ЛЮДИ (раздел). – С.40-57. Алексей Гуськов . Мы – постсоветские, поэтому и мучаемся сомнениями . Беседа с известным актером и кинопродюсером. Записала Оксана Головко . Фото Рифата Юнисова, PhotoXpress, Энвера Шейдаева/Кинокомпания United Multimedia Projcts//Фома. - – май 2009. – С.40-43. – (раздел « Люди »). Семейный совет: Вопрос – ответ: Няня или бабушка? Спрашивает Александр Седов . Отвечает протоиерей Александр Рябков , клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург//Фома. - – май 2009. – С.44. - (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Вопрос – ответ »). Плохой пример. «Мой муж часто разговаривает со своей матерью на повышенных тонах… Я не пойму, как правильнее: игнорировать эту ситуацию или пытаться разговаривать с детьми (4 и 10 лет), как-то объяснять, оправдывать?». Спрашивает Ксения Бирюкова . Отвечает психолог Татьяна Дорофеева , Санкт-Петербург//Фома. - – май 2009. – С.44. - (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Вопрос – ответ »). Юридическая консультация: Совместно с рубрикой «Вопрос – ответ» сайта Милосердие.ru. На вопросы отвечает юрист Александр Морозов. Как встать на очередь по улучшению жилищных условий семье, имеющей семерых детей, если муж прописан у своей мамы, а без него возникает излишек жилой площади (один квадратный метр). Советы и разъяснения юриста//Фома. - – май. – С.44. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Юридическая консультация »). Полезные сети: На сайте www.pravmama.ru общаются родители, озабоченные проблемами православного воспитания детей в семье//Фома. - – май 2009. – С.44. - (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Полезные сети »). Старики и молодежь: услышать друг друга. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2009. – С.45. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет »). Обсуждение темы включает две подрубрики: Опыт: Главный семейный праздник. Рассказывает Михаил Гаранин , инженер, Санкт-Петербург//Фома. - – май 2009. – С.45. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет. Опыт »);

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-73-m...

Наталья Иртенина . Сжигала ли Церковь книги? Пять мифов про борьбу «церковников» с просвещением . Ил.: Максим Грек; Франциск Скорина; Митрополит Макарий (портреты); «Библия руска» Франциска Скорины; Печатный станок Гутенберга, на котором печатал Франциск Скорина; Школа. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского», 1681 г.; Типография XVI века; Станок Московского печатного двора. XVI-XVII вв.//Фома. - – май 2014. – С.72-76. – (раздел « Культура »). См. отклик: 5 вопросов о номере. Отвечает Дмитрий Менделеев , журналист, автор и ведущий программы «Библейский сюжет» на телеканале «Культура»//Фома. - – май 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.77. Вопросы мастерам о церковном искусстве:   Каким должен быть иконостас в храме ? Отвечает Андрей Анисимов , заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов». Фото/Храм святого благоверного князя Александра Невского на о. Валаам/предоставлено автором//Фома. - –май 2014. – С.78. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Почему иконы должны быть каноничными ? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – май 2014. – С.78. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама : С.79. Филипп Щипков . Отпуск на Севере. Зачем восстанавливать деревянные храмы . Сайт движения «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» obsheedelo.ru//Фома. - – май 2014. – С.80-81. – (раздел « Культура »). Монолог : Дмитрий Володихин . Голливуд всемогущий. «Ной», которому не нужна Благая весть . Ил.: Кадры из фильма «Ной», снятого звездой Голливуда Дарреном Аронофски, предоставленные кинокомпанией Централ Партнершил//Фома. - – май 2014. – С.82-84. – (раздел « Культура », рубрика « Монолог »). Реклама : С.85. Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Андрей Анпилов . Свет прорастающий . Подборка стихотворений («Молиться своими словами…»; Казанское/«Тише становится шаг понемногу…»/; Признание/«О чем он сумел намечтать...»/; «На всем лежит мужицкий дух…»; «Скрипит корабль Великого Поста…»; «Обостряются духа черты…»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Евгения Гордина. Рисунок Анны Музыки//Фома. - – май 2014. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-133-...

