Предвозвестниками московско-ярославского этапа рус. стиля благодаря оригинальным композициям и насыщенному «ковровому» декору можно считать несколько монастырских церквей: в честь иконы Божией Матери «Умиление» при боровичском Свято-Духовом мон-ре (1871, 1881), во имя прав. Иакова Боровичского с Александро-Невским и Никольским приделами (1865-1872, проект предположительно архит. Г. И. Карпова, возведена в том же мон-ре из красного кирпича). Кирпичная ц. во имя прп. Варлаама Хутынского в Николаевском Косинском жен. мон-ре Старорусского р-на (1878-1882) - бесстолпный четверик, с трапезной и шатровой колокольней, с пятиглавием, с декором в стиле узорочья XVII в. и русско-романском стиле. В переходных формах от тоновского к московско-ярославскому варианту был выстроен 2-й храм Короцкого мон-ря - во имя вмц. Варвары и Всех святых (1891-1895). Архаичными для своего времени можно считать неск. более поздних церквей в новгородской провинции: оригинальная по композиции, с боковыми притворами, с восьмериком и 5 декоративными главками Петропавловская ц. в дер. Голино Шимского р-на (1885); Екатерининская, с усыпальницей, в дер. Льзи Маловишерского р-на, с пирамидальной кровлей, поясами килевидных кокошников, наличниками (относилась к Мариинской 2-классной жен. школе, 1900, инженер-путеец П. А. Борейша). Выразительной композицией благодаря удачно найденным пропорциям отличалась 3-престольная Преображенская ц. в дер. Оксочи Маловишерского р-на (1897-1898, архит. Ф. Н. Соболевский, не сохр.; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. 1915. Д. 4191). Лучшим в Вел. Новгороде произведением московско-ярославского стиля XVII в. является высокая (35 м) надвратная колокольня Десятинного монастыря (1902-1903, городской архит. Ф. И. Воронец); ярким примером постройки с ковровым кирпичным и керамическим декором являются церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы в пос. Любытино (90-е гг. XIX в.- 1900-е гг., перестроена), Александро-Невская на ст. Окуловка (1900-1901) и Казанская на ст. Чудово (ныне в черте одноименного города, 1904-1906, освящена в 1912, архит. А. Г. Успенский).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Совр. этап вновь образованной Г. и В. е. характеризуется открытием новых приходов, возвращением верующим храмов, их восстановлением и строительством новых (деревянная ц. ап. Иоанна Богослова в дер. Демброво, 1993; каменные церкви: равпоап. кнг. Ольги в Гродно, 1995; в честь Собора Белорусских святых в дер. Верейки, 1995; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Мосты, 1997). Лит.: Кудряшев В. И. Гродно. М., 1960; Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. Минск, 19772; он же. Архитектурные памятники Гродно. Минск, 1983; Гродно. Минск, 1987; Трацевский В. В. Церкви-крепости в Сынковичах и Малом Можейкове: Ист.-архит. очерк. Минск, 1989; Кушнеревич А. Н. Культовое зодчество Белоруссии XIV-XVI вв.: Ист. и архит.-археол. исслед.: АКД. Л., 1990; Слюнченко В. Г. Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно: Ист.-архит. очерк. Минск, 1992; Гордеев Ю. Ю. Гродно в XVIII в. (специфика ист.-архит. развития)//Наш радаводер. Гродно, 2001. С. 403-407; Kyлarih А. М. Праваслауныя храмы на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik. Mihck, 2001; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. . Е. Э. Спрингис Памятники изобразительного искусства Древние памятники Гродно с напольными плиточными орнаментами (Пречистенская, Нижняя церкви) и майоликовый декор стен Борисоглебской (Коложской) ц. напоминают узорочье московских церквей XVII в. и свидетельствуют о высоком уровне монументально-декоративного искусства. Существование в XII в. церковной живописи подтверждают росписи Борисоглебской (Коложской) ц., известные по рисункам сер. XIX в. В. В. Грязнова; металлические пластины алтарной преграды с образами Федота (?), Павла и Симеона из раскопок Нижней церкви; медальон с изображением вмч. Димитрия Солунского из раскопок на Замковой горе в Волковыске в р-не каменного храма XII в. В XII-XIII вв. Городно был связан с Волынью, и можно предположить наличие общих черт в искусстве этих центров. Т. н. эпоха крепостей XIII-XV вв. была временем неблагоприятным для развития церковного искусства.

