Судебное разбирательство по делу о растрате средств, выделенных на постройку храма, длилось 8 лет, в 1835 г. имущество В. было конфисковано, архитектор сослан в Вятку. Здесь он создал проект собора во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского (1838) - второе программное сооружение архитектора. Основой проекта стал один из вариантов храма Христа Спасителя - 5-купольная ротонда с 4 башнями-колокольнями. Визант. стиль собора сближал это сооружение с произведениями архитекторов романтизма - М. Д. Быковского , Тона, А. П. Брюллова. В. в этот период был убежден в возможности выражения национальной идеи с использованием греч. форм. Собор в Вятке был возведен в 1839-1864 гг. (снесен в 30-х гг. XX в.). Здесь же В. построил неск. несохранившихся впосл. зданий (в городском Александровском саду сохр. чугунная решетка с воротами и 2 беседки). В 1840 г. В. было разрешено возвратиться в С.-Петербург, где он выполнил неск. проектов надгробий и обелисков, а также проект собора для Тифлиса (1847, не осуществлен). Умер в бедности и полном забвении, похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге (могила не сохр.). Графическое наследие архитектора почти полностью погибло во время пожара в доме В. в 1854 г. Соч.: Записки// Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954. Т. 1. С. 380-453; Автобиография//РС. 1876. Т. 17. 9. С. 109-110; 10. С. 267-296; 12. С. 759-770. Ист.: ГНИМА. Ф. Р I. Ед. хр. 144, 146, 147-172, 203-204, 1859, 2111, 5260, 7345-7367, 10922-10927. Лит.: Соколов П. Ист. описание торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. М., 1818; Петров П. Н. Сб. мат-лов для истории Имп. АХ. СПб., 1864-1887. Ч. 1-4 (по указ.); Участие акад. А. Л. Витберга в постройке Александро-Невского собора в Вятке. Вятка, 1894; Академик А. Л. Витберг и его письма к А. И. Герцену//РС. 1897. Т. 12 (92). С. 477-495; Историческая выставка архитектуры: Альбом. СПб., 1911 [рис.; чертежи]; Витберг Ф. А. Витберг и его проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах//Старые годы. 1912. Февр. С. 3-19; Грабарь И. Э. Ранний александровский классицизм и его франц. источники//Там же. 1912. Июль/сент. С. 68-96; он же. От екатерининского к александровскому классицизму//История рус. искусства. М., Т. 3. С. 449-468; Снегирев В. В. Архитектор А. Л. Витберг: Жизнь и творчество. М.; Л., 1939; Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. М., 1972. Т. 2. С. 287-288 [Библиогр.]; Москалец Е. С. , Пешнина Л. В. А. Л. Витберг в Вятке. Киров, 1975; Молева Н. Храм//Наше наследие. 1988. 3. С. 39-55; Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992; Тинский А. Архитектурное наследие А. Л. Витберга в Вятке//Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1996. Т. 5: Архитектура. С. 153-159; Кузнецова (Строганкова) Е. В. Проект храма Христа Спасителя архит. А. Л. Витберга//Шведы в Москве: Мат-лы рос.-швед. науч. конф. М., 2002. С. 93-114; Памятники архитектуры в дорев. России: Очерки истории архит. реставрации. М., 2002. С. 148.

