иоанн, муж благоговейный, обыкновенно повторял: «Хотим быть смиренными, но без презрения; – терпеливыми, но без скорби; – послушными, но без стеснения; – добродетельными, но без трудов; нищими, но без оскудения; – кающимися, но без покаяния и истинного сокрушения сердца; желаем быть любимы, но без благорасположения; чистыми, но без святыни; такое хотение немного лучше нехотения: так, по временам, мы не хотим жить, однако ж и умереть не хотим, так Ангел может справедливо сказать нам на это: “Придет время, что молить будешь, чтоб не умереть, но умрешь и нехотя; страдать ужасаетесь и изыти из тела не желаете, как же мне поступить с вами?”» Как отвечать на этот вопрос, учит нас Бернард: «Жить стыжусь, ибо весьма мало успеваю в добрых делах и умереть боюсь, ибо не готов к смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

«Кеносис» воплощенного Бога, разумеется, добровольный, раскрывает самую жизнь Троицы. Когда Иоанн в Прологе говорит нам о Слове pros ton , бывшем у Бога», он показывает нам Бога, Который открывается, Бога, где Один (с большой буквы) не существует без Другого (с большой буквы), в радостной жертве каждого для того, чтобы другой был. Это Бог , Который открывается, Бог, Который дарует Себя, и тот факт, что власть Бога есть власть Любви, включает в себя добровольное ограничение, которым Бог обязывает Себя, чтобы дать человеку (и ангелу) пространство Свободы. Или лучше даже сказать, что именно в этом ограничении коренится истинное всемогущество, именно в нем выражается тайна Бога как дара Самого Себя, смирение, уважение к другому вплоть до креста: Он – «Агнец, закланный от создания мира» ( Откр 13: 8 ). Вот почему тайна слабости Божьей – это тайна Его истинного всемогущества, это тайна, освещенная жизнью, это страсти и крест Иисусовы, тайна, сокрытая в глубинах Церкви, в распятом бытии святых. Подвергаясь оскорблениям, которые Ему пришлось вынести, Иисус был, по всей вероятности, в полноте Своей человечности, взятой в контексте определенного народа и эпохи, завороженной воинствующим мессианизмом, искушаем употребить власть через насилие. Таков был последний соблазн, который Он отверг в пустыне. В Галилее Он был окружен мощным народным движением, которое хотело «взять Его и сделать царем» ( Ин 6:15 ). Именно тогда Он принял решение сосредоточиться на «малом стаде» Своих учеников и перенести борьбу в самое сердце власти – в Иерусалим, местопребывание еврейской религиозной власти, которая использовала Бога, чтобы служить человеку, и римской политической власти, которая использовала человека, чтобы сделаться богом. И вот: Крест, Воскресение, Пятидесятница – излияние благодати как силы, полностью доброй, животворящей, по ту сторону противоречивости падшего мира, в котором жизнь никогда не идет без смерти, любовь без ненависти, сила без насилия. Во Христе, на ветру Духа, мы призваны к участию в этой силе, в этой жертвенной и спасительной власти. «А тем, которые приняли Его,... дал власть быть чадами Божиими» ( Ин 1:12 ). Фраза «если что можешь...» ( Мк 9:22 ), произнесенная потерявшим надежду отцом, вызывает ответ: «Все возможно верующему». Ни человек без Бога, ни Бог без человека: во Христе они без разделения, или смешения. Вот почему на «Без Меня не можете делать ничего» Христа (15:5) отвечает ликующее утверждение Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил 4:13 ). «И если чего попросите... во имя Мое, то сделаю» ( Ин 14:13 ). «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно,...ничего не будет невозможного для вас» ( Мф 17:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Но такое понимание слов Христа основано на недоразумении. Господь этими словами окончил сравнение Себя с виноградной лозой, а верующих в Него — с ветвями лозы. Я есмь... виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь... а вы — ветви... Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне... кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Эти слова означают вот что: ветвь виноградная живет той же жизнью, как и лоза, на которой она растет, и питается теми же соками, какими питается лоза; и только при этом условии она может приносить много плода. Так и последователи Христа: деятельность их тогда только может вести их ко спасению, когда они живут той же жизнью, какой жил Христос по Его человечеству, когда питают свои души той же духовной пищей, какою силен был Он, Христос-Человек, то есть покорностью воле Отца. Христос не только учил, как мы должны жить, исполняя волю Божию, но и Сам жил так, как учил, Сам был живым примером для нас. Без подражания Ему, без стремления быть похожими на Него и жить так, как Он жил, мы действительно не можем сделать ничего для своего спасения; жить же, подражая Христу, значит исполнять все Его заповеди, а для этого требуется усилие человека над самим собой, борьба с соблазнами и искушениями. Следовательно, вышеприведенное изречение Господне не дает нам никакого права отвергать силы самого человека. Конечно, силы человеческие слабы; мы не можем обойтись без помощи свыше, без благодатной милости Божией. Виноградная ветвь подвергается иногда нападению вредных насекомых и грибков, с которыми сама не может справиться и от которых очищает ее виноградарь. Так и человек, изнемогающий в борьбе с искушениями, нуждается в помощи Небесного Виноградаря; и если он обращается к Нему за этой помощью, то она дается ему, ибо Господь сказал: Просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7). — Да, без подражания Христу, без стремления жить одной с Ним жизнью и без Его благодатной помощи, мы не можем спастись, не можем удостоиться блаженства вечной жизни. А из этого ясно, как заблуждаются те православные христиане, которые относятся с полным недоверием к силам самого человека и надеются спастись

