Известно, что многие сегодня приходят в церковь, чтобы получить благословение только на свои земные дела, так сказать, «гарантировать успех». Но разве не то же самое происходит, когда к священнику обращаются с вопросами: делать операцию или нет, покупать автомобиль или нет, переезжать или не переезжать на другую квартиру и т.д. От пастырей почти требуют, чтобы они непременно дали конкретный ответ. Не уподобляемся ли мы в этом язычникам, и не уподобляем ли мы своих пастырей неким оракулам или искусным в разборе житейских ситуаций иудейским раввинам? А. Ерохина, г. Екатеринбург Прежде притчи о безумном богаче в Евангелии от Луки приводится рассказ о том, как один человек обратился из толпы ко Христу: «Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство» (Лк. 12, 13). Право наследования было закреплено в Израиле Законом Моисеевым. Но к раввинам постоянно обращались с просьбой о посредничестве. И вот некто приходит ко Христу, чтобы Он, употребив Свое влияние, помог ему против несправедливого брата. Господь отвечает ему: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» Не пройдем мимо этого отказа Господа. Господа просят взять на Себя решение земной задачи. Он отказывает в помощи. Как знакомо это искушение — требовать от Церкви некую гарантию освящения временных наших нужд, приватизировать Евангелие в своих интересах. Причину Своего отказа Господь ясно объясняет: Он не послан ни Богом, ни людьми, чтобы заниматься решением временных спорных проблем. Церковь не перестает призывать своих чад к жизни по совести и разуму. Христиане должны искать от своих пастырей просвещения и духовного укрепления, но пусть не думают они, что их пастыри могут немедленно решить любой конкретный вопрос, касающийся их земных интересов, даже очень серьезный. Именно по этой причине дает такой ответ Господь. Он как бы отправляет решение данного вопроса в соответствующие земные инстанции. И, обращаясь к народу, Господь говорит: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Мы видим, что Господь не уклоняется от того, чтобы сказать нечто важное о временных наших проблемах. Он напоминает главный принцип. Только памятуя об этом уровне, об этой глубине, следует обращаться к суду. Человеческая жизнь не кончается здесь, и об этой стороне человеческой жизни, самой существенной, столь легко забываемой ради выгод временной жизни, Он никогда не перестает напоминать. Более того, Господь принимает такое участие во всем, что происходит с каждым из нас, что оно оказывается для Него дороже Его собственной жизни. Потому забывающий о главном, безумен, говорит Христос. «Так бывает со всяким, кто собирает для себя, а не в Бога богатеет».

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

1312 св. Григорий Нисский. Об устроении человека, 28.//Творения. Т. 1. – М., 1861, сс. 193-194. 1313 св. Григорий Нисский. О жизни Моисея.//Творения. Т. 1. – М., 1861, сс. 270-271. 1314 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. II. 2-3.//Творения. Т. 8., кн. 1. – СПб., 1902, сс. 13-16. См. также Беседы на Деяния апостольские.//Творения. Т. 9., кн. 1. – СПб., 1903, с. 28 и особенно сс. 48-49: «Но почему, скажешь, Христос действововал не чрез Платона и не чрез Пифагора? Потому, что душа Петра была гораздо способнее к философии, чем душа тех людей…. Какая польза знать, что душа философа становится мухой? Подлинно, муха вошла в душу, обитавшую в Платоне». К этой же теме возвращается Златоуст и в беседах на послание к Ефесянам. Язычникам, призывающим судить о своей вере не по мифам, а по философам, Златоуст отвечает: «Какие же это философы? Ужели те, которые выдумали судьбу и утверждают, что все существует без Провидения, нет зиждительного Промысла, все сложилось из атомов? Те, которые производят души человеческие от душ собак и уверяют людей, что в известное время тот или другой из них был собакой, львом, рыбой? Доколе не перестанете пустословить, помраченные смыслом?» (Беседы на Послание к Ефесянам. 12.//Творения. Т. 11. Кн. 1. – СПб., 1905, с. 111). 1315 Отсутствует обвинение в проповеди реинкарнации и в другом перечне Епифанием оригеновых заблуждений – в «Послании к Иоанну» (1,3) (См.: Смирнов А. А. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. – М., 1995, сс. 24-25). 1316 Сидоров А. И. Евагрий Понтийский… с. 39. 1317 цит. – Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. с. 169. 1318 Пересказ оригенова трактата о Воскресении см. Nautin P. Origene. pp. 128 и 298. 1319 см. Nautin P. Origene. p. 128. 1320 Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. сс. 169, 170, 172. 1321 «Если в будущем произойдет воскрешение в физических телах, то кто будет ухаживать за массой младенцев, больных и стариков, которые воскреснут такими, какими были,и куда они попадут? Ухаживать за ними грешники не смогут, ибо они в аду „поджариваются“, а обитатели рая навряд ли согласятся на „тягомотину“ ухаживания за больными и капризными людьми» (Ерохина Е. Для чего мы живем. Размышления о смысле жизни.//Знамя мира. (31), 1995).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В 1819 году происходило дело о Евдокии Рязанцовой, православной и дочери православнаго родителя, повенчанной, как говорила она, против ее желания в раскольничьей молельной с Иваном Поспеловым. Рязанцова жаловалась, что Поспеловы употребляют всякого рода насилия, принуждая ее к расколу. Консистория, по незаконности раскольничьего сочетания, признала Евдокию свободной от необходимости иметь сожитие с Поспеловым, представив губернскому правлению подвергнуть суду Поспеловых и венчавшего раскольника за насилия их против Рязанцовой. Причем предписано Ольховатскому священнику Петру подвергнуть Евдокию эпитимии за ее нечистую жизнь с раскольником. В июле 1827 г. благочинный Федор Веселовский доносил, что Ольховатский житель, Гаврила Шемяков, окрестил в пруде, по раскольничьему обряду православнаго Григория Ерохина, дело осталось без последствий. В феврале 1830 г. преосвященным Виталием разрешено Ольховатскаго жителя, раскольника Ивана Орлова, присоединить к православию и затем повенчать с Екатериной Умутовой. Просьба о том была от брата Иванова Филимона Орлова. Однако Савелий Орлов, брат обоих, долго бывший в числе православных, в последствии принял на себя должность раскольничьего наставника, собирал народ для богослужения по раскольничьим обрядам в собственном доме, отправлял такие же моления в домах православных и увлекал простодушных в заблуждение, пока наконец, уличенный в преступлениях закона, не был предан уголовному суду, и состоя под судом, не принял единоверия в начале 1851 года. Число неисповедавшихся по суеверию в Ольховатском приходе было следующее: в 1826 г. 620 человек; в 1830 г. 529 человек; в 1835 г. – 511; в 1840 г. – 623; в 1845 г. – 625; в 1849 г. – 698 человек. Причт Ольховатской церкви с 1848 г. получает жалованье 1-го класса. СЛОБОДА КОЗИНКА Козинка – на реке Козинке, в 46 верстах от Волчанска и Купянска,– поселение выходцев из России. В 1704 году жители Слободы Козинки «Иван Юшков и деревни Бутурки Савва Немчиков», всего человек с 40, писали к Митрополиту Иустину: «тому лет с 7 (следовательно в 1697 г.) поселились мы в той слободе и деревне, а церкви Божией у нас нет; и обещаем мы построить церковь Архистратига Михаила». Просители говорят, что они уже просили о том митрополита Аврамия, и тот положил разрешить постройку храма, но скончался. Митрополит Иустин выдал храмозданную грамату 23 марта 1704 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поповой, Э.С. Смирновой и других являются фундаментом для изучения православного искусства (см. сборники серии " Древнерусское искусство " ). Цитата дана по кн. Вздорнов Г.И. " История открытия и изучения русской средневековой живописи " .- С. 223. Философия русского религиозного искусства.- М., 1993.- С. 197. Там же.- С. 218. Отметим прежде всего работы С. Булгакова " Икона, ее содержание и границы " , а также " Православие " и " Свет Невечерний " . Среди многочисленных работ П. Флоренского следует обратить внимание особенно на " Столп и утверждение истины " , " Иконостас " , " Обратная перспектива " , " Храмовое действо как синтез искусств " . Булгаков С. " Икона, ее содержание и границы "http://Философия русского религиозного искусства. - М., 1993 .