В 853 году Буга аль-Кабир, подавив восстание в Армении, вторгся в Грузию . По словам агиографа, " началось гонение великое на христиан во всей стране Картли, и были войны великие, и погибло в них множество христиан, которые подвизались в вере Христовой " . Тбилисский эмир Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (в груз. источниках - Сахак) (830-853) вышел из повиновения арабскому халифу, его поддержали грузинские властители и вельможи: младший сын царя св. Ашота I Великого Гварам (Гуарам) Мампали (+ 882), возглавлявший антиарабский настрой в доме Багратиони; кахетинский князь Самоел (839-861); западногрузинский (абхазский) царь Деметре II (825-861); князь Константин Кахетинский и другие. Грузинская сторона пыталась создать широкую антиарабскую коалицию с участием византийцев, хазар и восточных славян (в арабских источниках - сакалибы), августа Феодора призывала грузин в письме " блистать мечами... дабы заслужить благоволение наше и получить от Христа обещанную славу для творящих добро " . Однако Византийская империя и Хазарский каганат воздержались от активных военных действий. 5 августа, в субботу, в короникон 73 (853 год) Буга аль-Кабир сжег Тбилиси и казнил эмира Сахака. Тогда антиарабское восстание возглавил царь Деметре II. Решающее сражение произошло близ Кверцхоби (селение на левом берегу р. Чератхеви, территория совр. муниципалитета Хашури); грузинские силы потерпели поражение, " погибло их множество " . Как указано в надписи в Атени Сиони, " и того же месяца августа 26-го, в день субботний же, Зирак [араб. военачальник - ред.] захватил в плен Каху и сына его Тархуджи " . 85-летний князь Константин отказался принять ислам, его отправили ко двору халифа в вавилонский г. Самарру (на территории совр. Ирака). Халифу Джафару было известно, какой значимой фигурой для соотечественников был Константин Кахетинский. Он встретил его с почестями и стал уговаривать сменить веру. Отважный и укрепленный благодатью Господней князь отвечал: " Не меч твой страшен мне, а боюсь Того, Который в силах истребить душу и тело и имеет власть воскрешать и умерщвлять, ибо Он есть Истинный Бог, Могущественный Владыка и Правитель Мира, Отец во веки веков! " После очередного решительного отказа князя халиф приказал отрубить ему голову. Преклонив колени, святой мученик творил последнюю молитву, когда ему отрубили голову. Тело мученика с целью устрашения христиан повесили на высоком столбе, а через некоторое время похоронили. Через несколько лет грузины перевезли святые мощи на родину и похоронили с почестями.

http://drevo-info.ru/articles/4344.html

Сакалис переводит это место: " подая божественное подобие, дабы смягчился и сам ходатайствующий " (стр.169). 133. Ин.3:6-7. XXVI (V,22). Истолкование применительно к Господу сказанного о Мелхиседеке. Ибо один лишь единственный Господь наш и Бог Иисус Христос естеством и истиною без отца и без матери и без родословия и ни начала дней, ни конца жизни не имущий: без матери по невещественному и бесплотному и всецело непознаваемому горнему от Отца предвечному рождению; без отца же по дольнему и во времени из Матери плотскому рождению, коего вид по зачатию через сеяние не установить; без родословия же, яко обоих его рождений образ для всех недоступен и непостижим; ни начала же дней, ни конца жизни не имущий как безначальный и бесконечный, и всецело непостижимый как естеством Бог; а пребывает священник выну, как не прекращающий быть никакой смертью злобы или естества, поскольку Он есть Бог и податель всяческой жизни по естеству и по добродетели. Не думай же, что кто-либо обделен этой благодатью, раз об одном лишь великом Мелхиседеке говорит слово [Божие], что она есть у него. Ибо Бог всем равно вложил по естеству возможность () ко спасению, дабы каждый желающий мог усвоить себе божественную благодать, и хотящему стать Мелхиседеком и Авраамом, и Моисеем и, вообще, всех святых перенести в себя не переменой имен и мест, но подражанием тропосам [их добродетелей] и жительству не было бы препятствий. XXVII (V,23). Иное умозрение о Мелхиседеке. Итак, всякий, кто умертвил уды, сущия на земли и все свое угасил мудрование плотское и совершенно отбросил всякую связь с ним, благодаря которой разделяется [на многие предметы] любовь, которую обязаны [воздавать] одному лишь Богу, и отвергшийся всех плотских и мipckux признаков ради божественной благодати, так что может и говорить с блаженным Павлом апостолом: кто ны разлучит от любве Христовы и проч., таковой стал без отца и без матери, и без родословия как и великий Мелхиседек, не имея более удерживаться под властью плоти и естества по причине бывшего ему единения с Духом [Божиим].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

