Законным, т. е. согласным с законами церкви, рукоположением называется такое, которое совершается епископом, по прямому в непрерывному преемству приявшим власть поставлять совершителей тайн Божиих от самих апостолов. Преемство от апостолов и непрерывность этого преемства служить признаком истинной иерархии и свидетельствует о праве человека совершать таинства 32 . Необходимость этого условия для действительности таинств понятна. Господь И. Христос усвоил право и власть сообщать людям благодатные дарования чрез установленные Им священнодействия не всем верующим, но только призванным из них – апостолам ( Мф. 18, 18; 28, 18–19 ; Иоан. 20, 21, 23 и др.), а потом через апостолов преемникам их – епископам. и чрез епископов – сотрудникам их, пресвитерам ( Еф. 4, 11 ). Епископам и пресвитерам даруется эта власть чрез особое таинство, – таинство священства. И только приявшие это таинство от законного епископа (т. е. по прямому и непрерывному преемству получившего благодатные полномочия поставлять совершителей тайн Божиих от самих апостолов и не отпавшего от благодатного священства) могут быть совершителями истинных таинств. Таковы совершители таинств – епископы и пресвитеры церкви православной, также р.-католической и армяно-григорианской церквей. Последних, т. е. епископов и пресвитеров р.-католической и армяно-григорианской церквей, должно признать совершителями истинных таинств, ибо свою власть и право на то они получили от епископов, не порвавших связи с апостольским преемством. Их пребывание в отчуждении от православной церкви, их заблуждения не делают нарекания на благодать, сообщаемую им и получаемую ими, и по существу своему – такого рода, что православная церковь не причисляет эти обстоятельства к числу способных погасить пребывающую в них благодать, – точно так же, как личное не достоинство и православного священника не препятствует благодати Божией приходить на приемлющего с верою таинство, им совершаемое. На этом основании православная церковь , при переходе известного человека в лоно церкви православной, признает силу и истинное значение за таинствами, полученными им во время пребывания его в недрах р.-католической и армяно-григорианской церкви, напр., за миропомазанием и священством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Унаследованная от Византии симфония Церкви и Царства признавалась и в России, но в своей юридической реализации и политической практике этот идеал подвергся радикальной деформации. Православие, согласно Основным законам Российской империи, есть вероисповедание государя и большинства его подданных. Параграф 42-й Основных законов провозглашал: «Император, яко Христианский Государь, есть Верховный Защитник и Хранитель догматов господствующей веры и Блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». Лишь одно обстоятельство могло освободить российских подданных от присяги на верность государю – отказ его от Православия. Россия – многонациональное государство. Свободой веры пользовались в нем все подданные, принадлежавшие к национальным вероисповеданиям, но она не распространялась на носителей экзотических, изуверских или незаконно появившихся у нас религий и конфессий, кроме того, пределы такой свободы были различны для разных вероисповеданий. Все признанные в Российской империи религии по объему прав и привилегий, с одной стороны, и всякого рода стеснений и ограничений, с другой стороны, можно выстроить в иерархический ряд. За господствующей Православной Церковью следовали Лютеранская и Реформаторская Церкви, община гернгутеров (протестантская секта), Армяно-григорианская, Армяно-католическая и Католическая Церкви. Вслед за данными христианскими конфессиями стояли общины евреев-караимов, магометан-суннитов и шиитов, евреев-талмудистов; последней из привилегированных общин считалась Буддистско-ламаистская Церковь калмыков и бурят. Общины молокан, духоборцев, субботников, скопцов, хлыстов и иных крайних сектантов законами Российской империи не признавались. Всего лишь терпимыми, но лишенными привилегий являлись шотландские и базельские сектанты, меннониты и баптисты Закавказья, сибирские шаманисты и самоеды-язычники, русские старообрядцы 77 . Существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповеданий Указ императора об укреплении начал веротерпимости, изданный 