Есипов Савва († между 1643 и 1650?), дьяк Тобольского архиерейского дома, автор Есиповской летописи. Встречающееся в лит-ре мнение о его новгородском происхождении источниками не подтверждается. Впервые Е. упоминается как архиепископский дьяк в описаниях Тобольского архиерейского дома, составленных в 1636 г., после смерти Тобольского и Сибирского архиеп. Макария (Кучина ; 1635). Е. получал годовое жалованье 15 р. и 15 четей ржи и овса, что свидетельствует о его относительно высоком социальном статусе. Среди примыкавших в то время к владениям Тобольского архиерейского дома населенных пунктов была «есиповская» дер. Шеломенца, вероятно принадлежавшая Е. О должностных обязанностях Е. при архиеп. Макарии свидетельствует составленная Е. роспись бобылей, плативших оброк в казну дома Св. Софии. После смерти архиеп. Макария в ведении дьяков архиерейского дома М. Трубчанинова и Е. находились деньги, выделенные по царскому указу на поминовение архиерея. В нач. 1640 г. Е. подписал вместо казначея Сергия отпись о приеме софийской домовой казны после Тобольского архиеп. Нектария . 25 сент. 1640 г. Трубчанинов и Е. подали челобитную о «воровском» поведении находившегося в архиерейском доме ссыльного старца Малаха. Автографом Е. является запись в книге из б-ки тобольского Софийского собора: «Лета 7148-го (1639) декабря в 31 день приложил сию книгу, глаголемую «Рай», преосвященный Нектарей, архиепископ Сибирский и Тобольский, в дом Софеи, Премудрости Божий; строена на софейские на домовые на казенные деньги, подписал архиепископль диак Сава Есипов» ( Ромодановская. 2002. С. 70). В сложных обстоятельствах Е. не раз помогал Тобольским архиереям. В 1638 г. архиеп. Нектарий в жалобе на людей дома Св. Софии, служивших при прежнем владыке, выделил «старого дьяка Савву Есипова» как единственного человека, кто был лоялен к нему (прочие же «софийские, государь... дворовые люди, старци, дети боярские и певчие дьяки... умышляют на меня, богомольца твоего, и угрожают доводными составными всякими делами» (цит. по: Там же. С. 70-71)). Е. поддержал Тобольского архиеп. Герасима (Кремлёва ; 1640-1650) в его конфликте с воеводой кн. П. И. Пронским. В 1643 г. по поручению архиеп. Герасима Е. привез в Москву документы о восстании служилых людей в Нарыме. По-видимому, вскоре после поездки Е. скончался, поскольку известно, что к кон. 40-х гг. XVII в. хозяйственными делами Тобольского архиерейского дома занимались недобросовестные родственники архиеп. Герасима, приведшие хозяйство кафедры в расстройство.

http://pravenc.ru/text/190249.html

Петрозаводск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме (новая). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты 1 мая 1913. Св. Синод нашел нужным, согласно просьбе Владыки Никанора, заново перестроить Архиерейский дом, отпустив на это потребную сумму. С ранней весны сего 1913 года приступлено к работам. Причем Владыка одновременно устраивает на усадьбе Архиерейского дома еще и деревянный дом, в котором со свитой и имеет помещаться, пока не устроится главный каменный двухэтажный Архиерейский дом. Было разрешено перестроить существующий дом, первый этаж которого был кирпичный, а второй деревянный. Дом стоял возле Древлянской, прямо у дороги. По-видимому, поэтому Владыка решил перенести дом вглубь своего обширного квартала, отодвинув на 15 саженей от проезжей части. Архиерейский квартал ограничен нынешними улицами Гоголя, Анохина, Горького, Антикайнена. Новый дом решено было возводить с максимальным использованием строительных материалов старого. Вообще это было принято раньше: даже бутовый камень фундаментов извлекали из земли, чтобы сэкономить на строительстве. 21 мая 1913. Обширный двор архиерейской усадьбы неузнаваем: налево от ворот – груды леса, камни фундамента и печи; направо и вдоль забора – сплошной ряд сложенного камня, клетки кирпича; в восточной части двора дымится под орудиями рабочих наполовину разобранное полукаменное здание архиерейского дома; в глубине усадьбы – золотистые бревна нового сруба, который станет на северо-западном углу усадьбы; посреди двора – глубокие рвы, отчасти заполненные бутом, – это начало кладки фундамента нового каменного архиерейского дома. Среди хаоса ветхостей началась уже созидательная работа. Над рвами колеблются узкие, в 2-3 доски мосточки. На этой сетке мостков колышется лично надзирающий за работами задумчивый Преосвященный Владыка Никанор… Июля 1-го 1913. Для главного каменного Архиерейского дома выложен фундамент из булыжного камня, цоколя из гранита (по лицу)… Июля 7-го 1913. Преосвященный Владыка Никанор совершил закладку нового Архиерейского дома с церковью.

