105 Yrwing H. Gustav Vasa, kröningsfragan och Västerås riksdag 1527. Lund, 1956. Ирвинг, в частности, показал, что мотивы, по которым Густав Васа откладывал коронацию (о необходимости которой ему неоднократно напоминали и прелаты, и светские аристократы, и бонды Даларны и других шведских областей) варьировались и, скорее всего, являлись просто предлогами. Напротив, после риксдага 1527 г. король сам поднял вопрос о коронации, которая вскоре была осуществлена. 106 Kjöllerström S. Krakla och mitra. S. 10. Ср.: Carlsson G. Gustav Vasas kroningsed. Historisk tidskrift. Stockholm, 1946. S. 321332. 110 «Дом Биргитты» – находившийся в Риме приют для скандинавских паломников, основанный св. Биргиттой. С этим домом были в той или иной степени связаны судьбы многих видных шведских церковных деятелей, в частности – Ханса Браска, Иоханнеса Магнуса, Лаврентиуса Андреэ. 111 Отъезд Йоханнеса Магнуса был отложен, возможно, в связи с тем, что его избрали архиепископом. 113 Одновременно король делал самоличные распоряжения относительно других церковных должностей: добился, чтобы угодный ему человек был избран архидиаконом Уппсальского кафедрального собора, а также чтобы в Уппсальский капитула был включен придворный капеллан Юхан Сассе. См.: GIR I. S. 61. 114 Т.е. организовать крестовый поход против Московской Руси, дабы обратить русских в католичество. На самом деле, это было нереально. Напротив, Густав Васа, испытывая в 20-е30-е гг. значительные внутренние и внешние трудности (и несомненно, учитывая как негативный, так и позитивный опыт предшественников – регентов Стуре), стремился поддерживать мир с московским царем. Это было важно для короля не только по военным, экономичеким и политическим соображениям, но и в чисто пропагандистском плане. Густав I, обращаясь к подданным, подчеркивал, что его уважают и признают иноземные государи. См.: GIR I. S. 122123. В 1524 г. Швецией и Русью был подписан мирный договор, подтверждающий ранее заключенный мир (1510 г.). О значимости для Густава Васы мирных отношений с Русью свидетельствуют выдержки из письма от 5 июля 1525 г.: король предписывает избранному епископу Абовскому, а также финляндским светским фрельсисманам и должностным лицам как можно лучше принять русское посольство, прибывшее для мирных переговоров. См.: GIR II. S. 163164. Лишь позже, в середине XVI в., когда внутренние трудности были преодолены, Густав Васа возобновил традиционную для Швеции агрессивную политику на восточных рубежах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

В третьем приделе миловиден запрестольный образ Богоматери между Августином и Франциском кисти Пинтуриккия и его же картина в люнете четвертого придела, представляющая четырех отцов церкви. Между многими гробницами здесь самая великолепная есть гробница кардинала Аскания Марии Сфорца, сына миланского герцога 222 . Над входом туда, в углублении, уцелела мозаика 1148 г. Богоматерь с Младенцем сидит на троне. По обе стороны стоят папы: Иннокентий II, ктитор церкви, и Евгений III, производитель мозаики; оба малорослы. К трону Богоматери подходят с одной стороны восемь нарядных женщин, в венцах, с пылающими сосудами, а с другой – две женщины без венцов и без огня в сосудах. Первые напоминают евангельских дев мудрых, а вторые – юродивых. Под этими мозаиками изображены пальмы, овцы и города Вифлеем и Иерусалим. Паперть украшают четыре гранитные колонны ионийского ордена. Внутри сего святилища хороши 22 античные колонны и красив пол, выстланный порфиром, серпентином и мрамором. Перед св. трапезой читается надпись: Fons olei, т.е. родник масла, с добавкой: отсюда вытекло масло, когда Христос родился от Девы. За этой трапезой, в алтарном верхнем углублении, блистательна мозаика XII–XIII века, виденная и описанная мною в два приема. Св. Приснодева и Иисус Христос рядом сидят на подушке, унизанной драгоценными камнями и лежащей на византийском троне, украшенном такими же камнями. Над ними небо и облака и в них рука с венком. На голове Приснодевы венец, из-под которого на рамена Ее спускаются две кисти, снизанные из круглых жемчужин. Лицо у Нее тонко, бело, брови тонки, глаза черны, нос тонок и прям, уста малы. Она одета в далматик и держит книгу со словами из Песни Песней 225 : leva eius sub capite, т.е. щуйца его под головой. Лицо Иисуса Христа бело, брови у него дугообразны, глаза круглые и черные, нос тонкий и прямой, тонкие усы книзу, бородка едва опушает лицо. Он держит книгу со словами: veni, electa mea, т.е. «гряди, избранная Моя». На обеих сторонах его помещены: слева св. Петр и папы Корнилий и Юлий в фелонях и омофорах и св. Калепод в фелони, все трое с книгами; справа папы Каллист с книгой и Иннокентий с изображением церкви и св. архидиакон Лаврентий с крестом и Евангелием. У всех их лица хороши. Под всей мозаикой этой помещены агнцы, знаменующие уверовавших христиан. Под агнцами мусией воспроизведены:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

