Об Иннокентии Борисове, который был известен по всей России как превосходный проповедник, существует весьма обширная литература, многочисленные мемуары и другой материал, рассеянный по разным журналам: РБС. (Ибак—Ключарев (1897). С. 110–115; Материалы для биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского/Изд. Н. И. Барсов. СПб., 1884, 1887. 2 т.; Буткевич Т. И. Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский. СПб., 1887. Сочинения Иннокентия Борисова: СПб., 1900–1901. 12 т. 1494 Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 173–175. Мнение Филарета Дроздова об Иннокентии Борисове см. в письмах 1833 г. к обер–прокурору Нечаеву (Рус. арх. 1893. 1. С. 144) и А. Н. Муравьеву (Старина и новизна. 1905. 9. С. 212). Об Иннокентии как епархиальном архиерее см.: Сборник. 113. 1. С. 111–114. О его деятельности как профессора и ректора в Киеве: Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 12; Титов Ф. Преосв. Иннокентий Борисов, ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 5. Г. Флоровский упрекает Иннокентия Борисова в том, что тот был в первую очередь проповедником, а не ученым, но отмечает и его заслуги: он поднял научный уровень академии и побуждал студентов усердно заниматься науками (Флоровский. С. 196–199); здесь же и о влиянии на Иннокентия мистицизма и католического богословия М. Добмайера (Dobmayer) (ср. с. 544). Об Иннокентии Борисове как проповеднике и богослове см. во 2 томе; здесь же назовем только работу: Стефан, еп. Православно–христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев–на–Днепре, 1907. 2 т. О влиянии Иннокентия на Макария Булгакова см.: Палимсестов И. Учитель и учебник: Воспоминания, в: Рус. арх. 1906. 1. 1495 Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 173–175. Мнение Филарета Дроздова об Иннокентии Борисове см. в письмах 1833 г. к обер–прокурору Нечаеву (Рус. арх. 1893. 1. С. 144) и А. Н. Муравьеву (Старина и новизна. 1905. 9. С. 212). Об Иннокентии как епархиальном архиерее см.: Сборник. 113. 1. С. 111–114. О его деятельности как профессора и ректора в Киеве: Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 12; Титов Ф. Преосв. Иннокентий Борисов, ректор Киевской Духовной Академии, в: ТКДА. 1900. 5. Г. Флоровский упрекает Иннокентия Борисова в том, что тот был в первую очередь проповедником, а не ученым, но отмечает и его заслуги: он поднял научный уровень академии и побуждал студентов усердно заниматься науками (Флоровский. С. 196–199); здесь же и о влиянии на Иннокентия мистицизма и католического богословия М. Добмайера (Dobmayer) (ср. с. 544). Об Иннокентии Борисове как проповеднике и богослове см. во 2 томе; здесь же назовем только работу: Стефан, еп. Православно–христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев–на–Днепре, 1907. 2 т. О влиянии Иннокентия на Макария Булгакова см.: Палимсестов И. Учитель и учебник: Воспоминания, в: Рус. арх. 1906. 1. 1496

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1883. Ч. 2. 11/12. С. 629-656; 1884. Ч. 1. 1/2. С. 188-224; Ч. 2. 7/8. С. 99-161; он же. Неск. слов об архиеп. Иннокентии Борисове, по поводу новых мат-лов для его биогр.//Там же. 1884. Ч. 1. 3/4. С. 489-531; он же. К истории проповедей и сочинений Иннокентия, архиеп. Херсонского//ХЧ. 1886. Ч. 2. 11/12. С. 731-760; Мат-лы для биогр. Иннокентия Борисова, архиеп. Херсонского и Таврического/Сост. и изд.: Н. И. Барсов. СПб., 1884-1888. 2 вып.; Гр-в А. Восп. о пребывании в г. Устюге, в 1841 г. преосв. Иннокентия, еп. Вологодского//Вологодские ЕВ. 1884. 13. С. 264-274; [Руднев Г.] Космодамиановская киновия в Крыму и восп. о первом настоятеле оной, игум. Макарии. Симферополь, 1884. С. 1-20, 38, 50; Гор-цкий Н. Восп. архиерейского певчего о преосв. Иннокентии, бывшем еп. Вологодском//Вологодские ЕВ. 1885. 16. С. 346-350; Иеремия (Соловьёв), еп. Восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом, в Бозе почившем//Нижегородские ЕВ. 1885. 24. С. 1-26; Буткевич Т. И., свящ. Иннокентий Борисов, бывш. архиеп. Херсонский. СПб., 1887; Палимпсестов И. И. Мои восп. об Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом. СПб., 1888; он же. К моим восп. об Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом. СПб., 1888; он же. Опровержение клеветы - ответ на ст. об Иннокентии Херсонском в «Русской старине»//Странник. 1889. Т. 2. 8. С. 607-633; он же. Церковно-бытовая старина: К восп. об архиеп. Херсоно-Таврическом Иннокентии//Там же. 1893. 10. С. 391-398; Записки Мурзакевича Н. Н.//РС. 1889. Т. 61. 2. С. 236-238; К мат-лам для биогр. преосв. Иннокентия Херсонского//ТКДА. 1889. 