Торжества прошли и на Слуцкой земле. В 1993 году, впервые после долгих лет гонений на Церковь, через весь Слуцк прошел крестный ход — от Михайловского собора до улицы Богдановича, к предполагаемому месту постройки кафедрального собора. Шествие возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил предполагаемое место постройки собора. Был поставлен крест. В шествии приняло участие более 70 священнослужителей из Беларуси, России, Украины. Весь город был участником великого торжества. Первая Божественная литургия в Космо-Дамиановском храме была совершена 7 января 1994 года, на Рождество Христово. И с тех пор в храме не прекращается святое богослужение. 15 мая 1995 года храм был освящен Патриаршим Экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Но всему этому предшествовала огромная работа. За все годы Космо-Дамиановский храм пережил три реконструкции. На престольный праздник — день памяти святых Космы и Дамиана (14 июля) — всегда приезжало много гостей. Но самым дорогим гостем прихода был Высокопреосвященнейший митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх Беларуси. 4 апреля 2010 года, на Пасху Христову, впервые в наш храм из Иерусалима был доставлен Благодатный огонь. Паломники из нашего храма сподобились в рядах белорусской делегации побывать у Гроба Господня во время схождения Благодатного огня и привезли его прямо к крестному ходу. 2011 год, 9 июня… «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1: 21)… На 69-м году жизни почил протоиерей Николай Коржич, настоятель Космо-Дамиановского храма города Слуцка. 18 лет его пастырского служения увенчались созиданием крепкой общины верующих, воцерковлением молодежи и детей, полной реконструкцией и освящением в 2009 году благоукрашенного Космо-Дамиановского храма. На чин отпевания прибыл Его Высокопреосвященство митрополит Минский и Слуцкий Филарет, который прочитал над усопшим протоиереем Николаем разрешительную молитву и обратился со словами соболезнования к родным, а также к многочисленным прихожанам Космо-Дамиановского прихода.

http://azbyka.ru/palomnik/Слуцкий_женски...

Это письмо В.А. Жуковского важно для нас потому, что фиксирует противопоставление Святой Руси (явления если не мистического, то духовного плана) и Российской Империи (государственного образования). Мы не знаем, откуда в русскую литературу начала XIX века пришла эта формула, но исходя из общих соображений, можно предположить, что из фольклора. Г.П. Федотов, специально интересовавшийся вопросом о том, чем была Святая Русь для мира духовных стихов [Федотов 1991: 95-96], обратил внимание на то, что в духовных стихах практически не встречается слово Церковь, а вместо него появляется выражение Святая Русь. Активизацию употребления формулы Святая Русь в церковной публицистике и проповеднических тнестах можно связать с празднованием трехсотлетия Дома Романовых. В проповедях, произнесенных в связи с этим событием, интересующая нас формула встречается очень часто. Приведем лишь несколько примеров.: о священном торжестве на св. Руси[Слуцкий 1913: 4]; несчастная страдалица наша родина – св. Русь[Слуцкий 1913: 8] ; откликнулась тысячами сердец св. Русь[Слуцкий 1913: 12] ; народное торжество освобождения св. Руси от врагов; когда св. Русь была очищена от врагов[Слуцкий 1913: 17] ; моления, чтобы царь св. Руси был избран по воле Божией; печальник св. Руси патриарх Гермоген[Слуцкий 1913: 17]; под скипетром благословенного Дома Романовых крепла, росла, ширилась св. Русь[Слуцкий 1913: 20]; Вечная память богатырю св. Руси[Слуцкий 1913: 21] (речь идет о Петре I); великого вождя, спасшего св. Русь от Наполеона[Слуцкий 1913: 22]; да поможет Ему (Николаю Второму) Господь победно вести св. Русь и великий русский народ к счастью и величию[Слуцкий 1913: 23]и др. Таких проповедей в 1913 году было произнесено очень много. Обращает на себя внимание, что в ряде примеров значение Святая Русь употребляется в значении ‘Российское государство’ и даже ‘Российская Империя’. К предреволюционным годам относится первая фиксация формулы Святая Русь в гимнографическом тексте. Впервые это выражение встречается в составленной между 1913 и 1917 годами службе Ермогену Московскому: Богу нашему тобою слава, тебе же, свяненномучеиче Ермогене, довлеет радоватися во свете лица его и непрестанно молитися, да не погибнет Русь Святая ... .

