Поэтому позволительно заключить, что в новом Кодексе «преподание таинств рассматривается не как совместное действие власти сана и власти юрисдикции, а скорее как исключительно эффект власти сана. Систематически употребляя термин facultas вместо potestas (гораздо чаще используемого в прежнем Кодексе, хотя и в исключительном значении), новый Кодекс канонического права дает понять, что potestas iiurisdictionis оказывает при совершении таинств не внутреннее, а внешнее воздействие. В этом процессе она выступает не как действующая причина таинства, со своим собственным материаль ным содержанием, но лишь как формальная внешняя власть, предпосланная правильному служению таинств» 548 . Во второй – несакраментальной – области церковный законодатель, напротив, строго придерживается термина potestas в связи со всеми актами церковной власти, которые традиционно рассматривались как вытекающие из власти юрисдикции. Например, это относится к предоставлению индульгенций (кан. 995) или к potestas dispensandi (полномочию предоставления диспенсаций) от обетов (кан. 1196), клятв (кан. 1203) и препятствий к браку (кан. 1079 §§ 2, 3). Только в случае диспенсации от иррегулярностей или иных препятствий к принятию священного сана (кан. 1047) термин potestas не употребляется и не замещается термином facultas. Тем не менее, очевидно, что и в этом случае диспенсация, в силу нормы канона 85, должна рассматриваться как типичный акт potestas regiminis executiva (исполнительной власти управления). Таким образом, складывается ясное впечатление, что в кодексных нормах, относящихся к несакра ментальной сфере, potestas iurisdictionis обладает собственным материальным содержанием, отличным от содержания potestas ordinis. В конечном счете нельзя не согласиться с мнением тех, кто утверждает, что в новом Кодексе канонического права церковный законодатель не только с очевидной строгостью отличает власть сана от власти юрисдикции, но и отваживается отделять одну от другой. Как если бы они были двумя разными самостоятельными властями, из которых вторая (власть юрисдикции) к тому же имеет два разных значения: чисто внешнее, формальное значение в сакраментальной области, и содержательное, материальное – в области несакраментальной 549 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Патриарх призвал избегать формализма в молодежном служении Москва, 20 ноября 2012 года Избегать формального подхода в пастырской работе с молодежью, разрушать стереотипы о религии с помощью просвещения и учиться говорить с современными молодыми людьми на понятном им языке призвал священнослужителей Святейший Патриарх Кирилл, выступая на заседании Высшего Церковного Совета, которое состоялось сегодня в Храме Христа Спасителя. «В молодости человек нуждается в добром, ненавязчивом совете, который удержит его от крайностей. Поэтому задача Церкви — помочь человеку научиться управлять собой и свою энергию направлять не на раскручивание маховика саморазрушения, а на утверждение себя как сильной, свободной, ответственной личности», — так обозначил основные цели работы с молодежью Патриарх Кирилл. «Отказываясь от включения элементов молодежной субкультуры в богослужение, считая это недопустимым, мы одновременно готовы говорить на языке, понятном для молодежи, в том числе опираться на элементы молодежной субкультуры во внебогослужебное время, проводя разного рода молодежные церковные мероприятия», — сказал Предстоятель. «Важно в работе с молодыми не скатываться в формализм и не повторять ошибок, которые нередко имеют место при организации светских молодежных объединений», подчеркнул при этом Патриарх Кирилл. «Мы знаем, что в прошлом, когда существовали мощные молодежные организации типа комсомола, в их деятельности было много формализма, и люди чувствовали этот формализм, чувствовали нередко фальшь. Хотя и хорошего было достаточно, но много было и чисто формального, что вызывало скепсис в отношении этой молодежной работы. Мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок в нашей молодежной работе в Церкви. У нас не должно быть формализма, не должно быть организации „для галочки“, не должно быть вымученного выражения лица у молодых людей, когда они собираются, потому что кто-то зачем-то их пригласил, но внутреннего энтузиазма не чувствуется», — также пояснил он. «Вся молодежная работа должна основываться на естественном чувстве людей, на их желании быть вместе, работать вместе, мыслить вместе, молиться вместе», — заявил Патриарх Кирилл. Предстоятель призвал особое внимание обратить на вопросы катехизации : «этот ликбез касается отнюдь не только членов общины — он касается всех, кто живет стереотипными представлениями о Православии. Масштаб катехизации, которую мы сегодня проводим, — это масштаб всей страны, всего канонического пространства нашей Церкви».