http://sobory.ru/article/?object=41380

Астрахань. Церковь Николая Чудотворца в Архиерейском посёлке. Никольская церковь на Форпосте /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Никольская церковь находилась на Форпосте, на правом берегу реки Волги. Ещё во второй половине XVIII века для астраханского Архиерейского дома был пожалован участок земли около казачьей Городофорпостинской станицы. На этом участке была устроена усадьба и стали разводить скот. В 1785 году для этой усадьбы Губернской канцелярией были отведены «близлежащие сенные покосы в размере 30 десятин». Но покосы эти оказались не очень выгодны для архиерейского дома, оттого что ежегодно заливались водой, размывались ей, а большей своей частью они просто заросли камышом. По их бесприходности земли стали сдаваться в аренду и разные астраханские жители стали строить на них свои дома, отчего к середине XIX века здесь вырос целый посёлок, получивший название Архиерейского. Долгое время жители посёлка были приписаны к близлежащей Спасо-Преображенской церкви, располагавшейся к западу от Астраханской (или Городофорпостинской) станицы. Но к концу XIX столетия, особенно с расцветом в этих местах бондарного производства, число жителей посёлка сильно увеличилось, начали поговаривать о построении собственного храма, но пока сошлись на устройстве временного молитвенного дома. Для этой цели местным жителем Василием Ивановичем Калашниковым был предоставлен свой дом, который был переоборудован под дом молитвы, и священнослужители из Спасо-Преображенского храма служили в нём вечерни и обедницы. Пока в Архиерейском посёлке насчитывалось не более 100 дворов, этот молитвенный дом ещё вмещал, хотя и с трудом, всех местных жителей, правда приходилось тесниться, как говорили, «до обморока». А число дворов в посёлке всё более увеличивалось. Тогда к началу XX века всерьёз стали говорить о необходимости построения второго храма на Форпосте (т.е. правобережной части). Вместе с жителями Архиерейского посёлка эту идею поддержали и жители расположенного к востоку посёлка Новосолянского.

http://sobory.ru/article/?object=39253

Бийск. Церковь Димитрия Ростовского при архиерейском доме. Дмитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь находилась в здании бывшего Дома архиерея, который входит в состав бывшего Архиерейского подворья. Комплекс Архиерейского подворья состоял из: дома архиерея, миссионерского училища, Казанской гимназии, различных хозяйственных построек, Казанского архиерейского собора, который в 1991 году был переосвящен в честь святого Димитрия Ростовского. Все эти постройки окружал большой парк с фонтанами, каналами и прудами. Подворье было ликвидировано в 1924 году. В зданиях подворья разместился Бийский военный гарнизон. Парк был вырублен, пруды осушены, каналы засыпаны и на их месте были построены типовые панельные многоэтажки. Однако основные постройки сохранились. В 1991 году был возвращен Церкви бывший Казанский собор. В 2003 году возвращен Архиерейский дом. С этого времени ведется его восстановление. В будущем в нем разместится православная детская гимназия. В 2009 году было возвращено здание миссионерского училища. А на площади перед миссионерским училищем установлен памятник святителю Макарию. Главным строением архиерейского подворья вот уже более века является Бийский Архиерейский дом. Именно отсюда с 1883 по 1919 гг. задавался по сути тон духовной жизни огромного региона от северо-восточного Казахстана до Хакассии, включая всю современную Республику Алтай и отчасти Алтайский край, который духовно и культурно окормлялся Алтайской духовной миссией и подвижниками-миссионерами. А это сотни храмов, приходских училищ, миссионерских и церковно-приходских школ, монастыри, приюты и богадельни. Первый двухэтажный с мезонином полукаменный архиерейский дом был построен в период с 1880 по 1882 гг. на средства бийских первой гильдии купцов - городского головы Якова Алексеевича Сахарова и Алексея Федоровича Морозова, других благотворителей и освящен первым Бийским епископом, Преосвященнейшим Владимиром (Петровым). 22 мая 1886 г. в 2 часа ночи сгорел архиерейский дом. Епископ Макарий спасает от огня в домовом Казанском храме напрестольный крест, Антиминс и Евангелие. Пожар уничтожил здание, все имущество, библиотеку, архивы миссии и катехизаторского училища.

