Рис. 2. Маршрут «пустынного марша» Халида б. ал. Валида К сожалению, мы не знаем, где лежал этот гибельный участок пути, и не можем безоговорочно определить тот пункт, к которому так спешил выйти Халид. Если отбросить явно ошибочно отнесенные к этому походу Анбар и ал-Хусайд, то останутся два варианта маршрута. Согласно одной версии, Халид, миновав безводный участок пути, вышел к Сохне, заключил договор с ее жителями, прошел через Арак и завоевал Тадмур, а затем (упоминаются еще ал-Карйатайн и Хувварин) через Мардж ар-Рахит направился к Бусре. Придерживающийся этой версии Н. А. Медников прокладывает маршрут Халида по условно проведенной прямой от Айн ат-Тамра до Арака 90 . Этот путь топографически логичен, но вызывает сомнение, мог ли небольшой отряд, к тому же стремившийся достичь цели максимально скрытно, завоевать хорошо укрепленный в ту пору Тадмур 91 Вторая версия опирается на упоминание в одном из маршрутов Халида Думы, отождествляемой с Думат ал-Джандал, и Куракира, отождествляемого с Кулбан Караджир, или Эль-Каркаром, в вади Сирхан (рис. 2). Отсюда, по мнению А. Мусила, Халид двинулся на север к Сува (=Саба Биар) 92 . Далее, как и в первом случае, путь идет через Мардж ар-Рахит. Принять этот вариант не позволяет очевидная бессмыслица маршрута: зачем нужно было не идти прямым путем на Бусру, а совершать ненужную трехсоткилометровую рокировку, подвергая свой отряд угрозе гибели от жажды, чтобы затем проделать обратный путь почти такой же длины. А. Мусил объяснил такой обходный маневр стремлением обойти византийские пограничные крепости 93 , но обратное движение мимо Дамаска было бы столь же опасным. Думается, не следует Куракир на входе в Сирийскую пустыню со стороны Ирака непременно связывать с одноименным пунктом в вади Сирхан, так как это название не уникально: Йакут упоминает четыре Куракира 94 , и мы не можем поручиться, что не было еще и других. Если согласиться с весьма правдоподобным предположением А. Мусила, что Сува – это современное вади С[у]ва 95 , то Куракир следует искать в 250 – 270 км восточнее, на линии, соединяющей район Куфы – Айн ат-Тамра, с Дамаском, т. е. где-то в районе современной Эр-Рутбы, где в вади Хауран вполне могла быть вязкая низина или ревущий после дождей поток (куракир) 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Королевство Нидерландов; нидерланд. Koninkrijk der Nederlanden; неофиц. название - Голландия], гос-во, состоящее из 4 самоуправляющихся гос. образований (landen): Н.- в Зап. Европе и в Карибском м. (муниципалитеты Бонайре, Синт-Эстатиус, Саба); Арубы, Кюрасао, Синт-Мартена - в Карибском м. В Зап. Европе Н. на севере и западе омываются Северным м. (длина береговой линии - 451 км), на востоке граничат с Германией (длина границы - 577 км), на юге - с Бельгией (450 км). Территория европ. части Н.- 41,54 тыс. кв. км (в т. ч. внутренние воды - 7,65 тыс. кв. км). Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен расположены на одноименных островах в Карибском м., входящих в цепочку М. Антильских о-вов. Территория Арубы и Кюрасао - 193 кв. км и 444 кв. км соответственно (полностью занимают острова), Синт-Мартена - 34 кв. км (занимает юж. часть острова, на севере граничит с франц. Сен-Мартеном). Столица королевства - Амстердам (855,3 тыс. чел.; т. н. Б. Амстердам - 1358,8 тыс. чел.; оценка 2017 г.); местопребывание королевского двора, парламента и правительства - Гаага (530,6 тыс. чел.; в агломерации - более 1 млн чел.). Адм. центр Арубы - Ораньестад (35 тыс. чел.; оценка 2015 г.), Кюрасао - Виллемстад (150 тыс. чел.; оценка 2010 г.), Синт-Мартена - Филипсбург (1327 чел.; перепись 2011 г.). Крупнейшие города - Роттердам (637,8 тыс. чел.), Утрехт (347,7 тыс. чел.), Эйндховен (229,1 тыс. чел.), Тилбург (215,6 тыс. чел.), Гронинген (205 тыс. чел.), Лейден (124,4 тыс. чел.; в агломерации - 270,9 тыс. чел.), Дордрехт (118,5 тыс. чел.; в агломерации - 270 тыс. чел.). Офиц. язык - нидерландский, в пров. Фрисландия также фризский; статус региональных языков имеют папьяменто (в Арубе, Бонайре и Кюрасао), английский (в Синт-Эстатиусе, Сабе и Синт-Мартене). Административно-территориальное деление: Н. разделены на 12 провинций, объединяющих 388 муниципалитетов (2017), а также включают 3 особых муниципалитета - Бонайре, Синт-Эстатиус и Сабу - на одноименных островах в Карибском м.; Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен не имеют административно-территориальных единиц.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

