Вера без деяний – тело без души, Внимай сим глаголам и другим внуши! Откуда все распри во вражде и злобе? От страстей нечистых в членах и утробе. Ратуют собратья, мира не желают, Тяготеют к мщению, кровь проливают. Если кто отступника к истине наставит, – Спасет сего душу, Господа прославит; В Царство вечной жизни Бог таких введет». Вот скончал Иаков свой земной черед; В час, когда евреи его истязали, и Уста его Господу славу воссылали. Бог прославил праведника в горнем Царстве света – Помоги, апостол, и нам в этом. 2. Св. Игнатий, патриарх Цареградский . Сын царя Михаила Рангаве. Взошел на патриарший престол в 846 году, после святого Мефодия. Свержен с престола в 858 году и отправлен в ссылку. На его место был избран святой Фотий, первый секретарь царя. Но когда престол занял царь Василий Македонянин, он опять вернул Игнатия на патриаршество. И управлял святой Игнатий Церковью с великой ревностью и мудростью. Построил монастырь Святых Архангелов, в котором упокоился в Господе на 89-м году своей земной жизни. 3. Преп. Иаков Боровичский . Об этом святом известно лишь столько, сколько открыл он после своей смерти, явившись во сне благочестивым людям из селения Боровичи. Его святые мощи в 1540 году приплыли по реке Мсте и встали перед Боровичским порогом. От [сих] его [святых] мощей источилось множество чудес. Рассуждение От Бога – благодать, а от нас – труд. А посему пусть никто не думает, что святые Апостолы утверждались только на дарованной им от Бога благодати, и что им было легко, и что без труда совершали они свое великое дело в Не говорит ли апостол Павел: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1Кор. 9:27 )? И в другом месте не свидетельствует ли он, что проводил жизнь в опасностях... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор. 11: 26. 27 )? Святой апостол Иаков питался только хлебом, и то не досыта, спал очень мало, проводя ночи в молитве. Так много молился он коленопреклоненно, что кожа на коленях у него отвердела и стала походить на кожу на коленях верблюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Война в небе есть постольку участие ангельского мира в нашем спасении и искуплении чрез боговоплощение. Здесь есть онтологический синхронизм, хотя он и не поддается ближайшему раскрытию. Связь эта намекается и в указанном тексте Лк., где 70 учеников, посланных на проповедь , говорили о том, что бесы повинуются им (что и предваряется данною им властью при посылании на проповедь). Прежде всего, «призвав 12 учеников, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгоняли их» ( Мф. 10:1 ; Мк. 3:15; 6:7 ; Лк. 9:1 : «силу и власть над всеми бесами»). Последнее слово Христово ученикам по Мк. 16: 17 также включает в себя: «Именем Моим будете изгонять бесов». Намёком на то, что низвержение сатаны находится в связи с боговоплощением, здесь является и то, что во главе воинства небесного стоит Михаил, не только «один из первых князей» ( Дан. 10:13 ), но и «князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (12:1), избранного Богом, чтобы послужить боговоплощению, породить праотцев Девы Марии, Матери Божией, отцов Сына Авраамова, Сына Давидова, Сына Божия. Это говорит не только вообще об участии всего ангельского мира в деле искупления, в сослужении его служению Христову, но и определённо связывает его и с личным служением ангела-хранителя Израиля, архангела Михаила. Это событие – война в небе в ангельском мире – поведано лишь в Откровении, оно составляет его собственный догматический вклад в библейскую ангелологию. Что же есть эта война? Как она может быть понимаема в применении к миру духовному? На это не может быть дано ответа на человеческом языке. Но ясно, что здесь действовала и сила Христова воплощения, Его сошествия с небес, потому что прямо так говорится о победе ангелов: «они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (12:11). Последние слова непонятны, поскольку речь идет о духах бесплотных и потому уже бессмертных. Очевидно, победа сатаны в ангельском мире как-то угрожала смертью духовной, как и вся борьба была духовная.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Вот пишет Сергей Худиев о том, как он видит расклад сил в конфликте на Донбассе – а в ответ его обвиняют в предательстве «священной памяти» погибших в Великой Отечественной и отказывают в праве называться христианином. Оставим, что какими бы похожими ни казались два вооруженных конфликта – тогда и сейчас – необходимость связывать их в одно целое через семь десятилетий еще нуждается в серьёзном обосновании. Но как ни обосновывай – Великая Отечественная война, конечно, очень важное и значительное событие мировой и русской истории, но это всё же не война архангела Михаила с Сатаной до начала времен, а одна из многочисленных войн человечества, коих было множество и, боюсь, будет еще немало. И придавать этой войне значение религиозного символа, по отношению к которому человек достойный любви, отличается от человека любви недостойного, – значит недопустимо расширять границы священного, переносить Божественное достоинство на творение рук человеческих. Заповедь апостола «Дети, храните себя от идолов» дана в конце пятой главы Послания Иоанна. Но в послании нет ничего о поклонении статуе Юпитера или гению Императора – эти проблемы начались у христиан позже. Послание посвящено многократным повторениям, что братьев своих надо любить, а не ненавидеть. Потому что «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза», и потому что «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». И что ничто из того, что в мире, христианину любить не следует, ибо «мир проходит, и похоть его». Мир проходит – со всеми его военными победами, политическими раскладами, культурными ценностями и правами. Ставить их между собой и братьями, отказывать в любви живым людям ради эфемерных реалий, которые сегодня есть, а завтра сменятся более актуальной повесткой дня, – это и значит служить идолам. Социальные институты, экономические достижения, правовые концепции и прочие творения рук человеческих есть в большинстве случае благо: порядок всё же лучше хаоса. Но поклонение им с религиозным чувством приводит не к тому, что эти вещи становятся святы – они приводят к тому, что поклоняющийся им становится язычником.

