И сейчас, когда я пишу эти строки, святая икона Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова находится в моей келий. Мой духовник, Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов постоянно напоминает мне о том, что когда Христа распяли, то все отреклись от Него, все ушли вслед за убийцами. И только он один остался с Матерью Христовой. Как и Мать Христова, он не дрогнул и стоял рядом с Нею при Кресте, готовый умереть за своего Учителя. Мой духовник, Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов взирает на меня своими глубокими, все ведающими очами, как бы спрашивая у меня отчет о каждом дне и часе моего архипастырского служения. Мой духовник, Святой Апостол, Евангелист Иоанн Богослов видел все несовершенство земной жизни. Он не упускал из виду того, что в сообщество христиан вливались не только подвижники, праведники, мученики, искренние и пылкие проповедники, но и сребролюбцы, властолюбцы, равнодушные попутчики. И, несмотря на это, он учил и учит нас братской любви друг ко другу. Созерцая его святой Образ, я каждый раз мысленно повторяю его слова: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь… если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Ко всему изложенному выше я хочу присовокупить слова из моего духовного завещания: «Когда Господь призовет меня к уделу вечности, я прошу передать эту Святую икону Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова в Свято-Иоанно-Богословский Крещатинский монастырь, где она ранее находилась». Рассказ о моем архипастырском служении на Костромской Кафедре подошел к концу. 21 апреля 1964 года Чиноначалием Русской Православной Церкви я был определен быть Епископом Аргентинским и Южноамериканским. Всемогущему Богу было угодно, чтобы я последовал завету Его возлюбленного Сына Иисуса Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого духа…» На востоке Ойкумены Покинув гостеприимную землю Латинской Америки, я думал, что на этом мои архипастырские странствия по миру закончились. Но Господь рассудил иначе. В последующие годы, неся свое архипастырское служение на Харьковско-Богодуховской, Львовско-Тернопольской и вновь на Харьковско-Богодуховской Кафедрах, я побывал почти во всех странах мира. В общей сложности я налетал более миллиона километров. Но до 80-х годов XX века мне доводилось посещать лишь центральные и западные регионы нашей Ойкумены и Ближний Восток.

http://pravmir.ru/mitropolit-nikodim-rus...

Апостол поселился там после того, когда, подобно прочим, пронес он свет евангельский различным народам, 718 преимущественно же пребывал он в Ефесе, где также жил в Керинфе. Однажды вошел Иоанн в этом городе, в баню, 719 но увидав там Керинфа немедленно вышел сказать: «Боюсь, чтобы не разрушился дом, потому что в нем находится Керинф, враг истины». Ефес имел своего епископа Тимофея, ученика св. Пасла; 720 не менее того Апостол пребывал в этом городе, управляя всеми Церквами Малой Азии, 721 потому что ни один из апостолов епископом, то есть надзирателем какой – либо местной Церкви, не был, но высшая их власть распространялась на всю Церковь вообще. Все епископы Азии сосредоточивались около Апостола, которого Иисус Христос любил преимущественно, чтобы слышать из уст его о святом учении и обстоятельствах земной жизни Спасителя. Знаменитейшим между ними был св. Поликарп, самими апостолами поставленный епископом в Смирну. Иоанн часто оставлял Ефес и посещал смежные провинции то для поставления епископов, то для устройства Церквей или для принятия в число духовенства таких людей, на которых Дух Святой указывал ему как на достойнейших. Окружавшие его ученики просили его пополнить те три Евангелия, которые Церковь уже имела. Апостолу были они известны, он одобрил их и написал свое только для того, чтобы их пополнить: Таково предание, сохраненное Церквами азийскими. 722 Нельзя сказать определительно, в котором году обнародовал св. Иоанн свое Евангелие; достоверно лишь то, что он писал его до гонения Домициана, то есть до 96 года эры христианской. Во время гонения этого Апостол был заточен на острове Патмос, где написал Апокалипсис – последнее из его творений. После изгнания он снова возвратился в Ефес, откуда как и прежде управлял Церквами Азии. Иоанн Богослов в защиту христианства от нововводителей, лже-христов и пр. ересей. Предполагаем, что три послания, которые имеем от св. Иоанна, были написаны, также как Евангелие, до его заточения на Патнос. В первом послании он предупреждает верующих против нововводителей, что ясно из слов: 723 «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли и через то открылось, что не все наши» Св, Иоанн ясно обозначает здесь Симона и Менандра, которые принадлежали христианству. Иисус Христос предрек, что лже-христы появятся в последние дни Ветхого Завета. Последние дни эти, следовательно, уже наступили, – говорит св. Иоанн; это служит доказательством, что он писал послание свое незадолго до разрушения Иерусалима и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В Галилее они пробыли вплоть до праздника Кущей. Напряжение нарастало, но время Страстей еще не пришло; поэтому на праздник Кущей Господь с учениками отправились тайно. По дороге они проходили через Самарию. На сей раз в одном из самарянских селений отказались принять паломников, идущих в Иерусалим. Это так разгневало сыновей Заведеевых, что: ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54–56). Действительно, в это время даже апостол Иоанн, несмотря на все свои духовные склонности, прежде