Во время чинопоследования наречения ты просил меня и собратьев-архиереев вознести молитвы ко Господу, дабы Он помог тебе до последнего издыхания не ослабевать в святой ревности о спасении драгоценных душ человеческих . Сказанное тогда свершилось днесь: не только Патриарх, архипастыри и пастыри, но и все люди, во множестве собравшиеся под сенью сего величественного Преображенского собора, усердно молились о тебе в священный и трепетный момент епископской хиротонии, чтобы Господь сотворил тебя, явленного строителя архиерейской благодати, Своим подражателем, путевождем слепых, светом сущих во тьме, наказателем немудрых, учителем младенцев, светильником в мире (см. Чинопоследование архиерейской хиротонии). Верим, что Всемогущий Бог приклонил Свою милость, и ты принял необходимые для предстоящего служения дары. Но помни завет Спасителя, обращенный к Его ученикам и апостолам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Что же предстоит тебе совершить, дабы оправдать высокое доверие Церкви и по завершении земной жизни, представ непостыдно Престолу Царя славы, принять великую мзду , которую Бог уготовил любящим Его и пострадавшим за проповедь Евангелия ? (см. Чинопоследование архиерейской хиротонии). «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» , — гласит 39-е Апостольское правило. Ты как архиерей и преемник апостолов призван и поставлен Богом на служение управления и учительства, а посему должен быть блюстителем чистоты веры и соборных постановлений, хранителем церковного единства и отеческих преданий, усердным молитвенником и благоговейным совершителем Таинств. Исполнение этой великой миссии связано с символами иерархического положения, со знаками особого почета и уважения. Однако тебе всегда следует помнить о том, что сущностью архиерейства являются не честь, не слава, не внешние атрибуты власти, но каждодневный труд и терпеливое несение креста в подражание Подвигоположнику и Основателю Церкви, Который «не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

http://patriarchia.ru/db/text/2420328.ht...

Читайте также: «Апокалипсис»: кто, зачем и когда написал эту книгу? Как читать Апокалипсис? Семь Церквей: толкование Церковь Эфеса Эфес — первый город, куда было направлено обличительное послание от Бога. В этом послании мы читаем о том, что христианская община Эфеса выявила ложных апостолов — они не исполняли то, о чем проповедовали. Община Эфеса заслужила похвалу в устах Господа, однако Он же и укоряет их за то, что ранее эфесцы имели более горячую веру. Также Господь хвалит жителей Эфеса за то, что они ненавидят дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Откр 2:6). Николаиты — раннехристианская ересь, приверженцы которой не считали противоестественным для христианской Церкви употреблять в пищу идоложертвенное и не гнушались блуда. Хотя на Апостольском Соборе 49 года, первом христианском Соборе в истории, было постановлено «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян 15:29). Церковь Смирны Второй Церкви Апокалипсиса, Смирнской, адресованы слова, которые можно считать богословским объяснением мученичества: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2:10). Церковь Смирны прославляется за то, что терпит скорби и злословие от окружающих, предупреждается, что ее ждут еще бóльшие страдания, и призывается к тому, чтобы терпеливо их перенести. Действительно, одним из первых христианских мучеников стал ученик Иоанна Богослова священномученик Поликарп, епископ Смирны — он пострадал около 155 года, фактически он лично оказался в числе адресатов этих слов. От святого Поликарпа сохранилось одно послание, а описание его страдания стало первым в истории мученическим житием. Церковь Пергама Другим крупным городом западного берега Малой Азии был Пергам. Церковь Пергама обличается за поддержку николаитов. При этом, как и Смирнская Церковь, она прославляется за стойкость веры и мученичество. В частности, Обращающийся к Иоанну говорит о Своем верном свидетеле Антипе (см. Откр 2:12) — речь идет о священномученике Антипе Пергамском, ученике Иоанна Богослова, пострадавшем в 92 году.

http://foma.ru/7-cerkvej-pechatej-trub-i...

