М. рассказал о нападении русов на побережье Каспийского м. в нач. Х в. Он называл их многочисленным народом, среди которого выделялся «вид» аль-урдумана (ср. испан. lordomani - норманны),- они плавали с торговыми целями в Андалусию, Италию, К-поль, Хазарию. М. полагал, что русы плавают по Понту и живут на его берегах, поэтому называет его «морем русов». Писатель отметил также, что народ под названием «ар-рус» византийцы именовали «русийа», что означает «красные, рыжие»; нек-рые из русов в его время служили византийцам в сир. приграничных крепостях. Славян (ас-сакалиба) М. считал живущими «под созвездием Козерога», т. е. на севере; из них М. перечислил 11 «видов», среди которых встречаются неслав. этносы - немцы (ан-намджин), саксы (ас-сасин) и венгры (баджгирд). Из др. имен идентифицированы дулебы, мораване, сербы, хорваты (чешские?); проч. наименования не имеют точных отождествлений, однако относятся, вероятнее всего, к зап. ветви славянства. М. отмечал, что среди славян были христиане, язычники-огнепоклонники (аль-маджус) и солнцепоклонники, и описал языческие храмы славян, строившиеся на горах. М. уделяет пристальное внимание религиям народов. Он рассказывает о зороастрийцах, манихеях, хуррамитах и последователях иных дуалистических вероучений, которых арабо-мусульм. богословы именовали зиндиками. Особый интерес для М. представляют иудаизм и христианство. Он упоминает о переводах Торы на араб. язык. Повествуя о жизни Иисуса (Исы), М. излагает веру христиан в Его крещение, распятие и вознесение и приводит даты этих событий. М. также рассказывает об апостолах и о мучениках; фиксирует момент офиц. принятия христианства в Римской империи и связывает историю римских императоров со времени правления равноап. Константина I Великого, а впосл. и византийских государей с событиями в истории христианства; упоминает о первых 6 Вселенских Соборах и о сущности конфликтов на них, об участниках и осужденных, хотя его сведения не всегда точны. В этих вопросах он опирался на писавших по-арабски христиан: православных Евтихия , патриарха Александрийского (с к-рым М. встречался в Египте), и еп. Агапия Манбиджского , несторианского писца Якуба ибн Закарию, яковитского свящ. Абу Закарию Денху (с к-рым М. полемизировал в Багдаде и Тикрите), маронита Кайса. Мн. сведения о византийцах М. получил от воина и дипломата Абу Умайра ат-Тамими и от известного морского военачальника Льва Триполитанина, византийца, принявшего ислам и воевавшего на стороне мусульман. Пользовался М. и книгами мусульм. предшественников: Ибн Хордадбеха, Кудамы ибн Джафара, аль-Якуби, ад-Динавари, ат-Табари, несохранившейся книгой выкупленного у византийцев пленника Муслима аль-Джарми, писавшего о Византии и соседних странах.

