Правильно ли проводить параллели между принятием в юрисдикцию Константинопольского патриархата украинских раскольников и воссоединением Русской Православной Церкви заграницей с Московским патриархатом? Публикуем статью ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра. Появление на территории современной Украины неканонических структур актуализировало вопрос признания/непризнания Православной Церковью рукоположений, совершенных за её границами. В представленном докладе епископа Белогородского Сильвестра (Стойчева), ректора Киевской духовной академии и семинарии, на основании примеров из истории Древней Церкви предлагается каноническое видение указанной проблемы, а также обозначаются способы её разрешения. Доклад прочитан на Международной конференции «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения», состоявшейся 11 ноября 2021 года в КДАиС. Считается, что рабочие будни — скучная тема для разговора. Но в данном случае всё принципиально не так. Редакция портала «Богослов.ру» взяла интервью у ректора Киевской духовной академии епископа Белогородского Сильвестра, в котором речь идет о внутренней жизни ведущего и старейшего духовного вуза Украины. Из представленного ниже интервью вы узнаете: как Киевская академия пережила время эпидемии ковида, насколько тяжело преподавателям и студентам дался переход на дистанционное обучение, какие научные проекты осуществляет академия и что епископ Сильвестр думает о популярности Тик-тока. 18 октября 2010 года в Киевской духовной академии в рамках II Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы» состоялась презентация электронного издания дореволюционных выпусков журнала «Труды КДА». Редакция портала «Богослов.Ru» попросила рассказать об этом диске руководителя проекта по оцифровке журнала преподавателя Киевской духовной академии игумена Сильвестра (Стойчева). В конце 2008 года в свет вышел шестой номер «Трудов Нижегородской духовной семинарии», содержащий статьи, доклады и методические разработки преподавателей и студентов семинарии. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей рецензию на это издание, подготовленную преподавателем Киевской Духовной Академии монаха Сильвестром (Стойчевым).

http://bogoslov.ru/person/396533

Сие право доставлено было и двум его преемникам, а со времени учреждения Св. Синода (1721 г.), поскольку в ведении Киевского митрополита не было уже никаких епископов, кроме своего коадъютора, то он совершенно подчинен указам Синодским наравне с прочими епархиальными епископами, и с тех пор в указах не именован он митрополитом и Малыя России, а также прекращены и выборы митрополитов Киевских вольными голосами, и даже вместо митрополитов до 1743 г. были архиепископы. II. Область первых митрополитов Киевских простиралась на все российские епархии, коих сначала, при Великом Князе Владимире учреждено было только, шесть: 1)Киевская, 2) Новогородская, 3) Ростовская, 4) Владимирская на Волыне, 5) Белогородская близ Киева и 6) Черниговская. До нашествия монголо-татар было уже в Киевской иерархии 18 епископских престолов, а именно, сверх шести вышеупомянутых, учреждены с конца XI столетия: 7). Юрьевский близ Киева на реке Росе, после называвщийся и Поросский, 8) Переяславский, 9) Хельмский, 10) Тмутараканский, 11) Туровский; с начала XII столетия: 12) Полотский, 13) с 1128 или 1137 г. Смоленский, 14) с 1157 г. Галицкий, 15) с начала XIII века Муромский и Рязанский, 16) Суздальский, 17) Перемышльский на Волыне и 18) Переславля Залесского. После того до разделения митрополии прибавилось еще шесть епархий: 19) Сарайская с 1261 г. в столице монголо-татарских ханов, после переведенная в Москву и называвшаяся Крутицкой; 20) Тверская с 1271 г. 21) Луцкая на Волыне с начала XIV столетия 23) Коломенская с 1353 г., 23) Брянская с 1354 г., 24) Звенигородская близ Москвы с 1391 г. Прочие в Великой России учреждены уже после отделения Киевской митрополии, а потому к ней не принадлежали. Границы областей сих всех епархий и число их церквей и монастырей, также духовенства, нам не известны. Ибо летописи сохранили нам только названия епархий с означением некоторых начала и имен епископов. Но Киевский митрополит в древние времена, кажется, не имел особой епархии, кроме столицы своей Киева. Так по крайней мере заставляют заключать весьма близкие около Киева епархии Белогородская, Юрьевская или Поросская и Переяславская, учрежденные еще до нашествия монголо-татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Архиепископ Амвросий прилетел в Киев по приглашению ректора КДА 7 ноября. ПРАВМИР. Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий был задержан на пропускном пункте киевского аэропорта и получил отказ во въезде на территорию Украины. В бумаге, переданной архиепископу Амвросию, было официально указано обоснование: «Не может подтвердить цель запланированного пребывания на территории Украины», сообщает пресс-служба МДА. В сообщении подчеркивается, что эта причина является «откровенно надуманной», поскольку на руках у архиепископа было официальное приглашение ректора Киевской духовной академии, размещение гостя планировалось вместе с другими гостями в гостинице Киево-Печерской лавры. На вопрос владыки, как понимать данную причину, ему не ответили. «Меня задержали на пропускном пункте аэропорта “Киев” (Жуляны), провели в отделении пограничной службы собеседование и отказали во въезде на территорию Украины», – написал владыка в своем телеграм-канале. Ректор Московской духовной академии прилетел в Киев по приглашению ректора КДА епископа Белогородского Сильвестра для участия в праздновании памяти преподобного Нестора Летописца – небесного покровителя Киевской духовной академии. Празднования включают в себя совместные богослужения: всенощное бдение и Божественную литургию, а также участие в традиционном торжественном Акте. «Данный инцидент, в контексте все более растущего в Украине напряжения, красноречиво иллюстрирует последствия принятых Патриархом Варфоломеем решений, а также является одним из множества нарушений прав верующих, которые провоцируют власти Украины во главе с Порошенко», – заявили в пресс-службе МДА. Также в сообщении отмечено, что «именно сегодня президент Украины Петр Порошенко  заявил , что священникам Русской Православной Церкви “нечего делать” в Украине, призвав их покинуть страну». «Как оказалось позже, уже за час до моего прилета в Киев в группе «автокефальной церкви Украины» появилась информация о том, что я еду в страну. С призывами не пускать и с обвинениями в том, что я чуть ли не в КГБ состою», – рассказал архиепископ Амвросий.