1, гл. VI)... «А вы, когда имеете житейския тяжбы, поставляете (-посаждаете= χαθζετε) своими судьями ничего не значущих в церкви. К стыду вашему говорю: не ужели нет между вами ни одного разумного («мудр ни един“= οδεις σοφς), который мог бы разсудить между братьями своими? Но брат с братом судится и при том пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы ( χρματα) между собою“. (ст. 4 – 7). Кажется сомнению подлежать не может, что в этом наставлении Апостола имеется в виду именно третейский суд – единоличный, как вполне заменяющий римско-гражданский, языческий трибунал. Апостол находит вполне возможным и законным, чтобы тяжебное между христианами дело решал один мудрый христианин, конечно, избранный на то обеими тяжущимися сторонами. Arbitrium – третейский суд – в различных его формах у римлян был весьма распространенным способом решения тяжеб, вполне дозволенным законом, особенно в простейшей его форме – форме простого соглашения между сторонами 1 . Так именно освещает пред нами это явление памятник быта христиан первых веков – Апостольския Постановления: «прекрасная похвала христианину – читаем здесь – ни с кем не иметь дел 2 , а если-бы почьему возбуждению или искушению случилось у кого дело; то пусть постарается прекратить его, хотя бы и надлежало понести от этого какой либо урон, и да не идет он на судилище языческое. И вы не терпите, чтобы о делах ваших судили начальники мирские: ибо чрез них диавол причиняет рабом Божиим хлопоты и возбуждает укоризну, будто, мы не имеем ни одного мудраго, который мог бы разсудить враждующих, или разрешать тяжбы 3 . Язычники не должны знать происходящих между вамп раздоров и вы не принимайте в свидетельство против себя неверующих и не судитесь у них и ничем не будьте должны им относительно подати или страха 4 ), но отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу, как то: подать пли кинсон, или дидрахму, как и Господь наш, дав статир, избавился от докуки. Итак избери лучше понести урон и старайся о том, что клонится к миру не только с братиями, но и с неверующими: ибо понесши какой либо урон в житейском, ты как богочестивый и живущий по заповеди Христовой, но потерпишь никакого вреда в божественном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Ап. Павла, почти непосредственно за апостольским собором, когда св. Павел и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне 989 . Такое именно определение хронологии этого события можно находить, напр., у Windischmann’a 990 , Maszla 991 , Меуег’а 992 , Reithmayr’a 993 , Фаррара 994 , Преосв. Феофана 995  и других 996 . Но есть много оснований, которые никак не позволяют отнести рассматриваемое событие к этому именно времени. – а) Толкователи, защищающие эту хронологию антиохийского события, утверждают, что оно случилось прямо же после апостольского собора. Следовательно, Ап. Петр, бывший на этом соборе, должен был из Иерусалима отправляться в Антиохию. Св. Дееписатель в своей книге Деяний сравнительно очень подробно говорит об иерусалимском апостольском соборе 997 , в частности он поименно называет всех тех лиц, которые стали во главе посольства, отправленного из Иерусалима в Антиохию (и другие церкви) с целью сообщить туда соборное определение: тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, (именно Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей начальствующих между братиями 998 . Об Ап. Петре нет и упоминания: очевидно, он не находился в этом посольстве, ибо в противном случае он, как сам ревностно ратовавший в пользу соборного постановления 999 , во всяком случае был бы самым первым членом этого посольства, мужем, начальствующим между братиями. Также подробно св. Лука говорит о всех участниках этого посольства, описывая, как они удалялись из Антиохии: пробыв там (некоторое) время, они (т.е. отправленные из Иерусалима) 1000 с миром отпущены были братиями к Апостолам. Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим) 1001 . Павел же и Варнава жили в Антиохии. Опять нет решительно никакого упоминания о св. Петре, чтобы он был тогда в Антиохии. Во всяком случае трудно допустить, чтобы св. Лука, если бы св. Ап. Петр в рассматриваемое время действительно находился в Антиохии, хотя бы явившись туда не вместе с упомянутым посольством, но как-нибудь даже после него, обошел его своим упоминанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

