Скажем, величайшее сокровище христианства – знание триипостасности единосущного Бога. Не потому открыто оно Церкви, что мы заслужили это знание своей верой и любовью – знание это есть наша вера и источник нашей любви. Храним мы это знание, тщательно проговариваем отношения ипостасей Бога, так как без этого знания-веры христианство становится пустым звуком – Бог не вочеловечивается, человек не обоживается. У мусульман иная цель религиозной жизни. Мысль об обоженье – нерв и суть христианства – для них святотатственна: (Кор. 4.169 и сл.). Потому и тайна троичности скрыта от них, учение о Троице для ислама – уступка христиан политеизму и эллинистической философии, – «Он не рождал и не рожден» (112.3) – твердо провозглашает Коран. Почему араб-мусульманин иначе видит предельную цель своей жизни, чем видит ее араб-христианин – это особый разговор, и, признаться, мне трудно дать ответ на вопрос о причинах выбора одним народом, одним человеком христианства, а другим – ислама, буддизма или религии бон. Но честный разговор об уникальности христианства возможен только при условии признания и за иными религиями их пусть субъективной, но правды в вопросах веры и целей жизни. И только сопоставляя эти цели, эти субъективные упования, можем мы прийти к некоторой объективной правде. Августин, как известно, выводил слово «религия» из глагола ligo, re-ligo связывать, соединить (ligo dissociata). Этимология эта далеко не бесспорна, но духовно она верна. Религия, вера (от слова авестведического: var, жар, истина) – это связь, но и путь, идя по которому можно взойти к вечному и несотворенному Источнику жизни, к Богу. Во все времена, во все эпохи, тяготился человек своей смертностью: своей некачественностью и искал путей ее преодоления. В одном из речений текстов Саркофагов (1130) Атум говорит о четырех своих великих деяниях для людей – одно из них – память смертная. «Сделал я так, чтобы не забывали они о Западе (то есть о смерти)». В сущности, именно в том, что ждали люди по ту сторону «последнего врага – смерти», и скрывается отличие вер друг от друга. А ждали и продолжают ждать они очень разного. То Царство Небесное, о котором учил Христос и которое, по сокровенному Павлову учению, есть Он Сам, весьма отличается от представлений о рае – Джаннахе – благочестивых мусульман или о сварнаре зороастрийцев. Безусловное утверждение индийского мудреца Яджнавалкьи «нет после смерти сознания» (Бр. Уп. IV.5.13) смутило не только его жену Майтрейю, но смутит оно и христианина. В то же время суфийский аскет, познавший фану, скорее всего, согласится с ним.

http://azbyka.ru/esxatologicheskaya-unik...