350 Конъектура Дюканжа δανοας (размышление, дух) вместо διακονας (служба) (Ducangii nota 94). 354 Троглодиты – африканское племя, которое географы помещали на западном побережье Аравийского залива (совр. Красное море). О троглодитах как о пещерных эфиопах пишет Геродот (IV. 183). Иосиф Флавий выводит от Фута население Ливии (Африки) к западу от Египта. Название Ливии он выводит от сына Мицраима Ливия (Jos. Ant. I. 6. 2). 355 Здесь «Пасхальная хроника» расходится с Африканом и прочими хронистами, которые от Ханаана выводят хананеян (Ducangii nota 97). «Хроника» Ипполита согласуется с «Пасхальной хроникой». Трудно определить, отличны ли в «Пасхальной хронике» афры, произошедшие от Ханаана, от афров, родоначальником которых был Фирас (см. выше). 356 Иосиф Флавий пишет, что Ханаан поселился в области, называемой в его время Иудеей, которую сам Ханаан назвал в честь своего имени Хананеею (Jos. Ant. I. 6. 2). Комментатор иудейского историка полагает, что речь идет о финикийцах, которые сами называли своим родоначальником мифического брата Осириса Хна, в латинской транскрипции их имя – Chanani. Финикийцы были знаменитыми мореплавателями, появившимися на восточном побережье Средиземного моря в северной Сирии во II тыс. до н. э. 359 Название «ихтиофаги» буквально означает «рыбоеды». Племена, жившие на западных и восточных берегах Аравийского залива и Индийского океана (Her. Hist. II. 19–23, 25, 30). 361 Септуагинта содержит имя, которое указано в «Пасхальной хронике». Синодальный перевод – Раама. 365 Иосиф Флавий выводит от Сава (Саба) сабеян (Jos. Ant. I. 6. 2), которых комментаторы отождествляют с жителями Сабы-Мерое, столицы Эфиопии, ссылаясь на самого Флавия (Jos. Ant. II. 10. 2). Мармарины (мармариды) – племя, населявшее Мармарику в Северной Африке у залива Большой Сирт. 367 Племя карийцев, принадлежащее к хетто-лувийским племенам, переселившимся в Малую Азию в область, получившую название Кария, с островов. О расселении карийцев см.: Strabo XIV. 2. 1. В Священной Истории от Дедана произошли жители Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Духовная жизнь начинается с покаяния, к-рое И. С. именует «дверью Царствия» и первым шагом, «уничтожающим дурное прошлое». Покаянием И. С. называет полный отказ от дурных дел, а не только намерение или попытки такого отказа. Затем подвижник вступает на путь очищения, неизбежно означающий отказ от мира и переход к чистому созерцанию: «Путь святости есть путь уединенного созерцания». Этот путь начинается как труд (или практика), ибо основа очищения - систематическое усилие. Далее следует практика лишения: пост и бдения должны умертвить страсти чревоугодия и лени. Впрочем, И. С. призывает с размеренностью пользоваться этими средствами. Другим обязательным условием перехода к созерцательной жизни И. С. называет уединение, или тишину (  ). Созерцание требует сосредоточения внешнего и внутреннего взгляда и постоянного памятования о Боге. Важное место в системе И. С. занимает хранение чувств: «Бди и храни чувства, и станешь у дверей Царствия». Конечной целью аскезы «внешнего» человека является пробуждение особых душевных чувств, которые И. С. называет «силами» (  ). Очищение «внешнего» человека включает смирение и любовь. «Смирение есть опора для добродетели, как земля - опора ногам» (Сотница 1. 20; Harv. syr. 30. Fol. 31b). Смирение должно быть совершенным; с самого начала духовной жизни инок должен подчинить себя воле братий. Но внешнее смирение лишь основание для «смирения сердечного в присутствии Бога». Для правильной практики смирения необходимо «знание» (  ), т. е. понимание своего устроения и цели и памятование о Боге. Любовь связана со смирением сердца и выражается в особенной готовности принести себя в жертву ради ближнего. Самым важным элементом аскезы И. С. называет молитву, к-рая традиционно рассматривается в 2 аспектах - внешнем и внутреннем. Молитва связана с понятием «движения» к Богу: от телесного движения до внутреннего «бездвижного» движения - воспоминания о Боге. Высшая ступень молитвы - добровольная остановка всех внутренних движений. Внимание И. С. сосредоточено на внутренней молитве.

