(Перевод Т. М. Калининой по: Йакуби/Ист. Т. II. С. 598–599) I.3.3 Ибн А’сам ал-Куфи Об авторе нет сведений; известен лишь год смерти – 314/926–27 г. Исследователи полагают, что имя автора не стало популярным в арабской литературе вследствие его шиитских воззрений, ярко выраженных в «Книге завоеваний» («Китаб ал-футух»). Сочинение ал-Куфи содержит подробное, связное, недатированное повествование об арабохазарских войнах. До находки арабского варианта «Книги завоеваний» был известен ее персидский перевод, а отдельные фрагменты – по сочинениям Бал’ами, Ибн ал-Асира и «Дербент-наме». Единственная рукопись труда ал-Куфи сохранилась в одном из музейных хранилищ Стамбула. В ней имеются самые полные сведения о походе Марвана ибн Мухаммада в земли хазар. Историки отмечали легендарность некоторых материалов, что тоже стало причиной его непопулярности в мусульманском мире. Исследователи познакомились с данными ал-Куфи сначала по фрагментам (Ибн Фадлан/Тоган. С. 396–402); во второй половине XX в. труд был полностью издан. Издание: Kitabu’l Futuh by Abu Muhammad Ahmad ibn A‘tham al-Kufi/Ed. by Sayid Abdu’l Wahhab Bukhari. Hyderabad, 1974–1976. Vol. 1–8. Переводы фрагментов: Куфи 1981; Гараева 2002. С. 454–458, 464–469. Литература: Ибн Фадлан 1939. С. 296–402; Ибн Фадлан/Тоган; Kurat 1949; Куфи 1981; Гараева 1997; Гараева 2002. Книга завоеваний I.3.3.1 Говорит [автор]: После этого (смотра войск под городом Семендер. – Т. К.) войска (мусульман. – Т. К.) выступили и вскоре достигли города ал-Байда’, в котором пребывал хакан, царь хазар. Говорит [автор]: хакан стал убегать от Марвана и вскоре добрался до гор. Марвану и мусульманам в стране хазар сопутствовал успех, и они достигли даже земель, расположенных за Хазарией. Затем они совершили набег на славян и на другие соседние племена безбожников и захватили из них 20 тысяч семей. После этого они пошли дальше и вскоре добрались до реки славян 165 (...). (Перевод 3. М. Буниятова по: Куфи 1981. С. 50) I.3.3.2 Марван (после победоносного похода, завершившегося обращением хазарского хакана в ислам . – Т. К.) направился назад, в сторону города Дербент. В это время с ним было 40 или более тысяч пленных безбожников 166 . Марван поселил их в местности близ реки, называемой Самур 167 , и на равнинах, прилегающих к реке Кура 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О.Г. Большаков Том I Том III Том IV Содержание Аннотация Введение Глава 1. Трудное начало Организация похода на Византию Первый успех: победа при Аджнадайне Смерть Абу Бакра Сражение под Фихлем и сдача Дамаска Борьба за Хиру Военные действия b Месопотамии b 634–636 гг Глава 2. Триумф мусульманской армии Битва при Йармуке Сражение при Кадисии Падение Ктесифона Сдача Иерусалима Вторжение в Джезиру Чумной год Завоевание Джезиры Вторжение в Армению Глава 3. Разгром Сасанидского Ирана Бои в Хузистане Битва при Нихавенде и перелом в войне с Сасанидским Ираном Завоевание Азербайджана Глава 4. Завоевание Египта Вторжение в Египет Сдача Александрии Административные проблемы Глава 5. Внутренняя политика Умара Умар как Реформатор Проблема бесхозных земель Денежная система и жизненный уровень Система налогообложения Учреждение диванов Градостроительство Глава 6. Последняя волна Смена власти Борьба за северную Африку Борьба за восточное средиземноморье Армения и арабы Конец сасанидской державы Глава 7. Кризис мединского халифата Политика Усмана Кодификация текста Корана Назревание конфликта Просчеты политики Усмана Гибель Усмана Аннотация Книга является вторым томом «Истории Халифата» (первый вышел в 1989 г., третий – в 1998 г.). В ней излагается ход арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова до убийства халифа Усмана. Значительное внимание уделяется социально-экономическим проблемам этого короткого, но важного периода истории мусульманского государства. Содержит иллюстрации, карты. Введение Первая четверть века существования Халифата, которой посвящен этот том, прошла под знаменем завоевательных походов, за чрезвычайно короткий исторический срок в несколько раз расширивших пределы мусульманского государства. Взятие Балха в 652 г., завершившее поглощение Сасанидской державы, и поход на Дербент в том же году стали концом первого этапа завоеваний, хотя пограничные войны и набеги на соседние территории, особенно в Малой Азии, не прекращались. На этом этапе сохранялось сознание единства старой гвардии ислама, сподвижников пророка, возглавлявших армию и административный аппарат государства; это единство, обеспечивавшееся сознанием общей причастности к первоисточнику истинной религии и истовостью веры, определяло беспрекословное повиновение халифу. В то же время разноплеменная масса арабов, лишь недавно и не совсем добровольно принявших ислам, оказавшись за пределами родных краев ничтожным