Все же они не могут посвятить в епископа, а если бы и посвятили кого, то рукоположение такового не будет признано законным, как долженствующее совершаться только в Эчмиадзине, от тамошнего католикоса. Шопен. Истор. памятн. состоян. армян. области и проч. стр. 671, 672. Спб. 1852 г. Муравьев. Грузия и Армения ч. 2, стр. 57–58, 73, 76, 77. Спб. 1848 г. 211 Известно сказание о посольстве Авгаря, одного из царей Армении, и о нерукотворенном образе воплотившегося Сына Божия, известном под именем Убруса. Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 49–56 Спб. 1848 г. 212 Евсев. Церк. истор. кн. 1, гл. 13, стр. 50. Спб. 1848 г. Никифор. Каллист. Церк. истор. кв. 2, гл. 44). Четьи–Мин. под 16 и 19 июня в под 21 августа. 213 Иннокент. Начерт. церк. истор. от. 1, стр. 136. Москва, 1842 г. По имени св. Григория и в память его, община армян называется еще григорианскою церковию. 214 Кто именно разсеевал эту мысль подлинно неизвестно. Патриарх Фотий указывает на какого-то Петра, Евфимий Зигабен – на Евканиоса Мандакунеса, Абул Фарадж – на Самуила Барсума. Полагают, что все эти лица, а не одно какое-либо, распространяли означенную мысль. Христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 116. 215 Так было на соборах армянских: каривском (в 629 г. при католикосе Ездре или Езрасе и греческом императоре Ираклие), ширакаванском (в 862 г. при католикосе Захарии I в княжение Амода и при греческом патриархе Фотие) и громклском (в 1179 г. при армянском патриархе Григорие Дха). Добронрав. Вероуч. армян. церкви: Духовн. бесед. 1858 г. стр. 338–344. Спб. 216 Известно, что римский первосвященник Иннокентий II (1130–1143 г.) писал дружественное послание к армянскому католикосу Григорию III, который в 1141 г. был на латинском соборе в Иерусалиме, а в 1145 г. отправлял к Евгению III посольство, которое, впрочем, не имело дальнейших последствий. Барон. Церк. летопис. под 1145 годом, чл. 23, 24. 217 Доказательством сего служат особенно сношения армянских католикосов с православным Востоком: Григория III (1113–1165 г.), его брата Нерсеса (1166–1173 г.) и их племянника Григория IV (1173–1193 г.), при греческом императоре Мануиле Комнине (1143–1180 г.). А. Худобашева в Истор. памятн. вероуч. армян. церкви, относ. к XII стол. стр. 119–280. Спб. 1847 г. 218 Его надобно отличать и от патриарха православного, живущего в Дамаске (христ. чтен. на 1858 г. ч. 1, стр. 154), и от патриарха латинского или маронитского, имеющего свое местопребывание в монастыре антурском или канобинском. Справоч. энцикл. словар. т. 7, стр. 479. Спб. 1853 г. 219 Ассеман. Разсужд. о монофизитах: Восточн. библиот. т. 2, § 8 и след. Лекеп. Восток, христианск. т. 2, стр. 1343. Париж, 1740 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

IV. «Кто из вас решился бы бросить драгоценную одежду в грязный и гнилой ручей? Осмелитесь ли вы принять драгоценную Кровь Спасителя в сердце, исполненное грехов?» (Блаж. Август.). V. «Чем вы можете извиниться, если, питаясь такою пищею, повинны в стольких грехах, – вкушая Агнца, поступаете как львы, – насыщаясь Агнцем, проявляете свирепость львов?» 54 (Св. Злат. бес. 51 на Мф.). 17. Мысли о причащении I. Особенно великое чудо любви Божией, которого мы не увидим и в вечности, – есть послание в мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире! В этом одном обнаружилось сердце Божие так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божиих, то в этом одном заключалось бы все богословие. (Иннокент., архиеп. Херс.). II. «Причащение есть верный залог вечно блаженной жизни; оно есть, так сказать, как бы задаток благодати Божией, начало или росток святости; оно есть священный узел, опять тесно связывающий грешного, но раскаявшегося человека