18/31 Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского. Праведного Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII). Святителя Максима Нового, бывшего деспота Сербского, архиепископа Влахозапланинского (1516). Тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3 Делы возсиявше Православия,/все погасивше злославие,/победителие, победоносцы бысте,/благочестием вся обогативше,/Церковь вельми украсивше,/достойно обретосте Христа Бога,/дарующаго нам велию милость. Или сей тропарь, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их/в мире управи живот наш. Кондак, общий Афанасию и Кириллу Александрийским , глас 4 Священноначальницы величайшии благочестия/и доблии поборницы Церкве Христовы,/вся соблюдите поющия:/спаси, Щедре, верою чтущия Тя. Тропарь святителю Афанасию, глас 3 Столп был еси Православия,/Божественными догматы подтверждая Церковь,/священноначальниче Афанасие,/Отцу бо Сына единосущна проповедав,/посрамил еси Ария./Отче преподобне ,/Христа Бога моли/даровати нам велию милость. Кондак святителю Афанасию, глас 2 Православия насадив учения,/злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне ;/темже тя поем, Афанасие. Кондак святителю Кириллу, глас 6 Бездну нам учений Богословия источил еси/Яве от источник Спасовых, ереси погружающую,/блаженне Кирилле,/и стадо невредимо от треволнений спасающую:/странам бо всем наставник, преподобне ,/яко Божественная являя. Величание Величаем вас,/святителие велиции Афанасие и Кирилле,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобным схимонаху Кириллу и схимонахини Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского, глас 3 Блаженств Христовых причастницы,/честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/праведнии Кирилле и Марие,/плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явивший,/с нимже усердно молите Господа/низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную. Кондак, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Том I Том II Том IV Том V Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия Содержание Предисловие Пролог. Основные этапы развития доникейского богословия Часть I. Александрия Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский Глава I. Проблема возникновения Александрийской школы Личность Пантена Глава II. Жизнь и творчество Климента Александрийского 1. Жизненный путь Климента 2. Литературная деятельность Климента Глава III. Миросозерцание Климента Александрийского 1. Отношение Климента к греческой философии 2. Подход Климента к Священному Писанию и церковному Преданию 3. Экклесиология Климента 6. Учение о Логосе, христология и сотериология 7. Антропология и нравственное учение Заключение Святой Дионисий великий: жизнь и творения 1. Жизнь и церковное служение св. Дионисия 2. Литературная деятельность св. Дионисия Святитель Афанасий Великий: жизнь и церковное служение 1. Ранний период жизни 2. Первый период архиерейского служения 3. Второй период архиерейского служения Святитель Кирилл Александрийский: его жизнь, церковное служение и творения Глава I. Жизнь и церковное служение св. Кирилла 1. Период жизни до архиепископства (375/380–412) 2. Архиепископское служение св. Кирилла в период до несторианских споров (412–428) 3. Борьба св. Кирилла за Православие (428–444) Глава II. Литературная деятельность св. Кирилла 1. Экзегетические творения 2. Догматико-полемические сочинения 3. Проповеди и послания Глава III. Святитель Кирилл Александрийский как главный оппонент Нестория: его христология до Ефесского Собора Заключение. Общая характеристика св. Кирилла как богослова и церковного мыслителя Часть II. Антиохия Святой Лукиан Антиохийский и его ученики Глава I. Жизнь святого Лукиана Глава II. Сочинения святого Лукиана 1. Символ веры 2. «Апология» 3. Труд по текстологии Священного Писания Глава III. Ученики святого Лукиана. Святой Лукиан и арианство 5. Евсевий Никомидийский 2. Астерий Софист 3. Прочие ученики святого Лукиана 4. Святой Лукиан и арианство Святитель Евстафий Антиохийский Глава I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

