Все, получаемое в приходе, поступало в расход. Мы укажем на некоторые статьи расхода денег и хлеба по архиерейскому дому за один из тридцатых годов. – На покупку для архиерейского дома свежей рыбы, белужины, осетрины, осетровых тёшек и спинок копченых, раков, икры черной, визиги, угрей, уструсей, анчоузов, и в даче поварам на учреждение осетра припасов, 628 руб. 88 к. На покупку про архиерейский дом сеиту, пантоку, реншвину, бургунскаго, мушкателю, фронтешаку, пикардону, белого и красного ренского и оглонского, пива аглинского, любского и висмарского, водки гданской и сивухи украинской – 509 руб. За купленные для архиерейского дома новую баржу и два гуербома, за поправку яхты, торншхоута и лодок – 314 руб. Жалованья домовым служителям в год 1086 рублей и хлеба 764 четверти 5 четвериков. Из чиновных и служебных лиц архиерейского дома выдавалось жалованье – ризничему, управителю, дворецкому, священнику, дьячку, интенданту, учителю, секретарю, 2 канцеляристам, 4 копиистам, лекарю, кухмистеру (200 р.), садовнику, яхтенному, 3 матросам, баржаному, 8 гребцам, конюшему, 2 кучерам, 2 конюхам, 2 шорникам, 3 малярам, 2 рещикам, 10 столярам, токарю, каменщику, 2 погребным, 2 поварам, приспешнику, скатерному, портному, 3 сторожам, огородному, скотнице, мызнику. На покупку, в питомство людям, разной живности и живых быков 950 рублей. На покупку для светских людей курительного табаку и трубок 10 руб. 98 коп. Мы показали приход и расход только по с.-петербургскому дому. Всего же по архиерейскому дому, в приходе денег было: в 1733 году 13.823 руб.; в 1734 году 14.680 руб.; в 1735 году 13.180 рублей. Хлеба в 1733 году 12.567 чет.; в 1734 году – 12.386 чет.; в 1735 году – 14.839 четвертей. Кроме того, в новгородский архиерейский дом из разных домовых мест получалось разных столовых, конюшенных и прочих припасов в год: лососей 1500, сигов копчепых и вялых 2100, икры 11 пудов, дробной рыбы 6 бочек. Все эти припасы перевозились в С.-Петербург для архиереского дома. Из 20.000 пудов сена половина отправлялась в С.-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Архив СПбИИ РАН. Кол. 117. Оп. 1. Д. 970. Сст. 1-2. Хозяйственные книги... С. 183. Там же. С. 184. Согласно описи архиерейского дома 1663 г., митрополит Иона должен был получить шубу по завещанию архиепископа Маркелла: «Шуба архиепископля соболья пупчатая под лазоревым отласом да манатья отласная же вишневая. По духовной грамоте отдать та шуба и манатья митрополиту, кой будет на отпеванье» ( Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины XVII – начала XVIII в./Сост. Н. В. Башнин. М.; СПб., 2020. С. 96). Досифей, архим.Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря… М., 1853. С. 135–136. Описи Вологодского архиерейского дома... С. 45–117. 1 1663 г., марта 15 – Опись имущества архиепископа Вологодского и Белозерского Маркела   (Л. 1а) Лета 7171-го марта в 15 день великий господин Преосвященный Маркел, архиепископ Вологодцкий и Белозерский, Божия ради посещения для своей немощи и старости часа ради смертнаго призвал к себе Спаского Прилуцкого монастыря архимарита Иону, да келаря старца Селивестра, да приказново своего Василья Григорьивича Данилова-Домнина, да Софейского дому казначея старца Исайю, и диаков Данила Столбитцкого да Артемья Озерова, да Лукяна Аленина и приказал им в своих архиепископлих кельях, пересмотря (Л. 1а об.) все налицо, Божие милосердие образы строение домовое Софейское, своего строения, и платье, и всякую келейную рухлядь, пересмотря при себе налицо, что есть переписать в записную книгу. И Прилутцкого монастыря архимарит Иона, да келарь старец Селивестр, да приказной Василей Григорьевич Данилов-Домнин, да казначей старец Исайя и дьяки Данило Столбитцкой, да Артемей Озеров, да Лукян Аленин при нем, Преосвященном