со Иисусом Христом. Тот, кто достойно 55 причащается Св. Таин, получает совершенное избавление от всех грехов своих, тот может исцелиться от всяких болезней; кто достойно причастится Св. Таин, тот получает начало освящения души своей, становится наследником жизни вечной; тот, кто достойно причащается Святых Таин, соединяется крепкими узами со Иисусом Христом так, что Иисус Христос есть душа и жизнь его, а он есть дражайший член Самого Иисуса Христа, или он пребывает в Иисусе Христе, а Иисус Христос пребывает в нем: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем», – сказал Иисус Христос ( Ин.6:56 ). И если человек, достойно причастившийся Св. Таин, не вступит на путь прежней своей греховной жизни, по по силе своей будет стараться исправить свою порочную жизнь и загладить свои грехи, то этот росток благодати и святости мало-помалу пустит отрасли, укоренится, прозябнет и принесет сладчайший плод Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

181 Тот же свидетель, т. е. Филарет Гумилевский , может быть несколько строго, но во всяком случае так отзывался о преобладающем элементе в духовной журналистике начала сороковых годов по поводу программы издания Творений св. Отцов с прибавлениями духовного содержания: «назидания ищет Воскресное Чтение, назидания православного домогается Христианское Чтение, но согласитесь, что то и другое часто бывают карикатурны: детей ныне нет на Руси, баснями сладкими никого не накормишь, а требуют крепкой пищи». (Ibd. ч. 33, стр. 588). Посему Филарет зародившемуся журналу нашей Академии советовал: «не быть слишком холодным и к требованиям ума, чтобы не впасть в крайность», подобную приведенной (о книге Петра Могилы) . 182 Рассказ об этом в собственном письме Филарета (к Высоч. особ. П. 243), и в записи А. В. Горского со слов Филарета. См. Приб. к Твор. Св. Отц. ч. 34, стр. 44. 183 «Преосвящ. Афанасий имел неосторожность сообщить людям понятия не совсем правильные. Это слышу из уст старейших». Однако при этом добавляет преосв. Евсевий: «а по моему замечанию, положение Афанасия было, а может быть и есть весьма тонкое» (вероятно, Евсевий считал его орудием других). См. Прибавл. ч 37, стр. 708–710. 184 Письмо к Иннокент. в Материал. Барсова, в. I 5. В чем он видел свою неосмотрительность, решить теперь трудно, но в изданных проповедях можно найти мысли, которые могли не нравиться в то время. 185 В том же письме Макарий писал: «я, грешный, в последний год поиспытал также не мало тяготу его, как бы оказать не знаю... А года четыре я был добрый для него работник.... добрый и безвестный». Ibd. На что особенное намекают последние слова это или может быть разъяснено подлинником письма, если вместо точек в подлиннике поставлены слова, или останется неизвестным. Подобный же намек встречается в письме к протоиер. Серафимову. О высокомерном отношении пр. Афанасия к труженикам богословской науки вообще, см. книгу о священнике Никольском (СПБ. 1878), стр. 14–15, чего, как видно из слов преосв. Макария, не миновал и он, будущий знаменитый ученый.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Златоуст, Хр. Чт. 1832, XLVII – в рассуждении о том, что Иисус Христос есть Бог, приводит слова Варуха 3, 36–38, под именем Иеремии; также блаж. Августин – de civit. Dei lib. XVIII, cap. 33; св. Амвросий lib. I, de poenit. cap. 8; lib. III haexem., c. 14 et lib. 1 de fide, cap. 2; св. Василий Великий lib. IV contra Evnomium и др.). Книга же Есфири в списке св. Афанасия, изложенном в послании о праздниках, неизвестно почему, отнесена к книгам неканоническим, а в списке св. Григория Богослова опущена, тогда как во всех других списках считается канонической: голос всех, без сомнения, должен порешить здесь дело. Впрочем, и сам св. Афанасий, если только он, подлинно, есть автор приписываемого ему синопсиса, замечает здесь: «некоторые из древних утверждали, что Евреи к каноническим книгам причисляли также Есфирь и книгу Руфь, соединив с историей Судей, считали за одну книгу, а книгу Есфирь за другую – особую; таким образом, и в этом случае число канонических книг ограничивалось 22-мя». Краткое обозрение св. Писания, в Хр. Чт. 1841, IV, стр. 218–219. 