Репортажи На конференции «Иконология и иконичность» обсуждали фильм «Остров» и проблемы современного иконописания 26.01.2007 21:55 Москва, 26 января, Благовест-инфо. III международная конференция «Иконология и иконичность» состоялась 26 января в Издательском совете Русской Православной Церкви. Инициатор и постоянный председатель конференции – богослов, доктор филологических наук, создатель православной концепции иконичности, автор многих книг Валерий Лепахин (Сегед, Венгрия). Куратор форума – ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. В конференции приняли участие искусствоведы, иконописцы, богословы, историки из разных городов России. Перед началом работы конференции к участникам с приветственным словом обратился председатель Издательского Совета РПЦ, протоиерей Владимир Силовьев. Он отметил, что, хотя Россию и перестали считать «самой читающей страной в мире», но интерес к проблемам философии, богословия, иконописания в нашей стране не угас, о чем свидетельствуют многочисленные научные форумы и выставки. То, что ведущие ученые уже в третий раз собираются, чтобы обсудить проблемы иконичности, свидетельствует не только об их интересе к этой теме, но и о желании внести свой вклад в противостояние массовой культуре, тому без-образию, которое через телевидение вторгается в нашу жизнь, считает о. Владимир. Доклады, объединенные проблемой иконичности, были разнообразны по тематике. Валерий Лепахин представил свое исследование об особенностях употребления слова «образ» в русском переводе Нового Завета. Он подсчитал, что в Синодальном переводе это слово встречается 40 раз, а в греческом тексте русскому «образ» соответствует 12 разных слов. В. Лепахин подробно проанализировал случаи употребления различных оттенков смысла этого понятия. Марина Васина, магистр богословия (НИИ православной иконологии, Санкт-Петербург) сделала доклад «Евхаристия и икона против концептуальных идолов сознания», в котором рассмотрела процесс формирования православного учения об образе. Ею были затронуты ранние христианские споры о различении подлинно сакральных образов и «идолов», критически разобраны вопросы богословия образа в трудах о. Сергия Булгакова и современных зарубежных исследователей. Главный акцент был сделан на том, что к иконе нельзя подходить с теми же критериями, как к изобразительному искусству, с позиций «внешнего наблюдателя». «Встать вровень с языком иконы» можно только через Евхаристию, убеждена М. Васина.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святой Василий, действительно, желая убедить тех, кто сомневался в божественной природе Святого Духа, приводил их к осознанию «равенства чести», придаваемой Утешителю Писанием и Литургией… «Святой Кирилл Александрийский, — продолжал папа, — согласился оставить в 433 году свою великолепную богословскую систему, ради примирения с Иоанном Антиохийским, после того как уверился в том, что при различных выражениях, их вера была тождественной» Александрия придавала большое значение всецелому обожению человеческой природы Христа, иной раз забывая его конкретную человеческую личность. Антиохия же настаивала на этой личности, иной раз как бы отслоняя ею личность воплощенного Слова, в которую облекся человек… Однако прекрасное определение 433 года, подлинный богословский вывод Третьего Вселенского Собора, показал взаимодополняющий характер этих двух взглядов на Христа. Вернуться к духу Отцов — это значит сознавать относительную значимость понятий и систем перед лицом невместимой реальности тайны, созерцаемой в глубинах Церкви. Исходя из этого формулируется другой принцип–принцип уважения плюрализма и свободного исследования, причем не релятивизируется существенное, которое остается объединяющей силой этой симфонии, как бы суммой частичных выражений. Хартия, врученная папой патриарху, говорит о важности «знания друг друга и взаимного уважения при законном разнообразии литургических, духовных, канонических, научных и богословских традиций». Обратившись с речью к молящимся в храме Святого Георгия, Павел VI говорил, что он молится о том, «чтобы Господь… даровал нам живое ощущение единого на потребу, которому все остальное может быть подчинено или принесено в жертву». Патриарх проводит сближение между разнообразием эпох и пространств с требованиями верной и творческой мысли: «Будем вести, — говорит он, — наш богословский диалог на основе полноты общения в