http://bogoslov.ru/article/4562110

64 . Халдии и Херриана – Гервасий, всечестный и экзарх Еленопонта. 65 . Елассона – Поликарп, всечестный. 66 . Приконниса – Софроний, всечестный и экзарх всей Пропонтиды. 67 . Дриинополя и Дельвина – Лука, всечестный. 68 . Коса – Иоаким, всечестный и экзарх Цикладских островов. 69 . Литицы – Никифор, всечестный. 70 . Карпафа и Каса – Агафангел, всечестный. 71 . Сервии и Козани – Константий, всечестный. 72 . Неврокопия – Никодим, всечестный. 73 . Лероса и Калимноса – Иоанн, всечестный. 74 . Колонии – Поликарп, всечестный. 75 . Елевферополя – Панарет, всечестный. 76 . Парамифии и Филиата – Каллиник. 77 . Веллы и Коницы – Константин. 78 . Баньялука и Бихача – Евгений. Титулярные митрополиты: 1 . Ставрополя – Апостол, ректор Халкинской богословской школы. 2 . Сард – Михаил, ректор великой народной школы в Константинополе. II. Александрийская церковь Блаженнейший патриарх Александрии и всей земли Египетской, Пентаполя и Пилусия, Ливии и Эфиопии Фотий. Митрополиты: 1 . Фиваиды – Герман. 2 . Триполи – Феофан. 3 . Пентаполя – Нектарий (титулярный), состоящий ректором Ризарьевской духовной семинарии в Афинах. III. Антиохийская церковь Блаженнейший патриарх великого Божия града Антиохии и всего востока Мелетий. Митрополиты: 1 . Епифании – Григорий, всечестный и экзарх второй Сирии и занимающий место митрополита Апамии. 2 . Лаодикит – Арсений, всечестный и экзарх Феодориады. 3 . Селевкии – (вакансия), всечестный и экзарх первой Сирии, а ныне Селевкии Малула. 4 . Амиды – Сильвестр, всечестный и экзарх всей Месопотамии и четвёртой Армении и занимающий место митрополита Эдессы. 5 . Тира и Сидона – Мисаил, веечестыый и экзарх приморской Финикии. 6 . Триполи – Григорий, всечестный и экзарх прибрежной Финикии. 7 . Эмесы Афанасий, всечестный и экзарх Финикии Диванисийской. 8 . Бейрута и Лаванской горы – Гавриил († 1901), всечестный и экзарх приморской Финикии. 9 . Тарса и Адана – Герман (бывший), всечестный и экзарх первой и второй Киликии и занимающий место митрополита Селевкии Исаврийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Закрыть itemscope itemtype="" > В православной Белоруссии большой праздник День памяти Минской иконы Богородицы 26.08.2022 562 Время на чтение 6 минут Всебелорусский крестный ход завершился в Минске торжественным шествием от храма Покрова Пресвятой Богородицы к Свято-Духову кафедральному собору, передает корреспондент БЕЛТА. Всебелорусский Крестный Ход закончился шествием по центру Минска и божественной Литургией на площади около Свято-Духова Кафедрального собора, которую возглавил митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении всех архиереев Белорусского Экзархата. День явления Минской иконы Богородицы особый не только для минчан и Минска, главным праздником которого поистине и должен стать данный день. Он может стать таковым и для всей Руси. Минская икона Божьей Матери написана самим апостолом Лукой с Богородицы и затем столетия пребывала в Константинополе и была той самой иконой, которая была направлена в дар навстречу равноапостольному князю Владимиру при его прибытии в Херсонес для принятия крещения и встречи с царственной невестой Анной. С ним она прибыла в Киев и впоследствии пребывала там до очередного разорения Киева крымскими татарами, когда она была брошена в воды Днепра, откуда чудесным образом против течения доплыла до Минска, где и остановилась, излучая свет. Этим чудом был данный явный знак некоего особого избранничества Минска – на тот момент одного из поветовых (уездных) городов ВКЛ. Вскоре после явления иконы была заключена трагическая для Белой Руси и всего Русского мира Люблинская уния, после чего Минск – хоть и вырос в статусе до центра воеводства (губернии), до самой Революции 1917 года продолжал быть небольшим городом с преимущественно еврейским и также польским населением. Однако события XX века постепенно превратили его в столицу Белой Руси, где число православных храмов после распада СССР выросло в 7 раз (а приходов – в 13) и которая в наши дни может еще исполнить свое особое предназначение для всего Русского мира Втреча крестоходцев у Свято-Духова кафедрального собора предварила Соборную Божественную литургию, которую совершает митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении духовенства Белорусской православной церкви. После Божественной литургии Патриарший Экзарх совершит молебен перед чудотворной иконой Божией Матери " Минская " в Свято-Духовом кафедральном соборе.