542 Кирил. Иерус. Огл. поуч. IV, 36; св. Амфилохия см. в книге правил...; Леонт. Визант. lib. de sectis, act. II; св. Иоанна Дамаск, кн. IV Богословия, гл. 17. 544 Руфин, in exposit. Symboli; Августин, de doctrina Christ, lib. II, cap. 8; Иннокент. epist. ad Exuperium, episcopum Toletanum; Гелас. in concil. Rom. an. 464; Кассиодор. de instit. Divin. Script, lib. II, cap. 13. 546 Например, даже в конце IV века блаж. Иероним писал о послании к Евреям: sed apud Romanos usque hodie Pauli non habetur (Vid. in Catal. scriptorum illustr. под словом: Cains). 547 И именно – многих Евангелий, например, Евангелия о младенчестве Христовом, Евангелия Евреев, Евангелия Петра и проч.; многих деяний Апостольских, многих посланий и многих Апокалипсисов. См. Fabricii codex apocryphus Nov. Testam. 548 К этим книгам неканоническим относятся ещё некоторые места, находящиеся в книгах канонических, как то: 1) молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон, 2) Места, не означенные счётом стихов в кодексах Греческих и в переводе Славянском, в книге Есфирь, 3) Песнь трёх отроков в 3-й главе книги Пророка Даниила, история о Сусанны в 13-й, также о Виле и змие в 14-й главе той же книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

т. 4, стр. 1111. 1123. Париж, 1638 г. Бл. Феофилакт. болгарск. Толков. на еванг. от Иоанна, стр. 839–840. Париж, 1631 г. 167 Св. богослов написал его в царствование Домитиана, в последнее десятилетие первого века. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 5, гл. 30: твор. стр. 330, Пириж, 1710 г. 168 Об этом знаем из известий древних о пространстве Церкви в начале второго веки. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 1. Москва, 1842 г. 169 В век апостольский сильны были следующие ереси: симонианская, менандрианская, николаитская, керинфианская, евионейская, назорейская и филетианская. Филарет. Начерт. церк.-библейск. истор. стр. 591–594. Москва, 1844 г. 175 Голлац. Богосл. акроам. стр. 171–178. 185–187. Ульм и Лейпциг, 1741 г. Говорят они и то, что свящ. Предание не могло сохраниться до нашего времени при различных переворотах гражданских и церковных, при потере и повреждении древних памятников Церкви, при смешении истинных преданий с суеверными и баснословными; но нам известно, что свящ. Предание и могло сохраниться и действительно сохранилось до нас в целости. Макар. Введ. в прав. богосл. стр. 285–289. Спб. 1852 г. 176 «Из древних сказаний знаем, что некоторые путешествовали по провинциям, посещали неизвестные народы, переплывали моря, чтобы лично видеть тех, с которыми познакомились из книг. Таковы были: Пифагор, Платон, Аполлоний ... Но что говорю я о людях века сего, когда апостол Павел, сосуд избран ( Деян. 9:15 ) и учитель языков ( Гал. 2:9 ), прошед Дамаск и Аравию, ходил в Иерусалим соглядати Петра и пребывал у него дний пятьнадесять ( Гал. 1:18 ), потом же, по четыринадесяти летех с Варнавою, поемь с собою о Тита, предложил апостолам благовествование свое, да не како вотще тек или течет ( Гал. 2:1,2 )? Тот же Павел хвалился тем, что изучал закон Господень и пророков при ногу Гамалиилову ( Деян. 22:3 ). Тимофея, измлада священная писания умевшего ( 2Тим. 3:15 ), он увещевал прилежать чтению и не нерадеть о благодати, данной ему с возложением рук священничества ( 1Тим. 4:13,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Однако же, после всего этого и он, то есть Тертуллиан , не слишком твердый в кафолическом учении, то есть во всеобщей и древней вере, и более велеречивый, нежели благоуспешный, переменив, наконец, мысли, сделал напоследок то, что блаженный исповедник Иларий пишет о нем в одном месте: «впав впоследствии в заблуждение, он обезславил достоинство заслуживающих вероятия сочинений своих» 29 . И был он также большим искушением в Церкви. Но об этом не хочу говорить больше. Упомяну только, что, уверяя, вопреки заповеди Моисея, что возникшие в Церкви новые безумства Монтана 30 и учителем, одаренным необыкновенными дарованиями духовными и воздвигнутым от Бога для довершения образования христианского, Монтан учил – падших в грех не принимать более в Церковь , не вступать во второй брак, не уклоняться от гонений, наблюдать строгие посты, и пророчествовал в исступлении. «Иннокент». Начерт. церк. истор. отд. 1, с. 59. Москва, 1842 г. и безумные грезы новоизмышленного учения безумных женщин 31 . там же. суть истинные пророчества, и он заслужил этим того, чтобы о нем и о сочинениях его говорилось: «аще востанет среди тебя пророк " , и затем: «да не послушаеши глагол пророка того». Почему? «Яко искушает вас, – говорит, – Господь Бог ваш, аще любите» Его, или нет. XX. А когда так; то истинный и подлинный православный тот, кто любит истину Божию, Церковь , тело Христово ( Рим.12:4–5 . Еф.1:22–23 ), кто ничего не ставит выше божественной религии, выше вселенской Веры – ни авторитета, ни любви, ни ума, ни красноречия, ни философии какого-нибудь человека, но, презирая все это и пребывая в вере твердым, постоянным, непоколебимым, считает долгом своим содержать только то и верить только тому, о чем узнает, что сие издревле содержала вообще Церковь вселенская, а о чем узнает, что оно после вводится кем-нибудь одним помимо всех святых или вопреки всем святым, как новое и неслыханное, то признает относящимся не к религии, но к искушению. Сему последнему да научится он особенно из глаголов блаженного апостола Павла, который в Первом Послании к Коринфянам пишет вот что: " Подобает, – говорит он, – и ересем быти, да искуснии явлени бывают в вас» ( 1Кор.11:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

440 Он продолжался от смерти Григория XI до Венедикта XIII, от 1378 до 1448 года, когда настоятельно окончен был собором базельским. Муравьев. Правд. вселенск. церк. стр. 355. Спб. 1841 г. 441 Так было на соборах: пизском (1409 г.) константскм (1414–1418) и базельском (1431–1442 г.). Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 401–403. Москва, 1842 г. 442 Например: «Воинствующая Церковь представляемая собором, необходимее папы: ибо никто не может спастись вне Церкви, между тем как без папы спаслись многие, и когда вовсе не бывает папы, многие спасаются чрез крещение или чрез покаяние. Церковь сильнее и могущественнее папы; ибо написано: и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ), между тем они часто одолевали пап. Церковь вернее и постояннее в вере, нежели папа: ибо папа иногда бывает еретик и погрешает в вере, а о вселенской Церкви нельзя сказать сего никак. Церковь умнее папы, ибо в ней множество мудрых, в коих мудрость обильнее и многообразнее, нежели в одном человеке, называемом папою. В отношении к необходимости, почтительности, мужеству и мудрости, Церковь выше папы: ибо Христос, жених ее, дал ей, невесте своей, и ключи царства своего. Посему Церковь вселенская не от папы имеет ключи царства небесного, напротив папа имеет их от нее: она, чрез избрание, лает ему власть употреблять в дело ключи. Церковь, в до статочном количестве членов своих собравшаяся, может данные ей Христом ключи употреблять во многих случаях: она и папу и каждого члена своего может судить, исправлять и на законном основании низлагать; ибо исторгать власть из рук неистового позволительно. Власть, которую имеет папа или другой кто от Церкви, дана ему не на разрушение, а на созидание: посему, если он употребляет ее на разрушение и к соблазну целого христианского народа, позволительно исхитить се из его рук». Собор. константск.: поли, собран. собор. Манси, т. 28, стр. 22–23. 