16. Поклонение честным веригам святаго и всехвальнаго апостола Петра. Праведнаго Максима, иерея Тотемскаго (1650). Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа и бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161 –180). Мученика Данакта чтеца (II). 17. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония Великаго (356). Преподобнаго Антония Дымскаго (ок. 1224). Преподобнаго Антония Черноезерскаго (XVI). 18. Иже во святых отец наших архиепископов Александрийских Афанасия (373) и Кирилла (444). Святителя Максима Новаго, митрополита Угровлахийскаго (1516). Преподобнаго Афанасия Сяндемскаго, Вологодскаго (XVI). Праведнаго Афанасия Наволоцкаго (XVI–XVII). Преподобнаго Маркиана Кирскаго (ок. 388). 19. Преподобнаго отца нашего Макария Великаго , Египетскаго (390–391). Преподобнаго Макария, постника Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Преподобнаго Макария, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Праведнаго Феодора, Христа ради юродиваго (1392). Преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (обретение мощей, 1652). Преподобнаго Макария Римлянина, Новгородскаго (XVI–XVII). Мученицы Евфрасии девы (303). Преподобнаго Макария Александрийскаго (394–395). Святителя Арсения, архиепископа Керкирскаго (VIII). Преподобнаго Антония, столпника Марткобскаго (VI) (груз.). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесскаго (1457). 20. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Евфимия Великаго (473). Святителя Евфимия, патриарха Терновскаго, Болгарскаго (1393). Преподобных Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Преподобнаго Евфимия Сянжемскаго, Вологодскаго (ок. 1470). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I–II). Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). 21. Преподобнаго отца нашего Максима Исповедника (662). Мученика Неофита (303–305). Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Мученицы Агнии девы (ок. 304). Мученика Анастасия (662). Преподобнаго Максима Грека (1556). Икон Божия Матери Ватопедских: Ктиторския (IV) и именуемыя «Отрада и Утешение» (807).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господи благий, премудрый и святый, исполни нас Твоей животворящей премудрости. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 18 января 1. Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский . Родился в Александрии в 296 году и с самого детства имел наклонность к духовному званию. Служил диаконом у архиепископа Александра и сопровождал последнего в Никею, на Первый Вселенский Собор. На этом Соборе святой Афанасий прославился своей образованностью, благочестием и ревностью о Православии. Он очень много посодействовал обузданию Ариевой ереси и утверждению православной веры. Участвовал в написании Символа веры , принятого на Соборе. По смерти архиепископа Александра святитель Афанасий был избран на александрийскую кафедру. В этом сане прослужил более 40 лет, хотя не всё это время пребывал на александрийском престоле. Почти всю свою жизнь он подвергался гонениям со стороны еретиков. Из императоров больше всего его преследовали Констанций, Юлиан и Валент, из епископов – Евсевий Никомидийский и многие другие, из еретиков – Арий и его приверженцы. [Святитель Афанасий] был вынужден скрываться от гонителей даже в колодце и в могиле, а также по частным домам и пустыням. Дважды приходилось ему бежать в Рим. [И] только перед смертью прожил он некоторое время спокойно, как добрый пастырь среди своего доброго стада, которое истинно его любило. Мало [было] святых, которые [бы] были так бессовестно оклеветаны и так преступно гонимы, как святой Афанасий. Но его великая душа всё терпеливо перенесла ради любви Христовой и, в конечном итоге, вышла победительницей из этой ожесточенной и длительной борьбы. За советом, утешением и нравственной поддержкой он часто уходил к преподобному Антонию, которого считал своим духовным отцом. Человек, сформулировавший величайшую истину, должен был много и пострадать за эту истину, пока Господь не упокоил его в Своем Царстве как Своего раба верного в 373 году. Устами Афанасия премудрость просияла, И сразу Божья истина ясна всем людям стала, Познали люди: эта мудрость не вредна,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Предисловие " Послание епископа Аммона " представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р.