http://pravenc.ru/text/471487.html

NB. Верно предание о царицах Сеннаара. Во дни одной из них, называвшейся Кандакией, евнух её ездил в Иерусалим и на обратном пути был крещен апостолом Филиппом 280 . На юг от Хартума, при слиянии реки Дулеба с голубым Нилом, находятся развалины древнейшего города Саба, в котором жила известная царица Савская, посещавшая Соломона и слушавшая премудрые речи его. NB. Не согласен. По преданию абиссинцев, она была царица Савская и государства Шоа. Экспедиция Ковалевского, состоявшая из 2000 солдат, плавала по голубому Нилу далеко выше седьмого катаракта этой реки и проникла туда, где еще ни один европеец не бывал. Вода в голубом Ниле чиста и прозрачна. Ее не нужно отстаивать и очищать. Берега этой реки живописны. Растительность на них богата, сильна и цветиста. Там много дичи, много куриц-цесарок, называемых пентадами; мясо их очень вкусно; много обезьян разных родов. Негры ловят их особенным способом. Они под деревом ставят большое судно с пивом, подслащивая его медом. Обезьяны жадно пьют его, пьянеют, дерутся, буянят, наконец, полусонные валятся с дерева на землю, а тут их берут руками. Проспавшись, они изумляются, сердятся, рвут, понявши, что попались в неволю, но скоро делаются ручными. Пить воду из Нила приходят целые стада серн, верблюдов и диких буйволов и ослов. Эти ослы на высоких ногах – гибки, проворны и красивы, а уши у них все-таки длинны. Водятся иппопотамы. Одного из них убили солдаты Ковалевского и он шкуру его везет в Петербург. В голубой Нил втекают реки и потоки из гор Абиссинии и Сеннаара. На левой стороне этого особого Нила, западнее и южнее, на горах, живут уже чистые негры, бени шанглу, берта, бари, галла и другие, живут бессоюзно между собой и потому легко гибнут от неприятелей, которые сколько-нибудь сильнее их. Во время нашествия их они зажигают сигнальные огни на своих высотах. И по ним узнают, откуда идет враг, кто он: галлай, свой, или турок, и как он силен. Но эти огни бесполезны для них. Увидя их, они не соединяются, а разбегаются вроссыпь и укрываются в неприступных ущельях.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Кроме этого, Кинчев носит четыре кольца — два обручальных на безымянном пальце правой руки, символизирующих венчание с супругой и крещение, и два — на левой, с рыбой и черепом. Несмотря на то, что музыкант — левша, играет на гитаре и пишет он правой рукой. 6 . В 1992 году, после посещения Иерусалима, Кинчев принял крещение. Это значительно отразилось на его жизни и творчестве. «Алиса» перестала выступать во время двух постов — Великого и Успенского, принимает участие в концертах, которые проводятся по инициативе епархий. По совету своего духовного наставника музыкант редактировал тексты своих песен. Так, например, он заменил строчку «Зверя лечит только отстрел» на «Цепь, да клетка зверю в удел». 7 . С апреля по ноябрь Кинчев с женой обычно проживает в деревне Саба, в 700 км от Москвы. В свободное время музыкант любит рыбачить. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 сентября, 2020 18 сентября, 2020 18 ноября, 2008 28 августа, 2005 4 апреля, 2011 21 июня, 2022 17 декабря, 2021 25 сентября, 2021 10 сентября, 2021 22 сентября, 2020 18 сентября, 2020 18 ноября, 2008 28 августа, 2005 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/sem-faktov-iz-zhizni-k...