архиепископе Маркеле в ево архиепископлих кельях Божие милосердие образы и платье и всякую келейную рухлядь, что (Л. 2) куплено на казенные софейские домовые денги пересмотря все налицо переписали. А свои келейные денги, и книги, и платье и всякую свою келейную рухлядь Преосвященный архиепископ Маркел сам пересмотря по своей заручной келейной росписи денги свои келейные положил в свой же келейной ящик. А что денег и иной рухляди в том ящике, то все написано в ево архиепископле келейной заручной росписи. А рухлядь келейную всю по иво архиепископлю приказу ризничей иво черной дьякон Лаврентий при нем, Преосвященном архиепископе Маркеле да Соловетцкого (Л. 2 об.) монастыря вологодцкой службы при старце Тихоне, положил все в келейной иво сундук, да в две коробьи, да в монатейной ящик, а что иво архиепископли рухляди келейной и где что отдать, то все написано в келейной же архиепископли росписи. И тот ящик з денгами, и сундук, и коробьи запечатав, Преосвященный архиепископ Маркел своей печатью отослал к нему, старцу Тихону, на соловетцкой двор, при себе же свез сундук и коробьи с рухлядью на соловецкой двор иво же архиепископль извощик Василей Никитин да конюхи (Л. 3) Баженко Иванов да Игнашка за старцем Тихоном.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 4 Ноября 1869 г. штату Якутского архиерейского дома назначено: содержание Архиерею 1500 р., на жалованье свиты Архиерея, на содержание певчих и на наем служителей 3100 р., на ремонт архиерейского дома 100 р.(4 Ноября 1869 г. П. С.3. 47634 при указ. 12 Декабря 1869 г.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 1 Мая 1871 г. временному штату Туркестанского архиерейского дома – положено: жалованье Архиерею и на наем помещения 3000 р., на жалованье свиты Архиерея, на содержание певчих и на служителей 3100 р. (1 Мая 1871 г. Выс. утв. штат при указ. 17 Июня 1871 г. 36.) Примечание 1. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 18 Мая 1882 г. мнению Государственного Совета на увеличение содержания Туркестанскому Преосвященному и архиерейскому дому прибавлено 2425 р. (16 Июня – 11 Июля 1882 г. 1214. Ц. В. 50.) Примечание 2. Свиту Преосвященного по всем штатам составляют: эконом, духовник, крестовые иеромонахи, ризничий, он же и казначей и иеродиакон; от усмотрения Преосвященного зависит соединение некоторых должностей, равно и назначение им окладов содержания. (См. вышеуказ. штаты.) Певчие при архиерейских домах и кафедральных соборах, состоящие во всех епархиях, должны быть переодеты по покрою (платья) певчих С.-Петербургского Митрополита. (Указ. 12 Мая 1833 г. по Выс. повел.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 27 Декабря 1867 г. мнению Государственного Совета об утверждении новых штатов архиерейских домов и кафедральных соборов постановлено: отпускавшееся до того времени из общественных с Государственных крестьян сборов пособие Государственному Казначейству 292,210 р., на вознаграждение духовных православного ведомства учреждений на наем служителей, оставить по прежнему в распоряжении Святейшего Синода, с обращением из них: а) 158,570 р. на содержание архиерейских домов и кафедральных соборов в счет исчисленной по штату тех домов и соборов суммы; б) 128,820 р. на содержание лавр и монастырей великороссийских епархий и Московского Синодального дома и в) 4820 р. на содержание Викарных Епископов. (Выс. утв. 27 Декабря 1867 г. Мн. Гос. Сов. п. 5.) 3. О лаврах

