15 янв. 1925 г. на заседании Президиума ЦИК Грузии был выслушан вопрос о мон-рях Гареджи. «Древнейшие комплексы древностей пустынь Давида Гареджи с их историческими и художественными надписями, также крепостями, которые расположены в долине Карая приблизительно длиной в 20 км и шириной в 8 км» были признаны «имеющими большое научное значение не только в масштабах Грузии, но и всего мира». Было решено «организовать защиту этих древностей. Эта территория является безводной пустыней, здесь нет населения и сами древности превратились в укрытие бандитов» (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 284. Оп. 1. Д. 153. С. 2). Однако никаких реальных мер за этим решением не последовало. В 1980-1981 и 1983-1987 гг. археологическая экспедиция Спелеистической лаборатории Гос. музея Грузии осуществила в Н. археологические работы небольших масштабов с целью изучения культурных слоев и стратиграфии на территории мон-ря; было выделено 3 археологических участка, заложено неск. шурфов (Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1988. 2. С. 15 (на груз. яз.)). В 2000 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Н. восстановлена монастырская жизнь, настоятелем назначен архим. Иоанн (Киквадзе), также являющийся настоятелем церкви Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда в Тбилиси. В Н. постоянно живет иеродиак. Неофит (Джобава). Г. Мачуришвили Настоятели Н. Иоанн (кон. X в.), Онуфрий (Мачутадзе; 1690 - нач. XVIII в.), Харитон (1702-1718), Серапион (с 1724), Симеон (Орбелишвили; 1742-1746), Авраам (1749-1751), Зенон (1752-1760), Симеон (Инауридзе; 1760-1772), Николай (Кипиани; 1773-1775), архим. прп. Евфимий (Мчедлишвили; 1775 - март/апр. 1804), архим. Доментий (Давиташвили-Багратиони; апр. 1804 - † 21 марта 1815), архим. Афанасий (Петриашвили; 29 сент. 1815 - 19 янв. 1819), архим. Димитрий (Лионидзе; 19 янв. 1819 - 21 авг. 1819), архим. Ириней (Ключарёв; 21 авг. 1819 - 1 июня 1821), архим. Елевферий (Элептер) (Зукакишвили; авг. 1821 - окт. 1822), архим. Евгений (30 нояб. 1822 - 2 июня 1826), архим. Феодосий (Хелашвили; 2 февр. 1827 - 24 февр. 1844), игум. Феофан (Мачабели; 27 февр. 1844 - 15 июля 1844), архим. Иоанн (Джорджадзе; 15 июля 1844 - 1865), архим. Макарий (Мататашвили; 10 сент. 1865 - 7 июня 1892), архим. Евсевий (Цабадзе; 4 сент. 1892 - 14 июля 1897), еп. Леонид (Окропиридзе; 14 июля 1897 - 12 авг. 1900), архим. Георгий (Аладашвили; 12 марта 1902 - 29 авг. 1905), архим. исп. Амвросий (Хелая; 24 нояб. 1905 - 22 янв. 1909; 23 авг.- 14 окт. 1917), еп. Давид (Качахидзе; 1909-1910), архим. Антоний (Гиоргадзе; 30 янв. 1910 - 7 июня 1911), архим. сщмч. Назарий (Лежава; 17 нояб. 1911 - 5 мая 1917), архим. Тарасий (Канделаки; окт. 1917 - май (?) (официально с 12 нояб.) 1918), иером. Михаил (Мандария; нояб. 1918 - 1919), архим. Иоанн (Киквадзе; с 2000).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Узнав о заговоре, горожане обвинили Мартину в связях с болг. ханом Кубратом (Кувратом) и восстали. Легендарный характер сообщения не вызывает сомнений ( Stratos. 1972. P. 219-220). И., Мартина и ее остальные дети были схвачены, сосланы на о-в Родос и подвергнуты истязаниям: Мартине отрезали язык, а И. отсекли нос в знак его рождения от кровосмесительного брака. Дата смерти И. неизвестна. Арм. историки Себеос и Вардан Великий сообщают, что он был убит по приказу Валентина Аршакуни. Наиболее значительным внешнеполитическим событием независимого правления И. стала полная утрата Византией Египта. Договор о перемирии, заключенный с арабами возвращенным из ссылки патриархом Александрийским Киром в нояб. 641 г., составлен от имени И., однако тот не имел к нему прямого