Х.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя Афанасия Великого, посвященную преимуществам иноческой жизни, он решил избрать стезю монашества и был отправлен пресвитером Павлом (вероятно, его духовником) в одну из пахомиевских обителей в Фиваиде - Певоу (Пабау, Вау). Произошло это в 351 г. В данной обители Аммон провел три года, а затем отправился в Александрию навестить родителей. Но в Певоу он уже не возвратился, ибо преподобный Феодор Освященный благословил его подвизаться в Нитрии, хотя Аммон не терял связи с пахомиевскими иноками. Позднее он стал епископом, хотя неизвестно, когда и в каком из египетских городов В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врага святителя Иоанна Златоуста), имевшего склонность к монашеской аскезе. Хотя сочинение Аммона называется посланием, оно по своему жанру представляет нечто среднее между житием, похвальным словом (энкомием) и монашеской историей, сближаясь с такими известными произведениями, как " Житие преподобного Антония " святителя Афанасия, " Лавсаиком " Палладия Еленопольского и " Жизнью пустынных отцов " Руфина. Аммон обладал несомненным литературным талантом и его сочинение написано ярким и образным языком. Традиционно данное сочинение высоко оценивается в плане его исторической точности. Так, например, И. Троицкий на сей счет говорит: " Письмо это может служить образцом замечательной аккуратности и точности. Постоянное указание лиц, имен и мест, постоянное точное указание даже числа действующих лиц, указания иногда мельчайших подробностей какого-либо события, даже не имеющего никакой исторической важности, - весьма многочисленные, почти не перемежающиеся хронологические даты и указания, - вот тому доказательства " Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу " Послания Аммона " однако данное мнение не встретило отклика у других ученых

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

Сей сборник Канонического права, с приложением статей из Римско-Византийских и древних Русских законов, посланий Святителей и статей разного содержания, есть Макариевская сводная Кормчая, неизвестная Барону Розенкампфу 403 . Он заключает в себе следующие статьи: 1) Номоканон, слово о святых вселенских и поместных соборах, 2) Титлы правилом сочтания, 3) Изложение сущего в книгах сих сочтания священных правил Св. Апостол и вселенских св. собор и поместных, 4) Различные заповеди Царя Юстиниана, 5) Избрание от закона Израильтяном, 6) Закон судный Царя Константина, 7) Изложение бывшего Царского соединения при Константине и Романе, 8) Послание Св. Тарасия, Архиепископа Константина града к Андриану Папе Римскому, еже не поставляти Епископа на мзде, и послания и правила других Архипастырей, 9) Никиты мниха и презвитера монастыря Студийского Скифита к Латином о опресноцех, 10) Правило 6 собора о Фрязех и прочих Латинах, 11) Написание Афанасия мниха Иерусалимского к Панкови о древе разумнем добру и злу, 12) Епифания Кипрского о ересях, 13) Тимофея пресвитера от различных исходящих к нашей непорочной вере, 14) Узаконение Царя Юстиниана о поставлении Епископов и клириков, 15) Афанасия Архиепископа Александрийского послание к Антиоху Князю о множайших и нужных взысканиях и божественных писаниях недоведомых, 16) С. Григория новые Кесарии о бывших в нашествии варвар, 17) С. Григория Пиского послания к Антонию Епископу Милитинскому, 18) Блаж. Нила черноризца к Хараклию пресвитеру сурово нападающа на сегрешающая, 19) С. Петра Александрийского о отвергшихся во время гонения и паки кающихся, 20) Великого Василия о мнишеском строении, 21) От Номоканона истолкование: Господи Иисус Христос Боже наш, помилуй нас, 22) Великого Василия о епитимиях, 23) Правила Цареградского собора, о беззаконных брацех, 24) Чин сродства, 25) Ответы Ираклийского Митрополита Никиты, 26) Илии Новгородского Архиепископа из правил, 27) Иоанна Митрополита Русского, реченного Пророком, правила церковные, 28) Впрашание Кириково к Епископу Новгородскому Нифонту, 29) Сот медвеный глаголется, в немже суть клетца в образ греху приимем, 30) о черноризцех, 31) С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