меньшинством, невольно сплотилась, впервые начав осознавать свою более высокую надплеменную общность, скрепленную единством языка и религии. Личная и межплеменная вражда, недовольство распоряжениями вышестоящих – все это отступало на задний план перед высшей объединяющей целью – распространением власти ислама на все новые и новые территории, приносившим постоянный приток добычи, которая обогащала, хотя и в разной степени, всех участников завоеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Кампании Константина V против арабов. Отвоевание византийских земель, деарабизация населения. При Константине империя перешла в наступление на арабов после более чем столетней в основном оборонительной войны. Арабы отступили, что, в частности, привело к восстановлению визант. власти над всей Арменией и Кипром. 28. 755–767 Война с болгарами. Константин V переселяет во Фракии христиан из Месопотамии, в результате конфликт с болгарами, что приводит к военному походу последних против Византии. Константин V наносит поражение болгарскому хану Телецу, что привело к заключению благоприятного мирного договора в 767 году. 29. 772–775 Война с болгарами. Война с болгарским правителем Телеригом начата Константином V в качестве упреждающего (превентивного) удара. Ожидаемое византийское возмездие не осуществилось, поскольку Константин умер в 775 году. 30. 775–783 Война с Аббасидами. Распространение ислама, завоевание территорий противника. После смерти Константина V арабские набеги возобновились. После тяжелого поражения при Германикополисе в 779–780 годах Аббасиды предприняли серию крупных вторжений, что привело к заключению перемирия в 783 году. 31. 780–783 Набеги болгар при Кардаме. В отместку за болгарские вторжения Константин VI предпринял экспедицию против Болгарии. Соглашение о ненападении болгар в обмен на ежегодные выплаты. 32. 783 год Поход Ставракия против греческих склавиниев. Покорение славянских общин Греции. Экспедиция в определенной степени восстановила визант. имперскую власть над этими районами и собрала добычу и дань с местных жителей. 33. 791–792 и 796 Кампании против болгар при Константине VI. Завоевание территорий противника. Поражение Византии в битве при Марцеллах. 34. 797–798 Крупномасштабное вторжение халифа Харуна аль-Рашида в Византию. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Возобновление ежегодных выплат Византии Халифату в обмен на мир. 35. 803–809 Война с Аббасидами. Война возникла в результате прекращения Никифором I ежегодных выплат дани.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

Конец гос-ву А. положило монг. нашествие. В нач. 1258 г. войска Хулагу-хана после недолгой борьбы овладели Багдадом; жители мусульм. кварталов были перебиты или уведены в плен, последний халиф аль-Мустасим был казнен. Христиане пользовались покровительством монголов, и резня их не коснулась. После падения халифата егип. и сир. мамлюки провозгласили халифом самозванца, выдававшего себя за одного из уцелевших А. Он и его потомки пребывали в Каире и выполняли декоративные функции по приданию авторитета власти мамлюков. Эта «династия» пресеклась в 1368 г., а через неск. десятилетий после завоевания Египта османами (1517) титул халифа был принят тур. султаном. Халифы династии А.: Абу-ль-Аббас ас-Саффах (749-754); аль-Мансур (754-775); аль-Махди (775-785); аль-Хади (785-786); Харун ар-Рашид (786-809); аль-Амин (809-813); аль-Мамун (813-833); аль-Мутасим (833-842); аль-Васик (842-847); аль-Мутаваккиль (847-861); аль-Мунтасир (861-862); аль-Мустаин (862-866); аль-Мутазз (866-869); аль-Мухтади (869-870); аль-Мутамид (870-892); аль-Мутадид (892-902); аль-Муктафи (902-908); аль-Муктадир (908-932); аль-Кахир (932-934); ар-Ради (934-940); аль-Муттаки (940-944); аль-Мустакфи (944-946); аль-Мути (946-974); ат-Таи (974-991); аль-Кадир (991-1031); аль-Каим (1031-1075); аль-Муктади (1075-1094); аль-Мустазхир (1094-1118); аль-Мустаршид (1118-1135); ар-Рашид (1135-1136); аль-Муктафи (1136-1160); аль-Мустанджид (1160-1170); аль-Мустади (1170-1180); ан-Насир (1180-1225); аз-Захир (1225-1226); аль-Мустансир (1226-1242); аль-Мустасим (1242-1258). Лит.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1898-1903. Т. 1-4; Мюллер А. История ислама. СПб., 1898. Т. 2; Mez A. Der Renaissance des Islams. Heidelberg, 1922 (рус. пер.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996); Hitty Ph. History of Syria. N. Y., 1951; Бартольд В. В. Соч. М., 1966. Т. 6; Lewis B. The Arabs in History. L., 1966; Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968; Wellhausen J. The Arab Kingdom and its Fall. L., 1973; Eliss é eff N. L " Orient musulman au Moyen Âge (622-1260). P., 1977. P. 118-207, 305-306; Kennedy H. The Early Abbasid Caliphate. L., 1981; Фильштинский И. М. История арабской литературы: V - нач. IX в. М., 1985; он же. История арабов и халифата (750-1517 гг.). М., 1999; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам, 600-1258. М., 1988; Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990; она же. Распад Аббасидского халифата//История Востока. М., 1995. Т. 2: Восток в средние века. С. 222-225; Большаков О. Г. ал-‘Абба  си  йу  н//Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 5-6; он же. Арабские завоевания: Халифаты Умайядов и Аббасидов. Распространение ислама//История Востока. Т. 2 С. 124-131.