- С. 285-286. Флоренский П. " Иконостас "http://Философия русского религиозного искусства.- М., 1993.- С. 265-266. Подробнее см.: Сб. Ст. по археологии и византоведению, изд. семинар. им. Н.П. Кондакова.: В 8 т.- Прага, 1927-1936 гг. Григорий (Круг), иером. Мысли об иконе.- Париж, б.г.- С. 15. Ерохина О. Сестра Иоанна.//" Свеча " .- М., 1994.- С. 22-26. М.Н. Соколовой, в частности, принадлежит образ преподобного Андрея Рублева, написанный к моменту канонизации св. иконописца. На иконе он представлен с образом Троицы в руках. Символично, что великий русский иконописец канонизирован в ХХ веке, спустя более 500 лет после своей кончины. Второе тысячелетие христианской культуры России начинается с почитания подвижника, соединившего в себе творческий и молитвенный подвиг. К.М. Покровская также является автором многих новых иконографий, в частности, ей принадлежит один из вариантов " Крещения Руси " . Но главная ее заслуга в том, что она обучила иконописному мастерству многих ныне успешно работающих иконописцев. Сейчас К.М. Покровская живет в Соединенных штатах, где также организовала иконописную мастерскую, связав тем самым русскую современную иконописную традицию и зарождающуюся американскую школу православной иконы. Зинон, арх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Даже в советские годы, перед пристальным взором " органов " , батюшка проповедовал одно: необходимость чтить Божеский закон, быть служителем правды вопреки модам и обстоятельствам. " Меня учил отец Константин Быстриевский в Никольском (соборе – А.Р.): " Когда служишь молебен, ты спроси: а что с этим человеком случилось? Особенно если увидишь в списке заключенных или болящих " . И я внял его отеческому совету и стал расспрашивать народ " . Взгляд отца Василия на советский период – резко отрицательный: большевики, по его мнению, стали огромным бедствием для страны. В то же время любовь его к человеку и знание народной жизни подсказывали, что пленение коммунистической идеологией временно. Так же, как русские люди не уместились ни в татарскую одежду, ни в польский кунтуш, однажды должны были они отказаться и от комиссарской тужурки. В этом разница взглядов отца Василия Ермакова с антисоветчиками – ценителями некоей " настоящей России " и " белого дела " , приверженцами теорий о коренном перерождении и гибели народной души. От отца Василия эти деятели заимствовали неприятие лжи как основы большевизма, однако же уклонились от главного, что было у батюшки и что есть в Законе Божием: милости и жертвы за ближних – страну и соотечественников. Русский душой Спасать приходящие к нему души означало для отца Василия то же, что спасать Россию; любить Россию значило любить и заботиться о каждом, приходящем к нему. Батюшка не понимал и на дух не принимал религиозной высокомерности и индивидуализма, в которых христианин представляет себя отдельно от судеб страны и народа, носителем неземных интересов, " христианства без наций и границ " . " Россию надо любить " , – как только мог, увещевал он. Впрочем, отец Василий никогда бы не стал принимать участие в митингах на площадях и в съездах политических партий. Самые патриотические проекты спасения страны не значат ничего без внутреннего преобразования и просвещения человека. " Россию надо любить... " . Незамысловатые слова. Однако для тех, кто помнит отца Василия, они равнозначны завещанию, нравственному компасу в отношении событий и мнений. В 1990-е годы батюшка остро переживал неразбериху, накрывшую общество лавину образцов низкопробной западной масс-культуры. Ему, на протяжении десятилетий мечтавшему дожить до освобождения Родины от коммунизма, больно было видеть Россию в обвале. Об уходе Ельцина и начале деятельности молодого тогда президента Путина батюшка высказывался одобрительно. По воспоминаниям москвича Александра Ерохина, определённые надежды он возлагал на Путина, ожидая скорого укрепления России. " И когда вдруг все развернулось, – подводит итог рассказчик, – и президент заговорил о национальном достоинстве, Православии, о том, что наша история не с 1917-го года началась, я был счастлив: " Батюшка, милый, как же ты был прав, ты верил! " " .