http://pravenc.ru/text/2562556.html

Значит, все еще сохранявшийся в первой трети IX в. кондоминатный статус Крыма позволял современникам смотреть на северные берега Черного моря как на области византийские, а не хазарские. В этой связи показательно, что уже Муслима ибн-аби-Муслима (ал-Харрами), писавший в 40-х гг. IX в., после создания фемы в Таврике и прекращения действия кондоминиума, одним из первых среди арабо-персидских авторов назвал Черное море Хазарским 1995 . Точно также, «морем хазар» (Бахр ал-Хазар) именовал в 40–80-е гг. IX в. Черное и Азовское моря Ибн Хордад-бех, которому, как и многим средневековым географам, они представлялись единым морем 1996 . Поскольку хазарские земли лежали на Меотиде, этого и без владения хазарами Восточной Таврикой было достаточно для того, чтобы оправдать такое название 1997 . Уже в 903 г. Ибн ал-Факих ал-Хамадани в своей «Книге стран» вернулся к прежнему названию Черного моря – «море Рум», на берегах которого с приезжавших славян (сакалиба) василевс ромеев брал десятину 1998 . Ибн-Русте, отразивший ситуацию 70–80-х гг. IX в. в «Книге драгоценных камней», появившейся несколько позже сочинения Ибн ал-Факиха, опустил название моря, но вполне определенно назвал Боспор – Керчь (Карх, К-р-х) «портом страны ар-Рум» 1999 . Ал-Баттани (852–929) в своих астрономических таблицах «аз-Зиж ас-Саби» указал на «море Бун-тус (Понтос)», простирающееся «от Лазики до великого Константинополя», в которое впадает река Танаис, текущая от «озера Мэотис» 2000 . Наконец, ал-Масуди, писавший в 30–40-е гг. X в„ называл Хазарским морем (бахр ал-Хазар), прежде всего, Каспийское, тогда как Азовское и Черное море уже именовались у него Маютас (Майотис, Маиотас) и Найтас (Нейтас, Нитас) (искаженное греческое «Понтус»), оно же – «море ал-Бургар (болгары), и ар-Рус, и Баджна, и Баджнак (печенеги), и Баджгард (венгры)» 2001 . Не исключено, что изменения названий, претерпеваемые гидронимами и особенно Черным морем на протяжении столетия, были следствием изменений, происходивших с 40-х гг. IX в. в политической плоскости, как это подтверждают не только арабо-персидские источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди достаточно многочисленных сообщений вост. авторов о русах (росах) начиная еще с IX в. (Ибн Хордадбех) выделяются 3, к-рые соотносятся в историографии с деятельностью О. В кн. «Золотые копи и россыпи самоцветов» (ок. 947-948, переработана в 956) аль- Масуди упомянул 3 «царей (малик) ас-Сакалиба»: ад-Дира (к-рого сопоставляют с кн. Диром - соправителем кн. Аскольда в Киеве (см. в ст. Аскольд и Дир )), al-‘.w.n.g - аль-Олванга (аль-Аванджа; аль-Алунджа; возможны и др. прочтения имени по разным рукописям) и ат-Турка. Второй из них, по сообщению аль-Масуди, имел многочисленное войско и воевал с ар-Румом (Византия), аль-Ифранджем (Франкия) и ан-Нукубард ( Ma oudi. 1864. Р. 64; перевод текста см.: Новосельцев. 2000. С. 472; Абу-л-Хасан aл-Mac(?)lsquo; уди. 2018). Имя этого правителя сопоставляется нек-рыми исследователями с именем О. ( Новосельцев. 2000. С. 742), а название ан-Нукубард (традиционно интерпретируемое как «лангобарды») - с Новгородом ( Vasiliev. 1951. Р. 178-180; ср.: Кузенков. 2011. С. 33). Согласно гипотезе А. П. Новосельцева, сообщение аль-Масуди можно интерпретировать как отголосок столкновения северного и южного княжеств ( Новосельцев. 2000. С. 472). Однако ненадежность чтения и неясность времени, к к-рому относится это сообщение, вызвали иные отождествления этого «малика славян», в т. ч. с блгв. кн. Чешским Вячеславом ( Абу-л-Хасан aл-Mac(?)lsquo; уди. 2018). От отождествления аль-Олванга с О. отказалась и Т. М. Калинина, не поместившая соответствующий текст аль-Масуди в свод известий вост. писателей о Др. Руси (Древняя Русь. 2009. С. 117). На конец правления О. приходится неск. сообщений о нападениях русов на юж. побережье Каспийского м. ( Коновалова. 1999): рассказ ибн Исфандийара в «Истории Табаристана» (1216-1217) о 2 походах - 909/10 и 911/2 гг. (на основании более поздних источников, походы можно датировать временем до 914; см. подробнее: Она же. 2013. С. 212-213, там же перевод текста); обстоятельный рассказ аль-Масуди в кн. «Золотые россыпи» о крупномасштабном походе русов на южное и западное побережья Каспийского м., отнесенный ко времени после 912/3 г. (при этом автор отметил, что точно не помнит дату похода, но указал его продолжительность - 2 года). Получив разрешение хазар. правителя, русы на 500 кораблях (по 100 чел. на борту каждого) прошли из Волги в Каспий, ограбили Табаристан, Гилян, Дейлем и др. области, захватив огромную добычу. На обратном пути они послали, согласно договору, хазар. царю половину награбленного, но в низовьях Волги подверглись нападению хазар. мусульман, стремившихся отомстить за гибель единоверцев; уцелевшие русы попытались спастись, поднявшись вверх по Волге, но были перебиты буртасами и волжскими булгарами ( Ma oudi. 1864. Р. 18-24; Древняя Русь. 2009. С. 115-116).