http://sobory.ru/article/?object=19881

Астрахань. Церковь Илии Пророка на Ильинском бугре. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка , Симеона и Анны , Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1834. Год утраты:1960 Адрес: г.Астрахань, Красная Набережная Координаты: 46.34219, 48.052665 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Начальная история этого храма была связана с существованием в южной части Астрахани загородного архиерейского сада. Ещё с давних времён (вероятно, с середины XVII века) у астраханского митрополичьего дома был “за деревянным городом, за Калиточными воротами (Калиточные врата, возле которых располагался архиерейский сад, в некоторых грамотах того времени именуются также Святыми), идучи из тех ворот за город, на правой стороне огород”. Астраханский митрополит Савватий, задумав перестроить Успенский собор и Троицкий монастырь в кремле, в 1693 году исхлопотал у царей Иоанна и Петра Алексеевичей для митрополичьего дома находящееся около того огорода пустое место под сарай для изготовления кирпича. Но с 1700 года на этом месте стали строиться домами московские стрельцы Симбирского полка и в скором времени образовали слободу, до самого архиерейского огорода. Это привело к тому, что на границе слободы и огорода была построена деревянная церковь в честь Пророка Ильи. В официальных документах Ильинская церковь упоминается с 1702 года. Находилась она, скорее всего, на попечении Архиерейского дома и в то же время выполняла роль приходского храма для живших рядом стрельцов. Но после подавления астраханского “свадебного” бунта 1705-1706 годов, в котором самую активную роль играли конные московские стрельцы, их за неблагонадёжность вывели из Астрахани в новоосвоенный С.-Петербург, чтобы они кровью на полях Северной войны смыли позор измены. Симбирская слобода запустела. Уже в ноябре 1707 года астраханский воевода П.М. Апраксин писал императору Петру I, что необходимо заселить бывшие стрелецкие дворы, в которых ныне никого нет, а иначе “те дворы сгниют”.

http://sobory.ru/article/?object=41950

Пермь. Церковь Митрофана Воронежского при Архиерейском доме. Крестово-Митрофаниевская, Митрофановская церковь Карта и ближайшие объекты Заложена 25.05.1793 г. Освящена 24.11.1793 г. Первоначально Стефановская, с 1820 г. – Митрофаниевская. Закрыта до 1932 г. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 6. В 1836 году была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по мысли архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, так как во имя св. Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый Кафедральный собор. В.С. Верхоланцев " Город Пермь, его прошлое и настоящее " . 1913 г. В советское время в здании церкви находился Пермский краеведческий музей. Крестовая Церковь во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского является домовым храмом Пермского Архиерейского Дома. Передан верующим в 2008 году. В настоящее время идет восстановление иконостаса и реставрация храма. Крестовая церковь Архиерейского дома первоначально была освящена во имя Святого Стефана Епископа Пермского. В 1836 г. была основана Крестовая или домовая церковь при архиерейском доме, переименованная по замыслу Архиепископа Аркадия в честь новоявленного тогда угодника Божия Митрофана Воронежского, т.к. во имя Стефана Пермского, которое прежде носила эта церковь, освящен был стоящий рядом теплый придел Кафедрального собора. 20 ноября 1836 г. «новоустроенной храм Крестовой церкви во имя Святителя Митрофана Епископа Воронежского Его Высокопреосвященством Аркадием Архиепископом Пермским и Екатеринбургским освящен». В марте 1837 г. была сделана «Опись всего движимого и недвижимого имущества Пермского Архиерейского дома, сделанная по указу из Пермской Духовной консистории от 8 марта за 1273: «1) корпус каменный двухэтажный, занимаемый Преосвященнейшим, имеющий в длину 14 саж. 11 четвертей, в ширину 8 саж. 4 четверти, снаружи и внутри, кроме нескольких комнат отштукатурен, покрыт весь листовым железом, выкрашенным малахитною краской.

