В древнерусских рукописях чина епископской хиротонии XV века уже сохранился чин интронизации новорукоположенного епископа (см.: АИ. Т. 1. 375. С. 472-473). Как и в описываемой блж. Симеоном Солунским византийской практике того времени (см. 1-ю часть настоящей статьи), епископа интронизировали уже не в кафедральном храме его города, но в том храме, где совершалась хиротония. Как и византийском чине XV века, епископа усаживали не на его собственный, а на предстоятельский трон (в данном случае — митрополичий), который переносился со своего обычного места к дверям жертвенника; непосредственными совершителями обряда интронизации, имевшей место сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и прочие священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от описанной блж. Симеоном Солунским практики — на каждое из троекратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и облачения его в «переманатку [параман] с источниками», «икону» (т. е. панагию) и мантию с источниками (см.: Никольский. 1885. С. 4; Неселовский. 1906. С. 281-285). Об объезде митрополичьего города верхом на коне, как в византийской традиции, древнерусские рукописи XV века не говорят, но в источниках XVI-XVII веков указано совершать после хиротонии аналогичный обряд шествия на осляти (или же объезда Москвы в карете). При этом до патриаршества Иоакима интронизация (настолование) новорукоположенных архиереев совершалась так же, как и в XV веке — изменения сводились к некоторым уточнениям: вместо двух старших священников, обряд интронизации было предписано совершать протопопу и протодиакону, а к перечню возлагаемых после интронизаций облачений добавилось указание о вручении новорукоположенному архиерейского жезла, что сопровождалось особой речью митрополита или Патриарха (см.: АИ. Т. 4. 1. С. 11-14. Никольский. 1885. С. 4-7, 29-32; Неселовский. 1906. С. 292-293).

http://patriarchia.ru/db/text/545862.htm...

К этому времени коренным образом изменилась ситуация в Египте. В 1952 г. под руководством Г. А. Насера в стране произошла революция, которая привела к свержению короля Фарука. В 1954 г. Насер встал во главе страны, официально заняв пост президента в 1956 г. Советское правительство установило с ним тесные связи, что повлияло и на позицию Александрийской Церкви. В свою очередь Московская Патриархия стремилась улучшить отношения с ней. В сентябре 1953 г. Христофор II направил Патриарху Алексию I письмо с просьбой предоставить Александрийской Церкви подворье в Москве ввиду ее тяжелого финансового положения, а также совершить архиерейскую хиротонию посланного им для ведения переговоров о подворье лица. Однако это послание не дошло до адресата, и 28 октября Патриарх Христофор II отправил новое письмо с соответствующими просьбами митрополиту Григорию (Чукову) . В конце октября Патриарх Алексий I получил и письмо членов Александрийского Синода, в котором они предостерегали от исполнения неканоничного ходатайства о хиротонии нового архиерея. Следует упомянуть, что Патриарх Христофор II с 1948 г. прекратил созыв Синода и пытался управлять Церковью самостоятельно. По информации посланника СССР в Египте Д. С. Солода Патриарх также не мог договориться с Синодом о посвящении трех архимандритов негреческой национальности в епископы. Христофор II обращался к Константинопольскому, Иерусалимскому, Антиохийскому, а затем и Московскому Патриархам, чтобы они прислали в Александрию двух митрополитов для проведения хиротонии, но все четыре Первосвятителя уклонились от выполнения этой просьбы . В письме от 5 апреля 1954 г. Патриарх Алексий I написал о вынужденном отказе в проведении хиротонии и выразил свое беспокойство существующими в Александрийской Церкви разногласиями. В ответ уже 20 апреля Христофор II отправил в Москву новое письмо с просьбой о предоставлении подворья и денежной помощи: «…Теперь Мы предлагаем, чтобы решение это в пользу Нашей Патриархии осуществилось как можно скорее. Просим подворье и компенсации, как это было сделано по отношению к Антиохийской Патриархии» .

