Ценность этой части работы в точном определении объема надежной исторической литературы «пассий» и в критическом анализе отдельных памятников. Круг исторических «пассий» очерчен автором четко и строго. В него вошли 17 «актов», к которым следует прибавить не вошедшие в книгу, но обещанные автором, критические исследования о свв. Феликсе и Марцелле африканских и о египетских мучениках. До сих пор появились только реконструированные автором подлинные акты св. Феликса (Anal. Boll. т. 39). Во второй главе автор идеализирует «панегирики» — похвальные слова греческих (только греческих) отцов Церкви конца IV — начала V в. с точки зрения литературной формы. Панегирик изучается в связи с каноном античной риторики. Эта часть наиболее соответствует «формальной» задаче книги, но историческое внимание автора — мысль о достоверности — и здесь остается руководящей. Вполне отсутствуют эстетические оценки. Не находим и ожидаемого вывода о том, что дала панегирическая форма— в смысле канона агиографического стиля — для всей последующей «эпической» литературы. Под именем «эпических» автор обнимает всю огромную массу поздних памятников, рисующих героический подвиг мучеников. О. Делеэ не считает нужным выделить из этого необозримого круга произведения, имеющие хотя бы относительную историческую ценность. Безыскусственные запоздалые записи преданий местных Церквей, еще свободные от поэтической обработки, вообще не находят себе места в этой классификации, и неудобство это ощущается тем сильнее, что объем «подлинных» актов определяется в науке далеко не однозначно. Читатель хотел бы отдать себе отчет в том, что находится за пределами, но в ближайшей близости, центрального, более или менее общепризнанного ядра. Прием трактовки «эпического» жанра — литературно типологический. Автор рассматривает всю хаотическую груду памятников как литературное единство и устанавливает характерные, типические его черты. Получается образ, знакомый каждому и ярко нарисованный некогда автором в его ранних «Legendes hagiographiques». Такая суммарная разработка — единственно, может быть, возможная в наше время — показывает, как мало еще сделано в этой сложной и трудной отрасли христианской литературы. Нет и намека на определение местных школ, филиацию памятников, общую эволюцию формы. Не изучены даже формальные законы этой классической агиографии, особенно важные в связи с ее литургическим значением. А между тем несколько наблюдений Узенера 279 , набросанных когда–то рукою мастера–филолога в его «Der heilige Tychon» (мы говорим, разумеется, исключительно о его филологическом анализе жития), открывают широкие перспективы для целых поколений исследователей.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

Подлинные акты дошли из всех мест, которыми управлял Максимиан. О кровавом гонении в Италии свидетельствуют акты Сотеры девицы, акты, отличающиеся простотой рассказа, 282 и акты диакона Евпла, скончавшегося мученически в г. Катанке в Сицилии, отличающиеся точностью хронологии. 283 О суровости гонения в Галлии свидетельствуют акты Рогациана и Донациана, пострадавших в Нанте. 284 Содержание актов таково: Рогациан и Донациан были братья, они были брошены в темницу, один из них, впрочем, еще не был крещен, именно старший Рогациан. В тюрьме братья молят Бога, чтобы он попустил вместо воды крещения креститься Рогациану кровью мученическою. Оба они были потом обезглавлены. О гонении в Испании свидетельствуют акты Винцентия, диакона в Сарогоссе. 285 Рассказ актов следующий: проконсул Дациан потребовал к себе на суд епископа Валерия и диакона Винцентия, отличавшегося даром красноречия и бывшего проповедником в христианских собраниях. Валерий епископ, как человек не красноречивый, просил Винцентия произнести за него исповедание христианское на суде. Винцентий это и исполнил. Епископ был сослан в ссылку, а Винцентий после многих тяжких мучений скончался в тюрьме. Особенно много актов мученических из времени управления Максимиана дошло до нас из церквей африканских, где гонение было принято христианами с особенным одушевлением. До нас сохранились несомненно подлинные акты пресвитера Сатурнина и прочих мучеников. 286 Дело происходит в Нумидии. Целая толпа христиан схвачена во время богослужения в доме пресвитера Сатурнина и представлена на суд проконсула (в Карфагене). Многие из них потом поплатились жизнью за свое исповедание. Акты относятся к обстоятельствам исполнения первого Диоклетианова указа; именно проконсул говорит Сатурнину: почему ты делаешь церковные собрания, когда это запрещено? Имеешь ли ты Священное Писание ? Эти черты указывают на 303 год. Такого же характера и акты епископа африканского Феликса, в Тибиуре. 