http://ruskline.ru/politnews/2022/08/26/...

Преемник архиепископа Виктора – Иов (Потемкин) получил в управление достаточно монастырей. После всех отделений в Минской епархии оставалось еще 20 монастырей, 18 мужских и 2 женских, мужские: братский – Симеоновский, виленский – Св.-Духовский, грозовский – Иоанно-Богословский, грозовский Николаевский, дисненский – Воскресенский, друйский – Благовещенский, дятловский – Преображенский, евейский – Успенский, кейданский – Преображенский, кронский – Троицкий, минский – Духовский, Петропавловский, морочский – Успенский, пинский – Богоявленский, слуцкий – Преображенский братский, слуцкий – Троицкий, старчинский – Петропавловский, сурдегский – Святодуховский, якобштадский – Святодуховский, женские: виленский – Благовещенский и слуцкий – Ильинский. При таком количестве монастырей по ведомости 1796 года в Минской епархии числилось всего 48 монахов и 11 послушников. Были монастыри, где жил только настоятель (кронский, евейский и слуцкий – братский), были и такие монастыри, в которых совсем не было братии, например, кейданский. В таких монастырях богослужение совершали временно проживавшие там вдовые и престарелые монахи. В 1797 г. монастыри слуцкий, братский и кейданский закрыты, по представлению архиепископа Иова. 1082 В 1811 году в Минской епархии оставалось 10 монастырей, в них насчитывалось 46 монахов, кроме 6, бывших в архиерейском доме, и 8 в «заграничных монастырях». Заграничными монастырями Минской епархии оказались пять монастырей, которые до раздела Польши были в ведении преосвященного Виктора, а после разделов не отошли к российским владениям. Этими монастырями были: бельский – Николаевский, заблудовский – Успенский и дрогиченский – Троицкий, отошедшие к Пруссии, и дрогиченский – Преображенский и яблочинский – Онуфриевский, отошедшие к Австрии. Минский архиепископ Иов прекратил сношения с ними, хотя сами монастыри, по старине, обращались по духовным делам (посвящение в монахи, выдача мира и т. п.) к нему. Св. Синод еще в 1797 году разрешил преосвященному Иову, с согласия и по просьбе прусского и австрийского правительств, удовлетворять духовные нужды монастырей, но в другие ни в какие дела не вступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При преосвященном Иове церковный фундуш был возвращён в пользование наличного церковного причта, а за вдовой сохранена лишь выдача ей 17 р. в год. Вдова обратилась с жалобой «к его высокопреосвяществу», но «вместо милости получила отказ с угрожением палок». Тогда у неё, « таковой крайнейшей бедности», осталась «одна надежда» – прибегнуть в «священнейшее место (т. е. в св. синод) и утруждать оное недостойнейшим сим прошением: не будет ли милость, воззрев на слезы восьмидесятилетней старицы, не имеющей дневнаго пропитантя, – – » и т. д. Св. синод тоже отказал ей в просьбе 2777 . Само собой разумеется, это был редкий случай вполне обеспеченного положения священнической вдовы. Но он показывает, что сироты духовенства, во всяком случае, не оставались без куска хлеба, пользуясь некоторой частью церковных доходов. Книга восьмая. Преосвященный Иов Потемкин. Устройство епархии: монастыри. Перемещение преосвященного Иова и его кончина I. Число монастырей имонахов в Минской епархии. – II. Минский-Пинский первоклассный монастырь. – Слуцкий Ильинский женский второклассный монастырь. Виленский женский монастырь. – IV. Виленский Святодухов монастырь. – V. «Виленские» упразднённые монастыри: Кейданский, Еврейский, Кронский. – VI. «Виленские» уцелевшие монастыри: Друйский и Сурдегский. – Слуцкий Троицкий монастырь. – Грозовский Николаевский, Морочский и Старчичский монастыри, приписные к Слуцкому Троицкому. IX. Брестский и Грозовский Богословский монастыри. – X. Дятловичский монастырь. – XI. Монастыри: Дисненский и Якобштадтский. XII. «Заграничные» монастыри. – XIII. Монашествующие. – XIV. Перемещение преосвященного Иова и оценка его деятельности на Минской кафедре. – XV. Дело преосвященного с консисторией. Кончина преосвященного Иова. I В количестве монастырей преосвященный Иов в Минской епархии не встретил недостатка. Епархия, после всех «отделений» от неё, сохранила ещё двадцать монастырей – восемнадцать мужскихи два женских: Брестский Симеоновский, Виленский Святодуховский, Грозовский Иоаннобогословский, Грозовский Николаевский, Дисненский Воскресенский, Друйский Благовещенский, Дятловчский Преображенский, Еврейский Успенский, Кейданский Преображенский, Кронский Троицкий, Минский Духовский-Петропавловский, Морочский Успенский, Пинский Богоявленский, Слуцкий Преображенский Братский, Слуцкий Троицкий, Старчичский Петропавловский, Сурдегский Святодуховский, Якобштадтский Святодуховский; женские: Виленский Благовещенский и Слуцкий Ильинский 2778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