17 апреля 1905 г. Он значительно расширил права старообрядческих и сектантских общин, не носивших изуверского характера. Почти во всех отношениях (в частности, во владении имуществом от имени религиозных обществ, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, на печатание богослужебных книг, преподавание своим детям Закона Божьего, ведение метрических книг) они были уравнены с ранее признанными государством христианскими церквами. Приверженцы белокриницкого согласия 78 и беглопоповцы стали после издания Указа официально именоваться не раскольниками, а старообрядцами. Для старообрядцев и сектантов отменялись прежние ограничения на поступление их на государственную службу. Однако старообрядческое и сектантское духовенство не получило права на официально признанное употребление духовных званий и титулов, хотя духовенство армяно-григорианское, армяно-католическое, лютеранское и реформаторское пользовалось таким правом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Покойный Государь Император повелел предложить содержание этого прошения на предварительное заключение Св. Синода. Св. Синод, «видя, что поводом к прошению католикоса Иоаннеса были некоторые несправедливые сведения об Армяно-Григорианской церкви, помещенные в упомянутой книге, для устранения в будущем, поставил о том в известность Духовную Цензуру, предписав ей к наблюдению, чтобы таковые сведения впредь не допускались, а в случае нового издания означенной книги были из нее исключены». Но не ограничиваясь этою мерою, Св. Синод признал за благо присовокупить следующее: «с утешением усматривая из прошения Католикоса, что Армяно-Григорианская церковь , следуя определениям вселенских соборов, как оснований чистоты веры, согласно с греческою церковию осуждает учение Ария, Македония, Нестория, Евтихия, Севериана, Монофизитов и всех прочих еретиков, осужденных православною церковию, Св. Синод изъявил желание получить по возможности подробное изложение Армяно-Григорианского исповедания, дабы на основании оного можно было дать нужное наставление Духовной Цензуре для безошибочного наблюдения за истиною помещаемых в книгах известий о сей церкви» 3 . Вследствие этого заключения Св. Синода состоялось Высочайшее повеление: «поставить Эчмиидзинского Верховного Патриарха в известность о принятых уже Св. Синодом мерах к устранению впредь печатания несправедливых на счет Армяно-Григорианской церкви сведений, и с тем вместе пригласить святейшего Католикоса Иоаннеса доставить в Министерство Внутренних Дел по возможности подробное изложение вероисповедания сей церкви для цели Св. Синодом предположенной» 4 . О каковом Высочайшем повелении управляющий тогда Министерством Внутренних Дел граф А.Г. Строгонов сообщил главно-управляющему Закавказским краем генералу от инфантерии Е. А. Головину отношением от 12-го декабря 1841 г. за 2961. Генерал Головин сообщил копию с этого отношения католикосу Иоаннесу при отношении от 14-го января 1842 года за 190. Но исполнение желания Св. Синода и Высочайшего повеления последовало почти чрез десять лет, при новом уже католикосе Нерсесе, вследствие нового Высочайшего повеления «поспешить исполнением состоявшегося в 1841 г. Высочайшего повеления», и не в той форме, в которой желал получить подробное изложение вероучения Армянской церкви Св. Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Помимо лютеран в Молдавии прочные позиции занимают баптисты (269 общин; в 1991 - 184 общины), Иеговы свидетели (162 общины), адвентисты (151 община; в 1991 - 61 община), пятидесятники (40 общин), харизматы (19 общин), реформированные адвентисты (12 общин), Новоапостольская церковь (10 общин). Имеются немногочисленные группы молокан. Армяно-григорианская Церковь Армянская ц. в Кишинёве. 1803 г. Фотография. Нач. XXI в. Армянская ц. в Кишинёве. 