http://religare.ru/2_111437.html

Джованна Парравичини, научный сотрудник КЦ «Покровские ворота» и представитель итальянского католического фонда «Христианская Россия», рассказала о встречах с о. Александром в Италии в последние годы его жизни, когда приподнялся «железный занавес», и религиозные деятели из СССР смогли выехать за границу. Но задолго до этого, с 1968 года, рукописи его книг тайно переправлялись на Запад и издавались под псевдонимами в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом». И для «Христианской России» это было «свидетельство того, что Церковь в России не только выживает и доживает, но возрождается», и деятельность о. Александра стала знаком этого возрождения и единства христиан. Недаром на вечере было отмечено, что презентация новой книги проходит в рамках Недели молитв о единстве христиан. Иконописец Ольга Ерохина, прихожанка Сретенского храма в Новой Деревне с середины 1970-х гг., показала фотографии и рассказала о людях из окружения о. Александра. Вместе с ним они составляли «иной круг жизни» в противовес «режиму, который нависал унылой серой плитой». Среди тех, с кем дружил и общался о. Александр, были и люди других конфессий, и это давало ощущение «единства вселенской церкви», отметила О. Ерохина. Андрей Еремин, алтарник Новодеревенской церкви, автор книги «Пастырь на рубеже веков», подтвердил, что все, написанное М. Куниным, аутентично и точно. По его мнению, «сочетание четкого математического ума и литературного таланта» автора позволило создать «объемный портрет» священника. «Даже враги о. Александра признают, что он был выдающимся миссионером. Книгу Михаила Кунина можно считать продолжением миссионерского служения пастыря», – сказал А. Еремин. «Вклад не только в биографический жанр, но в современную агиографию»; «новое звучание давно знакомого образа»; «целительный труд, который учит нас зрячей вере»; «текст биографически безупречен»; «удалось создать цельный проникновенный образ о. Александра»; «новое свидетельство о безграничной любви о. Александра к нашему Господу» – это лишь малая толика впечатлений о книге Михаила Кунина, которыми поделились люди, хорошо знавшие отца Александра Меня: София Рукова, Александр Зорин, Евгений Рашковский, Александр Герц.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Это взял он, будучи кабинет-министром. Из казны брал деньги, но возвращал; карлу Ерохина определил в Конюшенной канцелярии с жалованьем по 50 рублей в год, а держал при себе для своих партикулярных услуг, а что в Казани взял взяток около 6 или 7 тысяч рублей, в том государыне повинился и получил прощение. Кто после этого мог решиться оскорбить его высококняжескую светлость владеющего герцога курляндского? Кто мог осмелиться сказать, что герцог приносит русские интересы в жертву своим интересам? Несмотря на то, владеющий герцог курляндский не был спокоен: гибель Волынского была торжеством для Бирона, но еще большим торжеством для Остермана, а Остерман был опаснее Волынского для Бирона; он был тем более опасен, что его нельзя было поймать на горячести, как Волынского. И Бирон никак не хочет, чтоб Остерман по-прежнему оставался душою Кабинета особенно когда и тело Кабинета, князь Черкасский, вследствие признаний Волынского оказывался вовсе не доброжелательным. Потребность для Бирона иметь в Кабинете совершенно своего человека была теперь сильнее, чем когда-либо, вследствие болезненного состояния императрицы и открытой вражды герцога курляндского с Анною Леопольдовною и ее мужем. И вот Бирон нашел человека, на верность которого мог положиться: то был Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Мы видели печальное положение Алексея Петровича в начале