Н. Квициани Ист.: Белокуров С. Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. М., 1891; Какабадзе С. Исторические документы. Тб., 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Чачанидзе Г. Грамота Теймураза I от 1612 г. Алавердскому храму//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1926. Вып. 1. С. 146-154 (на груз. яз.); Материалы по истории груз.-рус. взаимоотношений, 1615-1640 гг.: Посольства Веревкина, Харитона, Феодосия, Никифора, Гегенева и Волконского/Сост.: М. Полиевктов. Тб., 1937; Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Грузинские док-ты в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Летопись Картли//Там же. С. 139-180; Столетняя летопись//Там же. С. 331-413; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе и др. Тб., 2008. Т. 1 (на груз. яз.). Лит.: Джанашвили М. История Грузии. Тифлис, 1894; он же. Саингило//Дзвели Сакартвело (Древняя Грузия)/Сост.: Е. Такаишвили. Тб., 1913. Вып. 2. С. 51-352; Хаханов А. Экспедиции на Кавказ 1892, 1893 и 1895 г.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Чубинашвили Г. Архитектура Кахетии. Тб., 1956; Майсурадзе Г. Очерки по истории взаимоотношений Грузии и Армении IV-XII вв. Тб., 2002 (на груз. яз.); Марджанишвили Г. Эрети (Херети). Тб., 2005 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Христианское население Саингило в 20-40-х гг. XX в.//Новая и новейшая история. Тб., 2009. Вып. 2(6). С. 270-287 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/2462303.html

Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Грузинской Церкви. Кутаис, 1918 (на груз. яз.); Абрамишвили Э. Частный архивный фонд Кириона: Обзор//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1971. Вып. 1. С. 356-380 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Кирион II, Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918). Озургети, 1994 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Восстановление автокефалии Грузинской Церкви и декларация независимости Грузии//Христианство в Грузии: Сб. Тбилиси, 2000. С. 40-62 (на груз. яз.); он же. Введение//Ахтальский мон-рь/Сост.: Э. Бубулашвили, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2005. С. 5-30; Вардосанидзе С., Анания (Джапаридзе), еп. Грузинская Православная Автокефальная Церковь, 1917-1952. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Кокрашвили Х. Национально-общественное и ист. мнение о католикосе-патриархе всей Грузии Кирионе II: Дис. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гамахария Д. Святой священномученик Кирион II (Садзаглишвили) и Абхазия. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); он же. Неизвестные документы сщмч. Кириона II по материалам Тбилисской охранки//Центр истории и археологии Горийского ун-та: Сб. трудов. Тбилиси, 2011. 2. С. 12-26 (на груз. яз.); Хижий М. Л. Православие и идеология правого радикализма в нач. XX ст. в России: Дис. СПб., 2006; Кикнадзе В. Жизнь и деятельность католикоса-патриарха Кириона II// Он же. Проблематика народа и человека в трудах груз. религ. деятелей XIX в. Тбилиси, 2009. С. 69-161 (на груз. яз.); Мельникова И. Е. К истории восстановления автокефалии Грузинской Церкви 12 марта 1917 г.//ЕжБК. 2009. Т. 1. С. 398-404; она же. Некоторые малоизвестные обстоятельства из жизнеописания еп. Кириона (Садзаглишвили)//Там же. 2010. Т. 1. С. 415-417; она же. Некоторые сведения о начале духовного служения Католикоса-Патриарха Кириона (Садзаглишвили)//Там же. 2012. Т. 1. С. 58-65; Бурдули Г. Еп. Кирион в Отчетах заседаний Предсоборного присутствия Русской Церкви, 1906 г. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.); Алибегашвили К. Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Кирион II: Библиография.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

27 мая 2005 г. Синод ГПЦ причислил Д. и сщмч. Евфимия (Шервашидзе) к лику святых. Ист.: Потто В. А. Утверждение рус. владычества на Кавказе. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; Какабадзе С. Церковные док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2. С. 114, 145, 165 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин/Ред., коммент., словарь: Ш. Бурджанадзе. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); ПГП. Т. 3. С. 1105, 1119. Лит.: Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936. С. 15-18 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии (XIX в.). Тбилиси, 1954. С. 111-112 (на груз. яз.); Ломинадзе Т. Мат-лы к хронологии истории Зап. Грузии XVII-XVIII вв.//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 31. С. 138, 139, 143 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из истории социально-политической истории Зап. Грузии феодальной эпохи. Тбилиси, 1981; Коридзе Т. Досифей (Церетели)//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 171-172 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Священномученики Грузии Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 6-37 (на груз. яз.). Т. В. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/180311.html