http://pravoslavie.ru/57831.html

Вот так влиятельная группа епископов, находившихся в заключении, которые в 1926 году поддерживали митрополита Сергия, высказались по поводу его декларации в сентябре 1927 года. Среди авторов Соловецкого послания впоследствии примерно треть станет противниками митрополита Сергия и разорвет с ним канонические отношения. А две трети станут его сторонниками. Тогда же еще никто из них не собирался порывать с ним канонические отношения. Хотя на свободе такая тенденция, безусловно, наметилась, в связи с событиями в Ленинграде. Что же произошло в Ленинграде? Еще в 1926 году митрополит Сергий назначил на кафедру митрополита Иосифа (Петровых) , который, кстати сказать, поддержал его в конфликте с митрополитом Агафангелом (Преображенским). Затем последовал арест, и уже после освобождения из-под ареста, когда, казалось бы, митрополит Сергий, безусловно, заручился расположением властей, митрополита Иосифа на ленинградскую кафедру власти по-прежнему не допускали – просто не разрешали ему въезда в Ленинград. И прождав какое-то время, митрополит Сергий 17 сентября 1927 года назначает митрополита Иосифа на Одесскую кафедру. Имел ли он право это делать? Собственно говоря, он не имел права и на Ленинградскую кафедру его назначать, будучи только заместителем Местоблюстителя. Но формальные каноны у нас подчас игнорировались в это время, тем более, что сам митрополит Иосиф согласился с назначением в 1926 году. А вот здесь, узнав о новом назначении, он 28 сентября 1927 года отказал митрополиту Сергию в подчинении и заявил, что не будет принимать нового назначения, так как оно инициировано властями, которые не хотели видеть митрополита Иосифа в Ленинграде, но готовы были признать его Одесским архиереем. Собственно, то, что впервые вслух высказал митрополит Иосиф, в это время говорили очень многие, потому что среди сорока назначений, которые осуществил митрополит Сергий за летний период – это уникальное количество перемещений епископов в истории Русской Церкви, чтобы за три с небольшим месяца перемещалось сорок архиереев! Так вот, в этих перемещениях, безусловно, присутствовала некая логика. Логика, которая ориентирована была на позицию властей. Те архиереи, которые считались менее лояльными советской власти, получали одного рода назначения; те, которые считались более лояльными власти, назначались на более значимые кафедры. Все это заставляло полагать, что митрополит Сергий в отличие от своих предшественников делает свои назначения по указанию ГПУ. И вот это митрополит Иосиф и озвучил, тем более, что это было очевидно в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрей - Андрею 27 мая 2021, 11:36 Андрей первый - Андрею второму26 мая 2021, 20:15 " Пусть свет миру несут те, кому такое служение посильно и каноническим образом благословлено. " Тезка, для того чтобы быть светом миру ни какого специального " канонического благословения " не нужно. Евангельские слова Христа " вы - свет мира " обращены ко всем Его последователям. Катерина 27 мая 2021, 11:16 Андрею первому - это сравнение с армией совершенно неуместно. Я помню как сейчас свой самый первый приход в храм на вторую в моей жизни Литургию. Опоздала ко второй в главном храме. Покупаю свечи , неловко спрашиваю свечницу, что я вот опоздала и ничего будет, если я пойду на службу? С каким же непередаваемым восхитительным выражением на лице она мне ответила " Ну что Вы! Ведь это такай БЛАГОДАТЬ! КОНЕЧНО, идите! " Пошла и все богослужение у меня непрерывно текли слезы, текли и текли, до сих пор удивляюсь, наверное как у блудного сына, который был " был мертв и ожил, пропадал и нашелся " . А теперь представим себе гипотетически, что на ее месте оказались бы Вы с Вашим формальным отношением к делу Виктор 26 мая 2021, 23:12 НН25 мая " Как известно, " Невольник -не богомольник " , поэтому даже с вашей нефиолетовостью не сможете ничего сделать " . НН, разве кто-то кого-то неволить предлагал? Речь шла лишь о том, чтобы тем, кто считает себя бывалыми " воцерковленными " , не оказаться соблазном для новоначальных. Вы и это считаете излишним миндальничанием? Дескать, если кого-то что-то в церковной жизни смущает, то это его проблемы. " Ушел из Церкви? Его проблемы. Значит так Богу угодно " . Страшно подумать что было бы, если бы так апостолы рассуждали Андрей первый - Андрею второму 26 мая 2021, 20:15 Между несогласием и враждой действительно имеется некоторое отличие. Однако, на самом деле речь более идёт о том, что во всём следует соблюдать разумную меру. Пусть свет миру несут те, кому такое служение посильно и каноническим образом благословлено. Просто из-за того, что вычислить по взгляду доминирующую в голове собеседника партию тараканов и сообщить действительно необходимую на данном этапе информацию причём в правильной тональности, тут как минимум специальная подготовка нужна да опыт. Так что обыкновенному прихожанину, уборщице, певчему и даже служителю за церковным ящиком довольно заботы о собственном спасении. Как говорят в армии: на службу не напрашивайся, но и от службы не бегай.