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Просим, − заканчивали пострадавашие, − не делать никаких снисхождений контрреволюционерам, которые идут против советской власти, но не навстречу к свободной жизни, пощады им нет и не нужно! Они нас не щадят, и мы не хотим. В чём и подписуемся» 435 . В целях дознания запертый на гарнизонной гауптвахте старец детально описал события. Он рассказал, как накануне на подворье Архиерейского дома пришёл человек от военно-гарнизонного комитета и заявил, что для Комитета требуется лошадь для перевозки пшеницы. «Я ответил ему, что в хозяйстве Архиерейского дома имеется только одна лошадь, которая обслуживает все стороны Архиерейского дома: и экономическую, и церковную, так что она ежедневно бывает в разгоне, и отпустить её мы не можем. К этому разговору подоспел келейник Пискур и добавил, что лошадь эта не годится для перевозки тяжестей, она возит только коляску. Человек, приходивший за лошадью, ушёл. Того же дня, около 4-х часов пополудни, прибыли солдаты. Я не знаю, почему они не взяли её, так как я занят был церковным богослужением. Сегодня же, утром, солдаты опять прибыли и предъявили мне письменное требование; но так как у меня руки были заняты тремя предметами и в масле (постном), да к тому же и очков при мне не было, то я ответил им, что без очков не могу прочитать бумаги, и направился в кухню, чтобы оставить там предметы, находившиеся у меня в руках. И потом выйти для прочтения их бумаги. «А, так вы не хотите прочитать, стало быть, не желаете подчиниться, повиноваться?» − закричали солдаты. На это я повторил то, что сказал вчера, т.е. что лошадь у нас единственная и отпустить её не можем. Узнал об этом прибытии келейник Пискур и вступил с солдатами в разговор и объяснение. Я тоже вышел к ним. Они уже находились за воротами на улице. Келейник Пискур в расстоянии от ворот шагов на 10, а солдаты дальше, на улице, на дороге. И только один из солдат был на коне у самых ворот. С этим всадником я, переступив порог калитки, вступил в разговор и сказал: «Неужели комитет не может обойтись без этой одной лошади? Требование Ваше при ясности доказательства о невозможности отпустить лошадь похоже на насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Ростовская . Вывод Мундирной Канцелярии из её Московского подворья. 290 . Рязанская . Приписка к ней вотчин упразднённого Тамбовского архиерейского дома, находящихся в Воронежской губернии. 228 . Сибирская . Разрешено основать в ней училища и выдавать из её сумм жалованье учителям сих училищ. 21 . О доборе в ней 113 человек рекрут с архиерейских боярских детей и с монастырских слуг и служебников. 316 . Смоленская . Распоряжение Св. Синода о погребении умершего смоленского митрополита Варлаама и о приведении в исполнение его духовного завещания. 101 . Высылка из её архиерейского дома денег, излишне собранных на покупку драгунских лошадей и на содержание лазаретов. 104 . Указы об освящении построенных и о постройке в ней новых церквей дозволено давать по случаю смерти архиерея управителю архиерейского дома. 211 . Тамбовская . Приписана к Рязанской епархии. 228 . ЕПИСКОПЫ . Обязаны иметь у себя правила Соборов Вселенских и Поместных (п. 1 стр. 9–10); должны знать степени однородства и сродства (п. 2 стр. 10); при трапезе их должны быть читаны каноны (п. 3 стр. 10); о недоумениях писать к другому епископу или же в Св. синод (п. 4 стр. 10); в случае отсутствия из епархии или в случае болезни должны определить к делам архимандрита или игумена и в помощь ему нескольких монахов или священников (п. 3 стр. 10); при глубокой старости или неисцелимой болезни обязаны донести о сем Св. Синоду (п. 7 стр. 10); должность епископа исполнять по своему обещанию; наблюдать, чтобы монахи не вымышляли ложных чудес и прочего сему подобного (п. 8 стр. 10); заботились бы о заведении при домах своих школ (п. 9 стр. 10–11); посвящали бы в священники, в архимандриты и игумены преимущественно обучавшихся в этих школах (п. 10 стр. 11); обучать в сих школах учеников на полном своём содержании, для чего взимать с монастырей 20-ю, а с церковных земель 30-ю долю