яз.); Иосиф Флавий. Иудейские древности/Ред.: Н. Меликишвили. Тбилиси, 1987-1988. 2 т. (на груз. яз.). Ист.: Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тбилиси, 1866. С. 153-155; Brosset J.-M. Études de chronologie technique. St.-Pb., 1868. P. 2-9; Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 61-62; 1894. Т. 1. Вып. 3. С. 158; Успенский Ф. И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси//ИРАИК. 1897. Т. 2. С. 1-44; Typicon de Grégoire Pacourianos pour le monastère de Pétritzos (Bakovo) en Bulgarie/Ed. L. Petit. St.-Pb., 1904; Ioannes Italos. Opuscula selecta I-III: De syllogismis. De arte dialectica. De arte rhetorica/Ed. G. Cereteli. Tphilisi, 1924-1926. вып.]; idem. Quaestiones quodlibetales/Ed. P. Joannou. Ettal, 1956 (на греч. и нем. яз); он же. Сочинения/Ред.: Г. Церетели. Тбилиси, 1966 (на греч. яз., пер. на новогруз. и рус. языки); Абуладзе И. Древнеарм. переводы с груз. языка периода Руставели//Собр. соч. Тифлис, 1938. Т. 3. С. 111-134 (на груз. яз.); Akinean P. N. Simeon von Pindzahank, und seine Ubersetzungen aus dem Georgischen. W., 1951. S. 267 (на арм. яз.; резюме на нем. яз.); Typicon Gregorii Pacuriani/Ed. M. Tarchnischvili. Louvain, 1954. 2 vol. (CSCO; 143-144. Iber. 3); Gouillard J. Le Synodikon de l " Orthodoxie. P., 1967; Шанидзе А. Груз. мон-рь в Болгарии и его Типикон. Тбилиси, 1971; Иоанн Багратиони. Калмасоба: Филос. часть/Ред.: Г. Дедабришвили. Тбилиси, 1974. C. 174-175 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Уложение Руис-Урбнисского Собора. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Спекали (Драгоценный камень)/Ред.: Г. Дедабришвили. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Распорядок царского двора/Ред.: В. Дондуа, Д. Пурцеладзе. Тбилиси, 1991. Лит.: Бакрадзе Д. История Грузии. Тбилиси, 1889. С. 236 (на груз. яз.); Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тбилиси, 1909. Т. 2 (на груз. яз.); Марр Н. Я. Иоанн Петрицский, груз. неоплатоник XI-XII вв.//ЗВОРАО. 1909. Т. 19. Вып. 2/3. С. 53-113; Такаишвили Е.

http://pravenc.ru/text/471437.html

В эортологическом цикле К. м. представлены отдельные литургические праздники, к-рые указывают на достаточно древнюю иерусалимскую богослужебную практику. Такими, в частности, являются Рождество св. Иоанна Предтечи, Атенагеноба и Воздвижение Св. Креста. 53 чтения К. м. представляют собой собрание сочинений переводной гомилетики. В сборник включен ряд чтений, известных только в груз. переводе: это гомилия свт. Мелетия , еп. Антиохийского, на Воскресение Господне, гомилия прп. Ефрема Сирина о прор. Илии и арх. Михаиле, анонимный апокриф на Успение Пресв. Богородицы и др. Исследование редакционных особенностей переводных гомилий показывает, что К. м. является ценнейшим материалом для изучения методов переработки гомилий св. отцов (выделение отдельных частей одной гомилии в виде самостоятельных чтений, объединение 2 или более гомилий в одно чтение и др.). В ряде чтений сборника были выявлены пласты древнейших и сравнительно поздних переводов греч. редакций, это позволяет восстановить более полную картину гомилетической лит. традиции IX-X вв. ( Мгалоблишвили. 1989. С. 17). Ист.: Ханметный многоглав/Сост.: А. Шанидзе//Моамбе (Бюллетень)/ТГУ. Тифлис, 1926. Вып. 7. С. 98-157 (на груз. яз.); Синайский многоглав 864 г./Сост.: А. Шанидзе. Тбилиси, 1959. (Шромеби (Труды)/ТГУ. Каф. древнегруз. языка; Вып. 5) (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Церк. музея: Колл. А/Сост.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1976. Т. 1. Ч. 2 (на груз. яз.); Кларджетский многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Многоглав пустыни/Сост.: А. Шанидзе и др. Тбилиси, 1994. (Шромеби (Труды)/ТГУ. Кафедра древнегруз. языка; Вып. 28) (на груз. яз.); Афонский многоглав: Проповеди Иоане Болнели/Сост.: М. Майсурадзе и др. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.). Лит.: Ингороква П. Краткий обзор истории груз. лит-ры//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1939. 4. С. 94-138 (на груз. яз.); Tarchnisvili M. Zwei georgische L ektionfragmente aus dem 5. und 8. Jh.//Le Muséon. Louvain-la-Neuve, 1960. Vol. 73. Fasc. 3/4. P. 261-296; Барамидзе Р. Иоане Болнели. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Esbroeck M., van. Les plus anciens homéliaires géorgiens: Études descriptive et historique. Louvain, 1975; он же. Палимпсестный многоглав из Ленинграда//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1978. Т. 6. С. 81-87 (на груз. яз.); idem. Un Mravalthavi dans le codex A 737//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1980. Вып. 7. С. 18-21; Мгалоблишвили Т. Кларджетский многоглав - древнейший гомилетический сб.: [АКД]. Тбилиси, 1989.