3 . Но, тебя проклинает кто–нибудь? Ты благословляй его; потому что в книге Чисел написано: «благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят». Подобно и в Евангелии написано: «благословляйте проклинающих вас». Когда вас обижают, вы не обижайте взаимно, но терпите; потому что Писание говорит: «не говори: отомщу врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да отомстит за тебя ЯХВЕ и наведет отмщение на обижающего тебя». И, опять, в Евангелии говорит оно: «любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть и гонителей, и будете сынами Отца вашего, ЯХВЕ на небе, ибо солнце Своё поднимает на злых и добрых, и посылает дождь на праведных и неправедных». Будем, возлюбленные, внимать этим заповедям, чтобы чрез исполнение их оказаться нам сынами света. Итак, сносите, рабы и сыны Божии, друг друга. 4 . Муж да будет к жене своей ни надменен, ни горд, но милосерден, щедр, желающий нравиться только своей жене и ласкать ее почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся, с тем, чтобы уловить собою другую какую–нибудь. Ибо если ты, приневолен быв ею, согрешил против нее, то на тебя найдет от Бога вечная смерть, и ты жестоко будешь наказан. А хотя бы ты и не сделал мерзости, но, оттолкнув жену, отрекся от нее, то и тут ты согрешил, хотя и не сделал дела, а только нарядом своим уловил жену к пожеланию тебя: ибо ты сделал, что чрез это она возымела желание прелюбодействовать с тобою. Конечно, ты не так виновен, потому что не ты прельстился уловившеюся тобою, ибо не ты пожелал ее, и если не предашься ей, то помилован будешь ЯХВЕ Богом, сказавшим: «не прелюбодействуй», и: «не пожелай». Но если она поразилась в мысли и прельстилась тобою от того, что увидела тебя или встретилась с тобою неблаговременно, то хотя ты, как благочестивый, отрекся от нее, воздержался и не согрешил против нее, но поскольку она уязвилась в сердце так, что возымела любовь к тебе, от того, что ты, благообразный юноша, наряжен, – ты, как сделавшийся виновником ее соблазна, оказываешься виновным в ее грехопадении и наследником горя. Посему молись Господу Богу, чтобы не постигло тебя за это никакое зло. Ибо ты должен не людям нравиться на грех , но держаться Бога, чтобы жить праведно и упокоится вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Два ангела поддерживают мандорлу — особый нимб, символ славы Божией — с возносящимся Христом. Елеонская гора Именно отсюда Христос вознесся на Небо. Масличная, или Елеонская гора находится совсем рядом со Старым городом. Богородица Богородица с воздетыми руками — образ «Оранта», то есть «молящаяся» — символически обозначает всю Церковь. Согласно Церковному Преданию, Она присутствовала среди учеников Христа во время Вознесения. Ангелы в белых одеждах Два ангела в белых одеждах явились апостолам после Вознесения и передали от Бога обетование Второго пришествия Спасителя. След След от ноги Христа. На поздних иконах изображают отпечаток ноги Христа на камне скалы. 3 факта о празднике Вознесения Господня: 1 Отдельным праздником Вознесение стало только в конце IV века. Ранее это событие вспоминалось во время празднования цикла Пятидесятницы. Впервые о праздновании Вознесения на сороковой день после Пасхи говорится в «Апостольских постановлениях», датирующихся примерно 380 годом. 2 Еще в середине IV века мать императора Константина Великого равноапостольная Елена воздвигла на Елеонской горе храм в честь Вознесения. В 614 году он был разрушен персами. Но и сегодня на Елеонской горе служат литургию в день Вознесения. Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма. Фото: DYKT Mohigan / CC BY 2.0 3 Об особом значении Елеонской горы в истории спасения человечества говорит ветхозаветная Книга пророка Захарии. В конце времен, когда Иерусалим будет разграблен и разорен безбожниками, Господь сойдет на Елеонскую гору, уничтожит всех противников народа Израильского (христианская традиция видит здесь символ Церкви) и воцарится над всей землей: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская … И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима... И Господь будет Царем над всею землею (Зах 14:4–9).

http://foma.ru/korotko-o-prazdnike-vozne...