хлеба; учителям жалованье производить из своей казны (п. 11 стр. 11); для устранения ропота со стороны епископов за расходы на жалованье учителям вменяется епископам наблюдать бережливость и воздерживаться от щегольства; в Синоде иметь книги епископским доходам (п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98095.html 21 ноября 2012 Комментарий пресс-службы Нижегородской митрополии о ситуации с передачей Архиерейского дома, в котором располагается Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки " У нас нет и не может быть никакого реального поля для конфликта с музыкальным сообществом " Источник:  http://www.nne.ru/news.php?id=346097 Сайт Нижегородской митрополии Нижегородская митрополия поддерживает диалог с консерваторией по ситуации, возникшей в связи вопросом о судьбе Архиерейского дома, в котором располагается в настоящий момент музыкальное учебное заведение. История этого здания, в котором находится уничтоженный многочисленными перестройками домовый храм, типична. Как и множество других молитвенных зданий и другого церковного имущества он был насильственно изъят у верующих и использовался советской властью не по назначению. Разумеется, в этом не виноваты несколько поколений музыкантов, для которых Архиерейский дом стал родным. Поэтому Нижегородская митрополия исходит из того, что реализация законной возможности возвратить церковное здание не может представлять угрозу уважаемым нами многолетним традициям консерватории, освобождение которой вышеуказанных помещений возможно исключительно после предоставления равноценной и однозначно подходящей замены. У нас нет и не может быть никакого реального поля для конфликта с музыкальным сообществом. Если нам и есть что делить, так это общую ответственность за воспитание молодого поколения в традициях отечественной веры и культуры. Церковная сторона высоко ценит вклад консерватории в культурную жизнь России и заинтересована в подготовке музыкальным учебным заведением специалистов, многие из которых впоследствии связывают свою жизнь и творчество с Православием. Мы заявляем о готовности продолжать открытый и заинтересованный диалог с Нижегородской государственной консерваторией (академией) имени М. И. Глинки, который, убеждены, в обозримом будущем приведет нас к взаимоприемлемому справедливому решению, которое укрепит нашу дружбу и сотрудничество. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_98095_1_21.html

Эконома Варлаама и чиновника Любославова опрашивали о происшествии, бывшем, по словам Иринея, в ночь с 24-го на 25-е августа, именно: было-ли в это время в Иркутске какое-либо движение, похожее на бунт, сопровождавшееся выстрелами, даже возле самой каменной стены архиерейского дома; действительно-ли было то, что, когда Ириней бросился из своей залы с намерением унять стреляющих, думая, что этот беспорядок происходит от служителей архиерейского дома, то Варлаам и Любославов как бы нарочно готовы были для встречи его и, взяв его под руки, не допустили до того места, куда он стремился, но повели в огород и велели ему прилечь на земле; потом, возвратясь все в кельи, они отвели его по темным переходам и лестницам наверх дома, обещав всю ночь бодрствовать и удалять всякую опасность на случай каких-либо новых происшествий, и что 25-го августа пред заутреней они же свели его с чердака. Варлаам показал, что он слышал (впрочем, не по один вечер) два выстрела как будто из ружья, но не подле ограды архиерейского дома, а около католической церкви, причем никакого движения, похожего на бунт, не было; архиепископ Ириней, встревоженный этими выстрелами, просил его, эконома, где-либо укрыть себя; эконом пригласил преосвященного к себе в келью, откуда он неоднократно посылал его слушать представлявшиеся ему стрельбу и колокольный