http://pravenc.ru/text/1841255.html

Политическая обстановка на Ближ. Востоке давала возможность груз. царям поддерживать груз. обители в Палестине ( Силагадзе. 1985. C. 115-116; Габашвили. 1968. C. 69-73; Буачидзе. 1997. C. 39-50). В 808 г. в Гефсимании и на горе Елеон подвизались груз. монахи, в IX в. в Палестине прославились подвижники прп. Иларион Грузин (822/3-875/6) и вмч. Константин Каха ( Цагарели. 1888. С. 39-41). Раннеисламская эпоха (VII-XI вв.), деятельность прп. Прохора Грузина В период Арабского халифата груз. присутствие на Св. земле сохранялось. Известны свидетельства IX-X вв. о колониях груз. монахов в различных мон-рях Св. земли и на Синае, сохранилось значительное количество груз. рукописей, созданных в лавре св. Саввы Освященного и мон-ре вмц. Екатерины на Синае, а также переводов на груз. язык лит. памятников ближневост. христиан. В то же время ни один из источников VII-X вв. не упоминает о существовании К. м. Мцхетский крест. Роспись кафоликона. XVII в. Мцхетский крест. Роспись кафоликона. XVII в. Политический подъем Грузии, начавшийся на рубеже Х и XI вв., и объединение груз. земель в единое гос-во при царе Грузии Баграте III (975-1014) обусловили активное возрождение монашеской жизни и храмоздательства в пределах страны и за ее границами, в т. ч. и в мон-рях Ближ. Востока. Нормализация отношений Византии с Фатимидами после 1032 г. сопровождалась крупными пожертвованиями визант. императоров и груз. царей, в первую очередь Баграта IV (1027-1072), палестинским обителям. Начало расцвета груз. колонии в Иерусалиме датируется 1-й третью XI в. В 1010-1048 гг. была возобновлена ц. Гроба Господня, разрушенная в 1010 г. егип. султаном аль-Хакимом из династии Фатимидов. Среди меценатов были представители всех христ. стран того времени, в т. ч. груз. цари Георгий I и его сын Баграт IV. Приписка к рукописи из К. м. (НЦРГ. Н 2337) содержит сведения о том, что в 1049 г. в мон-ре Гроба Господня существовала груз. община ( Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 84-85). К этому времени относится возобновление (основание) К.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Развитию духовного образования служило также Епархиально-миссионерское духовно-просветительское братство, основанное в 1895 г. в Тифлисе экзархом сщмч. Владимиром (Богоявленским), пожертвовавшим братству на оказание финансовой поддержки духовным лицам-миссионерам значительную сумму из личных средств (Там же. С. 481). Церковные издания В К.-К. е., так же как в др. епархиях Грузинского Экзархата, не было центрального духовного печатного издания. В 1864-1868 гг. прот. Георгий Хелидзе издавал ж. «Сакартвелос сасулиеро махаробели» (Духовный вестник Грузии) на груз. и рус. языках, в котором наряду с офиц. материалами печатались статьи о груз. святых, церквах и мон-рях и др. В 1883-1910 гг. под редакцией Шорапанского благочинного прот. Давида Гамбашидзе на груз. языке издавался ж. «Мцкемси» (Пастырь), в 1886-1902 гг.- на русском языке. Почти в каждом номере размещались материалы о святынях К.-К. е., приводились статистические сведения. В 1891-1906 гг. освещал епархиальные события и публиковал данные по К.-К. е. официальный печатный орган Грузинского Экзархата «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1907-1917 - «Вестник Грузинского Экзархата»). Архиереи К.-К. е.: см. список экзархов Грузии в ст. Грузинский Экзархат РПЦ . Лит.: Натроев Л. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Перадзе И. Экзархи Грузии//Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. 4. С. 353-362; 5. С. 476-485 (на груз. яз.); Гоголадзе Д. Социально-экономическое развитие Грузии в позднефеод. эпоху: Поместные взаимоотношения, 1800-1864. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Чантладзе В. Финансы Грузии до реформ 1801-1864 гг. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Хуцишвили М. Социально-полит. позиция Груз. Церкви в XIX-XX вв. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Из истории основания Церк. музея//Вопросы новой истории Грузии: Сб. Тбилиси, 2003. Вып. 6. С. 219-235 (на груз. яз.); он же. Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата//Анналы. Тбилиси, 2012. Вып. 8. С. 330-350 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Церковное землевладение в Грузии, 1-я пол. XIX в. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Гурули В. Упразднение автокефалии Грузинской апостольской Церкви, 1811-1814 гг. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

