И сказал Ахаз: не вопрошу и не искушу Господа. И сказал (Исаия): слушайте же, дом Давидов: ужели для вас мало утруждать людей, и как вы даете труд Господу? Посему Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и на­речешь имя Ему: Еммануил. Он будет питаться маслом и медом, прежде нежели сумеет отличать худое и избирать доброе 100 ] I. Что касается речения, то робко поступил Ахаз, получив повеление просить знамения в глубине или в высоте 101 , и он изложил причину, почему не захотел просить. Ведь он сказал: «Не вопрошу и не искушу Господа» 102 . За эту робость подвергся обвинению, и ему было сказано: «Слушайте же, дом Давидов: ужели для вас мало утруждать людей, и как вы даете труд Господу?» 103 . Затем изрекается это обетование: «Посему Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречешь имя Ему: Еммануил» 104 . Пусть это будет объяснено, и мы обратимся к остальному, нуждаясь и тут в благодати Божией для открытия [смысла]. [Ахазу] приказано не просто просить знамения, но себе самому. Ибо слово говорит: «Проси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине или в высоте». Обещанное знамение есть Господь мой Иисус Христос. Это есть знак, ко­торый [Ахазу] приказано требовать себе в глубине или в высоте. В глубине – потому что Он Тот, Кто сошел. В высоте же – потому что Он Тот, Кто восшел превыше всех небес 105 , 106 . Но мне не принесет никакой пользы это предложенное знамение – Господь мой Иисус Христос в глубине и в высоте, – если для меня не возникнет тайна из глубины и высоты Его. Когда же из глубины и высоты я восприму тайну о Христе Иисусе, тогда приму и знамение согласно повелению Господню, и мне будет сказано 107 как обладающему глубиной и высотой в себе самом: Не говори в сердце твоем: кто взошел 108 на небо? то есть Христа свести. Или кто сошел 109 в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Близко слово твое сильное в устах твоих и в сердце твоем 110 . Итак, нам всем предписано просить себе это знамение, получить пользу от знамения, которое дает Господь в глубине и в высоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Проповеди на Великие праздники. О высоте и глубине. Память св. апостолов Петра и Павла Ин.21:15–25 Мф.16:13–19 2Кор.11:21–12:9 В день памяти святых первоверховных Апостолов приводится именно тот случай из жизни Петра, когда на вопрос Господа: «а вы за кого почитаете Меня»? – он ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». И тогда Господь сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин», но блажен вовсе не потому, что ты такой умный, что своим умом все понял. «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Бог ничего не делает напрасно и не расточает Свои дары впустую. А значит, блаженство Петра в том, что хотя и несовершен он был тогда по плоти и по разуму, но Бог увидел самую глубину его души, и засвидетельствовал о нем, открыв ему одному истину о Своем Сыне. Хотя другие, по-видимому, были сильнее Петра. Ведь не кого-то, а того же Петра плоть и кровь заставили тут же прекословить Господу, а потом – трижды отречься от Него. И все же то, что было усмотрено Господом, никуда не делось. И хотя пал Петр своими делами, своей плотью, но тот же Петр на мучительные вопросы воскресшего Иисуса: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня»? – из самой этой глубины отвечает: «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Да, Господь все знает, и поэтому Он даже после предательства, не снял с Петра обетования, однажды данного: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». А Своего второго столпа, Павла, Господь усмотрел еще на большей глубине, когда тот был лютым гонителем церкви. Но одним прикосновением, одним вопросом: «Савл, что ты гонишь Меня»? – Господь возродил его к жизни. И вот уже и Петр, и Павел, – делают дело Божие, предавая и плоть, и кровь свою в жертву Богу. В Божьем человеке нет лукавства, он всем открыт: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся»? И если живущие по плоти обычно хвалятся, что царь осыпает их всякими благами, – Божий слуга хвалится, что он «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти». Другие хвалятся, что царь выполняет каждую их просьбу. А Божий слуга не скрывает, что Господь не внял его троекратным молитвам и не удалил ангела сатаны, который удручал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Итак, чтобы нам получить это удовольствие и здесь, и в будущей жизни, обратимся к добрым делам; таким образом сподобимся мы и будущих венцов, которых и да удостоимся все благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Беседа 41   " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь " (Ин.5:39,40).   1. Не должно читать Священного Писания урывками и легкомысленно. - 2. Иудеи будут иметь своим обвинителем самого Моисея. - 3. Опровержение предлогов и пустых извинений иудеев. - Их злоба и жестоковыйность. - Добродетель мать благоразумия. - Грех рождается от глупости. - Мудрость того кто боится Бога, и неразумность того, кто не боится Его.   1. Много надлежит нам, возлюбленные, иметь попечения о делах духовных; и не будем думать, что для спасения достаточно заниматься ими как-нибудь. Если в делах житейских ничего великого достигнуть не может тот, кто исполняет их небрежно, и как случилось, то тем более так должно быть в делах духовных, потому что они и требуют наибольшей тщательности. Поэтому и Христос, отсылая иудеев к Писаниям, отсылал не для простого чтения, а для точного и обдуманного испытания их. Он не сказал: " читайте Писания " , но: " исследуйте Писания " , потому что сказанное о Нем в Писаниях требовало много внимания (как прикровенно сказанное для пользы людей того времени). Итак, Он повелевает им теперь со тщанием углубляться в Писания, чтобы они могли найти сокровенное в глубине их. Сказанное о Христе не поверхностно сказано и не на виду положено; но, как сокровище некое, положено в великой глубине. А кто, отыскивая положенное в глубине, с усердием и трудом не станет искать, тот и никогда не найдет искомого. Поэтому, сказав: " исследуйте Писания " , Христос присовокупил: " ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную " . Не сказал: " имеете " , но: " думаете иметь " , показывая, что надеющиеся спастись одним чтением, без веры, не могут приобрести никакого великого и важного плода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