Али, узнав о схватке, также не усомнился в вероломстве своих противников и стал готовиться к сражению. Оно, как обычно, началось с перебранок и перестрелки наиболее горячей молодежи, в которую втянулись и рабы, за ними в бой вступили основные силы 132 . Военное счастье вскоре изменило противникам Али. Наиболее энергичный и воинственный Талха в первой половине дня был ранен стрелой в ногу; стрела, видимо, перебила артерию, так как сильное кровотечение не удалось остановить, и он умер от потери крови 133 . Скорее всего, после гибели энергичного командующего басрийцы дрогнули и стали отступать. Аз-Зубайру не удалось их остановить, и он, отчаявшись, покинул поле боя, направившись из Басры на юг к Вади ac-Cuбa', и был там вскоре убит одним бедуином. Обстоятельства его гибели излагаются различно, и ни одна версия не помогает понять, что заставило аз-Зубайра бежать в одиночку, без сопровождения и даже без сына 134 . Казалось, бегство басрийцев, оставшихся без вождей, никто не сможет остановить. Вдруг, когда сторонники Али уже готовы были торжествовать победу, наступил перелом. Первая волна бежавших достигла места, где на рыжем верблюде в паланкине, обитом железом, сидела Аиша; кое-кто из них остановился, чтобы защитить «мать верующих», которая одна не покинула их; вокруг нее образовалось ядро сопротивления. Битва возобновилась по всему фронту. Аиша понимала, что без военачальников-мужчин не сможет руководить сражением, и попыталась прекратить кровопролитие, послав Ka'бa б. Сура со свитком Корана призывать к миру. Попытка оказалась напрасной – Ka'б вскоре был убит последователями Абдаллаха б. Саба. Это предопределило неуспех такой же попытки со стороны Али: басрийцы отвергли призывы его посланцев, заявив: «Как может призывать к Корану тот, кто убил Ka'бa» 135 . Решающая схватка разгорелась вокруг верблюда, на котором сидела Аиша, ставшего своеобразным знаменем, из-за которого вся битва получила название «битвы у верблюда» («дня верблюда»). Поэтому почти все сведения о ходе битвы состоят из рассказов о поединках около верблюда.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Первым, насколько мы знаем, идею династийного наследования сокровенного знания стал проповедовать Абдаллах б. Саба (Ибн ас-Сауда), йеменский иудей, принявший ислам при Усмане. Судя по сообщениям о содержании его проповедей, он с первых лет стал называть Али духовным наследником Мухаммада 808 . В это трудно поверить, поскольку Али как политическая фигура вряд ли появлялся в расчетах противоборствующих группировок до 32 г. х., до смерти Абдаррахмана б. Ауфа, а религиозно-теоретическое обоснование его прав могло появиться лишь несколько лет спустя. Если же у Али и его сторонников появились в это время притязания на халифат, то обоснования были политическими. Пока же главная угроза существующей власти исходила из провинций. Усман пытался приглушить смуту, вырывая зачинщиков из родной среды и переводя в другие провинции. Так, в 33/653 г. по просьбе наместника Куфы Усман перевел группу недовольных во главе с ал-Аштаром в Сирию. Однако все попытки Му’авии умиротворить их оказались безуспешными. Все кончилось тем, что во время одного горячего спора Му’авийу схватили за бороду и чуть не побили. Смутьянов отправили в какой-то приморский гарнизон на границе с Византией, а часть – в Джезиру, но все это только подогрело страсти в Куфе 809 . Попытки изолировать смутьянов были бесплодны потому, что все эти люди были не организаторами и зачинщиками смуты, а лишь наиболее решительными выразителями всеобщего недовольства. Во время хаджжа в 34/июне 655 г. в Мекке встретились главы недовольных из Куфы, Басры и Египта и договорились, что на следующий год придут со своими сторонниками в Медину и потребуют от Усмана выполнять обещания, данные при выборах, а если он откажется прислушаться к их претензиям, то решить на месте, что делать дальше 810 . Мы не знаем, стало ли известно это решение Усману и его наместникам, но Са’ид б. ал-Ас разослал предводителей: кого наместниками дальних от Куфы городов – Рейя, Киркисии, Хамадана, Мосула, а кого – в Азербайджан, руководить военными действиями. Это на время разрядило обстановку в самой Куфе 811 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Доброе дело должно совершаться со