http://sobory.ru/article/?object=21230

Ростов. Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса на Сенях Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях) - главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 г. по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Церковь строится за митрополичьими хоромами. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения. Церковь имеет уникальный интерьер, в котором наиболее ярко выражены архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии. Стены храма украшает роспись, исполненная в 1675 г. ярославскими мастерами. Церковь Спаса на Сенях (или Церковь Спаса Нерукотворного Образа) — домовая церковь Ростовских митрополитов Ростовского Архиерейского дома, более известного как Ростовский кремль. В первые годы жизни комплекса этот храм являлся самым значимым из всех построек. По замыслу заказчика, — митрополита Ионы, — Церковь Спаса на Сенях была «средоточием внутренней богослужебной жизни Ростовского Архиерейского дома». В храме на западной стене изображена огромная фреска «Страшный суд» — подлинный шедевр средневековой живописи. Сама же Спасская церковь является ценнейшим живописным, архитектурным и символическим свидетельством позднего русского средневековья, чудом сохранившимся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Архиереи Сербской Церкви: Всеправославный Собор — призыв к покаянию Послание Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по поводу созыва Святого и Великого Собора 10 июня, 2016 Послание Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по поводу созыва Святого и Великого Собора Послание Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по поводу созыва Святого и Великого Собора на Крите на праздник Святой Троицы, с 17 до 27 июня сего года Святой Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 62/зап.164 25 мая 2016 года Белград Послание Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви Первоиерархам и Священным Синодам поместных Православных Церквей В дни самого радостного христианского Праздника, наполняющего каждого человека и каждую тварь соборным смыслом и благой вестью спасения во Христе, приветствуем созыв автокефальных Православных Церквей на Святой и Великий Собор, который, даст Бог, состоится в Православной академии на Крите в Пятидесятницу, с 17 по 26 июня 2006 года. В братской любви, с ответственностью и большими надеждами размышляя об этом Святом и Великом Соборе во время соборного заседания нашей поместной Церкви, напоминаем себе и другим о том, что Церковь Православная есть Собор, от Бога созванный во Христе и Его Духом вдохновлённый, каким и был Собор святых апостолов. Апостолы руководствовались словами: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деяния 15, 28). Радуемся началу Святого и Великого Собора в праздник Схождения Святого Духа, поскольку он есть и должен быть святодуховским, пятидесятническим событием единства (κοινωνα) Церквей. Собранные, чтобы «согласно славить Всесвятого Духа», мы верим, что «Там, где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина.» (святой Ириней Лионский, Против ереси 3, 2, 4, 1). С этим пониманием величины и значения Собора, мы со священным трепетом спрашиваем себя, будет ли предстоящий Собор отвечать критериям и мере истинных Соборов из истории Православной Церкви. Спрашиваем себя также, а будет ли Собор выражать единство Церкви Христовой в Духе Святом, во славу Бога Отца, то единство, о котором мы постоянно свидетельствуем и которое призываем в святой Литургии: «Измоливши вере Светога Духа…» Напоминаем себе и другим: это есть конкретное единство по подобию Святой Троицы (Ин. 17, 21), единство Тела Христова, «благоволением Отца… единством Духа Светога». Это единство в Одном Христе как Одной и Единственной Главе богочеловеческого Тела Церкви как Дома Отчего, Обиталища Духа Святого и Тела Христа Спасителя.

http://pravmir.ru/poslanie-arhiereyskogo...