http://pravenc.ru/text/158848.html

Англиканская церковь в Каване. 1807–1825 гг. Архит. Дж. Боуден Башня (XV в.) и англикан. ц. св. Маэл Руана (1825–1835), архит. Дж. Сэмпл) в Талахте В кон. XVIII в. впервые в И. церковные интерьеры были оформлены в стиле неоготики в ц. св. Малахии в Хилсборо (графство Даун; 1773; архит. С. Миллер (?)), в соборе в Даунпатрике (графство Даун; между 1790 и 1818; архит. Ч. Лилли (?)), в церкви в Баллимакенни (графство Лаут; 1785-1793; архит. Ф. Джонстон по проекту Т. Кули). Первой значимой постройкой в этом стиле стала Королевская капелла в Дублинском замке (1807-1814; архит. Ф. Джонстон). Важную роль в распространении неоготики сыграл Десятинный фонд (Board of First Fruits), на средства к-рого было возведено подавляющее большинство англикан. храмов между 1800 и 1830 гг. В целом это были «островерхие церквушки в иссушенных готических формах» ( Harbison, Potterton, Sheehy. 1978. P. 196), ориентированные на англ. национальный «перпендикулярный стиль»,- небольшие однонефные здания с башней на западном фасаде. Среди редких интересных примеров нужно отметить церковь в Буттеванте (графство Корк; 1826; архитекторы братья Пэйны), ц. Девы Марии («Черную церковь») в Дублине (1830; архит. Дж. Сэмпл) и особенно церковь в Монкстауне (графство Дублин; ок. 1830; архит. Дж. Сэмпл) со сложной композицией и с богатой пластикой объемов. В близкой стилистике были построены и более поздние англикан. церкви - ц. Св. Троицы в Корке (1832 - ок. 1840; архит. Дж. Пейн; портик пристроен в 1889-1891) и собор св. Патрикия в Арма (средневековый храм перестроен в 1834-1840; архит. Л. Н. Коттингем). Довольно быстро неоготика осваивается и католич. заказчиками, поначалу также ориентировавшимися на «перпендикулярный стиль». Среди построенных в неоготическом стиле католич. храмов - ц. св. Малахии в Белфасте (1841-1844; архит. Т. Джексон), соборы святых Патрикия и Колмана в Ньюри (1825-1829; архит. Т. Дафф), Вознесения Богоматери в Туаме (графство Голуэй; 1827-1837; архит. Д. Мадден) и в Карлоу (1828-1833; архит. Т. Кобден).

http://pravenc.ru/text/674067.html

в Ливадии. 1864–1866 гг. Архит. И. А. Монигетти. Фотография А. Шимаевой. 2007 г. Крестовоздвиженская ц. в Ливадии. 1864–1866 гг. Архит. И. А. Монигетти. Фотография А. Шимаевой. 2007 г. К. с присоединением его к России в кон. XVIII в. развивалась в русле общероссийских тенденций. В стиле классицизм были построены Покровская ц. в Судаке (1819-1829), собор блгв. кн. Александра Невского в Симферополе (1823-1829, архит. И. И. Шарлемань, разрушен в 1930; с 2003 воссоздается), ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в пос. Массандра (1829-1832, архит. Ф. Ф. Эльсон), ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Насыпном (1830). Церкви свт. Иоанна Златоуста в Ялте (1833-1837; не сохр.) и вмч. Феодора Стратилата и Всех Крымских святых в Алуште (1837-1842) были возведены по проектам архит. Г. И. Торичелли с элементами неоготики. Успенская ц. в Гурзуфе. 1887–1890. Архит. М. Н. Чичагов. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Успенская ц. в Гурзуфе. 1887–1890. Архит. М. Н. Чичагов. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Особо активно церковное зодчество развивалось с 50-х гг. XIX в. Примерами русско-визант. стиля являются: Крестовоздвиженская ц. в Ливадии (1864-1866, архит. И. А. Монигетти), шатровая ц. свт. Афанасия Великого в Керчи (1864), Петропавловский собор (1866-1870, архит. К. Е. Лазарев) и Троицкая ц. (1868, архит. И. Ф. Колодин) в Симферополе, Казанский собор в Феодосии (1907-1911, архит. Г. Л. Кейль), ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Бахчисарае (1913). Собор блгв. кн. Александра Невского в Ялте. 1891–1902 гг. Архитекторы Н. П. Краснов и П. К. Теребенев. Фотография. Нач. XXI в. Собор блгв. кн. Александра Невского в Ялте. 1891–1902 гг. Архитекторы Н. П. Краснов и П. К. Теребенев. Фотография. Нач. XXI в. Близость к территориям бывш. Византии повлияла на особую популярность визант. стиля при строительстве церквей Вознесенской в Ливадии (1872-1876, архит. А. Г. Венсан; не сохр.), блгв. кн. Александра Невского при гимназии в Симферополе (1880-1882; не сохр.), Покровской в Ореанде (1884-1885, архит.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

