The Gospel of John. L., 1972). Однако данная теория была отвергнута, поскольку в I в. лекционарная система иудейского синагогального богослужения или еще не возникла, или находилась в стадии формирования, а в самых ранних из сохранившихся рукописей иудейского лекционария в связи с Исх 16. 4 предписывается читать иное место из Книги прор. Исаии - Ис 49. 11-23 (см.: Perrot Ch. La lecture de la Bible dans la Synagogue. Hildesheim, 1973). Мн. исследователи пытались показать, что 6-я гл. содержит ряд поздних интерполяций ( Brown R. E. The Eucharist and Baptism in John// Idem. New Testament Essays. N. Y., 1968. P. 108-131; Becker J. Das Evangelium nach Johannes. Gütersloh, 19913. Bd. 1). Так, Р. Фортна считал, что Ин 6. 1-21 является частью т. н. источника (или Евангелия) знамений, использованного при составлении Евангелия от Иоанна ( Fortna R. T. The Fourth Gospel and Its Predecessor: From Narrative Source to Present Gospel. Phil., 1988). Однако это предположение сомнительно, т. к. по положению в общей композиции Евангелия от Иоанна 6-я гл. неотделима от остального текста, и ее внутренняя структура сходна со структурой предыдущих глав. В частности, она может быть сопоставлена с беседой с самарянкой (Ин 4): 6-я гл. начинается с совершения и обсуждения обычной трапезы (ср.: Ин 6. 26), а 4-я - с разговора об обычной воде (Ин 4. 7-9); в обеих главах на недоуменный вопрос собеседников следует ответ Господа, указывающего на необходимость заботиться о пище вечной жизни (воде живой) (Ин 4. 10; 6. 27), и тогда собеседники просят у Христа такую пищу (питие) (Ин 4. 15; 6. 34). Кроме того, и в том и в др. повествовании в центре находится ветхозаветная история - о колодце Иакова или о даровании манны. Непонимание слов Христа собеседниками и слушателями, описанное в 6-й гл. (Ин 6. 52), имеет параллель в беседе с Никодимом (Ин 3. 4), причем в обоих случаях ответом на это служит двукратное произнесение Господом слов «истинно, истинно» (Ин 3. 5; 6. 53). Толкование ветхозаветного повествования о манне небесной является отправной точкой в беседе Христа о Хлебе жизни.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Пышная растительность в рельефах Д. с. создает образ райского сада: лилия-крин, раскидистые древеса, иногда с птицами и зверями под их сенью, плодородная смоковница, побег виноградной лозы. На одном из рельефов представлено древо, растущее из головы Адама. Согласно апокрифу, из его ствола был сделан крест для Распятия Христа. Древовидные растения восходят к древнему образу древа жизни. Пальмовидные деревья символизируют праведников. Нередки деревья в виде процветшего креста. В пластической картине Д. с. совр. исследователи видят образец устройства мира, преображенный мир, Небесный град, храм, описанный в Книге прор. Иезекииля райский сад. Пластическое богатство собора воспринимается как обращение к внутреннему миру человека, разговор о духовном смысле человеческой жизни. Кн. Е. Н. Трубецкой в лекции «Умозрение в красках» отмечал, что эта «архитектура есть вместе с тем и проповедь… Она выражает собою тот новый мировой порядок и лад, где прекращается кровавая борьба за существование и вся тварь с человечеством во главе собирается во храм... Древнерусский храм в идее являет собою не только собор святых и ангелов, но собор всей твари… Во храме объединяют не стены и не архитектурные линии: храм не есть внешнее единство общего порядка, а живое целое, собранное воедино Духом любви… Тварь становится здесь сама храмом Божиим». Утварь Возможно, к священным сосудам периода строительства относится голубок из позолоченной меди, полый внутри, с тщательно проработанными, как бы для вставки драгоценных камешков, глазами, позже попавший на наружный крест в качестве флюгера. Голубок мог висеть внутри надпрестольной сени как дарохранительница (ныне в экспозиции ГВСМЗ). В нач. XX в. из памятных или замечательных древностью церковных предметов в соборе хранились старинная, шитая золотом хоругвь, поступившая в храм из Суздаля, деревянный подсвечник 1604 г., Евангелие 1658 г. из упраздненного в 1764 г. владимирского Золотоворотского Спасо-Преображенского монастыря, серебряные потир и дискос, пожалованные сестрой Петра I царевной Марией Алексеевной в 1714 г., серебряные и позолоченные, сделанные по древним образцам потир, дискос, звездица, лжица, 2 тарелочки, копие и ковш для теплоты, вложенные в собор вел. кн. Александром Николаевичем (впосл. император) и его супругой Марией Александровной в 1845 г., подлинник жалованной грамоты вел. кн. Василия Ивановича 1515 г. на пергамене (ныне в ГВСМЗ).