http://pravmir.ru/o-granitsah-svyashhenn...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ ТЫРНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Феодосий Тырновский Феодосий Тырновский, Болгарин (+ 1363 ), монах , преподобный Память 17 февраля (Болг.), 27 ноября (Болг.) и в Соборе Болгарских святых Житие преподобного Феодосия начинает со слов: " Коего народа и из которого преходного родного места происходил оный муж божественный, нелегко сказать в настоящее время, когда уже он сделал так, чтобы никто этого не знал " . Исследователи считают, что преподобный родился в конце XIII или начале XIV века, в районе Бдина (нынешнего города Видин в Северо-Западной Болгарии) . Вполне возможно, что " святой является потомком бдинских Шишмановичей и близким родственником царской семьи " . Принятие монашества и странствование по болгарским монастырям Следуя буквально божественные слова Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” ( Мф. 16, 24 ), благочестивый Феодосий покинул свой дом и отправился в Арчарский монастырь свт. Николая , где принял монашество . Под наставничеством опытного игумена Иова молодой инок скоро преуспел в послушании, смирении, посте и воздержании и в стяжании всех остальных монашеских добродетелей. Он стал известен тем, что искусно выучил Псалтирь . Такое старание и усердие не остались незамеченными игуменом, который определил его руководителем монашеской братии. Немало времени преподобный Феодосий провел в этой обители, но кончина игумена Иова, как и стремление к духовному совершенствованию подтолкнули его покинуть Арчар и отправиться в столичный город Тырнов . В окрестностях города располагалось множество монастырей. Преподобный Феодосий решил поселиться в одном из них - монастыре пресвятой Богородицы Одигитрии на холме Святая гора . Однако вскоре преподобный отправился в монастырь, расположенный недалеко от города Червена . Вероятно, это был монастырь архангела Михаила, высеченный в скалах недалеко от современной деревни Иваново.

http://drevo-info.ru/articles/13674116.h...

