Такожде и вдовых священников засматривать, как овдовеют и им давать святую литоргию и прочая служения действовать на един год для их домовного устроения, а болши года отнюдь не давать священнодействовать, а грамоты их ставленные имати в домовую казну, для того что живут все вдовые попы неправилно, овии упиваются безмерным пьянством, овии у себя в домах держат зазорные лица, а иные живут у своих детей и у сродников, а дети их и сродники в розных чинех и домы своя строят, держат работниц и всякие зазорные лица, а иные живут по дворам у всяких чинов людей служат у крестов, и от тех попов многое всякое являетца бесчиние, а на священнический чин поношение и бесчестие, и ис тех вдовых попов которые бесстрашники впредь учнут без архиерейского благословения и без грамот служить у всяких чинов людей в домех, и таких бесчинников имать и ссылать по монастырям под крепкой начал, или отдавать в работу. А мирским людем наказывать, чтоб таких в свои домы не принимали (без благословения архиерейского), а будет кому из великих людей, из бояр, и из околничих, и из думных, кому невозможно быть без церковного служения, для домашних своих священника держать у себя в дому, и им бить челом на Москве святейшему патриарху, а в городех архиереом. И тем людям указ чинит святейшему патриарху и архиереом по своему рассмотрению, дать благословение священнику не вдовому, а вдовым попам и иеромонахом отнюдь не давать благословения в мирских жит домах служить и службы церковные совершать. А о пьянственном питии третьяя статьи положена во второй статье. О четвертой статье О посвящении попов в зарубежные городы державы королей полского и свейского, о том Великий Государь повелит общий совет положить з бояры и с полатными людми, по Ево Государеву указу посылаютца послы и посланники о таких, делех. Как положено в договорех, про то нам не ведомо, чтобы в том деле каким образом не учинить ссоры. О пятой статье О чиновной книге, по которой приводят всяких чинов людей к вере, а в ней положено три статьи, первой и второй статье быть, только требуют исправления, а что от церкви положено в прещении поучение, и тому и впредь також быть, а по третьей статье, (книге) Великому Государю донести, чтоб Великий Государь указал отставить церковные казни, клятвы на люди не налагать и вечною смертию их не убивать, для того что в той статье писано в ево Государевых делах и во всяких зборах многие люди грешат, по обещании своем пред святым Евангелием того не исполняют и тем себя вечною смертию убивают, чтобы Великий Государь изволил тем людям наложить свой Государев указ, прещение и страх по градским законом, кто чево за какую вину достоин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно воевод отменен был указ 1672 года, по которому нельзя было назначать воевод в те местности, где у них были деревни. В конце года валуйский воевода Клементьев за взятки был лишен всех чинов. Подполковник Свечин, посланный в Казанскую губернию для осмотра дубовых лесов, доносил определенные к новокрещеным защитники и их подчиненные вместо защиты разоряют новокрещен взятками и поборами, именно: надворные советники Зеленый, Сокольников, майоры Ларионов, Воропонов, Лазарев, титулярный советник Мякишев, поручик Алексеев, прапорщики Яшков, Шипилов, регистраторы Гаврилов, Чеадаев. Сенат приказал: исследовать казанскому губернатору, а защита отрешена и новокрещенская контора уже уничтожена. Правительство постоянно указывало на новые штаты как на средство против взяточничества, но последовательность требовала отнять у чиновника побуждение копить денежку на черный день, на старость и болезнь, копить на счет просителей и подчиненных, последовательность требовала назначения пенсий, и пенсия была назначена статским чинам за 35 лет службы или менее в случае болезни. В 1764 году окончила свое дело комиссия о церковных имениях, или Духовная комиссия. Указом Сенату 26 февраля императрица объявляла об утверждении доклада комиссии. Монастырских крестьян было исчислено до 911000, исключая Малороссии и губерний: Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской, где исчисление было произведено позднее; каждый крестьянин обложен был оброком по рублю 50 копеек в год, что доставляло сумму в 1366299 рублей. Так как архиерейские домы имели крестьян и должны были получать за них вознаграждение в постоянном окладе, то все епархии разделены были на три класса: в первый зачислены были только три епархии – Новгородская, Московская и Петербургская; во второй – 8 и в третий – 15; на все архиерейские домы отчислено было в год по 149586 рублей. Всех монастырей было 947, из них мужских – 728, женских – 219, но из них большая часть не имела населенных земель, а из имевших некоторые имели очень много крестьян, а другие очень мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

