171 РА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1. 1890 г. Д. 221. Л. 23 об.; Оп. 1. 1886 г. Д. 63 б. Ч. 3. Л. 32, 36–36 об. Калькирование фресок было произведено в 1893 г. под руководством В. В. Суслова художником Ф. М. Фоминым. В настоящее время копии хранятся в Отделе древнерусского искусства ГРМ. 172 Заседания IX Археологического съезда в Вильне//АИЗ, изд. ИМАО. М., 1893. T. 1. 9–10. С. 310–311. Перепечатано: Труды IX Археологического съезда в Вильне... Т. 2. Протоколы. С. 42–43. 173 К обсуждению вопросов, связанных с исследованием Староладожской крепости, Н. В. Покровский привлекался как Русским археологическим обществом, так и Императорской Археологической комиссией (см. примеч. 107). В 1886 г., в связи с открытием H. Е. Бранденбургом остатков двух древних церквей, Императорская Археологическая комиссия приглашает его в качестве консультанта для осмотра обнаруженных при раскопках древних фресок (РА ИИМК РАН. Ф. 1. Оп. 1. 1886 г. Д. 17. Л. 13–20: Дело Имп. Археологической комиссии об археологических раскопках генерал-майора Бранденбурга близ Старой Ладоги, на левом берегу р. Волхова. 15 марта 1886 – 27 января 1896). См. также письмо H. Е. Бранденбурга к Н. В. Покровскому от 13 сентября 1895 г.: ОР РНБ. Ф. 593. Д. 169. Л. 3–4 об. (Бранденбург Николай Ефимович. Письма Н. В. Покровскому . 1888–1897). 174 Протоколы заседаний Имп. Русского археологического общества за 1893 г.//ЗИРАО. Новая серия. 1895. Т. 7, вып. 3–4. С. LII; Протоколы заседаний Имп. Русского археологического общества за 1894 г.//Там же. 1896. Т. 8, вып. 1–2. Труды Отделения русской и славянской археологии. Кн. 1. С. XII; История Императорского Русского археологического общества... С. 139. См. также: РА ИИМК РАН. Ф. 3. Д. 401 (Протоколы заседаний ИРАО 1893–1898 гг. Л. 20–20 об.); Там же. Д. 165. Л. 112–113 (О производстве раскопок в Староладожской крепости и снятии с крепости плана. 23 мая 1880 – 28 октября 1899: протокол заседания Комиссии от 23 апреля 1893 г.). По невыясненным причинам описание церкви было сделано В. В. Сусловым. См.: Суслов В. В. Техническое описание архитектурных памятников Старой Ладоги (пояснительный текст к таблицам)//Бранденбург H. Е. Старая Ладо­га. СПб., 1896. Сведения об участии Н. В. Покровского в подготовке иллюстративной части издания сохранились в письмах В. В. Суслова к Н. В. Покровскому (ОР РНБ. Ф. 593. Д. 558. Л. 3 об. – 4, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 числа утром сделал несколько визитов, именно был: у А. В. Краснопевкова, Н. П. Киреевской, наконец, у командующего войсками генерал-адъютанта Апостола Спиридовича Костанды. В 2 часа пополудни я служил, по желанию Председательницы Археологического Общества, графини П. С. Уваровой, панихиду по Императоре Александре Николаевиче, по графе Алексии Сергеевиче Уварове, учредителе этого Общества, и умерших Членах Общества в доме Общества, на Берсеневской набережной, в присутствии Почетного Председателя VIII Археологического Съезда, Его Императорского Высочества, Великого Князя Сергия Александровича, Московского Генерал-Губернатора, разных почетных лиц Мо­сквы, представителей ученых учреждений и председателей многих ученых Обществ. Вечером в одной из зал Исторического Музея, блистательно освещенной электричеством, происходило торжественное юбилейное заседание Общества. По входе в Музей Их Высочеств, В. Князя Сергия Александровича и В. Княгини Елисаветы Феодоровны, Председатель Археологического Общества, графиня П. С. Уварова в продолжительной речи охарактеризовала деятельность Общества за 25-летие. Речь эта покрыта была громкими аплодисментами. Затем следовало поднесение и чтение приветствий и адресов Обществу от разных учреждений и ученых обществ 796 . Среди этих приветствий счел приличным и я обратиться к Обществу с следующею краткою речью: «Ваши Императорские Высочества! Достопочтеннейшее Собрание! Присутствуя здесь, среди сонма именитых представителей науки и просвещенных любителей древностей, собравшихся с разных сторон на праздник двадцатипятилетия существования Императорского Московского Археологического Общества, я не могу не вспомнить с чувством особенного удовольствия о том, что я некогда присутствовал при самом зарождении этого почтенного ученого Общества, и что я имею честь принадлежать к первому, так сказать, набору действительных членов его. – И должно, мимоходом, сказать, что к присвоению мне такой чести была тогда некоторая благословная причина в том, что я, незадолго пред тем, занимая в священном Московском Кремле должность хранителя священных предметов и домашних утварей всероссийских митрополитов и патриархов, а также древних манускриптов их книгохранилища, по самому свойству этой должности, обязан был заниматься изучением и описанием предметов, близко соприкасавшихся с задачами и целями вновь открывавшегося в Москве археологического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Изложение доклада 14-го августа 1893 г., сделанного Ф. И. Успенским в качестве председателя Учёного совета съезда. 6. Отчёт о деятельности Русского археологического ин-та в Константинополе в 1897 г., ИРАИК, т. 3, 1898, стр. 195–230. 1) Заседания в Ин-те. 2) Учёные экскурсии в Малую Азию, в Ираклию, на Хиос и Патмос. 3) Собирание археологических материалов. 4) Редакционно-издательская деятельность. 5) Библиотека и кабинет древностей. 26-го февраля 1897 г. на заседании РАИК Ф. И. Успенский произнёс речь: О славянском элементе в Византийской империи. (Прочие доклады Ф. И. Успенского за 1897 г. см. 85, 86). Рецензия: Мсерианц, Л. Деятельность Русского археологического ин-та в Константинополе в 1896 и 1897 гг., Русская мысль, 1899, 6, стр. 90–106. См. 1) Беглери, Г. П. Русский археологический ин-т в Константинополе. ВизВ, 1898, т. 5, стр. 354–355; 2) И. С. Деятельность Русского археологического ин-та в Константинополе в 1897 г. ВизВ, 1899, т. 6, стр. 293–306. 7. Отчёт о деятельности Русского археологического ин-та. в Константинополе в 1898 г. ИРАИК, т. 4, вып. 3, 1899, стр. 109–155. 1) Заседания в Ин-те. 2) Археологические экскурсии в Никею и Македонию. 3) Редакционно-издательская деятельность. 4) Раскопки в Македонии. 5) Организация кабинета древностей. В отчёте имеются указания на доклады Ф. И. Успенского: 5 апреля 1898 г. в РАИК: О дочери Велисария на основании надписи в Солуни. 19 ноября 1898 г. там же: Памятники славянских древностей в Македонии (стр. 111), а также отчёт об экспедиции в Македонию (стр. 122–152). (Прочие доклады Ф. И. Успенского за 1898 см. 85, 86, 90). 19-го февраля 1899 г. в Моек, археолог, обществе был прочитан доклад: Экспедиция РАИК в Македонию, летом 1898 г. 8-го января 1899 г. доклад в РАИК на тему: Рукописи, находящиеся в Охриде в библиотеке при церкви св. Климента (стр. 131–141). 8. Отчёт о деятельности Русского археологического ин-та в Константинополе в 1899 г. ИРАИК, т. 6, вып. 2–3, 1901, стр. 397–481. 1) Заседания, лекции и практические занятия в Ин-те. 2) Археологические экскурсии в Малую Азию, в с.-в. Болгарию и в Эльбасан. 3) Редакционно-издательская работа. 4) Раскопки в Македонии и Болгарии. (См. также доклады Ф. И. Успенского за 1899 г. 108 и предыдущий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(30) Худяков М. Ананьинская культура//Казанский Губернский Музей за 25 лет. Юбилейный сборник статей. - Казань: Типография Комбината Издательства и Печати «Восток», 1923. - С.с. (72) - 73. (31) Худяков М. История Казанского Губернского Музея//Казанский Губернский Музей за 25 лет. Юбилейный сборник статей. - Казань: Типография Комбината Издательства и Печати «Восток», 1923. - С. 25. (32) См.: Там же. - С. 26. (33) Предположительно, это был профессор К.