том, что являет собою суть нашей веры и свободу мысли, духовной, богословской и творческой, мысли, вдохновленной общими Отцами, с учетом разнообразия местных обычаев, допускавшихся Церковью с самого начала ее существования». Как же выделить существенное? — спрашивает Павел VI. — Обнаруживая в разных культурах и эпохах то, что не взирая на разность терминологии остается «всегда равным самому себе». Здесь речь идет о знаменитом каноне святого Викентия Леринского, которого придерживаются православные: принимать за правило веры то, «во что верили все, всегда и повсюду». Это относится не к какому–то немыслимому и механическому едино образию, но к «ощущению Церкви», в котором — через пространство и время — слагается таинственное созвучие (в музыкальном смысле) умов и сердец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Что касается наконец до типографских опечаток, то за них никто и никогда вполне ручаться не может. Они, подобно критикам, иногда искажают смысл. Сам взыскательный рецензент сознает, что «на этом пути ошибки неизбежны по бесчисленному множеству и разнообразию пословиц, так и по невозможности знать, какая из них принадлежит целому народу и какая известному сословию, классу, кружку, семейству и лицу». Редактор Историкоюридического архива признает сборник русских пословиц не только неизлишним, но даже полезным и потому уже, что он вызвал и обнаружил личные мнения и чувствования рецензентов. Благодарим его на добром слове, которое, по русской пословице, «лучше мягкого пирога». Пословицы и притчи А 1 Авось Бог. Авось и как-нибудь до добра не доведут. Авоська веревку вьет, небоська петлю накидывает. Алтынная кошка полтинную часть тянет. Б Баба пьяна, вся чужа. (ср. Р. Н. П. П542). Баба слезами беде помогает. Бабий язык чертово помело, выметет из дому и хитреца и мудреца. Баня не заговенье. 5 Баран бараном, а рога даром. Барин за барина, мужик за мужика. Безрогая корова хоть шишкою, да бодет. Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится. Без креста и молитвы не будет ловитвы. 10 Без муки нет науки. Без поджоги дрова не горят. Без сладкого пирога имянинника под стол сажают. Без спроса нет расспроса. Без столбов забор не стоит. 15 Без уговора не садись, а на слово не вяжись. Без чашки бражки гость, гложи кость. Без борца нет венца. Без копейки не бывать рублю. Без сборничка нехорошо перед образа встать. Без Троицы дом не строится; без четырех углов изба не ставится; без пяти просвир обедня не служится. Бей в куст пуля виноватого отыщет. Бей жену до детей, а детей до людей. Бей (сына), пока поперек лавки ложится, а когда вдоль будет ложиться, тогда поздно. Битая посуда два века живет. 25 Ближний сосед лучше дальней родни. Бог даст, так и на печку подаст. Бог долго терпит (вар. ждет), да больно (вар. крепко) бьет. Бог напитал, никто не видал. Бог на правду призрит. 30 Бог по силе крест налагает.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Епитимии Если не слушает трикратного обличения перед всеми – отсечь О провинившихся у аввы большее попечение Если прегрешения в легком Лишение общего стола и пения молитвы в церкви, пищу принимает после всех в важном Лишение и стола, и молитвенного общения. Никто с ним не разговаривает Если кто вступит в общение с подъепитимийным, получает равное с ним наказание Если наказанный не исправляется, применяют телесные наказания, потом – лишение молитв, потом – отсекают Выгнанных принимают до трех раз Так как «не понимают важности обычных епитимий» «Ни одного поступка не считать маловажным» Отлучение – от общения с братией в столе, труде, молитве и причащении Вне общения – отлучение от причастия или без обеда Без благословения – без утешения, получаемого или в церкви, или за обедом Без пищи Действия Нерадивых на молитве – отлучать или на неделю поститься Поклявшихся – отлучение на две недели Ропотливых – отлучение на неделю Празднословящих – отлучение на неделю Также клятвопреступников, укоряющих, ругающихся напрасно, обижающихся, осуждающих Вышедшим из монастыря без благословения – без общения Также стяжателей собственности, соглашающимся с другими на грех Если кто лишен благословения, но возьмет его – отлучение Кто заговорит с пришедшим без приказания настоятеля – без благословения Кто ест без благословения – отлучение Дарить что-либо или меняться без ведома настоятеля – без благословения Кто заводит шутки за трапезой – поставить на молитву и без пищи Кто не придет на трапезу без причины – без пищи Кто без ведома настоятеля напишет или получит письмо – отлучение Детей наказывать более чувственно: пощением или телесно После повечерия никому уже не позволено говорить. Нарушитель подлежит тяжкой епитимии Опаздывающим на богослужение: стоять в конце или на особом месте и после молитвы принести всем покаяние «Чтобы через то, всеми замечаемы, от одного этого стыда исправлялись» Опаздывающим на трапезу: до двух раз – выговор. Потом – за особый стол, лишив вина «Никто да не дерзает принимать пищу или питие прежде или после установленного часа»