отношения и не знал о его содержании (RegImp, N 220). О религиозной политике И. известно весьма мало. В февр. 641 г. папа Иоанн IV обратился в К-поль с антимонофелитским посланием, известным как «Апология папы Гонория I» (CPG, N 9383). В лат. версии Анастасия Библиотекаря это послание адресовано только Константину III, однако в араб. версии, дошедшей в «Истории» патриарха Александрийского Евтихия , также и И. Прп. Максим Исповедник в послании к кувикуларию Иоанну упоминает о некоем указе И. от мая 641 г. на имя эпарха Карфагена (RegImp, N 219), к-рое из-за своего еретического содержания вызвало сильные волнения в одном из карфагенских жен. мон-рей (PG. 91. Col. 460). Т. о., самостоятельное правление И. знаменуется возвращением К-поля к монофелитской политике, что, вероятно, связано с усилением позиций патриарха Пирра. Ист.: Theoph. Chron. P. 341-342; Chronique de Jean, évêque de Nikiou/Éd., trad. H. Zotenberg. P., 1883. P. 572-580; Себеос, еп. История/Пер.: Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. С. 95; Const. Porphyr. De cerem. II 27-28; Niceph. Const. Brev. hist. P. 68, 74-84. Лит.: RegImp, N 219-220; Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection. Wash., 1968. Vol. 2: Phocas to Theodosius III, 602-717/Ed. Ph. Grierson. P. 389-401; Stratos A. N. Byzantium in the 7th Cent. Amst., 1972. Vol. 2. P. 186-205; Kaegi W. E. Byzantine Military Unrest, 471-843: An Interpretation. Amst., 1981. P. 154-157; Haldon J. F. Byzantium in the 7th Cent.: The Transformation of a Culture. Camb.; N. Y., 1990. P. 51-52; Kaegi W. E., Kazhdan A. Heraklonas//ODB. Vol. 2. P. 918; Sahas D. J. The 7th Cent. in Byzantine-Muslim Relations: Characteristics and Forces//Islam and Christian-Muslim Relations. Birmingham, 1991. Vol. 2. N 1. P. 3-22; Treadgold W. A Note on Byzantium " s Year of the Four Emperors (641)//BZ. 1991. Bd. 84. S. 431-433; Heraclonas (Heraclius)//PLRE. 1992. Vol. 3. P. 587-588; Кулаковский. История. Т. 3. С. 110, 161-173; Успенский. История. Т. 1. С. 445. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673875.html

1876. 34. Молебствие в Измайловском Троицком соборе и проводы отъезжающих в Сербию русских//ЦВ. 1876. 30, июль. Мухин А., свящ. Поучение о помощи страждущим на юге славянам, сказанное прихожанам пред озимым посевом//ЦВ. 1876. 48, дек. Натан Ж. Болгарское возрождение. Пер. с болгар. М., 1949. Начало летописи освобождения христиан Востока//ЦВ. 1877. 16, апр. Нестор (Крыстев), архим. Велчова завера. Троице-Сергиева Лавра, 1964. Никитин С. А. Революционная борьба в Болгарии в 1875–1876 гг. и Апрельское восстание//Освобождение Болгарии от турецкого ига. Сборник статей. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. Новые документы Константинопольской Патриархии//ЦВ. 1877. 27, июль. Нравственные силы русского воина//ЦВ. 1877. 44, нояб. Нужды восставших славян//ЦВ. 1876. 41, окт. О пожертвованиях в пользу герцеговинских и боснийских семейств: ЦВ. 1875. 39–50; 1876. 1–8, 10, 13, 15, 18, 21. Обнародование манифеста в Кишиневе//ЦВ. 1877. 16, апр.; ЦВ. 1877. 15, апр.; ПО. 1877, Т. 1. Обращение Местоблюстителя Патриаршего Престола Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия к духовенству и верующим румынского народа//ЖМП. 1944. 9. Обращение священников Ябланицы и Топлицы к сербскому народу//ЖМП. 1944. 11. Одно из верных средств к нравственному единению греков с нами и со славянами//ЦВ. 1876. 47, нояб. Одушевление народа//ЦВ. 1877. 15, апр. От Московского славянского благотворительного комитета//ПО. 1876, Т. 2. От Петербургского отдела славянского благотворительного комитета//ЦВ. 1876. 