287 Проконсул требует от него, чтобы он выдал книги Священного Писания , Феликс отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Известны и еще акты других мучеников африканских, именно акты Монтана, Лукия и других мучеников в Африке. 197 Эти акты довольно обширны по объему и чрезвычайно интересны по содержанию; здесь встречаются описания положений, отличающихся истинным драматизмом (диакон Флавиан). Чтение актов возбуждает глубокий интерес. Акты отличаются большим количеством рассказов о видениях мучеников, чем какие-либо другие акты этого времени. Всего видений здесь рассказано не менее пяти; в них представляется являющимися мученикам или Христос, или Киприан, уже отошедший от мира сего и пр. Главная тема видений – предстоящая смерть исповедников и её обстоятельства. Эти акты носят ясные признаки происхождения их во времена гонения Валерианова Писателями части актов представляются сами мученики; в средине актов делается такое замечание: «это они (мученики) все вместе писали из темницы», остальное прибавлено очевидцем каким-либо. Как лучшее доказательство подлинности, может быть указано то, что в актах упоминается как лице, снабдевавшее мучеников пищей, иподиакон Герениан, тот самый Герениан, который с подобною же миссией изображается и в письмах Киприана. 198 V. Гонение Диоклетиана, его соправителей и преемников, (303–311 годы) Благосклонное отношение Диоклетиана к христианам в большую часть царствования его: положение христиан при дворе и в различных должностях, письмо Феоны к Лукиану, как свидетельство благих надежд на императора со стороны христиан. Почему в характере Диоклетиана нельзя находить достаточных оснований для объяснения происхождения гонения этого императора? Вероятнейшее объяснение происхождения гонения, религиозно-политический идеал Диоклетиана и его значение в вопросе о причинах гонения. Можно ли в положении христиан тогдашнего времени находить такие стороны, которые наталкивали бы Диоклетиана на гонение (разбор мнений некоторых историков и выводы)? Почему гонение Диоклетиана было отодвинуто к концу его царствования? Указы Диоклетиана против христиан и обстоятельства их происхождения: рассмотрение известия Лактанция об обстоятельствах происхождения первого указа; анализ этого указа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

А как насчет чудес? Августин считал порядок высшим проявлением провидения. Но всемогущий Творец, несомненно, может иметь порядок и замысел, включающий не только природную среду, но и особые случаи Его свободного разумного творения. Необычные события могут происходить как часть провиденциальной цели дать заблудшему человечеству наставление; то, что мы называем чудом. Но духовный христианин не ищет физических чудес. Нет большего чуда, чем внутреннее преображение покаяния и веры. Для послеапостольской эпохи аналог новозаветных чудес, пеленания младенческой Церкви (PM ii.52), следует искать в таинствах крещения и евхаристии (В iii.21). В преклонном возрасте Августин изменил эту позицию. Исцеления происходили в святынях некоторых африканских мучеников. Народная преданность ценила реликвии (продаваемые шарлатанами), землю, привезенную из Святой Земли, святое масло из храма св. Стефана, когда некоторые кости достигли Африки. Тем не менее, чем более зрелым был верующий в вере, тем меньше он искал видимых чудес (PM ii.52). Августин не побуждал свою паству искать особых провидений: таинств было достаточно. Августин не считал ни просительную молитву, ни чудо предполагающими изменение в мыслях и целях Бога. Просьбы к Богу о житейских нуждах, о телесном здравии, о плодородии супруги он не считал высшей формой молитвы; но они не причислялись к недостойным прошениям, как молитва о смерти родственника, чтобы можно было унаследовать наследство. Они представляли собой признание того, что все хорошие вещи являются даром единого Бога, а не низших языческих божеств (П 66.2). Но за исключением внезапных моментов особого устремления, молитва нуждалась в тишине и уединении (KS ii.4.4). Августин не последовал аргументу Порфирия о том, что просительная молитва влечет за собой (аристотелевский) вывод о том, что в Божьем провидении остаются случайные события и совпадения, которые не предопределены. По предположению Августина, Бог определил как следствия, так и причины, но молитвы, которые слышит Бог, относятся к числу вторичных причин, которые Он использует для осуществления своей воли (О ii.51).