О трех степенях умерщвления своей воли. 4: 4. Совет вступившим на поприще послушания остерегаться прелести самочиния. 4: 5. Послушание есть неверование себе во всем добром до конца своей жизни. 4: 5. Как должно поступать, прежде вступления в поприще послушания, в избрании наставника? 4: 6. По избрании наставника уже не должно судить его. 4: 6. Как соблюдать веру к наставникам и не судить их? 4: 7. Послушание названо исповедничеством и какая от него польза? 4: 8. Для послушника указание истинного послушания есть собственная его совесть. 4: 9. Предавая себя наставнику, прежде должно исповедать ему грехи свои. 4: 10. Сказание о мужах, которые чрез послушание достигли различных духовных дарований. 4: 20. 21. Исидор и Лаврентий служат примером послушания и смирения. 4: 23. 24. 25. 26. Архидиакон Македонии какую получил пользу в уничиженном послушании? 4: 31. Из повести о Мине: какой плод приносит послушание? 4: 34. Кто предал себя в послушание братству, какое тому надобно иметь приуготовление и действие и смиренный образ мыслей. 4: 36. Похвала общежительной жизни и послушания пред безмолвием. 4: 36. Кто не повинуется словом, тот не будет повиноваться и делом; и какой от сего вред? 4: 49. Какая польза от повиновения своему отцу и наставнику? 4: 50. О различии послушания, принятого по убеждению отца при предварительном объяснении ему о своей немощи, от послушания просто принятого; и о случающихся при сем поползновениях. 4: 51. Каким образом послушание имеет смирение? 4: 54. Какого рода бывают две брани против послушника? 4: 57. 58; 27:1. Истинный сын познается в отсутствие отца. 4: 53. (В Слове к пастырю.). 12: 4. Кому подобен тот, кто иногда повинуется, а иногда не повинуется отцу? 4: 60. Не должно увлекаться послушнику повестями о безмолвниках, и почему? 4: 68. От послушания рождаются смирение и рассуждение. 4: 71. 105. Вступившие в повиновение должны иметь в себе самоосуждение и смирение. 4: 74. Различие повиновения духовному отцу в общежитии и в безмолвии. 4: 76. Рассматривать, когда предпочитать послушание молитве? 4: 80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/938/...