599-600 600-602 НИКИФОР мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. в ст. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские НИКИФОР мч. Коринфский (пам. 31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.) - см. в ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий мученики Коринфские НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 602-603 НИКИФОР (10-е гг. XVII в. - 30-е гг. XVII в.), подвижник благочестия, ученик прп. Елеазара Анзерского 603-604 НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви 604-607 607-608 НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви 608-609 609-610 610-611 611-612 612-614 614-621 621-627 627-629 НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк 629-639 639-640 640-641 640-641 641-642 642-643 647-648 648-649 НИКИФОР ВЛЕММИД (1197/98 - ок. 1272), визант. богослов, полемист, ученый, церковный и общественный деятель 649-654 НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы 654-660 НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца 660-666 НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат 666-668 668-673 НИКИФОР КАЛЛИСТ КСАНФОПУЛ (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335), визант. церковный историк, агиограф, поэт, гимнограф, писатель

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

II, 1 ν τ συμπληροσϑαι τν μραν τς πεντηκοστς 764–765. II,6 τατης φωνς 765. II, 1–7 на кого сошел Дух Святый Май (5. ж) 232–233. II, 46 и 5, 42 κατ οκον Апр. 765. III, 19 νψυξις ibid III, 19–21 толкование всего места (5, е) Май 227–232. III, 26 ν τ ποστρφειν Апр. 765. IV, 5 ρχοντες 760. IV, 13 νϑρωποι γρμματοι 760–761. IV, 19–20 и V, 29 в связи с Мф.22:15–21 ; Рим.13:1–10 ср. 1Пет.2:13–20 и 1Тим.2:2–4 (5. б) 769–770 и приложение Июль – Август, особенно стр. 511–513. Дeяh. V, 1–11 толкование (5. г) Май 222–226 X, 34–35 толкование ср. 1Тим.4:10 ; Рим.11:26 ; Мф.7:11, 21–27 (5. д) 226–227 XIV, 11–18 Апостол Павел понимал ликаонцев и ликаонцы – Апостола Апр. 761 XV, 6 ср. 12 и др. πλϑος 765. XV, 20. 29 связь πορνεα с языческим культом. Ibid. XV-я глава Деян. – Апостольский собор стр. 770–771 (5. в) и приложение 2-е, стр. 239 Май. Термин стр. 765 Апр. Мф.1:16 Июль – Август 496 примеч. Мф.5:27–32 , – XIX, 3–15. Ефес.5:23–33 , – 1Кор.7:10–11 стр. 495. Мф.5:37, 38–39. 500 , – Мф.12:15, 505–506 , – 1Пет.2:13–14 ср. III 13 – 510–511, – 1Ин.5:19 – 489, – Рим.13:1 – 10 – 506–510, – 1Кор.15:47 – 492, – Ефес.6:12 – 489. Троицкий В.А. Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету 1755 : [Пробная лекция]//Богословский вестник 1911. Т. 2. 7/8. С. 493–526 (4-я пагин.) —493— Что было, то и есть, а что есть, то и будет. Нет ничего нового под солнцем! Что сказал еще ветхозаветный мудрец. И ученые мудрецы всех времен и народов повторяют обыкновенно истину: «история учит», или, как говорил один из наших отечественных историков, «она есть изъяснение настоящего и пример для будущего» (Карамзин), а люди простые и благочестивые добавляют при этом еще и слова Давидова псалма: «помянух дни древния и поучихся» (142 5 ). В дальнейших строках мы будем говорить о том, что было во втором веке, но это только потому, что в некотором отношении второй век может быть изъяснением века девятнадцатого и примером для века двадцатого. Что может быть наиболее интересно для представителей богословской науки во втором веке? Наиболее интересна и наиболее важна та напряженная борьба, которую вела христианская Церковь с гностицизмом; ведь в этой борьбе и зародилась богословская наука.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти же сведения попадают без изменений при переводе византийских Синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи (XII-XIII вв.) под 10 нояб. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 330) и в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 3. С. 36). Под 10 нояб. установилась память О. в слав. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 350). В ВМЧ О. упоминается с теми же апостолами и со сказанием из слав. стишных Синаксарей под 10 нояб. (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 341). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского под этой же датой воспроизводятся сказания об О. и о Родионе из визант. Синаксарей, при этом сообщено, что они были усечены мечом ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 333). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, эти же сведения об О. представлены в ином пересказе (Там же. Кн. 2. Л. 599). Та же информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами, добавлено лишь уточнение, что они были «усечены мечом в тот же день», что и ап. Петр (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 58; Нояб. С. 202-203). Под 10 нояб. память О. как апостола от 70 закрепилась в совр. календаре РПЦ (Патриарший календарь. 2018. С. 277) и в совр. календаре греч. Церквей ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 363-364). В богослужебной Минее РПЦ в тропаре 4-й песни канона на утрене памяти О. и Родиона посвящено песнопение: «Да похвалится Божественный Олимп песнопеньми,/и Родион с ним да возвеличится благочестно,/течение совершивше мучения с Петром Богопроповедником в Риме,/главами отсекаеми» (Минея (МП). Нояб. Т. 3. Ч. 1. С. 276). Краткое сказание о мученической кончине О. и Родиона представлено в исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита ( Макарий Симон. Синаксарь. Т. 2: Нояб.-Дек. С. 132). Память О. вместе с теми же апостолами, как и в визант. традиции, представлена под 2 тре (10 нояб.) в армянском Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.), где сказание о них дополнено сведениями, что О. и Родион были учениками ап. Петра «и, проходя по земле, проповедовали Евангелие, совершая чудеса и управляя всеми нуждами Церкви. После смерти ап. Петра они обратили много людей ко Христу. Имп. Нерон, схватив их, подверг пыткам, а затем обезглавил» (PO. Vol. 16. Fasc. 1. P. 511). Несмотря на относительно древнее предание, связывающее служение О. с деятельностью ап. Петра и раннехрист. традицией Рима, следов почитания этого апостола на Западе не зафиксировано, что может объясняться ошибочной передачей его имени в Вульгате.