– Сургут, заложен воеводой Фёдором Барятинским по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1595 г. – Обдорск (ныне Салехард) заложен казаками по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1604 г. – Томск, заложен казачьим головой Гаврилой Писемским и стрелецким головой Василием Тырковым по наказу царя Бориса Годунова; 1618 г. – Кузнецк (ныне Новокузнецк), заложен казаками по наказу царя Михаила Федоровича; 1619 г. – Енисейск, заложен отрядами казаков Петра Алыбачева и стрельцов Черкаса Рукина; 1626 г. – Братск, заложен отрядом казаков Максима Перфильева. В память о нём остались сёла Масимовщина и Максимиха под Иркутском и мыс Максимин на Байкале; 1628 г. – Красноярск, заложен енисейскими казаками; 1632 г. – Якутск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1634 г. – Вилюйск, заложен отрядом казаков Посника Иванова; 1638 г. – Верхоянск, заложен как казачье зимовье отрядом Посника Иванова; 1644 г. – Нижнеколымск, заложен атаманом Михаилом Стадухиным; 1647 г. – Охотск, заложен атаманом Семеном Шелковниковым; 1648 г. – Нижнеудинск, заложен атаманом Елисеем Тюменцевым; 1653 г. – Чита, заложена сотником Петром Бекетоваым; 1653 г. – Нерчинск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1661 г. – Иркутск, заложен отрядом казаков Якова Похабова; 1666 г. – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), заложен казаками как зимовье; 1667 г. – Дудинка, заложена казаками как зимовье. Землепроходцы делали «государево дело» – расширяли территорию государства, приводили в русское подданство многочисленные племена и народности Сибири, собирали с аборигенов и отправляли в Москву дань «мягкой рухлядью» – пушниной (которая тогда составляла до трети доходов государственного бюджета). Но не только это. Они собрали на территории площадью 13 млн. кв. км (!) метеорологические, гидрологические, биологические, этнографические и весьма точные географические сведения, которые более 100 лет служили основой для географических карт. Они сыграли громадную роль в зарождении и развития хлебопашества, огородничества и бортничества в Сибири, в разведке и разработке полезных ископаемых, в зарождении дерево- и металлообработки.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/i_...

В XVIII в. в России стали возводить 2-колоколенные храмы западноевропейского типа. Первым был Троицкий собор Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (20-30-е гг. XVIII в.; архит. Л. Т. Швертфегер; разрушен и выстроен заново в 1774-1790 архит. Старовым в стиле раннего классицизма) в виде базилики с куполом наподобие собора св. Петра в Риме с 2 квадратными башнями на зап. фасаде. Двубашенные храмы были особенно популярны в усадьбах. Самые известные памятники этого типа построили близ Москвы: ц. в Троицком-Кайнарджи (1778; архит. К. И. Бланк по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена, Ж. Б. Валлен-Деламота); Спасский храм-ротонда в с. Пехра-Яковлевском (1777-1782; архит. Бланк, по проекту архит. В. И. Баженова (?)); псевдоготическая Владимирская ц. в с. Быкове (1783-1789; архитекторы Баженов, М. Ф. Казаков), а также базилика в с. Баловневе Липецкой обл. (1789-1799; архит. Баженов (?)) и др. В небольших приходских храмах эпохи барокко и классицизма К., как правило, располагалась с запада по продольной оси и имела 2 или 3 яруса. Напр., в Москве барочные храмы святых Бориса и Глеба на Арбате, святых Кира и Иоанна на Солянке (оба 60-е гг. XVIII в.; архит. Бланк; не сохр.) имели небольшие квадратные К. Классицизм принес моду на цилиндрические ярусы звона. Такие К. можно видеть в храмах святых Космы и Дамиана на Маросейке (1790-1803; архит. Казаков), Рождества Богородицы на Кулишках (Стрелке) (1800-1802; архит. Д. Балашов) в Москве. В Скорбященском храме на Ордынке в Москве в 1783-1791 гг. архит. Баженовым была построена элегантная 3-ярусная цилиндрическая