Во имя толерантности христиане подвергаются дискриминации Генуя, 12 августа 2016 г.      «Христианство могут свести к явному меньшинству, но его невозможно уничтожить». Об этом 10 августа говорил кардинал Анджело Баньяско во время Божественной литургии по случаю праздника святого Лаврентия, небесного покровителя кафедрального собора Генуи. В своей проповеди глава итальянского епископата осудил попытки привести христианство к культурному конформизму со стороны так называемого европейского единомыслия, сообщает Благовест-инфо . Святой архидиакон Лаврентий был казнен 10 августа 258 года по приказу римского императора Валериана, который хотел сплотить империю вокруг языческого культа. Считалось, что христиане слишком отличаются от других, они подрывают единую идеологию государства, и поэтому их нужно было устранить. Исходя из этой исторической предпосылки, кардинал Баньяско говорил о современных преследованиях учеников Христа: «В то время как продолжаются гонения " классические " , о которых мы знаем из далекой истории, теперь они облекаются в более утонченные, но не менее жестокие формы, — легализованные, но отнюдь не справедливые». «Наш старый Запад, — отметил иерарх, — эксперт в этих делах, он болен своими же провальными идеологиями: " континент законов " подвергает христианство все большей дискриминации», но «никто из власть имущих не сможет сохранить свое человеческое сердце через пропаганду лжи, фальшивые обещания и видимость демократии». Сегодня, — подчеркнул архиепископ Генуи, — «во имя таких ценностей как равенство, терпимость и право, пытаются оттеснить христианство на обочину социальной жизни и создать такой мировой порядок, где Богу нет места, где различия, с одной стороны, превозносятся, а с другой — уничижаются». Существует мощное желание ограничить глубокое видение жизни, налицо систематическое обнуление культурной самобытности». Это вовсе не «предпочтительный путь к гармоничному и солидарному Европейскому союзу, но скорее — к пагубному континентальному переделу, тяжкому и высокомерному по отношению к людям. Здесь христианство считается расколом, потому что оно не падает ниц перед очередными императорами». Однако «история свидетельствует о том, что когда власть имущие — из-за личных амбиций — фокусируются на собственном выживании, когда они отрекаются от общественной и государственной миссии (res publica), тогда настают времена упадка».   

http://pravoslavie.ru/96122.html

Орнамент царских врат симметричен относительно вертикальной оси, он более густой и плотный в нижней и верхней части. Обычная для врат планка на оси по стыку створ отсутствует. В средней части врат орнамент более крупный и прозрачный, в его рисунке отсутствуют переплетения и многослойность. Овальные иконы Благовещения и Евангелистов малы по размерам, что подчеркивает значительность массы орнамента и его масштабность. Рокайльные щитки у левого и правого краев композиции, покрытые по поверхности сетчатым трельяжным орнаментом, и небольшие цветочные гирлянды под щитками показывают один из источников стиля врат-рококо. Другая стилистика свойственна верхней и нижней зоне орнаментики. Фантастические цветы и бутоны в многослойном густом плетении можно найти в числе декоративных мотивов искусства первой половины и середины XVIII в. Гибкость силуэтного рисунка орнаментов, заостренные окончания акантовых листьев, жесткость моделировки лицевой поверхности врат желобками и выемками, а также золочение, делают деревянные резные врата своего рода имитацией врат металлических. Сюжетные живописные композиции, а также резные потир и звезда, вкраплены в ковровый рисунок орнамента как его составные колористические и пластические элементы. Общая идея - врата райского сада - сопровождена скульптурными образами ангелов, они расположены на облаках по сторонам врат как небесные стражи. Дважды повторенное на оси изображение короны, облачные подножия ангелов и балдахин с открытым занавесом обозначают идею врат царствия небесного. Точных аналогов для Спасских врат выявить не удалось, однако по ковровому характеру измельченной резьбы ц малому масштабу овальных икон обнаруживается сходство с царскими вратами Успенского собора в Смоленске. Успенский иконостас в Смоленске датирован 1730-1740-ми гг. Он был исполнен украинскими резчиками во главе с С.М. Трусицким в стиле украинского барокко. На пономарских дверях располагались изображения архидиаконов Стефана и Лаврентия, украшенные внизу поволоченной резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=15136