27, июль. Отзыв английского церковного журнала в восточном вопросе//ПО. 1878, Т. 1. Отзыв иностранной – английской – газеты о добрых качествах русской армии//ЦВ. 1877. 47, нояб. Отправка 2-го врачебного отряда в Сербию и речь священника//ЦВ. 1876. 31, авг. Павел, еп. Кишиневский и Хотинский. Речь Его Императорскому Высочеству...//ЦВ. 1876. 49, дек. Памятник Патриарху Григорию V//ЦВ. 1877. 18, май. Панихида по Н. А. Кирееве//ЦВ. 1876. 28, июль. Панславизм//ЦВ. 1876. 51, дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вассиан (Патрикеев) в процессе работы над Кормчей предпринял специальное исследование различных источников о Г., в результате к-рого пришел к выводу, что Г. участвовал в VI Вселенском Соборе (Каталог славяно-русских книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 287). Служба Г. впервые переведена не позднее 2-й пол. XI в., содержится под 24 нояб. уже в новгородских комплектах служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Тип. 381. 91, 1097 г.) и 1-й пол. XII в. (ГИМ. Син. 161); текст издан И. В. Ягичем. Во 2-й раз служба Г. переведена в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне и содержится под 23 нояб. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу; рус. списки известны с 1-й пол. XV в. Посвящения Г. храмов на Руси и в правосл. слав. странах неизвестны. Лит.: Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 198. Прил. 17; Hannick Ch. Maximos Holobol in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981. N 107. S. 146; Иванова К. «Западни» светци в състава на староизводните Чети-Минеи: (Предв. бележки)//Средновековна христ. Европа: Изток и Запад. София, 2002. 5. С. 354-355; Древности мон-рей Афона в России/Кат. выст. М., 2004. 3. 26. С. 198. А. А. Турилов Гимнография Согласно Типикону Великой ц . X-XI вв., память Г. приходится на 24 нояб. вместе с памятями нек-рых др. святых; богослужебное последование не приводится ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 112). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. указывает память Г. 23 нояб., относительно службы этого дня говорится, что на утрене читается житие святого (ГИМ. Син. 330, л. 99). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) память Г. отмечена под 24 нояб. (23 нояб.- память свт. Амфилохия Иконийского), без богослужебного последования. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Г. также празднуется 24 нояб. и приводится полное последование службы; память Г. соединена с памятью вмц. Екатерины (имеющей нек-рое преимущество) по типу вседневной службы с «Бог Господь» . В Иерусалимском уставе память Г. окончательно фиксируется под 23 нояб. (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: [Т. 1.] С. 280); последование Г. соединяется с последованием свт. Амфилохия Иконийского по типу службы 2 малых святых без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/166517.html

Sym. Hist. VIII 4-5; Theoph. Chron. P. 283). В 602 г. М. уже ожидал некоего переворота со стороны знати, какое-то время подозревал в заговоре Филиппика. В нояб. 602 г., получив сведения о начавшемся мятеже, М. попытался привлечь на свою сторону партии цирка и поручил им охрану городских стен. 20 нояб. М. узнал, что кесарь Герман и сын М. Феодосий имели контакты с мятежниками и те предлагали к.-л. из них двоих занять престол вместо М. Он вызвал обоих во дворец и обвинил в заговоре Германа, а Феодосия избил жезлом. 21 нояб. Герман скрывался в алтаре храма Пресв. Богородицы Кира, затем в соборе Св. Софии; жители К-поля не позволили его арестовать. В ночь на 22 нояб. М. снял с себя имп. инсигнии и с семьей переправился на корабле через Пропонтиду в Никомидию. Феодосия он отправил ко двору шаха Хосрова II просить поддержки, но вскоре по неясной причине приказал ему вернуться. 