http://pravenc.ru/text/178253.html

В разговоре с Марко мы и не заметили, как проехали последнюю станцию и как наш поезд, медленно пробираясь среди загораживающих ему дорогу гор, приближался к Иерусалиму. Солнце скрылось уже за горами. Все указывает на приближение к святому городу. «Горы «крест его», говорит прор. Давид. Действительно, куда ни кинешь взор, всюду горы, да камни, да одинокие, отягощенные плодами, маслины. Но нам не суждено очевидно было доехать до св. города. Провидению было угодно, чтобы мы вступили в него пешком. За 4 версты до города наш поезд остановился среди гор, где не было никакого признака жилья. Сначала на это не обратили внимания пассажиры, думая, что поезд запасается водой или топливом. Но прошло 10–15 минут, и поезд не двигается с места. По наведенным Марко справкам, оказалось, что испортился паровоз и что дано знать в Иерусалим, чтобы прислали оттуда запасный паровоз. Ждем. Через некоторое время из Иерусалима привозит ответ верховой, что там запасного паровоза нет, он–в Яффе; следовательно, поезд может тронуться вперед только тогда, когда из Яффы вызовут новый, запасный паровоз, а это может случиться не ранее, как через пять–шесть часов. Поэтому, поручив Марко позаботиться о нашем оставшемся в поезде багаже, мы решили тронуться вперед пешком. Шествие открывали Преосвященный с о. Архимандритом, за которыми шли мы, а затем длинной вереницей тянулись наши паломники с котомками на плечах. Здесь же виднелись какие-то джентльмены-туристы, настоятельница какого-то католического монастыря и несколько монахов. Картина, которую едва ли когда удавалось видеть окрестным горам! Дороги нет: кругом горы. Поэтому наша процессия двигается по шпалам железнодорожного полотна, причем мелкие камушки, которыми усыпано полотно, ежеминутно выскальзывая из-под ног, делают движение вперед крайне затруднительным. Идя по такой дороге, невольно вспоминаешь благоразумный библейский обычай ходить в сандалиях и обмывать ноги в холодной воде при входе в дом. Между тем ночь опускалась над нашими головами, на темно-синем небе показался бледный серп луны, в воздухе посвежело.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

