II. Итак, мы решили, господин брат, сообщить твоей Любви обо всем этом, чтобы постановлениям нашей мерности придать еще авторитет апостольского престола для охранения здравия многих и для исправления погрешности хотя некоторых. Своими преступными рассуждениями, направленными не столько к защите, сколько к возвеличению свободного решения, они (Пелагий и Целестий) в святотатственной гордости не оставляют никакого места благодати Божией, коею мы становимся христианами, коею и самое наше решение воли делается воистину свободным, освобождаясь от господства плотских похотей, по слову Господа – если Сын вас освободит, то будете истинно свободными ( Ин.8:36 ): эту помощь мы получаем по вере во Христа. Они же, как мы узнали от братьев, кои читали даже самые книги их, утверждают, что благодать Божия должна быть полагаема в том, что Бог создал и устроил природу человеческую способною по собственной воле исполнять закон Божий или естественно начертанный в сердце, или же данный в письменах. Этот закон также относится к благодати Божией, потому что Бог дал его людям в помощь. III. А той благодати, которою мы делаемся христианами, о которой Апостол пишет: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим 88 , – этой благодати они совершенно не признают, хотя и не осмеливаются открыто отвергать. Они действительно отвергают се, не переставая убеждать чувственных людей, не понимающих «яже суть Духа Божия» ( 1Кор.2:14 ), что для совершенства и для достижения праведности и для исполнения заповедей человеческая природа достаточна сама но себе. Они не обращают внимания на сказанное: Дух подкрепляет нас в немощах наших 89 : (помилование) не от желающего и не от подвизающегося, но от милующего Бога 90 ; одно тело мы во Христе, а порознь члены один другому, имея различные дарования по данной нам благодати 91 ; благодатию Божиею есмь то, что есмь, и благодать его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною 92 . Подобным же образом говорится и во многих иных местах Св. Писания, повторять кои все нет времени, да и боимся, как бы не показалось неприличным повторение нами того, что сам ты возвещаешь по великой благодати апостольского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Далее Апостол указывает на твердость и неизменность своих убеждений, в то время как другие Апостолы (Петр и Варнава), из снисхождения к иудействующим, делали им уступки: отстранялись от язычников, не ели вместе с ними. В стихах 11–21 святой Павел описывает, как он даже возимел дерзновение противостать в этом Петру и обличил его при всех. Этот замечательный случай наглядно свидетельствует о равноправности Павла с Петром и опровергает ложный догмат римо-католиков о мнимом главенстве Петра в Апостольском лике. «Наместника Христова» святой Павел, конечно, не осмелился бы обличать, да еще «при всех». Изложив Галатам свое обличение Петру (ст. 11–14), святой Павел незаметно перешел к главному предмету своего послания: «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» … «делами закона не оправдается никакая плоть» (ст. 16). Эти слова особенно любят сектанты, видящие в них отрицание значения добрых дел для спасения. Но ведь совершенно ясно, что здесь речь идет вовсе не о «добрых делах», а о «делах ветхозаветного Моисеева закона», который с пришествием Христовым потерял свое значение, что и было окончательно постановлено на Апостольском соборе в Иерусалиме, бывшем в 50 г. по Р. _р. В следующем 17 ст. Апостол говорит, что требовать от христиан соблюдения ветхозаветного закона это значит косвенно обвинять во грехе Самого Христа: «Неужели Христос есть служитель греха?» то есть неужели Он ввел нас в грех Своим учением, которое мы разгласили миру? Конечно нет. Если бы закон Моисеев давал оправдание людям, то не было бы нужды в страданиях и крестной смерти Спасителя: «то Христос напрасно умер» (ст. 21). В стихах 19–20 Апостол показывает с какой решительностью надо оставить ветхозаветный закон для того, чтобы всем своим существом прилепиться к Господу Спасителю, сораспяться Ему совершенно, чтобы жить только для Него и Им: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВДОВИЦЫ ЦЕРКОВНЫЕ [греч. α χραι τς κκλησας], особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение неск. столетий: в доникейский период и в эпоху Вселенских Соборов . Последнее упоминание о В. ц. в канонах содержится в 40-м прав. Трулльского Собора (691-692). Это служение стоит в одном ряду с др., доступными для женщин-христианок - диакониссами и пресвитериссами (или пресвитеридами), 2 последних служения были высшими по отношению к В. ц., однако это не означало необходимости последовательного прохождения этих служений, как если бы В. ц. были степенью низших клириков или священнослужителей. В приписываемом сщмч. Клименту Римскому соч. «Воспоминания» содержится утверждение, что чин вдовиц (ordo viduarum) установил ап. Петр ( Clem. Recogn. VI 15). Ап. Павел говорит о В. ц. в 1 Тим 5. 9-11: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак». Это апостольское указание воспроизводится в «Апостольских постановлениях» (Const. Apost. III 1-3). О В. ц. упоминают канонические правила: Карф. 38 (47); Вас. Вел. 18 и 24. 24-е прав. свт. Василия Великого проливает свет на статус В. ц. в Церкви: «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа. ...Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же прежде шестидесяти лет причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия». Из этого правила явствует, что вдова, посвященная в чин В. ц., не могла вступить во 2-й брак; если же она согрешала, то лишалась св.