В.Харлампович. - И.А. (34) См.: К.Х. Послесловие//Казанский Губернский Музей за 25 лет. Юбилейный сборник статей. - С. 136. (35) Сидорова И.Б. Судьба гуманитарных музеев Казанского университета в 1920-е гг.//Вопросы музеологии. - 2012. - N 1 (5). - С.с. 116 - 117. Иллюстрации: 1. Николай Фёдорович Высоцкий (1843 - 1922) (фото 2-й половины XIX в.). 2. Экспонаты «историко-археологического музея» профессора Н.Ф.Высоцкого (См.: [Высоцкий Н.Ф.] Историко-археологический музей заслуженного ординарного профессора Императорского Казанского Университета Н.Ф.Высоцкого. II. Каменный век в Казанской губернии/с 9 таблицами/. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - Таблица V.). 3. Экспонаты «историко-археологического музея» профессора Н.Ф.Высоцкого: NN 1, 2, 3, 6 и 7 - ендовы, NN 4, 5 и 8 - братины (См.: [Александров А.И.] Историко-археологический музей заслуженного ординарного профессора Императорского Казанского Университета Н.Ф.Высоцкого. IV. О старорусской медной посуде/с 4 таблицами/. Действ. члена Общ. Арх., Ист. и Этн. А.И.Александрова. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1906. - Приложение II.). 4. Экспонаты «историко-археологического музея» профессора Н.Ф.Высоцкого: N 1 - лохань (с внутренней стороны), NN 2 и 4 - фляжки, N 3 - большой ковш, N 5 - стопка, N 6 - ендова, N 7 - ковш-черпалец (См.: Там же. - Приложение IV.). 5. Экспонаты «историко-археологического музея» профессора Н.Ф.Высоцкого: русские православные образки-»обереги» (См.: Высоцкий Н. О некоторых новых типах русских оберегов и об одном татарском амулете (с 2 таблицами рисунков)//Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - 1909. - Том XXV. - Выпуск 6. - Таблица (рисунки 1 - 8).).

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/13/...

Архив Пн Председатель Патриаршего совета по культуре освятил закладной камень на месте будущего строительства историко-археологического парка в Херсонесе 23 августа 2021 г. 12:17 20 августа 2021 года председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил чин освящения закладного камня на месте будущего строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» в Крыму. Владыке Тихону сослужили настоятель Владимирского кафедрального собора в Херсонесе протоиерей Сергий Халюта, местное духовенство.  На освящении присутствовали помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский; губернатор Севастополя Михаил Развожаев; директор института археологии РАН Николай Макаров; директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова; директор фонда «Моя история» Иван Есин; ученые и журналисты. Ранее митрополит Тихон представил проект будущего историко-археологического парка «Херсонес Таврический». Председатель Патриаршего совета по культуре отметил, что в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» в настоящее время 250 тысяч экспонатов, 140 тысяч артефактов принесли новые раскопки, но выставлено лишь 10% из них, поскольку музей испытывает дефицит площадей — в его распоряжении всего 1,9 тысячи квадратных метров, включая подсобные помещения. «В общей сложности музейные площади будут занимать 44 тысячи квадратных метров, — рассказал председатель Патриаршего совета по культуре. — Озеленение будет составлять 11,4 га, а застройка — 3,2 га». Концепция парка предполагает строительство нескольких объектов: музея античности и Византии, музеев христианства и Крыма, амфитеатра, международного археологического центра, ландшафтного парка, туристического центра, а также квартала-реконструкции древнего города. Кроме того, на территории парка планируется разместить школу искусств и филиал международного детского центра «Артек». Строительство грандиозного объекта будет завершено в феврале 2024 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5837757.ht...