смирением». Схиархимандрит Саба (Петриди) 1 октября, 2007. Мария Сараджишвили Когда меня Патриарх перевел в Тбилиси, в церквях было мало молящихся. Сегодня, благодаря деятельности Патриарха, увеличилось число построенных храмов и резко возросло число прихожан Отец Саба — единственный схиархимандрит в Грузии. По благословению Патриарха Ильи II он служит в Троицком соборе. Говорит по-русски с красивым греческим акцентом. — Мое мирское имя Христофор, — рассказывает он. — Я родился в 1922 г. в Абхазии, в деревне Шрома. Моего отца звали Иоанн Петриди, а мать — Парфена. Мои родители были глубоковерующими людьми, постились и соблюдали  все заповеди. В Сухуми я закончил 4 класса. Во время войны я перенес много искушений, которые и побудили меня прийти в церковь. В 20-21 год я молился Богу, — продолжает рассказывать о. Саба, — чтобы Он помог мне встретить таких людей, которые помогли мне спастись. И вот как-то один мой больной односельчанин попросил меня пойти с ним к м. Елене и м. Нино, живших в соседней деревне. Я должен был выполнять роль переводчика т. к. он не знал русского языка. Я пошел с ним и стал свидетелем  многих чудес — исцелений по молитвам монахинь. Все увиденное потрясло меня… Вообще о. Саба не любит рассказывать о своей жизни, считая себя ничем не примечательным человеком. Зато с большим удовольствием рассказывает о схимонахине Елене и монахине Нино, которые своими советами и личным примером помогли ему в духовном становлении. Обе сестры монахини жили в Гульрипшском районе в деревне Георгиевка. М. Елену убили в 1975 г., как считает о. Саба, по приказу КГБ. О. Саба бережно хранит в своей келье ее волосы, их которых 15 лет назад стало истекать миро.   О. Саба продолжает свой рассказ. — Схимонахиня Елена (Тувишева) родилась в 1889 г. в г. Пенза. Отец ее был кипрским греком, а мать русская. В пятилетнем возрасте девочка тяжело заболела. Т.к. положение ее было безнадежно, родители отвезли ее в Псковский монастырь. Свершилось чудо, и девочка выздоровела. Родители оставили ее при монастыре, а через 5 лет привезли туда и ее сестру Нину. Елена, пройдя послушания, приняла постриг.

http://pravmir.ru/dobroe-delo-dolzhno-so...

— Знаешь, Христофор, — сказала она, — как-то ночью сидела я в келье, вдруг все вокруг меня осветилось. Я сказала: « Господи, Иисусе Христе, я недостойна видеть такую благодать». И закрыла глаза. Когда вновь открыла, уже ничего не было. Я сперва не понял, к чему это она говорит. Пошел домой. Стал класть земные поклоны в большом количестве. Я в этот период очень много молился без благословления и очень мало спал. Вдруг комната озарилась неземным светом. Так бывало и раньше. Я это воспринимал, как должное. Но теперь, вспомнив слова матушки, я сделал, как она мне говорила. Когда открыл глаза, все пропало.   Тогда я догадался, что был в прелести и принимал желаемое за действительное. Пусто это будет примером для всех начинающих монахов. Какое бы вы доброе дело не делали без смирения и благословения духовника, лукавый тут же нападет на  вас. В основе любого доброго дела должно лежать смирение. М. Елена также предсказала мне высылку в Казахстан, возвращение в Абхазию и мое священство, что и исполнилось через 28 лет. Во время переселения в Казахстан вместе с другими греками мне пришлось пережить много унижений и издевательств за мою веру. Вернувшись из ссылки, я по благословению какое-то время жил в Псково-Печерской Лавре. Оттуда вернулся в Сухуми. Когда митрополит  Илья стал Патриархом Грузии, он рукоположил меня в священники и направил в Цалку. Там я прослужил почти 30 лет. Потом я серьезно  заболел и по благословению Патриарха приехал в Тбилиси. Затем  какое-то время мне пришлось жить в Греции. — О. Саба, кому вы впервые исповедовались? Кто был ваш первый духовник? — Около Сухуми есть деревня Мания. Там я впервые исповедовался у настоятеля деревенской церкви о. Георгия (Маврополоса). Затем моим духовником был о. Иоанн (Крестьянкин). Сегодня мой духовник — Патриарх Илья II. — О. Саба, вы единственный схиархимандрит в  Грузии. К чему обязывает этот сан? — В схиму меня постриг Патриарх, когда я тяжело заболел. Схима обязывает меня лежать в гробу и молиться, а я хожу туда-сюда.

http://pravmir.ru/dobroe-delo-dolzhno-so...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010