В чём же туг различие? Просто смиренный человек может быть смиренным лишь внешне, а «смиренный духом» – смиренен в глубине своего «я». «Сокрушённый сердцем» – это сокрушённый, сломленный человек, как может быть сломлено дерево. А «сокрушённый духом» – это расставшийся со своей гордыней в глубине своего «я», не внешне (ведь гордыня внешне очень часто как раз выражается в нарочитой униженности, не случайно мы говорим: «Унижение паче гордости»), но в самых глубинах своего сердца. Таким образом, «нищий духом» – это тот, кто не просто надеется на Бога, как ребёнок, но в самой глубине своего «я» надеется на Бога, как ребёнок. Вот что значит это выражение в контексте Библии. Кто наследует землю Во всех без исключения рукописях латинского перевода Библии после стиха «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», идёт не «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», как в греческой Библии, а «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», и уже потом – «Блаженны плачущие…». Этот вариант, сохранённый именно всеми латинскими рукописями, в том числе и таким блестящим текстологом, каким был блаженный Иероним, заслуживает очень внимательного прочтения. Почему? «Блаженны нищие духом…», а дальше – «Блаженны кроткие…». Но мы понимаем, что слово «кроткий» по смыслу очень близко словосочетаниям «смиренный сердцем», «нищий духом», «сокрушённый сердцем» – это очень схожие понятия. Не случайно Господь говорит: «…ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Это Евангельское выражение взято из 36-го псалма, стих 11й: «А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира». Какую землю? Конечно, Землю Обетованную, Святую Землю. Но на языке Нового Завета Землёй Обетованной называется Царство Божие, или Царство Небесное. Значит, слово «земля» здесь как бы синонимично словосочетанию «Царство Небесное»: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», то есть Землю Обетованную, или Царство Небесное. Одно и то же сказано дважды, как в классическом псалме из числа Давидовых, Кореевых и т. д.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

От Иова до наших дней человек хранит понимание того, что ответ на этот вопрос не может (и не должен) быть выражен в словах, потому что этот ответ слышат не ушами, а сердцем. «Ты тот, Кто кротко рушит над нами То, что мы строим, Чтобы мы увидели небо — Поэтому я не жалуюсь».(Эйхендорф). В мире христианской мысли страдание и радость, жизнь и смерть оказались не абсолютно противопоставлены друг другу. Прошу извинить за эпатирующую формулировку, но в своей глубине христианство действительно настаивает на неизбежности самоубийства: человек не должен жить для самого себя, он призван дарить себя. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою, в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»(Ин.12,24-25). Александр Солженицын как-то сказал, что в ГУЛАГе есть один-единственный способ выжить, а именно оставить всякую надежду на сохранение себя. Лишь так, похоронив себя, человек может выйти из лагеря человеком. Другой пример из светской литературы — строки Пастернака: Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье нас самих Во всех других Как бы им даренье… Как будто вышел человек, И вынес, и раскрыл ковчег, И все до нитки роздал… Любовь, которая, по слову Апостола, «не своего», также выносит центр устремлений, забот и надежд человека во вне его. Христианская любовь — дарующая, а не потребляющая: в ее глубине всегда просвечивает крест. В мире духовном об этом же говорит «перевернутая перспектива» иконописи. Человек должен отказаться от эгоцентризма, от привычки все мерить по себе, свой жизненный центр он должен полагать вне себя. И тогда он не будет считать частью своей жизни некую ценность, а станет о себе помышлять как о принадлежащем и служащем Высшей Ценности. И тогда он будет бояться не за себя, а за свою верность Истине. И, как сказано в Писании, «где сокровище ваше, там и сердце ваше… Не собирайте себе сокровищ на земле… В Бога богатейте». Человеку дан дар жизни — и сохранить его он сможет, лишь если поступит с ним так, как девочка с плодом древа жизни из первой льюисовской сказки: не присвоив себе, отдав другому.

http://pravmir.ru/zakon-bozhij-i-xroniki...