всего видел в Господе Иисусе земного царя и грозного пророка – так представляли Мессию все иудеи. На этот раз апостолы вместе со Спасителем задержались в Иерусалиме вплоть до праздника Обновления Храма. Впоследствии в написанном им Евангелии апостол Иоанн подробно останавливается на проповедях Господа, произнесенных Им в то время в Иерусалиме. Эти проповеди совершенного иного склада, нежели проповеди Христа в Галилее, поскольку в Иерусалиме Он обращался к книжникам и законникам. Но напряженность в отношениях с религиозной элитой только нарастала: как впоследствии напишет Иоанн в Евангелии, иудеи даже хотели побить Спасителя камнями. И всех, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги (Ин. 9, 22). Так что Христос вместе с двенадцатью апостолами ушел в Заиорданскую страну Перею. Но вскоре Господь Иисус с учениками вновь ненадолго возвращается в Иудею. Для того чтобы совершить одно из великих чудес – воскресить Лазаря, который уже четыре дня пролежал в гробу. Апостол Иоанн – единственный из евангелистов, кто рассказывает об этом чуде, которое никак не могло ускользнуть от внимания других апостолов. Но, по предположениям богословов, только он смог рассказать о чуде воскрешения четверодневного мертвеца, поскольку к тому времени практически все участники этого события переселились в вечность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Вскоре после этого Иоанн вместе со своими собратьями по апостольству был послан на самостоятельную проповедь, но об этом известно лишь то, что апостолы, проповедуя, ходили по двое и, подобно Спасителю, исцеляли больных и изгоняли бесов. По возвращении учеников с проповеди Господь Иисус уводит их в пустынное место – в окрестности Тивериады. Но и там находят их толпы народа, жаждущего наставления и исцелений. Именно там Господь творит чудо умножения хлебов и насыщает пятью хлебами пять тысяч человек. Рассказ об этом событии апостола Иоанна немного отличается от рассказа синоптических Евангелий. Только он подмечает, что поспешное отплытите апостолов и уединенная молитва Господа Иисуса был вызваны тем, что народ готов был признать Господа Мессией; но не Спасителем мира, а земным правителем, Который будет всегда подавать им «такой хлеб» (см. Ин. 6, 34). Последующая беседа Господа Иисуса с народом только усугубила создавшееся положение – многие ученики отошли и больше не ходили за Спасителем. И тогда выбор вновь встал перед двенадцатью, однако апостолы единодушно вновь последовали за Господом. Вскоре – через несколько дней после исповедания Петра у Кесарии Филипповой – апостол Иоанн Богослов в числе трех избранных учеников стал свидетелем Преображения Спасителя. Сам апостол Иоанн нигде не упоминает об этом чуде, возможно по смирению, а возможно, потому что о Преображении было широко известно из синоптических Евангелий. После Преображения Господь Иисус с апостолами вновь отправились в Галилею. Там, в Капернауме, произошел случай, высветивший еще одну сторону личности апостола Иоанна. Однажды, Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами (Мк. 9, 38). Возможно, именно Иоанн был инициатором запрещения, поскольку в этот раз он, а не апостол Петр, как обычно, говорит от лица всех учеников. Так что Спаситель недаром называл Иоанна и его брата Иакова сыновьями грома; их пылкая ревность подчас была не меньшей, чем у апостола Петра. Однако Господь не одобрил действия апостолов: Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас (Мк. 9, 39–40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Мои мысли перенеслись к тому месту в Послании апостола Павла к Евреям, где говорится, что Бог повелел Своему народу совершать богослужение отнюдь не по собственному усмотрению. Бог указал конкретную форму, которую народ соблюдал, так что богослужение действительно совершалось по образу небесного. Образ небесного богослужения Это вызвало следующий вопрос: как совершается богослужение на небесах? Первым отрывком, пришедшим в голову, была 4 глава Откровения, где апостол Иоанн наблюдает небесное богослужение в своем видении: окруженный радугой престол, двадцать четыре старца, облаченных в белые одежды и золотые венцы, семь огненных светильников и все остальное. " Не очень-то похоже на протестантский евангелизм, - пробормотал я сам себе. - Но должно быть что-то более раннее, например, в Ветхом Завете, где повествуется о ком-либо видевшем небеса, скажем, Иезекииле, Илии или Исаии. Вот оно! Исаия. Исаия, гл. 6. Если в Ветхом Завете литургия формировалась по образу небесного богослужения, то описанное в 6 главе книги пророка Исаии, несомненно, может служить прототипом " . На мой взгляд, самый доступный способ передать смысловое содержание 6 главы книги Исаии - это выделить отрывки с прямой речью, - и именно в таком виде я приведу вам этот текст. Описываемое событие произошло " в год царя Озии " , около 700 лет до Р.Х. В описании Исаии зафиксированы с замечательной подробностью и точностью все его впечатления. И то, что он записал, не только напоминало богослужение в древней скинии, что вполне понятно, но и оказалось невероятно похожим на историческое богослужение христианской Церкви. Не пожалейте немного времени и прочитайте это короткое описание медленно и вдумчиво. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы: у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна Славы Его!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