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Слушатели дружно согласились со мной. Сектанты молчали. И я еще раз поставил перед ними вопрос: – Как же младенцы ваши за взрослыми попали в Церковь Христову? Михаил молчал; безмолвствовали и его «браты». Я хотел привести сектантов еще в сильнейшее раздумье. И я сказал: – Если, как вы говорите, младенцы ваши уже по одной вере нашей – в Церкви Христовой, то зачем вы их после крестите? Выражение глаз у Михаила прояснилось. Он ответил: – Крестим взрослых людей для того, чтобы приложить их к Церкви. – Значит, до крещения младенцы ваши – не в Церкви Христовой, если вы сознаете нужду в известное время «прилагать» их ко Христу, к Церкви Его? Иначе однажды приложенных к Церкви Христовой без крещения, по вере вашей, зачем опять «прилагать» после чрез крещение? Это – ненужное повторение... – Туман вы на нас нагоняете! мрачно заметил мне один старый баптист. И баки забиваете. – Нет, друзья, не туман я на вас нагоняю, а свет Христов, и не баки вам забиваю, а глаза прочищаю. Мне хочется разъяснить вам, что без водного крещения младенцы ваши не могут прийти в Церковь Христову. – Затем я открыл Евангелие и прочитал слова Христа Никодиму: «истинно, истинно говорю те6е: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух» ( Иоан. 3, 5, 6 ). Смотрите, как ясно учит Христос; без рождения «от воды и Духа» никто не может войти в царство Божие: А что это за рождение от воды и Духа? О какой воде поучает нас Христос? Об этой воде пишет Ев. Иоанн в той же 3-й гл., когда говорит: « Иоанн крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (ст. 23). Очевидно, Господь убеждает всех нас, что без водного крещеная и без благодати Духа Божия никто из людей, живых и здоровых, не может войти в Царство Божие. А вы говорите, что младенцы ваши, рожденные от плоти, без крещения в Церкви Христовой. Чем это вы можете доказать? – Да попал же разбойник, уверовавший во Христа на кресте, без крещения в царство небесное? Так без крещения и наши младенцы будут со Христом, если умрут.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Таким человеком, потерявшим веру на службе Богу, стал евангельский начальник синагоги Иаир. В нашей системе табели о рангах — это настоятель храма. Слова Христа, обращенные к нему, говорят о финальной стадии болезни — Не бойся, только веруй Без веры жить сначала весело и выгодно, но потом наступает тяжесть и страх. Страх остаться без денег, без здоровья, без покровительства, без места, без связей, без детей. И этот страх нарастает как лавина. Страх – финальный синдром. С Богом, наоборот – покой, мир, уверенность. Разве может меня бросить любящий Бог? Слова : Не бойся, — говорит о том, что в человеке поселился страх. — В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви, — сказал апостол Иоанн Значит, у Иаира уже не было не только веры, но любви к Богу. И вот, как это часто бывает, Христос дает запутавшемуся человеку мастер-класс, не Сам, но через тех, кто умеет решать проблемы посредством веры. На этот раз мастер-класс был от кровоточивой женщины. Все кто болел тяжелой или смертной болезнью и выздоровел, знают, что сначала перемена жизни и лежание в больнице возбуждают душу. Человек бодро молится, читает каноны с акафистами, жадно прислушивается к бывшим чудесам и ищет святыни для поклонения. Но потом молитвенный пыл спадает и постепенно в душе устанавливается сухая и жаркая пустыня, где вместо солнца боль. Сил едва хватает на то, чтобы с огромным трудом выдохнуть лишь одно слово — Иисус,- в котором умещается все Молчание неба уже кажется справедливым: — Я, в самом деле, дрянной человек. Я всем в тягость. Мною измучены родственники и друзья. И кажется, мной, гнушается Сам Бог и поэтому Он молчит. Он забыл меня. Вспоминается молитва отчаяния праведного Иова: — И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего, ибо вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня и нет меня. И из последних сил вздохнешь, раздувая последнюю искру веры: — Но только не молчи — я не могу без огня; Я все стучусь у дверей: Так Господи мой Боже, помилуй меня!