е. Венеру). О религии Ассириян см. у Лаярда Niniveh und seine Überreste S. 410 ff. 26 Ibid. S. 454. Taf. XXI. fig. 8. – Вообще о боготворении полумесяца см. здесь замечания S. 119. 120. 29 Опыт о библиотеке и кабинете редкостей С.-Петербургской Императорской Академии наук Бакмейстера, пер. Костычева, Спб. 1779, стр. 143. 31 О достопримечательнейших памятниках Сибирских древностей в XII книжке Записок Русского Географического Общества, Спб. 1857, стр. 38 в примеч. 32 См. Layard Niniveh u seine Überreste S. 343. 344. Nin. u. Babylon S. 140. 430. Tat. XXI v. z. 37 Древности Геродотовой Скифии в Отчете Археологической Комиссии, Спб. 1866, Выпуск 1 стр. 15. 20. 52 См. в Известиях Импер. Археол. Общества, Спб. 1864, т. IV, стр. 145. 310 статью г. Лерха: Орудия каменного и бронзового веков в Европе, и в Древностях Моск. Археологического Общества, Москва 1867 Янв. – Февр.: Для археологии каменного века в России. 53 См. в Записках Русского Географического Общества, книга XII, Спб. 1857, статью г. Спасского О достопримечательнейших памятниках Сибирских древностей, стр. 125. 54 Рисунок камня см. в Древностях Ананьинского Могильника табл. 1 (в счете с другими IV) В Древностях Моск. Археологического Общества т. III вып. 2 при статье «Елабужские древности» снимок этот слишком неудачен. 55 Kostümkunde, od. Handbuch Geschichte der Tracht, des Baues und des Geräthes der Völker des Alterthums, II Abtheilung, Stuttgart 1860, S. 553. fig. 214 c или b. 57 См. в Записках Археологического Общества т. V, Спб. 1853, статью г. Муральта: Скифские древности, хранящиеся в Императорском Эрмитаже, стр. 214. 58 См. Georgii Alte Geographie, beleuchtet durch Geschichte, Sitten, Sagen Völker etc., Stuttgart 1838, 2-е Abtheil. S. 292, слич. изображение Скифа у Вейсса ibid. fig. 214 lit. b. 64 Pauly Real-Encyclopädie der classischeu Alterthurnswissenschaft, Stuttgart 1852, VI, 900. 901 sub v. Seythia. Монгольское происхождение особенно обличается употреблением у Скифов кумыса и лошадиного мяса, о чем говорят Геродот и Иппократ, см. Georgü Alte Geographie, Stuttgart 1838, 2 Abtheil. S. 293. Слич. в Записках Императорского Археологического Общества, Спб. 1855, т. V статью г. Муральта: Скифские древности стр. 205 и след. 65 Mannert, Das Norden der Erde, 2 Auflsge, Leipzig 1820, S. 486. Funke, Neues Realschullexicon, Braunsehweig 1805, V Th. S. 157 sub v. Scythia, и другие. Читать далее Источник: Ананьинский могильник Вятской губернии близ города Елабуги/[Соч.] Кап. Невоструева. - Москва: Синод. тип., 1871. - 75-112 с., 2 л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

В течение 1885 года было 8 собраний членов Церковно-Археологического Общества, а именно: 18 Февраля, 12 марта, 24 апреля, 29 мая, 19 июня, 14 октября, 18 ноября и 16 декабря. На них, кроме заслушания и решения текущих дел, обсуждаемо было отношение духовного собора Киево-Печерской Успенской Лавры о проектировавшемся устройстве водяного отопления лаврской великой церкви и о замене в оной чугунного пола деревянным, с оставлением без всякого изменения памятников старины, прочитан был отчет Церковно-Археологического Общества за 1864 год, сделаны были поминки по пяти усопших почетных членах Церковно-Археологического Общества, и предложены были следующие рефераты: товарища председателя П. А. Латкарева – «О результатах раскопок в усадьбе киевской Трехсвятительской церкви», «О предметах, найденных в окрестностях с. Луневки, Обоянского уезда, Курской губ., на месте нахождения древних серебряных римских монет II–III вв. и «О рукописной кормчей XV в., приобретенной от священника с. Васильевки, Полтавского у., Н. И. Россошанского»; члена и секретаря Общества Н. И. Петрова – «О найденной близ г. Батурина, Черниговской губ., египетской статуэтки и о параллельных явлениях в древне-египетской и народной русской