30. Ио.1:1. 31. Василий Великий, Толкование на пророка Исаию, I, PG 30, 177C-D (р.п., Tbopehiя иже во Святыхъ Отца нашего Bacuлiя Великаго, Apxienuckona Kecapiu Kannaдokiйckiя, ч.2, М., 1891, стр.43.) 32. Пс.30:3. 33. εεε - буквально: " действием " . 34. То есть Бог был Творцом всегда, даже и прежде творения, потому что в Нем всегда была Его творческая энергия. 35. 1Кор.1:30. 36. Деян.17:28. 37. " εεοεο " означает " действующий, но не самостоятельно, а направляемый кем- или чем-либо " ; употребляемое в отрицательном смысле означает " одержимый бесом " (Сакалис переводит " εεοεο " как " οοοεο " , дословно означающее по-русски " одеятельнотворенный " ) . Т.е. логос благобытия является той энергией Божией, содействуя которой совершает человек дела добродетели по апостолу, говорящему о себе: и благодать Его яже во мне не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1Кор.15:10). 38. εεο буквально: " вставивший " , " поместивший " . 39. О божественных именах, V, 8, стр.432 (р.п., стр.433). 40. Некоторые исследователи, впрочем, считают " ο ε ο " образным выражением, означающим самого Пантена, которго преп. Максим цитирует по сохранившемуся в к.-л. труде его ученика Климента (труды самого Пантена до нас не дошли) фрагменту его писаний; различные мнения выражаются также на предмет того, докуда простирается цитата. См. Sherwood, стр.175, прим.70. 41. Имеется в виду Климент Александрийский, называемый так по своему главному произведению, " Строматам " , подобно тому, как преподобный Иоанн, игумен горы Синайской называется Лествичником от своей книги " Лествица " . 42. Исх.23:17. 43. 2Тим.2:9. 44. Мф.7:23. 45. Ср. 1Ин.3:3. 46. Слово 16, 9, PG, 35, 945С (р.п., Слово 15, стр.236-237). 47. Sherwood переводит это " " как actually. 48. Слово 14, 7, PG, 35, 865В (р.п., стр.208). 49. Мф.22:39. 50. " ε οε ο ου, ο εε ο ου " место довольно-таки трудное; глагол " εε " имеет основным своим значением " быть пассажиром " , " путешествовать на чем-либо " и в этом смысле " занимать место " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