http://predanie.ru/book/221362-avgustin-...

Скачать epub pdf 71 . Сей город [Константинополь] окружало большое войско и флот, но все они по милости Божией повернули обратно и, не причинив ущерба, в бедственном состоянии ушли. 72 . И когда они прибыли со стороны Силеона, на них внезапно подул сильный ветер, по справедливой воле Божией, отбрасывая и истребляя их. И так было во всякое время с теми, кто был врагами Божиими и приходили воевать с городом, охраняемым Богом. С помощью силы Божией они потеряли рассудок и отступили без сражения, исполненные смущения. Рассказ об осаде 717 года при Льве Исаврянине 73 . Вновь отовсюду собирались толпы несущих гибель измаильтян, с востока и запада увеличивалась и накапливалась их сила. Сначала они завоевали Персидское царство, затем Египет и Ливию. Они дали христианам слово, что не будут принуждать их отрекаться от правой веры во Христа, что они пребудут в Православии, которо 1 они не сохранили. Но при их правлении многие стали мучениками, так как не попрали ногами почитаемое знамение Креста, ибо к этому принуждали христиан завоеватели. 74 . Как я уже говорил об этом, они захватили всю землю и опустошили ее. Они устремились во все стороны, они ринулись в Индию и в Эфиопию, также в африканские страны, в Ливию и в Испанию. В конце концов они осадили императорский горо 2 и желали его захватить. 75 . Тогда император Исав 3 , который властвовал над греками, предложил захватчикам отсрочку и то, что сразу же заплатит им выкуп за многие годы. Но они вновь захотели овладеть защитниками города и поставить воинов своей армии на городских башнях; и они пытались их захватить, ибо были уверены в количестве всадников, которых они имели для осады, и в собственных людях миздурн 4 , и в вооруженных боевых кораблях, которых было около тысячи восьмисот в стройном боевом порядке, снабженных всякими приспособлениями для войны, как это отмечено в записях Летописца. 76 . Однако эти дикие звери не сдержали своих твердых обещаний, но, напротив, они вместе со своей кавалерией встали лагерем со всех сторон прямо на берегу у города, да так, что чуть было не заставили нескольких заблудившихся воинов-христиан сражаться спиной к стене. Ибо они вновь начали строить свои палатки, помутившись разумом, как бешеные собаки, лишенные разумения и рассудка. Но поистине с помощью Божией они были истреблены и лишены возможности совершить свои жестокости, и их замыслы обрелись ложным 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Традиционный ислам указывает своим последователям на необходимость борьбы с агрессивными эмоциями. Ваххабизм же не случайно назван авторитетным российским исламоведом А.А. Игнатенко идеологией ненависти, т.к. поострен на постулате культивирования ненависти, которая якобы предписана свыше. К сожалению, исламское сообщество пока не нашло способ эффективной борьбы с распространением религиозного экстремизма. В некоторых странах представители этого направления приходят к власти, и тогда начинаются гонения и даже тотальное истребление религиозных меньшинств. Однако неправильно было бы возлагать ответственность за происходящее только лишь на темных, невежественных фанатиков-экстремистов, действующих стихийно, неорганизованно, чуть ли не в одиночку. Часто за спинами погромщиков стоят силы, основной целью которых является получение прибыли из ситуации хаоса и неразберихи. Успех таких людей оплачен кровью. Другим политическим фактором, ухудшающим положение христиан, является вмешательство в дела региона со стороны стран Запада. Системы, сдерживавшие радикализм в последние десятилетия, разрушаются с помощью военной силы США и НАТО, как это было в Ираке и Ливии, или с помощью инспирированных революций, как в Египте и других арабских странах. Кроме перечисленных выше, есть и другие причины усиления дискриминации христиан в последние годы. Нельзя не сказать о том, что одной из причин обострения отношений между христианами и мусульманами в ряде стран, прежде всего африканских, стала практика агрессивного миссионерства, применяемая евангелическими церквами, проповедники которые активно работают с местным мусульманским населением с целью обращения его в христианство. Если же в проповеди допускается уничижение ислама, это еще больше подливает масла в огонь. Кроме того, иностранные миссионеры, как мы знаем по опыту нашей страны, могут преследовать и политические цели. Очевидно, что мы также должны учитывать различные побудительные мотивы, которыми руководствуются гонители христиан в каждой из стран. Например, если в Египте на христиан нападают, убивают, поджигают их храмы и дома, то в Ираке их чаще всего похищают, требуют выкуп или берут в заложники, хотя нередко приходится слышать и о взрывах христианских храмов в этой стране.

