Всё сказанное о чудесном зачатии ей Иоанна Крестителя помогает нам благоговейно приоткрыть завесу той велия благочестия тайны ( 1Тим. 3:16 ), которая содержалась в благовещении Пресвятой Деве. Святое Евангелие так благовествует об этом событии: В шестой же месяц (после зачатия святого Иоанна) послан был ангел Гавриил... к Деве... Ангел, вошед к Ней, сказал... ( Лк. 1:27 ). Евангелист не говорит, что ангел явился, или предстал, а сказал вошед, т. е. постепенно приблизился к Ней. Этим самым архангел Гавриил избавил святую Деву от внезапности своего появления. Ещё издали, осиявая её благостью ей радостью небесной и тем успокаивал её, он вещает Ей: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами ( Лк. 1:28 ). Если праведные Захария и Елисавета были избранными сосудами благодати Божией, то какой же избранницей оказалась Та, Которая от самого своего зачатия и рождения уже пребывала благодатной и благословенной между женами и, следовательно, наиболее достойной посещения вестника воли Божией с зачатия Богомладенца. Архангел Гавриил, сказав эти слова приветствия, повременил несколько с дальнейшими речениям, давая возможность святой Деве Марии освоить его слова и быть готовой спокойно выслушать самую суть его благовестия. В этом замедлении в речениях архангела действительно была нужда, ибо святая Дева смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие ( Лк. 1:29 ). Она размышляла о том, что обозначает посещение небесного вестника. И не только смущение, но и некая болезнь вошла в Её душу. Видя это смущение, духовный вестник поспешил успокоить Её прежде, чем свет неведомого Ей небесного благовестия изльётся в Её душу. Не бойся, Мария, – сказал он, – ибо Ты обрела благодать у Бога ( Лк. 1:30 ). И вслед за этим в сердце Пресвятой Девы он изливает Божественный свет, вещая Ей: И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына,... И будет велик и наречётся Сыном Всевышнего... И Царству Его не будет конца ( Лк. 1:31–33 ). Сохранилось, братия и сестры, предание, что Пречистая отроковица знала пророчество Исаии о Деве, которая во чреве приимет и родит Сына ( Ис. 7:14 ). Читая это пророчество, Она всякий раз благочестиво недоумевала, вопрошая Себя: как может дева родить сына, не имея мужа. Веря в непреложность слов Священного Писания, юная отроковица выражала желание быть служанкой (рабой) Девы, имеющей родить Эммануила. И вот теперь Она слышит, что именно ей, Деве, предвозвещается зачать Сына – Эммануила. Ревнуя о чистоте и святости девства и преисполняясь кротостью и смирением сердца, она обращается, к архангелу Гавриилу с тем же вопросом: како будет это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Если Бог – Дух (как оно и есть в действительности), тогда Он, как Царь, окружен духами сотворенными, бесчисленными и недомыслимыми. Духи тьмы обитают вдали от престола Божества, а духи света стоят у престола славы Бога, Создателя своего, день и ночь. Так засвидетельствовал и один из главных архистратигов Божиих Архангел Гавриил, сказав Захарии-священнику: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою» 143 . Значит, он придворный Царя царей и военачальник воинств ангельских. Когда Сын Божий явился на землю как Мессия, целое небо явилось с Ним и при Нем. Отец дал глас Свой на Иордане, а Дух Святый явился в виде голубя. Архангел Гавриил возвестил в Назарете Деве Марии волю Бога Всевышнего. Ангелы возгласили о Христовом рождестве пастырям вифлеемским и воспели Ему знаменательное славословие: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» 144 Ангел Божий являлся праведному Иосифу трижды: в первый раз – чтобы он не отпускал Марию 145 , во второй раз – чтобы взял Божественного Младенца и бежал в Египет 146 и в третий раз – чтобы возвращался из Египта в свои родные места 147 . Ангел явился мудрым звездочетам с Востока и дал им совет не возвращаться той же дорогой (то есть через Иерусалим), а идти иным путем в дом свой ввиду Иродова злоумышления против новорожденного Царя Иисуса 148 . Сразу после крещения во Иордане Дух возвел Иисуса в пустыню, чтобы сатана искусил Его. Сорок дней и сорок ночей искушал Его сатана. И за это время Он не ел ничего, но не прерывал молитву – нить, связующую с Отцем Его Небесным. А когда победил все три самые большие диавольские искушения – сластолюбие, славолюбие и властолюбие, тогда отступил от Него сатана и «се, Ангелы приступили и служили Ему» 149 . Ангел Божий утешал Его в Его душевных страданиях в Гефсимании 150 . Когда один из апостолов хотел мечом защитить Его от Иудиных стражников, Он велел ему вложить меч в ножны, говоря: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (а это около ста двадцати тысяч) 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Слава и ныне: гл. тот же: Архангел Гавриил послан с неба предвозвестить Деве зачатие и, придя в Назарет, изумлялся пред чудом и размышлял в себе: «Как Всевышний, будучи непостижимым, рождается от Девы? Как вмещается в девическое чрево