443 Впрочем, защитники притязаний папских не осмелились теперь прямо, раздельно и отчетливо высказать мысли свои о них, но прикрылись общими и неопределенными выражениями, сказав, например, что епископ римский есть наместник Божий на земле, которому поручена верховная власть в Церкви вселенской (засед. 14, гл. 7), что церковь римская есть матерь и учительница всех прочих церквей (засед. 14, гл. 3), что надобно убеждать светских начальников, чтобы оказывали должное повиновение постановлениям верховных первосвященников (засед. 25 гл. 20), и том. под.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

53 Сочинение озаглавливается: Institutiones christianae. Здесь сказано: «Опасно заводить дружбу и делиться мыслями с людьми, держащимися гибельных мнений; но мы должны действовать на них только увещаниями, радушными наставлениями, кротостию и молитвами к Богу, чтобы изменили свой образ мыслей, сделались способными приносить плоды и навсегда остались бы чадами Церкви. Так нужно поступать не только с заблуждающимися христианами, но в с турками и сарацинами». 54 Рагон. Кратк. всеобщ. истор. новейш. врем. т. 1, стр. 480. Прекрасно характеризует Кальвина и его проповедь о воспитании детей, в которой доказывается только то, что «детей нужно сечь, сечь больно, сечь беспрестанно, сечь во веки веков», и поговорка женевцев: «Лучше быть с Безом в аде, нежели с Кальвином в раю». А. Наталис. Истор. церк. т. 17, стр. 266, изд. 1789 г. 55 Так говорит Шекспир. Оден. Истор. Генриха VIII и английск. раскол. т. 2, стр. 443. Париж, 1850 г. 57 По статистическим показаниям, в царствование Генриха VIII произнесено было 72.000 уголовных осуждений. 58 Рагон. Кратк. всеобщ. истор. нов. врем. т. 1, стр. 499. То же почти говорил о Генрихе VIII англичанин Бурнет. Сене Взгляд. на протест. стр. 21. Париж, 1850 г. 59 Между ними особенно замечательны: Фишер, епископ рочестерский, и ученый Фома Мор, казненные в 1535 году. Рудгарт. «Фома Мор». Нюрнберг, 1829 г. 61 Оден. Истор. Генриха VIII и английск. раскол. т. 2, главв. 3. 4. 11. 12. 13. 19. 20. 21. 24. Париж, 1850 г. 71 Всего насчитывают их до 70, а если разведать верование каждого протестанта, то их наберется 70.000. Сене Взгляд. на протест. стр. 117. Париж, 1850 г. 72 Так, Гоббезий тайно отвергал необходимость искупления, доказывая естественные совершенства человека, а за ним то же делали: Иоанн Вильмот, Асхлей, шефтсбюргский граф, Берклей и Бурнет, Герберт Щербурн, английский барон, утверждал натуральную религию. Юлий цезарь Ванин, француз, сожженный в Тулузе, и Ванин Казимир Лещинский, сожженный в Варшаве, проповедывали безбожие. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 538. Москва, 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