http://pravoslavie.ru/139376.html

Чего стоит одно словцо Петрова-Водкина, оброненное как бы невзначай – «наша церковка-лаборатория». Может быть, с точки зрения новаторских исканий в живописи та роспись и представляла свой интерес, но не «новаторство» должно быть критерием при оценке такого рода работы. Вот как, к примеру, тот же Петров-Водкин рассуждал об одной из созданных композиций на стене храма: «Имела ли эта вещь прямое отношение к евангельскому сюжету – на это я затрудняюсь ответить, да, думаю, и другие наши работы канонически не близко подошли к этой задаче». Ясно без комментариев. Один из приятелей художников, музыкант М. Букиник, в своих воспоминаниях признавал: «Разумеется, никто из них не был подготовлен к религиозной живописи». Не имеющие должной подготовки художники оставались чужды идеям Православия безусловно и поэтому безусловно безразличны к тому, что на стенах храма их стараниями появились «обезьяноподобные существа» и «темные люди со зверскими выражениями лиц». Не забудем: изображались святые подвижники, Сам Христос. Духовенство признало, что росписи нарушают молитвенное состояние, и после долгих разборов, даже судебных, они были сбиты. Вся история тянулась с 1902 по 1904 год. Художники осуждали «рутину зрительских восприятий». Проблема чисто эстетических формальных исканий заслонила для них приоритеты православной духовности. Заказчики и исполнители говорили явно на разных языках и понять друг друга не могли. И причина была не в косности духовенства, как то полагали многие, а в безответственности художников, взявшихся за дело, законы которого они не удосужились постигнуть. Вряд ли евангельские сюжеты, то есть история земного пути Сына Божия, могут быть предметом ученических формальных экспериментов. При таком подходе живописные упражнения могут отражать лишь одно: равнодушие к Истине. Этим и вообще грешило русское искусство начала XX века. Один из крупнейших русских поэтов, живой свидетель всех совершавшихся в искусстве того времени процессов, В. Ф. Ходасевич, вспоминал, что тогда можно было предаваться прославлению Бога или дьявола, разрешалась одержимость чем угодно, и лишь полнота одержимости требовалась непременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Какой грех называли смертным святые отцы? Не формально какой-то определенный: скажем, воровство или убийство. Исаак Сирин писал: " Грех к смерти есть тот, если кто, согрешая, в не раскаянии пребывает " . То есть смертным грехом является тот, в котором человек не раскаивается. Он может быть по видимости и мелким. Но если мелкая страсть крепко привязывает человека к земле и душа пребывает в не раскаянии, то и небольшой на первый взгляд грех может оказаться гибельным для души. Святые отцы не делят грехи по каким-либо внешним признакам на смертные и простительные. У католиков же такое деление есть. Кроме этого каждый грех делится на два составляющих его элемента: вина греха и наказание за грех. В чем же особенность католического учения об исповеди? В крещении человеку прощаются все грехи: и смертные, и простительные: и в отношении вины, и в отношении наказания. То есть в крещении человеку прощается все. А в таинстве исповеди, как учат католики, все происходит по-другому: смертные грехи прощаются и в отношении вины, и в отношении наказания, но вот простительные грехи прощаются только в отношении вины, а наказание при этом остается. Наказание человек непременно должен понести. Отсюда и индульгенции, и учение о чистилище и о разного рода канонических наказаниях. Понести наказание — это способ дать Богу удовлетворение. Поэтому после исповеди, как правило, духовник выдает католику точный перечень канонических наказаний, которые тот должен понести за грехи. Католическое " Руководство по пастырскому богословию " - книга Очень толстая, по содержанию похожая на " Уголовный кодекс " . Там написано, за кой грех, при каких обстоятельствах, в каком возрасте, при каких смягчающих, при каких отягчающих обстоятельствах и т.д. полагается такое-то наказание. Оно может быть увеличено, смягчено, за него может быть дана такая-то индульгенция. Одним словом, все очень точно расписано, и это понятно. Ведь если видеть спасение в удовлетворении, которое непременно нужно принести, то важно не ошибиться, потому что если наказание дать меньше, чем полагается, то человек будет приносить его в чистилище, а духовник ответит за то, что он не наложил правильного наказания по мере исповеданных грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