царствования Анны, его опалу, перевод из Копенгагена в Гамбург, но мы видели также, как он воспользовался доносом Красного-Милашевича на князя Александра Черкасского, повез доносчика в Петербург и здесь успел заявить Бирону всю свою преданность. Следствием было то, что Алексея Петровича снова перевели в Копенгаген, а после падения Волынского вызвали в Петербург и назначили кабинет-министром. Это назначение последовало в крещение предполагаемого наследника престола, внука императрицы от Анны Леопольдовны, Иоанна Антоновича. Разрешение Анны Леопольдовны сыном нанесло Бирону сильный удар: он стал так задумчив, что никто не смел к нему подойти. Тем нужнее был для него в Кабинете Бестужев, на которого он мог вполне положиться: новый кабинет-министр не мог сблизиться с Остерманом по заклятой ненависти Бестужевых к последнему; не мог сблизиться с Черкасским, который видел в Алексее Петровиче виновника бесчестия фамилии, виновника ссылки князя Александра Черкасского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Ерохина Е. Для чего мы живем. Размышления о смысле жизни//Знамя мира. (31), 1995. 355 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Богословский вестник. 1911, т. 1, январь, с. 275. 356 Прот. Георгий Флоровский. О воскресении мертвых//Переселение душ. Сборник. М., 1994, с. 304. 357 Coman I. G. Patrologie. vol. 2. Bucuresti, 1985, p. 336. 358 В отличие от Блаватской, которая, избегая строгого научного или философского мышления, стремится оперировать легковесными ассоциациями: «Аналогия есть руководящий закон в Природе, единственная истинная нить Ариадны» (Блаватская Е. П. Тайная доктрина. т. 2. с. 194). 359 C. Tresmontant. La methaphysique du christianisme et la naissance de la philosophie chretienne. Problemes de la creation et de l " anthropologie des origines a saint Augustin. — Paris, 1961, p. 633. 360 Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. сс. 169, 170, 172. 361 Для св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста слово Божие, повелевшее земле в третий день творения произвести жизнь, не отзвучало однажды, но само как бы всеялось в тварь и осталось в ней, побуждая природу вновь и вновь производить жизнь («Изречение «раститеся и наполните землю» хотя произнесено однажды, но в действительности во все время дает нашей природе силу к деторождению» — св. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 1.//Творения. т. 2, кн. 1. с. 417). 362 См. Nautin P. Origene. p. 128. 363 Вообще здесь важная грань между протестантизмом и православием: протестантское богословие делает акцент на том, что Христос пролил кровь «за нас». Православная традиция полагает, что кровь Христа не просто упала на землю, отогнала диавола или умилостивила Бога Отца; кровь Христа течет именно внутри нас, она таинственно (в смысле — мистериально) омывает сердца людей. В сочинении, приписываемом христианскому писателю III века св. Дионисию Великому, говорится, что «Христос излил в нас нетленную, живую и животворящую кровь Свою» (св. Дионисий Александрийский. Послание Павлу Самосатскому, 7.//св. Дионисий Александрийский. Творения. — Казань, 1900, с. 152.) 364

