Постепенное завоевание Сицилии арабами началось при императоре Михаиле II Травле (820—829) и вызвано было вмешательством третьего эмира из династии Аглабитов Сиадет-Аллаха (817—838) во внутренние дела острова. В то время как император Михаил находился в первые годы по вступлении на престол в борьбе за власть с самозванцем Фомой, не только мусульманский элемент поднял голову на Востоке и на Западе, но и отдаленные провинции империи пытались порвать свою связь с непопулярным и эгоистичным константинопольским правительством. Освободительное движение начал турмах Евфимий; это был второй военный чин в администрации фемы, который, по-видимому, возвысился еще до прибытия сюда стратига Фотина в 826 г. Теперь, когда Фотин принял меры к восстановлению на острове императорской власти, турмарх Евфимий, принявший уже титул императора, выступил против него со своими местными военными силами и нанес ему полное поражение, взял в плен и предал смерти. Но вскоре начались раздоры между Евфимием и подчиненными ему чинами; один из назначенных им правителей, называемый в арабских известиях Балатом, или Палатом, и находившийся с ним в родстве Михаил Палермский перешли на сторону законной власти и стали теснить его. Находясь в затруднительном положении, Евфимий посадил на корабли оставшуюся верною ему партию и отправился в Африку с намерением предложить эмиру Сиадет-Аллаху верховную власть над островом. Находясь в гавани Сузы, он вступил в переговоры с правительством эмира, которому предстояло решить важную проблему о военном походе в Сицилию и вместе с тем об открытой войне с Византийской империей. Решение этого вопроса было предложено на обсуждение совета знатных в Кайруане. Главное затруднение заключалось в том, чтобы установить точку зрения на заключенный с Сицилией договор в 813 г.: можно ли считать его уже нарушенным, или нет. Против умеренной партии, которая советовала предварительно собрать точные данные о положении дел в Сицилии, выступил с решительным мнением кади города Абу-Абдаллах Асад, указавший, между прочим, на то, что в сицилийских тюрьмах и доселе томятся мусульманские пленники, что пророк завещал правоверным войну с неверными; его призыв к войне победил осторожных и колеблющихся. Означенный кади и ранее пользовался большим влиянием на эмира и имел известность первого знатока церковного и гражданского закона; по своему же званию кади Кайруана владел судебной и полицейской властью над мусульманами и пользовался влиянием во всех государственных делах. Общее мнение склонилось также в пользу того решения, чтобы военная экспедиция против Сицилии поручена была начальству кади Асада, и хотя соединение военного звания несовместимо было с положением кади, тем не менее, встретившееся затруднение было разрешено авторитетом Сиадет-Аллаха.

http://sedmitza.ru/lib/text/442871/

Более подробно о переписке Кутайбы и Сулаймана с приведением текстов писем рассказывает ал-Куфи: Кутайба отправляет письмо с поздравлением и получает ответ халифа с заверением, что в любом случае предоставит ему какое-нибудь наместничество. Кутайба посылает осведомителя в Нишапур, чтобы заранее знать о прибытии преемника, узнает о смене наместника Ирака и составляет подложное письмо от имени халифа с приказом идти на завоевание Ферганы и Китая. Узнав об этом, новый наместник Ирака сообщает хорасанцам, что халиф разрешает им разойтись по домам и назначает прибавку к жалованью в размере 100 дирхемов. Кутайба снова пишет Сулайману и получает грамоту на управление Хорасаном; гонец с этой грамотой доезжает до Хулвана и узнает о мятеже Кутайбы. 395 Такое изложение событий вызывает недоверие прежде всего потому, что такой обмен посланиями занял бы по меньшей мере месяцев пять, 396 а кроме того, у ал-Куфи явно соединены два разных рассказа, причем последний совпадает со второй версией ат-Табари. Понятно одно – Кутайба не ждал ничего хорошего для себя при новой власти и заранее обеспокоился о прикрытии для ухода в Фергану, где долго был бы недосягаем для халифа. Письмо с поздравлением могло быть прикрытием, как и надежная охрана переправы. Что послужило последним аргументом для принятия решения о мятеже – так и останется загадкой. Выступив в поход в конце апреля, Кутайба мог быть в Фергане в начале июня. Закрепившись в Фергане, он послал послов в Кашгар, как уверяют арабские источники, а вероятнее всего – в Суяб, 397 где стоял передовой китайский гарнизон. Рассказ об этом посольстве совершенно легендарен, и пересказывать выдумки о том, как арабы поразили местного правителя настолько, что он сразу принял мусульманское подданство, нет смысла. 