Слово на четвертой Пассии Евангелие от Иоанна Вечерня 31 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы слышали последнее, четвертое Евангелие от Иоанна о страданиях Христовых. Евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Христов, в своем Евангелии раскрывает нам такие тайны, которые знал только он один. Только у него мы читаем о чуде в Кане Галилейской, о подробной беседе Господа с самарянкой и о посещении Его ночью тайных учеников Христовых Иосифа и Никодима. Только у евангелиста Иоанна, в тринадцатой и семнадцатой главах, мы читаем о беседе на Тайной Вечери, которая запечатлена, конечно, не просто памятью человеческой, не просто любовью, которая слагает в своем сердце каждое слово Христово, но Тем, кто причастен вечной памяти Духа Святаго, всегда все видящего и знающего. И то, что мы слышали сейчас о страстях Христовых, тоже обладает особенностями. Мы не только узнаем какие-то новые подробности, связанные с точным названием, какое количество алоэ и мира было принесено на погребение Христово, но все происшедшее и увиденное раскрывается нам на новой глубине и по-новому именно глазами любви. С самого начала, читая о том, как Христос выходит из Гефсиманского сада, где Он молится Своему Небесному Отцу о предстоящем часе, мы видим, как раскрывается это Божество Христово - внезапно, вдруг. Когда Иуда, книжники и фарисеи (члены синедриона) и толпа с оружием и дрекольями приступают к Иисусу, вышедшему им навстречу, Он спрашивает: " Кого ищете? " Они отвечают: " Иисуса Назорея " . И тогда беспредельная Божественная сила Христова, которую Он так редко обнаруживал, является здесь, и они не могут не отступить, не пасть все на землю. Когда Он говорит: " Аз есмь " , в этих словах слышится то исповедание от начала Творца неба и земли, Который пришел избавить мир. И как бы молния сверкнула в этих словах, и они пали ниц перед кротким Иисусом. Когда же Он снова вопрошает их: " Кого ищете? " , и они снова повторяют, как бы подчиняясь Ему: " Иисуса Назорея " , Он говорит уже по-другому, скрывая Свою силу Божества. И они берут Его. Так, во исполнение пророчества: " Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого " (Ин. 18, 9), Господь отпускает Своим державным словом Своих учеников.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_46...

А если Бог медлит произвести смешение и разрушение вселенной, так чтобы не было уже более злых ангелов, демонов и людей, то это с одной стороны ради семени христиан 191 , а с другой стороны вообще ради человеческого рода, ибо Он предвидит, что некоторые спасутся через покаяние 192 . Значит Иустин не только знал, что Бог есть державнейший и правосуднейший правитель, но и усвоил учение Христа, что Бог благ 193 и милосерд 194 , и не раз называет Бога человеколюбивым, благим и милосердым 195 . Поэтому человек в своей нравственной деятельности должен руководиться не только страхом перед наказанием, но и любовью. „Хорошо, мне кажется, сказано нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом, что вся праведность и благочестие заключаются в двух заповедях: „люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею силою твоею и люби ближнего твоего, как самого себя“. Ибо кто любит Бога всем сердцем и всей силою, тот, будучи исполнен благочестивым расположением, не будет почитать никакого другого Бога и согласно с волей Божией будет почитать того Ангела, которого любит Сам Господь Бог... Кто, как говорит Писание, „любит Господа Бога всем сердцем и всею силою и ближнего как самого себя“, тот по истине праведен 196 . „Мы христиане после Бога, почитаем и любим Слово нерожденного и неизреченнаго Бога“ 197 . Мы видели ранее, как ясно и определенно излагает Иустин христианское учение о Боге, как Лице; но нельзя однако же сказать, чтобы изложение им христианского учения о Боге было без недостатков. Мы выше уже указывали на то, что, по мнению Иустина, нет имени, которым человеческий язык мог бы выразить сущность Божества. На каких же основаниях Иустин называет Бога безыменным? „Отцу всего – нерожденному – нет определенного имени. Ибо, если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше Себя, который дал Ему имя 198 (νομα τ πντων πατρ ϑετν γενντω ντι οκ στιν, γρ ν κα νματι προσαγορεηται, πρεσβτερον εχει τν ϑμενον τ νομα). Следовательно Иустин называет Бога безыменным, потому что мыслит Его прежде всего как нерожденного; языческим божествам Иустин противопоставляет христианского Бога – Творца всего мира, бесконечно превосходящего человеческое понимание и потому неизреченного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