15 Во многих церковных песнопениях, особенно пустыннических, благоплодие диких пустынь принимается в показанном нами духовном смысле. Они именуются в сих песнопениях «раем», где подвижник «процвел, яко жизни древо» (см. конд. препод. Харитону, пам. сент. 28), или «яко финикс» (см. конд. препод. Авраамию, пам. окт. 29), или «якоже сад» (см. конд. препод. Авксентию, пам. февр. 14), или же, как „Божественное прозябение, цвет неувядаемый» (см. конд. священномуч. Власию, память февр. 11) и т. п. Подобные образные выражения духовного благоплодия диких пустынь заимствованы церковными песнописцами из Свящ. Писания почти буквально. См., например, кн. Прор. Исаии 35 гл. ст. 1–2, гл. 54, ст. 1. Псал. 1:3; 91, 13 . Слич. Мф. 13, 24, 26 ; Лк. 6:43 ; Ин. 15:1–2 . 16 Многие из св. пустынножителей и удалялись в дикие, бесплодные пустыни, ради спасения своей души, вследствие сильного воздействия в их сердце Слова Божия. Так, например, Антоний Великий (пам. янв. 17) возымел неудержимую решимость оставить все мирские прелести и водвориться, для спасения души своей, в уединенной пустыне, вследствие раз слышанных им в храме Божием слов Евангельских: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси» ( Мф. 19:21 ). 17 Как уединенно ни старались некоторые из св. пустынножителей провести всю земную жизнь свою, чтобы кроме Бога, никто из людей не был свидетелем их подвигов духовных: но все хоть при конце земной своей жизни, встречались с человеком, искавшим по пустынным горам и вертепам сокровенных подвижников для собственного вразумления и просвещения. Этот человек кроме того, что из собственных уст св. подвижников слышал о их чудных подвигах, часто собственными очами убеждался в истине их особенного благоугождения Богу. Так препод. Антоний, извещенный во сне Господом о пребывании невдали от него дивного отшельника Павла Фивейского отправился искать его и не иначе мог найти, как по указанию гиены; во время же разговоров с Павлом видел: как ворон прилетел и положил около них хлеб (см. житие преп. Павла Фивейского, пам. его января 15 дня). По неизреченной благости Господа Бога, хотящего всем спастися и в разум истины прийти, одинокие чудные подвиги и иных святых пустынножителей не пропадали бесследно без соответственного вразумления и научения ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой ответил ему: Господь не забудет в конец наследие свое, но вскоре доставит нам избавление: ибо царь Лев погибнет. 450 Евстратий спустился с горы и вскоре от сведущих лиц узнал, что Лев убит в храме от меча и что преемником его стал Михаил, амориец (μορραος), обещавший уничтожить преследование, но оставлявший еретикам право владения церковью (§ 24). Поэтому, взяв с собою одного благочестивого мирянина Никиту (Λυγδηνς), Евстратий снова поднялся к святому. За трапезою Иоанникий обратился с речью к близ его жившему аскету Илие и предсказал ему скорую кончину, что и сбылось: Илия умер в Агаврском метохе Агапия 451 и перенесен в монастырь «Келлий» (τν Κελλων). 452 Иоанникий спустился с горы, облобызал мощи Илии и снова вернулся к своему безмолвию (§ 25). Однажды ходя по скалистым местам, Иоанникий выронил из рук железный посох в виде креста; он стал на молитву, и вот жезл спустился к нему по воздуху. Однажды он проходил мимо пещеры, наполненной демонами; когда он поселился здесь, демоны бежали из пещеры (§ 26). Дочь одного сенатора, находившаяся в параличе, принесенная к ногам святого, после троекратного крещения святым, выздоровела. 453 Зять Иоанникия, женатый на его сестре, был иконоборец; не поддаваясь убеждениям, он был поражен слепотой и умер слепым (§ 27). Однажды собрались к святому для молитвы в один из Агаврских метохов – в храм св. прор. Илии; Иоанн митр. Халкидонский, по прозванию Камулиан ( Καμουλιανς), Петр Никейский, Феодор игумен Студийский, Климент, нотарий его, Иосиф, эконом церкви, 454 с братом своим и много (около сотни) других игуменов и мирян. Узнав о том через Евстратия, Иоанникий принял собрание и завел разговор о добродетели. Потом он предсказал близкую кончину эконому Иосифу, что и случилось через 18 дней (§ 28). В пятом году царствования Михаила и сына его Феофила и на 14-м от поражения и пленения в Болгарии при Никифоре, в 824 г., Иоанникий достиг высоты добродетелей, прославился чудесами и пожелал посетить пленников, содержимых 14 лет Болгарами, и освободить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В ответе З., в частности, разбирает католич. мнение о невозможности вечного мучения для христиан (Там же. С. 949-952). Упоминая о церковнопевч. традициях, З. ссылается на московские певч. особенности, говорит о троицком головщике старце Варлааме (Лопотухине), что позволяет предположить, что З. посещал Троице-Сергиев монастырь. Отенский инок осуждает иконографические типы, появившиеся в рус. искусстве в XVI в., в частности изображение Бога Отца как прор. Давида или в схимнической одежде, а также икону, на к-рой «Иисус млад седит на кресле в бронях железных и в шлеме медне». В этом З. близок к прп. Максиму Греку и И. М. Висковатому . З. приводит сведения о рус. еретиках стригольниках и жидовствующих , защищает от нападок «Книгу на новгородских еретиков» прп. Иосифа Волоцкого. З. поддерживает право Церкви наказывать еретиков: можно простить и освободить тех, кто покаялись добровольно, но не тех, кто каются только тогда, когда «поиманы... и истязуемы о нечестии». В этом его позиция близка к позиции прп. Иосифа, но З. не говорит о смертной казни - еретиков, по его словам, «затворением наказуют». Известно, что бывш. игум. Троице-Сергиева мон-ря Артемий, осужденный на Соборе в 1554 г., в молодости ездил на ливонскую границу для споров о вере с лат. священниками. З. осуждает такие действия и пишет, что «не подобает правоверным о благочестии с еретики беседы творити», предостерегая от таких разговоров со шведами. Среди источников, которыми З. пользовался при создании «Истины показания...», книжник называет пергаменные книги, написанные во времена кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (Там же. С. 955, 959), список 50-70-х гг. XI в. Ефремовской ред. Кормчей книги (Там же. С. 993). З. отмечает наличие ошибок в рукописных книгах (З.- современник начала книгопечатания в России). В процессе собеседования он для оценки достоверности информации выясняет сведения о книге, на к-рую ссылаются собеседники: бумажная она или пергаменная, «старых попись или нынешних писарей попись» (Там же.