благочестивейших государей, вместе с тем, как мы видели, в своей соборной деятельности проявляли очень малую архипастырскую заботливость о самых законных и настоятельных нуждах и интересах своей паствы, довольно индифферентно относились к её религиозно-нравственному просвещению, улучшению и процветанию. Это происходило потому, что в силу разных исторических условий паства по отношению к своим епархиальным архиереям была чем-то сторонним и далеким от них, не имела с ними никакой живой органической связи, архиереи не срастались с нею в единый цельный организм, живущий одною жизнью, одними и теми же интересами и воодушевляемый и движимый одним и тем же духом; архиереи были для паствы хотя и необходимым, но в тоже время каким-то внешним, случайным и пришлым элементом, привходящим в её жизнь и исчезающим из неё по действию извне, помимо её воли, желания и участия. Древнерусские архиереи единственную жизненную и прочную точку опоры для себя видели не в своей пастве, не в тесном органическом единении со всею её жизнью, а только в сильной светской государственной власти, при усердной службе видам и целям которой, они всегда рассчитывали найти в ней поддержку и опору для своих специально архиерейских интересов. Им никогда и в голову не приходило, что настоящая и действительная их опора заключается вовсе не в светском правительстве, а именно в их пасомых, которые одни, своею любовью и преданностью своим излюбленным архипастырям, только и могут дать им настоящую церковную независимость и самостоятельность, превратить их из государственных чиновников в настоящих церковных архипастырей, живущих с паствою одною жизнью, имеющих с нею одни радости и горе, и потому для неё всегда особенно дорогих и желанных. При такой постановке дела, мы никогда не встречались бы в древней Руси с такими грустными явлениями, когда архиереи, если и отваживаются иногда в исключительных случаях выступать против светской власти, то выступают единственно только ради защиты и ограждения своих специальных узко-архиерейских интересов, но никогда коллективно не восстают за общие интересы всей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому епитимия не составляет безусловной необходимости при исповеди: она налагается для духовной пользы покаявшегося, как благочестивое упражнение, которое помогает избавиться от плохого навыка грешить. В связи с сим духовники должны быть снисходительны и осторожны с наложением епитимий, чтобы не оттолкнуть кающегося.    По канонам за многие тяжкие грехи полагается отлучение на несколько лет от св. Причащения, причем разрешается только пить «агиасму», то есть Богоявленскую св. воду. Отлучению от Св. Таин духовник без архиерея сам подвергнуть не может. В настоящее время, в виду общаге упадка религиозно-нравственной жизни, отлучение от св. Причащения на большие сроки не допускается.    Для исполнившего епитимию в Требнике положена особая Молитва над разрешающим от запрещения. Духовник не имеет права принимать к себе на исповедь запрещенных другим духовником и разрешать их от запрещения, исключая больных и умирающих, которых всякий священник может и должен исповедовать и разрешать. Так как некоторые могли умереть, не получив при жизни разрешения, то принято над каждым умершим читать особую разрешительную молитву. 6. Таинство Священства    Это таинство имеет право совершать только архиерей, а потому все чинопоследования этого таинства помещаются не в требнике, а в «Чиновнике архиерейского священнослужения»; чин же наречения и рукоположения архиерейского помещается в особой книге.    Священство есть таинство, в котором чрез святительское рукоположение («хиротониа» от греч. χειρ рука и τιθιμη «тифими» — полагаю) на правильно избранного нисходит Дух Святый и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово.    «Богоустановленность таинства священства предполагается богоустановленностию и значением самой иерархии новозаветной Церкви. Иерархия учреждена в Церкви, чтобы быть, орудием действий Духа Святого в таинствах, в учительстве и в управлении Церковью, и чтобы через Нее, по преемству от апостолов, принявших Духа Святого от Иисуса Христа, ток благодати непрерывно разливался от источника — Христа и на отдаленные от Него временем и расстоянием народы. Очевидно, что поставление лиц, призываемых быть орудием действий Духа Божия, может быть производимо Духом же Святым, а не людьми, следовательно, и способ поставления должен быть особенный, божественный, таинственный и при том видимый».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