10 марта 1994 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил создание Свято-Воскресенской общины православных верующих в микрорайоне Зелёный Луг г. Минска. 12 мая 1994 года по адресу ул. Гамарника, 29 Мингорисполком зарегистрировал Свято-Воскресенский православный приход. На Вербное воскресенье 1997 года было совершено первое богослужение во временном храме-палатке. Тогда это была простая армейская палатка на пустыре, пожертвованная приходу воинской частью. Сегодня трудами строителей, попечением настоятеля, многообразной помощью прихожан и благотворителей рядом возведен белоснежный пятиглавый храм Воскресения Христова, состоящий из двух церквей: нижней – криптовой, во имя белорусского святого, праведного Иоанна Кормянского, где хранится частица его мощей (церковь освящена в мае 2000 г.), и верхней – в честь Воскресения Христова. Роспись верхней церкви (фрески в алтаре и на колоннах) осуществляет группа известных иконописцев, отца и сына Довнаров. 25 сентября 1998 года в дни своего пребывания в Беларуси Святейший Патриарх Алексий II посетил приход и совершил чин освящения закладного камня на месте строительства Воскресенского храма. 27 января 1999 года, в день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, была вбита первая свая в основание строящегося храма. 27 мая 1999 г. Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом при участии секретаря МЕУ архимандрита Иоанна (Хома), настоятеля прихода священника Владимира Стукача, архитектора В.И. Романенко в основании храма была заложена капсула с памятной грамотой. 31 мая 2000 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил нижнюю храмовую церковь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и совершил первое богослужение в строящемся храме. 19 мая 2002 года, во время второго посещения прихода, Святейший Патриарх Алексий II освятил крест на главный купол храма Воскресения Христова. 27 сентября 2003 г. был освящен крест на алтарную часть Свято-Воскресенского храма. 4 апреля 2004 г. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил кресты малых куполов, после чего они были установлены.