http://pravenc.ru/text/199815.html

И я бы хотел в заключение нашей беседы всем вам пожелать, чтобы трудные обстоятельства, в которых вы живете, на самом деле стали стимулом к вашему энергичному росту — и духовному, и нравственному, и интеллектуальному, и физическому; и чтобы всегда в ваших сердцах была вера. Потому что вера соединяет нас с Богом, а значит, с источником всякой силы. Поэтому пожелал бы вам помощи Божией, крепости ваших сил, хранения веры в сердце и любви к своему Отечеству. Помогай вам Бог! Рад был видеть всех вас здесь, в Москве, в Храме Христа Спасителя, и пусть благословение Божие пребывает над всеми вами». Детям были вручены иконки Казанской Божией Матери, книги Его Святейшества «Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии» и «Начнем с самого простого. Ключи к счастью», книга А. Ананичева «Святой Александр Невский», а также сладкие подарки. Благотворительный фонд «Спасая детство» основан в 2019 году А.С. Глазыриным. Фонд оказывает помощь детям с расстройством аутистического спектра (РАС), проживающим на территории Московской области и в Ярославле. Фонд бесплатно помогает детям с РАС постоянно заниматься спортом и посещать развивающие мероприятия. Благодаря ключевым направлениям реабилитации — работе спортивных секций для детей с ограниченными возможностями здоровья (проект «На лыжне все равны»), нейрореабилитации, иппотерапии — подопечные Фонда укрепляют здоровье и развиваются. Фонд постоянно поддерживает более 100 подопечных в возрасте от 3 до 18 лет. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь.

http://patriarchia.ru/db/text/5982112.ht...

Поэтому и мифологи, и поэты, не зная, что все, ими описываемое, делали с мужчинами и женщинами, городами и народами Ангелы и, рожденные от них, демоны, приписали это Самому Богу и сынам, родившимся от семени Его, так и, от называемых, Его. Напротив, в «Разговоре с Трифоном» (гл. 124) Иустин первым и важнейшим преступлением сатаны считает, по-видимому, то, что он «обольстил Еву», руководясь при этом чувством «зависти к блаженству человека», как дополняет Ириней («Против ереси» кн. V гл. 25; ср. Тертуллиан , «О терпении» гл. 5; «О зрелищах» гл. 2; и Киприан, «О благе терпения»; «О ревности и зависти»). Мефодий Патарский также принимает оба эти мнения, как бы различая двоякое падение Ангелов: первоначальное – по зависти к человеку, так сказать, духовное, и вторичное – плотское, состоявшее в незаконном сообщении с женами человеческими («О свободе воли»; «О воскресении» гл. 16); у Евсевия (Н. E. IV). Ириней приводит и такое мнение Иустина, судя по ходу речи, заимствованное им из сочинения того против Маркиона: «Хорошо сказал Иустин, что до пришествия Господня сатана никогда не осмеливался хулить Бога, потому что еще не знал своего осуждения». Действительно, некоторые учители Церкви и после Иустина допускали, что Бог , по милосердию Своему, давал падшим ангелам время для покаяния: например, по мнению Василия Великого , «диавол не был осужден окончательно, пока не искусил человека» (Толк. на XIV гл. прор. Ис.). Но, в таком случае, значит, первоначальным падением диавола было не завистливое обольщение человека, а нечто другое – горделивое восстание его против Самого Бога. Заметим, что влиянием демонов Иустин объясняет и происхождение идолопоклонства у язычников, а в Церкви христианской – ересей. Существо его мыслей таково: демоны знали пророчества о Иисусе Христе (из Откровения, данного иудеям), но не могли хорошо понять их и, потому, исказили истину в, изобретенной ими, мифологии; и только в Таинство Креста они не могли проникнуть, и ни об одном из богов не говорят ничего такого, что могло бы походить на крестные страдания Иисуса Христа (II Апол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