http://pravoslavie.ru/31621.html

Выгнанных принимают до трех раз Так как «не понимают важности обычных епитимий» «Ни одного поступка не считать маловажным» Отлучение – от общения с братией в столе, труде, молитве и причащении Вне общения – отлучение от причастия или без обеда Без благословения – без утешения, получаемого или в церкви, или за обедом Без пищи Действия Нерадивых на молитве – отлучать или на неделю поститься Поклявшихся – отлучение на две недели Ропотливых – отлучение на неделю Празднословящих – отлучение на неделю Также клятвопреступников, укоряющих, ругающихся напрасно, обижающихся, осуждающих Вышедшим из монастыря без благословения – без общения Также стяжателей собственности, соглашающимся с другими на грех Если кто лишен благословения, но возьмет его – отлучение Кто заговорит с пришедшим без приказания настоятеля – без благословения Кто ест без благословения – отлучение Дарить что-либо или меняться без ведома настоятеля – без благословения Кто заводит шутки за трапезой – поставить на молитву и без пищи Кто не придет на трапезу без причины – без пищи Кто без ведома настоятеля напишет или получит письмо – отлучение Детей наказывать более чувственно: пощением или телесно После повечерия никому уже не позволено говорить. Нарушитель подлежит тяжкой епитимии Опаздывающим на богослужение: стоять в конце или на особом месте и после молитвы принести всем покаяние «Чтобы через то, всеми замечаемы, от одного этого стыда исправлялись» Опаздывающим на трапезу: до двух раз – выговор. Потом – за особый стол, лишив вина «Никто да не дерзает принимать пищу или питие прежде или после установленного часа» Отлученным от общения: во время богослужения вне храма, простершись на земле, когда братия выходят, припадать всем к ногам За малые вины: после молитвы просить у всех прощение Кто провинится на богослужении или послушании, тот сразу приносит покаяние, если сам не покается – большее взыскание Богослужение Молитва общая Состав Зимой (от ноября до Пасхи) – после бдения отдых до 2 часов ночи, «чтобы братия больше покоились… время, которое некоторые занимают на обучение Псалтири»

http://azbyka.ru/drevnie-inocheskie-usta...

Какая это христианам строится тайна? Там мы увидим всех тех, которые, уводив Богу, наследовали это место. Увидим Авраама, но сияющего славой, и его успокоительное недро. Увидим Иова, почивающего на ложах небесных и смотрящего на нас радостно, и бедного Лазаря, вкушающего от плодов райских деревьев. Увидим победоносных мучеников, носящих в руках торжественные ветви. Увижу я и Павла, дорогую мне душу, неизреченными словами описавшего небесную страну. Но когда сподобимся увидеть еще и Самого нашего Владыку, Искупителя и Ходатая Христа, надежду нашу и жизнь нашу, то от Его блистательной Славы, как ученики на Фаворе, падем ниц; но милостивая Его рука скоро поднимет нас и Сделает, чтобы мы и сами сияли как солнце. Боже мой! по эту сторону неисчислимые полки Херувимов оглашают Небеса трисвятым пением, по ту сторону пресветлый собор блаженных радуется о своем упокоении, а тут, посреди них, благость Божия поставит и нас. Здесь веселие без печали, услаждение без насыщения, покой без препятствия, молодость без старости, крепость без немощи, красота без недостатка, любовь без вражды, богатство без скудости, слава без измены, новизна без обветшания, чистота без скверны, святость без погрешения – все удивительно, все непонятно, все такое, что сколько ни говорим, еще более остается, о чем надо говорить. – ...И если мы сподобимся такого света и славы, можем ли жалеть, что потеряли какую-нибудь красоту мирскую? И на небе то же будет, что и на земле, только Несравненно и бесконечно прекраснее. Услаждает ли тебя здесь премудрость? Но там она льется из самого Источника премудрости. Нравится тебе здесь тишина и покой? Там будет жизнь самая спокойная и приятная, без нужды, без немощи, – без скуки. Если тебя услаждает сладость музыки, там слышны ангельские песнопения, там звучат струны блаженных, там разносится сладкое пение Ангелов и людей. Склонен ли ты к сладким пищам и питиям? Но там насытятся блаженные от тука дома Божия и потоком сладости напоятся. Радостно ли тебе быть здесь в содружестве достойных и почтенных людей? Там все блаженные будут нашими Друзьями, все будут цари и священники, все будут премудры, прославлены, богаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