Достаточно ясно, что «Отвечав... сказал ему», поставленное перед вышеназванным толкованием, означает ответ на движение помыслов в глубине сердца. Из того же разряда, что и сказанное, выражение: Иисус отвечал (πεκριθη) законникам 16 ( Лк.14:3 ), следующее после их мысленного смятения и беспокойства, когда они видели стоящего перед ними больного водянкой и, хотя следовало бы при виде страдания обратиться к жалости, не оставляли своего безумия. То же значение, пожалуй, представляет и это: Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и перейди в море, – перейдет ( Мф.21:21 ; ср. Мф.17:20 ). И «отвечал», по крайней мере, по подручной последовательности можно было бы отнести к размышлениям в глубине сердца, если бы боговещанный Марк, излагая это место, еще яснее не переносил значение на последовательность речи. Ибо, сказав: И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла ( Мк.11:21 ), он вводит Иисуса продолжающим разговор и говорящим: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет ( Мк.11:23 ). Однако если одно и то же место из Писаний рассматривается как пример не только к чему-то одному из сказанного, но может переноситься и на начало, и на продолжение речи, а может быть, и на избыточность, то и тогда число значений не уменьшится, но сохранит равное количество. Ибо достаточно не уменьшать множество, пусть даже некоторые из примеров окажется возможным отнести не к одному только, но к разным значениям, потому что какой-то из них будет найден всецело усваивающим одно значение. Ибо то, что у некоторых выражений различные значения каким-то образом совпадают друг с другом, не устраняет множественности этих значений, так как они характеризуются не тем, в чем совпадают, но в чем расходятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

«Зане аки мы изнемогохом». О нас думаете вы, что ничего такого не делаем по бессилию. «О немже аще дерзает кто, несмысленно глаголю, дерзаю и аз». Апостол смягчил, что намеревался сказать, назвав это безумием, но дает знать, что он осмеливается не оскорблять, не поядать, не проторить их, но выставить собственные свои труды, и прежде всего выставляет то, что у них почиталось достоуважаемым, научая, что и в этом не имеют они никакого пред ним преимущества. 2Кор.11:22 .  Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. «Еврее ли суть? И аз. Израильтяне ли суть? И аз. Семя Авраамле ли суть? И аз». Апостол привел это, потому что они так говорили о себе, и в этом показал свое с ними равенство, а в преспеяниях произвольных показывает преимущество. 2Кор.11:23 .  Христовы служители? (в безумии говорю) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. 2Кор.11:24 .  От Иудеев пять раздано мне было по сорока ударов без одного. 2Кор.11:25 .  Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. «Служителие ли Христовы суть? Не в мудрости глаголю, паче аз». Опять употребил выражение: «не в мудрости», давая сим знать, что принужден сказать сие против воли. Объясняет же самый образ превосходства, выставляя на вид не чудотворения, не мертвецов воскрешенных, не хромых ходящих, не бегство демонов, не спасение вселенной, но страдания свои за Евангелие. «В трудех множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи. От Иудей пять краты четыредесять разве единыя приях. Трищи палицами биен бых, единою каменьми наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною, нощь и день во глубине сотворих», то есть когда ладия была разбита и я тогда целую ночь и целый день туда и сюда носим был волнами. А наносить по сорок ударов без одного в обычае было у иудеев. 2Кор.11:26 .  много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