Значение, или смысл, свидетельства веры, слово аминь получало в устах приобщающегося Тела и Крови Христовой . В завершении древнехристианской Литургии, по свидетельству Апостольских Постановлений и других памятников, причастник на слова священника : " Тело Христово " и диакона : " Кровь Христова " отвечал: " Аминь " . В молитвах просительного характера данное слово служило выражением желания или просьбы об исполнении просимого. Таково, по словам Кирилла Иерусалимского , в V тайноводственном поучении значение слова аминь, в завершении молитвы " Отче наш " . И, наконец, если молитва носила характер обета, то с произносимым в заключение ее словом аминь соединяется, по указанию блаженного Августина , смысл намерения исполнить обещанное. Бог, свободно Себя обязавший, остается верным Своим обетованиям; Он Бог Истины, что и выражает Его наименование в еврейском тексте: Бог - Аминь (Ис. 65, 16), Иисус Христос - Аминь Божий: " Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия " (Откр. 3, 14). Во Христе Бог осуществляет полноту Своих обетований и указывает, что в Нем нет " Да " и " Нет " , но " в Нем было " Да " - ибо все обетования Божии в Нем " Да " и в Нем " Аминь " , - в славу Божию, через нас " (2 Кор. 1, 19-20). Здесь апостол Павел передает слово аминь греческим словом, означающим " Да " . Начиная свои поучения словом аминь, то есть истинно (Мф. 5, 18; 18, 3...), а в Евангелии от Иоанна даже в удвоенной форме (Ин. 1, 51; 5, 19), Иисус Христос выражается дотоле неслыханным в иудейской среде образом, надо думать, что Он пользуется литургической формулой, но произнося ее от Своего имени. Он по всей вероятности переносит на Себя возглашение: " Так говорит Иегова " . Этим Он выявляет Себя как Посланника Бога истины, и потому истинны Его слова. Вводимые таким образом слова имеют свою невыраженную предысторию, заключением которой является аминь (Истинно). Чем же другим оно может быть, кроме как диалогом Отца с Сыном? Но Господь наш Иисус Христос не только Тот, Кто говорит истину, говоря слова Божий, Он - Само Слово Бога Истинного Аминь в абсолютном смысле, " Свидетель верный и истинный " (Откр. 3, 14). Христианин, желающий быть верным, должен ответить Богу единением со Христом; ибо единственно действенный аминь это тот, который произносится Христом во славу Божию (2 Кор. 1, 20). Церковь произносит этот аминь в единении с избранными на небесах (Откр. 7, 12), и никто не может его произнести, если не имеет на себе благодати Господа Иисуса. Потому и Священное Писание заканчивается словами: " Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами " (Откр. 22, 20-21).