http://pravenc.ru/text/168161.html

До 30-х гг. XVII в. архитектура В. в стиле барокко считалась провинциальной, лишь с приглашением итал. мастеров, со строительством университетской (или иезуитской) церкви (1628-1630, архит. А. Поццо) она выходит на европ. уровень. Первый взлет венского барокко связан с работой итал. мастеров П. Феррабоско, Ф. Лукезе, К. А. Карлоне, Дж. Мартинелли и др. Итал. зодчими была построена церковь доминиканцев, реконструированы готические постройки: храм Шотландского мон-ря, ц. Ам-Хоф и др. Высокое венское барокко связано с именами австр. архитекторов И. Л. фон Хильдебрандта, И. Б. Фишера фон Эрлаха и его сына Й. Э. Фишера, создавшими на основе синтеза итал. и франц. барокко собственный национальный вариант. Самые известные творения в области церковной архитектуры Фишера фон Эрлаха - храм св. Карло Борромео , Хильдебрандта - перестройка ц. св. Петра (рядом с ул. Грабен). Во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. церковное строительство в В. практически не велось, одним из немногих храмов стала ц. Вотивкирхе, построенная в 1856-1879 гг. по обету имп. Франца Иосифа в знак благодарности за спасение после неудавшегося покушения на него. В конкурсе, объявленном на строительство церкви, победил Г. Ферстель, взявший за образец типичный готический собор. На рубеже XIX-XX вв. получил распространение венский «сецессион-стиль» - австр. вариант модерна, наиболее известная постройка - ц. Ам-Штайнхоф (нач. XX в., архит. О. Вагнер). Православный кафедральный собор во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского был построен по проекту архит. Г. И. Котова; закладка состоялась 3 окт. 1893 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Палладия, строительные работы велись итал. архит. Джакомелли; освящение было совершено 16 апр. 1899 г. архиеп. Холмским и Варшавским Иеронимом. Внешний облик храма выполнен в стиле рус. архитектуры XVI-XVII вв., напоминает традиции московского зодчества: 5-главие, шатровое завершение центрального объема, горки кокошников в основании глав, галерея-гульбище, опоясывающая здание, отдельные мотивы, напр. оформление крыльца с помощью тройной арки с висячей гирькой, и общее изобилие наружной декорации, ее многоцветие (кирпичный цвет стен, ковровые орнаменты поливной черепицы шатра и кровли).

http://pravenc.ru/text/150177.html

Вероятно, участие Д. в проектировании собора во имя блгв. кн. Александра Невского с приделами св. равноап. Марии Магдалины и свт. Николая Мирликийского в Н. Новгороде (т. н. Новый Ярмарочный собор), сооружение к-рого было задумано после посещения в 1858 г. нижегородской ярмарки имп. Александром Николаевичем и имп. Марией Александровной и осуществлено на пожертвование кашинского купца 2-й гильдии Н. В. Терликова, избранного председателем Комитета по строительству храма. Составителем проекта стал губ. архит. Р. Я. Килевейн (1825-1895), предполагается, что Д. принадлежит авторство композиции храма (1864), имеющей 2 прототипа: ц. Благовещения Пресв. Богородицы при лейб-гвардии Конном полку в С.-Петербурге (архит. К. А. Тон, 1844-1849) и шатровый Борисоглебский собор в г. Старица (1558-1561, не сохр.). Однако 18 нояб. 1865 г. император утвердил «заменительный» проект неизвестного с.-петербургского архитектора. Д. принадлежит, вероятно, доработка художественной стороны проекта (1866-1867). В 1869-1875 гг. он вел наблюдение за строительством, которым руководил Килевейн. Храм, градообразующая высотная доминанта Н. Новгорода (освящ. 20 июля 1881, закрыт в 1930, в 1992 возобновлены богослужения), типологически близок к возведенным в то же время соборам во имя Успения Пресв. Богородицы в Гельсингфорсе (Хельсинки) (архит. А. М. Горностаев, проект 1859, 1860-1868) и во имя блгв. кн. Александра Невского в Париже (архит. Р. И. Кузьмин, 1859-1862). Собор представляет собой центрическое монументальное сооружение высотой 79 м, крестообразное в плане, с одной 5-гранной апсидой, завершенное пирамидальной композицией из пяти 8-гранных шатров, увенчанных луковичными главками. В сев.-зап. барабане устроена звонница. В декоре фасадов сочетаются элементы русского стиля, преобладающего в постройке (шатры, луковичные главки, кокошники в основании барабанов), с деталями романского и визант. происхождения (аркатурные пояса и ползучие арочки). Д. принимал участие в устройстве иконостасов в 1876 г.