К. В эпоху ампира и эклектики архитекторы меняли в основном количество ярусов, увеличивали размер и масштаб построек, что не всегда способствовало цельности художественного облика К. Характерна в этом отношении гигантская К. Успенского собора в Харькове (1821-1848; архитекторы Е. А. Васильев, А. А. Тон; высота 89,5 м) и квадратная в суховатых формах ампира К. ц. ап. Иоанна Богослова в Коломне (1826-1846). К. при Успенском соборе во Владимире (10-е гг. XIX в.; архит. А. Н. Вершинский) в смешанных формах классицизма и псевдоготики сама по себе гармонична, но ее колоссальный размер подавляет древний собор.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Г. А. Бейкера). Гэндону принадлежит проект однонефной церкви в Кулбанагере (графство Лишь; 1785). В XIX в. упразднение автономии И., а также тот факт, что большая часть знати уехала из страны, повлекли за собой упадок строительства по частному и гос. заказу, но не в церковной среде. От 1800-1830 гг. уцелело ок. 60 католических приходских церквей, и еще ок. 170 - от 1830-1845 гг. Великий голод в 1845-1849 гг. затормозил строительство храмов, но уже за 1-ю треть XIX в. в И. было построено более 600 англикан. церквей. На момент отделения от гос-ва в 1871 г. англикан. Церковь Ирландии имела 1628 храмов, более 2/3 из них сохранилось. Англикане, владевшие всеми старыми храмами, строили зальные приходские церкви, к-рые обычно размещались в ключевых точках городов (ц. св. Стефана на Маунт-стрит в Дублине; 1821; архит. Дж. Боуден). В католич. храмостроительстве были особенно востребованы традиции неоклассики. Ярким примером неогреч. стиля является католич. «про-собор» Девы Марии в Дублине (1814-1825; проект Дж. Суитмена (?), портики и колокольня 1834-1844; архит. Дж. Кин), построенный по образцу парижской ц. Сен-Филипп-дю-Руль (1774-1784; архит. Ж. Шальгрен). В это же время в городе был возведен ряд крупных католич. храмов в разных вариациях неоклассицизма: ц. св. Франциска Ксаверия (1829-1832, 1851-1852; архитекторы Б. Эсмонд, Дж. Кин), ц. св. Николая (1832; архит. Дж. Лизон), ц. св. Андрея на Уэстленд-роу (1832-1837; архит. Дж. Болджер), церкви св. Павла (1835-1837) и св. Авдуена (1841-1846) (обе архит. П. Бёрн). В др. городах И. лучшими образцами неоклассицизма являются отличающаяся своим интерьером доминиканская ц. Девы Марии в Корке (1832-1839; архит. К. Дин), ц. св. Патрикия в Корке (1832-1836; архит. Дж. Пейн), построенная в виде античного храма пресвитерианская церковь в Портаферри (графство Даун; ок. 1840; архит. Дж. Миллар), монументальный собор св. Мела в Лонгфорде (1840-1863; архитекторы Дж. Кин, Дж. Бурк; 1889-1893; архит. Дж. Ашлин), ц. Девы Марии в Клонмеле (графство Типперэри; 1850-1856; архит. Дж. Кин). Среди поздних неоклассических храмов выделяются 3-нефная францисканская ц. Непорочного зачатия (1876-1879) и крестообразная в плане иезуитская ц. св. Иосифа (1904) (обе в Лимерике).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Неороманские элементы присутствуют в архитектуре костела Непорочного зачатия Девы Марии в вильнюсском р-не Зверинец (Жверинас, строительство начато в 1911). Костел Воскресения Христова в Каунасе. 1934 г. Архит. К. Рейсонас. Фотография. 2010 г. Костел Воскресения Христова в Каунасе. 1934 г. Архит. К. Рейсонас. Фотография. 2010 г. Для храмового строительства приглашали и зарубежных архитекторов. Так, неоготический храм в честь Вознесения Господня с башней (высота 76 м) в Паланге (1897-1907) строил швед. архит. К. Страндман. Неоготические черты (башни с машикулями, арочные окна) появились в реконструированных замках в Раудоне на берегу Немана, в Раудондварисе на берегу Нявежиса. Ступенчатые фронтоны в духе готики украшают фасады жилых домов XIX в. (напр., на ул. Вильняус в Каунасе). В позднем храмостроительстве Л. выдающимся примером стиля «функционализм» является храм Воскресения Христова в Каунасе - базиликального типа, с высокой колокольней, доминирующей в городской застройке (1934, архит. К. Рейсонас; восстановлен в 2004). Представляют интерес возведенные в том же стиле костелы