В 30-х гг. XIV в. царь Георгий V Блистательный (1314-1346), сын св. царя Димитрия Самопожертвователя, своей гибкой политикой сумел ослабить монг. влияние в Грузии, а затем и вовсе освободил страну от монг. ига (30-е гг. XIV в.), вновь объединил Вост. и Зап. Грузию, возродил государственность и экономику страны. Грузия под властью Георгия V вновь превратилась в сильное гос-во, с к-рым считались не только соседние, но и дальние страны. Оживились культурные отношения с соседними христ. странами (напр., армяне-дифизиты переводили груз. лит-ру на арм. язык). Егип. султаны, под властью к-рых в то время находились все св. места в Палестине, предоставили грузинам особые привилегии - им было разрешено на конях и с развернутыми знаменами без уплаты пошлины въезжать в Иерусалим. Георгий Блистательный с самого начала царствования проявлял заботу об улучшении тяжелого положения груз. обителей в Иерусалиме. По сообщениям егип. историка Айбека ад-Давадари, грузинам была отдана ц. св. Георгия, в 1308 г.- Голгофа. По офиц. отчету К-польской Патриархии, грузинам, учитывая их численность, греч. сторона передала мон-ри святых Иакова, Иоанна Богослова, Феодора, Димитрия, вмц. Екатерины и др. В 1316/17 (по др. версии, еще и в 1320) г. груз. царь направил послов к мамлюкскому султану в Египет, к-рому на тот момент принадлежал Иерусалим. В «Книге Эриставов» содержится указание на то, что грузины получили ключи от храма Гроба Господня. В 1320 г. Георгий V направил послов в Иерусалим, в результате чего был возобновлен Крестовый мон-рь, выстроена новая церковь в Иерусалиме. В указе 1330 г. султана Насыра содержатся сведения о том, что груз. духовенство жаловалось на притеснения со стороны мусульман; в указе 1345 г. на грузин налагались новые налоги, однако указ так и не был подтвержден султаном. Султан Музаффар Хаджи (1347) разрешил грузинам восстановление мон-рей под присмотром кади. Венедикт Полоний в «Реляционе» (изд. в 1929 А. ван дер Вингертом) утверждает, что в груз. обителях за рубежом хранилось много св. мощей, на экипажах и в лагерях груз. паломников возвышался крест. В записях путешественников XIII-XV вв. упоминаются груз. священнослужители и совершение богослужения на груз. языке в мон-рях Палестины. Иаков Веронский (XIV в.) указывает на существование груз. мон-ря на Кипре. Николо Ходжибсонс и Николо Фрескобальди писали о том, что среди жителей Каира они встречали груз. священнослужителей. Анна Доротея фон ден Бринкен характеризует груз. монахов как «идеал набожности». Монголы зачастую отправляли с дипломатическими миссиями в Европу христиан, в т. ч. и груз. священнослужителей. В Крестовом мон-ре побывали католикос Зап. Грузии Даниил (2-я пол. XIV в.) и его сын Георгий Чкондидский.