http://pravenc.ru/text/2578285.html

Разрешением недоумения, возникающего при сопоставлении источников, в которых упоминаются «русь» и «россы», обитавшие на значительном удалении друг от друга, может быть предположение, что с существовавшим на рубеже эр народом или племенем, носившим это название, произошла та же драматическая история, что и с рядом славянских племен в более позднюю эпоху, при Великом переселении, в результате чего появились тождественные этнонимы у племен, обитавших в удаленных друг от друга регионах: северяне на левобережье Днепра и северяне, обосновавшиеся на востоке Балкан, поселившиеся рядом с ними смолинцы, смолинцы, оставшиеся в Полабье, и смоляне, давшие название городу Смоленску, полесские дреговичи и обитавшие близ Фессалоники драгувиты. Нечто подобное произошло и с северной русью: «за морем», предположительно в Скандинавии, от нее осталась лишь малая часть – род Рюрика, а основная масса этноса еще до Великого переселения, вероятно, вместе с готами, перебралась на остров Готланд, затем – на южный берег Балтики и оттуда уже на юг Восточной Европы, в среднее Поднепровье, в Крым, на Таманский полуостров и на Балканы. Подобно аланам, фрагменты этого народа были занесены и на европейский Запад. В ходе Великого переселения изначальная «русь», раздробившаяся на юге Восточной Европы, в одних своих осколках сохранила северогерманское наречие, а в других подверглась славянизации или иранизации. На северо-востоке Хазарского каганата одни россы могли оставаться носителями языка предков, а другие, и по логике вещей их было большинство, усвоили один из языков, распространенных в этом регионе – самый распространенный там славянский, но также хазарский или аланский. Исламские авторы, отмечающие тесное соседство ас-сакалиба (славяне) и ар-рус, четко различая эти два народа, различают их не по языку, а по социально-политическому статусу и по культурно-бытовым особенностям. В любом случае, тесно общаясь между собой, ар-рус и ас-сакалиба обходились без переводчиков-толмачей. Тесно общаясь между собой, ар-рус и ас-сакалиба обходились без переводчиков-толмачей

http://pravoslavie.ru/154818.html

«Впрочем, какая-то часть именьковского населения не покинула Средневолжские земли, - указывал В.В.Седов. - Согласно П.Н.Старостину, отдельные группы его при появлении воинственных кочевников ушли в глухие местности Поволжья, в частности в регион р[еки] Черемшан, где элементы именьковской керамики проявляются в глиняной посуде болгарского времени. На поселении Криуши в слоях IX - XI вв. изучались полуземляночные жилища славянского облика. В керамическом материале этого памятника нередки горшки с высокой цилиндрической домовиной, напоминающие распространённые именьковские сосуды. Подобные горшки с полосным лощением обнаружены на Суварском, Танкеевском и Муромском городищах, а также в Болгаре и ряде памятников Нижнего Прикамья. Из сочинения Ахмеда ибн Фадлана, посетившего регион средней Волги в 922 г. в составе посольства багдадского халифа, достаточно очевидно, что население Волжской Болгарии в то время было полиэтничным. Хан Алмуш - верховный правитель Волжской Болгарии - происходил из племени болгар. Кроме того, упоминаются ещё царь племени эскель, народ сиван во главе с Виригом и баранджары. Это тюркские племена, подвластные Алмушу. Общим же названием населения Волжской Болгарии были славяне (ас-сакалиба). Сам Алмуш именуется ибн Фадланом «царём сакалиба», подвластные ему владения называются славянскими, а сама Волжская Болгария - страной Сакалиба. Термином ас-сакалиба, как известно, восточные средневековые историки и географы называли славян. В восточных источниках IX - XI вв. неоднократно называется Славянская река. В VIII - IX вв., по всей вероятности, так именовался Дон. Позднее как достаточно определённо свидетельствует ал-Бируни, Славянская река восточных источников идентифицируется с Волгой. Учитывая всё это, следует допустить, что в составе поволжского населения заметное место принадлежало славянскому этносу, а население Волжской Болгарии, как и Дунайской, на первых порах было смешанным тюркско-славянским. Это подтверждается данными археологии. Типично славянская керамика X - XII вв. на территории Волжской Болгарии встречена на поселениях Белымерское, Хулаш, Кайбельское, Малопальцевское и других. Проанализировав все древнерусские находки памятников Волжской Болгарии, М.