http://pravenc.ru/text/149995.html

Речь, произнесенная его высокопреосвященством архиепископом Новгородским Арсением пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2-го октября Источник Господи благослови! Настоящим молитвенным посланием мы полагаем начало религиозно-нравственным беседам, которые будут предлагаемы, как здесь в Софийском соборе, так и в других храмах г. Новгорода в назидание и душевное спасение верующих чад Православной Церкви. В этом мы следуем примеру св. апостолов, которые просвещая народ светом евангельского учения, не оставляли забот об усовершенствовании их в истинах веры Христовой, в познании преподанного им учения. Вместе с тем они обращались с молитвою, дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал Духа премудрости и откровения в познании Его. ( Eфec. I, 17 ). И я молюсь об этом и обращаюсь к вам, возлюбленные, с апостольским увещанием: возрастайте в познании Бога и Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( Koл. I, 10 . Ср. 2Петр. 3, 18 ). Быть может кто либо из вас скажет: приложимы-ли эти слова к христианам нашего времени? Нуждаемся-ли и мы в наставлениях относительно усовершенствования в познаниях истины Христовой? Действительно, казалось бы, что, в течение 19-и веков, исповедующие Христову веру имеют достаточное познание об истинах веры Христовой, и 20-й век, богатый разного рода познаниями в области природы, не скуден будет и познаниями о Боге, Творце и Промыслителе мира, о Христе, и вообще в занятиях христианских. Казалось бы, что теперь уже настало время, когда, когда, по словам Пророка, все от малого до большого будут знать Бога (Иерем. 31 – 34. Сн. Евр. 8, 11 ). Но, к прискорбию, употребляя слово апостола, что некоторые из вас не знают Бога (Кор. 15, 34), а непогрешимым быть может, если скажем с пророком, что путь богопознания на земле ( Ос. 4, 2 ). Этот недостаток богопознания составляет одно из величайших несчастий нашего времени. Наши православные мало знают свою веру, а многие из принадлежащих к званию христианскому и не считают для себя необходимым, знать, как следует, учение своей веры, законы и постановления Церкви, к которой принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

I глава Христианская религия, по самому существу своему, есть религия любви, – любви всеобъемлющей, не ограничиваемой ни временем, ни местом, ни народом. Весь закон и пророки, по словам Спасителя мира, заключаются в двух заповедях: «Возлюби Господа своего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:37–40 ). Действительность принадлежности христиан к Церкви Христовой и усыновление их Богом обуславливаются исполнением этих заповедей и в частности заповедью о любви к ближним: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата своего, не от Бога» ( 1Ин.3:14, 10; 4:8 ); он пребывает в смерти». Итак, сама жизнь во Христе немыслима без любви к ближним, под которыми Христос разумеет всех людей, без исключения, без различия по их отношению к нам лично, хотя бы они были и враги наши ( Лк. 6:27–28 ), и по их отношению к вере нашей, будут ли это самаряне или иудеи ( Лк. 10:29–37 ). Истинная апостольская любовь к заблудшим вызывала у святого апостола Павла «великую печаль и непрестанное мучение сердца», вызывала горячее желание «самому быть отлучённым от Христа», за неверующих израилитян, чтобы только дать возможность им уверовать и спастись ( Евр. 9:1–2 и Евр.10:1 ). Одним из видов деятельной христианской любви к людям вообще и инославным в частности и есть молитва о них, – молитва , имеющая своим содержанием не одно лишь временное, земное их благополучие, но спасение и вечную их жизнь. И мы видим, что святой апостол Павел не только велел христианам «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих», которые в его время, конечно, были или язычники или не верующие во Христа иудеи ( 1Тим.2:1–2 ), но и сам молился «о непокорившихся праведности Божией», неверующих израилитянах для их спасения ( Рим.10:1 ), как молился о них и первомученик Стефан ( Деян. 7:60 ). Так было во времена святых апостолов, так было и на всём протяжении истории христианской церкви, в которой дух любви Христовой никогда не иссякал, в которой поэтому никогда не прекращались и молитвы об инославных, даже об язычниках. Об этом мы имеем ясные свидетельства в древних литургиях: в литургии, изложенной в «Апостольских Постановлениях», в литургиях св. Ап. Марка, св. Ап. Иакова, в литургиях греческой, коптской, сирской и других более позднейших.