Мои мысли перенеслись к тому месту в Послании апостола Павла к Евреям, где говорится, что Бог повелел Своему народу совершать богослужение отнюдь не по собственному усмотрению. Бог указал конкретную форму, которую народ соблюдал, так что богослужение действительно совершалось по образу небесного. Образ небесного богослужения Это вызвало следующий вопрос: как совершается богослужение на небесах? первым отрывком пришедшим в голову, была 4 глава откровения, где апостол Иоанн наблюдает небесное богослужение в своём видении: окружённый радугой престол, двадцать четыре старца, облачённых в белые одежды и золотые венцы, семь огненных светильников и всё остальное. «Не очень-то похоже на протестантский евангелизм, – пробормотал я сам себе. – Но должно быть что-то более раннее, например, в Ветхом Завете, где повествуется о ком-либо видевшем небеса, скажем, Иезекииле, Илии или Исаии. Вот оно! Исаия. Исаия, глава 6. Если в Ветхом Завете литургия формировалась по образу небесного богослужения, то описанное в 6 главе книги пророка Исаии, несомненно, может служить прототипом». На мой взгляд, самый доступный способ передать смысловое содержание 6 главы книги Исаии – это выделить отрывки с прямой речью, – и именно в таком виде я приведу вам этот текст. Описываемое событие произошло «в год царя Озии», около 700 лет до Р.Х. в описании Исаии зафиксированы с замечательной подробностью и точностью все его впечатления. И то, что он записал, не только напоминало богослужение в древней скинии, что вполне понятно, но и оказалось невероятно похожим на историческое богослужение христианской Церкви. Не пожалейте немного времени и прочитайте это короткое описание медленно и вдумчиво. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы: у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

4 . В V веке проповедь на праздник Святого Богоявления написал святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский. 5 . В VII веке беседы на Крещение составлены святителями Андреем и Софронием Иерусалимскими . 6 . В VIII веке святой Косма Маиумский и преподобный Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, а святитель Герман Константинопольский – другие песнопения. 7 . В IX веке святой Иосиф Студит, а также песнотворцы Феофан и Византий составили некоторые песнопения праздника, исполняемые в современном чинопоследовании службы и сегодня. В Древней Церкви 6 января вспоминались и другие события, в которых отобразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа. 1 . Поклонение волхвов как свидетельство о том, что языческий мир в лице своих представителей – мудрецов-астрологов воспринял весть о пришествии Иисуса Христа. 2 . Первое чудо Иисуса Христа, совершенное им на браке в Кане Галилейской. 3 . Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Событие праздника Событие праздника описывается всеми евангелистами. Апостол Матфей говорит о Богоявлении так: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3; 13–17 ). Ко времени прихода Иисуса Христа человечество достигло такой точки морального падения и духовного истощения, что сама возможность его дальнейшего существования была под большим вопросом. Израильский народ знал о том, что пророчества и обетования о приходе Мессии, который спасет человека, должны исполниться вот-вот и напряженно ожидал этого. Ждали прихода Спасителя и все жители востока. Поэтому когда на Иордан пришел Иоанн Креститель, иереи и левиты пришли к нему и стали допытываться, не он ли Христос. Иоанн же ответил, что он не только не Христос, но даже не смеет расстегнуть ремень Его сандалий. Тем не менее, к Иоанну стекалась креститься вся Иудея: И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ( Мк. 1; 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:4-5 ) Святой Амвросий Медиоланский в своем слове на Пятидесятницу говорит об этом:  “Возвеселимся в сей святой день, как в Пасху мы возвеселились. В Пасху крестятся оглашенные, в Пятидесятницу крещены апостолы, по слову Господа, Который, восходя на небо, сказал ученикам Своим: «Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозих сих днех» ( Деян.1:5 )”. Предание говорит о самых близких ко Христу апостолах и Божией Матери. Так, блаж. Иоанн Мосх запечатлел в Луге Духовном: «Ведь, не писано об апостолах, что они крещены. Ужели они не войдут в царствие небесное? — Нет! — отвечали на это. — Апостолы крещены, как говорит об этом Климент Строматевт в пятом томе своих “Гипотипоз”. Изъясняя слово апостола: “Благодарю Бога, что никого из вас не крестил”, — он говорит: “Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр — Андрея, Андрей — Иакова и Иоанна, а эти — остальных”» (блаж.Иоанн Мосх. Луг Духовный.176) Тертуллиан говоря о Крещении, между прочим замечает:  «Если они (т. е. Апостолы) приняли человеческое крещение Иоанна, то желали и Господнего Крещения, почему Сам Господь призвал единое Крещение, говоря Петру, не желающему быть измовенным: “кто однажды измовен, не имеет вновь в этом нужды” ( Ин. 13, 6 ), чего, конечно, Он не сказал бы тому, кто некрещен» (Тертуллиан. О Крещении). К этому вопросу возвращается святитель Софроний Иерусалимский и на основе Предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, свидетельствует:  «Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Uoahh» (Fragmenmum. De baptismate apostolorum. — Migne. PG.87/3, col.3372). В синаксари Цветной Триоди на Вознесение Господне в числе прочих упоминаний есть следующее:  “ Епифаний Кипрский повествова: яко Богослов убо Иоанн Богородицу крести, Петр же и той и прочия апостол»  (Триодь Цветная, изд. в 6е лето патр. Иосифа, л.451 об.).