http://pravenc.ru/text/2578315.html

Андрею и мч. Стефану и проч., 20 окт.; 95 мученикам Маркиану и Мартирию, нотариям, 25 окт.; 96 прп. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; 97 мч. Азе, 19 или 20 нояб.; 98 свт. Григорию Акрагантийскому, 23 нояб.; 99 сщмч. Сисинию Кизическому, 23 нояб.; 100 апостолам Архиппу, Филимону, Онисиму и мц. равноап. Апфии, 24 нояб.; 101 вмц. Екатерине (возможно, не принадлежащий Г.), 24 нояб.; 102 прп. Стефану Новому и мч. Иринарху, 28 нояб.; 103 мученикам Косме и Дамиану, 1 или 29 нояб.; 104 ап. Андрею Первозванному, 30 нояб.; 105 мц. Варваре, 4 дек.; 106 «ин канон» свт. Николаю, 6 дек.; 107 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; 108 свт. Спиридону Тримифунтскому, 12 дек.; 109 мч. Евстратию и др., 13 дек.; 110 «ин канон» на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; 111 на Собор Богоматери и сродников Христовых по плоти, 26 дек.; 112 мученикам Никомидийским, 28 дек.; 113 на попразднство Рождества Христова, 31 дек.; 114 на предпразднство праздника Светов, 5 янв.; 115-119 на Собор Иоанна Предтечи, 7 янв.; 120 на попразднство праздника Светов, мч. Иулиану и мц. Василиссе, 8 янв.; акростих: Ιιουλιι-αανοο-νν μαρρ-ττυρωω-νν μελλ-ππω κκ-λλεοςς, Γγεωρρ-γγιοςς (Иулиана, хвалу мучеников, воспеваю. Георгий), в богородичнах: Γ ωργου (анализ акростиха и структуры канона показывает, что к первоначальному канону мч. Иулиану были приписаны впереди тропари попразднству, а после них - мц. Василиссе с удвоением соответствующих букв акростиха; имя автора входит в оба акростиха); 121 на попразднство праздника Светов и мученикам Ермилу и Стратонику, 13 янв.; 122 прпмч. Пансофию и прп. Иоанну Кущнику, 15 янв.; 123 прпмч. Анастасию Персянину, 22 янв.; 124 мч. Неофиту, 21 или 24 янв.; 125 на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, 27 янв.; 126-127 на перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, 29 янв.: 1-й - с метрическим акростихом, 2-й - с алфавитным; 128 мученикам Силуану и Лукию, 8 февр.; 129 свт. Никифору, 9 февр.; 130 сщмч. Власию Севастийскому, 11 февр.; 131 прп. Мартиниану, 13 февр.; 132 великомученикам Феодору Тирону и Феодору Стратилату, 17 февр., с 16-сложным акростихом: Θεοδρων ες μνος θλητν δο Γεωργου (Феодоров, подвижников двух, одна песнь - Георгия); 133 мученикам Максиму, Феодоту, Асклепиодоту и Исихию, 19 февр.; 134 ап.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Ист.: SynCP. Col. 199-201; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 53-54; ЖСв. Нояб. С. 135-142. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 213; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 80-83. О. Н. А. Гимнография Память М. м. указана в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., под 7 нояб.; на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); на литургии - прокимен Пс 67. 36, Апостол - Евр 12. 1-10, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Мф 20. 1-16, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 92). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. м. не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память М. м. совершается 7 нояб.; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, 4 стихир и седальна ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308). В Мессинском Типиконе 1131 г. южноиталийской редакции Студийского устава память М. м. также отмечена под 7 нояб.: совершается рядовая служба без к.-л. особенностей (см.: Arranz. Typicon. P. 50). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 56б)) память М. м. помещена под 7 нояб. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 7 нояб. излагается устав соединения службы М. м. со службой в честь прп. Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; М. м. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ). Такие же указания содержатся под 7 нояб. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в т. ч. в современном); М. м. также поется кондак 8-го гласа       Последование М. м., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 8-го гласа      (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 189; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 239); канон авторства Иоанна Монаха с акростихом Δξα κροτεσθω Χριστς τν Μαρτρων (Слава пусть возгремит Христос мучеников) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστοπαντες (Приидите, верные все) (Μηναον. Νοεμβρος. Σ. 74-84); канон, составленный Иосифом Песнописцем , c акростихом           8-го гласа, ирмос:           нач.:        (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 183-192; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 80); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/2562904.html