имеющий престолом небо и подножием землю? По одному слову благоизволил воплотиться от Нее Тот, на Кого не могут воззреть шестокрылатые и многоочитые. Божие Слово присутствует! Что же стою и не говорю Отроковице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, Чистая Дева; радуйся, Невеста Вечнодевственная, Матерь Жизни, благословен Плод чрева Твоего». Стихира на литии гл. 1: В шестой месяц после возвещения о зачатии Иоанна Предтечи Архистратиг Гавриил был послан к Тебе, Деве и Чистой, возвестить слово о спасении людей и вместе с тем приветствовать Тебя: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою! Ты родишь Предвечного от Отца Сына; Он спасет людей Своих от грехов их». Стихира на стиховне, гл. 4: В шестой месяц Архангел послан был к Чистой Деве и он, сказав Ей: «Радуйся», – возвестил о рождении от Нее Избавителя мира. Поэтому Она, приняв приветствие с верою, зачала Тебя, Превечного Бога, неизреченно благоволившего вочеловечиться для спасения наших душ. Тропарь гл. 4: Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил благовествует благодать. Поэтому мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Величание: Словами Архангела восклицаем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Стихи псалмов Боже, даруй Царю Твой суд и Сыну Царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого ( Пс. 71. 1–2.4 ). Благовествуйте со дня на день спасение Его ( Пс. 95, 2 ). Господь даст слово: провозвестниц великое множество ( Пс. 67, 12 ). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее: от плода чрева Твоего посажу на престоле Твоем ( Пс. 131, 11 ). Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю ( Пс. 71, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

И сказал мне ангел, бывший со мной: «От места, где находится кладезь сей, который ты видишь, отвратилась слава Божия, и ни один из ангелов не взирает на людей тех. Все, кто не признал в святой Марии Богородицу и говорил, что не воплотился от Нее Господь в человеке, что хлеб причастия и чаша благословения – не плоть Его и кровь, ввергнуты в кладезь сей, и, как были о том слова мои, ни один ангел не взирает на них». (42) И видел я на западе, где плач и скрежет зубовный, мужей многих и жен, мучимых там. И сказал я ангелу: «Кто сии, господин мой?» И сказал он мне: «Сии суть говорящие, что не существует воскресения мертвых, и никогда не будет к ним снисхождения». (43) Услышав это, восплакал я горько. И, воззрев на твердь, увидел, как разверзлись небеса, и архангел Гавриил сошел вниз с войском ангелов, и сделали они смотр всем казням. И при виде их все приговоренные к наказанию возопили громко в один голос: «Смилостивься над нами, Гавриил, предстоящий пред Богом! Ибо слышали мы, что есть суд, и вот, сами узнали его». И в ответ сказал архангел Гавриил: «Жив Господь, пред Коим я предстою! Денно и нощно, без устали исполняю я посольство для рода человеческого, но не содеяли они и малости благой в этой жизни, а суетно загубили отпущенное им время. Ныне же и я восплачу с возлюбленным Павлом: сжалится, быть может, благой Господь и дарует вам успокоение». Ответствовали они ему в один голос: «Смилостивься над нами, Господин наш!» И пали пред лицем Божиим, и умоляли, говоря: «Смилостивься, Господь, над сынами человеческими, которых создал Ты по образу Своему!» (44) И сотряслось небо, как лист, и увидел я двадцать четыре старца, лежащих ниц, и увидел жертвенник, престол и завесу, и все взывало к славе Божией. И увидел я Сына Божьего, со славой и многим могуществом сходившего на землю. И когда раздался глас трубный, возопили все казнимые, говоря: «Смилостивься над нами, Сын Божий, ибо Тебе дана власть над небесными, земными и подземными!» И был голос, говорящий: «Какое благое дело сделали вы, что просите об успокоении? Творили вы, что хотели, и не покаялись, но в распутстве загубили жизнь вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Престолу предстоя Трисолнечнаго Божества/и богатно просиявая Божественными светлостьми,/испущаемыми непрестанно оттуду,/сущия на земли, радостно ликующия/и восхваляющия тя,/страстей мглы избави/и просвещением уясни,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Низложи шатания агарянская,/на стадо твое часте находящая,/устави раздоры Церкве,/укроти бурю безмерных искушений,/избави бед и обстояний/любовию чтущия тя/и под кров твой прибегающия,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Слава, и ныне, глас 2: Благовествует Гавриил Благодатней днесь:/радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная,/не удивляйся странному моему зраку,/ни ужасайся, Архангел бо есмь./Змий прельсти Еву иногда,/ныне же благовествую Тебе радость,/и пребудеши нетленна,/и родиши Господа, Пречистая. На стиховне самогласен Триоди, дважды, и мученичен. Слава, и ныне, Богородичен. Собор Архангела Гавриила Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую (Серафимы, Херувимы и Престолы), среднюю (Господства, Силы и Власти) и низшую (Начала, Архангелы и Ангелы). Архангелы являются посредниками между Богом и людьми, открывают людям тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, благовествуют о великом и преславном: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем...» ( 1Фес. 4:16–17 ). Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день после Благовещения, прославляющего Пречистую Деву Марию, благодарные Господу христиане почитают Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Еще в Ветхом Завете имеется свидетельство о семи высших Ангелах (Архангелах) Божиих ( Тов. 12:15 ), равных по достоинству и чести. Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Родителей её уже не было в живых. По любви к служению Богу, она решилась навсегда остаться девой и дала Богу в этом обет. Архиереи и старцы еврейские, узнав об обете Св. Девы Марии, сначала не знали, что делать; но потом, посовещавшись, решили обручить ее дальнему родственнику, 80-ти летнему старцу Иосифу, чтобы он, называясь только мужем её, заботился о её пропитании и хранении девства. Иосиф был человек небогатый, жил в городе Назарет и занимался плотничеством. И Св. Дева Мария с этого времени поселилась в доме Иосифа в Назарете, занималась рукоделием, любила читать свящ. книги и молиться. Здесь однажды, 25-го марта, явился пресв. Богородице посланный от Бога архангел Гавриил и возвестил, что от неё воплотится и родится Сын Божий, Спаситель человеков. «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!» 96 сказал Деве Марии Ангел. Мария, увидев Ангела, смутилась. Тогда Ангел сказал ей: «не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь ему имя Иисус » (что значит Спаситель). «Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего; воцарится над домом Иаковлевым (т. е. над народом еврейским), и царству Его не будете конца. Вот и родственница твоя Елисавета зачала сына в старости». Св. Дева Мария, помня свой обет не выходить замуж, сказала архангелу Гавриилу: «как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Св. найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя 97 ; поэтому и рожденный Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». Тогда Св. Мария со смирением и покорностью воле Божией сказала Архангелу: «Я раба Господня. Да будет Мне по слову твоему». И архангел Гавриил отошел от неё ( Лк. 1 ). Из слов арх. Гавриила состав. известная молитва Богородице (См. Мол. § 10). Храм Божий – место благочестивого воспитания не только для взрослых, но и для детей. Тропарь . Днесь спасенї нашего главизна, и еже отъ вка таинства вленїе, Сынъ Божїй Сынъ двы бываетъ, и Гаврїилъ благодать благовстветъ. Тмже и мы съ нимъ Богородиц возопїимъ: радйс, Благодатна, Господь съ Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Прежде всего, о Матери Мессии имеются пророчества в священных ветхозаветных книгах ( Быт.3:15 ; Пс.44:10–18 ; Ис.7:14 ; Мих.5:3 ). Это однозначно указывает на то, что в многовековой истории спасения человечества Ей отведено особое место. Поэтому явившийся к Ней архангел Гавриил, извещая об этом великом событии, называет Её благодатной. Слово это во всей Библии ни к одному лицу больше не применяется. Архангел прибавил слова, в которых заключено свидетельство о том, что Матерь Мессии отмечена особым избранничеством: благословенна Ты между женами ( Лк. 1:28 . В ответ на эти слова Дева Мария смутилась и стала размышлять, что значит это приветствие. Архангел Гавриил сказал: Ты обрела благодать у Бога.Греческое evres harin точно соответствуют еврейскому masa hen (находить благоволение). В Ветхом Завете эти слова значили Божественное избрание определенного лица в планах спасения людей. Можно твердо и решительно сказать, что почитание Божией Матери началось еще при Её жизни. Об этом свидетельствует евангелист Лука, когда описывает посещение Матерью Божией дома святой Елизаветы. Они были близкие родственники, и отношения между ними были привычными, но сошедшая на Деву Мария благодать Святого Духа настолько возвеличила Её, что Елизавета воскликнула громким голосом: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк. 1:43 . Как только приветствие Её дошло до слуха Елизаветы взыграл младенец радостно во чреве ее. Есть ли что-либо общее между холодными рассуждениями о Божией Матери протестантов и возвышенными словами о Деве Марии святой Елизаветы: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! ( Лк. 1:42 . Это не были лишь выражением восторженных чувств праведной Елизаветы. В ответ на её слова Матерь Божия воспела: величит душа Моя Господа( Лк.1:46–47 ). Она говорит: отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк. 1:48 . Исполняется ли это евангельское слово у протестантов? Разве православные христиане сами установили почитание Божией Матери? Именно в святом Евангелии мы находим слова: сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 . Почему Спаситель сказал: «Отец Мой более Меня»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010