http://patriarchia.ru/db/text/2025283.ht...

После революции 1917 года и прихода к власти большевиков, христиане оказались вычеркнуты из политической и культурной жизни страны, так как вся она стала связана с членством в коммунистической партии, которая исповедовала атеизм как религиозное учение, для христиан стало невозможно занятие многих административных должностей. Кроме того, сами новые учреждения, которые создавались государством, такие казалось бы чисто экономические, как колхозы, имели в строе своей жизни антирелигиозную подкладку, выражавшуюся в частности в том, что члены колхозов часто были обязаны работать в воскресные дни, христианами отводившиеся для посещения церкви. Христиане были осведомлены о связанности экономической составляющей таких образований, как колхозы, с религиозной, знали они и об общей антихристианской направленности советского государства. Тем более были осведомлены об этом представители государства и в соответствии с этим почти всегда обвиняли христиан в сопротивлении созданию колхозов и в агитации против них. Христианство было объявлено властями частным делом, но на практике такое частное дело, как христианская жизнь, в тоталитарном государстве не так-то легко было реализовать, так как для этого нужно было, чтобы оставались хотя бы какие-то сферы независимой от государства социальной жизни. Такой независимой от государства формой было в первые годы советской власти ведение личного крестьянского хозяйства, но после массовой коллективизации в 1931 году и оно стало почти невозможным; и практически все сферы народной и социальной жизни оказались подчинены государству, которое заявляло свои права и в деле воспитания человека и его дальнейшего социального устройства. Сами обязанности христиан перед советским государством в начальный период его существования стали трактоваться не однозначно, что в значительной степени делает их позиции сходными с позициями христиан при последнем гонении при императоре Диоклетиане. Историк В.В. Болотов, приводя такие случаи, пишет: «В 295 году... в африканском городе Тевесте производился набор солдат.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Внутриполитическая ситуация в гос-ве определялась подспудным противостоянием клана О. и мединской группировки асхабов. Наиболее неспокойными провинциями были Куфа и Басра. Куфа являлась главным центром оппозиции шиитов , которые выступали за наследование власти Алидами, потомками Али, и постепенно оформились в отдельное направление в исламе. После смерти в 669/70 г. сына Али - Хасана (в которой многие обвиняли Муавию) лидером шиитов стал его младший брат Хусейн. Оппозиция хариджитов была еще более радикальной; они неоднократно поднимали мятежи против О. в Куфе и Басре. Муавия со своей стороны старался закрепить право на халифат за своим сыном Язидом и в 676 г. привел араб. знать к присяге ему как наследнику. Решение Муавии вызвало сильное сопротивление мединцев и мекканцев. Вторая фитна (680-692) Смерть Муавии в 680 г. вскоре привела к новой междоусобной войне в халифате. Язид I принял власть, но против него готовили восстание сторонники Алидов в Куфе, к-рые призвали из Мекки Хусейна, чтобы возглавить борьбу. Язид I назначил в Куфу решительного наместника Убейдаллаха ибн Зияда, к-рый сумел подавить недовольство. 10 окт. 680 г. близ г. Кербела Хусейн и его люди погибли в бою; «мученическая» смерть Хусейна стала важным этапом в процессе формирования шиизма, к-рый превратился из политического движения в религ. направление. Оппозицию в Хиджазе (включая Медину и Мекку) возглавил Абдаллах ибн аз-Зубайр, сын одного из героев раннего ислама. В период борьбы с восстанием Язид I умер вслед. несчастного случая (нояб. 683), а его сын Муавия II, провозглашенный халифом, скончался через 3 месяца от чумы. Абдаллах заявил свои претензии на халифат; его поддержали Аравия, города Ирака, восточные и африканские провинции. На стороне О. оставалось лишь племя кальб, контролировавшее Сирию. Летом 684 г. сторонники О. провозгласили халифом Марвана, престарелого троюродного брата Муавии I; после его смерти на престол взошел его сын Абд аль-Малик (685-705). Т. о. власть внутри рода О. перешла от Суфьянидов к Марванидам.