Автор сообщал: год назад некий немецкий доктор богословия, монах августинского ордена, написал в Виттенбергском университете множество тезисов против индульгенций и разослал их, направив, в частности, экземпляр папе. Тот предал бы автора сожжению, если бы мог, однако у упомянутого доктора есть покровители. Другой доктор, в Риме, по поручению папы сочинил ответ на тезисы, но «пытаясь развязать петлю, затянул ее». Посылая шведским монахам материалы диспута, Петрус Магни прибавлял, что сам читал об истории возникновения индульгенций и понял, что они безосновательны. Однако, прибавлял далее автор письма, покаяние (которое сторонники Лютера тоже считали ненужным), напротив, является надежнейшим путем к спасению 72 . Главным проповедником нового учения стал Олаус Петри (в миру – Улоф Петерссон). Он родился около 1493 г. 73 в городе Эребру; по окончании местной городской школы учился в Уппсале, а затем в Лейпциге и Виттенберге 74 , где по всей видимости посещал выступления Лютера и, возможно, Меланхтона 75 . В 1518 г. он возвратился в Швецию, в качестве секретаря поступил на службу к стренгнесскому епископу Маттиасу, и был (в сентябре 1520 г.) рукоположен своим патроном в диаконы 76 . Элаус Петри – очевидец борьбы между сторонниками и противниками Стена Стуре младшего. Вероятно, он стал свидетелем «Стокгольмской кровавой бани», в ходе которой был казнен его начальник и покровитель – епископ Маттиас. Вернувшись из Стокгольма в Стренгнес, Олаус приобрел известность как проповедник и школьный наставник, толковавший, несомненно, в лютеранском духе Ветхий и Новый Завет 77 . У молодого проповедника появились последователи среди младшего духовенства. Они начали проповедовать в том же ключе. В Стренгнесе, незадолго до избрания на престол (или непосредственно в связи с этим событием) 78 Густав Васа познакомился с «местером Ларсом» – архидиаконом Лаврентиусом Андреэ, опытным и компетентным человеком, одобрявшим проповеди Олауса Петри. Согласно хронике Педера Сварта, король обратился к архидиакону за разъяснением сути учения Лютера.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лаврентий Римский, мч. - житие Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане (253-259). Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана (253-257, память 2 августа). Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: " Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа! " Святой Сикст отвечал ему: " Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам " . Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя. Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: " Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня! " Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом († 6 августа 258 г.). Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: " Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища " . За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: " Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном " .

http://pravicon.com/info-2758

I. Воспоминаемый в нынешний день святой священно-мученик архидиакон Лаврентий отличался особенною привязанностию к своему архипастырю, святителю римскому, папе Сиксту. Когда, по приказанию римского императора Валериана, вели Сикста в темницу за исповедание святой веры, архидинкон Лаврентий встретил его на пути и с горьким плачем взывал к своему любимому святителю-узнику: «Отче! куда ты идешь без сына? Архиерею святый куда ты спешишь без своего архидиакона? Учитель мой! возьми с собою твоего верного ученика!» «Не плачь, сын мой, говорил ему святитель, как бы в его утешение, не сокрушайся; я тебя не оставлю; тебе, как крепчайшему, предлежит еще больший подвиг, чем мне; только немного повремени; не позже, как через три дня по моей кончине, и ты последуешь за мною. А тем временем распорядись ты, как следует, нашим церковным имуществом». Проводивши святителя к темнице, Лаврентий поспешил исполнить его приказание на счет церковных сокровищ, которые были тогда на его руках. Спустя несколько времени, он был схвачен и представлен императору. «А где ваши церковные сокровища?» спросил его Валериан, узнавши от приведших его, что за человек Лаврентий. Лаврентий молчал. Валериан приказал отправить Лаврентия в темницу и здесь употребить все средства, чтобы выведать от него о сокровищах церковных. Чрез несколько времени опять представили Лаврентия к императору: «Оставь же ты свое упорство и скажи нам наконец о ваших сокровищах, где они у вас хранятся», опять спрашивал Валериан Лаврентия. «Государь, дай мне два-три дня сроку, отпустивши на свободу, – и я покажу тебе наши сокровища», ответил наконец Лаврентий. Валериан с готовностью отпустил его на этот срок на свободу, распорядившись, чтобы в это время за ним зорко следили. Лаврентий в эти дни ходил по городу и вел какие-то переговоры со всякого рода бедняками, нищими, немощными, калеками, сиротами и вдовицами, которые были, как оказалось потом, на попечении римской церкви. В назначенный день стали собираться к царским палатам десятки, сотни разного бедного и немощного люда. Явился в этой толпе и Лаврентий, как ее руководитель. К чему все это? недоумевают придворные и сам император Валериан. «Вот где наши сокровища!» заговорил наконец громко архидиакон Лаврентий, указывая императору и его придворным на собравшуюся тысячную толпу бедняков: «в этих нищих, как в сосудах, наши вечные сокровища; кто вручает этим бедным свое достояние, тот с лихвою получит его в загробной жизни». Оскорбительным показался для властей такой ответ святого, и он был жестоко замучен: его изжарили на железном одре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