Д.Полубояринова утверждает, что славяне были жителями Семёновского и Тигашевского поселений, а также Белымерского городища. Можно говорить и о значительности славянского населения в Волжской Болгарии в период становления государственности. Очевидно, это были в основном потомки именьковского населения. Это славянское земледельческое население способствовало переходу болгар-тюрок к оседлому образу жизни и быстрому созданию городской жизни Волжской Болгарии. Нельзя не обратить внимание на то, что территория последней соответствует отнюдь не региону расселения болгар VIII - IX вв., а ареалу именьковской культуры».(23)

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/28/...

Отдельные части из книги Ибн Фадлана имеются также в труде арабского ученого Закарии Казвини (XIII в.), а также у персидских авторов Наджиба Хамадани (XII в.) и Амина Рази (XVI в.). Фрагменты из сочинений этих персидских авторов учтены А. П. Ковалевским в издании 1956 г. Более ста лет назад известный археолог А. А. Спицын высказал сомнение в достоверности книги Ибн Фадлана (Спицын 1899), что вызвало полемику, в результате которой была доказана аутентичность произведения (Тизенгаузен 1900; Розен 1904). Из «Записки» следует, что в ответ на просьбу правителя волжских булгар Алмуша о помощи против хазар, об укреплении в вере ислама тех булгар, которые уже стали мусульманами, и об обращении в ислам еще неверующих, на берега Волги было отправлено посольство халифа ал-Муктадира (908–932). Ибн Фадлан был секретарем этого посольства и наставником в вероучении. Выйдя из Багдада 21 июня 921 г., караван прошел через города Хамадан, Рей, Нишапур, Мерв, Бухару, проследовал по Амударье до Хорезма, миновал Аральское море и через плато Устюрт и р. Урал достиг 12 мая 922 г. территории средней Волги, где, южнее впадения в Волгу р. Камы, находилась ставка «царя ас-сакалиба», как называл Ибн Фадлан правителя волжских булгар. Такой обходной путь был выбран миссией, видимо, из-за исходящей со стороны хазар опасности. Внимание историков привлекал также тот факт, что Ибн Фадлан на протяжении всего изложения называл правителя Волжской Булгарии «царем ас-сакалиба (славян)». Наиболее распространена точка зрения, что причиной такого именования явилось расширительное понимание Ибн Фадланом этнонима ас-сакалиба (славяне) как населения Восточной Европы, что встречается и у некоторых других арабских авторов. К примеру, ал-Мас‘уди считал славянами немцев (ан-наджим), саксонцев (саксин), венгров (ат-турк). Есть и другие предположения. Так, А. Я. Гаркави полагал, что в Поволжье существовало многочисленное славянское население (Гаркави 1870. С. 105). Позднее ученые отказались от этой идеи, исходя из данных археологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй половине X в. древнерусский князь Святослав разгромил Хазарию. 20 Море Джурджана (древней Гиркании, позднее Горгана), области на южном побережье КаспияКаспийское море. 26 Этноним бурджан применялся арабскими географами к жителям Бургундии, придунайским болгарам и реже – волжским булгарам. Здесь подразумеваются придунайские болгары. 28 Тюрки (араб, ат-турк) впервые упомянуты в китайских и византийских источниках в VI в., когда они создали в Центральной Азии сильную империю кочевников (каганат), состоявшую из множества отдельных племен, постепенно передвигавшихся на запад. По сведениям арабских географов, в X в. тюрки располагались на огромной территории от Китая до Каспия; арабы граничили с тюрками на территории от Исфиджаба (совр. Чимкент в Узбекистане) до Гиркании на юго-восточном побережье Каспия (Бартольд 2002е). 