б) В видах правительства одинаковую важность с полуполтинным в Военный Приказ сбором имел сбор в Адмиралтейский Приказ или «сбор корабельный», «на корабельное строение», «на корабельную починку», «корабельные»,—так разнообразно называется этот налог в документах. Учреждение его относится к 1702 году. «Мая 4 дня 1702 г. по именному великого государя указу велено с кумпанств на починку кораблей и на покупку всяких корабельных припасов и на дачу мастеровым людям жалованных и кормовых денег имать в приказ адмиралтейских дел с крестьянских, с бобыльских и с задворных и деловых людей дворов по переписным книгам 186 года: с патриарших и с архиерейских и с монастырских и с церковных по 4 алтына с деньгою со с помещиковых и с вотчинниковых, которые в корабельной складке и с которых иманы полтинные деньги по 3 алтына по 2 деньги с двора и для сборных денег в городы к воеводам из приказу адмиралтейских дел великого Государя указы Первоначально с некоторых вотчин Приказа стали сбирать эту подать но Приказ скоро установил отправление ее чрез своих ведомцев, которые отсылали сбираемые деньги то в Монастырский Приказ, где принимались они особым чиновником и ведались в особом повытье, то в Адмиралтейский;—в этом последнем случае в Монастырском получались от ведомцев одни ведомости об отправленных Уравнительность корабельного сбора с крестьян всех ведомств пытались ввести со времени учреждения Св. Синода, но, кажется, безуспешно до самого введения подушного в) В Ямском Приказе принимались от ведомства Монастырского Приказа два вида сборов. Первый из них носил название «ямских и полоняничных» денег. Об учреждении его так говорится в документах: «В прошлом 706 году июля в 20 день, по указу великого государя царя и великого князя и по приговору боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина с товарищи, против перечневых списков 186 года, каковы присланы из Ямского Приказу, велено с патриарших и с архиерейских и с монастырских со всех вотчин, которые ведомы в Монастырском Приказе, на прошлый 707 год и впредь по вся годы сбирать для отсылки в Ямской Приказ ямских и полоняничных денег по 3 алтына по 2 деньги с двора, и о том в городы, к кому надлежит, послать его, великого государя указы и грамоты. И по тому великого государя указу о сборе тех денег его, великого государя, указы С дворцовых и помещичьих крестьян этого сбору сходило менее против монастырских, — именно по 10 денег только с тогда как с монастырских по 3 алтына и 2 деньги с двора или по гривне. Второй сбор в Ямской Приказ назначался и назывался «на наем подвод и извощиков» и производился в количестве 4 алт. 2 в 1710 г., и 2 алт. в 1717

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 14 Мая 1885 г. штату екатеринбургского епархиального управления на содержание архиерейского дома назначено: жалованья архиерею – 1500 р., на жалованье свите архиерея, содержание певчих, наем служителей и ремонт архиерейского дома – 2600 р., всего – 4100 р. При чем свиту преосвященного составляют: эконом, духовник, крестовые иеромонахи, ризничий, он же и казначей, и иеродиакон; от усмотрения преосвященного зависит соединение некоторых должностей, равно и назначение им окладов содержания. (Ц. В. 1885 г. 25 – 26.) Ст. 630 – 636. С образованием, взамен викариатства пермской епархии, самостоятельной екатеринбургской епархии и с открытием екатеринбургской духовной канцелярии, существовавшее в Екатеринбурге при викарном епископе духовное правление закрыто, и дела его правления переданы в консисторию. (12 – 17 Февраля 1885 г. 229. Ц. В. 9.) Примечание 1. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 14 Мая 1885 г. штату екатеринбургского епархиального управления, на содержание духовной консистории назначено: членам консистории 3 – каждому 500 р., секретарю – 1500 р., по должности и мундиру в 7 классе, по пенсии в 5 разряде; столоначальникам 3 – каждому – 600 р., по должности и мундиру в 9 классе, по пенсии в 8 разряде; казначею, он же смотритель дома, – 500 р., по должности и мундиру в 9 классе, по пенсии в 8 разряде; регистратору и архивариусу – каждому по 500 р., по должности в 10 классе, по пенсии в 9 разряде; секретарю при архиерее – 600 р., по должности и мундиру в 8 классе, по пенсии в 7 разряде; на содержание канцелярских чиновников – 2000 р.; на канцелярские расходы, на наем сторожей, ремонт, отопление, освещение дома и проч. 1200 р., – всего 10.100 руб. Примечание 2. Две трети каждого нормального оклада, применительно к действующему штату духовных консисторий, составляют жалованье и одна треть столовые деньги. (Ц. В. 25 – 26.) Ст. 1009. Примечание. По действующим уставам учебных заведений ведомства министерства народного просвещения законоучители и преподаватели Закона Божия избираются по предварительному соглашению с епархиальным начальством, из лиц как имеющих духовный сан, так и не имеющих его, но получивших образование в духовных семинариях и академиях. На этом основании учебные начальства, по избрании кандидата для замещения открывшейся вакансии законоучителя или преподавателя Закона Божия в одном из низших, средних, или высших заведений, должны входить в сношение с местным преосвященным об изъявлении им своего согласия на утверждение избранного лица в должности 298 (10 – 22 Мая 1885 г. 975. Ц. В. 23.