23 нояб. 602 г. в военном лагере близ К-поля императором был провозглашен гекатонтарх (сотник) Фока, тогда же он коронован в храме св. Иоанна Крестителя в Евдоме. 25 нояб. Фока торжественно въехал в столицу. Часть жителей К-поля, в основном из партии венетов, до последнего выступали на стороне М.; еще 27 нояб. в городе продолжались столкновения. Однако сам М. был схвачен вместе со всей семьей и 27 нояб. казнен вместе с 5 сыновьями; их головы выставили на обозрение в Евдоме. Вскоре были убиты также брат Петр, его сын Феодосий и неск. военачальников. Августа Константина и 3 дочери М. содержались под арестом во дворце Льва ( Theophyl. Sym. Hist. VIII 8-15; Theoph. Chron. P. 287-291). Гибель М. и его семьи потрясла современников. В Византии ходили слухи о том, что казнь стала наказанием за грехи М., особенно за отказ выкупать пленных ромеев. Говорили, что М. оставлял в храмах по всей империи письма к Христу, в к-рых умолял принять его жизнь в обмен на совершенные им прегрешения. Сохранилось также предание о том, что М. во время молитвы однажды услышал Глас Божий, спросивший его, хочет ли он получить возмездие за грехи в этой жизни или в будущей.

http://pravenc.ru/text/2561152.html

В нояб. 1922 г. еп. Андрей принял покаяние Златоустовского епископа в грехе уклонения в раскол, после чего еп. Николай написал 5 писем против обновленчества, разошедшихся по епархии (от 16, 23, 25, 27 и 29 нояб.). Еп. Николаю пришлось давать объяснение по поводу своих действий на собрании приходских советов Златоуста 17 нояб., а затем повторить его письменно 25 нояб. Основными причинами, заставившими его порвать с ВЦУ, еп. Николай назвал нарушение обновленцами канонов и правил церковной дисциплины, кощунственное отношение к церковным таинствам и отсутствие в расколе единовластия. Письма еп. Николая нанесли удар по обновленчеству в Уфимской епархии. Воссоединив Златоустовского викария с правосл. Церковью, еп. Андрей совершил с ним в кафедральном Свято-Троицком соборе Златоуста 2 тайные - ввиду угрозы от властей - хиротонии викариев Уфимской епархии: 17 нояб. архим. Трофим (Якобчук) был хиротонисан во епископа Бирского, 18 нояб. иером. Марк (Боголюбов) был рукоположен во епископа Стерлитамакского. В кон. нояб. 1922 г. в уфимском Воскресенском соборе состоялось собрание правосл. духовенства и мирян, к-рое единогласно избрало еп. Андрея временно управляющим Уфимской епархией на период нахождения под арестом законного Уфимского архиерея еп. Бориса (Шипулина). После этого еп. Андрей принял от Златоустовского епископа временное управление Уфимской епархией и объявил ее на автокефальном положении до восстановления законной высшей церковной власти (с мая 1922 до 25 июня 1923 Патриарх Тихон находился под арестом). Одновременно еп. Андрей усвоил З. в. самостоятельный статус, хотя еп. Николай сохранил титулование по 1-му городу, т. е. фактически речь шла об образовании полусамостоятельной Златоустовской епархии. В 1922-1923 гг. происходило изменение гражданского административно-территориального деления, затронувшее территорию З. в. Постановлением ВЦИК от 17 авг. 1922 г. Златоуст и 7 из 20 волостей бывш. Златоустовского у. отошли от Башкирской АССР (образована 14 июня 1922) Челябинской губ. в качестве Златоустовского у., тем самым территория З. в. оказалась поделенной между 2 гражданскими административно-территориальными образованиями. 3 нояб. 1923 г. Челябинская, Екатеринбургская, Пермская и Тюменская губернии были объединены в Уральскую обл., к-рую разделили на 15 округов. На территории бывш. Челябинской губ. было образовано 4 округа: Челябинский, Златоустовский, Троицкий и Курганский.