«Что же значат слова: и приступил я к пророчице? То есть духом и предведением будущего приблизился я к пророчице. Ибо постиг, как бы сблизился пророческим разумением, издалека увидел Ее зачатие, предузрев посредством пророческого дарования, что Она родила Сына... А что Мария – Та Пророчица, к Которой приступил Исаия, через приближение познанием, сему никто не будет противоречит, если помнить слова Марии, сказанные Ею. Ибо что говорит? «Величит душа Моя Господа... ибо отныне ублажат Меня все роды» ( Лк.1:46–48 ). И вникнув во все слова Ее, не откажешься наименовать Ее пророчицей, потому что Дух Господень снисшел на Нее, и сила Вышнего осенила Ее» (Толкование на прор. Исаию, гл. 8, 3. «Твор. Василий Вел.» изд. 3, ч. 2. М., 91. стр. 235). Св. Кирилл Иерусалимский (315–386) «Поскольку через деву Еву пришла смерть, приличествовало, чтобы через Деву, или лучше от Девы, явилась Жизнь; чтобы, как змей обманул первую, так Гавриил принес Другой благую весть» (Cath. 12, 15). Св. Григорий Богослов (315–392 г.г.) «Христос от Девы. О, женщины, живите, как девы, чтобы вы стали матерями Христовыми» (A select library of Nicene and P-nie: Path. Oxf. 1894. Vol. 7, p. 345). «Он был зачат Девой, Которая перед тем была очищена в теле и душе Духом Святым» (id., p. 345). «Она (св. Иустиния) смиренно прибегла с молитвою к Деве Марии, чтобы Та дала ей помощь в подвиге девства» (S. Cipriani, Migne, 35, 1182m). Св. Григорий Нисский (335–395 г.г.) Св. Григорий Нисский приводит рассказ о том, как св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский (210–270 г.г.), мучился однажды всю ночь сомнениями веры под влиянием разных слышанных им ересей. И вдруг неожиданно он увидел видение: мужчину и Женщину, «но более, чем человеческую», которые беседовали между собою о том, что надо открыть истину веры Григорию. И Женщина именовала мужчину в разговоре «Иоанном», а он говорил, что исполнит все, что желает «Мать нашего Господа», и тогда начал излагать догматы Православной Веры. Григорий слушал и запоминал все, а на утро все записал, и это записанное им сохранилось и до ныне под именем «Символа Григория Чудотворца » (Niss. Op. 2, 977).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

ист. – источник итал. – итальянский ИТЛ – исправительно-трудовой лагерь КазДА – Казанская Духовная академия кв. – квадратный КДА – Киевская Духовная академия км – километр кн. – книга, князь, княгиня, княжна кон.– конец JI., л. – лист лат. – латинский лит. – литера м – метр малороссийск. – малороссийский МГУ – Московский государственный университет МДА – Московская Духовная академия МДС – Московская духовная семинария МИД – Министерство иностранных дел млн. – миллион митр. – митрополит молдав. – молдавский (ое) муз. – музыка мч. – мученик мчч. – мученики мц. – мученица мцц – мученицы Наркомат юстиции – Народный комиссариат юстиции Наркомздрав – Народный комитет здравоохранения Наркомпрос – Народный комитет просвещения наст. – настоящая нач.– начало нем.немецкий НИИ – научно-исследовательский институт НКВД – Народный комиссариат внутренних дел (РСФСР – СССР) нрзб. – неразборчиво н. ст. – новый стиль Новороссийск. – новороссийское о. – отец, остров об. – оборот обл. – область, областной обн. – обновленческий ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР ок. – около ОЛП – отдельный (особый) лагерный пункт Оп. – опись орд. проф. – ординарный профессор ОР РГБ – Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки отд. – отдел п. – пункт перс. – персидский позднелат. – позднелатинский пол. – половина португ. – португальский пр. – прочее прав. – праведный (ая) Примеч. ред. – примечание редактора примеч. – примечание прмч. – преподобномученик прмц. – преподобномученица прор.пророк прот. – протоиерей проф. – профессор прп., прпп. – преподобный (ая), преподобные псевд. – псевдоним ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ПЭ – Православная энциклопедия равноап. – равноапостольный (ая) равноапп. – равноапостольные разг.разговорное РГАДА – Российский Государственный архив древних актов РГИА – Российский Государственный исторический архив ревтрибунал – революционный трибунал

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010