звон. Несмотря на все уверения Варлаама, что ни стрельбы, ни звона нет, архиепископ Ириней вышел из кельи с намерением найти себе убежище в семинарии; по дороге к огороду, около деревянного флигеля, они встретили исправляющего должность секретаря Любославова, который пошел с ними же. Пришед в огород, архиепископ Ириней порывался было пройти в семинарский корпус, но они, эконом и Любославов, удержали его от этого и он лег между грядами, послав Варлаама за ворота узнать, что там делается. Когда возвратившийся эконом уверил преосвященного, что никакой опасности не предстоит, тогда все трое пришли в архиерейский дом, где Ириней, по некотором времени, снова начал тревожиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О сем доносит и просит Варнава, архиепископ холмогорский. Декабря 3 дня 1719 года. Вашего царского пресветлого величества нижайший богомолец Варнава, архиепископ холмогорский». На обороте: «Расход в путешествии деньгами казенными, кроме домашнего, что до поезду санкт-петербургского в обиход и на жалованье людям домовым и в путь едущим вышло и издержался. На наем подвод, кроме саней к ним и потреб всяких покупленных, извозчикам 466 рублей, 28 алтын. На хлеб и харч и прочие живности, кроме домовых запасов, 609 рублей и алтын. Итого 1.075 рублей 29 алтын. В сборе венечных новонакладных денег: в 714-м 18 р. 27 алт. 4 деньги, в 715-м 195 р. 21 а. 9 д., в 716-м 186 р., 10 а. 2 д., в 717-м 227 р. 29 а., в 718-м 165 р. 12 а. 4 д., итого 794 рубля 1 алтын» 16 . На гербовой бумаге. Точно такое же доношение «всемилостивейшей и благоверной государыне царице и великой княгине Екатерине Алексеевне, с подписью: «вашего величества нижайший богомолец Варнава, архиепископ холмогорский». Тоже на гербовой. Просьба: «к всемилостевейшему нашему монарху вашего государского заступления, дабы чрез ваше государское милостивое заступление повелено было»... 17 . Разрешение дела по доношению преосвященного Варвавы было передано Сенату, но Сенатом дело не решалось, и преосвященный в 1722 году по этому же делу обращался в Синод. Синод передал бумагу преосвященного в Сенат, и тем дело кончилось 18 . Ходатайствуя о льготе и милости себе лично, преосвященный Варнава не упустил походатайствовать и об облегчении финансовых тягостей своего архиерейского дома. По норме, основанной на ведомостях, составленных в 1705 году, по смерти архиепископа Афанасия, доходность холмогорского архиерейского дома определялась в 1.876 рублей, из них 1.559 рублей окладных доходов и 817 рублей неокладных. На содержание архиерейского дома определено было в 1708 году 1.200 рублей; кроме того, холмогорская епархия имела 174 рубля „стрелецких“ денег, дарованных Петром еще Афанасию. Весь же остаток по норме должно было высылать в казну.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Прежде чем переезжать в Екатеринослав, архиепископ Афанасий должен был снестись, «с кем следует об отдаче в ведомство духовное» находящихся там (в Екатеринославе) губернского и двух смежных с ним домов, и «когда оные отданы будут, взяв с собой церковную ризницу, утварь и имущество домов со всеми принадлежащими к архиерейскому штату монашествующими, соборянами и служителями, следовать в город Екатеринослав, куда должен отправиться и секретарь с прочими консисторскими служителями, и делами, причем «архиепископу следует возыметь особенное попечение о семинарии, чтобы оная со всеми учителями и учениками неотменно была переведена в тот же город, как можно без замедления, дабы напрасно не было потеряно времени в продолжении учения». Этот синодальный указ архиеп. Афанасием был получен 2-го января 1804 г. и сдан Консистории, которой поручалось «по всем пунктам» указа «сделать надлежащее распоряжение». 