http://pravenc.ru/text/62416.html

21. 686–688 Кампания в Армении и Кавказской Иверии. Установление контроля над Арменией и Кавказской Иверией. Установление византийского контроля над Арменией и Иверией, за которым последовало благоприятное мирное соглашение с халифатом Омейядов в обмен на уход мардаитов в Империю. 22. 688–689 Балканская кампания Юстиниана II Цель военной операции – разгром славян Фракии и Македонии. Кампания обеспечила безопасность побережья между Фракией и Македонией. Многие славяне были захвачены в плен и переселены на имперскую территорию. Более 30 000 человек были включены в состав византийской армии. 23. 689 Кампания Юстиниана II в Сирии. Цель военной операции – покорение халифа Абд аль-Малика ибн Марвана, когда тот прекращает выплату дани. Примерно 12 000 мардаитов были депортированы в Империю. Восстановлен мир и возобновлены выплаты дани. 24. 692–718 Почти постоянные войны с арабами на различных фронтах. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Поражение в битве при Севастополе и внутренняя нестабильность привели к потере Армении и Киликии, и, несмотря на некоторые успехи имп. Ираклия, византийцы в целом сохраняли оборонительную позицию против ежегодных арабских набегов в Анатолию. Карфаген был потерян в 698 году, что ознаменовало конец византийской Северной Африки. Начиная с 712 года арабские набеги проникали все глубже в Анатолию, конечной целью которых было нападение на сам Константинополь. Отражение Второй арабской осады Константинополя (717–718) стало крупным византийским успехом. Считающаяся одной из самых важных битв в истории, победа остановила продвижение мусульман в Юго-Восточную Европу на столетия. 25. 708 Война с Болгарией. Цель военной операции – покорение Болгарии и восстановление власти Византии над ней. Поражение Византии при Анхиале. 26. 720–740 Ежегодные арабские набеги на византийскую Анатолию. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Усиление византийского сопротивления привело к победе при Акроиноне в 740 году. 27. 741–752

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

В 30 г. до Р.Х. Египет вошел в состав Римской Империи, а позднее Византии. В 451 году Александрийский патриарх Диоскор был осужден на VI Вселенском Соборе, состоявшемся в Халкидоне. Он и его сторонники — монофизиты, составлявшие в Египте большую часть населения страны, не приняли православной формулировки Собора о соединении божественной и человеческой природ во Христе. (Они считают, что Христос имел одну природу — божественную). До арабского завоевания Египта в 639 году копты, не принимавшие Халкидонского вероопределения, подвергались гонениям со стороны византийской императорской власти. В 536 году был избран первый коптский монофизитский патриарх Феодосий. Так наряду с греческим Александрийским православным патриархатом в Египте сформировался монофизитский коптский патриархат. Во время арабского завоевания страны копты, хотя не поддерживали завоевателей с оружием в руках, однако, скорее всего, им сочувствовали. При новой власти копты подверглись еще большим притеснениям, грабежу и насилию. Уже в конце VIII века в коптских церквях сборщики налогов не могли найти ничего, кроме стеклянных потиров и деревянных дискосов. Не желая иметь общения с Византией, и нарушив церковное единство, копты подпали еще большему гнету. Огромные налоги неоднократно приводили к восстаниям, которые жестоко подавлялись. Уплатившие налог клеймились, те же, на ком клейма не было, подвергались казни. В X столетии копты должны были носить на шее огромный деревянный крест, который пригибал их к земле. До XI века копты составляли большинство населения страны, но с началом Крестовых походов мусульманские власти перешли к жестоким преследованиям христиан, и численность коптов стала заметно сокращаться. Правители страны намеревались изгнать коптское население в Грецию, и тогда многие, не желая оставлять родину, приняли ислам. В 1321 году было разрушено более шестидесяти коптских церквей, многие копты в Каире были убиты, а оставшимся было разрешено ездить по городу только на ослах, причем лицом к хвосту. Основные отпадения коптов в ислам имели место в XIV веке, и к началу XVI столетия их численность сократилась до 5-7 % от общего населения страны.