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Верхняя сторона антиминса раскрываеисе на словах ектении: «Открыет им Евангелие правды». В архиерейском служебнике говорится, что «внегда глаголется сей возглас, простирают антиминс сослужащии, касается же и архиерей десною рукою» (см. чин лит. св. Злат. в арх. служ.). По открытии антиминса, архиерей или старший иерей принимает губу во время возгласа второго священника «Да и тии с нами славят», а при словах «Отца, и Сына, и Святого Духа» крестообразно знаменует антиминс губкой. Потом, поцеловав ее, полагает вверху антиминса (Р.д.с.п. 1889 г., В соборном служении возглас: «Яко да под державою Твоею… всегда произносит предстоятель”» (Метод, стр. 93, 100). Поминовение усопших за литургией. Ектения за упокой во время литургии совершается только в будние дни и, естественно, в родительские субботы. В праздничные и воскресные дни возглашение этой ектении недопустимо, равно как и не пасхальной седмице. Херувимская песнь «Диакон окончив ектению входит в алтарь северною дверью (Служебник), покланяется горнему месту и священнику и, растворив царская врата, берет от пономаря кадильницу с фимиамом, а с нею благословение от иерея, кадит алтарь, иконостас, клир и народ, читая про себя 50й псалом и тропари умилительные, елико изволит. Священник же стоя пред престолом Божиим читает про себя молитву: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы», и проч». (Метод, стр. 100). В служебниках говорится, что диакон кадит «святую трапезу окрест, алтарь весь, и священника» (наприм. изд. Киев 1822 г.). В архиерейском же чиновнике предписывается следующее: «диакон кадит святую трапезу округ, и святое предложение, и святые иконы и архиерея, «три по три», и вся по обычаю». Пред чтением молитвы: «Никтоже достоин», скуфьи, камилавки, митры снимаются и уже не надевается во все дальнейшее продолжение литургии, кончая последним явлением Святых Даров народу. После чтения молитвы «Никтоже достоин..». и каждения, совершаемого диаконом, предстоятель и диакон глаголют «Херувимскую песнь», как указано в служебнике, причем, при соборном служении, только предстоятель воздевает руки и читает вслух: «Иже Херувимы..». Если служат несколько диаконов, то каждый из них в порядке старшинства читает «Яко да Царя..».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Ему же, совместно с Гурием, епископом Смоленским, принадлежит 5-й вопрос об установлении празднования св. Ефросину Псковскому и св. Авраамию Смоленскому, так как оба эти святые подвязались в их епархиях. 231 Вторая группа вопросов обличает беспорядки в жизни белого духовенства. Сюда прежде всего относятся вопросы 2-й и 3-й, направленные против невежества и суеверия некоторых тогдашних священников, которые клали на престолы сорочки новорожденных детей и держали их там до шести недель (2-й вопр.). Так же поступали они и с мылом, которое приносили миряне на освящение церкви (вопр. 3-й). Оба эти вопроса вероятно составлены иерархией, которой вообще присуще было стремление к обличению недостатков белого духовенства. Вопрос 4-й предлагает собору установить одинаковый для всех владык размер пошлин, взимаемых в пользу казны архиереев и их чиновников с белого и черного духовенства при выдаче грамот благословенных, отпускных, настольных, епитрахильных и орарных. Г. Лебедев приписывает 232 этот вопрос царю, так как последний и в первых своих вопросах обращал внимание на злоупотребления архиерейских должностных лиц при выдаче антиминсов (в. 2-й) и венечных знамен (в. 4-й). Да и странно было бы предполагать, что иерархия сама задала себе вопрос о своих финансах. В ответ на этот вопрос, после определения размера пошлин, совершенно неожиданно говорится о том, что митрополит, архиепископы, епископы, архимандриты и игумены не должны держать при себе в монастырях своих детей и племянников. Очевидно, что это ответ на 8-й вопрос из первых царских вопросов. Но как он попал сюда? В 8-м вопросе говорится только об архимандритах и игуменах, а в вопросе 4-м говорится еще о митрополите, архиепископах и епископах. Может быть, святители тратили свою казну, между прочим, и на своих детей и племянников; этим, вероятно, и можно объяснить, почему означенное запрещение помещено в 4-м вопросе, говорящем специально об архиерейских пошлинах. 