http://pravenc.ru/text/168672.html

Ист.: Опись церквей и ризниц/ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 2710; Паспорт памятника истории и культуры СССР: Часовня-мемориал в Аргамаково/Госинспекция по охране памятников истории и культуры [сост. арх. Федотова М. И.]. Пенза, 1979; Паспорт на Троицкий-Сканов мон-рь в г. Наровчат, Наровчатского р-на, Пензенской обл. Пенза, 1985. Лит.: Церкви, причты и приходы Пензенской епархии/Сост.: А. Попов. Пенза, 1896; Архив кн. Ф. А. Куракина. Саратов, 1899. Т. 10. С. 90; Евпсихий, архим. Ист.-стат. описание Нижне-Ломовского Казанского 2-классного муж. мон-ря. Ниж. Ломов, 1911. С. 10-12; Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях»/Изд. Св. Синода. М., 1911. С. 3, 50; Дьяконов М. В. К биогр. слов. моск. зодчих XVIII-XIX вв. (извлечения из архивов)//Рус. город. М., 1982. Вып. 5. С. 195; Градостроительство Моск. гос-ва XVI-XVII вв./Общ. ред.: Н. Ф. Гуляницкий. М., 1994; Клименко Ю. Г. Творчество архит. Н. Леграна (1738/41 - 1791): Дис. М., 2000. С. 253; Оя Я. В. Архитектура храмов Пензенской губ. в XVIII - 1-й пол. XIX в.: Дис. М., 2000; Кириченко Е. И. Образцовые проекты храмов// Кириченко Е. И., Нащокина М. В. Градостроительство России сер. XIX - нач. ХХ в. М., 2001; Шмельков В. П. Село Владыкино//Пензенская энцикл. М., 2001. С. 91; Дворжанский А. И. Постройки А. Е. Эренберга в Пензенской губ.//Пензенский временник любителей старины. 2004. Вып. 13. С. 37-43; Чекмарев А. В. Троицкий собор Александро-Невской лавры как иконогр. образец//Архитектура в истории рус. культуры. М., 2007. Вып. 7. С. 317-362; Белохвостиков Е. П. Архитекторы старой Пензы. Пенза, 2009; Яковлев А. Н. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке: Прототипы и повторения//Архит. наследство. М., 2009. Вып. 51. С. 228-251; Пензенский край в истории и культуре России/Ред.: О. А. Сухова. Пенза, 2014; Калитин В. А. Нормальные и детальные чертежи проектов сельских церквей архит. И. И. Свиязева и образцовые проекты иконостасов к ним архит.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

В закомарах собора располагались живописные композиции. Иконостас был выполнен гл. обр. кормовым иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля Исаией Ананьиным ( Успенский. 1902. С. 27. Прим. 3). Колокола на колокольню Богоявленского собора были пожертвованы царем Алексеем Михайловичем (весом свыше 2620,8 кг в 1671; свыше 671,6 кг в 1666), князьями И. И. и И. Ю. Ромодановскими (свыше 819 кг), боярами И. Д. (свыше 417,7 кг) и И. А. (свыше 409,5 кг) Милославскими. В 1702-1707 гг. каменщики из Осташковской слободы Филат Селезнёв и Ермолай Королёв возвели с юж. стороны собора новую придельную ц. Благовещения Пресв. Богородицы с трапезной, при этом приделы ап. Иоанна Богослова и св. Василия Блаженного были упразднены. На колокольне установлены часы (упом. в описи мон-ря 1757 г. как «железные часы русские»//РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 405. Л. 12). Со 2-й пол. XVII в. гробница прп. Германа находилась у колокольни, гробница свт. Нектария - под папертью собора (с 1-й трети XIX в. обе гробницы размещались в подвальном склепе собора). Богоявленский собор. Архит. И. И. Шарлемань. 1821–1833 гг. Фотография. 2015 г. Богоявленский собор. Архит. И. И. Шарлемань. 1821–1833 гг. Фотография. 