http://pravenc.ru/text/638558.html

1976. Вып. 12. С. 18 (на груз. яз.); Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре - раннесир. лит. памятник. М., 1984. С. 185-213; Чхенкели М. Агиогр. сочинение из Афонского «Многоглава»//Мацне: сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1986. 4. С. 59-72 (на груз. яз.); Челидзе Е. Индекс апокрифических книг Евфимия Афонского//Богословский сб. Тбилиси, 1991. 1. С. 214-229 (на груз. яз.); она же. Апокалипсис Иакова//Там же. С. 230-246 (на груз. яз.); Чумбуридзе Л. Псевдоклементийский роман и его груз. перевод//Ист.-филол. сб. Тбилиси, 1997. С. 105-110 (на груз. яз.); Кобиашвили М. «Хождения» Андрея Первозванного в пер. Евфимия Афонского//Лит. разыскания. Тбилиси, 1998. Вып. 19. С. 105-116; 2000. Вып. 21. С. 107-117 (на груз. яз.); Каджая Л. Ханметная редакция мученичества св. Киприана и св. Иустины//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 291-297 (на груз. яз.); она же. Ханметная редакция мученичества св. Кристины//Там же. 2005. Вып. 21 (на груз. яз.); Чагунава Р. , Чикватия Н. Хронол. вопросы в чтении «Диалог между Василием и Григорием»//Груз. Патриархия. 2004. 1 (на груз. яз.). Ц. Курцикидзе Духовная поэзия (переводная и оригинальная) представлена в основном в виде приложений к различным литургическим сборникам. Ее тематика касается литургической поэзии (праздники, святые, библейская и новозаветная история и т. п.). Это в основном ямбики догматико-моралистического и личностно-религ. характера. Расцвет нелитургической поэзии приходится на XI в., т. н. эллинофильский период груз. лит-ры, и ее распространение связано с именем прп. Ефрема Мцире. Особенное развитие поэзия получила в XI-XII вв. Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из Жития святых. XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из Жития святых. XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Первыми пространными образцами поэзии стали переведенные прп. Ефремом догматико-моралистические стихи свт. Григория Богослова; под названием «Стостишие» они были включены в сборник сочинений святителя (Hieros. Patr. 43 - Кекел.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Во всех рукописях присутствует композиция с крестом и «первоучителями церковными», среди к-рых в самых нижних медальонах помещены ап. Иаков Алфеев (или Иаков, брат Господень) и свт. Сильвестр, папа Римский,- РНБ. Соф. 1197. Л. 5; Редин. 1916. С. 12. Рис. 7; Гордиенко. 2001. Табл. XXIII). Из К. Б. м. происходят 2 рукописи этого текста, имеющие иллюстрации, восходящие еще к ранневизант. образцам,- бывшая позднее в б-ке новгородского Софийского собора (РНБ. Соф. 1197) (часть ее композиций была опубл. еще в нач. XX в. Е. К. Рединым как рукопись из собрания СПбДА) и неопубликованная и неисследованная рукопись РНБ. Кир.-Бел. 64/1141 (именно к этой рукописи комментаторы описи 1601 г. относят упоминание единственной «Книги Козма Индикоплов в полдесть» - Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 132, 310; см. также: Гордиенко. 2001 С. 171. Примеч. 370). Как показал Редин, миниатюры из русских топографий довольно точно воспроизводят ранние протографы, во многом правильно следуя их композициям, будь то изображение устройства мироздания, напр., образ мира по Божественному Писанию - 2 тверди, земная и небесная: прямоугольник с арочным завершением (РНБ. Соф. 1197. Л. 92 об.; Редин. 1916. С. 134. Рис. 110; Гордиенко. 2001. С. 173-174. Рис. 59; см. также: РНБ. Кир.-Бел. 64/1141. Л. 98), или движение солнца (РНБ. Соф. 1197. Л. 95; Редин. 1916. С. 159. Рис. 152), или «Царство Небесное» в виде «комнаты» с образом Христа Еммануила, все с той же горой, вокруг которой совершает движение солнце, с условными обозначениями залива и земной поверхности (РНБ. Соф. 1197. Л. 97 об.; Редин. 1916. С. 149. Рис. 129; Гордиенко. 2001. С. 175. Табл. XII), или атрибуты и сюжеты из библейской истории: покровы скинии (РНБ. Соф. 1197. Л. 116; Редин. 1916. С. 275. Рис. 291), портрет прор. Аарона в образе первосвященника с кадилом (РНБ. Соф. 1197. Л. 128 об.; Редин. 1916. С. 300. Рис. 332), поставление на царство Иисуса Навина прор. Моисеем (РНБ. Соф. 1197. Л. 140; Редин. 1916. С. 321. Рис. 369), переход через Иордан (РНБ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010