http://pravmir.ru/profbolezn-iaira/

Чуть добавлю - для ясности... Можно? Ощутить невидимого Бога – Святого Духа. (Без этого чувства дальше не читать!!!). 11. Закон труда (служения). " Без Меня не можете делать ничего». (И никогда, особенно в настоящий момент!). «Постом и молитвою служа Богу день и ночь». " Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». " Ничего не делайте по любопрению, или по тщеславию, но по смиренномудрию». (Причем ИМЕННО в настоящий момент!): Восчувствовать свой грех, ощущая присутствие Божие: Господи Иисусе, Боже наш, помилуй нас. «Все делайте без ропота и сомнения». Ощущая Господа. " И все, что делаете, (именно в настоящий момент!) делайте от души, как для Бога, а не для человеков». " Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи». " Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». " Лучше горсть с покоем, чем пригоршни с трудом и томлением духа». " Трудно тебе идти против рожна». Не забыл ли я о Боге сейчас?! + " Трудящийся достоин награды своей». " Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». " Каждый получает награду по своему труду». " Ничего не требуйте более определённого вам». " Не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь своим жалованием». " Не заграждай уста вола молотящего». Помни о смиренномудрии. Самый тяжёлый труд – сделать себя лучше!/Прекратить чтение без восстановления смиренного направления мыслей к Богу!/. " Все делать с молитвою». (В непрестанном чувстве Бога!). Хочешь жить – учись молиться , т.е. постоянно чувствовать Бога. " Если действовать не будешь ни к чему и знание Божественных законов». «Душа уподобляется своим занятиям: что она делает, от того и принимает на себя вид " . " Без помощи Божией и личных усилий изменить свой характер невозможно " . " Никакого дела не начинать без молитвы» – не раз проверено – намучаешься, и всё равно плохо кончится..! ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ, ХОТЬ НЕМНОГО – БЕЗ ТЩЕСЛАВНОГО НА ЕГО БЛАГОДАРНОСТЬ... Может, постараться сейчас ощутишь Бога..? " Ничего не делать без молитвы». " Работать с молитвой ради... " . И т.п. Извините... Добавить комментарий

http://radonezh.ru/analytics/glavny-idol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010