2015 г. В нач. 20-х гг. XIX в. было принято решение о строительстве нового собора. Этот храм возведен в 1821-1833 гг. в стиле позднего классицизма по проекту архит. И. И. Шарлеманя, поданному на конкурс проектов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге . Надзор за работами осуществлял швейцар. архит. А. Боттани. Собор представляет собой 3-нефное прямоугольное в плане здание с 3 шестиколонными портиками, белокаменными колоннами, капителями и деталями антаблемента. Освящен 10 сент. 1833 г. архиеп. Тверским и Кашинским (впосл. митрополит) Григорием (Постниковым) . Первоначально собор был 5-купольным, в 50-х гг. XIX в. возведен дополнительный небольшой световой купол; центральный барабан обрамлен полуколоннами ионического ордера. Собор имел 2 придела: правый - в честь Благовещения Пресв. Богородицы, левый - во имя свт.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Одними из первых начали строительство в И. англичане. Первым иностранным христ. храмом в городе стала протестант. ц. Христа Мессии (1845-1849) в Старом городе, близ цитадели. Она строилась как кафедральная для совместного англиканско-лютеран. еп-ства (существовало в 1841-1887), учрежденного по инициативе прусского кор. Фридриха Вильгельма IV для поддержки местных христиан и для миссии среди иудеев. Просторное, но невысокое однонефное здание, перекрытое деревянной кровлей, является хорошим образцом англ. неоготики (Gothic Revival). В той же стилистике, но с большей монументальностью, обширным клуатром с надвратной башней, трансептом и башней над средокрестием был возведен (к северу от Старого города) англикан. собор св. Георгия (1895-1899, архит. Джордж Джеффри) с колокольней (1912). Небольшая ц. св. Павла (1874, архит. К. Шик), расположенная близ Русского комплекса, по формам напоминает сельские романские храмы. Наиболее многочисленными из построенных в И. в этот период храмов были католические. В 60-80-х гг. XIX в. они сооружались в Старом городе, затем вне его пределов. В 1872 г. на северо-западе Старого города была освящена церковь при лат. Иерусалимском Патриархате - в готическом стиле, со сводами, покрытыми росписями. Она не считается патриаршим собором, т. к. статус последнего имеет храм Гроба Господня. В Кустодии Св. земли был построен комплекс зданий, включающий адм. сооружения, странноприимный Новый дом (Casa Nova), здания монастыря и ц. Спасителя (1886-1888), оформленный в традициях неоклассицизма. Помимо того, строительство в Старом городе сосредоточилось вокруг Крестного пути, тем более что его зап. участок проходил по малонаселенной части Мусульманского квартала, где пустовало много земель. Первым был возведен австр. странноприимный дом (1857-1863, архит. Антон Эндлихер) с небольшой ц. Св. Семейства с элементами готики и мозаичным убранством. Неподалеку на руинах ранневизант. церкви был построен арм. католич. храм Страданий Богородицы (освящен в 1881) в романском стиле. Восточнее австр. дома Альфонсом Ратисбоном в 1858 г. был основан франц. мон-рь жен. конгрегации Богоматери Сиона с неороманской ц. «Се человек», в апсиду к-рой была встроена одноименная рим. арка. Еще восточнее, ближе к воротам св. Стефана, участок Крестного пути (с купелью Вифезда) был подарен в 1856 г. султаном Абдул-Меджидом Наполеону III в благодарность за поддержку в Крымской войне. В 1862-1878 гг. здесь была восстановлена лежавшая в руинах ц. св. Анны, причем архит. Кристофу Эдуару Моссу в целом удалось сохранить подлинность этого замечательного произведения. С 1880 г. участок принадлежит миссионерскому центру Белых отцов, на нем было построено большое здание в неоренессансных формах, характерных для мн. франц. зданий И.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Спасский Староярмарочный собор. 1818–1822 г. Архит. О. Монферран. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасский Староярмарочный собор. 