http://bogoslov.ru/article/6172710

Услышь молитву нашу, Яхве, и внемли молению нашему, и яви лицо Твое на раба Твоего сего, избранного Тебе на диаконство, и исполни его Духа Святого и силы, как Ты исполнил Стефана мученика и подражателя страстям Христа Твоего, и сподобь его благоугодно служить врученным ему служением непревратно, непорочно, незазорно, большей сподобиться степени, по ходатайству Единородного Сына Твоего, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь». Апостольские Постановления VIII. 17–18. 7 Test. Dom. 1.38. 8 Areor. EH. 5.2. 9 Что это за «призывания», однозначно сказать невозможно. 10 Евхологий Барберини [Vat. Barber, gr. 336. Fol. II. 279+52a, 233а], древнейшая из сохранившихся рукописей византийского Евхология. Рукопись создана не ранее 730 г. и не позднее начала IX в., вероятнее всего, в Южной Италии; написана на пергамене поздним библейским унциалом западного типа; размер листов в среднем – 190 х 133 мм; площадь, занимаемая текстом, – в среднем 135 × 80 ⁄ 85 кв. мм. Рукопись содержит чинопоследования таинств, различные молитвы и чины на разные случаи. 11 Это та же молитва, что читается и теперь. См.: Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. С. 208. 12 Это та же молитва, что читается и теперь. См.: Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. С. 209–210. 13 По мнению А.М. Пентковского, удвоение молитв в чине хиротонии диакона (так и пресвитера, и епископа) по сравнению с единичными молитвами ранних чинов стало следствием целенаправленного редактирования византийских чинов хиротоний. 14 Это та же молитва, что читается и теперь. См.: Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1982. 252 с. С. 210–212. 15 «Возглашение „Аксиос“ служит не выражением одобрения при избрании ставленника, а заключает в себе подтверждение принятия им священного сана и молитву о сохранении им достоинства этого сана, о котором говорится в молитвах рукоположения».

http://azbyka.ru/istoriya-chinoposledova...