http://pravenc.ru/text/199911.html

В день предпразднства 20 нояб. совершается служба с «Бог Господь» , последование В. соединяется с последованиями святых этого дня. Студийско-Алексиевский Типикон под 20 нояб. не упоминает памяти святых, однако при описании службы отмечено соединение последования В. с последованием «дневного святого». В др. Типиконах указаны памяти прп. Григория Декаполита и свт. Прокла, но служба В. соединяется только с последованием прп. Григория (то же и в студийских Минеях XI-XII вв.). Лишь в Евергетидском Типиконе приводится соединение последований В. и обоих святых и не указаны песнопения Октоиха (вероятно, по причине избытка последований). Введение во храм Пресв. Богородицы. Икона. XIV в. (ГРМ) Введение во храм Пресв. Богородицы. Икона. XIV в. (ГРМ) В день В. совершаются праздничные вечерня (со входом и 3 паремиями) и утреня; на утрене после кафизмы или праздничных антифонов - 1-й степенный антифон 4-го гласа (      ), прокимен и Евангелие Богородицы; на литургии - служба Богородицы. Поются только песнопения праздника. В дни попразднства последование В. соединяется с последованием «дневного святого», канон утрени тот же, что и в день праздника, часть стихир заимствуется из последования 21 нояб., часть - особые (попразднства). Распределение стихир, седальнов и канонов по дням и в дни праздничного цикла отмечается в разных студийских Типиконах, хотя все они основываются на одном корпусе песнопений. В каждый из 3 дней праздника (20-22 нояб.) Студийско-Алексиевский Типикон приводит по особому тропарю: 20 нояб. тропарь 1-го гласа «Правьдьнику плодъ Иоакима и Анны приносить ся Богу» (в наст. время седален 21 нояб.); 21 нояб.- тропарь тот же, что и в Типиконе Великой ц., и в позднейших богослужебных книгах; 22 нояб.- тропарь 4-го гласа «Въспитенеи въ цьркви въ святая святымъ» (в совр. книгах не употребляется). По Евергетидскому и Мессинскому Типиконам в дни попразднства поется тот же тропарь, что и в 1-й день праздника. Различные студийские Типиконы по-разному излагают особенности службы В., что в основном связано с особенностями той или иной редакции Студийского устава: 1) по Студийско-Алексиевскому Типикону на вечерне накануне праздника поется 1-я слава 1-й кафизмы «Блажен муж» , по Евергетидскому и Мессинскому вечернее стихословие отменяется; 2) по Евергетидскому Типикону после вечерни совершается паннихис (παννυχς - особая ночная служба), на к-рой поются каноны дня и праздника (4-го гласа, творение Иосифа; этот канон в др.