Нечто подобное происходило и в 1939 -м г. Главная цель была достигнута, данные о значительных потерях в мирное время засекречены, напряжение в обществе несколько снято, благодаря показательным кадровым перестановкам и возвращению из мест заключения чудом уцелевших партийцев и советских руководителей (на верующих подобные послабления не распространялись, большей части из них уже не было в живых). А лишние «свидетели» (исполнители) отправлены вслед за жертвами. Таким образом, «технические приемы», опробованные следователями в 1937-м г., до времени остались достоянием внутренних фондов НКВД. Что же касается Высшей справедливости, механизм «колеса террора» был открыт еще во времена Французской революции 1789 г. классиком консервативной мысли Жозефом де Местром. Этот механизм действует непреложно и в отношении тех, кто, недооценивая его силу и неотвратимость, прилагает к нему руку. – Будем надеяться на то, что подобная трагедия никогда больше не повторится. – Будем надеяться. Православная Церковь прошла через это испытание, сохранив достоинство в годы Великой Отечественной войны и память о новомучениках – до настоящего времени. Большие политические ошибки и мелкий карьеризм обнаружили свою ничтожность, а Церковь выстояла.  Архивно-следственное дело Степанова, Гуляева, Беклемышева, Коровина и др. («Общество трудового духовенства»). ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12396. Т. 6. Л. 117.  Архивно-следственное дело Степанова, Гуляева, Беклемышева, Коровина и др. («Общество трудового духовенства»). ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12396. Т. 6. Л. 118.  Архивно-следственное дело Степанова, Гуляева, Беклемышева, Коровина и др. («Общество трудового духовенства»). ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12396. Т. 6. Л. 119.  Архивно-следственное дело Степанова, Гуляева, Беклемышева, Коровина и др. («Общество трудового духовенства»). ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12396. Т. 6. Л. 119.  Архивно-следственное дело Степанова, Гуляева, Беклемышева, Коровина и др. («Общество трудового духовенства»). ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12396. Т. 6. Л. 121.