2) По указанию автора, в конце некоторых списков Номоканона имеется приписка, в которой составитель его «заповедует» будущим переписчикам этого сборника не выбрасывать что-либо из его состава. Такая приписка опять – таки более уместна при Номоканоне с общим практическим значением, – а не с значением только епитимийного руководства. При представлении его в последнем смысле, более чем отсутствовала необходимость в подобной приписке. 3) Номоканон, как теперь уже положительно установлено, имел в практике греческой церкви более чем двухвековое значение и значение весьма широкое. До нашего времени в силу этого сохранилось великое множество его списков. Это также более мирится с пониманием Номоканона, как именно общего практического руководства для пастырей, а не как только руководства для духовников. Кажущееся противоречие нашему взгляду в формальном строе Номоканона, взятого в его целом, не может иметь особенной силы. Устав исповеди, как известно, до самого позднего времени не был у греков достоянием Евхология 86 ; вместе с соответствующими епитимийными правилами он или отдельно редактировался, или, что было чаще, – входил в состав разнообразных канонических сборников. В последнем случае, само собою предполагается, – он мог быть достоянием скорее сокращенного канонического сборника, нежели великого Номоканона. Это самое и наблюдается и на настояний раз. Равным образом, не в явном же противоречии с нашим взглядом и преимущественное содержание Номоканона именно – из епитимийных правил. Эти правила, при специальных их собраниях, также скорее должны были находить себе место в кратких (общего характера) канонических сборниках, предназначенных вообще для практического руководства священников и реже – в полных кодексах общеканонического права, как во многих случаях не представляющие норм последнего. При том же и преимущественное содержание из епитимийных правил в рассматриваемом Номоканоне более кажущееся и быть может более наносное, чем основное. Говорим первое, имея в виду, что при Номоканоне, как он редактировался до принятия его в Большой Требник, имелось очень пространное дополнение (о нем будет речь ниже), которое по преимуществу содержало статьи обще-руководственного значения для пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Поскольку мы поставили в заглавии слово «исповедь», читатель, наверное, ждет описания сотворенных мной беззаконий. Пожалуй, герой «Декамерона» из меня не получится: все обыденно. Господь по милости Своей сохранял меня от того, чтобы я имел канонические препятствия к служению у престола. Но кроме так называемых смертных грехов, можно переполнять чашу долготерпения Божия еще много чем… И я никому не пожелаю испытать то состояние, когда душа переполнена мерзостью сверху донизу, и ты понимаешь, что стать перед престолом ты просто не можешь, не сможешь прикоснуться к Чаше с Телом и Кровью Господа, но — этой Литургии ждут твои прихожане, среди которых ты более всех недостоин этого Таинства, а именно ты и должен его совершать… Мне известна только одна книга из мировой художественной литературы, где автор потрясающе глубоко проникает в психологию христианского священнослужителя. Грэм Грин, роман «Сила и слава». Герой книги, не названный по имени католический священник, под угрозой расстрела совершающий служение в Мексике во время безбожной диктатуры, говорит, что один раз в жизни ему было страшно приступать к совершению мессы — в первый раз после совершенного им смертного греха (блудодеяния). Вот это важно — что только в первый раз… По тому, что я уже сказал, понятно, что, слава Богу, я не испытал ощущений грэм-гриновского героя в полной мере (но не благодаря своему благочестию — а просто не представляю, как я в таком случае смотрел бы в глаза жене и нашим маленьким детям…), тем не менее, я понимаю, почему у грэм-гриновского героя этот страх не повторялся. Человек, переступая через свою совесть, делает один раз усилие, как бы ломая перегородку, в следующий раз по этому же пути легче — дорожка протоптана. Плата за это — утрата живой, действенной веры. Когда загаженное сердце не способно на любовь Божию ответить любовью (а это бывает тогда, когда нет искреннего покаяния — предельной решимости вычистить эту грязь, чего бы это ни стоило), оно прячется от божественной любви, как Адам в Эдемском саду. Для того, чтобы разумом усомниться в бытии Божием или в реальности совершаемого Таинства, нужно дойти до полного духовного безумия. Это крайний случай. Гораздо чаще вера переходит в область теоретических убеждений, которые никак не отражаются на душевных переживаниях. Страшно впасть в руки Бога Живого ( Евр.10:31 ), и, поскольку нет ни покаяния, ни любви, этот страх убивает молитву: умом мы понимаем, что от Всевидящего Ока никуда не спрячешься, тем не менее начинаем «отводить глаза». Чтение молитв становится формальным. Продолжительные службы сильно утомляют именно человека не молящегося. Так что службы мы сокращаем по единственной причине: мы просто не умеем молиться. Не умеем — или не хотим.

http://azbyka.ru/ispoved-ploxogo-svyashh...