«Храм Христа Спасителя строился на моих глазах» Беседа с князем Владимиром Голицыным Княжеский род Голицыных является одним из старинных дворянских родов России и существует уже почти 600 лет. Представители этого рода были министрами, послами, губернаторами, предводителями дворянства, учеными, музыкантами, писателями, меценатами и коллекционерами… Октябрьский переворот разбросал их по разным странам и континентам, но где бы они ни жили, Голицыны продолжают служить Родине и Церкви, Богу и людям. 38 лет является старостой Знаменского синодального собора в Нью-Йорке князь Владимир Кириллович Голицын. Собор – один из двух храмов, находящихся в здании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, что в восточной части Манхэттена, на пересечении Парк Авеню и 93-й улицы. На фасаде его установлена памятная доска – «Мемориал Семененко». За полвека, как здесь размещается Архиерейский Синод РПЦЗ, особняк стал частью русской культуры Нью-Йорка.   – Владимир Кириллович, 38 лет вы являетесь старостой Знаменского собора. Что в этом здании сделано вашими руками? – Первоначально здание строилось как жилое и принадлежало одному из богатейших людей Нью-Йорка финансисту Джорджу Бейкеру-младшему, а после его кончины – его жене Эдит Бейкер. Когда в 1958 году особняк специально для Архиерейского Синода приобрел крупный финансист русского происхождения, благотворитель Сергей Яковлевич Семененко, сюда из обычного дома на 77-й улице переехали Синодальная канцелярия и первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий (Грибановский). Мне тогда было всего 18 лет. Мы делали рамы для картин, проводили электричество, мастерили вешалки для архиерейского облачения, а нередко и готовили трапезу для митрополита Анастасия и его гостей. Само здание также требовало реконструкции: бывший бальный зал стал соборным храмом иконы Божией Матери «Знамение», главная столовая была переоборудована под храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где сегодня ежедневно совершаются богослужения. В гостиной бывших хозяев разместился Синодальный зал, там проходят заседания Архиерейского Синода.

http://pravoslavie.ru/34225.html

Башнин Н. В. «Часа ради смертнаго»: последние дни жизни архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла в документах Вологодского дома Св. Софии     Биография архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла (на кафедре с 16 января 1645 г. до смерти 22 марта 1663 г. была освещена в научной литературе И. А. Устинова и О. А. Зверева в энциклопедической статье суммировали сведения об этом Казалось бы, данную тему можно считать в целом изученной. Однако в Государственном архиве Вологодской области в ф. 1260 (Коллекция столбцов) и ф. 883 (Н. И. и И. Н. Суворовы) выявлены документы, содержащие последние распоряжения архиепископа, сведения о его вещах, имуществе московского архиерейского подворья, а также о хлопотах архиерейских людей после преставления иерарха. Частично они были введены в научный оборот Н. И. Суворовым Источники такого вида о Вологодских владыках Симоне и Гаврииле (Кичигине) опубликованы, И. Н. Шамина подготовила к публикации опись келейного имущества архиепископа Коломенского и Каширского Никиты (Тотемкого) Незадолго до своей смерти, архиепископ Маркелл 15 марта 1663 г. «Божия ради посещения для своей немощи и старости часа ради смертнаго» призвал к себе архимандрита Спасо-Прилуцкого монастыря Иону, келаря старца Селивестра, приказного Василия Григорьевича Данилова-Домнина, казначея Софийского дома старца Исайю, дьяков Данила Столбицкого, Артемия Озерова, Лукьяна Аленина и приказал им переписать свои вещи. После смерти владыки «рухлядь» передали в казну Вологодского архиерейского дома. По «изусному» приказу иерарха, его келейные деньги – серебряных 100 рублей и медных 260 рублей 22 алтына 2 денги – былирозданы «на выносе в соборную церковь тела его священиком и нищим в милостыню» Вскоре после составления описи иерарху стало хуже. На небольшом листе бумаги, который вклеен между другими в столбце с черновиками домовых документов, находим описание последних дней жизни архиепископа Маркелла: «Государь архиепископ Маркел заскорбел февраля с 15 числа, а первую неделю Великого поста постился и тое же недели в суботу Федорову в соборной и апостолской церкви Софеи Премудрости слова Божия святую Божественную литургию служил и Божественных страшных Христовых Тайн причастился и в Неделю Православия на выходе был. А марта в 16 день маслом соборовался. А посхимился марта в 19 день. А преставись в 22 день в третью неделю Великаго поста в третьем часу дни. И того же числа с отпискою к великому государю к Москве послан сын боярский Козма Борзунов о его архиепископле

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010