http://pravoslavie.ru/136339.html

463 Theoph.339, 15–28; Eutych. 1099. Подробный рассказ эпизода об одежде халифа дает Михаил Сириец – XI, 7, 425–426. Илия Нисибинский. Scr , Syri. VII, 64 – помещает посещение Омаром Иерусалима в 17 год геджры – с 23 января до 11 декабря 638 года. Омар пробыл в Иерусалиме 10 дней. 465 Mich. Syr.XI, 8, 430; Theoph. 341, 23, De-Goeje. о. с. 167. – Феофан помещает взятие арабами Кесарии в 641 год (р. 341, 21–23); Михаил Сириец в более подробном сообщении об этом событии (XI, 8, 430–31) относит его к маю 951 года эры Александра, т. е. 640. Де-Гуэ в своем исследовании о покорении Сирии (изд. 2, стр. 167–168), разбираясь в арабских свидетельствах, принимает 641 год. Проф. Медников в своей Истории Палестины (стр. 633), после тщательного сопоставления тех же арабских свидетельств, высказывается зà 19 год геджры, который начался 24 сентября 639 года и окончился 12 сентября 640. Мюллер. Ист. Ислама, т. I, стр. 289, принимает дату – октябрь 640 года. Не принятый во внимание исследователями источник, Иоанн Никиуский, выставляет взятие Вавилона в Египте и Кесарии в Палестине как события одновременные. Дата взятия Вавилона точно установлена – 8 апреля 641 года. Таким образом, взятие Кесарии произошло в мае 641 года. 466 Theoph.399, 33–340, 10; 340, 20–26; Mich. Syr. XI, 7, 126; S с r. Syri. VII, 64; Eutych. Ann. P. G. Ill, 1101, D: Beladhori, франц. перевод – Jour. Asiatique, 1892, т. 19, 55–58. 467 Theoph.341, 8–10; Mich. Syr. XI, 5, 419. – Река Балиха – Belius у Амм. Mapg., II, 161 (23, 3, 7), ныне Белих, приток Евфрата. 469 Подробное изложение судьбы последних представителей рода Сасанидов см. N ö ldeke . Tabari, 390–399. 470 «Айн-Темр лежал по середине узкой полосы, простирающейся между Евфратом и пустыней, от оконечности Персидского залива до большой излучины реки». Мюллер. I, стр. 279. 472 В персидской армии были армянские войска под начальством Мушега Мамиконьяна и Григория Сиунийского. – Себеос. гл. 30, стр. 119. 473 В летописи Илии Нисибинского основание Куфы отнесено к 16 году геджры (со 2 февраля 637 г. – по 22 января 638), а переселение иудеев – к 20 году (с 21 декабря 640 г. – по 9 декабря 641).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

По ясному указанию, находящемуся в самом послании, рассматриваемое послание написано в ноябре месяце XV индиктиона, в правление патриции Мартины , жены императора Ираклия, что соответствует 641 году. Содержание довольно краткого письма к Юлиану , схоластику александрийскому, о воплощении Сына Божия состоит из следующих, мало развитых, положений. Цель воплощения по отношению к человеческой природе — ее обновление. Действительность и целость человеческой природы Христа до, во время и после воплощения. Непреложность Божества Христа в акте воплощения. Неслитное, нераздельное и неизменное пребывание обеих природ Христа при личном соединении. Ссылка на отцов Церкви: выражение (Кирилла Александрийского) относительно правильности понимания со стороны кафолической Церкви непреложности человеческой природы Христа при личном соединении с Божеством. Настоящее письмо написано по поводу какой–то просьбы Юлиана и Христопемта, обращенной через посредство Максима к Георгию, префекту Африки . Выходя из того соображения, что означенную просьбу, по словам (приведенным в примечании) конца письма, Максим передал префекту, и тот обещал исполнить ее, можно безошибочно заключать к тому, что письмо послано за время пребывания Максима в Карфагене. d) Сюда же, к первой группе догматико–полемических трудов Максима, должно быть отнесено небольшое письмо к отшельницам, отпавшим от кафолической Церкви в Александрии, написанное от имени Георгия, префекта Африки (col. 584 — 589). Содержание догматической части письма отчасти сходно с содержанием письма к Юлиану. При утверждении двойства природ во Христе здесь развивается, главным образом, мысль о качественном различии Божественной и человеческой природ Христа, неизменно пребывающих во Христе и по соединении: « διαφορ των ξ ν στιν Χριστς φσεων και μετ την νωσιν συγχτως τε και αδιαιρτως ν Χριστ σωζομνων…» [различие природ, из которых состоит Христос, и которые и по соединении сохраняются во Христе неслитно и нераздельно] и т. д. (col. 588; сравни: 586). Письмо написано от имени Георгия, префекта Африки, в ответ на упомянутую выше просьбу. Отсюда заключаем что оно написано в Карфагене несколько позднее письма к Юлиану, с которым оно имеет указанную связь; следовательно, не раньше 641 года, но и не позже: письмо написано во время совместного царствования в Византийской империи двух императоров . Будем ли мы видеть здесь указание на совместное управление государством Ираклия старшего с сыном Константином, окончившееся со смертью Ираклия 11 февраля 641 года, или на слишком кратковременное (в продолжение всего лишь 130 дней) совместное царствование Константина с Ираклионом, окончившееся со смертью Константина 29 мая 641 года, или, наконец, на правление Ираклиона с матерью Мар–тиной, продолжавшееся всего лишь 6 месяцев, во всяком случае написание письма должны будем признать современным 641 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010