29. Ср. О божественных именах, I, 5, стр.234 (р.п. стр.235); IV, 4, стр.302-308 (р.п., стр.303-309); V, 5, стр.412-416 (р.п. 413-417). 30. Ио.1:1. 31. Василий Великий, Толкование на пророка Исаию, I, PG 30, 177C-D (р.п., Tbopehiя иже во Святыхъ Отца нашего Bacuлiя Великаго, Apxienuckona Kecapiu Kannaдokiйckiя, ч.2, М., 1891, стр.43.) 32. Пс.30:3. 33. τη ενεργεα - буквально: " действием " . 34. То есть Бог был Творцом всегда, даже и прежде творения, потому что в Нем всегда была Его творческая энергия. 35. 1Кор.1:30. 36. Деян.17:28. 37. " ενεργομενος " означает " действующий, но не самостоятельно, а направляемый кем- или чем-либо " ; употребляемое в отрицательном смысле означает " одержимый бесом " (Сакалис переводит " ενεργομενος " как " δραστηριοποιομενος " , дословно означающее по-русски " одеятельнотворенный " ) . Т.е. логос благобытия является той энергией Божией, содействуя которой совершает человек дела добродетели по апостолу, говорящему о себе: и благодать Его яже во мне не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1Кор.15:10). 38. ενθμενος – буквально: " вставивший " , " поместивший " . 39. О божественных именах, V, 8, стр.432 (р.п., стр.433). 40. Некоторые исследователи, впрочем, считают " οι περ Πνταινον " образным выражением, означающим самого Пантена, которго преп. Максим цитирует по сохранившемуся в к.-л. труде его ученика Климента (труды самого Пантена до нас не дошли) фрагменту его писаний; различные мнения выражаются также на предмет того, докуда простирается цитата. См. Sherwood, стр.175, прим.70. 41. Имеется в виду Климент Александрийский, называемый так по своему главному произведению, " Строматам " , подобно тому, как преподобный Иоанн, игумен горы Синайской называется Лествичником от своей книги " Лествица " . 42. Исх.23:17. 43. 2Тим.2:9. 44. Мф.7:23. 45. Ср. 1Ин.3:3. 46. Слово 16, 9, PG, 35, 945С (р.п., Слово 15, стр.236-237). 47. Sherwood переводит это " ηπαρκτικως " как actually. 48. Слово 14, 7, PG, 35, 865В (р.п., стр.208).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

В Мученичестве много говорится о том, что К. К. помогал нуждающимся, описывается его паломничество во Св. землю: «...когда он прибыл в Иерусалим, помолился по святым местам и пожертвовал большие дары церквям и нищим, а потом вышел из Иерусалима и обошел каждый монастырь пустыни и поселенцев Иордании... а когда вернулся в свою страну, каждый год посылал одного служащего с 300 тысячами серебром для раздачи иерусалимским неимущим, часть для (отшельников.- Авт.) пустыни» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 166). Деятельность К. К. пришлась на период араб. владычества в Грузии. В кон. VIII - 1-й пол. IX в. народы Закавказья непрерывно восставали против Арабского халифата, выступления жестоко подавлялись араб. властями. В 852 г. халиф Джафар аль-Мутаваккиль (847-861) снарядил карательную экспедицию под начальством Буги аль-Кабира для подавления восстания в Армении и приведения к покорности албан. (см. Албания Кавказская ) и груз. властителей. Воинам было приказано взять в плен всех князей и отправить в Багдад; конницу и простолюдинов, способных «опоясаться мечом или владеющих оружием», истребить, а тех, кто приняли ислам, отослать к халифу ( Иоанн Драсханакертели. 1965. С. 13). В 853 г. Буга аль-Кабир, подавив восстание в Армении, вторгся в Грузию. По словам агиографа, «началось гонение великое на христиан во всей стране Картли, и были войны великие, и погибло в них множество христиан, которые подвизались в вере Христовой» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 167; Житие и мученичество. 1978. С. 70). Тбилисский эмир Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (в груз. источниках - Сахак) (830-853) вышел из повиновения араб. халифу, его поддержали груз. властители и вельможи: младший сын царя св. Ашота I Великого Гварам (Гуарам) Мампали († 882), возглавлявший антиараб. настрой в доме Багратиони; кахетинский князь Самоел (839-861); западногруз. (абхазский) царь Деметре II (825-861); К. К. и др. Груз. сторона пыталась создать широкую антиараб. коалицию с участием византийцев, хазар и вост. славян (в араб. источниках - сакалибы), августа Феодора призывала грузин в письме «блистать мечами... дабы заслужить благоволение наше и получить от Христа обещанную славу для творящих добро» ( Minorsky. 1958. P. 110. n. 2; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 172; Житие и мученичество. 1978. С. 79; Вачнадзе, Куция. 1998. С. 154-158). Однако Визант. империя и Хазарский каганат воздержались от активных военных действий.