29 Средиземное море, в том числе Мраморное и проливы. Однако в ряде случаев термином «Море Рума» могло обозначаться и Черное море, особенно когда для него не было специального описания и названия. В данном случае возможно именно последнее наименование (Калинина 1988. С. 137). 30 В оригинале: ас-сакалиба. Этноним ас-сакалиба применялся арабскими писателями, как правило, к этническим славянам, хотя были и исключения (Мишин 2002). В данном случае сакалиба называются вместе с бурджанами, после упоминания моря Рума. Это дает основание полагать, что имеется в виду славянское население Европы в целом (Калинина 1988. С. 137). 31 Токуз-огузы (в переводе «девять племен огузов») – наименование крупного тюркского объединения племен, существовавшего как отдельное государство в VII в. в бассейне р. Тола и Орхон. Позднее эти племена перемещались вместе с другими тюрками на запад; впоследствии именовались уйгурами. Арабо-персидские источники упоминают тогузгузов как жителей Приаралья (Бартольд 2002б. С. 568–569; Кляшторный, Султанов 2000. С. 99 и след.; Кычанов 1997. С. 96 и след.). 32 Аланы – народ иранского происхождения, известный, по данным китайских и поздних арабских источников, вблизи Арала; древнегреческие писатели знали алан у Каспия и устья Дона; в эпоху Великого переселения народов этот народ откочевал к Кавказу, где его локализуют арабо-персидские авторы IX–X вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако в последние годы теория была реанимирована на том основании, что в Поволжье была открыта так называемая именьковская культура, которую некоторые историки склонны относить к праславянской (Седов 1994; Кляшторный, Султанов 2004. С. 156–157). На этом основании стали возникать догадки о причинах наименования волжских болгар славянами. Однако неизвестно, сохранилось ли это население до X в. и называло ли оно себя или другие народы славянами. Ряд ученых считали, что светловолосые северные народы, в том числе поволжские, назывались арабскими авторами славянами, исходя не только из данных Ибн Фадлана, но и из вышеупомянутых сведений ал-Мас‘уди о том, что немцы и венгры тоже относились к славянам (Ибн Фадлан/Тоган. S. 104, 295–331; Ибн Фадлан 1956. С. 15, 159. Примеч. 9). С этим предположением трудно согласиться, поскольку для народов Поволжья у арабов существовали известные этнонимы – булгары, буртасы, башджирты и др., но отнюдь не славяне (ас-сакалиба). Была также высказана точка зрения, что Ибн Фадлан назвал правителя булгар царем ас-сакалиба со слов самого царя Алмуша. Последний же именовал себя так для придания престижа при создании антихазарской коалиции. Автор XIII в. Йакут модифицировал текст Ибн Фадлана, отождествив сакалиба с волжскими булгарами (Мишин 2002. С. 29–33). Было высказано и предположение о том, что болгары могли считать славян своими подданными еще со времен господства Великой Болгарии в причерноморских степях над антами и представителями так называемой Пеньковской культуры, которые относятся археологами к праславянам (Петрухин, Раевский 1998. С. 225; Кляшторный, Султанов 2004. С. 153–157). Издания и переводы: Ibn-Foszlan’s und anderer arabischen Berichte über die Russen älterer Zeit/Text und Übersetzungen mit kritisch-philologischen Anmerkungen, nebst drei Beilagen... von Ch. M. Fraehn. SPb., 1823; A. Zeki Validi Togan. Ibn Fadlan’s Reisebericht. Leipzig, 1939; Путешествие Ибн Фадлана на Волгу/Пер. и комм. [А. П. Ковалевского] под ред. акад. И. Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точно датировано 118 г. х. только завоевание Лакза. Ал-Куфи говорит, что после этого Марван продолжал завоевания на Кавказе, не упоминая никаких названий. Возможно, что некоторые завоевания, которые, по словам ал-Балазури, предшествовали завоеванию Лакза, в действительности относились также к 118 г. х. Обезопасив свой тыл покорением Восточного Кавказа, Марван, наконец, решил вернуться на территорию Хазарии. Каганат в это время, вероятно, был ослаблен какими-то внутренними неладами. Вряд ли случайно, что в течение двух лет, когда Марван хозяйничал на Кавказе, явно угрожая безопасности Каганата, хазары не оказывали противодействия и не откликнулись на призывы о помощи с Кавказа. Усилив свою армию отрядами горцев, Марван прошел в Аланию через Аланские ворота (Дарьяльское ущелье), а наместник Дербента У сайд б. Зафир прошел по приморской дороге к Баланджару. Соединенными усилиями этот город был взят, а за ним – Самандар. Отсюда объединенная армия, насчитывавшая, по словам ал-Куфи, 150 000 человек, направилась к столице Каганата, ал-Байда, и захватила ее. Хакан бежал в «горы». С этого момента мы оказываемся в области догадок и научных споров. 594 Марван будто бы дошел до Славянской реки (Нахр ас-Сакалиба) и узнав, что хакан отправил против него сорока­тысячное войско, приказал одному из своих приближенных, некоему Каусаре, переправиться через реку с 10 000 воинов и устроить хазарам засаду. Переправившись, Каусара столкнулся с группой хазар, выехавших охотиться. Каусара напал на них и всех перебил, не зная, что убил и Хазартархана, командующего хазарской армией. Затем Каусара напал на хазар, и арабы разгромили их, убив 7000 и взяв в плен 10 000, остальные разбежались «по горам и лесам». Арабское войско дошло до пределов Хазарии и напало на сакалиба и других язычников, захватив в плен 20 000 сакалиба. Хакан в отчаянии отправил к Марвану посланца, чтобы узнать, чего же он еще хочет, когда и так уже завоевал все царство. Марван ответил, что хочет, чтобы он принял ислам. Рассказ о принятии ислама хаканом является апофеозом всего повествования о хазарском походе Марвана – без него торжество победителя было бы неполным.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Более категорически на этом настаивает В. Ф. Минорский 1193 . Следует заметить, что смешение славян с тюрками наблюдается лишь у поздних компиляторов XII – XVII bb. 1194 , тогда как аналогичные сведения VI – Х вв. убеждают нас в том, что здесь речь идет о славянах. Один из наиболее известных доводов в пользу того, что под «ас-сакалиба» арабских авторов подразумеваются самые различные европейские народы – ссылка на то, что так называемая «славянская» гвардия кордовских эмиров и халифов на деле состояла не из одних подлинных славян. Это, конечно, правильно, но обратимся к аналогичным примерам в других арабских странах: при дворе багдадского халифа в те же IX – XI bb. имелась «тюркская» гвардия, также не состоявшая из одних только тюрок, а позднее в Египте XIII – XV bb. существовала «черкесская» гвардия, в которой едва ли не больше, чем коренных черкесов, было кыпчаков, грузин и т. д. Вывод может быть один – в данных случаях название гвардейских корпусов давалось по какому-то одному в определенное время преобладавшему этническому компоненту. Это вовсе не означало, что в Багдаде путали тюрок со славянами или в Египте не отличали кыпчаков от черкесов. В арабской Испании «славянская» гвардия формировалась из рабов разных национальностей, но значительную часть ее составляли рабы славянского происхождения, шедшие через Германию и Италию. От них и вся гвардия стала называться славянской. Точно так же особого объяснения требует применение термина «ас-сакалиба» к некоторым явно не славянам Центральной Европы у ал-Масуди. Называя славянами «намчин» (т. е. немцев) и «турок» (т. е. венгров), ал-Масуди лишний раз продемонстрировал, как плохо знали арабы в первой половине Х в. конкретную этнографию Центральной Европы. К тому же в отношении венгров это было время усиленной ассимиляции ими коренного славянского населения Паннонии, в обстановке которого мог ошибиться и более осведомленный наблюдатель. Развивая теорию неславянства славян арабских авторов, А.З. Валиди Тоган стремится подкрепить ее своим определением Нахр ас-сахалиба (Славянской реки) у упомянутых авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010