http://pravenc.ru/text/Омейядах.html

Из Карфагена, бывшего здесь центром распространения всего иноземного, христианство довольно быстро распространилось по колонизированной стране. Возможно, что оно кое-где даже перешло за ее пределы 487 . Вообще же христианская проповедь почти не выходила из пределов латинизированной области; хотя бы Евангелие было проповедано на пунийском или берберском языке, христианство продолжало оставаться для этих стран религией латинской. Библия не была переведена на местные наречия, как в других местах на – сирийское, коптское, армянское, готское. Да кто, впрочем, и писал по-берберски или по-пунийски? Литература языческая и христианская вся целиком была латинская. Ни откуда нет известий, чтобы литургия когда-либо служилась здесь на ином языке, как на латинском 488 ; если и делались исключения, то разве для греческого языка, а не для туземных. В этом была своя слабая сторона, что ярко обнаружилось в трудную годину арабских завоеваний: христианству, слишком тесно связанному с латинскими учреждениями, не удалось их пережить. Самое старое предание об африканском христианстве относится не к Карфагену, а к Сцилли, городку, расположенному в проконсульской Нумидии 489 ; именно здесь были арестованы мученики, которых проконсул Вигеллий Сатурнин судил в Карфагене в 180 г. Этот проконсул – первое должностное лидо, которое вело процесс против христиан в Африке 490 . У него были продолжатели. Царствование Севера, африканца родом, не было временем мира для христиан его родины. Тертуллиан брался несколько раз за перо, чтобы их защищать. 7 марта 203 г. Карфаген был свидетелем мученичества двух молодых женщин из Малого Тубурба, Перпетуи и Фелицитаты, которые лишились жизни одновременно с группой земляков, все новообращенных или оглашенных. Рассказ об их заключении в тюрьме и мученичестве, почти целиком написанный самою Перпетуей, – один из перлов древнехристианской литературы. Тот, кто нам сохранил его, снабдив своими замечаниями, по-видимому, держался одинакового с Тертуллианом взгляда на видения и пророчества; может быть, это был он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Современник Иринея и Виктора римского, Серапион, восьмой епископ Антиохийский, в царствование императора Коммода (180–192 г.) посланиями своими имел подобное же влияние на Востоке. Он свидетельствует, что ересь Докетов во многих пунктах согласовалась с истинным учением Господа, но в других 454 отдалялась от него. В письме своем к Карику и Понтию он воздает должное предшественнику своему Клавдию  Аполлинарию. Это письмо подписано значительным числом епископов одних с ним мыслей относительно монтанизма; то были: мученик Аврелий, Кириний, Элий Публий, Юлий, епископ поселения Девельты во Фракии 455 . Не было в обычае, чтобы окружные послания епископов христианских митрополий служили выражением их единичного, личного мнения. Были ли эти послания обращаемы к одному или к нескольким церковным округам, они считались исшедшими от целой группы Церквей, расположенных около одной известной Апостольской Церкви. Предание было некоторым образом коллективное: говорили скорее Церкви, чем сами епископы. Нам остается выслушать еще двух главных свидетелей, подвизавшихся вместе с  Иринеем, уважаемых и почитаемых деятелей второго века, сочинения которых в значительной части сохранились – Климента Александрийского  и  Тертуллиана Карфагенского. Первый написал главное свое сочинение под названием Stromates около 194 года, второй, родившись около 160 года в Карфагене, обращен был в христианство в 185 году, и перешел к Монтанистам около 199 года. Оба, по происхождению Африканцы, писали и говорили в одно время и умерли почти в одно время, между 216 и 220 годами. Но один из них служит выразителем восточного гения греческой философии, направления идеалистического со всеми его тонкостями, другой является представителем западного гения римской юриспруденции, направления реального во всей его суровости. По-видимому африканское солнце влекло одного к спекулятивности другого к витийству. Между тем оба они сходятся на почве общего отвращения к язычеству, общей привязанности к Апостольскому преданию и общего недоверия ко всякого рода знанию себе предоставленному. Отличия только видовые: тогда как первый анализирует и разбирает, другой разражается гневом и наносит удары внезапно. Климент христианский философ, Тертуллиан христианский адвокат; тут, хотя два голоса но один звук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010