(duas editiones haberi et duo corpora esse librorum). Руфин не сомневался в их подлинности; он считал необходимым перевод греч. творений К., «сокровенного клада премудрости», т. к. в них сообщалось о деяниях ап. Петра и о начальном периоде существования Римской Церкви (ср.: Rufin. De adult. lib. Orig.//PG. 17. Col. 620-621). Поэтому Руфин добавил к «Рекогнициям» лат. перевод послания К. ап. Иакову, в к-ром шла речь о гибели ап. Петра и о возведении К. на епископскую кафедру (бóльшую часть послания занимает изложение речи ап. Петра с наставлениями К.). «Рекогниции» в переводе Руфина сохранились не менее чем в 115 рукописях, созданных между VI и XV вв.; среди самых ранних рукописей - Veron. Bibl. capit. 37 (35) и палимпсест Ambros. C 77 sup. (VI в.). По мнению Б. Рема, рукописи «Рекогниций» можно разделить на герм. (лучшие версии текста), итал., южнофранц., северофранц. и англ. семьи; все они восходят к архетипу, созданному во 2-й пол. V в. Фрагменты произведений, приписываемых К., известны на сир., арм., араб. и др. вост. языках. Сир. версия была выполнена в кон. III в. 2 переводчиками ( Cirillo. 1989. P. 124); от нее сохранились фрагменты ( Ps.-Clem. Recogn I 1-IV 1. 4; Idem. Hom. X 1-XII 2. 4; XIII 1-XIV 2. 4) в рукописях (Lond. Brit. Lib. Add. 12150 (411 - древнейшая рукопись Псевдоклиментин) и Lond. Brit. Lib. Add. 14609 (IX в.); изд.: Die syrischen Clementinen. 1937; частичный англ. пер.: Jones. 1995; новая публикация готовится Ф. С. Джонсом в серии «Corpus Christianorum: Series Apocryphorum»). Высказывалось мнение, что сир. версия более точно передает утраченный греч. оригинал «Рекогниций», чем лат. перевод Руфина ( Schwartz. 1932. S. 154; Wehnert. 1983. S. 270), но эту т. зр. разделяют не все исследователи (см.: Jones. 1992; Amsler. 2007). Араб. корпус текстов, приписываемых К. («Рекогниции» и послание К. ап. Иакову), включает 4 версии (CANT, N 209(2-3)); 2 текста опубликованы (Apocrypha Sinaitica. 1896), издание 2 эпитом (сокращенных версий) готовится к печати А.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЙБ [от араб. «отсутствие, невидимое»; «то, что сокрыто»], непостижимая Божественная тайна, сокровенное знание, доступное только Богу. В Коране лексема «Г.» в указанном значении упоминается 48 раз (напр., в II:3, 33; III:44, 179; VI:50, 59, 73; VII:188; IX:94, 105; X:20 и др.). Бинарной антитезой Г. выступает антонимический ему термин шахада (явное, видимое, постижимое; напр., в IX:94, 105; XIII:9; XXIII:92; XXXII:6; XXXIX:46; LXII:8; LXIV:18). Термин «Г.» встречается в хадисах, коранической экзегезе, мусульм. теологической лит-ре. Наиболее часто повторяющаяся в Коране мысль - о неприступности, о полной сокрытости Г.: «Он - Ведающий сокровенное и Он не открывает своего сокровенного никому» (LXXII:26). Именно такой семантикой обусловлена передача слова «Г.» на др. языки - как чего-то непостижимого, непознаваемого. Однако Г., согласно Корану и экзегетике, является объектом веры (II:3) и может быть ниспослан пророкам (III:179). В Коране известия о «сокровенном» (анба ал-гайб) могут быть как откровением, так и непостижимой мистерией, а иногда и тем и др. Семантическое поле лексемы «Г.» всегда подразумевает значение Божественного таинства, к-рое может не обнаруживаться, приоткрываться в отрывках, необходимых для того, чтобы направить человека на праведный путь. Коран не раскрывает человеку Г., но текст Корана дает ему частичное представление о Г. По этой причине экзегет Фахр-ад-дин ар-Рази (1149-1209) назвал свой коранический комментарий «Ключи к таинственному» (Мафатих ал-гайб). В мусульм. экзегетике и религ. лит-ре Г. относится к абсолютной тайне Бога, но гораздо чаще Г. выступает как взятый целиком невидимый мир. Это различие часто проявляется в противопоставлении мусульм. комментаторами «мира сокровенного» (алам ал-гайб), мира невидимой мистерии, созданной и существующей извечно Божественной тайны «миру очевидному» (алам аш-шахада), ощутимому. Историк и экзегет ат-Табари (838-923) определял Г.

http://pravenc.ru/text/161465.html

В своем философском творчестве М. С. стремился интегрировать идеи Платона, Аристотеля, неоплатоников и крупнейших суфийских мыслителей, таких как Ибн Араби (1165-1240). Кроме философии М. С. изучал Коран: его комментарии к отдельным сурам и аятам Корана были изданы в 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. и составили 8 томов. Общее содержание коранических наук было проанализировано ученым в труде «Ключи сокровенного» (Мафатих аль-гайб). В нем рассказывается об аллегорическом толковании Корана (та " виль), рассматриваются коранические тайны и проблемы религ. мистицизма (‘ирфан). В своих трудах М. С. затрагивал различные богословские вопросы, такие как загробный мир, Страшный Суд, предопределение, судьба и свобода воли, при этом он пользовался методикой рационалистического богословия калама . Занимался мыслитель и проблемами логики, которым посвятил известные работы «Воображение и подтверждение» (Тассавур ва тасдик), «Исправление логики» (Ат-Танкых фи-ль-мантык). М. С. считается крупнейшим мусульм. философом последних 400 лет; публикацией его трудов в наст. время занимается исследовательский ин-т мусульм. философии Садра (Тегеран). Соч.: Mulla Sadra [Sadr al-Din al-Shirazi] al-Hikma al-muta " aliya fi- " l-asfar al- " aqliyya al-arba " a=The Transcendent Wisdom Concerning the Four Intellectual Journeys/Ed. R. Lutfi. Tehran and Qum: Shirkat Dar al-Ma " arif al-Islamiyyah, 1958-1969. 9 vol.; Mulla Sadra [Sadr al-Din al-Shirazi] (c. 1628) al-Hikma al- " arshiyya (The Wisdom of the Throne)/Ed. with Persian paraphrase by G. R. Ahani. Isfahan, 1962; Mulla Sadra [Sadr al-Din al-Shirazi] Kitab al-masha " ir=The Book of Metaphysical Penetrations/Ed., transl. and introd. by H. Corbin; Le livre des pénétrations métaphysiques//Librairie d " Amérique et d " Orient Adrien-Maisonneuve, Bibliothèque Iranienne. P., 1964. Vol. 10; The Wisdom of the Throne: An Introd. to the Philosophy of Mulla Sadra/Transl. and introd. J. W. Morris. Princeton (N. J.), 1982; At-tankihfi-l-mantiq/Ed. G. Yasipur. Tehran, 2000; Садриддин Ширази. Престольная мудрость: Пер. с араб. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2564334.html