А Своего второго столпа, Павла, Господь усмотрел еще на большей глубине, когда тот не то что недопонимал что-то по плоти, но был ненасытным гонителем мучителем Церкви. Но одним Своим прикосновением, одним вопросом: «Савл, что ты гонишь Меня? – Господь возродил его к жизни. И вот уже оба они, Петр и Павел, делают дело Божие, всецело придавая и плоть свою, и кровь в жертву Богу. И в то время, как живущий по плоти хвалится, что он в чести у царя, что он не обременен заботами, – Божий слуга хвалится, что он «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти». Другие хвалятся, что царь слушает и выполняет каждую их просьбу; а Божий слуга не скрывает, например, что Господь не внял его троекратным молитвам и не удалил жало из его плоти, ангела сатаны, который удручал его. В божьем человеке нет лукавства, он беспредельно всем открыт и поэтому даже как бы бросает вызов: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» И постепенно, преображая плоть и кровь, Господь возвышает Своих достойных избранников даже до того, что еще при жизни восхищает в рай и дает слышать «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать», и человек даже не может объяснить, «в теле, или вне тела» он это испытал. И – мало того: Он еще и дает «ключи Царства Небесного», и говорит: «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах…» Так, в каждом человеке есть глубина, где сам еще себя не видишь, но тем не менее, это ты, и никто другой. И сначала один только Бог видит, как, например, в рыбаке Симоне кроется «Камень» Петр, и как в гонителе Савле сокрыт «избранный сосуд», Павел. И начинает Господь класть основание Своей Церкви именно с этой сокровенной глубины. И Божий человек потому стоит так твердо, что, как бы высоко ни вознес его Бог, его сокрушенное сердце всегда – на глубине былого падения. Павел говорит о себе, что «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). А Петр до самой смерти плакал, слыша пение петуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  Здесь открывается смысл этого древнего имени, [заключающего в себе] все Таинство [явления] Бога среди людей, ибо, как сказано, имя " Еммануил " означает " С нами Бог " . И пусть никого не приводят в смущение коварные ухищрения иудеев, которые утверждают, что у пророка [Исайи] сказано не " дева " , а " молодица " : " Се, молодица во чреве приимет " . Прежде всего, было бы крайне неразумно полагать, что то, что должно было стать знамением, данным от Господа, представляет собой обыденное явление, согласующееся с природой вещей. Ибо что говорит пророк? " И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа, Бога твоего; проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа " (Ис. 7:10-12). И немного далее: " Итак, Сам Господь даст вам знамение: Се, Дева во чреве приимет " (Ис 7:14). Для того Ахаз не стал просить знамения или в глубине, или на высоте, чтобы ты узнал, что " нисшедший в преисподние места земли, Он же есть и восшедший превыше всех небес " (Еф. 4:9-10), Сам Господь дал знамение. Знамение же было удивительное и страшное, намного превосходившее естественный порядок вещей: Одна и Та же — Жена, Дева и Матерь, сохранившая святость девства и сподобившаяся благословения чадородия.   Если же некоторые переводчики еврейское слово вместо " дева " перевели как " молодица " , то от этого смысл данного выражения ничуть не страдает. В самом деле, мы часто встречаем в Св. Писании обыкновение употреблять вместо слова " дева " слово " молодица " , например, во Второзаконии: " Если кто-нибудь встретится с девицею не обрученною, и схватив ее, ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу молодицы пятьдесят дидрахм " (Втор. 22:28-29).     5. " И встав, [Иосиф] принял жену свою " (Мф. 1:24). Он взял [к себе] жену с расположением, любовью и всяческой усердной заботой о супружестве, но воздерживался от выполнения своих супружеских обязанностей. Ибо сказано: " И не знал Ее до тех пор, пока Она не родила Сына Своего первенца " (Мф. 1:25). Эти слова могут [кому-то] дать повод считать, что после того, как Мария Своей чистотой послужила рождению Господа, совершившемуся благодаря Святому Духу, Она не отказалась от выполнения обычных супружеских обязанностей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=402

2) Как еще радуется человек, когда придет и посетит дом его царь, или хотя бы высокий какой и почтенный господин: с какой охотой, усердием и желанием встречает, принимает и угощает его; с каким благодарением провождает его, всем то известно. Царь Небесный, Сын Божий хочет, как Душелюбец дома душ наших посетить, и стоит у всякого при дверях (о, человеколюбие непостижимое!), и стучит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Но грешная душа, бесстыдно затворив двери, не хочет сего высокого, великого и вожделенного Гостя пустить и принять. Увы нам, грешники! Что мы делаем? Где наша вера, смысл и разум? Царь Небесный стоит у домов наших, и толкает в двери, и хочет с царствием Своим благодатным пожить в домах наших, и с Отцом Своим Небесным обитель у нас сотворить, как говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Но мы не отверзаем Ему дверей наших и не хотим Его с подобающей честью принять. О крепкий и сильный Господи! Господи сил! Ударь крепко, и сокруши крепостью Твоею двери затворенные, и восприми дом Твой, которым неправедно завладел чуждый, противник Твой! Надобно нам, христиане, ныне Его непременно в дома наши принять, если хотим с Ним вовеки жить. Ныне Он стоит и стучит в двери грешников, но будет время, когда грешники, не послушавшие и не принявшие Его, станут «стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет им в ответ: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк.13:25, 27 ). 3) Как еще радуется человек, когда к нему, или в пленении находящемуся придет кто освободить его; или во глубине утопающему руку помощи подать; или лютою болезнью одержимому здравие подать, и какое тому благодетелю благодарение приносит, кто сего не знает? Кому свобода, жизнь и здравие не желаемо и не приятно? Кто сего добра более всего сокровища не почитает? Христос пришел к нам, плененным дьяволом, обнаженным и раненным тем же врагом, и лежащим на пути мира сего, полумертвым ( Лк.10:30 ), и во глубине погибели утопающим; и хочет всем подать свободу, здравие и жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010