Пресв. Девы Марии Царицы Мира в Нов. Вильне (строительство началось в 1938), Пресв. Девы Марии Царицы Мира в Клайпеде (строительство завершено в 1960, по проекту Ю. Балтренаса, выполненному в 1938) и храм св. Юргиса Матулайтиса в Вильнюсе (1991-1996). В гражданском строительстве межвоенного периода наиболее примечательна застройка Каунаса, бывшего в тот период столицей Литовской Республики. Большинство сооружений выстроено в стилистике функционализма, неоклассицизма и неоренессанса: здания Литовского банка (1924-1929, архит. М. А. Сонгайло), дворец корпорации студентов «Новая Литва» (1928, архит. Э. Фрикас), здание пожарного управления округа Каунас, Дворец юстиции (оба 1930, архит. Фрикас), Дом Союза сельскохозяйственных кооперативов «Лиетукис» (1930), Сельскохозяйственная палата (1930-1931, архит. Рейсонас), Музей культуры Витовта Великого (1930-1936, архитекторы В. И. Дубенецкий, Рейсонас, Крищюкайтис), промышленная, торговая и ремесленная палата (1939, архит.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

А. А. Авдеев), Успенской в Гурзуфе (1887-1890, архит. М. Н. Чичагов; не сохр.), Никольской в с. Мазанка (1882-1899, архит. М. С. Коморицкий), ап. Луки близ с. Кудрино (1904), прор. Илии в Евпатории (1911-1918, архит. А. Л. Генрих) и собора свт. Николая в Евпатории (1893-1899, архит. А. О. Бернардацци). В рус. стиле возведены Воскресенская ц. близ пос. Форос (1888-1892, архит. Н. М. Чагин), собор блгв. кн. Александра Невского в Ялте (1891-1902, архитекторы Н. П. Краснов и П. К. Теребенев), ц. арх. Михаила в Алупке (1903-1908) и Покровская ц. в с. Войкове Первомайского р-на (1903-1910, архит. Х. К. Васильев). В неорусском стиле - ц. свт. Николая в Н. Массандре (1916, архит. В. Н. Максимов). В духе средневек. кавказской архитектуры построены Преображенская ц. в имении Харакс в Гаспре (1906-1908, архит. Краснов) и арм. ц. Сурб-Рипсиме в Ялте (1909-1914, архит. Г. М. Тер-Микелов). П. С. Павлинов Старообрядчество Небольшие группы старообрядцев во 2-й пол. XIX в. стали заселять аулы в К., опустевшие после выезда значительной части крымских татар в Османскую империю. Первая старообрядческая община в К. появилась в 1874-1876 гг. в с. Мама Русская Феодосийского у. (ныне Курортное Ленинского р-на). Село основали выходцы из Нижегородской губ., переселившиеся на побережье Азовского м. для занятий рыбным промыслом, позже к ним прибавились выходцы из старообрядческих уездов Черниговской губ. В письме Керченского благочинного в Таврическую консисторию от 23 сент. 1884 г. впервые упоминается, что раскольники имеют в Маме Русской молельню, при ней уставщика, крестьянина Черниговской губ. Власа Никитина. По данным Таврического епархиального миссионерского комитета за 1897 г., в Еникале жили 49 беспоповцев . Последователей Белокриницкой иерархии насчитывалось 24 чел. в Керчи и 288 чел. в Феодосийском у. (община в Маме Русской и небольшая группа в Казантипе). На рубеже XIX и XX вв. появилась община старообрядцев в Симферополе. 14 дек. 1900 г. делегация крымских старообрядцев встретилась в Ялте с С.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Священной памяти двенадцатого года! Москва, бывшая жертвой искупления отечества в 1812 году, Москва воистину достойна носить на земле своей памятник незабвенной эпохи, громко проповедующей о величии Бога карающего и милующего и о великих доблестях сынов России, избавивших не только отечество свое, но и Европу от ненасытного властолюбца. I-я глава Великая религиозно-патриотическая мысль Александра Благословенного нашла себе достойного осуществителя в лице академика Витберга. Так как первый период построения Храма Христа Спасителя в Москве (на Воробьевых горах) тесно связан с судьбою Витберга, составителя первого проекта Храма, то мы войдем в некоторые биографические подробности, касающиеся этой замечательной личности, обессмертившей себя своим проектом, хотя этот последний, к сожалению, и не осуществился. Александр Лаврентьевич Витберг, сын шведского дворянина-протестанта, выехавшего в Россию, родился в 1787 году. Поселившись