А Искупитель наш не разорвал, но победил, и Воскресением попрал ее, и славу Воскресения Своего проявил Вознесением» 477 . Но обратим внимание, что члены Церкви не только в будущем, а уже сейчас, во время своей земной жизни, причастны к этой победе и славе. Это показывает ап. Павел в Послании к ефесянам, когда говорит: «Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф. 1: 19–22 ). Мы знаем, что Христос, как Истинный Бог, воскрес Собственной силой, но апостол как бы дистанцирует Сына от Отца, делает акцент на том, что это Отец действовал во Христе, воскресил Его и вознес одесную Себя, поставив выше всех чинов ангельских и всякой твари, как главу Церкви, чтобы показать, что человечество во Христе воскрешено, вознесено, прославлено, и если Христос, как Глава Церкви, прославлен, то в этой славе уже сейчас участвует и все Тело Церкви – мы. «О, и Церковь , куда Он возвел! Как бы некоторой машиной поднявши ее, Он возвел ее на высоту великую и посадил ее на том же престоле, потому что где глава, там и тело, нет никакого перерыва между главой и телом, и если бы (связь между ними) прерывалась, то не было бы ни тела, ни главы» 478 . В свете этого понятно, почему апостол Павел говорит, что истинное «наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» ( Флп. 3: 20 ). Христиане уже сейчас жители небесного Иерусалима, и если слава будущего века, с одной стороны, еще только ожидается, то, с другой стороны, она уже присутствует в жизни верующих: «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» ( Кол. 3: 2–3 ). В книге Откровения ап. Иоанна Богослова приводятся слова Спасителя о том, что следствием соучастия человека в победе Христа над грехом и смертью будет соучастие в славе Христа: «Побеждающему дам сесть со мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» ( Откр. 3: 21 ). Именно поэтому свт. Григорий Палама называет Воскресение праздником всех людей, а Вознесение праздником святых, подразумевая, что воскреснут все люди, а соучаствовать в славе Мессии могут и даже уже соучаствуют живущие свято члены Церкви 479 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

А обрела их сестра Державного, царица Пульхерия. Дивный Фирс, явившись ей уже в третий раз, сказал о скрытых под землею мучениках и повелел переложить их к нему, чтобы и они лежали в одном с ним месте и полььзовались одинакими почестями. Являлись ей и сами сорок мучеников, облеченные в светлые ризы. Но это дело превосходило всякое вероятие и казалось весьма сомнительным; ибо и самые старейшие из клириков той Церкви, быв часто расспрашиваемы, ничего не могли сказать о мучениках. Наконец, когда все уже отчаявались, Бог привел на память одному пресвитеру Полихронию, бывшему много лет тому назад слугою в доме Кесария, что на том месте жили некогда монахи. Посему, отправившись к македонианским клирикам, он стал расспрашивать о них и узнал, что все они уже скончались, оставался только один, сохраненный в живых как-будто нарочно для сообщения известий об отыскиваемых мучениках. Полихроний просил его сказать, видел ли он святые мощи, скрытые в таком-то месте, и когда заметил, что монах по завещанию Евсевии, уклоняется от расспросов, то рассказал ему о божественном откровении, о беспокойстве царицы и о недоумении всех. Тогда инок сознался, что Бог открыл царице истину. В то время я был еще отроком, говорил он, и учился монашеской жизни под руководством начальных старцев, поэтому верно знаю, что мученики лежат близ гроба Евсевии, — не знаю только, зарыты ли они под храмом, или где-либо в другом месте, потому что с тех пор прошло много времени и прежний вид места изменился в другой, нынешний. — Но о себе я не могу сказать этого, примолвил Полихроний. Я помню, что был при погребении супруги Кесария, и судя по близпроходящей дороге, догадываюсь, что она положена близ амвона