1818–1822 г. Архит. О. Монферран. Фотография. 10-е гг. XXI в. В память «чудесного спасения» имп. Александра III и царской семьи при крушении поезда 17 окт. 1888 г. была построена Спасская ц. (Всемилостивейшего Спаса) (1899-1903, проект акад. А. М. Кочетова; Давыдов. 2011. С. 28) типа «корабль», где на одной оси объединены основной объем, небольшая трапезная, шатровая колокольня и парадное крыльцо. Мощный четверик с пятиглавием подчеркивает монументальность храма. Архитектура церкви выполнена в стиле, восходящем к XVII в., с обилием декоративного убранства (профили из тесаного кирпича, ширинки, обрамления окон и др. детали, характерные для архитектуры рус. средневековья). Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы на городском кладбище построена на средства нижегородских купцов-старообрядцев Рукавишниковых (1914-1916, архит. В. А. Покровский). Вместе с домом причта, оградой и главными воротами кладбища она составляет ансамбль в неорусском стиле (Там же. С. 33). Церковь - мощный кубический объем, увенчанный пятиглавием. Строгая краснокирпичная поверхность ее стен декорирована элементами, характерными для древнерус. архитектуры (бегунец, ниши, солярные знаки из новгородского зодчества). Лит.: Снежницкий А. Н., диак. Адрес-календарь Нижегородской еп. Н. Новг., 1888; Драницын Н. И. Адрес-календарь Нижегородской еп. Н. Новг., 1904; Щегольков Н. М. Исторические сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911; Брайцева О. И. Новые конструктивные приемы в рус. архитектуре кон. XVII - нач. XVIII вв.//Архит. наследство. М., 1960. Вып. 12. С. 133-153; она же. Нек-рые особенности ордерных композиций в рус. архитектуре рубежа XVII-XVIII вв.//Там же. 1969. Вып. 18. С. 45-60; она же. Пространственная композиция Балахны в XVII-XVIII вв.//Там же. 1979. Вып. 27. С. 132-140; Шумилкин С. М. Архитектурный ансамбль мон-ря Флорищева пуст.//Записки краеведов. Горький, 1985. С. 227-228; он же.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

В 1965-1972 гг. под руководством архит. Л. К. Россова возведены пилоны до уровня пят подпружных арок. С 1969 г. реставрационные работы на объекте вел трест «Мособлстройреставрация». В нач. 70-х гг. XX в. были законсервированы руины 1-го яруса колокольни, в т. ч. керамический иконостас придела Всех святых. В 1973-1975 гг. восстановлена (с рядом ошибок) большая глава Воскресенского собора (архит. Б. Л. Малхасов, инженер Н. И. Смирнов, при участии архит. В. П. Гришина). Во 2-й пол. 70-х гг. XX в. под наблюдением Гришина началось восстановление керамического декора большой главы, который объединил разновременные объекты: реконструированные по фрагментам, румпам и аналогам наличники XVII в. (сбиты в XVIII в.) и фриз с храмозданной надписью 40-х гг. XIX в. В 1982 г. был выполнен (но не утвержден) научно обоснованный эскизный проект восстановления собора (трест «Мособлстройреставрация», руководитель группы М. Б. Чернышёв; Гришин и Л. Э. Тепфер, искусствовед Т. В. Бугаева), предполагавший максимальное выявление и сохранение подлинных фрагментов XVII-XVIII вв. как снаружи, так и внутри. Ротонда Воскресенского собора долгое время оставалась раскрытой. Лишь после перекрытия центральной части и восстановления большой главы начались работы по сооружению шатра на металлической конструктивной основе (Климанов, Малхасов; чертежи металлических элементов шатра в формах сер. XVIII в. выполнены в мастерской «ЦНИИ Проектстальконструкция»). Монтаж шатра начался в 1977 г., но ошибки в геометрии металлоконструкций не позволили