http://pravoslavie.ru/2089.html

Разделив армию на три части, он умело преследовал вестготов, заняв города Эльвиру, Толедо, Кордобу. Население в панике бежало к Пиренеям – единственное место, куда ещё не доходили легкоконные арабские отряды. Получив известия об этих победах, жаждавший снискать лавры победителя, арабский полководец Мусса сам явился в Испанию и продолжил завоевание страны. Возле Сарагосы арабы встретились и после короткого штурма овладели городом. В скором времени вся Испания оказалась в их власти. В это же время другие арабские части дошли до границ Китая – VII b. стал моментом их наивысшего могущества и торжества 856 . Единственным лицом, сумевшим организовать сопротивление арабам, стал легендарный вестгот Пелайо. Знатный аристократ, он засел с остатками воинских подразделений в горах Астурии. Мусульмане двинули на подавление мятежа Пелайо громадную армию, и в местности Ковадога враги сошлись для битвы. Христиан было настолько мало, что епископ, присутствовавший в войске, спросил, как Пелайо думает устоять перед арабами. Тот ответил: «Христос – наша надежда, и в этих малых горах будет восстановлено благоденствие Испании, и войско народа готово». Действительно, атака арабов захлебнулась, готы перешли в контрнаступление и заставили врага отступить с большими потерями 857 . Но, императора не волновали страшные поражения и арабские угрозы. Как указывалось выше, в это время он был занят вопросом признания Римом актов Трулльского Вселенского Собора. Пока шли переговоры с папой, император утолил очередную порцию жажды ярости, вспомнив, что в своё время его посланник Захарий был выкинут из Рима равеннской армией, проявившей непослушание императору. И в 709 г. стратиг сицилийского войска Феодор получил приказ произвести экзекуцию Равенны. Форма, в которой произошло очередное злодеяние царя, поражает своим коварством. По сложившемуся обычаю, приезд высших сановников в Равенну, где квартировал царский экзарх, сопровождался организацией массового застолья, на которое приглашались видные граждане и местный епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Период этот совпадает с эпохой образования у иудеев таргумов и Талмуда. На основании самарянской традиции, при этом, можно предполагать, что сильный толчок к литературному творчеству у самарян был дан реформами Бабы-Раббы, деятельность которого приурочивается обыкновенно к IV в. по Р. Хр. В указанный период появился арамейский перевод Пятикнижия (Самарянский таргум), комментарии Марки на Пятикнижие и многие молитвы и гимны. После IV-ro века литературное творчество у самарян на долгое время, по-видимому, прекратилось. Предпринятые византийским правительством суровые меры против самарян, а затем арабское завоевание Палестины настолько расстроили жизнь самарянской общины и ослабили ее силы, что до XI в. не известно ни одного памятника самарянской письменности. Но в XI в., под влиянием арабской культуры, литературное творчество самарян возрождается вновь, достигая наибольшего развития в XIV столетии. Так-как народным языком самарян становится теперь язык арабский, то этим языком пользуются и самарянские писатели. Древний язык народа, арамейский, за некоторыми исключениями, служит теперь лишь для литургического творчества, причем делается искусственным и, в зависимости от языка Пятикнижия, принимает много гебраизмов. С XIV же века литургическим языком служит уже еврейский. Центрами литературной деятельности самарян в отмеченный период были Египет, Наблус и Дамаск, а плодами ее являются: перевод Пятикнижия на арабский язык, надписи, хроники, комментарии на Пятикнижие и сочинения по вопросам вероучения, произведения характера литургического, труды по грамматике, медицине и астрономии и др. После общих предварительных замечаний о самарянской послебиблейской письменности обратимся к рассмотрению отдельных памятников ее. 1 . Что касается самарянских переводов Пятикнижия, то их известно три: сохранившихся в отрывках перевод греческий или так назыв., Σαμαρειτιχν перевод арамейский или таргум и перевод арабский. Вопросы о происхождении их и отличительных особенностях мы предполагаем рассмотреть в связи с вопросом о самарянско-еврейском тексте Пятикнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Он конечно не предвидел, что