т. е. возвышенного места для чтецов. Так гроба Евсевии нужно искать подле супруги Кесария, подхватил инок; потому что, быв во многом согласны между собою при жизни, они условились лежать вместе и по смерти. Теперь оставалось, значит, раскопать указанное место и искать в нем святых мощей. Узнав об этом, царица приказала приступить к делу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А спасаемым нам сила Божия есть. А для нас, верующих в Иисуса Христа и чрез веру надеющихся получить спасение, это слово о кресте есть сила Божия: для нас, спасаемых чрез веру в Иисуса Христа, крест, на котором распят Христос Спаситель, преисполнен спасительной силы, есть древо жизни, источник спасительной благодати; есть дивная лествица, возводящая к небу. Апостол далее объясняет это могущество простого учения о спасении чрез веру в Иисуса Христа так: «Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией; тогда благоугодно было Богу безумием проповеди (т. е. простою, без искусственною проповедью) спасти верующих: ибо Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божью силу и Божью премудрость. Ведь безумное Божие, (эта простая, без искусственная, презираемая мудрецами мира проповедь) мудрее человеков, и немощное Божие (эта по видимому бессильная проповедь) сильнее человеков (всякой человеческой мудрости). Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал безумное мира (простых, некнижных рыбарей), чтобы посрамить мудрых, и немощное мира (этих бессильных словом и значением в мире), чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего незначащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (чтобы показать бессилие, в деле спасения, мудрых, сильных и знатных мира); для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом чтобы все люди сознавали свое бессилие в достижении спасения, и всю надежду возлагали на Бога ( 1Кор.1;21–29 ). Послушайте, братия, как святый Златоуст изображает могущество апостольской проповеди: «Когда будут говорить, что Апостолы были люди простые, тогда мы прибавим, что они были и неученые, и некнижные, и бедные, и незнатные, и немудрые, и неизвестные. Не к бесчестию, а к славе Апостолов служит то, что они, будучи такими, явились славнее всей вселенной; ибо эти простые, некнижные и неученые победили мудрых, сильных и державных, хвалившихся богатством, славою и всем внешним, победили так, как – будто эти не были люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ад доселе борется с небом по допущению правды Божией, долготерпящей и увенчивающей подвижников и победителей, но придет время, когда враги видимые и невидимые будут окончательно побеждены и положены все в подножие ног Спасителя и Бога и верных Его рабов, и последний враг истребится – смерть [ 1Кор.15:24–26 ]. Слава благости, правде, премудрости и всемогущей и воссозидающей и обновляющей человечество силе Божией. Наглядны доказательства истины слов Спасителя: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин.6:56 ]; я ежедневно с благоговением совершаю литургию и причащаюсь Святых Таин, и вот плоды этого причащения: мое очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный, свобода, дерзновение, радость о Духе Святом, молитва о себе и о других, сопровождаемая чудесами внутрь и вовне, в душах и телах; исцеление от просфор и от всего, что я пью и ем и даю другим, приемлющим с верою; животворность благословения, преподаваемого рукою моею; [радость] общения со мною в молитвах и беседах с людьми. Без пролития крови не бывает прощения, – говорит Апостол в Послании к Евреям, 9:22. Да и всё почти по закону в Ветхом Завете очищалось кровью. И первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог . Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. [ Евр.9:18–21 ]. Чем грех берет нас ежедневно в плен? – Нашей чрезмерной любовью к себе самим и презрением, гордостью и нелюбовью нашей к ближнему, прелестью, омрачением, ослеплением, насилием, ибо сам в себе грех есть безобразие, бессмыслие, крайний вред и пагуба, мука, плен постыдный, рабство самому бесчеловечному и жестокому тирану – диаволу, удаление от Бога, источника жизни. 