398 Кутайбе в этот момент было нужно не мифическое завоевание Кашгара или Китая, а реальное обеспечение безопасности со стороны Кашгара и Восточного каганата. Нападения Йазида он мог не опасаться – основные силы хорасанской армии были у него, а быстро сколотить подобное войско было невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Виртуальная министерская встреча, инициированная Турцией по просьбе Палестинской автономии, была посвящена лишь одному вопросу - о планируемом переходе Израиля к суверенитету. На угрозы со стороны Турции Израиль отвечает срочными переговорами с Саудовской Аравией, ища именно там поддержки. В статье на иврите в «Israel Hayom» в минувшее воскресенье сообщалось о секретных переговорах, которые велись между Израилем и Саудовской Аравией аж с декабря месяца. Предмет переговоров - включение саудовских священнослужителей в Совет Вакфа, который контролирует Храмовую гору в Иерусалиме. Вот уж ход так ход! Вакф управлял Храмовой горой с момента мусульманского завоевания Иерусалима в 1187 году, причём, последняя версия была введена Иорданским Хашимитским Королевством после его завоевания Западного берега и Восточного Иерусалима во время войны 1948 года. Соответственно, именно король Иордании в настоящее время предоставляет все финансовые средства, необходимые для функционирования Вакфа, который фактически является гражданской администрацией святого места. «Israel Hayom» процитировал высокопоставленных саудовских дипломатов, которые остались анонимными, заявив, что изначально Иордания возражала против саудовского присутствия в Вакфе, но после недавнего турецкого вмешательства в Восточный Иерусалим и Храмовую гору Иорданское правительство теперь поддерживает включение саудовских священнослужителей в состав Совета Вакфа. Если это действительно так, то подобная ситуация полностью меняет политику на Храмовой горе. Что же в сущности произошло? Не так давно Иорданское правительство расширило Совет Вакфа с 11 до 18 членов, включив в него (впервые за историю) палестинских священнослужителей. Однако палестинские делегаты, включённые в состав Совета, позволили исламско-турецким организациям закрепиться в священном комплексе путём создания ассоциаций, в которые Турецкое правительство направило десятки миллионов долларов по прямому указанию президента Турции Реджепа Эрдогана. Эрдоган деятелен и настойчив, он не отказывается от своей мечты создать новую «Османскую империю» на Ближнем Востоке. Анкару обвиняют в попытках усилить влияние на арабское население Иерусалима и влезть в управление мечетью Аль-Акса. Эрдоган демонстрирует своё повышенное внимание к Иерусалиму. С расширением влияния Турции связывают и судьбу знакового собора Святой Софии в Стамбуле. Весь май сего года представители турецких властей делали загадочные намёки, давая понять, что вскоре будет объявлено о преобразовании музея Айя-София в мечеть.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/20/tr...

Среди дошедших до нас сочинений второй половины IX – первой половины Х в., подробно освещающих ход первого этапа завоеваний, мы находим как специализированные сводки сведений о завоеваниях, составленные Ибн Абдалхакамом, ал-Балазури и ал-Куфи, так и разнообразные исторические хроники с тематическим или погодным изложением событий: от краткой «Истории» Халифы б. Хаййата до подробнейшей «Истории пророков и царей» ат-Табари, вобравшей в себя львиную долю всей исторической информации арабов о первых трех веках истории мусульманского государства. Это не исключает того, что некоторые сведения ранних историков, пропущенные или опущенные компиляторами IX – Х вв., можно найти и в более поздних исторических сводах 5 . Информация, касающаяся отдельных деятелей или эпизодов, рассеяна практически во всей арабской литературе, и дать ей обзор и оценку невозможно; чаще всего она встречается в биографических словарях 6 и юридических сочинениях, авторы которых искали в ранней истории Халифата прецеденты и основания для своих фискальных и государственно-правовых теорий 7 . Большинство этих источников известно давно, и их сведения использованы исследователями почти исчерпывающе, однако это не значит, что теперь остается только интерпретировать известные факты, опираясь на работы предшественников, и не вдаваться в тонкости источниковедческого анализа. Во-первых, критический анализ даже таких хорошо известных источников, как сочинения ал-Балазури и ат-Табари, откуда мы черпаем основную массу сведений, проведен далеко не полно, а