http://drevo-info.ru/articles/760.html

Что это значит? Разве они видели (апостолов) в славе? Не видели ль, напротив, что их связали? Как же уверовали? Видишь ли явную силу (Божию)? Ведь и тем, которые уже уве­ровали, надлежало бы сделаться (от этого) немощнее, но они не сделались. Речь Петра глубоко бросила семена и тронула их душу. А те (священники и саддукеи) гневались потому, что нисколько не убоялись их и за ничто считали настоящие бед­ствия. Если Распятый, говорили они, делает такие (чудеса) и если Он воздвиг хромого, то мы не боимся и их. Итак, и это было делом Промысла Божия. Поэтому уверовавших было теперь больше, чем прежде. Вот этого (священники с сад­дукеями) и боялись, и потому-то в их глазах и связали апо­столов, чтобы и на них навести больший страх; но случилось совсем не то, чего они хотели. Поэтому-то они и допрашивают и апостолов не при них, но отдельно, чтобы слушатели не по­лучили пользы от их дерзновения. «На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического» ( Деян.4:5–6 ). Опять сходятся вместе, – а в числе прочих зол было и то, что уже не соблюдались постановления закона. Опять придают собранию вид суда, чтобы обвинить их неправедным судом. «И, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?» ( Деян.4:7 ) Но они уж знали (это), потому что досадовали, как сказано, на то, что (апостолы) проповедуют в Иисусе воскресение. Поэтому-то именно они и задержали их. Для чего же спрашивают? Они ожидали, что (апостолы), убоясь множества, отрекутся, и думали, что этим все исправят. И заметь, что они говорят: «каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им» ( Деян.4:8 ). Припомни же теперь слова Христовы и то, как сбылось, что Он говорил: «когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» ( Лк.12:11, 12 ; ср. Мф.10:19 ). Следовательно, они уже пользовались великим содействием Божиим. Что же именно говорит (Петр), – послушай.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Объяснение. По божественному плану спасения рода человеческого, учению о Христе Спасителе мира надлежало быть проповедану сначала еврейскому народу: Деян.3:26 ; Рим.1:16 ; но как они в лице фарисеев и законников отвергли волю Божию: Лк.7:30 , то проповедь перенесена была к язычникам. Но эта проповедь не могла заключаться в одних писанных Евангелиях и посланиях, а была главным образом в устных наставлениях, так как в это время не было ещё ни одного послания написано, да и Евангелия не всех 4-х евангелистов существовали в первое время по вознесении Иисуса Христа. Деян.16:4 . «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме». Объяснение. Отсюда видно, что определениям собора апостолов и пресвитеров: Деян.15:6:22 , приписывалась общеобязательная сила, а также видно и то, что эти определения предавались для соблюдения, становились преданием церкви, так как постановления собора письменно передавались в то время в одну только Антиохийскую церковь , в прочие же церкви приходили через апостольское предание: Деян.15:27:20:31 ; 1Фес.2:13 ; 2Фес.2:15 . Деян.17:11 . «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Объяснение. Здесь и речи нет о том, – нужно, или не нужно признавать Предания, а говорится лишь о том, что Солуняне возмутились против апостола Павла и заставили его ночью покинуть город, после чего он свою проповедь перенёс в Верию (ст.1–10); жители последней оказались благомысленнее Солунян, разбирали ветхозаветные Писания (новозаветных тогда ещё мало было), сопоставляя их со случившимися евангельскими событиями. О необходимости же Предания свидетельствует тот же апостол Павел: 2Фес.2:15:3:6 ; 1Тим.6:20 . 2Пет.1:16:19 . «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Помнить о Боге Молиться, взывать к Нему. И сейчас, и всегда. Начинать день с молитвы, заканчивать – молитвой. Для меня в трудное время решение – читать Псалтирь. Искать утешения, ответы в церковных службах, тем более сейчас, Великим постом. Если вслушиваться, вчитываться, если просто обратить себя к Богу – придут ответы на самые трудные вопросы. Молиться не только за себя, не только за своих близких, но молить Бога о начальствующих. Это – по наставлению апостола: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4). Начинать день с молитвы, заканчивать – молитвой Если «добрые» начальники – пусть Господь споспешествует им во всяком благом деле. Если «злые» – пусть Царь Царей и Владыка Господствующих исправит и вразумит их. По слову апостола, христиане всегда молились не только за самих себя, не только за близких или «за весь мир», но молились о государственных властях: и за языческих Императоров-гонителей, и за благоверных святых Царей. Знать твердо в каждый час своей жизни, что наш Спаситель, и только Он – наш Помощник и Покровитель, только в Нем – наше спасение. В Его руках – каждый из нас, в Его руках наши семьи, в Его руках наша страна, в Его руках – весь мир, видимый нам и невидимый. Делать свое дело Честно и усердно. И сейчас, и всегда. Во-первых, просто потому, что это – заповедь, данная человеку еще в раю, и потом еще многократно в разных формах повторенная. Возделывать сад; трудиться; не быть в праздности. По апостольским постановлениям: «Старайтесь служить во всех нуждах не лениво, занимайтесь делами своими со всей честностью, чтобы во всю жизнь свою довольствовать и самих себя, и бедствующих… Так и мы, хотя занимаемся словом благовествования, однако не нерадивы и о занятиях; ибо одни из нас рыбаки, другие шьют палатки, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными… праздных ненавидит и Господь Бог наш; а из почитающих Бога никто не должен быть праздным» .

http://pravoslavie.ru/145294.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010