http://pravmir.ru/rektora-moskovskoy-duh...

Решительные распоряжения царствования Павла Петровича оказали своё влияние и на решение дела с вызванными священниками. Указом 24 сентября 1797 года св. синод уже прямо предписывал немедленно выслать из Минской епархии обратно в Смоленскую тех священников, которые окажутся «неискусны» в «своем звании», или «в кротком обхождении с народом»; а на место их «определять таких, которые бы могли служить примером духовным своим чадам жизнию и добрым поведением» 2313 . В указе ничего не было сказано о тех вызванных из Смоленской епархии лицах, которые священнический сан получили уже по приезде в Минскую епархию и о которых были определённые указания в прежнем указе, – и преосвященный Иов не замедлил обратиться за разрешением этого вопроса. Рапортуя св. синоду, что в Смоленскую епархию отослан уже 31 священник, да умерло из вызванных 5, преосвященный просил позволения отправить обратно и тех, которые были присланы из Смоленской епархии дьяконами и дьячками, так как многие из них замечены в жизни невоздержной, а «смирять их», по не имению в Минской епархии «удобных к тому монастырей», никаких средств не имеется. Прежние расчеты преосвященного Иова на «довольное количество священноцерковнослужительских детей, способных к занятию священнических мест», не вполне оправдались и он просил у св. синода распоряжения о высылке в Минскую епархию «из другой, какой заблагоугодно будет, епархии, хотя из семинаристов, человек 15 таких, кои бы по честному своему поведению могли быть произведены во священники» 2314 . Св. синод удовлетворил просьбе преосвященного Иова, дозволив отсылать, в случае надобности, в Смоленскую епархию и тех священников, которые высланы были оттуда дьяконами и причетниками; и так как для них нельзя было ждать в Смоленской епархии священнических мест, то св. синод предписал преосвященному Смоленскому, «до усмотрения исправления поведения их и до открытия по званию их мест», определять их временно на причетнические места. Истребовать из смежных с Минской епархий потребное число семинаристов для определения в священники св. синод предоставил самому преосвященному Иову, известив о том соседних преосвященных 2315 . Иов обратился за кандидатами на священство к Киевскому и Белогородскому преосвященным; первый прислал 15 церковников; а второй одного священника и трёх дьяконов. И церковники, и дьяконы в 1798 году получили священный сан 2316 . Несколько позже, по новому требованию преосвященного Иова 2317 , было ещё прислано в Минскую епархию из Киевской семь священников 2318 из Белорусской три 2319 и из Черниговской четыре семинариста 2320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