1803 г. Фотография. Нач. XXI в. Первое документальное упоминание об арм. общине в Белгороде (Четатя-Албэ, Аккерман) относится к 1384 г. С XVIII в. армяно-григорианские церкви на молдав. землях состояли в юрисдикции арм. К-польской Патриархии. В 1809 г. княжества Молдавия и Валахия по указу имп. Александра I образовали самостоятельную арм. Молдово-Валахскую и Бессарабскую епархию c центром в Яссах, которую возглавил архиеп. Григор Закарян. В 1816 г. в составе арм. епархии в Бессарабии, которая после 1812 г. стала ограничиваться Бессарабской обл., было 2,65 тыс. прихожан, насчитывалось 5 церквей. К этому времени построены архиерейский дом и 2 храма в Григориополе на левому берегу Днестра. В 10-20-х гг. XIX в. арм. община Бессарабии росла вслед. поощрявшейся царским правительством миграции армян из Османской империи. В 1830 г. в Бессарабии проживали 2850 армян; строились храмы: в с. Бужеровка (1814), в г. Ганчешты (1818) и др. Царским указом от 30 апр. 1830 г. епархия была реорганизована и получила название Ново-Нахичеванская и Бессарабская. От Астраханской епархии были присоединены к Бессарабской кафедре общины Москвы и С.-Петербурга, Малороссии, Новороссии, Крыма. Центром епархии первоначально оставался Кишинёв. В 1862 г. в Бессарабии действовали арм. приходы в Кишинёве, Аккермане, Хотине и Оргееве, на регистрации состояли 20 арм. священнослужителей, насчитывалось 2606 верующих. В Аккермане имелось арм. церковное уч-ще. В 1925 г. в Бессарабии Армяно-григорианская Церковь насчитывала 16 665 верующих и 7 церквей. В наст. время Армянская апостольская Церковь имеет приход в Кишинёве, зарегистрированный 5 дек. 1995 г., к нему относятся ок. 2 тыс. верующих, действуют 2 храма в Кишинёве: Успенский (Сурб-Мариам) в Староармянском предместье и Воскресенский (Сурб-Арутюн), последний был построен в 1904 г., в 1938-2003 гг. принадлежал римо-католикам, в 2003 г. был возвращен арм. общине. Арм. храмы Молдавии подчинены арм. епархии Румынии. Архиереи

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Храм святого благоверного великого князя Александра Невского (Огуз) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого благоверного великого князя Александра Невского (Огуз). Храм святого благоверного великого князя Александра Невского (Огуз). Храм Крестообразной формы, построен из известняка в традициях кавказского храмового зодчества. Содержание История [ править править код ] Православие в западных районах Азербайджана было распространено с древности вплоть до наших дней. А в XIX в. было представлено, в том числе, проживающими в Огузе (Варташене) и Нидже удинами. Писатель Александр Дюма, описывая свою встречу во время путешествия по Кавказу с удином Георгием Бежановым, работавшим в то время учителем уездного училища в Нухе, указывает: «Удины… кто-то из них придерживается православия, а кто-то магометанства». Русский лингвист и этнограф Л. П. Загурский в 1871 г. отмечает: «В Нидже, по показаниям А. П. Берже, насчитывалось в 1862 г. 500 дворов, принадлежащих к армяно-григорианской церкви. В Варташене насчитывалось 100 дворов, исповедовавших Православие, и столько же дворов, принадлежащих к армяно-григорианской церкви». Смотритель Варташенского двухклассного училища Михаил Степанович Бежанов, брат Георгия Бежанова, в 1892 г. писал: «Удины живут в селах Варташене и Нидже, и говорят на горском языке, в который вошло много татарских слов. Удины живут на Кавказе с давних времен и некогда составляли особое Агванское царство. Предание говорит, что удины выселились в разные места Азии, что прежде они жили во всех селениях Нухинского уезда; еще не очень давно в разных селах были старики, которые знали по-удински. Удины издавна приняли христианство и во всех почти татарских селениях Нухинского уезда есть развалины старинных церквей. Удины православные и григориане, говорят между собой по-удински». Православные удины в местах своего компактного проживания имели свои храмы, монастыри. Некоторые из них к концу 19 в. пребывали в ветхом состоянии. М. Бежанов описывает одну такую церковь: «На восток от Варташена, в ¼ версты, находится полуразвалившаяся православная церковь Кицке гергец (т.е. малая церковь). В этой местности, поросшей пальмой (шамшат), находится множество могил: очевидно, какое-то старое кладбище». Некоторые из православных удин позже были григорианизированы. Например, монастырь святого Елисея (Кала гергец или Большая церковь) в Варташене «был изначально выстроен на казенной земле православным удином Петром Силиковым, но его потомки приняли армяно-григорианскую веру и передали монастырь григорианам, что привело к спорам между православными и григорианами». Здание храма Кала гергец сохранилось по сей день, место почитается как христианами, так и мусульманами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_б...