http://pravenc.ru/text/2057080.html

175 Впрочем см. ниже, в конце § 6. Река Ламос является границей между равнинной и горной Киликией уже у Страбона; см. Ramsay, The historical geography of Asia minor, стр. 380. 176 Крепость Лупу (Фаустинополь), по пути из Тиан в Киликийские Ворота, принадлежала византийцам еще при Феофиле; пограничное сарацинско-славянское поселение Сакалиба лежало неясно где, во всяком случае не было крепостью и не запирало византийцам Киликийских Ворот (см. Васильев, стр. 978, прим. 4); нанротив Лулу, по Рамзаю, было как раз таковым укреплением с византийской стороны. Ramsay, 1. с., 330. Самый Тавр, по крайней мере в западной части был очень сильно укреплен византийцами; см. Тнеорн. I, 138 строка 15–18. 179 Гермапикополь в Исаврии зовется Гермапикией в изданном де Боором списке епископий VIII века, см. Zeitschrift f. Kirchengeschichte 1890, стр. 530, 556. 180 Савиатий предал, думать надо, восточную часть Юстиниановской I Армении с Феодосиополем (Эрзерумом) – византийскую Великую Армению, так как за Армении III и IV, и по арабам и по Феофану, идет борьба в последующие года, а Феодосиополь до 752 г. принадлежал арабам. 181 О положении и истории колхидского Севастополя см. Kiepert, Lehrbuch d. alten Geographic, IH. 87–88 и Ю. Кудаковский. в Археологических Известиях и Заметках 1897, 2, стр. 33–37. 182 Тнеорн. I, 363 и 391: в– второе свое правление Юстиниан отправил Льва ν λανα μετ χρημτων πρς τ σογκινσαι λανος κατ βσαγας, τν Σαρακηνν πικρατοντων την τε βασγαν κα βηραν. Доходы с Армении и Ивирии делились пополам между арабами и византийцами уже по договору 686 г. Theoph. I, 363 строка 10–11. 183 У арабов Сусана, Brooks, стр. 191. На картт атласа Spruner-Menke Sision означен близ Аназарва (S.O, Europa и Westasien 1). 184 Theoph. I, 377. По арабам они уже в 707 году взяли Тианы, то есть прорвались через Киликийские Ворота (Brooks, стр. 191/2); в 708 они явились уже под Аморион, Ираклию и Никомидию (?), а ал-Аббас лето 708 года провел у Подандоса близ Ворот (ib. 193).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

49. Мф.22:39. 50. " κα εις αποδειχθη των ολων Δημιουργς, αναλγως δι της ανθρωπητος πασιν επιβατεων τοις ουσι " – место довольно-таки трудное; глагол " επιβατεω " имеет основным своим значением " быть пассажиром " , " путешествовать на чем-либо " и в этом смысле – " занимать место " . Мы полагаем, что мысль преподобного Отца здесь опирается на слова 2Кор.6:16: яко вселюся в них и похожду. Вселяясь в человечество, в качестве Пассажира, дабы " ходить " посредством его, Бог во всем творении " занимает соответствующее место " , ибо через посредство более сродного Себе – словесной и умопостигаемой души обитает Он в чувственном и бессловесном творении, представляемом, как своим венцом, человеческим телом. Сакалис в новогреческом переводе читает это место следующим образом: " …и да покажется Единый Создатель всего врывающимся, в качестве Человека, во все сущее соответствующим образом " , опираясь на другое значение " επιβατεω " – " захватывать " , но в целом понимает этот абзац также, поясняя его таким примечанием: " В космологии, каковую начертывает здесь Максим обожится весь мip через посредство человека и, в особенности, - души.Тем, что для души есть Бог, становится душа для мipa " (прим.23 на стр.98-99). 51. 1Кор.15:28. 52. 1Кор.6:16-17. 53. 1Кор.1:24; Фил.4:7. 54. Слово 14, 20, PG, 35, 884А-В (р.п., стр.217). 55. Слово 17, 4, PG, 35, 969С (р.п., стр.257). 56. Слово 38, 11, PG, 36, 321С-324А (р.п., стр.527) и также Слово 45 (на святую пасху), 7, PG, 36, 629D-632A (р.п., стр.665). 57. " Eν δ τω Εις τ Φωτα λγω " – в р.п. это Слово называется " На святые светы явлений Господних " , т.е., на Богоявление. По-гречески же " τ Φωτα " – " Светы " является обыкновенно употребляемым названием праздника Крещения Господня. 58. Слово 39, 13, PG, 36, 348D (р.п., стр.538-539). 59. 1Кор.2:7. 60. Еф.1:17-25. 61. Еф.4:11-16. 62. Это слово – " επιδημα " - означает также " пребывание " , особенно пребывание иностранца в чужой стране, иначе " вселение " . 63. Евр.8:7. 64. Т.е., нет такой части тела, где бы ее не было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