11. Заповедь епископам о хранении церковных правил В софийской и чудовской пергаменных Кормчих статья эта помещена вслед за постановлением Ильи архиепископа новгородского и белогородского епископа 4), – потому, вероятно, что в начале памятника упоминаются архиепископы и епископы. Кроме того, в чудовской Кормчей таже самая статья присоединена еще к посланию владимирского епископа 9), а в некоторых позднейших Кормчих встречается даже три раза: в двух указанных местах и в виде отдельной статьи (см. Кормчую Рум. Муз. 231, л. 191, 307 об. и последний). В печатной Кормчей она поставлена пред титулами Фотиева номоканона (л. 14 первого счета). Текст настоящего издания – по софийскому списку, варианты – по двум чудовским, которые, хотя и находятся в одной и той же Кормчей (л. 285 и 190 об.), представляют некоторые разночтения между собой: первый указывается буквой А, последний – Б. Всей силой и всею мощью должны суть архиепископы и епископы иметь стражбу о священных правилах. 961 Поручено бо 962 иместь твердо соблюдать ее, да не что 963 от них преступаемо 964 , и забытьем преминуемо 965 , неизысканьем 966 оставляемо. В он день в муках о них изискомо 967 будет. Храняще 968 бо священные каноны, владыки Бога помощи сподобляются; сия же преступающе, в конечное осужение себя влагают. Божественным бо правилам не сохраняемом, различны преступления 969 бывают: от того Божий гнев на нас и многие казни последний суд. Тому же всему повинны суть святители, не бдяще, ни стрегуще винограда, еже есть церкви, ни преступающе в обиду, еже есть 970 по некоей страсти, или по неразумию, небоязни вышнего страха, иже суть клялись сохранить судьбы закона и правды Божьей 971 : горе как 972 суд тем и по делом воздание. 972 Печатная Кормчая вместо горе как поправляет: горек. В рукописях нам ни разу не встречалось такое чтение. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Украина так и не вернула Украинской Православной Церкви храмы, отобранные в советское время 06.04.2023 17:10:26 КИЕВ Украина так и не вернула Украинской Православной Церкви отобранные в советское время храмы, они до сих пор принадлежат государству, в том числе комплекс зданий Киево-Печерской лавры, говорится в заявлении ректора Киевской духовной академии и семинарии (КДА) архиепископа Белогородского Сильвестра (Стойчева). Соответствующее заявление опубликовано на сайте академии, сообщает РИА " Новости " . КДА находится на территории Киево-Печерской лавры, из которой украинские власти пытаются выгнать монахов и клириков УПЦ, а также студентов КДА. Он напомнил, что Киево-Печерская Лавра " как архитектурный ансамбль сегодня является собственностью государства " , однако до установления в Киеве советской власти лавра принадлежала Русской Православной Церкви, и только " после революции большевики объявили о национализации всего церковного имущества " (УПЦ была преобразована из украинского экзархата РПЦ в 1990 году, получила статус самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата). " Украинское государство является владельцем архитектурного комплекса Киево-Печерской лавры, получив его " в наследство " от советской власти. После крушения " мировой системы социализма " в странах советского лагеря произошла в разных формах реституция отобранного коммунистами имущества... На Украине полноценной реституции имущества, в том числе религиозного, к сожалению, не произошло " , - сказал архиепископ Сильвестр. И все же, отмечает иерарх, " через разные договорные документы " власти предоставляли религиозным организациям возможность пользоваться этим имуществом, в том числе Киево-Печерской лаврой. Так, в 1990 году решением правительства УССР в пользование Русской Православной Церкви были переданы постройки на территории Киевской лавры, в том числе корпуса, в которых сейчас размещена академия (часть построек лавры была передана Церкви таким же решением от 1988 года). Тогда был подписан и соответствующий акт приемки имущества от национального заповедника к Духовной академии.

http://radonezh.ru/2023/04/06/ukraina-ta...