220 Каковы: евтихианиты, акефалиты, юлианиты, трифеиты, агносты, феопасхиты, армяне, севериты, афтартодокиты, докиты, фантазиасты, фтартолатры, ктистолатры и другие. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 293–294. 344–346. Москва, 1842 г. 221 Евагр. Церк. истор. кн. 3, гл. 30. 44, стр. 163. 189–190. Спб. 1853 г. Феодор. чтец. Извлеч. из церк. истор. стр. 518. Спб. 1853 г. 222 Никифор Каллист (в церк. истор. кн. 16, гл. 26) говорит, что Македоний по повелению императора умерщвлен был в заточении. 223 Евагр. Церк. истор. кн. 3, гл. 32. 33, стр. 167–172. Спб. 1853 г. Феодор. чтец. Извл. из церк. истор. стр. 523–525. Спб. 1853 г. 225 Анастасий приказал даже иерусалимскому епископу Илии составить из подвластных ему епископов собор, против собора халкидонского. Феодор. чтец. Извлеч. из церк. истор. стр. 523. Спб. 1853 г. 229 Ассеман. Восточн. библиотек. т. 2, стр. 62, 72, 326. 331. 414. Ренодот. Истор. александр. яковит. патриарх. стр. 119. 133. 425. Париж, 1713 г. 236 Замечательно, что в секте евтихианской есть до пятидесяти литургий. Они известны в ней под именами: св. апостола Иакова, св. апостола Марка (две, – различные, впрочем, от греческой литургии того же св. апостола, – полная и сокращенная), св. апостола Петра (три, из коих одна не похожа на прочие), св. апостола Иоанна Богослова, дванадесяти св. Апостолов (две и обе различные), св. Климента римского (совершенно различная от находящейся в «Постановлениях апостольских»), св. Дионисия ареопагита , св. Игнатия богоносца , св. отцев первого вселенского собора, св. Василия великого , св. Григория богослова , св. Иоанна златоустог о, св. Кирилла александрийского , Диоскора александрийского, Иакова барадея или занзала, Сикста, епископа римского, Фомы, епископа ираклийского, Юлия, епископа римского, Моисея варкифы, Дионисия варсилиби, амидского католикоса, Филоксена, епископа иерапольского, Григория абульфара, Дионисия, епископа курдистанского, Михаила, патриарха александрийского (XII в.), и проч. и проч. Шеффмахер. Непрер. быт. Веры и проч. т. 3, кн. 4, гл. 1, стр. 221–222. Париж, 1841 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

4). 1368 «Как огонь, падая на вещество, обыкновеино потребляет все, так и огнь любви, где только ни падет, все потребляет и изглаждает… Где любовь, тем потреблены все грехи» (Златоуст. на 2 Тим. бесед. VII, п. 3). 1371 …sed etiam emendatioribus factis operire et tegere delicta superiora, ut non ei imputetur peccatum (De psenit. II, 5, n, 35). 1372 Должно заметить, что хотя в древней Церкви существовал двоякий образ исповеди: всенародный, совершавшийся пред всею Церковию, и частный пред одним священником; но и при первом образе исповеди, которую слушали все Христиане, право отпущать или не отпущать грехи кающимся принадлежало только одним пастырям, как и при последнем. След., в том в другом случае существо таинства покаяния оставалось неприкосновенным. С течением времени Церковь , по материнской снисходительности к своим чадам, отменяла всенародный образ исповеди, нимало не изменив тем самого таинства. 1381 Evidentissime Domine praedicatione mandatum est, etiam gravissimi criminis reis, si ex foto corde et manifesta confessione peccati poenitentiam gerant, sacra­menti coelestis refundendam gratiam (De poenit. 11, 3). 1384 Златоуст. de cruc. et latr. homil. IX, n. 3; in Hebr. hom. IX, n. 4. 5; Феодор. Геракл. in Ps. CVI, 23 ; Иннокент. Epist. ad Decent, c. VII; Нил, lib, III, Epist. 33; Григ. велик. in 1 Reg. lib. V, c. 4, n. 55. 1389 Бесед. о покаянии III, n. II, в т. II бесед. к Антиох. народу, стр. 318–319, по русск. перев. 1391 «Иже речет слово на Сына человеческого, отпустится ему: а иже речет на Духа Святаго, не отпустится. Почему? потому что Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Ибо если уже вы говорите, что Меня не знаете, то верно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак не Меня только поносите, но и Духа Святаго, Посему наказание ваше как здесь, так и тем неизбежно» (Златоуст. на Матф. бесед. XLI, в т. II, стр. 217, по русск. перев). 1399 Ирин. adv. haer. 1, 13, n. 5; III, 4; Тертулл. de poenit. c. 6. 7. 10. 11 Киприан. Epist. VII. LII.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010