F. Heyer. Stuttg., 1978 [Библиогр.]; Никитин В. А. Под сенью священного Арарата//ЖМП. 1979. 1. С. 51-57; 2. С. 63-67; Культура раннефеодальной Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980; Умнов А. Памяти Патриарха-Католикоса Мкртича I Хримяна (1820-1907)//ЖМП. 1983. 7. С. 48-52; 8. С. 64-67; Garsoian N. G. Armenia between Byzantium and the Sasanians. L., 1985; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 409-418; Зирекянц В. Армяно-католические отношения в период Киликийского армянского государства (1080-1375 гг.): Курс. соч./МДА. Загорск, 1989. Ркп.; Мовсесян К. Армянские епархии в России/МДА. Загорск, 1991. Ркп.; Assfalg J. , Kr ü ger P. Petit dictionnaire de l " Orient chrétien. Turnhout, 1991. P. 160-163; Иванов Н. А. Система миллетов в араб. странах XVI-XVII вв.//Восток. 1992. С. 37-41; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994; Езник Петросян, еп. Армянская Апостольская Святая Церковь. Эчмиадзин, 1996. Краснодар, 19983; Саркисян Г. , Худавердян К. , Юзбашян К. Потомки Хайка. Ереван, 1998; Мурадян П. Идея конфессиональной толерантности и межнационального согласия в армянской книжности XII-XIII веков//ХВ. 1999. Т. 1 (7). С. 358-373; Нелюбов Б. А. Армянская Церковь//Альфа и Омега. М., 1999. 2 (20). С. 308-339; Garso ï an N. L " Église Arménienne et le grand schisme d " Orient. Louvain, 1999; Гарсоян Н. Г. Был ли созван Собор в Валаршапате в 491 году?//ХВ. 2001. Т. 2 (8). С. 116-120; Thomson R. W. The Crusades through Armenian Eyes//The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World/Ed. A. E. Laiou, R. P. Mottahedeh. Wash., 2001. P. 71-82; вероисповедание: Гермоген (Добронравин), еп. Краткий очерк Армяно-Григорианской Церкви//ДБ. 1858. 45. С. 243-248; он же. Вероучение Армянской Церкви//Там же. 48. С. 335-372; Михаил Салантьян, архиеп. О согласии и мнимом несогласии вероисповеданий Церкви Армянской и Церкви Греческой//ХЧ. 1869. Ч. 1. С. 222-238; Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянския, начертанное Нерсесом, католикосом армянским, по требованию Боголюбивого государя греков Мануила: Ист.-догм.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Заметив, что ему неприятно такое напоминание, я замолчал. А патриарх обратился с вопросами к иеродиакону Григорию о поездке его в Иерусалим, и выпытывал у меня время, в которое я намерен быть на Синае, дабы писать синайским отцам о приеме меня. Я благодарил его и отвечал, что поеду на Синай или в апреле, или будущей осенью. Он советовал мне ехать туда в нынешнюю осень; но я отвечал ему, что меня интересует сирийская церковь и потому я проведу осень на Ливанской горе и в Дамаске. Я хотел подолее посидеть и поговорить с патриархом, но он, под предлогом усиленного ветра, высылал меня из комнаты и спроваживал на Халки, где и переночевать советовал. Это взбесило меня, и я простился с ним недовольный. ΝΒ. Забыл записать по порядку, что, по словам патриарха, александрийский патриарх не позволяет ему устроить церкви в Синайском подворье в Каире из опасения потери доходов. ΝΒ. Когда я говорил ему о надеждах нашего синода на присоединение армян к православной церкви, то и он сказал мне, что во время его патриаршествования констант армяно-григорианский патриарх просил его о соединении церквей и подавал ему исповедание веры; но получил отказ под предлогом, как бы не возбудить зависти, ненависти и преследований со стороны армяно-католиков, и как бы не породить нового разрыва между самими армяно-григорианами. ΝΒ. Забыл, по какому поводу патриарх говорил, что восточные церкви строго соблюдают предания и установления церкви. Укорил российскую церковь за дозволение венчать в 5 и даже в 4 колене. ΝΒ. Мне крайне хотелось завести с ним разговор о диаконе В. Пальмере и о надеждах присоединения англиканской церкви, дабы исторгнуть у патриарха признание о американских миссионерах и услышать его суждение. Но к прискорбию и досаде, он не хотел беседовать об этом и настаивал, чтобы я ехал на Халки и там ожидал перемены погоды. О. Григорий спросил каикчиев, – возьмутся ли они доставить нас на азиатский берег. Они охотились в надежде доплыть туда скоро до усиления ветра и волн, и получить с меня несколько турецких червончиков легких, как ветерок.