во-вторых, время от времени появляются и новые источники, а вместе с ними приходится пересматривать отношение к старым и переосмысливать, казалось бы, исчерпанный материал. Таким новым приобретением для исследователей оказалось обширное (восьмитомное) сочинение современника ат-Табари, Ибн ал-А’сама ал-Куфи, известное прежде по персидскому переводу первой его половины (1199 г.), полный арабский текст которого был опубликован только двадцать лет назад 8 . Впрочем, с таким же основанием можно сказать уже двадцать лет назад, так как этот срок вполне достаточен для широкого вовлечения нового источника в научный оборот, чего еще не произошло в той мере, в какой он заслуживает 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Официальная сасанидская историография, дошедшая до нас лишь в виде арабских переводов-переработок (в основном у ат-Табари, ад-Динавари и ал-Исфахани) 27 , не сохранила сведений о военных действиях против арабов, не исключено, что они были просто опущены при переводе на арабский. Сохранилась лишь драматическая история скитаний и гибели последнего сасанидского царя, Йездигерда III, запечатленная также в поэтической форме Фирдоуси. Вся информация, сохраненная с немусульманской стороны, для Ирака и Ирана заключается в отрывке одной анонимной хроники конца VII в. на сирийском языке 28 . Несколько больше сведений мы находим у церковных историков Северной Сирии, но они писали позже, и события VII в., лежащие за пределами внутрицерковной жизни, запечатлены у них в виде кратких хроникальных заметок, к тому же не всегда точно датированных. В некоторых сочинениях абсолютная хронология подменяется относительной: в пределах деятельности тех или иных церковных иерархов. С характеристикой отдельных сочинений и авторов наш читатель может ознакомиться в работах Н. В. Пигулевской и А. И. Колесникова 29 . Более цельную картину дают армянские историки, которые не стояли над борьбой двух чуждых им политических сил, как несторианские и монофизитские историки Ирана и Месопотамии, а разделяли судьбы своего народа. Прекрасный обзор этих источников в связи с историей арабского завоевания Армении делает излишним дополнительную их характеристику 30 . Следует лишь отметить, что хронология эпохи арабского завоевания в этих источниках весьма ненадежна. К сожалению, автор не имеет возможности использовать эти источники (как и грузинские) в подлиннике и вынужден опираться на переводы, которые всегда утрачивают какие-то нюансы в передаваемой информации. К тому же возникает проблема транскрипции имен и географических названий, в отношении которой существует немалый разнобой. Историческая литература на персидском языке, появившаяся только в Х в., в разделах, касающихся эпохи завоеваний, естественно, зависит от более ранних исторических сочинений на арабском языке и представляет собой или переводы целых сочинений, или перевод материалов из них 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Поэтому лучше всего посмотреть, какова была реальная покупательная способность этих денежных единиц. По эквивалентам замены при уплате виры за предумышленное убийство (дийа), установленным Мухаммадом, взрослая верблюдица стоила 10 динаров (100 дирхемов), овца – 1 динар, а корова – 6 динаров. Это, конечно, очень усредненная оценка, так как конкретный верблюд мог стоить 5 – 6 динаров и 50 – 60 динаров, так же как и овцы, в зависимости от величины и упитанности. Простая рубаха стоила 1 – 2 дирхема, плащ – 3 – 4 дирхема. Более разнообразные данные о ценах дает нам византийский Египет. Там в VI-VII вв. на 1 динар можно было купить от 250 до 350 кг пшеницы, 2 полугодовалые овцы, корова стоила 2 – 3 динара, комплект простейшей одежды (короткая рубаха-туника, плащ, сандалии) – около половины динара 537 . Заработок египетского ремесленника составлял. 1 – 2 динара в месяц, а чернорабочие-поденщики получали и того меньше – около половины динара. Чтобы не угасать от голода, работающему взрослому мужчине нужно было около 0,3 динара в месяц. Один динар обеспечивал прожиточный минимум семье с 2 – 3 детьми 538 . Это было совсем не то, что мы подразумеваем сейчас, а возможность досыта есть хлеб и овощи и иметь тот минимум одежды, которым позволял обходиться теплый климат. Теперь, конкретно представляя себе, что такое динар и дирхем и повседневной жизни подавляющего большинства населения, мы можем понять, какую часть бюджета простой семьи отнимали налоги. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Сведений о данях, взимавшихся в этот период, и о размерах индивидуального обложения в арабских источниках очень много, но все они имеют один общий недостаток: они трансформированы в соответствии с практикой и представлениями людей, передававших и записывавших сообщения о периоде завоеваний тридцать-сорок лет спустя. Срок исторически ничтожный, но огромный для периода становления нового общества, так же как для взрослого пять лет – один миг, а для формирования человека от двенадцати до семнадцати лет – целая эпоха.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