28 января 1898. Благодарю Господа за милостивое, непрестанное, неизменное милосердие, скоропослушество Его и державное заступление от врагов и грехов на всякий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Анна книжник пришел к Иосифу и сказал ему: «Почему ты не явился в наше собрание?» Иосиф ответил ему: «Я устал с дороги и решился отдохнуть один день». И осмотрелся Анна и увидел деву беременною. Побежал к священнику и сказал ему: «Иосиф, о котором ты свидетельствуешь, (что он праведник), поступил весьма беззаконно». И спросил священник: «Что такое»? И отвечал ему Анна: «Деву, которую он взял из храма Господня, он опорочил, окрал брак и не объявил сынам Израилевым». Тогда сказал священник: «Иосиф сделал это?» И сказал Анна книжник: «Пошли слуг и найдешь, что дева беременна» И пошли слуги и нашли, как он сказал, и привели ее вместе с Иосифом в судилище. Священник сказал: «Мария, что ты это сделала? Зачем ты уничижила душу свою и забыла о Господе Боге твоем, ты, воспитанная во святом святых, принимавшая пищу от руки ангела и слушавшая таинства из уст его? Что ты это сделала?» Она же, горько заплакав, сказала: «Жив Господь Бог мой, что я чиста пред Ним и мужа не знаю 136 ». Тогда сказал священник к Иосифу: «Что это ты сделал? Зачем ты обольстил такую деву, которую ангелы Божии питали во храме, как голубя, которая никогда не хотела знать мужа, и которая обучена была в законе Господнем? Если бы ты не сделал ей насилия, то и до сего времени она оставалась бы девою». Но Иосиф сказал: «Жив Бог мой, что я чист пред Ним и невинен 137 ». Тогда сказал священник: «Не прибегай ко лжи, а говори правду, ты окрал брак её, не объявил сынам Израилевым и не склонил главы своей под державную руку Господню, чтобы благословенно было семя твое (κα οκ κλινας τν κεφαλν σου π τν κραταιν χεραν πως ελογηθ τ σπρμα σου 138 )». Иосиф молчал, священник же продолжал: «Я напою вас священной водой обличения и грех ваш обнаружится перед очами вашими». Тогда собралось в храм множество народа. Иосифа позвали к жертвеннику и дали ему питие Господне (кто выпивал его со страхом, то на лице у него, при семикратном обхождении вокруг алтаря, появлялось какое-нибудь знамение). Иосиф выпил чашу без страха, семь раз обошел вокруг алтаря и не оказалось никакого знака на его лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Апостол не пропускал без протеста и процессуальные нарушения. Первосвященнику Анании он сказал: «ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:3). Он затеял спор о подсудности, отвел иудейский суд как недопустимый и требовал суда Кесарева: «я стою перед судом Кесаревым, где мне и следует быть судиму. Требую суда Кесарева» (Деян. 25:10, 11). Что касается критикуемого сегодня положения «разрешено всё, что не запрещено законом», то следует отметить, что подобная конструкция не умаляет ценность права как такового. Ведь здесь критерием является закон, иными словами - то, что запрещено законом - не разрешено. Никто не мешает расширить в законе перечень того, что запрещено. Также необходимо помнить еще один современный ограничительный общеправовой принцип нормативной регуляции: «свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека», который прямо связан с христианским правилом «итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея 7:12). Этот перечень можно продолжить, но и названные примеры достаточно демонстрируют связи права и христианства, что говорит о необходимости более трезвого подхода к правопониманию, основанного в том числе на апостольской традиции. Семен Дробот , юрист, публицист (Новосибирск) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 7. Ответ на 5., semendrobot: Нет ничего страшного в полицейском государстве, у нас при Николае I выстраивался именно такой тип государства - было очень даже не плохо Я эту точку зрения отстаиваю уже лет пять в рунете. " Пафос " моих комментов на тему полицейского государства только в двух вещах - чтоб без эвфенизмов правовое государство так и называли полицейским, имея ввиду в первую очередь крепость державных интересов, защищённость отдельного человека перед толпой и незыблемость закона в целом. Безо всяких либерализмов, прав без обязанностей, толерастии и политкорректностей. То есть я всегда стоял и стою за правовое государство - за действительно правовое, а не за его имитацию диссидетами-общечеловеками.