сначала в Ревеле отец его переехал затем в Петербург где молодой Витберг определен был в Горный корпус, но, по слабости здоровья, не мог продолжать здесь занятий и взят домой. Когда он поправился здоровьем, его поместили в Анненскую школу; здесь впервые проявился в нем талант к живописи. Затем он поступил в Академию художеств где получил несколько наград за свои картины. В 1809 году ему была присуждена первая золотая медаль за картину: «Андромаха оплакивает Гектора»; вместе с тем он был назначен помощником к профессору Угрюмову для обучения воспитанников натурного класса академии. Мы видели, что, по изгнании Наполеона из России, император Александр издал манифест, в котором возвещал своему народу, что желает воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя – как памятник славы России, как молитву и благодарение Искупителю человечества за искупление России в годину страшного испытания. Конкурс на проект храма был напечатан и заявлен не только в России, но и за границей. Витберг был восхищен идеей посвящения храма Спасителю. Художник как бы читал в душе государя, и в нем родилось пламенное желание, чтобы имеющий быть воздвигнутым обетный храм, удовлетворяя требованию царя, был достоин и народа, чтобы он был величествен и колоссален, чтобы он превзошел храм Петра в Риме, и чтобы наконец он, независимо от главной идеи, был вместе с тем и памятником доблестных подвигов русского народа в славнейшую из его эпох. Мысль эта неотступно жила в душе Витберга; но так как он никогда не занимался архитектурой, то и считал невозможным с своей стороны осуществление ее. Между тем многие уже трудились над составлением проектов, которые должны были быть представлены на высочайшее усмотрение. Рассматривая проекты своих товарищей по академии Витберг находил во многих из них талантливость, но ни в одном не находил одушевлявшей его самого идеи, которая невольно раскрывалась в нем все с большею и большею ясностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рихтер (?)) с 5-главым бесстолпным 2-светным кубическим четвериком и кокошниками. К тому же типу относится ц. Спаса Нерукотворного в Б. Свинорье Наро-Фоминского р-на (1892-1895, архит. Крыгин) с массивными наборными наличниками. Классическая схема кораблем положена в основу Покровской ц. в Жестылёве Дмитровского р-на (1899-1904, архит. С. К. Родионов). Трехчастная композиция с боковыми приделами и горкой кокошников с пятиглавием над четвериком характерна для ц. Св. Троицы в Драчёве (городской окр. Мытищи; 1899-1905, архит. Н. Д. Иванов, заказчик Ф. А. Седов). Мн. храмы русского стиля тяготеют по композиции к центричности. Крупнейший в Подмосковье приходский храм - квадратная 5-главая 4-столпная с шатровой колокольней Покровская ц. в Черкизове Пушкинского района (1899-1903, архит. В. П. Десятов) - имеет необычный 2-ярусный барабан центральной главы и угловые главы на горках кокошников, аналогичные Воздвиженскому храму в Дарне (1893-1895, архит. С. В. Шервуд), где шатровые главы подобны ярусным. Выразительна массивная однокупольная ц. Св. Троицы в Троицком Истринского р-на (1904-1913, архит. М. Н. Литвинов, заказчик С. М. Попов) с крестообразным планом, крупной луковичной главой и оригинальной шатровой колокольней. Тип 4-столпного храма с высокими закомарами, пониженными углами и тройными арками на фасадах, но с деталями рус. стиля развит в ц. Вознесения Господня на Городке в Павловском Посаде (1908, архит. Десятов; колокольня по первоначальному проекту выстроена в 10-х гг. XXI в. на новом месте). Церковь в честь Св. Троицы в Щурове. Архит. М. К. Геппенер. 1892–1907 гг. Фотография. 2014 г. Еще одним ярким направлением архитектуры посл. четв. XIX в. был визант. стиль - стилизация форм визант. зодчества. Характерными чертами этого стиля являются центрические композиции, полусферические купола с выделенными архивольтами арочных окон барабана, часто полосатая кладка стен и предпочтение арочных форм килевидным; нередко, впрочем, мотивы узорочья смешиваются с визант. декором.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010