7.10. Сионская базилика, из Парижской национальной библ. 13048, 9 в. 7.11. Сионская базилика, из Topographie von Jerusalem. T. Tobler. II, 103. 7.12. Сионская базилика, из Itinera Hierosolymitana ed. T. Tobler et A. Molinier, I, 160. Православный палестинский сборник 50-й выпуск, Том 17 выпуск 2-й 1897 г. Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов по арабским источникам. Н. А. Медников. Приложения II I. Историки 1. Ибн-Исхак (+ 768) И6н – Хишам. (+ 822). 1.1 Рассказ о поход в Му’ту в Джумад восьмого года и об убиении Джафара, Зейда и Абдуллы-ибн-Равахи. 1.2 Встреча с румами. 1.3 Вступление отряда в Медину. 1.4 Список павших мучениками за веру в битве при Му’те. 1.5 Поход в Тебун в Раджебе 9-го года. 1.6 Отправление Усамы-ибн-Зейда в землю палестинскую. 1.7 Поход Зейда-ибн-Харисы в Мадьян. 1.8 Отправление Усамы-ибн-Зейда в землю палестинскую; последняя из экспедиций, отправленных пророком. 1.9 Приказ Мухаммеда об отправлении отряда Усамы. 2. Ал-Вакидий.(+ 823). 2.1 Му’та, в 8-м году, в Джумаде. 2.2 Тебук, в 9-м году, в Раджебе. 2.3 Му’та в 11-м году, в Рабие. 2.4 Рассказ о Му’те. 2.5 Поход в Тебук. 3. Ибн-Сад (+ 845). 3.1 Посольство Даритов. 4. Ал-Бел aзypiй (+ 892). 4.1 Тебук, Айла, Азрух, Манна и ал-Джарба. 4.2 Завоевания в Сирии 4.3 Завоевание Бусры. 4.4 Битва при Аджнадине, а по другому произношению при Аджнадейне 4.5. Битва при Фихле, что в Урдунне 4.6 Дела в Урдунне 4.7 Битва при Мердж-ас-Суффаре. 4.8 Завоевание города Дамаска и земли дамасской. 4.9 Химсския дела. 4.10 О Джунде. 4.11 Битва при Ярмуке. 4.12 Палестинские дела. 4.13 Дела самаритян. 4.14 Перевод дивана с греческого языка. 5. Абу-Ханифа ад-Дейнаверий (+895) 6. Ал-Я’кубий (+после 904 г.) 6.1 Поход в Му’ту. 6.2 Поход в Тебун. 7. Ат-Табарий (+ 923 п. Р.Х) 7.1 Поход в Му’ту. 7.2 Поход в Тебун. 7.3 Поход Усамы. 7.4 Отправление войск в Сирию в 13-м году. 7.5 Рассказ о Ярмуке. 7.6 Назначени Абу-Убейды; Фихль, Бейсан и Дамаск. 7.7 Рассказ о Дамаске со слов Сейфа. 7.8 Рассказ со слов Сейфа о деле при Фихле.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Зимма прокладывала дорогу арабской колонизации в политической, экономической, религиозной и культурной областях. «Божественное» право завоевателей превращало бывшие зарубежные земли в «арабские территории», тогда как сама арабизация усиливала и обеспечивала успех военных предприятий. Восстававшие народы, такие как копты, 103 армяне, берберы 104 и персы, подвергались массовым избиениям или депортировались из одного района в другой; накатывающие одна за другой волны бедуинских племен расселялись на опустошенных территориях, а исламское государство становилось собственником всех земель и ресурсов завоеванных территорий. Эта постоянная политика уменьшения коренного населения завоеванных территорий и заселения их арабскими племенами сокращала огромный разрыв в численности между оккупационной армией и колонизируемым населением, превращенным (по мере ухудшения условий существования) в дешевый источник рабочей силы, используемый при выполнении наиболее грязных и тяжелых работ. По мнению средневековых мусульманских юристов, зимми были терпимы потому, что польза, приносимая ими, перевешивала вред, связанный с самим фактом их существования. Умудренные в строительстве, навигации, агрокультуре, медицине, науке и искусстве, а также будучи субъектами налогообложения, способными в любое время выполнять принудительные работы, зимми в целом снабжали завоевателей средствами и ресурсами, усиливающими мощь исламского общества и дающими возможность продолжения джихада. 