19); что он водворился в пустыне 30-ти лет, и прожил там 60 лет. 64 Apophtegm. Patr. Cotell. Т. I p. 530, 539. Монастырь Макариев, известный доныне, – не в дальнем расстоянии от селитряных озер. Описание сего монастыря – у Сикарда, посещавшего его в 1712 г. Lettr. Edifiant. т. I. р. 453, и Тишендорфа, бывшего там в недавнее время, Reise in d. Orient. 1846. Т. I. pag. 110 et sq. 73 Это показание неоднократно встречается в писаниях св. Афанасия. Apolog. contr. arian. p. 123. 187. Epist. Encycl. ad Ep. p. 398. В других местах считается около 90 епископов. Apol. ad Imper. Konstant. p. 312. Ep. ad Afros, p. 899. 74 Наименование Папы усвоялось и прежде, как почетное, некоторым епископам александрийским, напр. Ираклию в 111 в. Evseb. Η. Ε. VII, 7. – Св. Афанасия назвал Папою св. Константин Великий в послании. Apolog. contr. arian. p. 784; называли и другие, напр. подчиненные епископы и пресвитеры, р. 181. 185. Тимофей, Еп. александрийский, второй преемник св. Афанасия, в отзыве об нем, также именует его Папою. Facund. Hermiac. in Patrolos. curs. Т. 67. p. 614. 77 Правила св. Петра о кающихся, данные в 306 г., находятся в Кормчей книге. Ими опровергается представленная у св. Епифания кипрского (Haeres. 68), по рассказам какого-нибудь последователя Мелетиева, излишняя снисходительность и слабость в действовании Архиепископа александрийского. 80 См. послание к нему исповедников – Исихия, Пахомия и др., сохранившееся в древнем переводе на латинском языке. Routh. Reliqu. sacr. Т. III. p. 381. S. Epiphanii adv. haeres. p. 719. 86 Martyr, s. Petri Alexandr. p. 687. Здесь упоминается храм, в котором покоились мощи св. Евангелиста Марка, и где погребены были прочие Святители Александрийские. 87 Haeres. LXIX. п. 1. 2. Βαυκαλις, по Филосторгию, местное александрийское слово, означало сосуд для воды, в виде кувшина L. 1. с. 4. Часто встречается это слово в сказаниях о подвижниках египетских. 89 Здесь не считается еще церковь Кирина, о которой упоминается у св. Афанасия. Histor. arian. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Радуйтеся, яко вами святая вера прославляется. Радуйтеся, яко и мы грешнии имя ваше с верою призываем. Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Кондак 4 Бурю злобы и ненависти воздвиже диавол, ища арианским зловерием погубити Церковь Христову чрез соблазненных им. Ты же, отче Афанасие, слово спасения в Никеи на Первем Вселенстем Соборе велегласно возгласил еси, Ариева мнения вся упразднил еси, и Святыя Троицы державу во всем мире проповедал еси. Темже во вся концы земли истинную веру благовествовал еси, верныя же научая Богу, Содетелю всех, с любовию воспевати: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше, святители Афанасие и Кирилле, глас Христов, к подвигу стояния за веру даже до смерти призывающий, Пастыреначальнику Христу последовасте, покоя не имуще ради неусыпных трудов во спасение паствы от волков, расхищающих ю, и подвиг сей чрез все житие ваше понесше, ныне вечный покой в райских обителех обретосте. Мы же очи сердец наших возводяще ко Господу, по долгу любве прославляем память вашу, со умилением зовуще сице: Радуйтеся, Троицы Святыя вернии служители. Радуйтеся, истины Христовы пламеннии ревнители. Радуйтеся, еретическая учения безумнаго Ария мужественно обличившии. Радуйтеся, поборницы правыя веры непоколебимии. Радуйтеся, богомудрыми словесы уста заблуждших заградившии. Радуйтеся, Церковь Христову от лжеучений сохраняющии. Радуйтеся, пастыри, волков от стада Христова отгоняющии. Радуйтеся, душу свою за чад духовных положити готовии. Радуйтеся, сокровищницы богословия преизобильнии. Радуйтеся, насадители истиннаго благочестия. Радуйтеся, богоблаженнии исповедницы православныя веры. Радуйтеся, ко спасению верным путеводители. Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители. Кондак 5 Боготечная звезда, возсиявшая во Александрии, явился еси, святителю Кирилле, просвещаемый от Солнца Правды Христа Бога, своим немерцающим светом озаряющий страны Востока и якоже звезда Вифлеемская, верный путь ко Христу показал еси, да просвещеннии тобою людие воспоют Ему благодарственную песнь: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Бог издревле позволил сынам иудовым совершать жертвенное Ему служение не потому, что Он удовлетворялся жертвами, но потому, что желал отвлечь иудеев от языческих суеверий... Делая уступку произволению иудеев, Он, как мудрый и великий, самым дозволением жертвоприношений предуготовлял образ будущих вещей, чтобы жертва, сама по себе и бесполезная, однако, оказалась полезной как таковой образ... Этими жертвоприношениями Он (Бог) выражает образ Христов и оттеняет будущие события. Будет ли то приносимая жертва овца, она – образ Спасителя; будет ли то вол, он – образ Господа; будет ли телец или телица, или что-либо иное из того, что обыкновенно приносится в жертву, будет ли то голубь и горлица, все имело отношение к Спасителю... А чтобы не впасть в некоторое многословие, я советую тебе обратиться к истолкованию того, что выше сказано, к Павлу, который не дозволяет тебе ничего мыслить безотносительно ко Христу, но все относить к Нему» (Творения, т. 3. с. 898–900)». Нет никакой возможности приводить все цитаты, которые указывает архиепископ Феофан к опровержению понимания митрополита Антония (Храповицкого) . Мы вынуждены ограничиться самым кратким перечислением цитированных святителей. Свт. Афанасий Великий , свт. Кирилл Александрийский , свт. Григорий Богослов – восемь цитат, свт. Афанасий Александрийский – две цитаты, свт. Григорий Нисский – три, свт. Иоанн Златоуст – восемь, свт. Кирилл Александрийский , свт. Василий Великий – четыре, прп. Иоанн Дамаскин – две цитаты. Учение это было подтверждено целым Собором Константинопольской Церкви в 1156 году (с 26.1 по 12.5). И снова это учение было подтверждено Собором в 1166 году. «Из представленной исторической справки видно, что Собор 1156 года считает бесспорным то положение, что Голгофская смерть Христа Спасителя есть умилостивительная за род человеческий Жертва, и занимался он решением только вопроса, кому принесена была эта Жертва. И решил он этот вопрос в том смысле, что Жертва эта была принесена Христом Спасителем Пресвятой Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Вслед за этою апологией, св. Афанасий издал другую, в которой оправдывал свое бегство из Александрии. Гонители хотели отнять у него славу подвига исповеднического, обвиняя его в малодушии, и тем хотели подорвать доверенность к нему православных чад Церкви. В опровержение такого укора, стоило только указать клеветникам на те насилия, какие причинили они церквам на Востоке и Западе. «От добрых и кротких людей никто не бегает». С другой стороны, св. Афанасий представил в своей апологии и примеры, из ветхозаветной и новозаветной истории, благоразумного уклонения от опасностей. Что он не изменил обязанности пастыря защищать свое стадо, доказывало и то, что он последний оставил церковь , когда вторгся в нее с воинами Сириан. – В этой апологии примечательно еще для нас суждение Святителя александрийского о прежних его друзьях, которых победила жестокость страданий, и заставила на время уступить своим гонителям. Поражая открыто могущественных противников, он в то же время щадит немощь своих друзей. Ни одного слова не сказал он в упрек Осии кордовскому, выставляет на вид одни его заслуги Церкви, и достоинства, и, если упоминает о несчастном его падении, то обращает его в вину самим гонителям. Ревность о православии никогда не угашала в Архипастыре духа мира и любви 307 .   Из Отцов никейского Собора оставшись один, на страже дома Божия, блюстителем правой веры, преданной отцами, св. Афанасий чувствовал великую ответственность пред Церковью, за сохранение этого священного залога. Сознавая всю важность колеблемой истины, учением и жизнью дознав, что вера в Сына Божия, Единосущного Отцу, Спасителя мира, есть единственное основание неложного упования для бедного человека в сей жизни и будущей, словом Христовым и размышлением уверившись, что на сем камени истинно зиждется и утверждается вся Церковь, с этой верою все твердо в христианском учении и в церковных учреждениях, без нее все колеблется, – св. Афанасий долгом благодарного сердца к своему Спасителю и Господу, долгом любви к своим собратьям признавал противодействовать всеми силами тому ложному учению, которое старалось затмить эту веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010