8. С. 632-646; Попов М., свящ. Архиеп. Иннокентий Херсонский//ИВ. 1894. Т. 56. 4. С. 221-228; Петровский С. В., свящ. Семь Херсонских архиепископов: Биографии. Од., 1894. С. 32-88; он же. Иннокентий, архиеп. Херсоно-Таврический: К 100-летию со дня его рождения. Од., 1901; он же. Нек-рые исправления и дополнения к послужному списку Иннокентия, архиеп. Херсоно-Таврического//ЗапООИД. 1901. Т. 23. С. 142-170; Восп. о преосв.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив, и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд. К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия. 3 октября 1836 года в Санкт-Петербурге архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской духовной академии. В связи с занятостью делами епархиального управления преосвященный Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия. В это время епископ Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением «Догматического сборника», который явился настоящим памятником Православной веры, а также богатым духовным учебным пособием для студентов. 1 марта 1840 года последовало назначение преосвященного Иннокентия епископом Вологодским, где он прослужил менее года. Но и за это короткое время он успел обратить заботливое внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление архиерейского дома и соборного храма, успел заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода. 31 декабря 1840 года преосвященный Иннокентий был переведен в Харьковскую епархию, которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией с исключительным благоразумием. Все боялись его, все говорили: «с этим Владыкою не шути!» Но вместе с тем все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвященный Иннокентий – Харьковский епископ. В Харьковской епархии, наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно – научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.: «Он не только ходил и сидел с книгою, но и засыпал не с книгою только, а и на книгах. Помню, однажды позвал он меня к себе на самый верхний этаж, называемый антресолями, где были главные его библиотечные комнаты, большие, три или четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Он начал с открытия новых приходов, в которых чувствовался сильный недостаток до сих пор. Поставляя священников во вновь открытые приходы, преосвященный Иннокентий давал им самые подробные наставления и убеждал их действовать силой проповеднического слова, а не принуждением или заманчивыми обещаниями. Прожив в Новоархангельске по приезде своем туда не более семи месяцев, преосвященный Иннокентий отправился обозревать свою епархию и 4 мая 1842 года на корабле отплыл с острова Ситхи. На каждом острове, в каждой деревне, куда ни приезжал преосвященный Иннокентий, жители принимали его с величайшим торжеством и радостью, и нигде он не оставлял жителей без архипастырского назидания. 18 августа 1842 года он прибыл на Камчатку, в Петропавловский порт. Петропавловск — это небольшое селение, окруженное горами и построенное на отлогом скате их к морю, в Авачинской губе (заливе). Он состоит из небольшого числа хижин, построенных совершенно так же, как строятся они и в прочих местах Восточной Сибири. Но гавань, обширная и удобная для судов, известна мореплавателям как одна из огромнейших во всем мире. В Петропавловске преосвященный Иннокентий прожил четыре месяца в ожидании зимнего пути. Наконец, 29 ноября, началось дальнейшее путешествие преосвященного Иннокентия по Камчатке. Теперь ему пришлось ехать на собаках. Таким способом передвижения преосвященный Иннокентий сделал более 5000 верст. 3 апреля 1843 года преосвященный прибыл в Охотск и прожил здесь около 4-х месяцев; он просвещал в это время коряков, чукчей и тунгузов. Наконец окончилось первое путешествие преосвященного Иннокентия, и он благополучно возвратился в Новоархангельск, где занялся управлением и устроением своей юной епархии. Но это было не последнее его путешествие: таких поездок для обозрения епархии у него было три, во время которых он старательно осматривал вновь устроенные приходы, освящая церкви, лично поучал инородцев слову Божию и устраивал, где можно, училища для детей. В 1850 году за полезные труды епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