его завершить. В 1983 г. недостроенный шатер разобрали и начали монтаж новой металлической конструкции (автор проекта - архит. Н. В. Канчели), со световыми окнами-люкарнами, завершенный в сент. 1993 г. К 90-м гг. XX в. были также восстановлены все башни крепостной ограды и надвратная ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. В 80-90-х гг. XX в. по инициативе музея началась работа по реставрации интерьеров храма (объединение «Росреставрация»; в ней участвовал реставрационный центр Межрегиональной общественной орг-ции «Байкал», руководитель О. А. Попов): бригада скульпторов (руководитель В. А. Кочин) вела укрепление сохранившихся фрагментов и воссоздание утраченных; бригада реставратора В. А. Минина восстановила керамические иконостасы, порталы и другие элементы декора в приделах Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1983-1986; по проекту Тепфера) и арх. Михаила (к 1994; также укреплена белокаменная плита с эпитафией патриарху Никону и открыты фрагменты фресковой росписи), в Голгофской ц. (к 1989; на наружных стенах комплекса Голгофы расчищены от закрасок наличники окон первого яруса и фриз из триглифов и метоп); были восстановлены «седалища царицы Елены» в подземной церкви, иконостас ц. Успения Пресв. Богородицы и портал церкви (1997-1999; Г. Г. Золотарёва, Е. Г. Мильхер).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

периоды в алтарной К., как правило, помещали мозаичное изображение Богоматери (тронный образ, в рост; с Младенцем или без, напр. в храмах Успения Пресв. Богородицы в Никее, после 787, Св. Софии в К-поле, после 867 г., в Киеве, 40-е гг. XI в.); известны мозаики с изображением Спасителя (поясным, на троне, напр. в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале на о-ве Сицилии, между 1183 и 1189). В романской Европе в К., украшенных фресками, мог быть представлен Христос во славе, как, напр., в ц. апостолов Петра и Павла в Нидерцелле (о-в Райхенау, 1120) или в ц. Санта-Мария в Тауле (1123, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона). Композиции в К. апсид малых алтарей, боковых алтарных помещений или на фасадах могли иметь уникальные сюжеты, как, напр., мозаика XIII в. в одной из экседр на фасаде Сан-Марко - с перенесением мощей ап. Марка в собор; фреска «Сошествие во ад» в К. в парекклисионе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321) и др. Вид на апсиду Троицкого собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. Фотография. 2-я пол. XIX в. Вид на апсиду Троицкого собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. Фотография. 2-я пол. XIX в. В эпоху готики К. трансформировалась в систему граненых сводов с нервюрами, декорация в К. практически не использовалась. В эпоху Ренессанса с его интересом к древнерим. архитектурному наследию возрождаются К. и античные принципы ее декорирования. К. в ц. Санта-Мария-делле-Грацие в Милане (1493, архит. Д. Браманте ) покрыта квадратными кессонами; мотив ребристой веерообразной раковины, букв. прототипа К., использован в соборе Сан-Пьетро в Фаэнце (1474, архит. Дж. да Маяно), в Темпьетто (мон-рь Сан-Пьетро-ин-Монторио) в Риме (1502), в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме (1509, оба - архит. Браманте). В крупнейших храмах К. были прорезаны окнами и оформлены сходящимися ребрами, как в соборе ап. Петра в Ватикане (1506-1627, план - архит. Браманте, переработка - Микеланджело) или в ц. Санта-Мария-делла-Консолационе в Тоди (1508-1606, школа Браманте).

http://pravenc.ru/text/2057166.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010