5 января, того же 1804 года, консистория издала всем подведомственным ей учреждениям и лицам указ «о перемещении Новороссийского архиерейского дома с консисторией и семинарией из Новомиргорода в губернский город Екатеринослав и о именовании его высокопреосвященства Афанасия, архиепископа, вместо Новороссийского и Днепровского, Екатеринославским, Херсонским и Таврическом». Так как само перемещение, по воле архипастыря, должно быть весной, «когда дороги обсохнут и будут к переправе безопасны», то велено было все дела на имя архиерея и Консистории направлять, впредь до особого распоряжения, по-прежнему в Новомиргород. Екатеринославскому протопопу Иоанну Станиславскому приказано было принять в духовное ведомство, предназначенные для архиерейского помещения, три дома, что и было исполнено им в конце февраля 1804 г., а консистория, архиерейское домовое Правление и семинария должны были готовиться к переезду и укладывать свои дела и вещи. На это пошло все время от начала марта и почти до половины мая. 11 мая 1804 года консистория докладывала преосвященному, что ей уже сделано распоряжение о перевозке ризницы, архиерейских домовых u консисторских вещей; 13-го мая разослала благочинным и духовным Правлениям указ о том, чтобы все дела на имя архиерея и консистории направлялись ими уже не в Новомиргород, а в Екатеринослав.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Состав служивших в Синодальной канцелярии, по своему происхождению, был довольно пестр. Канцеляристы, аристократия канцелярии, представляли довольно плотную группу из старых подьячих, служивших ранее в Архиерейских домах или в светских учреждениях: бывшие старые подьячие Новгородского, Тверского, Ростовского Архиерейских домов 1129 , бывший старый подьячий Московской губернской канцелярии, оставшийся без службы 1130 , бывший подьячий ратушного таможенного стола, закрытого с передачей дел в «акцизную камору» 1131 . Некоторые были произведены в Синоде уже, из подканцеляристов 1132 . Подканцеляристы были или из заслуженных подьячих других каких либо учреждений, принятые в Синод 1133 , или, в большинстве, выслужившиеся копиисты 1134 . Копиисты были отовсюду. Здесь были: бывшие школьники славянолатинской школы, до окончания курса взятые из школы для переписки научных трудов – князя Кантемира, переводившего «историю турецкой земли» 1135 , или монаха Феофила Кролика, посланного для перевода книг в Прагу 1136 ; бывшие подьячие: духовного приказа в Смоленске 1137 , Троице–Сергиевой лавры 1138 , Архиерейских домов – Ростовского 1139 , Тверского 1140 , Суздальского 1141 , Московского гарнизона 1142 , Московских канцелярий – губернской 1143 и земской 1144 , Московского надворного суда 1145 , печатного приказа 1146 , приказа большего дворца 1147 , Московской ратуши 1148 , юстиц–коллегии 1149 и остававшиеся без дела подьячие других разных светских канцелярий 1150 ; приходорасходчик частного смольчужного завода в брянском уезде 1151 , повытчик провиантской канцелярии со своим подьячим 1152 , писец. Преображенского приказа 1153 , писец сенатской канцелярии 1154 , поддьяк Коломенского Архиерейского дома 1155 , певчий Ростовского Архиерейского дома 1156 , священнический сын из Клина 1157 , сын дьякона 1158 , сын Московского диакона 1159 , сын Московской просвирни 1160 , сын подьячого Ростовского Архиерейского дома 1161 , сын умершего Московского Синодального справщика 1162 , сыновья подьячих – посольского приказа 1163 . вотчинной канцелярии 1164 , поместного приказа 1165 , сын Смоленского комиссара крепостных дел 1166 , просто «подьяческий сын» 1167 , наконец, грамотный крестьянин–вологжанин 1168 . Тут были и старые служаки, испробовавшие уже канцелярскую службу в разных местах, были и молодые люди, только еще приучавшиеся к канцелярской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010