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Апостол подчеркивает, как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его ( Еф. 1, 19 ). Конечно, безмерное величие могущества Божия способно удержать единство Церкви вопреки противодействию еретиков. Отпадение почти всех верующих стало бы свидетельством не величия и могущества Бога, а, напротив, Его бесславия и бессилия, от какой мысли да избавит нас Господь. Ап. Павел подробно описывает славу воскресшего Христа, Который воссел одесную Бога на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем ( Еф. 1, 20–21 ). Полнота славы во Христе соединена с полнотой силы и могущества, потому что Бог все покорил под ноги Его ( Еф. 1, 22 ). На земле слава и сила Христова отразилась в том, что сразу по воскресении и вознесении Господь Иисус Христос стал главой Церкви ( Еф. 1, 22 ). У адвентистов же полноту славы Христос получил лишь в 1844 г. Вторым искажением апостольской мысли у них стало соединение с 1844 годом «второго рождения» Церкви, т.к. тогда же Господь якобы приобрел «остаток церкви», т.е. самих АСД. Между тем, в толковании АСД на Еф. 1, 22 признается, что здесь «Павел подчеркивает идею единства». Единство это, конечно, было уже в I в. и идет красной нитью через всю ее историю ко Второму пришествию. В свою очередь, «свидетели», вопреки учению ап. Павла, усваивают Христу лишь в 1914 г. полноту силы и власти над Церковью , к тому же времени (1919 г.) относя и ее фактическое избрание в лице «верного и благоразумного раба». Однако для ап. Павла с самого начала Церковь – это Тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф. 1, 23 ). Вместе с тем, полнота предполагает некоторые внешние формы единства, которые достигаются в Церкви через иерархию и евхаристическое общение. Эта полнота зависит не от количества и личной безгрешности верующих, а от Бога, сохраняющего единство и святость Церкви. Апостол усиленно подчеркивает эту мысль, описывая личное бессилие естественного человека на пути спасения. Он называет неверных мертвыми по преступлениям и грехам, подчиненными воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления ( Еф. 2, 1–2 , ср. ст. 5). Не возрожденные в таинстве крещения люди исполняют лишь желания плоти и помыслов, являясь по природе чадами гнева ( Еф. 2, 3–4 ). Если бы АСД и СИ писали об отпадении именно таких людей, это было бы понятно и ожидаемо. Напротив, они настаивают на отступничестве верующих, состояние которых у апостола выглядит совершенно иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

БЕСЕДА 3   " Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых " (Еф. 1:15–20)   На какую высоту Господь возвел человека. – Лишение царства небесного хуже геенны. – Как и в какое время нужно приступать к причащению тела Христова.   1. Нет ничего, с чем бы можно было сравнить апостольское благорасположение, – что было бы подобно тому сочувствию и той нежной любви, которыми был исполнен блаженный Павел, во всех своих молитвах поминавший целые города и народы. " Благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих " , – так он обыкновенно писал всем. Представьте же, сколь многих он имел в мыслях своих! Даже и помнить было трудно, – так много было людей, о которых он молился, благодаря Бога за всех, как будто те величайшие благодеяния (какие они получили), получил он сам. " Ради этого " , говорит, т. е. ради будущих благ, которые ожидают право верующих и живущих. Впрочем, должно благодарить Бога за все, что Он сделал для рода человеческого и до этого и после того, – должно благодарить Его и за веру верующих. " Услышав " , – говорит, – " о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым " . Везде он соединяет и сближает веру и любовь, как некую дивную двоицу; о любви же их говорит не к туземцам только, но ко всем (христианам). " Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих " . О чем же он просить, о чем молить? О том, " чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения " . Двум истинам Он хочет научить их, как следует к чему они призваны, и каким образом избавлены от исконных (зол).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010