http://sobory.ru/article/?object=09056

Киевская. Богословский-Михаиловский-Киевский 67), Братский-Богоявлен- ский-Киевский 87), Введенская-Киевская 103), Выдубецкий-Михаиловский 147), Георгиевский-Белиловский 152), Георгиевский-Лебединский 153), Голосеевская 164), Екатерининский-Греческий 189), Златоверхо-Михаиловский-Варваринский 196), Маньковский 284), Межигорский-Преображенский-Спасский 295), Николаевский-Лебединский 322), Петропавловский-Подольский 357), Покровский-Киевский 368), Преображенский-Ржищевский 392), Пустынно-Николаевский 399), Слупский-Николаевский 433), Софийский 438), Троицкий-Киевский 505), Черкасский-Покровский 565), Черкасский-Успенский 566). Ковенская. Пожайский-Успенский 362), Сурдегский-Духов 478). Костромская. Анастасиин-Богоявленский 12), Боголюбская 48), Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская 54), Богоявленский-Костромский 69), Варнавинская-Троицкая 101), Вознесенская-Кинешемская 118), Высоковский- Успенский 149), Игрицкий-Богородицкий-Песошенский 211), Крестовоздвиженский-Костромской 260), Макариев-Унженский-Троицкий 280), Назаретская 302), Николаевская-Надеевская 307), Покровская-Беркинская 363), Троицкая-Новая или Новографская 500). Кубанская. Александро-Афонская-Зеленчукская 4), Марии-Магдалининская 285), Михаило-Афонская-Закубанская 296), Чсрноморская-Екатерино-Дебяжская-Николаевская 567). Курляндская. Духов-Якобштадтский 186), Рождество-Богородицкий-Иллукстский 409). Курская. Знаменский-Богородицкий-Рождественский 201), Знаменский-Хотмыжский 205), Николаевский-Белгородский 309), Троицкий-Белгородский 506). Кутаисская. Драндский-Успенский 177), Мартвильский 291), Ново- Афонский-Симоно-Кананитский 339), Пицундинский или Бичвинтский-Успенский 361), Саирмский-Богородичный 417), Схвавский 479), Теклатская-Покровская 482), Цагерский-Богородицкий 562), Цаишский 563). Минская. Благовещенский-Лядинский 41), Богоявленский-Братский-Пинский 71), Варваринский-Пинский 99), Введенский-Преображенский-Купятицкий 108), Вольнянский-Троицкий 129), Иоанно-Богословский-Грозовский 217), Козмодемьянский-Минский 251), Николаевский-Грозовский 318), Петропавловский-Екатерининский-Минский 355), Петропавловский-Минский 356), Петропавловский-Старчицкий 359), Преображенский-Минский 389), Преображенский-Спасский-Брагинский-Селецкий 393), Преображенский-Спасский-Братский-Слуцкий 394), Спасо-Ильинский-Слуцкий 445), Спасо-Преображенский-Дятловичский 462), Троицкий-Слуцкий 507), Успенский-Николаевский-Мороцкий 548), Успенский-Новодворский 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Всем участникам богослужения были вручены иконки Покрова Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. После состоявшейся затем братской трапезы Святейший Патриарх Кирилл посетил крипту новоосвященного храма. Приход храма-памятника в честь Всех святых в городе Минске История строительства храма Храм-памятник и социально-реабилитационный комплекс Всехсвятского прихода — это два больших объекта прихода во имя Всех святых, которые украшают город Минск, живописно расположившись в восточной части столицы Белоруссии. В 1990-1991 годах свершилось беспрецедентное событие — Мингорисполком передал Белорусской Православной Церкви несколько земельных наделов для строительства храмов. В начале 1991 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет поручил строительство храма на одном из участков молодому священнику Феодору Повному, служившему ранее настоятелем храма-памятника Русской Славы в немецком городе Лейпциге. В 1991 году состоялся первый Первосвятительский визит в Белоруссию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . 4 июня, в день Собора Белорусских святых, Предстоятель Русской Православной Церкви освятил закладной камень будущего храма-памятника в честь Всех святых, благословив строительство, которое продлилось четверть века. 14 мая 1992 года последовала регистрация Всехсвятской общины. В 1996 году был заложен фундамент храма-памятника. 14 октября 1996 года, в праздник Покрова Божией Матери, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, в присутствии членов Правительства и руководства Минского горисполкома заложили в основание храма памятную грамоту. На этом этапе строительство было законсервировано на целое десятилетие, чтобы уступить лидерство быстро растущему социальному комплексу, сооружение которого стало курировать государство. В 2006 году на территории храмового комплекса был возведен временный деревянный храм в честь Святой Троицы, выстроенный по мотивам древнерусского зодчества. 26 сентября 2006 года храм освятил митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В этот же день в присутствии главы государства состоялось освящение и подъем на звонницу трех больших колоколов: пятитонного — от имени Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, трехтонного — от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и колокола весом 1,5 тонны — от митрополита Филарета. В ноябре 2006 года шатер храма увенчал главный купол.