http://pravenc.ru/text/149979.html

15 нояб. 316 С. 1 : Бездомное студенчество. III/Копник-Вантеев. ((Ф)); С. 2 : Москва, 14 ноября: (Впечатления от пребывания в качестве присяж. заседателя в Моск. окруж. суде по уголовному делу)/+ (Ф. А. Гиляров); С. 3 : С берегов реки Камы. 30 окт.: Неимение воды в реке Каме. Несплавленные суда. Несчастье через водополье. Погода. (ВИ); Из Софии. 24 окт.: Открытие народного собрания. Чем ознаменовались его первые два заседания. Безнадежность чорбаджийской партии. Источник недовольства правительственными лицами. Новости литературы. Предстоящий приезд князя (Александра I Иосифа фон Баттенберга). (ИИ). 16 нояб. 317 С. 12 : Церковь Всех Святых в Ростове (Ярославск(ой) губ.) и поп Георгий Скриница: Событие XV столетия/Александр Артынов. ((Ф)); С. 2 : Москва, 15 ноября: (О предполагаемом проекте перехода к минеральному топливу)/(Г.-П.); Белорусские письма. I: Дело крестьян Виленской губернии, Дисненского уезда, Чересской волости, сельского общества/Белорусский крестьянин; Опера «Юдифь» (А. Н. Серова) на сцене Большого московского театра. (О); С. 3 : Из Харькова. 11 нояб.: Наш театр. «Гроза», опера В. Н. Кашперова. (ВИ); Германия. Прения прусской палаты депутатов о еврейском вопросе на заседании 22 (10) ноября. Случаи антисемитской пропаганды. (ИИ). 17 нояб. 318 С. 12 : Крестница герцогини: Роман Карла Мерувеля/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 16 ноября: (О несовершенстве судеб. системы и воен. поселениях для колонистов)/+ (Ф. А. Гиляров); Артель трубочистного мастерства: (Письмо редактору)/О. Н. Б.; С. 3 : Из Симбирска. 2 нояб.: Погода в продолжение года. Цены. Самоубийство. Пожары; Из Царицына. 10 нояб.: Адрес И. В. Мельникову (бывш. гор. голове). (ВИ). 18 нояб. 319 С. 1 : Московская правда: Письмо в редакцию и объяснение редакции. Мелочи жизни. От чего жид не пропал. Сила Израиля. Жид мешает фельетону. Жид и немец. Коломенский диакон-бас. Что наделал Пушкин в московском земстве. Слон и муха. Микроскоп жизни. Намек на Кредитное общество. Земство с кирпичами. Ревизоры Иван Иванович и Иван Никифорович. Погода в богадельне. Богадельня под арестом. О хлебе. Топор за поясом. Слова, но не дело/Угадай (В. А. Скрипицын). ((Ф)); С. 2 : Москва, 17 ноября: (О необходимости оздоровления финансовой системы)/(Г.-П.); Противоеврейское общество. Предстоящий бенефис г. (Б. Б.) Корсова. Г-жа (А. В.) Лентовская. Новый кружок любителей драматического искусства. (ЗиИ); Русская опера. Представление «Демона» (А. Г. Рубинштейна) в бенефисе г-жи (Е. А.) Массини; Частные театры: «Иудушка» на театре б. п. Пушкина (ТиМ); С. 3 : Из Киева. 6 нояб.: Пожар. «Заря» (газ. М. И. Кулишер и П. А. Андреевского). Литературный процесс. Цены. Дума. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Редакцией Киево-Печерского патерика 1460 г. воспользовались составители миней четьих на май вв., и прежде всего митрополит Макарий, который дополнил материалы миней домакарьевского состава полными текстами переводных патериков (Азбучно-Иерусалимского, Египетского, Синайского, Скитского, Сводного) и русского Киево-Печерского патерика. =77. РНБ. Софийское собр. (Ф. 728). 1321 564 . Минея четья на май митрополита Макария («Софийский», или «Новгородский», список) 30-е годы XVI в., вклад 1541 г. О ркп. см.: М – стлб. 159. =78. ГИМ. Синодальное собр. 994 565 . Минея четья на май митрополита Макария («Успенский» список) сер. XVI в., вклад 1552 г.; 1°; 957 л.; полуустав в два столбца. Печерский патерик занимает л. 164 об-239 об. О ркп. см.: Ш – с. 17; А – с. 81–83. =79. ГИМ. Синодальное собр. 180 566 . Минея четья на май митрополита Макария («Царский» список) сер. XVI в.; 1°; 1218 л.; полуустав нескольких почерков в два столбца. Печерский патерик занимает л. 329–652. О ркп. см.: С – с. 375; А – с. 84. В XVII в. Великие Минеи Четии митрополита Макария были положены в основу миней четьих Чудовских, Германа Тулупова и Иоанна Милютина. 