и кончая правлением архиепископа Феоктиста Мочульского, при котором она, вследствие предпринятого правительством разграничения епархий, сообразно пределам губерний, разделилась на две: Слободско-Украинскую (потом переименованную в Харьковскую) и Курскую или Курско-Белгородскую. Посвящая времени правления каждого из семнадцати Белогородских иерархов этого периода особый очерк, составленный главным образом на основании архивных документов (преимущественно из тех самых архивов, которые перечислены выше), автор ставит центр тяжести своей работы не в установлении биографических подробностей, а в освещении той среды и тех бытовых условий, с которыми соприкасались архипастыри в своей административной деятельности. Важнейшую сторону этой деятельности, на изображении которой с особой любовью останавливается автор, составляют, кроме чисто пастырских трудов Белогородских иерархов, их просветительные заботы и труды по насаждению образования в местном крае. «Их заботами возжен был среди непроглядной тьмы «учения свет», причем значительная часть этих иерархов, радевших о духовном просвещении своей паствы, были не только ревнителями, но и деятелями просвещения – сами стояли во главе учебного дела, которое развилось и совершенствовалось по их авторитетным указаниям, под их непосредственным руководством. И учение, установленное ими в епархии, служило источником света не только для духовенства, но и для всех других сословий, при том не епархиального только района, но и целого края; в Харьковский коллегиум – это высоко-образовательное, по тогдашнему времени, учреждение, имевшее значение университета для Слободской Украины до учреждения в Харькове университета и в значительной степени подготовившее почву для сего университета, – свободно поступали юноши всех званий и состояний и, окончив в нем образование, являлись полезными, иногда даже очень видными деятелями на разных поприщах государственной и общественной жизни во всей России» (стр. 287–8). Истории созидания и постепенного роста этого учреждения, а равно и других духовных школ, основанных Белогородскими архипастырями, отведено не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Инородческих школ тоже было мало. В 1745–1749 гг. было заведено две школы в Свияжске и по одной в Елабуге и Царевококшайске, но в 1753 г. Лука Конашевич соединил их в одну – в Казани, а после него и эта единственная школа пришла в упадок. Между тем слишком энергичная деятельность миссионеров возбудила против себя волнение среди инородцев – татар и мордвы. В 1745 г. терюшевская мордва Нижегородской епархии за разорение языческого кладбища в с. Сарлеях едва не убила архиерея Димитрия Сеченова и была усмирена только вооруженной силой. В Казанском крае волнение татар грозило тем большею опасностью, что по соседству между башкирами в 1750-х годах кипел сильный бунт. В 1755 г. правительство поэтому сочло нужным перевести Луку Конашевича в другую (Белогородскую) епархию и смягчить свои указы о мечетях и переселениях татар. После этого миссионерская деятельность стала слабее, а при имп. Екатерине II пришла в полный упадок. В 1764 г. закрыта была самая контора новокрещенских дел; для проповеди св. веры в восточных епархиях и в Сибири велено выбрать только особых «проповедников». Несмотря на ослабление всех стеснений для иноверцев, татары не переставали волноваться, особенно когда архиепископом Казанским сделался известный им своею ревностью Вениамин Пуцек-Григорович и восстал против постройки у них новых мечетей. При известном тогда предубеждении в правительственных сферах против «фанатизма» духовенства жалобы татар имели большой успех. В 1773 г. вышел указ, устранявший архиереев от всяких дел об инородцах и о построении их молитвенных домов, и предоставлявший этого рода дела одной светской власти. После Пугачевского бунта, в котором инородцы принимали самое деятельное участие, правительство стало смотреть на их обращение в христианство еще неблагосклоннее. В 1789 г., по случаю нового волнения между башкирами, запрещено было посылать к инородцам и проповедников без особого сношения о том архиереев с губернаторами, а в 1799 г. упразднена и сама должность проповедников. Пользуясь своей неприкосновенностью, усиленное учреждением иерархии муфтиев и мулл, мусульманство еще более развило свою пропаганду среди язычников, в чем помогало ему иногда само правительство; например, оно содействовало утверждению ислама между шаманствовавшими еще киргизами, строя у них с помощью казанских мулл мечети и школы, а в конце XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010