В 1830 году отец Иннокентий, умудренный духовным и жизненным опытом и вооруженный знаниями, переводится в Киев на пост ректора Духовной Академии, ординарного профессора богословских наук и одновременно назначается настоятелем Киево-Братского монастыря, где он особенно ревновал по богослужению и строгому исполнению устава 23 . Но с еще большей силой его таланты проявились на посту ректора Киевской Духовной Академии, которая до того времени находилась в упадке. В течение десяти лет своего ректорства архимандрит, затем епископ, Иннокентий предпринял ряд важных реформ, среди которых прежде всего необходимо назвать отмену преподавания на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. В этом акте проявилась ревность архимандрита Иннокентия по православной вере, о коем качестве его также упоминают современники 24 . Как ординарный профессор, отец Иннокентий преподавал в Академии богословие догматическое, нравственное и основное. Его живые и вдохновенные лекции производили на слушателей огромное впечатление. В качестве ректора отец Иннокентий часто посещал лекции других профессоров, экзамены и во время этих посещений обнаруживал изумительную гибкость своего ума и богатство эрудиции. Со студентами он обходился всегда ласково, к их недостаткам и проступкам был снисходителен и, умея угадывать таланты, поощрял их. Более всего отец Иннокентий следил за проповедничеством: сам проверял студенческие проповеди и часто целыми часами беседовал по этому поводу со студентами. Заботился он и о внешнем благоустройстве Академии, обогатил библиотеку, улучшил питание студентов, усовершенствовал больницу и предпринял много других полезных нововведений. Он заслуженно стяжал всеобщее уважение и горячую любовь, особенно со стороны студентов. «Каких чувствований были мы – студенты в отношении к Преосвященному Иннокентию? – спрашивает себя один из бывших его воспитанников, иеромонах Иоасаф (Гапонов) и сам же отвечает: – Мы его любили всем сердцем и всею душою, глубоко уважали, благоговели» 25 . Он же дает такой восхищенный отзыв о необыкновенных способностях отца Иннокентия: «Преосвященный (тогда еще архимандрит) имел необыкновенный дар слова, память обширную, рассудок здравый, взгляд на вещи глубокий, быстрый и всегда меткий» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Иларион (Троицкий) 25.05.1920 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии; с 6.06.1923 в сане архиепископа; с дек. 1923 г. в Соловецком лагере; † 28.12.1929 в заключении. Иларион (Шукало) 29.09.1991 хирот. во еп. Ивано-Франковского и Коломыйского; с 1992 г. еп. Херсонский и Таврический; с 23.11.1995 в сане архиепископа; с 12.10.1996 архиеп. Донецкий и Мариупольский. Илиан (Востряков) 25.11.1979 хирот. во еп. Солнечногорского, вик. Московской епархии; с 16.06.1982 еп. Калужский и Боровский; с 20.07.1990 еп. Тобольский и Тюменский; с 27.10.1990 на покое; с 27.03.1991 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии, настоятель подворья РПЦ в Карловых Варах; с 27.12.1995 освобожден от обязанностей настоятеля подворья РПЦ в Карловых Варах; с 17.02.1997 на покое. Илия (Бабин) в 1929 г. хирот. во еп. Кудымкорского, вик. Пермской епархии; † 9.04.1931. Илия-Мар (Геваргизов) с 1914 г. еп. Супругамский и Урмийский; с 1921 г. в РПЦЗ; † 1928. Иннокентий (Бобцов) 5.12.1920 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Иннокентий (Бусыгин) в 1920 г. упом. как еп. Каменский, вик. Донской епархии; с дек. 1925 г. в «григорианском» расколе. Иннокентий (Васильев) 26.01.1992 хирот. во еп. Хабаровского и Благовещенского; с 28.12.1993 еп. Хабаровский и Приамурский; с 18.07.1995 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 11.10.1996 еп. Читинский и Забайкальский. Иннокентий (Зельницкий) 30.01.1949 хирот. во еп. Винницкого и Брацлавского; с 27.12.1951 еп. Курский и Белгородский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 8.12.1958 архиеп. Ростовский и Новочеркасский; с 16.03.1961 архиеп. Архангельский и Холмогорский; с 16.11.1962 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; † 10.03.1968. Иннокентий (Клодецкий) 14.06.1931 хирот. во еп. Белгородского, вик. Курской епархии; с 30.12.1931 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 22.11.1933 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 6.09.1934 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 1935 г. в заключении; расстрелян в 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Его невольно приводили в восхищение стройные животные, газели и др. Геология, отдаленные времена обитаемой нами планеты, минералы и вообще все ископаемое: все привлекало ум и сердце Иннокентия и все было ведомо ему. Месмеризм или животный магнетизм, загробный мир, общение с умершими: все это занимало ум Иннокентия. Физика, астрономия, небесная механика также были предметом постоянного изучения его и наблюдения. Сильно углублялся Иннокентий и в книжное созерцание природы. Раз, читая одного из французских