Нет ни на небесах, ни на земле ничего сокровенного, чего бы не было в ясной книге. (Коран 27:75) – вера в детерминированность бытия Подлинной причиной всего происходящего является воля Аллаха. Она предопределяет, в частности, и все человеческие желания и волевые акты, а равно и всех ангелов и джиннов. Всё в мире совершается точно так, как предопределено Аллахом, и не существует никакой возможности изменить эту цепь событий. По сути, это исламский фатализм. О нём напрямую сказано в Коране при изложении пророчества относительно возможности человеку уверовать в истину: Вы не [сможете] захотеть этого, если того не захочет Аллах, Господь [обитателей] миров. (Коран 81:29) – вера в перманентность Божественного творения Аллах творит мир постоянно, каждое мгновение. Сменяющие друг друга акты творения, воспринимаемые сознанием, создают иллюзию изменений, происходящих в мире, подобно тому, как кадры киноплёнки, статичные сами по себе, сменяя друг друга, создают на экране ощущение движения. В совокупности с верой в предопределённость это означает, что все человеческие поступки, слова, мысли и даже волевые импульсы являются плодами творческих действий Аллаха. Об этом прямо сказано в Коране: Аллах сотворил и вас, и то, что вы ваяете. (Коран 37:96) Проблема свободы воли разумных существ в исламской доктрине предопределения Вера мусульман в предопределение порождает серьёзный вопрос о возможности свободы воли человека, а также прочих разумных существ (ангелов, джиннов, шайтанов). В Коране содержатся также и аяты, указывающие на возможность свободного выбора: Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует. (Коран 18:29) Это обстоятельство нелегко согласуется с доктриной единого источника всех действий. Попытка решения указанной проблемы породила на рубеже VII–VIII вв. два внутриисламских философских течения . Последователи первого течения получили название джабриты (с араб. – букв. «принуждение»). Они утверждали, что свободы воли не существует. Все действия человека могут быть приписаны его разумной воле только условно, а на самом деле проистекают из его природы. В этом смысле любой поступок ничем не отличается от действий, производимых неразумными предметами: например, произрастания зерна или сияния солнца. Иначе говоря, подобно природным явлениям, все действия человека обусловлены заложенной в них волей Аллаха и не имеют сколь-либо самостоятельного значения. Человек лишь осознанно или неосознанно выполняет то, что заложено в его природу.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

8 Вряд ли отец, говорящий жене “скажи своей дочери, чтобы она…”, отдаёт себе отчёт в том, какое сильное раздражение он тем самым демонстрирует — и какую степень отчуждения являет той самой дочери, которая как правило при этом присутствует. 9 Формат журнальной статьи не позволяет с достаточной степенью подробности рассматривать проблему религиозного запрета на изображение живых существ (кстати, сказать, недостаточно последовательного, поскольку растения — это тоже живые творения), но кое-какие основания для размышления об этом здесь, как кажется, содержатся. Более логичным были бы запрет на изображения феноменов как дел Творца и разрешение на изображение артефактов как порождений рук человеческих. 10 Имеются в виду не ангелы, а скорее русалки. В “Винни-Пухе” правдиво описана способность детей не только изобретать всяких Бук, Бяк и Слонопотамов, но и всерьёз их бояться. 11 Бывало — так же уродовали и иконы… Богоподобие человека и человекоподобие Бога суть ценнейшие черты Божественного замысла о мире — но какие же страшные греховные мысли и поступки они вызывают! 12 К сожалению, во многих случаях можно услышать, что мы-де близки как кровные братья, а поэтому… Хорошо если это, что называется, добросовестное заблуждение, а бывает, что и просто демагогия. Да и кто сказал, что с братом можно обращаться бесцеремонно? 13 Конечно, слово это французского происхождения и состоит из корней со значениями друг’ и свинья’. Но не нужно думать, что это мы так испортились: французы этого слова в большинстве тоже уже не знают. 14 Если кто помнит, в чеченской войне сражался (на стороне сепаратистов) араб, которого наши журналисты в невинности своей называли чаще всего Хаттаб. На самом деле его звали ибн-Хаттаб, то есть попросту Хоттабыч, и это был его псевдоним. 15 Это может пониматься и в расширительном смысле, как данное от Бога сокровенное знание о себе, ср. у Окуджавы “Надпись на камне”: Арбатство, растворённое в крови,/Неистребимо, как сама природа. 16 К сожалению, не могу процитировать дословно за давностью лет и редкостью книги, но в письмах читателей Зощенко 20-х годов встретила такое: две девушки объясняют писателю, что они вполне современны: носят кепки и называют друг друга Катька и Ленка. А ведь почти в то же время (разве что немного попозже) формировался круг христианок, которые называли друг друга Верочка, Леночка, Марусенька и т. д. — и сохранили это обыкновение до глубокой старости.