551 Григорий Богослов, Слово 40, 5, PG 36, 364В 552 4, 5, 6 553 Ср.: Василий Великий, Беседа на псалом 44:5, PG 29, 400С 554 См.: 4, 5, 6 555 См.: 4, 15, 42 556 См.: 4, 14, 37 557 Т. е. варлаамитам и акиндинистам 558 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 2 — PG 96, 545B 559 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 9 — PG 96, 560C; 560 Там же, 12 — PG 96, 564В 561 740 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1269В 562 741 Имеется в виду «Триады в защиту священнобезмолвствующих», 3, 3 563 См.: выше § 33 564 Ср.: Иоанн Златоуст. Беседа 30 на Иоанна 2 — PG 59, 174 565 745 Т. е. принадлежащим верхним слоям атмосферы 566 746 Мы решили последовать здесь новогреческому изданию Сакалиса, снабдившего эту главу следующим примечанием: «Текст глав 21 и 22, состоящий из двух гимнов божественному свету — один из прекраснейших текстов Паламы. Хотя он и представляет собой сводку различных текстов, его поэтический ритм очевиден». Отсюда и разбивка на строки 567 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D 568 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В 569 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 16 — PG 96, 569B 570 Ср.: Иоанн Дамаскин, Там же — 569А 571 Григорий Богослов, Слово 39, 2 — PG 36, 336С 572 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C 573 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 933С 574 Макарий Египетский. О свободе ума 23 — PG 34, 957В 575 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С 576 Там же, 949А 577 Там же, 949А 578 Там же, 949С; Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии 1, 1 — PG 3, 997В 579 Андрей Критский, Слово на Преображение — 949В 580 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini 12 — PG 96, 564B 581 Там же 582 Там же, 2 — 545В 583 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C 584 Григорий Нисский, К Евномию, 12, 24 — Jaeger 1, 273 PG 45, 965В 585 Иоанн Златоуст, Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Море Понт Армянский 123, 157 Море Понт Земной – см. Море Понт Море Рума (ар-Рум, Румийское) 20, 30, 34, 35, 44, 110, 111, 117, 123, 125, 154, 157 Море Русов 110, 114, 117, 125, 150 Море Сакалиба (Море Славян) 35, 100 Море Северное 16 Море Сирии (Сирийское) 26, 27, 78, 125 Море Смолистое 131 Море Судака 149 Море Табаристана 44, 99, 115, 135 Море Трапезунда 23, 121, 122 Море Тюрков 125 Море Хазар (Хазарское) 26, 27, 33, 38, 61, 82, 84, 85, 90, 92, 93, 111, 112, 114–116, 118, 123, 125, 159 Море Хорасана (Хорасанское) 35 Мраков обл. 92 Муган 163 Мулиса г. 130, 132, 134 Мусанна г. 26, 118 Н-м-ц страна 198 Най г. 134 Нахр ал-Атик р. 163 Несибим (Низибим) г. 192, 210 Никея г. 39 Нубия 88 Океан 22, 111, 113, 120, 123, 126, 171, 173; см. также Море Окружающее Океан Греческий 23; см. также Море Окружающее Океан Западный 122 Океан Индийский 23 Пайнил страна 181 Пао р. 172 Персидский зал. 84 Персия 182 Печенегов гора 55 Печенежская страна (Б-ц-ра) 44, 205 Пиза р. 171 Польша (страна Мешко) 79, 208 Понт страна 100 Прага г. 79, 208 Пролив – см. Константинопольский прол. Пянджах 165 Р.мм р. 42 Ра р. 76; см. также Итил р. Рай, о-в 100 Рамла г. 31 ар-Ран – см. Арран Растийанис г. 14 Регенсбург г. 208 Рей г. 35 Ренус р. 172 Рим г. 39, 173 Родно р. 172 (ар-)Рум – см. Византия Румиййа страна 25, 32 (ар-)Рус (Русийа, Русь) 23, 55, 64, 85, 90, 93, 106, 112, 121, 129, 132, 135, 137, 182, 193, 208 Русийа, Русиййа г. 135, 151, 160 Русиййа р. 130, 131 Русов р. 88, 90; см. также Итил р. Русов и славян р. 123 Рута р. 55 С-г-с-р-т г. 204 С-м-к-р-ц г. – см. Самкарш г. С-м-к-рай г. – см. Самкарш г. С-м-н-д-р г. – см. Самандар г. С.ла г. 94 С.лава – см. Салавийа С.лавийа – см. Салавийа С-риди г. 204 Сабтимо гора 172 Саджсин г. 139, 140, 143, 145, 146 Сакджа г. 157–160 Сакир р. 134 Саклаб гора 149 Саклахи г. 132 Саксония 173 Салавийа (С.лава, С.лавийа, Сла.а) обл. 55, 85, 94, 126 Саламас г. 104 Самандар (С-м-н-д-р, Семендер) г. 40, 42, 88, 93, 204 Самкарш (М-м-к-р-ц, С-м-к-рай, Самкуш) г. 35, 182, 204