литературах», «Описание древних восточных икон, завещанных Церковно-Археологическому Обществу при Киевской духовной Академии покойным преосвященным Порфирием Успенским » и «Попечительность киевского митрополита Филарета о материальном обеспечении сельского духовенства киевской епархии». Последний из рефератов напечатан в «Трудах Киевской дух. Академии» за 1685 год, а некоторые из поминок по почетным членам – в Киевских Епарх. Ведомостях за тот же год. По некоторым вопросам составлялись Церковно-Археологическим Обществом особые комиссии или давались членам особые поручения. Так напр., в январе месяце, с разрешения Высокопреосвященнейшого митрополита Платона, образована была особая коммисия для наблюдения за выемкою земли на усадьбе киевской Трехсвятительской церкви и могущими встретиться археологическими находками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Тогда автор, изменив предисловие и дав книге новый титул: „К истории духовного просвещения в Московском государстве XVI–XVII вв. Церковные или светские книги были в библиотеке Московских государей XVI в.?“, выпустил ее в 1899 г. вторым изданием и представил ее в Киевскую академию с тою же целью. Совет академии принял диссертацию к рассмотрению (журн. 17 дек. 1899 г.), но управлявший тогда Киевской епархией Преосвященный Сильвестр, епископ Каневский, не утвердил этого постановления, так как в справке не было указано „никакого основания ни в академическом уставе, ни в каком-либо начальственном распоряжении, ни в самом прошении Белокурова, не объясняющего причины обращения его со своей докторской диссертацией в академию Киевскую вместо своей родной Московской академии“. Совет, заслушав эту резолюцию, после бывших рассуждений, постановил 15 марта 1900 г. принять ее к исполнению. Но через четыре года та же Киевская академия, именно 4 июня 1904 г., по отзыву, подписанному профессорами Н. И. Петровым , А. П. Розовым и C. Т. Голубевым признала его доктором церковной ucmopuu–honoris causa–b виду многочисленных трудов его в области церковной истории и археологии, выдающихся по их научной ценности и важности. Синод утвердил это признание. Заслуги C. А. Белокурова перед русской наукой признаны не только духовными академиями. Во внимание к ним, он избран в члены-сотрудники комитета Ростовского музея церковных древностей, в действительные члены Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете (1887), ученых архивных комиссий Нижегородской (1890), Таврической, Симбирской (1896), Владимирской (1892), Общества любителей дух. просвещения (1892), Церковного исторического и археологического общества при Киевской дух. академии (1902), в члены-корреспонденты Императорского Московского археологического общества (1891) и Императорской академии наук (1903), в почетные члены Воронежского Церковного историко-археологического комитета (1904) и Орловского Церковного историко- археологического общества (1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за июль 1880 г.) (144–148) В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября, 21 декабря 1879 г., 25 января, 27 февраля 1880 г.) (129–176). Том 4 Октябрь 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (357–436) 2 . Олесницкий А. Введение в историю нравственности и нравственных учений (Идея развития и факторы истории – моральный, юридический и религиозный) [начало] (149–235) 3 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (236–289) 4 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за август 1880 г.) (290–294) В приложении: 5 . Объявления об издании в 1881 г. «Воскресного Чтения» (I–VI) 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (14 марта и 30 апреля 1880 г.) (177–208) Ноябрь 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга шестая и седьмая (297–394) 2 . Сильвестр, архим. Из чтений по догматическому