При обсуждении особенно важных церковных дел в заседаниях Синода могут участвовать епископы, находящиеся на покое, но без права решающего голоса.    Святейший Архиерейский Синод открывает свои заседания 15 ноября каждого года, В случае, когда на сессии не удается принять окончательного решения, то голосами 23 членов Синода принимается постановление о созыве сессии Архиерейского Синода 16 февраля. Святейший Архиерейский Синод собирается на сессию, если решение об этом будет принято Постоянным Синодом или если этого пожелает половина от общего числа епископов, находящихся на кафедрах. Сессия Архиерейского Синода продолжается не более 15 дней. Для продления сессии еще на 10 дней требуется согласие 23 членов Синода.    Постоянный Святейший Синод состоит из Архиепископа Афинского и епископов, возглавляющих постоянные синодальные комитеты, Вице-председателем Постоянного Синода Архиерейский Синод может назначить старейшего по хиротонии епископа. В период между сессиями высшим органом церковной власти является Постоянный Синод, который имеет всю полноту власти Архиерейского Синода, за исключением права предлагать трех кандидатов для избрания Архиепископа. Судебная власть Постоянного Синода ограничена тем, что Архиерейский Синод рассматривает апелляционные жалобы на приговоры Постоянного Синода и выносит по ним окончательные решения. Постоянный Синод координирует также деятельность постоянных синодальных комитетов, руководит деятельностью духовных школ и богословских факультетов, утверждает церковный бюджет, издает официальные бюллетени.    Генеральная церковная ассамблея состоит из непременных и избираемых членов. Непременными ее членами являются Архиепископ Афинский (Председатель), все епископы, находящиеся на кафедрах, секретари Постоянного Синода, генеральные директора церковных учреждений и секретари — директора постоянных синодальных комитетов. Избираемыми членами Ассамблеи являются представители от епархии: по одному члену и по одному заместителю из мирян. Генеральная церковная ассамблея созывается на одну сессию в год.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Поставив Потир на престол, архиерей снимает покровцы с дискоса и Потира и берет аер (воздух) с плеча протодиакона, «наносит над кадильницу мало». И со благоуханием покрывает святые, произнося: «Благообразный Иосиф». После сего, взяв кадильницу, кадит токмо святые и, поклонялся трижды, глаголет: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона», трижды. И отдает кадильницу, никого же кадя (Чиновн.), и поклоняется архиерей трижды. 670 При архиерейском служении архиерей, отдав кадильницу, обращаясь к правой стороне, говорит к служащим: «Братие и сослужителие, архимандриты и иерее, помолитеся о мне». Опустивши фелони, они отвечают: «Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя». Архиерей говорит: «Тойже Дух содействует нам и вам вся дни живота нашего». Потом протодиакон и прочие говорят ему: «Помолися о нас, Владыко святый». Архиерей отвечает: «Да управит Господь стопы вашя». Еще они просят архиерея: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей говорит: «Да помянет вас Господь Бог во царствии Своем, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Затем архиерей осеняет (Чиновн.). Но если бывает хиротония иерейская, то сперва она совершается и потом бывает осенение. При архиерейском служении Царские двери не затворяются по Великом Входе. 671 При архиерейском служении говорит архиерей: «Мир всем», и при этом крестовидно благословляет обеими руками (Чиновн). 673 При архиерейском служении «архиерей отлагает шапку и целует святые: дискос покрытый, глаголя тайно: «Святый Боже», и покрытый святый Потир также целует, глаголя: «Святый Крепкий», и святую трапезу, глаголя: «Святый Безсмертый, помилуй нас». Таже архиерей приемлет шапку. Присутствующие же архимандриты приходят чином с левой стороны (с северной), отложивше шапки, целуют и тии святая, яко же и архиерей». И целуются с архиереем, по обычаю, говоря: Христос посреде нас». Он отвечает: «И есть и будет». И стоят близ его по чину. Хиротонисанный, так как имеет первенство пред всеми иереями, приходит прежде других иереев; прочие иереи подходят после него. Поцеловавши святая, целуют и архиерея в рамена, т. с., целуя правое и левое плечо его и десницу, по обычаю, говорят: «Христос посреде нас». И стоят они по чину, целующе друг друга, произнося: «Христос посреде пас», и отвечая: «И есть и будет». И диаконы целуют орари свои (Чиновн.). 675 Иподиаконы в древности во время совершения евхаристии должны были наблюдать и за тем, чтобы во время возношения жертвы никто не выходил, и чтобы не отворилась дверь, хотя бы пришел кто верующий (Апост. пост., кн. VIII, гл. II, изд. в русск. перев. в Казани, 1854 г., стр. 267).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Свящ. Архиерейский Синод открывает заседания 15 нояб. каждого года. В случае когда на сессии не удается принять окончательное решение, то голосами 2/3 членов Синода принимается постановление о созыве сессии Синода 16 февр. Свящ. Архиерейский Синод собирается на сессию, если решение об этом будет принято Постоянным Свящ. Синодом или если этого пожелает половина от общего числа епископов, находящихся на кафедрах. Сессия Синода продолжается не более 15 дней. Для продления сессии еще на 10 дней требуется согласие 2/3 членов Синода. Постоянный Свящ. Синод состоит из председателя - архиепископа Афинского и 12 митрополитов, избираемых на 1 год Свящ. Архиерейским Синодом, при этом половина его членов - представители епархий на канонической территории Элладской Церкви (т. н. старых территорий), а др. половина - представители епархий, канонически составляющих часть К-польского Патриархата (т. н. новых территорий). Вице-председателем Постоянного Синода Архиерейский Синод может назначить старейшего по хиротонии епископа. В период между сессиями Постоянный Синод является высшим органом церковной власти и имеет всю полноту власти Архиерейского Синода, за исключением права предлагать 3 кандидатов для избрания архиепископа. Судебная власть Постоянного Синода ограничена тем, что Архиерейский Синод рассматривает апелляционные жалобы на приговоры Постоянного Синода и выносит по ним окончательные решения. Постоянный Синод координирует также деятельность Постоянных синодальных комитетов, руководит деятельностью духовных школ и богословских фак-тов, утверждает церковный бюджет, издает офиц. бюллетени. Генеральная церковная ассамблея состояла из непременных и избираемых членов. Ее непременными членами являлись архиепископ Афинский (председатель), все епископы, находящиеся на кафедрах, секретари Постоянного Синода, генеральные директоры церковных учреждений и секретари - директоры Постоянных синодальных комитетов. Избираемыми членами ассамблеи являлись представители от епархий: по 1 члену и по 1 заместителю из мирян.