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ср.: Пс. 4:7: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи». 750 Ин. 1:18. 751 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15 — PG 96, 569A. 752 Пс. 44:4–5. 753 Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400CD. 754 Иоанн Златоуст [Sp.], Eclogae I–XLVIII ex diversis homiliis, 21, PG 63, 700A. 755 См.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С. 756 Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 200С. 757 Откр. 1:8; 21:6; 22:13. 758 Василий Великий. Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42/PG 32, 868С. 759 Там же. 760 Василий Великий. Письмо 189, 8 — Courtonne 2, 140/PG 32, 696А. 761 Иоанн Златоуст (псевдэпиграф), Беседа на Преображение — Savile 7, 339. 762 Там же. 763 Он же, Беседы на Евангелие от Иоанна, 30, 2 — PG 59,174. 764 Григорий Богослов. Слово 28, 3 — Barbel 68–70/PG 36, 29В. 765 1 Кор 2:9. 766 2 Кор. 12:4. 767 Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, — PG 91,1128А. 768 1 Кор. 2:9. 769 Ис. 50:4. 770 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 7, 3 — PG 61, 58. 771 Там же. 772 воссияло внутри Р 1 773 Мф. 17:2. 774 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 565C. 775 Ин. 1:18. 776 Пс. 76:11. 777 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15 — PG 96, 569A. 778 Григорий Богослов, Слово 40, 5, PG 36, 364В. 779 1 Ин. 4:6. 780 4, 5, 6. 781 Ср.: Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400С. 782 См.: 4, 5, 6. 783 См.: 4, 15, 42. 784 См.: 4, 14, 37. 785 Т. е. варлаамитам и акиндинистам. 786 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 2 — PG 96, 545B. 787 Ин. 1:1. 788 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 9 — PG 96, 560C; 789 Там же, 12 — PG 96, 564В. 790 740 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6, PG 44, 1269В. 791 741 Имеется в виду «Триады в защиту священнобезмолвствующих», 3, 3. 792 См.: выше § 33. 793 Ср.: Иоанн Златоуст. Беседа 30 на Иоанна 2 — PG 59, 174. 794 Мф. 17:2. 795 745 Т. е. принадлежащим верхним слоям атмосферы. 796 746 Мы решили последовать здесь новогреческому изданию Сакалиса, снабдившего эту главу следующим примечанием: «Текст глав 21 и 22, состоящий из двух гимнов божественному свету — один из прекраснейших текстов Паламы. Хотя он и представляет собой сводку различных текстов, его поэтический ритм очевиден». Отсюда и разбивка на строки. 797

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010