http://patriarchia.ru/db/text/5282769.ht...

ПЭ VIII, ПЭ XI – Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004; Т. 11. М., 2006. Прокопенко 2009 – Прокопенко Л. В. Лингво-текстологическое исследование Пролога за сентябрьское полугодие по спискам XII – начала XV вв./Дис. ... канд. филол. н. М., 2009. Рубан 1996 – Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского//Уч. зап. Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996. С. 99–129. Рубан 1998 – Рубан Ю. И. Древнейшая русская литургия//София. 4. 1998. С. 11–14. Рубан 2005 – Рубан Ю. И. Служебник Антония Римлянина. СПб., 2005. Сергий 1875–1876 – Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1875–1876. Скабалланович 1913 – Скабалланович М. Толковый типикон. Т. 2. Киев, 1913. Сказания о начале славянской письменности 1981 – Сказания о начале славянской письменности: Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы. М., 1981. Славова 1989 – Славова Т. Преславска редакция на кирило-методиевия старобългарски евангельски превод//Кирило-Методиевски студии. 1989. 6. С. 15–129. Слуцкий 1996 – Слуцкий А. С. Чинопоследование вечерней литургии Преждеосвященных Даров в славянских служебниках XII–XIV вв.//Славяне и их соседи. Вып. 6. М., 1996. С. 119–132. Слуцкий 2001 – Слуцкий А. С. Диалог священнослужителей после Великого входа в славянских служебниках XIII–XIV вв.//Христианский восток. Т. 2 (VIII). Новая серия. СПб., 2001. С. 242–254. Слуцкий 2006 – Слуцкий А. С. Византийские литургические чины «Соединения Даров» и «Теплоты». Ранние славянские версии//Византийский временник. 2006. 65 (90). С. 126–145. Смирнова 2005 – Смирнова Э. С. Русский лицевой служебник XIV в. в Нью-Йорке//Хризограф. Вып. 2. М., 2005. С. 54–73. Смирнова 2011 – Смирнова Э. С. Искусство книги в Средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода XV в. М., 2011. Соболевский 1884 – Соболевский А. И. Очерки по истории русского языка. Киев, 1884. Соболевский 1905 – Соболевский А. И. Несколько редких молитв из русского сборника XIII в.//ИОРЯС. Т. 10, кн. 4. 1905. С. 66–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010