http://pravmir.ru/otchuzhdenie-lichnosti...

Из приведенных нами рассказов о кягинах мы видим, что они имели среди арабов огромное значение. Однако, из последнего рассказа о суде над Хинд, мы можем заключать, что ко времени Мухаммеда безусловная вера в кягинов стала уже ослабевать, и среди арабов начинает проявляться относительно их дух скептицизма и недоверия, хотя они все еще имеют большое значение и влияние на гражданские и домашние дела арабов. Среди полудикого народа, не имевшего ни прочно установленной власти, ни письменных законов, ни исполнителей решений, если бы они даже могли быть высказаны кем-либо, кягины должны были, естественно, получить огромное значение. Они являлись не просто предвещателями сокровенного будущего, или разъяснителями темных предметов настоящего и прошедшего, они были также и судьями в делах, касающихся нередко не только частных лиц, но и целой фамилии, целого колена. Они разбирали споры между коленами и фамилиями, решили тяжбы по торговым операциям, часто имели решающее значение на объявление войны или её прекращение миром; от них не редко зависело даже политическое состояние огромного числа колен аравийского полуострова. Решение их, как выражение божественной воли и мудрости, сообщенное существами невидимого мира, должно было исполняться беспрекословно. Араб был волен обратиться или не обратиться к суду кягина, но раз обратившись к этому суду, он волею неволею должен был подчиниться его решению, иначе его колено, его собственная фамилии лишила бы его покровительства и даже изгнала бы его из своей среды, что в Аравии было равносильно почти обречению человека на погибель, если он не успевал найти покровительства в каком-либо другом колене, незнавшем о его поступке. Сообразно с этим и обязанность кягина была одною из самых затруднительных и щекотливых. Он обязан был давать ответы на все вопросы, какие бы ни были ему предложены, должен был предсказывать события, почти случайные, исхода которых предвидеть было крайне трудно; он должен был давать сведения о лицах, которых он никогда не видал и которые были далеко от него, он должен был даже открывать воров и указывать, где спрятано похищенное имущество и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1911. 12 . Исаак Сирин (2013) – Исаак Сирин , прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: новооткрытые тексты/Пер. с сир., прим., предисл. и послесл. митрополита Илариона (Алфеева) . СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. 13 . Исаак Сирин (2016) – Исаак Сирин, прп. (Мар Исхак Ниневийский). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I–VI)/Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьева. M.: Издательский дом «Яск», 2016. 14 . Каввадас (2016) – Каввадас Н. Мир идей Мар Исхака. Антиохийское основание богословия Исхака// Исаак Сирин , прп. (Мар Исхак Ниневийский). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I-VI)/Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьева. M.: Издательский дом «Яск», 2016. С. 137–142. 15 . Кессель (2015) – Кессель Г. М. Два издания творений прп. Исаака Сирина //Богословские труды. 2015. 46. С. 306–323. 16 . Кессель (2016) – Кессель Г. М. Рукописная традиция первого тома сирийского корпуса Исхака Ниневийского// Исаак Сирин , преподобный (Мар Исхак Ниневийский). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I-VI)/Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьева. M.: Издательский дом «Яск», 2016. С. 56–78. 17 . Кессель (2018) – Кессель Г.М. Пятое собрание Исаака Ниневийского : предварительные наблюдения о новонайденной рукописи (OLIM DIYARBAKIR/SCHER 25)//БТ. 2018. 47–48. С. 239–257. 18 . Ким (2016) – Ким С. С. Марк Пустынник//Православная Энциклопедия. М., 2016. Т. 43. С. 701–706. 19 . Кирилл Александрийский (2000) – Кирилл Александрийский , свт. Творения. Книга 1-я «О поклонении и служении в Духе и истине». М.: Паломник, 2000. 20 . Конференция (2014) – Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. Материалы Первой международной патриотической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М., 2014. 21 . Конференция: Аскетизм как политическое богословие (2014) – Хагман П. Аскетизм как политическое богословие: подвижник как таинство у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