астрономов, он до того был поражен величием и устройством миров, что пал ниц. Свежесть мыслей, восприимчивость чувств Иннокентий сохранил до последних дней своей земной жизни. Конечно, такая масса сведений невозможна без собственного трудолюбия. И наш приснопамятный владыка был поразительно трудолюбив: нередко целые ночи проводил он за книгою; обедал он всегда также с книгою, если один. По любознательности своей святитель Иннокентий едва ли оставил какую книгу без прочтения. Но больше, чем на собственное трудолюбие, Иннокентий надеялся на помощь Божию и испрашивал ее в горячей, усердной молитве, в которой нередко он проводил также целые ночи. Молитва вообще была любимым делом Иннокентия. А ученым занятиям Иннокентий посвящал часть своего времени до конца своей жизни. Учено-литературная деятельность Иннокентия посвящена была исключительно богословской науке в различных ее отраслях. Богословские его творения всегда будут источником назидания и поучения для православных христиан. Его академические чтения представляют собою замечательное явление в нашей богословской литературе по своей ясности, живости, по гармоническому сочетанию веры с научным знанием и обаятельному изложению. Особенно его творение: «Последние дни земной жизни Господа нашего И. Христа», было тем исключительным сочинением, которым он занимался и которое исправлял в продолжение всей своей жизни; им он занимался даже незадолго до своей кончины. «Сочинение это имело ту цель, чтобы при благословении Божием, возбудить в боголюбивых читателях веру и любовь к Господу нашему Иисусу Христу, Который и во всей земной жизни Своей есть высочайший образец совершенств для всего рода человеческого, а в последних днях своего земного служения человечеству и среди страданий своих – особенно является яко Единородный от Отца, исполнь благодати и истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

8 Блаженный Феофилакт. Благовестник. Толкование на Святые Евангелия. СПб., б. г. С. 166–168; 477, 731–734. 9 По закону Моисееву, в случае неизвестно кем совершённого убийства, старейшины города, около которого был найден убитый, должны были совершить омовение рук с произнесением слов: « Руки наши не проливали крови сей и глаза наши не видели» (Второз.21:1–7). По свидетельству Мишны, когда старейшины омывали руки и заявляли о своей непричастности к крови убитого, священники отвечали на это краткой молитвой: «Прости, о Господи Боже, дело сие твоему народу, который Ты искупил, и не возложи невинной крови на народ Твой Израиля» ( Лопухин А. П. Указ. соч. С. 510–511). 10 Одна из версий этого приговора звучит так: «Иисуса Назарянина, возмутителя народа, оскорбителя Кесаря и ложного Мессию, как доказано свидетельством большинства его собственного народа, отвести на обычное место казни и в посмеяние его мнимого царского величества среди двух разбойников пригвоздить к кресту. Иди, воин, готовь кресты!» ( Лопухин А. П. Указ. соч. С. 512). Архиепископ Иннокентий приводит древние свидетельства о донесении Пилата Тиверию, в котором описал жизнь, чудеса и святость Иисуса Христа, свой суд над Ним и причины, побудившие осудить Его на распятие. Об этом донесении упоминают Иустин Мученик (+ок. 166 ) и Тертуллиан (+ок. 225). Они же говорят, что Тиверий так был поражен описанием чудес и святости Христа, что предложил сенату включить Его в число римских богов. И когда сенат на это не согласился, Тиверий из опасения казни запретил преследовать христиан. (Иннокентий, архиепископ. Указ. соч. С. 405). 11 Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995. С. 349. Архиепископ Иннокентий указывает и место ссылки – город Вену (Иннокентий, архиепископ. Указ. соч. С. 406). «О смерти Пилата существуют различные легенды. По Евсевию (Histor. Eccl., 2, 7), он был сослан в Галлию в город Вьенн, где неудачи привели его к самоубийству. Менее вероятно утверждение Хроники Малалы, что он был казнен при Нероне. Позднейшая легенда говорит, что своим самоубийством он предупредил смертную казнь, к которой будто был приговорен Калигулой; тело его, по преданию, было брошено в Тибр, что и было причиной наводнения, причинившего страшные бедствия. Его именем названа одна гора в швейцарских Альпах, где он будто бы утонул в глубоком озере» (Еврейская Энциклопедия. Т. 12. М., 1991. С. 508).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