http://pravenc.ru/text/161103.html

В пророческом видении отчетливо выступают два основных момента, необходимых для благодатной хиротонии: Божественной – призывание и освящение человека Богом; человеческий – внутреннее духовное согласие человека на апостольское служение в мире. В этом таинственном соединении духовной энергии Бога и человека заключается неповторимая особенность, подлинная сила и великое преимущество Таинства священства. 2. Хиротесии и хиротонии Состав церковно-священнослужителей Православной Церкви строго регламентирован, определены возможности и внутренние пред – посылки перехода из одной степени клира в другую. Лица церковной иерархии постепенно и последовательно возводятся от нижней степени к высшей (иподиакон, диакон, иерей, епископ). Каждая высшая степень иерархии имеет все права и обязанности низшей, плюс еще дополнительное новое. Каждая высшая степень имеет облачения низшей и еще дополнительно другое, присвоенные только этой степени священства. В зависимости от того, какими полномочиями будет обладать данное иерархическое лицо, хиротония его совершается в соответствующей его сану момент литургии: диакон не имеет права совершать пресуществления Св. Даров – его рукоположение совершается после Евхаристического канона; священник сам совершает Тайну Св. Тела и Крови – его посвящают после Великого входа; хиротония епископа – носителя всей полноты священства – совершается в самом начале Литургии. По архиерейскому Чиновнику можно проследить постепенность нарастания обилия Даров Св. Духа, изливаемых в таинстве священства. По мере увеличения ответственности служения, возрастает и сила Благодати, подаваемой при хиротонии. Современный Чиновник различает четыре последовательных ступени, по которым возводятся в иерейский сан. 1 . чин поставления чтеца и певца; 2 . чин бываемый на хиротонию иподиакона; 3 . чин на хиротонию диакона; 4 . чин на хиротонию пресвитерства. Первые два чина, как предваряющие священство, носит обычно название хиротесии. К хиротесии относятся также помещенные в Чиновнике чины возведения в архидиаконы, протодиаконы, протопресвитера, игумена и архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