царствование Константина продлится только 103 дня. Точную историю завоевания Египта арабами вероятно никогда не удастся написать ученым. Едва ли не главная причина путаницы в арабских известиях – неудачная попытка византийского правительства – освободить Египет из-под арабского ига в 645 г. Тот же Амру бну-ль-Аси, который после 17 сентября 642 г. (вероятно еще в шаввале 21 года хиджры) «вступил в Александрию без боя» в силу капитуляции, заключенной с Киром в октябре 641 г., – 28 октября 645 г. в пятницу (1-го мухаррама 25 г. хиджры) опять вступил в эту митрополию Египта как завоеватель. Подробности этих двух покорений Египта перемешаны в арабских воспоминаниях 75 , и для национального тщеславия было прямо выгодно позабыть, что в 21 г. Александрия сдана была без боя в срок, условленный еще 11 месяцев тому назад. И хроника епископа Иоанна никиуского, прошедшая чрез два перевода, не имеет в настоящем виде всей той ценности, какую представил бы для науки давно утраченный подлинник. Написанная первоначально по-гречески 76 , хроника переведена была на арабский язык. При этом собственные имена в арабской транскрипции подверглись – по обычаю – всем тем превращениям, после которых первоначальной формы имени (если – понятно – оно не из самых обыкновенных) не восстановит ни Davus, ни Oedipus. Эфиопский переводчик имел пред собою арабский текст без диакритических пунктов, и так как алфавит эфиопский (гыыз) – не буквенный, а силлабический, то этот непостижимый набор арабских штрихов приходилось не просто трапскрибировать, но и вокализовать наугад и – сочинять не имена, а monstra 77 . – Когда-то видимо па полях арабской рукописи хроники было отмечено и содержание ее отделов. Не невозможно, что эти оглавления принадлежат самому автору. С течением времени в рукописи утрачено было нисколько листов, может быть даже несколько quateniiones. Лишь после этого кто-то разделил хронику на 122 главы и затем переписал оглавление па особые листы и поставил их в начале текста хроники 78 . И когда в этом обновленном виде арабский текст еще – и не мало! – пострадал и от переписчиков и от времени, он был наконец переведен на эфиопский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

К haчaлyVIIIb. относится окончательное утверждение ислама в Северной Африке и завоевание Испании, переход арабов через Джей- хун, завоевание Средней Азии и многочисленные попытки халифата сломить сопротивление Хазарского каганата и укрепиться на Северном Кавказе. Время Омейадов было периодом активной внешней политики халифата. Для молодого феодального государства, в котором только что победила наиболее зажиточная часть арабской феодально-купеческой знати, истребившая и репрессировавшая часть мусульманской общины, которая возглавлялась потомками и родственниками пророка (Омейады были потомками Абу Суфьяна – злейшего врага Мухаммеда), выступившими за сохранение первоначальной простоты мусульманской общины и общинно-религиозного равенства, существовавшего при Мухаммеде и четырех «праведных» халифах, необходимо было не только держать в повиновении многочисленные разноплеменные страны халифата. У него были серьезные основания опасаться потери поддержки со стороны арабских, точнее мусульманских общинников, оседлых и особенно кочевых, составлявших основную военную силу халифата. Восстания арабских племен, возглавленные ортодоксальными последователями пророка (в 60 – 80-х годах VII b., явились серьезным предупреждением. Единственно возможным выходом для Омейадов было усиление внешней экспансии. За это средство и ухватились халифы и их ближайшее окружение. Одним из объектов завоевательной политики халифата был Северный Кавказ. Но на Кавказе арабы не являлись единственными завоевателями. С севера такую же политику вел Хазарский каганат, политический центр которого находился тогда на Северном Кавказе. Хазары завоевали степное Предкавказье и оттуда совершали частые завоевательные походы в горы, а через Дарьялский и Дербентский проходы – в глубь Закавказья. В свои взаимоотношения с арабами они уже с середины VII b. втянули северокавказские государства и прежде всего ас-Сарир 1177  и ал-Алан. Владетели последних в зависимости от обстановки признавали себя вассалами то халифата, то каганата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010