По соображении показаний их дело представляется в следующем виде: нет сомнения, что мощи обретены, по свидетельству обретшего их Лукиана, в декабре 415 года в Палестине и 26 декабря принесены в Иерусалим; нет сомнения, что вскоре, по обретении их, все ли они или только правая рука при Пульхерии ок. 428 года принесены в Царьград, как свидетельствуют многие историки и, по Феодору чтецу, положены в церкви архидиакона Лаврентия в сентябре. Это и естественно. Храм архидиакону Стефану еще не существовал и весьма прилично было положит мощи архидиакона Стефана в церкви Лаврентия также — мученика из диаконов. Пульхерия между тем скоро выстроила храм архидиакону Стефану в Дафне. Несправедливо позднейший историк цареградский неизвестный XI или XII века приписывает построение его самому Константину В., вероятно, на основании неверного мнения, что и самые мощи обретены в Иерусалиме при Константине В., что в X веке выражено в месяцеслове Василия. Если бы существовал в Царьграде храм архидиакону Стефаву; зачем мощи его полагать в церкви диакона Лаврентия. По создании Пульхериею храма аридиакону Стефану мощи его принесены из церкви диакона Лаврентия в новый храм, по всей вероятности, 2 августа. День сей совпал с мучением Стефана архидиакона, а потом римского папы и, может быть, потому и избран для принесения мощей архидиакона Стефана. С сего времени стали более чтить память принесения мощей архидиакона Стефана 2 августа, чем в сентябре, во по свидетельству Феодора чтеца продолжали воспоминать местно и первое положение мощей его в церкви Лаврентия в сентябре. Память этого положения и до ныне осталась в восточных месяцесловах и прологах, в которых в последствии не точно вместо принесения или положения поставлено обретение мощей 15 сентября, а не 27. Вероятно, у Феодора чтеца в списках оказались разности. Бароний читал прежде V календ октябрьских т. е. 27 сентября, а было положение мощей одежде XV календ октябрьских, т. е. 17 сентября, в русском же переводе 21 сентября поставлено ошибочно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1. Свв. мученики архидиакон Лаврентий, Сикст папа и другие с ними . Когда погиб папа Стефан (см. 2 августа), на его место был поставлен святой Сикст. Был он родом из Афин, сначала занимался философией, а затем принял святое крещение. В то время римские епископы погибали один за другим так часто, что стать епископом в Риме означало то же, что шествовать на казнь. Император Декий был непреклонен в своем решении истребить христианство, и папа Сикст – вместе с двумя своими диаконами, Феликиссимом и Агапитом, – вскоре оказался перед его судом. Когда повели их в темницу, Лаврентий спросил у папы: «Куда идешь, отче, без сына? Куда [направляешься], архиерей, без архидиакона твоего? Папа утешил его, предсказав, что святой Лаврентий понесет еще большие мучения за Христа и вскоре отправится вслед за ним [то есть за Сикстом]. И действительно, как только казнили папу и его двух вышеупомянутых диаконов, Лаврентий был схвачен. Предварительно привел он в порядок все свои [личные] и церковные дела. Будучи ризничим и экономом [римской] Церкви, перенес он все церковные ценности в дом некой вдовицы Кириакии. Между делом исцелил он Кириакию от невыносимой головной боли прикосновением рук, а слепцу Крискентиону вернул зрение. Брошенный в темницу, Лаврентий и там исцелил от слепоты некоего узника Лукиллия, заключенного уже много лет, а затем крестил его. При виде этого крестился и темничный смотритель Ипполит, впоследствии пострадавший за Христа (см. 13 августа). Так как Лаврентий не только не захотел отречься от Христа, но, более того, увещевал и самого императора Декия отречься от ложных богов, то за это святого архидиакона били камнями по лицу, а по всему телу наносили удары скорпионами (то есть цепями с острыми зубьями). Некий воин Роман, присутствовавший при мучениях, уверовал во Христа и был тотчас обезглавлен. В конце концов нагого Лаврентия бросили на железный одр и подложили огонь. Медленно сгорая в пламени, святой Лаврентий благодарил Бога и насмехался над нечестием царя. Когда предал он свою чистую и мужественную душу Богу, его тело ночью взял Ипполит и отнес сначала в дом Кириакии, а затем в некую пещеру, где его с честью похоронил. Пострадал святой Лаврентий со всеми прочими в 258 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010