И это — в то время, когда «правые» злобствуют на Ильина и всячески стараются его дискредитировать. Ваш П. Струве _______________________________ 1 Слово «бердяевщина» было пущено в обиход на страницах газеты «Возрождение». Письмо П.Б. Струве — отклик на статью Бердяева «Кошмар злого добра» о книге Ильина «О сопротивлении злу силою» (Путь. 4. С. 103-116). В ней Бердяев написал, в частности, что в мировоззрении И. Ильина нет ничего не только православного, но и вообще христианского. 235 37. С.Л. Франк — прот. С. Булгакову Берлин 7 сент. 1926 Дорогой отец Сергий! Вы, конечно, хорошо знаете положение вещей, созданное церковным расколом, и все его обстоятельства. Вероятно, Вы в общем знаете, как это отразилось на нашей берлинской церковной жизни: у нас приход раскололся на два прихода, из которых один, больший, на стороне митр. Евлогия, а другой, меньший, на стороне Собора и еп. Тихона. Положение очень ответственное, и мне пришлось целиком отдаться работе над организацией законопослушного прихода. Приходится, с одной стороны, пропагандировать канонически правильную позицию, и с другой стороны, сдерживать страсти и не допускать шагов, которые могли бы не помешать все еще возможному примирению сторон. Но вот о чем я считаю своим долгом специально запросить Вас. Еп. Тихон, чувствуя трудность или даже невозможность защищать решение собора чисто формально канонически, пустил в ход дикую версию, подхваченную доверчивыми и темными людьми, что весь раскол по существу вызван фактом, что митр. Евлогий находится под влиянием Братства, как находится и Академия, а Братство это бесспорно еретическое, свободомыслящее, масонское и т.п. Утверждается даже, что по Уставу Братства члены его обязаны слепым повиновением Вам, как его главе, а так как митр. Евлогий тоже состоит членом Братства, то и он повинуется Вам (!!!), а Вы уже не верите в Св. Троицу, так как провозгласили четвертую ипостась — св. Софию. Почему собственно при этом положении надо было выделить германские приходы, остается все-таки непонятным, но это не апрофондируется. Все это, конечно, так чудовищно глупо, что по существу не заслуживает ни малейшего внимания, но, увы, у нас с этим приходится практически считаться. Каждый момент

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

Как уже неоднократно подчеркивалось, несостоятельность брака может быть следствием трех причин: дефекта согласия, отменяющего препятствия или погрешности формы. Хотя все они приводят к одному и тому же результату – несостоятельности брака, – тем не менее относятся они к разным уровням как в содержательном, так и в процессуальном аспектах. В самом деле, когда некоторым документом удостоверяется наличие отменяющего препятствия или дефекта канонической формы, а с другой стороны, столь же несомненно, что диспенсация не была предоставлена, – тогда, согласно канонам 1686_1688, возможно применить краткую каноническую процедуру, именуемую документальным процессом 619 . Он разворачи вается перед судейским викарием или судьей, которого тот назначит, без торжественных формальностей ординарного процесса. Документальный процесс имеет устный характер, и хотя предусматривает выступления сторон и защитника уз (defensor vinculi), он несомненно является более быстрым, а его решение, когда удается к нему прийти, – всегда утвердительно 620 . При этом остается в силе право защитника уз апеллировать к судье второй инстанции, который может подтвердить провозглашение несостоятельности либо направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения согласно процедуре ординарного процесса. Последний представляет собой каноническую процедуру, подлежащую применению во всех остальных случаях несостоятельности брака, за исключением тех, которые – в силу некоторых особых обстоятельств – могут рассматриваться в административном порядке. При этом следует абстра гироваться от принципа duplex sententia conformis (двойного согласующегося судебного решения) Апостольской Сигнатуры – единственного церковного суда, который правомочен провозглашать несостоятельность брака таким образом 621 . Конечно, она является не самым подходящим местом для дискуссий о том, возможно ли распространить в будущем подобную административную процедуру провозглашения брака несостоятельным также на диоцезальные суды 622 . Тем не менее, сам факт ее существования позволяет ярче выявить не только декларативный характер ординарной канонической процедуры, но и ее своеобразие в сравнении со спорным процессом (кан. 1691).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010