богословию [продолжение] (295–388) 3 . Ковальницкий М. О значении национального элемента в историческом развитии христианства (389–432) 4 . Муравьев А. Афон Руссик (433–447) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (448–459) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за сентябрь 1880 г.) (44–459) В приложении: 7 . Исаев И. Отчет о состоянии Киевской духовной Академии в учебном 1879/80 гг. (460–468) Декабрь 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (437–529) 2 . Линицкий П. Наука и религия (469–516) 3 . Думитрашков К. Библиография (517–532) 4 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за октябрь 1880 г.) (533–554) В приложении: 5 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (30 апреля, 30 мая и 13 июня 1880 г.) (209–357)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вновь выработанным уставом имеется в виду внести единство в задачи и цели священнических братств 457 . Св. Синод в одном из своих июньских заседаний 1901 г. рассмотрел проект устава Болгарского археологического общества, которое образуется по инициативе Болгарской церкви 458 , и определил созвать общее собрание осенью 1901 г. из профессоров, директоров, писателей, высших сановников, народных представителей и других любителей для рассмотрения и принятия устава, равно и для записывания членов. 25 ноября состоялось, под председательством Высокопреосвященного Симеона, митрополита Самоковского, первое учредительное собрание археологического общества в помещении «Славянской Беседы». Св. Синодом разосланы были приглашения более чем 300 лицам. Явилось 120 человек. Проект устава составлен проф. Златарским. После долгих и оживленных рассуждений о круге деятельности и о цели общества, постановлено было: 1) избрать комиссию из двенадцати членов для изменений и дополнений устава на основании уже выработанного и 2) предложить желающим записаться в число членов общества. 16 декабря в зале Высшего училища состоялось, под председательством митрополита Симеона, второе учредительное собрание археологического общества. Исправленный и дополненный двенадцатичленной комиссией проект устава, заблаговременно напечатанный в количестве 300 экземпляров, после всестороннего рассмотрения был принят. 23 декабря в третьем учредительном собрании, под председательством Высокопреосвященного митрополита Софийского Парфения, избраны были члены правления, которое составилось главным образом из профессоров Высшей —590— школы во главе с проф. И. Шишмановым, который избран председателем археологического общества. Устав нового общества напечатан полностью (16 §§) в «Црк. Вестнике» 38–39. Болгарское археологическое общество в г. Софии имеет целью разыскивать, сохранять и изучать памятники старины в границах всей Болгарии и пробуждать интерес к ним в народе (§ 1). Для достижения своей цели общество а) старается привлекать интеллигентные силы Болгарии, устраивая отделения в более значительных городах и назначая членов-корреспондентов там, где нет отделений, б) предпринимает раскопки и научные экспедиции для разыскания старины, в) собирает археологические памятники и передает их на сохранение в народный музей, г) издает руководственные правила относительно собирания старины, д) рассматривает сообщения членов, е) устраивает археологические съезды, ж) входит в соглашение с властями относительно разыскания, собирания и сохранения археологических памятников, з) завязывает сношения с различными обществами внутри и вне Болгарии и лицами, от коих может ожидать содействия или полезных сообщений, и) берет на себя инициативу для выработки соответствующих своей цели законоположений, к) поощряет и награждает лиц, содействующих открытию новых памятников, л) сообщает о своей деятельности чрез печатные публикации (§ 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010