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Преосв. Кирилл, пред отъездом из Константинополя в Иерусалим, посетил еще раз некоторых из членов константинопольского патриаршего синода. У одного из них (дерконского митрополита) он видел нового филиппопольского епископа, переведенного туда из Смирны на смену бывшего митрополита Хрисанфа. К удивлению преосв. Кирилла, этот епископ, пользовавшийся среди греческого духовенства славою образованного и даже ученого архипастыря, выражал самые гуманные воззрения на греко-болгарский вопрос и объяснил преосвященному Кириллу, что он нарочито решил продлить время своего пребывания в Константинополе для того, чтобы хоть сколько-нибудь научиться славянскому языку, знание которого он считал необходимым для добросовестного исполнения своих новых обязанностей. «Если бы так рассуждали и так делали все греческие архиереи, посылавшиеся в болгарские епархии, – замечает по этому поводу преосв. Кирилл, – то греко-болгарский вопрос решился бы скоро и просто». В последние же дни своего пребывания в Константинополе преосв. Кирилл познакомился с представителями армяно-григорианского духовенства, имея в виду, разумеется, необходимость в будущем иметь дело с этим духовенством. Тоговременный константинопольский армяно-григорианский патриарх – Аюб незадолго пред тем, по преклонности лет, был устранен от управления церковью и от иерусалимского армянского патриарха, был прислан вместо блюстителя константинопольского престола епископ Давид, один из умнейших и образованнейших членов армянского духовенства, считавшийся в то время наиболее достойным кандидатом на эчмиадзинский престол. Узнав о прибытии в Константинополь начальника иерусалимской русской духовной миссии, он предупредил его своим посещением. Поэтому, преосв. Кирилл считал своею обязанностью отплатить ему за эту любезность ответным посещением, что и сделал за несколько дней до своего отъезда на Константинополя. Свидание преосв. Кирилла с армянским епископом Давидом весьма любопытно в подробностях своих, как несомненное доказательство той искренней преданности, какую армяно-григорианская церковь и община не переставали оказывать России. Епископ Давид от лица всего армянского народа свидетельствовал пред преосв. Кириллом о живом чувстве преданности, желании счастья и славы России, прибавив, что армяне дорожат союзом и расположением русской державы и церкви и доказали это своим поведением во время минувшей войны. Не ограничившись, впрочем, одним словесными уверениями, епископ Давид вручил преосв. Кириллу напутственное письмо к иерусалимскому армянскому патриарху от имени и за подписями главных старейшин константинопольского армянского населения. В этом письме русская духовная миссия поручалась особенному попечению иерусалимского духовного главы армянского народа с просьбою отдать в распоряжение начальника русской миссии, на первых порах его пребывания в Иерусалиме, если только он пожелает того, свободную квартиру в патриархии с прислугою, пищею и всякими другими удобствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

По части судебной разбирательства и решению синода подлежат: 1) жалобы на епархиальных начальников и епархиальные консистории, 2) жалобы на членов синода; 3) исследование неправильных действий членов синода, 3) исследование неправильных действий членов синода и епархиальных начальников, 4) все производящие в епархиальных консисториях и поступающие в синод по апелляции дела по бракам и о неподлежащих светскому суду преступлениях священно- и церковно-служителей, о тяжбах этих последних между собой и проч. Армяно-григорианская церковь в России делится в правительственном отношении на шесть епархий: Нахичеванскую и Бессарабскую, Астраханскую, Эриванскую, Грузинскую, Карабахскую и Ширванскую. Епархиальные начальники назначаются Государем Императором из духовных сановников армяно-григорианского исповедания. Они определяются и увольняются Высочайшими указами. При вступлении в должность они дают присягу на верность подданства и службы. Армяно-григорианские епископы – полные духовные начальники своего исповедания. Они посвящают в различные степени духовного сана: но в архимандриты производить не иначе, как с разрешения патриарха. Епархиальные начальники, по обозрению вверенных им епархий, представляют синоду