протоиерей Василий Жмакин Прощание с Петербургом Епископ Иннокентий ко времени назначения ero на Пензенскую кафедру был уже опасно болен. Многочисленные занятия и активная деятельность преждевременно истощили его физические силы. Семь лет неусыпных трудов в Санкт-Петербурге на поприще духовного просвещения окончательно расстроили его здоровье, бывшее слабым от природы. При этом будущий святитель много изнурял себя и аскетическими подвигами. Длительные сидячие занятия еще более усиливали слабость его организма. Притом однажды с ним был такой случай. О. Иннокентий занимался подготовкой к уроку, который ему следовало дать утром, и заработался до глубокой ночи. Почувствовав утомление, будучи одолеваем сном, он, для того чтобы скорее пробудиться и снова приняться за работу, прилег тут же на каменном полу у аналоя (конторки), у которого занимался 145 . Холодный пол не дал ему крепкого сна. Он скоро проснулся и закончил свою работу. Неосторожность эта сильно повредила о. Иннокентию: он простудился, и, без того уже слабый, впал в тяжкую болезнь, которая по временам, под действием разных медицинских пособий, ослабевала, а по временам, под влиянием неблагоприятных условий жизни, в каких он находился, усиливалась и в конце концов свела его в могилу 146 . Вскоре после своей хиротонии епископ Иннокентий отправился во вверенную ему епархию. Он очень торопился с выездом из Петербурга, потому что на него были возложены особые обязанности, которые необходимо было выполнить по пути, а именно в Москве. Дело в том, что в Москве была назначена в это время хиротония архимандрита Феофила 147 во епископа Оренбургского, которая не могла состояться по причине неожиданной кончины Московского архиепископа Августина. Для епископской хиротонии в Москве недоставало известного числа епископов, которое и должен был восполнить собой епископ Иннокентий. Несмотря на то, что стояло ненастное время года, время самой сильной распутицы, святитель Иннокентий решился пуститься в далекий путь. Это было во второй половине марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

В ходе работы по программе мы пришли к выводу о необходимости подготовки и издания библиографического указателя. В настоящее время рукопись указателя подготовлена (составитель Шишигина А.А., директор Республиканской библиотеки для слепых). При положительном решении финансирования по данной теме 8.1. – 55 она будет издана в 1996 году. 3. Работа в архивах Труды, дневники, путевые записки, письма Иннокентия (Вениаминова) были изданы в трех книгах «Творения Иннокентия, митрополита Московского» И.Г. Барсуковым в 1883–1901 гг. Материалы аляскинского периода (1823–1852 гг.) хранятся в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне. Это – приходские книги о. Уналашка, в которых зарегистрирована исходящая и входящая корреспонденция И. Вениаминова, его дневник и другие материалы. Они в 1993 году опубликованы на английском языке профессором Оксфордского университета, доктором С.А. Муссалимасом (Veniaminov I., 1993, Journals of Ioann Veniaminov in Alaska, 1823–1833, trans. J.Kissinger, RLHT). Большой интерес представляет «Инструкция иерею Иоанну Вениаминову, отправляемому в Северную Америку на остров Уналашка, по части обращения иноверных в христианскую веру», подписанная архиепископом Иркутским, Нерчинским и Якутским Михаилом в 1824 г. и опубликованная в книге проф. О.Д. Якимова «Человек из небытия» (Якутск, 1995). Что касается трудов, путевых записок, писем якутского периода, то она практически все еще не изучены и не опубликованы. Это в какой-то мере объясняется тем, что «во время пожара в Якутске на 24 февраля 1858 г. в Спасском монастыре сгорели кельи его (Иннокентия – Е.Ш.), и не успели спасти от огня его кабинет с книгами и бумагами. Все письма к нему, вместе с его дневником и со многими письменными документами, важными для изучения истории восточной окраины Азиатской и Амери­канской России, сделались жертвою пламени, как сам лично говорил нам, будучи митрополитом Московским» (И. Барсуков. С. 153). Вместе с тем в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) в фондах Якутского духовного правления (ф. 225-и), Якутской духовной консистории (ф. 226-и), Якутского архиерейского дома (ф. 229-и), Камчатской духовной консистории (ф. 227-и) хранятся материалы, связанные с деятельностью Иннокентия (Вениаминова) в Якутской области, в том числе о назначении его членом Св. Синода, о поднесении к нему иконы святителя Иннокентия от жителей Якутска и т.д. Особый интерес представляют документы о деятельности комиссии по переводу и изданию духовных книг на якутский язык, о строительстве церквей и часовен в улусах и другие материалы, отражающие борьбу духовенства за искоренение языческих верований местных жителей и за утверждение новой православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010