Всякое давление на Церковь с целью скорейшего признания исследуемых останков царскими, следует считать косвенным доказательством неподлинности этих останков, непринадлежности их к святым благодатным мощам. А намерения тех, кто оказывает такое давление - антицерковными и провокационными. У Церкви нет цели непременно и поскорее признать эти останки святыми мощами. Церковь уже прославила Святых Царственных Страстотерпцев и молится им во всяких нуждах. Конечно, великое утешение для Церкви иметь мощи святых. Но есть множество примеров святых, мощи которых Бог не изволил явить Церкви. Пожалуй, первым таким примером можно считать сокрытие Богом места погребения пророка Моисея, для того, чтобы тело его не стало предметом суеверного обожествления и идолопоклонства израильского народа. «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню и погребён на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6). Церковь воспевает в акафисте Святого Архистратига Божия Михаила за то, что он «провидя козни духа тьмы, воспретил еси ему именем Божиим, да не дерзнет сокровенное тело почившаго вождя Израилева Моисеа явити ко обожению чувственным сыновом Израилевым» (Икос 11). О возможном соблазне суеверия в отношении тела пророка Моисея говорит и Священное Писание: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: " да запретит тебе Господь " » (Иуд. 1, 9). В нашем народе сегодня встречаются настроения, которые принято называть «ересью царебожия» . Не для того ли сокрыл Бог от нас останки Святых Царственных Страстотерпцев, чтобы избавить нас от соблазна неправильного к ним отношения? Может быть, для того, чтобы они нам были явлены, нужно потрудиться над тем, чтобы в народе нашем воспитано было правильное отношение к Царю-Страстотерпцу и, вообще, к помазанникам Божиим? Многие в нашем нынешнем обществе придерживаются крайних точек зрения в отношении Николая II. С одной стороны - хула и клевета, с другой стороны - попытки заменить Христа Царственной особой. И то, и другое - недолжное отношение к Царю.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/11/...

Другими словами, понятие «нечистоты», переходит из понятия чисто телесного, связанного с естественными процессами (в т.ч. различными выделениями нашего естества) в духовно-нравственную, этическую плоскость. «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» - говорит Бог апостолу Петру перед тем, как отправить его проповедовать в дом Корнилия сотника, фактически отменяя иудейский запрет входить правоверному в дом к язычникам (Деян. 10, 15). Апостол Павел пишет еще более прямо: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим 4:4). Итак, по мысли апостола Павла, можно видеть что и в человеке, как «венце творения» все хорошо, и естественные процессы нашего организма не могут отлучить нас от Бога и Его Благодати. В сегодняшней практике посещения православными женщинами храма и участия в Таинствах мы видим две тенденции: одна практика предполагает, что в периоды месячных женщина может посещать храм, прикладываться к кресту и иконам, принимать просфору и святую воду, однако должна воздержаться от Причастия. Другая тенденция также допускает молитву дома и в храме, однако предполагает не прикасаться с святыням (кресту, иконам, мощам), не вкушать святую воду с просфорой, и, также, не рекомендует причащаться. Важно отметить, что в данном вопросе все же желательно следовать рекомендации своего духовника (или приходского священника): священник, поставленный  Церковью для руководства народа Божьего в Таинствах, лучше всех поможет прихожанке выработать правильный подход в данном вопросе. Праздники, когда ходят на кладбище Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии Если речь идет про церковные праздники, то православные люди в большие праздники на кладбище не ходят. Конечно, речь не идет о ситуациях, когда в этот день похороны человека или иная необходимость.