104. Вивиан, старец с остроконечною бородою. 105. Клавдий, старец кудрявый, с короткою бородою. 106. Приск, старец с редкою бородою. 107. Феодул, с проседью в остроконечной бороде. 108. Евтихий, старец с остроконечною бородою. 109. Иоанн, молод, с остроконечною бородою. 110. Ксанфий, юный, кудрявый. 111. Илиан, старец с широкою бородою. 112. Сисиний, старец плешивый, с круглою бородою. 113. Кирион, юный, без бороды. 114. Аггий, юный, без бороды. 115. Астий, юный, с бородою едва показавшеюся. 116. Флавий, юный, кудрявый. 117. Акакий, молод, с остроконечною бородою. 118. Есдикий, юный, без бороды. 119. Лисимах, старец с раздвоенною бородою. 120. Александр, молод, кудряв. 121. Илия, молод, с кудрявою бородою. 122. Горгоний, плешивый, с проседью в круглой бороде. 123. феофил, юный, без бороды. 124. Дометиан, с проседью в остроконечной бороде. 125. Гаий, старец с остроконечною бородою. 126. Горгоний, юный, с пробивающимся усом. 127. Евтихий, юный, с бородою едва показавшеюся. 128. Афанасий, старец, с бородою, разделенною на пять прядей. 129. Кирилл, молод, с круглою бородою. 130. Сакердон, старец с остроконечною бородою. 131. Николай, юный, с пробивающимся усом. 132. Валерий, молод, с короткою бородою. 133. Филоктимон, молод, с круглою бородою. 134. Севериан, молод и плешив; у него не росла борода. 135. Худион, юный, без бороды. 136. Кандид, страж их, юный, с бородою едва показавшеюся. Святые Маккавеи (августа 1) 137 . Святой Авив, с пробивающимся усом. 138. Гурий, юный, безбороды. 139. Антонин, юный, без бороды. 140. Елеазар, юный, без бороды. 141. Евсевон, юный, без бороды. 142. Алим, младенец. 143. Маркелл, младенец. 144. Святой Елеазар, учитель их, старей с длинною бородою. 145. Святая Соломония, мать их, престарелая. XI. Святые семь отроков ефесских, в пещере почивавшие. (Августа 4 и Октября 22) Максимилиан, юный, без бороды. Иамвлих, юный, без бороды. Мартиниан, юный, без бороды. Дионисий, юный, без бороды. Антонин, юный, без бороды. Ексакустодиан, юный, без бороды.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Песнь 3я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов) . На катавасию – ирмос 2го трипеснца, глас 2й: «Неплодствовавший мой ум…». По 3й песни – малая ектения; ин кондак мч. Никифора, глас 1й; седален мч. Никифора, глас тот же. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Зрящи Тя, Христе…». Песнь 4я – Октоиха 1й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 4 (без ирмоса, песнь 4я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4я). Песнь 5я – Октоиха 1й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 4 (без ирмоса, песнь 5я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5я). Песнь 6я – Октоиха 1й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 6 (без ирмосов, песнь 6я и 8я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4й: «Якоже пророка Иону…». По 6й песни – малая ектения; кондак и икос мч. Никифора, глас 3й. Песнь 7я – Октоиха 1й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 6 (без ирмосов, песнь 7я и 9я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7я). Песнь 8я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим…». На катавасию – ирмос 2го трипеснца, глас 2й: «В купине Моисею Девы чудо…». На 9й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2го трипеснца, глас 2й: «Преестественно плотию заченшую…». По 9й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 1й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Вознесена яко виде…». «Благо есть…» (единожды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1й час.