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Мы опасаемся, чтобы кто нибудь из нас не впал в уныние, не последовал бы за сатаной, не внес бы соблазна и диавольского смущения между нами“ 1818 . На эту просьбу патмосских христиан Иоанн отвечал: „слушайте, сыны света, о знамнениях Сына Божия, совершенных Им в наших глазах, о словах, обращенных ко мне и другим Апостолам относительно Своей Божественности; ибо этого достаточно, чтобы нам удостоиться вечной жизни“ 1819 . Когда они узнали, что Иоанн намеревается устно на словах, а не письменно сообщить им о Христе, снова пали ниц пред ним, слезно 1820 прося его: „отец наш 1821 , так как ты решился оставить нас сиротами, то умоляем 1822 тебя, оставь нам письменное повествование о Христе, Сыне Божием“ 1823 . При виде такой печали и стольких слез, он сжалился 1824 над ними и сказал: „ступайте, сыны мои 1825 , к себе домой. Я обращусь к Господу, и если будет Его повеление, исполню вашу просьбу. После этого они, поклонившись Иоанну, разошлись по домам“. Тогда Иоанн взял меня с собою, говорит Прохор, и мы уединились в одно место на расстоянии одной 1826 мили от города. Имя этому месту было Покой 1827 . Здесь находилась небольшая гора; мы взошли на нее, и Иоанн провел там три дня без пищи в молитве, прося у Бога (благословения) сообщить братьям благую весть 1828 . На четвертый 1829 день сказал он мне: „сын мой Прохор! ступай поскорее в город, принеси чернил и хартию, смотри, чтобы никто из братьев не узнал, где мы находимся. Ты там останешься дня два 1830 , а затем возвратишься. Повторяю, чтобы никто не знал, где я. И я пошел и сделал, как было сказано 1831 . Возвратившись, я нашел его молящимся, и он сказал мне 1832 : „возьми чернила и хартию и стань на правую руку мою“. Так я и сделал. И засверкала молния и загремел гром так сильно, что задрожала земля. В ужасе я пал на землю и от страха был близок к смерти. Тогда Иоанн, наклонясь, взял меня за правую руку, поднял и посадил на правую сторону. Потом, помолившись, сказал мне: „сын мой! 1833 будь внимателен, все, что услышишь из уст моих, запиши на хартии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Какие благодатные действия таинства крещения? – В крещении отпущаются крещающемуся все грехи его – как грех первородный, от Адама и Евы переходящий на всех потомков их, так и грехи произвольные, до крещения соделанные. Апостол Петр учит: да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:38 ). Апостол Павел, наименовав разных грешников из язычников, говорит коринфским христианам: таковыми некоторые из вас были: но омылись, но освятились, но оправдались (т. е. в таинстве крещения) именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Крещение вводит человека в новую жизнь и освобождает его от осуждения, как учит апостол Павел: Спогребохомся убо Ему (Иисусу Христу) крещением в смерть; да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще же умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним ( Рим. 6:4, 8 ). Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по Духу ( Рим. 8:1 ). Чрез крещение верующий вступает в тесный союз с церковью и с Главою её, Иисусом Христом, и освобождается от власти диавола: ибо все мы одним Духом крестились в одно тело ( 1Кор. 12:13 ), учит апостол. Ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). Иоанн Богослов пишет: рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему ( 1Ин. 5:18 ). Возрождаясь в Крещении, делаемся мы сынами Божиими и наследниками царства небесного. Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе ( Гал. 3:26 ), пишет апостол Павел. Тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), учит св. Иоанн Богослов. Апостол Павел пишет: когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит. 3:4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010