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

Епископ наложил на свою паству трехдневный пост. -Не убоимся наглого супостата, - сказал он, - но все упование возложим на Господа Бога. Христиане, заполнив храмы, слезно умоляли Спасителя и угодников Божиих избавить их от смертельной опасности. Накануне решительного штурма епископу явился Архистратиг Божий Михаил. -Смело выходите из города и атакуйте супостата! - сказал он. - Я буду с вами! Как только открылись городские ворота и воины-христиане выступили на врага, раздался страшный гром, засверкали ослепительные молнии; огненные стрелы в одну секунду поразили более шестисот воинов-язычников. Остаток войска обратился в паническое бегство. Христиане преследовали врагов, восвояси вернулись лишь жалкие остатки. Вот еще одно свидетельство. Это произошло во времена благочестивого царя Иудейского Езекии (II-й век до Рождества Христова). Ассирийский царь Сеннахерим вторгся в его владения и стал у стен Иерусалима. Положение было отчаянное; всем были известны дикие бесчеловечные нравы подступившего врага. Езекия обратился к Господу с молитвой: «Господи, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас из руки его (Сеннахерима), и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19, 15-16; 19). Вот что ответил Господь Своему верному рабу: «Не войдет он (Сеннахерим) в сей город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар. 19, 32-34). По повелению Господа Архангел Михаил вошел ночью в ассирийский стан и поразил сто восемьдесят пять тысяч (!) воинов. Сеннахерим, увидев случившееся, пришел в неописуемый ужас и стремительно бежал прочь. Архистратиг Божий Михаил может и ныне, как и много веков назад, прийти на помощь тем, кто его призывает. Богобоязненный царь Езекия молился один, а нас, православных христиан, тысячи и тысячи. Усердно, как и он, помолимся архистратигу Михаилу, чтобы он огненным мечем поразил не 185 тысяч бандеро-нацистских вояк, которые подняли гордые главы против России, а 285 тысяч. И как только это произойдет, сатанинский украинский режим сразу поймет, что с нами Бог, и не стоит идти против рожна.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/02/...

Есть такое народное наблюдение, как назовешь корабль, так он и поплывет. Дорогие братья и сестры, давайте попробуем ещё подумать, прочувствовать девиз для нашей родной страны! Позвольте и мне поучаствовать в этом благородном деле. Предлагаю свой вариант в виде краткого стиха: «С верой, в правде и силе Подымайся, Россия!» Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 35. Ответ на 32., Алёша: Еврейских молодых людей привести не могу. Они в Америке. Но Маркса любят. Правда, не в ленинском ключе.Троцкисты? Впрочем, Америка меня не интересует от слова вообще. А троцкисты при чем? Ладно, давайте забудем. А то очень вязко получается. 34. Поддержать инициативу! Архангел Михаил положил начало своей победе мыслью, в некотором роде девизом: «Никто какъ Богъ». Мысль абсолютно истинная, принятая от Святого Духа. И Ангелы силой Божией победили тьмы демонов, потому что слова Михаила содержали в себе истинную, Божественную энергию. Мне кажется, можно попробовать всем православно потрудиться и обрести мысль-девиз в Евангелии. Мне, например, сразу же открылись: «К ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ!» (Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную). «БУДЕМ ЕДИНЫ!» ( ...чтобы они были едино, как и Мы. ... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.  ... И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.  ... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Ин 17 ).  Лично мне ещё нравится девиз «К Свету!». Не знаю, откуда первоначально взялись эти слова. Такие, как «Православие, Самодержавие и Народность», при всём их соответствии, мне кажется, свидетельствовали об обмирщении жизни. Мне кажется, должна стоять максимальная, чисто-религиозная задача, духовный идеал. В напряжении духовной работы и получится нечто и с человеком и со страной. Так создалась Сятая Русь из Евангелия. Кто из нас, христиан, не проходил через мучительное чисто-духовное перерождение? После него начиналось всё... Тем более, что только чисто-религиозная мысль начнёт работать по примирению всех разделений от рассудка. Что стоят идеологический разделения христиан, если все умрём? Самое главное – Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божия» (это как-бы «девиз») и добавил: «И всё остальное приложится вам» -- и государственность, и справедливость, и победы...

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/24/s_...