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Книга обиход, писан под знамя, в четверть, в досках, ветха, без застежек. Книга письменная, без досок и без кожи, скорописная, преподобного игумена Александра, в полдесть. Книга скорописная, в полдесть, закона христианского, в досках, оболочена в затылок, застежки медные. Книга, в полдесть, письменная, преставления Василия Блаженного Московского чудотворца, в коже, с одною застежкою. Книга сказание о чудесах Пречистой Богородицы, в полдесть, в коже, без застежек. Книга письменная, повести о Печерском монастыре, иже во Псковской земле, письменная, в полдесть, в досках, с застежки медными. Книга повесть о житии Даниила Переславского чудотворца, письменная, в полдесть, в коже, без застежек. Книга письменная, в полдесть, стихиры и канон Михаила Малеина, в коже, без досок. Книга в полдесть, минея большая, без досок и без кожи и без начала, письменная. Книга стихиры и канон и житие великого князя Романа Владимировича Углецкого, письменная, в полдесть, в коже, без досок и без застежек. Книга житие Михаила игумена Комельской обители, письменная, в полдесть, в коже, об одной застежке. Книга тропари воскресные и дневные и на праздники владычни, писано под знамя, в четверть, в досках, застежки медные. Книга стихараль, писано под знамя, в четверть, в досках, застежки медные. Книга псалтырь печатная, в полдесть, в досках, ветха. Книга стихараль, писано под знамя, в четверть, в досках, ветха, начала нет. Книга писана под знамя, праздники, в четверть, без досток и без кожи, без начала. 178-го ноября в 11 день Благовещенского собора протопоп Андрей Савинов приходил великого государя в образную казну и взял великого государя словом к себе на двор у думного дворянина у Семена Ивановича Заборовского на время книг письменных, а сказал, что ему те книги указал великий государь взять по своему великого государя именному указу. Книга Иосиево пророчество. Книга Евангелия. Книга Марка. Книга Иоанна. Книга Луки. Книга Андриодис. Книга Правило святых отец. Книга о православной вере и о святой соборной церкви, откуда начало прияло и каково распространеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Четвертого Вселенского Собора, иже в Халкидоне, Правило четвертое: «Молитвенный храм, или монастырь, без ведения епископля не поставляется. Всяк мних да повинуется епископу, и от монастыря без повеления его да не изыдет. И раб без воли господина своего да не пострижется. Толкование. Без воли сущаго в той области епископа, не подобает монастыря или церкви создати, но всем мнихом повиноватися епископу, и от монастыря, в немже пострижени быша, инамо не отходити, разве, аще повелит им епископ другим на пользу изыти, да идут. Раб же без ведения господина своего в монастырь да не будет прият на пострижение. Аще же кто преступит повеленная правил, да будет без общения (причащения). Подобает же епископом подобное промышление монастырем творити». Того же Собора Правило 24: «Монастырь, с волею епископа поставлен, да пребывает непретворен: и яже суть к нему имения, да будут неотъемлема. Аще же кто инако начнет творити, несть без вины. Толкование. Монастыри, иже без благословения и без повеления епископля создани быша, не создани суть, ни освящени. Повелением же и с благословения епископа создани монастыри, яко божественная места и Богу поручени суще, да пребывают непретворени и не обидими во веки, и мирская жилища николиже да не будут в них. Да сохраняют же имения их и стяжания, селы и виногради и вся прочая неотъемлема и неотходна от них. Аще же кто преступит повеление се от правил, запрещению да будут повинни. Карфагенского Поместного Собора правило 84: «Жертвенницы, иже в селех, или в нивах, или в виноградех, в нихже не лежат мощи святых мученик, но токмо людский бывает мятеж, и елицы же жертвенницы от привидения и от суетнаго откровения составлени бывше, вси да раскопаются. Толкование. Елико же молитвенных домов, рекше церквей, без воли и без молитвы епископли создано бысть, в нихже ни мощи святых мученик положени быша, таковии церкви не священи суть. Сего ради убо, яже на полях и в нивах, или в виноградах созидаемии церкви, без воли и без молитвы епископли и без положения мощей святых мученик, аще есть мощно, да раскопаются. Аще же людский мятеж возбранит сему быти, поне наказание да приимут, не творити в них молвы. Да раскопаются же, и иже соннаго ради привидения и откровения ради суетнаго созданныя церкви. Диавол бо, тьма сый в привидении в свет прелагается, и изветом богобоязнства прельщает человеческия души. § 2. О освящении церквей и о Антиминсах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010