1 . Признавать действительность хиротоний старостильного духовенства, совершенных каноническими архиереями; 2 . Исходя из соображений икономии, признать действительность священнических и диаконских хиротоний старостильнического духовенства, совершенных епископами Поликарпом и Христофором; 3 . Касательно «матфеевской» юрисдикции недопустимы никакие контакты и договоренности относительно применения в их отношении икономии; 4 . Допустить существование старостильных приходов в Элладской Православной Церкви, окормляемых каноническим духовенством; 5 . Подвергнуть преследованию «матфеевских» архиереев; 6 . Поставить в известность правительство о недействительности хиротоний, совершенных «матфеевскими» епископами; 7 . Ходатайствовать перед правительством о том, чтобы отделы записи гражданского состояния не регистрировали браки и крещения, совершенные неканоническими иереями; 8 . Венчания, совершенные неканоническим духовенством не признаются действительными, что предполагает вторичное совершение таинства в канонической Церкви; 9 . Крещения, совершенные неканоническим духовенством из соображений икономии признаются действительными как крещения, совершенные в случае крайней необходимости 333 . Уход епископов Поликарпа и Христофора в лоно канонической Церкви оставил митрополита Флоринского Хризостома единственным архиереем «флоринитской» юрисдикции, что не позволило ему рукоположить новых иерархов. Согласно информации, устно предоставленной архимандритом Пантелеимоном (Метропулосом) 334 Георгию Лардасу, незадолго до кончины митрополита Хризостома свою готовность к соучастию в поставлении новых архиереев для старостильной юрисдикции высказал иерарх Сербской Православной Церкви епископ Николай (Велемирович). Однако митрополит Хризостом усомнился в пригодности имеющихся кандидатов к архиерейскому служению 335 . Упокоился митрополит Флоринский Хризостом (Кавуридис) 8/21 сентября 1955 г., своей смертью лишив «флоринитов» иерархического преемства 336 .   IV.7. «Флоринитский» Синод Церкви ИПХ Греции в 1955–1973 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы видели, что еще в 1841 году, приготовляясь ехать в Россию для ближайших совещаний со здешними старообрядческими обществами по делу о белокриницкой архиерейской кафедре, тогда только что начатому, инок Павел написал от имени всего белокриницкого братства «послание» к московским старообрядцам с двумя прибавочными статьями 470 . Поставив вопрос: возможно ли, в том случае, если предполагаемый «древлеправославный» епископ обретен не будет, принять епископа от сущих в ереси? Решая вопрос этот положительно, инок Павел изложил здесь, в одной из добавочных статей 471 , так сказать, догматические основания, почему и сущий в ереси епископ может быть принят старообрядцами без всякого сомнения. Он выходил из того общепринятого у раскольников – поповцев положения, что все еретики, «… кои имеют трехпогружательное крещение, не требуют повторения ни крещению, ни хиротонии, а точно непременно требуют от православной церкви в самом присоединении Духа Святого сообщения; но так как этому положению, которым признается за таинствами, совершаемыми у еретиков, до известной степени, сила действительных таинств, противоречило другое, всеми вообще раскольниками принятое правило, что «… в еретических сонмищах ни единой же тайны несть» 472 , на каковое противоречие некоторые и указывали Павлу (а беспоповцы и постоянно указывают поповцам), то в отстранение всяких «недоумений» инок Павел и признал за нужное подвергнуть разъяснению это, будто бы только кажущееся, противоречие. Если в еретических обществах «… ни единые тайны несть», – если таинства, у них совершаемые, не суть действительные таинства, то каким же образом хиротонисанный в ереси, т. е. на самом деле не имеющий священства, по переходе в старообрядчество, является, без новой хиротонии, имеющим священство? Вот какой вопрос задавал себе Павел, и здесь-то, в решении этого вопроса, он изложил те догматические суждения свои о таинстве священства вообще и еретической хиротонии в частности, посредством которых думал навсегда устранить всякие сомнения старообрядцев об епископском достоинстве их будущего архиерея, подлежащего чиноприятию от ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Первые печатные издания греч. Е. были сделаны в Венеции в XVI в. (1526, 1545, 1553, 1558, 1564, 1566 (2-е изд.), 1571, 1578, 1589); их текст лежит в основе принятых ныне в греч. Церквах изданий иером. Спиридона (Зервоса) (Εχολϒιον τ Μϒα) и Н. Пападопулоса (1-е изд.: Афины, 1927). Помимо этих Е. в литургической практике греч. Церквей используются и новые издания, сделанные с учетом научных исследований, напр. 4-томное издание Е. под редакцией И. Фундулиса (Фессалоника, 2000-2003). Первое научное издание Е. осуществил Ж. Гоар ( Goar. Euchologion); вплоть до наст. времени оно частично сохраняет актуальность. Венецианские издания Е. и труд Гоара были в т. ч. использованы при исправлении рус. богослужебных книг в сер.- 2-й пол. XVII в. Знаменитое собрание выписок из десятков Е. опубликовал в 1895-1917 гг. А. А. Дмитриевский ( Дмитриевский. Описание. Т. 2, отчасти 3; издание осталось неоконченным), задумывавший свою работу как продолжение труда Гоара. Попытку осуществить критическое издание текстов Е. на материале афинских рукописей в 30-х гг. XX в. предпринял П. Трембелас ( Τρεμπλας. Τρες Λειτουρϒαι; Idem. Μικρν Εχολϒιον). В XX в. были опубликованы тексты нек-рых отдельных рукописей Е., в первую очередь трудами М. Арранца (см.: Арранц М. Избр. соч. по литургике. М., 2006-2007. Т. 1-5), а также под его рук. студентами Восточного папского института . Исследованиями визант. Е. в XX в. занимались А. Штритматтер , А. Жакоб (см. его неопубл. дис.: Jacob. Formulaire) и др. По составу Е. представляет собой собрание различных чинов и последований, объединенных в достаточно стабильные группы: чины литургий, последования отпеваний, чины хиротоний и хиротесий и т. д. Можно предположить, что первоначальные модели, лежащие в основе знаменитых кодексов Е., представляли собой собрания литургических свитков, содержавших те или иные группы чинов (см.: Пентковский А. М. Чинопоследования хиротоний в визант. Евхологиях VIII-XII вв.//ВВ. 2002. Т. 61(86). С. 118-132). Известны тематические собрания чинов: мирской Е. (в него входят чины таинств Крещения, Миропомазания, Брака и др.), монашеский Е. (древнерус. «Постригальник»; основой его состава являются чины пострижений в монашество и последование отпевания монахов), архиерейский Е. (чины хиротоний и проч.), Эксомологитарий (содержит молитвы и различные виды вопросов на исповеди - древнерус. «поновления»), Агиасматарий (помимо проч. включает чины водосвятий) и т. д.; но границы между этими видами Е. достаточно условны, как и их наименования.

http://pravenc.ru/text/187952.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010