И был ему голос свыше: «Дерзай, страдалец мой! Я – с тобою всегда, но ждал твоего великого подвига: и терпению твоему удивились все ангелы, и архангелы затрепетали, и земля поколебалась, видя твое терпение в таких трудах, подвиги, пост и молитву. Да уже не будет тебе другого зла от такого гонителя, но ждут тебя со страхом и трепетом силы царства моего. Все тебе уже приготовлено, и будет тебе так». И голос говорил, а никого не видел старец Иринарх, стоя, проливая слезы из очей своих, как потоки, и молитву беспрестанно творил: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий! Помилуй меня, грешного, от искушения». А крестом себя осенял безостановочно. И потом игумен Симеон изгнан был из монастыря. О приходе литовцев под монастырь и о сдаче Москвы самозванцу. И узнали литовцы о смерти князя Михаила Скопина и возвратились к Москве, и встали под Москвою, захватили царство ложью по своему злому умыслу, и царя Василия Ивановича им, врагам, предательски отдали, и они сослали его в Литву. И в 7119 году царство Московское завоевали, и людей многих порубили – как и виделось старцу в видении слов Господних. И так сбылось слово Господнее, сказанное в 7116 году: «Небо и земля прейдут, а слова Господа не могут прейти». О приходе панов в монастырь на Устье в 7120 году и о рассказе о смерти пана Сапеги. И как-то осенью после дня памяти Дмитрия Солунского пришли литовцы в Ростов. И в то время игумен со всею братией бежал на Белое озеро от панов, убоявшись мучений от рук их и гибели от мечей, а старец Иринарх с учениками своими пребывал в келье своей, молясь Богу беспрестанно. И пришли литовцы в монастырь, и пребывали в монастыре десять недель. И пришедший в келью к старцу пан сказал: «Благослови, батька! А Сапега убит был под Москвою, как ты и предсказал». И сказал старец пану: «Идите и вы в свою землю – и будете живы. А если не уйдете с нашей земли, – и вам также быть убитыми». И пойдя, поведал пан всем панам слова старца. И начали паны всякий день приходить к старцу, и старец начал им говорить: «Идите и вы в свою землю, если не пойдете в свою землю, то и вы убиты будете». И пришел к старцу сын воеводы по имени Воин, и взял благословение у старца идти в свою землю. И старец благословил его идти в свою землю из Русской земли. И сын воеводы поклонился до земли, и пошел к своему отцу, и поведал ему о благословении. И, услышав об этом, его отец умилился. И сам воевода Иван Каменский пришел к старцу в келью и поклонился старцу до земли: «Благослови, батька, и меня идти в свою землю, как уже благословил сына моего». И старец благословил его, и сказал: «Только не грабь монастырь, и братию, и город Ростов». Он же ушел от старца, и пошел в свою землю со всем войском, и не сделал зла городу Ростову и монастырю благодаря благословению . И была в монастыре великая радость: избавил их Бог от такой великой скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду…». На брачном пире в Кане Галилейской Иисус из воды сделал «хорошее вино». В римском мире в новозаветное время самые лучшие вина были те, в которых опьяняющее свойство устранялось кипячением. К примеру, Плиний в трактате «Естественная история» говорил, что «хорошее вино» – это вино, лишенное опьяняющего свойства. Подобным образом Плутарх указывает, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг, и не влияет на ум или страсти». Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области: «Поэтому, когда мы говорим о том, что Господь сотворил вино для тех, кто были на этом пиру, конечно же, однозначно, мы говорим, что это было не опьяняющее вино. Господь не мог находиться в собрании, где люди предаются греху. Думать так, что он оставался там, и, тем более, был причиной их опьянения – абсолютно кощунственная мысль». Ещё одним распространенным примером из Библии, якобы, оправдывающим употребление алкоголя, является совет апостола Павла апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов». Для некоторых людей этот текст означает, что алкоголь сам по себе не представляет никакой опасности для здоровья. Другие же это место воспринимают прямой рекомендацией умеренного употребления алкоголя. Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Иной раз говорят еще о том, что апостол Павел Тимофею говорит, что ради немощей своих телесных, ты пей немного вина. Здесь используется как раз то понятие, которое говорит о винограде не как о вине, опьяняющем человеческий ум, а именно говорится о винограде, как о целебном продукте, дающем человеку силу для жизни, являющимся лекарством для человеческой немощи».

http://pravoslavie.ru/101066.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010