105 Из истории известно, что не только зимми, но и массы мусульман также страдали от деспотизма своих военных каст. Голод, лишения и несправедливости становились причиной многих восстаний. Но всегда следует проводить различия между превратностями, происходящими от несовершенства данной политической системы, и, с другой стороны, между узаконенным преследованием зимми, существовавших как бы на обочине этой системы. И все же не следует забывать, что было много хадисов, напоминавших мусульманским политическим авторитетам о принципах благотворительности и сострадания, провозглашенных основоположником ислама:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Американские школы восточных исследований (ASOR) деятельность свою начинали в русле библеистики. Этому немало способствовало то обстоятельство, что эти школы много лет возглавлял упомянутый выше В. Олбрайт, при котором журнал («Bulletin of the ASOR») и ежегодник («Annual of the ASOR») школ (издаются с 1921 г.) стали важнейшими периодическими изданиями по библейской археологии. Кроме центральной школы в Филадельфии, были основаны еще три школы – в Иерусалиме, для исследования Палестины, в Багдаде, для исследования Междуречья (закрыта в 1991 г. в связи с войной в Кувейте), и на Кипре, для исследования Малой Азии и прилегающих территорий. Кроме того, археологическими исследованиями на Ближнем Востоке занимаются ученые Американского университета в Бейруте, издающие с 1952 г. журнал «Berytus: Archaeological Studies». Идеологической основой данного издания является территориальная археология, т. е. внеконфессиональные исследования всех памятников Ливана – от каменного века до арабского завоевания. Как ранее было сказано, подлинным основателем библейской археологии как науки является В. Олбрайт, научные интересы которого были необычайно разнообразны: им постоянно проводились раскопки различных памятников Святой Земли (см .: Albright W. The Excavation of Tell Beit Mirsim, Ï The Pottery of the First Three Campaigns//AASOR, 1932. V. 12; Albright W., Kelso J. The Excavation of Bethel (1934–1960)//AASOR. 1968. V. 39), a особыми целями своей научной деятельности сам Олбрайт считал археологическое подтверждение истории патриархов (см.: Albright W. Abram the Hebrew: A New Archaeological Interpretation//BASOR. 1961, 163. P. 36–54; Albright W. The Biblical Period from Abraham to Ezrä A Historical Survey. [N.Y.], 1963), Исхода (см.: Albright W. The Smaller Beth-Shan Stele of Sethos I (1309–1290 B.C.)//BASOR. 1952, 125. P. 24–32) и завоевания Святой Земли (см.: Albright W. The Israelite Conquest of Canaan in the Light of Archaeology//BASOR. 1939, 74. P. 11–23). Исследовал Олбрайт также памятники, относящиеся к периодам Судей (см.: Albright W.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Именно при преемниках Ираклия на Востоке почти незаметно для современников выросла громадная политическая и военная сила, проникнутая духом религиозной пропаганды, которая с неудержимой силой распространяла в исконных областях империи быстрые завоевания и отнимала у византийского императора провинцию за провинцией. В занимающую нас эпоху никто не мог сказать, как далеко пойдут арабские завоевания, и каким путем можно спасти ближайшие к Константинополю области, в особенности принимая в соображение то обстоятельство, что арабы вырвали у Византии долго никем у нее не оспариваемое морское могущество на Средиземном море. Излагая историю преемников Ираклия, при которых происходило распространение власти арабов на счет империи, мы не могли касаться арабского вопроса, разве только мимоходом, чтобы изложить его в особой главе со всеми подробностями, каких требует существо предмета. С другой стороны, арабско-мусульманский вопрос, затронувший самые основы существования империи, уже сам по себе отразился многообразными влияниями на административном строе и социальном положении населения Византийского государства. Нужно помнить, что во все времена Восточная империя черпала свои материальные средства и военные силы из восточных провинций. Арабы своими завоеваниями и, главным образом, своими ежегодными набегами на плодородные области Малой Азии лишили империю ее жизненного нерва, вырвали у нее самые населенные и обработанные области, из которых она собирала людей и хлебные запасы. Чтобы восстановить нарушенное на Востоке положение дел, необходима была экстренная мера, которая в одно и то же время обеспечила бы малоазийские провинции от враждебных набегов и, с другой, возвратила им трудовое население и культурные условия жизни. В течение VII в. и преимущественно при Константе и его преемниках начинает обнаруживать в империи свое влияние вновь народившаяся административная система, известная под именем фемного устройства, цель которой была именно в том, чтобы урегулировать положение провинций, выведенных из обычных условий жизни столько же арабскими завоеваниями на Востоке, как славянской иммиграцией на Западе.

http://sedmitza.ru/lib/text/442814/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010