Особенностью православного учения следует считать также то обстоятельство, что души грешных людей сохраняют сознание, память, чувство, то есть не утрачивают благообразности, но находятся в рабском состоянии – под властью диавола и падших духов. Они не могут воплощать своих желаний – помочь им может только молитва Церкви, которую установил Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Более того, именно это можно считать главной причиной Церкви Христовой: она «призвана восстановить и преобразить мир в Царство Божие. Может она восстановить и человека, но для этого должна существовать духовная связь души с Церковью – благодатная связь любви и молитвы, через которую душа может освободиться от тяжести посмертных страданий» 141 . Заслуженный профессор Московской духовной академии профессор А. И. Осипов в своей книге обращает особенное внимание на то, как важна эта молитвенная связь в дни после смерти человека: «Если бы по смерти невозможно было изменение духовного состояния усопших, то Церковь не молилась бы о них с самого начала своего существования. А она постоянно это делает и призывает к молитве всех верующих…» 142 . В православии мытарства грешной души не несут на себе печати безысходности, ее сокровенная история имеет открытый конец, тогда как в исламе грешная душа обречена находиться в аду до Страшного Суда и ничьи молитвы не смогут ее оттуда изъять. Таким образом сходство заключается в том, что: · Души грешников в Библии и Коране после частного суда пребывают в преддверии ада в беспокойном и мятущемся состоянии. Различие заключается в том, что: § В Коране состояние душ грешников после смерти нельзя изменить, никакие молитвы живущих на земле не могут повлиять на их участь, а в Библии такая возможность остаётся. Будущая жизнь Всеобщее воскресение и Страшный Суд Коран повествует, что перед всеобщим воскресением и Страшным Судом на земле будут явлены некоторые знамения: из земли выйдет говорящий зверь Даббат аль-ард (араб. ) (См.: Коран 27:82), из неба выйдет туман или дым, который покроет всех людей (См.: Коран 44:9–14), произойдёт нашествие народов Яджудж и Маджудж (См.: Коран 18:94; 21:96–97), луна расколется и солнце поднимется с запада (См.: Коран 54:1; 75:7–9). Важным событием станет и Пришествие на землю Иисуса, который должен будет убить Даджаля (араб. ‎ – обманщик, лжемессия, антихрист). Здесь стоит почеркнуть, что в данной главе мы больше коснёмся учения о всеобщем воскресении и Страшном суде. О личности же Иисуса Христа и антихриста будем говорить в следующих главах книги.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

42 Гностицизм (др. — греч. γνωσις-«познающий») — религиознофилософское течение периода поздней античности, возникшее в I веке в восточной части Римской империи как синтез вавилонских, иранских, египетских, иудейских и других религиозномифологических представлений и культов, греческой философии и христианских идей. 43 Оккультизм (от лат. occultus – «тайный, сокровенный») — общее название мистических учений, утверждающих о существовании скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром. 44 Рабан Гамлиэль бен Шимон хаЗакен (Старший), в христианской традиции – Гамалиил, жил в первой половине I века. Ученый раввин, один из основателей талмудического иудаизма, а также христианский святой, почитаемый вместе со своим сыном Авивом. Гамалиил – единственный христианский святой, упомянутый в Новом Завете, который почитается и в иудаизме. Полагают, что Гамалиил умер за девять лет до разрушения Иерусалима и, согласно церковному преданию, был крещен в конце своей жизни апостолами Петром и Павлом, что, впрочем, отрицается иудаистами. Также, по преданию, благодаря ему были обретены мощи христианского первомученика Стефана, которого Гамалиил похоронил на собственном земельном участке неподалеку от Иерусалима. 45 Шахада (араб. — «свидетельство») — исламский символ веры, свидетельствующий веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммеда. Необходимое и достаточное условие для принятия ислама. 46 Хадис (араб. — изречение, одобрение, образ или действие пророка Мухаммеда, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка. Слово «хадис» в переводе с арабского языка буквально означает «новый», «беседа», «предание», «рассказ». В исламском богословии изучением хадисов занимается специальная наука – хадисоведение. 47 Кор. 1:24:«…для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость».

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010