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Подлинная же храмовая живопись никогда такой не была. За ней всегда стоял дух, идеи, искания, церковное творчество. Это-то и ценю я в Ваших работах. И еще одно: то, о чем я уже писал Вам как-то. Ваше участие для меня есть осуществление духовной связи с тем поколением, которому мы много обязаны. Мы все выросли на той почве, которая, хотя географически оказалась удаленной, но внутренне – очень близкой. Невозможно переоценить ту роль, которую играло и играет для нынешних поколений наследие отца Сергия Булгакова и всей этой плеяды. Они дали обильную и необходимую пищу для тех, кто вернулся в дом Отчий теперь. Итак, разрыв преодолен, и как знак его – Ваши труды». Видите, как высоко ценил отец Александр и иконопись, и саму сестру Иоанну! Да и она сама писала о себе: «Я связь с иными мирами, я из других миров к вам пришла». Интересно, что, несмотря на преклонный возраст, – она прожила всё-таки 90 лет, – с ней общались очень охотно молодые прихожане отца Александра. Одна из них, Ольга Ерохина, написала предисловие к книге «Умное небо». Другая, Елена Павловна Белевцева, сейчас хранит наследие сестры Иоанны в Доме русского зарубежья. Третья, ее уже нет с нами, Элла Львовна Лаевская, первая написала статью еще в начале перестройки о сестре Иоанне. Все они тогда были молодыми девушками, воспринявшими от Юлии Николаевны эстафету, которую она охотно передавала новым поколениям христиан, искавшим и обретавшим веру здесь, в Советском Союзе, в безбожной стране. Обретали порой без всяких основ, не наследуя ее от отцов и дедов, а просто благодаря встрече, например, с отцом Александром Менем или каким-то другим священником, или через книги владыки Антония Сурожского в самиздате. Хочу обратить внимание на еще одну икону, она тоже находится в частном собрании. Это «Тайная вечеря». Изображение восходит к росписям катакомб. Этот первохристианский образ созвучен тому времени, когда полуподпольное существование христианских общин в нашей стране напоминало первых христиан. Вот такая смелость была у сестры Иоанны.

http://pravmir.ru/most-mezhdu-mirami-lek...

Роды: Евдокии Иовой дочери (Суворова жена) з Болхова, приходу Пахатного Николы, Семиона Кириева сына белевской отчины деревне Дубовых послушника монастыря новопечерского, стряпчего Симеона Симеонова сына Мазолевского (карачевского уезду, деревни Сомовки). Роды: попа Симеона Корсака, полковника смоленского, Григория Москвитина Хлопницкого (Року 1693). Никиты Москвитина (1693 году) козелченина, брянского воскресенского монастыря старицы Таисеи, з Комарицкой волости Ярмака Тимофеева, священноиерея Софрония Тимофеева города Карачева, монастырского чину воскресен... села Покрова. (С Почепа род Доменьтия Карповича). Род Исаака Григоривича Черчевича, жителя стародубского (Року божого 1688 месяца Июлия 30). Род Емелиана Фомина Брасовского стану з села Колошич; род з Болхова Козмы Ивановича Леонова (Року 1688). Роды, монаха Неофита киевленина-чашника новопечерского монастыря Игната Потаниева-кирпичника монастыря новопечерского, Феодота Ерохина з Болхова, Козми Романовича калуженина-квасника, подмастера каменного дела Павла Гаврилова сына Козлова (7202 марта 28). Андрея и Еустафеа Прокопеевых, свещника москвитина гостинной сотне, Григория. Дубницкого (1693 году), монаха Филарета Мохаринского. Годы: Кондрата Семёнова Пронина крестянина обители новопечерския Свенского монастыря, з деревни Дубовых Мостков, белевския отчины, Петра Леонова торгового челавека с Курска, Афанасия Хайкина уезду кромского. л. 300, Роды: Тимофея Ивановича Белозоревского с Красного Рогу, Стефана Яковлевича курчанина, Васка Симионова деревни Лисова, москвтина кожовницкой полусотне (198 году Августа 14 день), москвитина кожевницкой полусотне Семеона Андреева сила Волокова, Феодора Полевого города Курска, Филата, Лаврентиевича Забелина трубченина, вятчанина гостиныя сотни Илии Андреева сына Гостева, (199 году августа 15 записан Григорий Игнатев), каргополца Карпа Фёдорова, Никиты Павловичи Кректышева, Мясоедовых Григории Брагина (1693 году, августа 17 дня), города Болхова Козмы Жучкова, Алексея Недорезова гостннной сотни, 7203.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010