80. ГИМ. Собр. Чудовского мон. 12/314 567 Минея четья на май кон. XVI в. (1600 г.?); 1°; 1103 л.; полуустав. Печерский патерик занимает л. 85–289 (по верхней карандашной пагитации); концовка с летописью редакции К 1к читается на л. 288об-289; список полный, О ркп. см.: А – с. 84–85. Отличительной особенностью Патерика в минеях четьих Германа Тулупова является отсутствие в списке центрального произведения «феодосьевского» цикла жития святого. 81. РГБ. Собр. Троице-Сергиевой лавры (Ф. 304) 676. Минея четья на май Германа Тулупова 1631 г. (см. запись на л. 808об.–809); 1°; 809 л. VII; полуустав. Печерский патерик занимает л. 12–180; концовка с летописью редакции К 1к читается на л. 179 об.–180; список полный. О ркп. см.: Я – с. V; А – с. 85. Список Патерика, входящий в состав миней четьих Иоанна Милютина, представляет собой контаминацию, по крайней мере, трех редакций памятника: Основной (рассказ об оковании гроба Феодосия входит в Слово о создании церкви Печерской); Кассиановской первой, испытавшей минейное влияние (все тексты о Феодосии житие и похвала помещены в начале Патерика); Кассиановской второй (список содержит Послание Феодосия Печерского князю Изяславу о латинской вере).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монолог: Виталий Каплан , Москва. Неверие как предмет веры . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2009. – С.32-33. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Юрий Максимов . Ответить Богу «да». Зачем соблюдать заповеди. Ил.: Моисей, разбивающий скрижали. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1659 г.; Нагорная проповедь. К. Блох. 1890 г.//Фома. - – май 2009. – С.34-37. – (раздел « Вера »). На врезках к статье: « 10 заповедей » (С.34) и Заповеди из Нового Завета: « Возлюби Господа Бога твоего …» и « Заповедь новую даю вам …» (С.37). Простые вопросы: Фотофакт. Танковая колонна «Димитрий Донской ». О необычной военной технике белого цвета, стоящей в наши дни при входе в Донской монастырь. Эти боевые машины построены на средства, собранные верующими в годы Великой Отечественной войны. Фото Владимира Ештокина и фото из архива М. Коломийца (Передача личному составу 38-го танкового полка танковой колонны «Димитрий Донской». 7 марта 1944 года)//Фома. - – май 2009. – С.38. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы. Фотофакт »). Простые вопросы. Зачем нужна исповедь у священника? Разве в отношениях с Богом нужен посредник? Отвечает Сергей Худиев //Фома. - – май 2009. – С.38. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы »). Простил ли Бог Иуду? ; Если верить в Бога, но не быть крещеным, можно ли обрести спасение?; Существуют ли правила, не позволяющие после принятия Святых Христовых Тайн прикладываться к иконам? Отвечает Сергей Худиев //Фома. - – май 2009. – С.39. - (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы »). Ответ священника. Молиться за пьяниц. Можно ли в храме упоминать в записках и ставить свечи о упокоении человека, причиной смерти которого послужило винопитие? Слышала, это приравнивается к самоубийству. Спрашивает Ольга . Отвечает священник Евгений Гомзяк , настоятель храма Святой Троицы станицы Новотроицкой Ставропольского края, преподаватель Ставропольской Духовной семинарии//Фома. - – май 2009. – С.39. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы. Ответ священника »). Публикация предваряется цветной репродукцией Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» ( http://visotskymonastir.ru ) с пояснительным текстом к ней (С.39).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-73-m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010