233 Царю же, как думает г. Лебедев, принадлежат вопросы 31-й и 32-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиереи с своей стороны охотно принимали к себе на службу свободных людей, так как они были решительно для них необходимы, особенно для управления их землями и отбывания с них военной повинности. Архиерейские земли со всеми жившими на них лицами были, как мы сказали, независимы от государственных чинов и различных правительственных учреждений и вместе с тем были свободны почти от всех государственных податей и повинностей, исключая военной, – их единственным и бесконтрольным правителем был архиерей. Понятно, что архиереи, как самостоятельные владельцы обширных земель, в которых им предоставлено было государством право управления, суда и сбора податей, должны были организовать у себя самостоятельное управление своими землями и правильную их эксплуатацию. Вследствие этого у архиереев должен был явиться многочисленный класс чиновников, заведовавших административным, судебным и финансовым управлением архиерейских земель; у них должны были явиться свои управители имений, судьи, сборщики податей и проч. При устройстве всех этих чинов и должностей архиереи конечно опять брали за образец князя, вследствие чего у них явились те же чины и должности, что и у князя и конечно с тем же духом и характером, так что весь архиерейский двор и управление землями представляло из себя довольно верную копию княжеского двора и управления. По-видимому, управление архиерейских имений, всей их хозяйственной части, можно бы было поручить, минуя светских лиц, монахам – посельским, как это случилось потом относительно тех архиерейских земель, где была, так называемая, домовая запашка. Но так поступить не дозволяли следующие обстоятельства: а) архиерейских земель было слишком много для того, чтобы все их можно было обратить в домовую запашку, необходимо было эксплуатировать их другим способом, каким между прочим и является раздача лишних земель в пожизненное или временное пользование разным служащим лицам, вместо другой платы за их службу; государство так поступало с своими землями, архиереи брали с него в этом случае пример, и не имели, конечно, никаких причин поступать иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В поместных грамотах царей и архиереев, которые они давали своим служилым людям, отношения помещиков к крестьянам обыкновенно определяются таким образом, что помещик ведает и судит крестьян, а те платят ему подати, какими он их изоброчит, – в указанной грамоте царя патриарху отношения последнего к духовенству определяются точно таким же образом и даже в тех же словах и выражениях. Указанное нами особое отношение, существовавшее в древней Руси между духовенством и архиереями, естественно открывало широкий путь введению владельческого характера во все епархиальное управление архиерея, незаметно и постепенно утверждало в епархиальном управлении принцип частно владельческий и на нем построенную администрацию. Если духовенство было относительно архиерея податным тяглым сословием, обязанным вносить исправно в архиерейскую казну известные подати, то его отношения к архиерею определялись в этом случае не церковными уже канонами, но личной волей и усмотрением святителя, которым руководили опять уже не архипастырские соображения, но просто финансовые. Архиерей смотрел в этом случае на всякое духовное лицо, как на податную единицу, как на такого человека, который обязан был ему взносом известного количества податей, от исправного или неисправного платежа которых наполнялась или терпела ущерб его архиерейская казна. Вследствие этого вполне было естественно, что архиереи старались так устроить свое епархиальное управление, чтобы все подати духовенством вносились вполне исправно, чтобы архиерейская казна не толь ко не терпела ущерба, но и увеличивалась в своем объеме на счет духовенства и его прихожан. Что архиереи в своем епархиальном управлении значительно руководились денежными соображениями, горячо преследовали и отстаивали везде интересы своей казны, это ясно видно, например, из распрей новгородцев с митрополитами из-за месячного суда и из ссор новгородских владык с псковским духовенством из-за того же, а также из свидетельств многих дошедших до нас грамот. В грамоте, например, новгородского архиепископа псковичам 1477 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010