подробный отчет о своих действиях, а по окончании года – общий отчет о делах своей епархии. Им содействуют в управлении делами консистории, а в некоторых епархиях кроме них и духовные правления. Часть 2: Церковное управление § 91. Содержание церковной власти Власть церковная по своему началу, содержанию, целям и существенным средствам есть власть духовная, состоящая: 1) в праве религиозного учения (potestas magisterii), 2) в праве религиозного освящения (potestas ministerii) и 3) в праве управления в обширном смысле (potestas jurisdictionis), т. е. установления и соблюдения в обществе верующих известного порядка и внешней дисциплины, сообразной с существом и целью церкви. 1. Право религиозного учения (potestas magisterii) § 92. Проявления учащей власти: соблюдение и распространение церковного учения Содержание права церковного учения состоят в соблюдении, распространении и охранении истин христианской религии, данных в Божественном откровении. Соблюдаются эти истины в их первобытной чистоте посредством живого предания, органом и хранителем которого служит весь епископат. В обыкновенном состоянии (in statu quo) епископат является пространственно разделенным; но, если требуют обстоятельства, он может выразить свой голос по делам веры или на соборе, или через письменные сношения поместных церквей между собой. В том и другом случае епископат не создает новых пунктов веры, а только аутентически выражает и разъясняет, что содержит вся церковь , как несомненно апостольское предание. Формулированное таким образом, учение церкви называется догматом. Догматические определения вселенской иерархии настолько же и потому же обязательны для всех членов церкви, насколько и почему обязателен для них божественный авторитет откровения и его хранительницы церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В положительном праве западно-европейских государств признаются следующие субъекты на почве католической церкви: 1) mensa episcopalis (то же что наш архиерейский дом – см. ниже), 2) кафедральные и коллегиатские капитулы, т. е. духовные корпорации при церквах, соответствующих нашим соборным церквам, 3) приходская должность с служащим для ее обеспечения имуществом (beneficium), 4) fabrica ecclesiae, церковная фабрика, в смысле фиктивного субъекта, для которого материальным субстратом служит имущество, предназначенное на сооружение, устроение и поддержание храма с богослужением в нем, 5) монашеские ордена и конгрегации, а также отдельные местные орденские дома или институты, 6) церковные заведения, учебные и благотворительные, 7) в некоторых германских диэцезах деканаты признаются юридическими лицами. На почве евангелической церкви общества верующих признаются юридическими лицами (приходское, уездное, провинциальное, наконец целая церковь территории – Landeskirche), следовательно корпорации, но кроме того, не исключается возможность такового же признания за церковной фабрикой и за церковной должностью.– В X тому свода законов российской империи говорится об имуществах, принадлежащих архиерейским домам, монастырям и церквам, причем имеется в виду только православная церковь . Но и в применении к православной церкви это перечисление неполно. В виду других законов, содержащихся в других томах свода законов и в полном собрании законов российской империи, должны быть признаны за юридические лица: 1) Центральная организация православной церкви, т. е. св. синод, имеющий недвижимые имущества и капиталы. С той же точки зрения нужно смотреть на центральную организацию римско-католической и армяно-григорианской церкви, в пределах России существующих. Но относительно армяно-григорианской церкви в особенности нужно сказать, что центральная ее организация есть единственный субъект церковной собственности, так как, по 1213 ст. т. XI, ч. 1 св. зак., всякое движимое и недвижимое имущество, предназначенное на содержание какого-либо армяно-григорианского монастыря или церкви, или принадлежащих к ним богоугодных заведений, считается общей (sic) собственностью всей армяногригорианской церкви. Из устава духовных дел христиан евангелического вероисповедания не видно, чтобы центральная организация евангелической церкви имела какое-нибудь имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010