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Скачать epub pdf Книга первая 1 . Апостолы и пресвитеры всем уверовавшим в Господа Иисуса Христа из народов: благодать вам и мир от Вседержителя Бога, чрез Господа нашего Иисуса Христа, да умножится в познании Его. Кафолическая Церковь есть Божие насаждение и избранный виноградник Его. Уверовавшие в незаблуждающееся богочестие Его, приобретшие чрез веру вечное царство Его, принявшие силу Его и причастие Святого Духа, вооруженные чрез Иисуса и объявшие всем сердцем страх Его, приобщившиеся окропления драгоценною и невинною кровию Христовою, получившие дерзновение называть Вседержителя Бога Отцом, сонаследники и сопричастники возлюбленного Отрока Его, – выслушайте, держащиеся обетования Его по повелению Спасителя, священное учение, согласное со славными вещаниями Его. Старайтесь, сыны Божии, все делать по послушанию Божию, и во всем будьте угодны Христу, Господу нашему; ибо кто преуспевает в беззаконии и делает противное воле Божией, тот сочтен будет от Бога как беззаконный язычник. 2 . Воздерживайтесь от всякого любостяжания и несправедливости; ибо и в Законе написано: «не пожелай жены ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего», потому что всякое пожелание сего – от лукавого. Ибо кто пожелал жены или раба или рабыни ближнего, тот уже прелюбодей и вор по мысли; если он не раскаевается, то осужден Господом нашим Иисусом Христом, чрез Которого слава Богу во веки. Аминь. Ибо в Евангелии, возглавляя, утверждая и дополняя десятословие Закона, Он говорит: «в Законе написано: «не прелюбодействуй», Я же говорю вам (то есть в Законе Я чрез Моисея говорил, а теперь лично говорю вам): всякий, кто посмотрит на жену ближнего к вожделению её, уже любодействовал с нею в сердце своём». Вот пожелавший признан прелюбодеем по мысли! А кто пожелал вола или осла, тот не о том ли помышляет, чтобы украсть и присвоить себе или увести их? Или, опять, кто пожелал поля и остался в таком намерении, тот не худо ли поступает, когда, уничтожив межу, принуждает хозяина отдать ему оное даром? Ибо пророк говорит в одном месте: «горе прилагающим дом к дому и поле к полю присоединяющим, да у ближнего отнимут что–нибудь», почему говорит: «разве вы одни поселились на земле? Ибо услышано в ушах ЯХВЕ Саваофа это»; и в другом месте: «проклят передвигающий пределы ближнего своего, и скажет весь народ: аминь»; почему Моисей говорит: «не передвигай пределов ближнего своего, которые положили отцы твои». Посему–то и следуют на таковых от Бога страхи, смерти, судилища, осуждения. Но в людях, послушных Богу, – один закон Божий, простой, истинный, живой, сей: «что ты ненавидишь, чтобы было тебе от другого, ты другому не твори». Ты не желаешь, чтобы кто–нибудь худо смотрел на твою жену, чтобы растлить её? И ты не смотри на жену ближнего своего злообычно. Не желаешь ты, чтобы похитили твою одежду? И ты не похищай одежды другого. Не желаешь, чтобы тебя били, злословили, безчестили? И ты не причиняй сего другому.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

О Святом Предании Священным Преданием называется все то, что передал людям Господь наш Иисус Христос и открыл Дух Святой через святых апостолов Христовых и их преемников, святых отцов и учителей церковных. Господь Иисус Христос, когда жил на земле, обходил города и селения и учил людей, как веровать в Бога и исполнять Его святую волю. После вознесения Господня, дело Его проповеди продолжали святые апостолы и ученики Христовы, которым Господь дал такое повеление: «идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, апостолы и ученики Христовы разошлись по всем странам земли и везде учили людей тому, что видели и слышали от Господа. Они сообщили людям как жил на земле Господь наш Иисус Христос , какие Он творил знамения и чудеса, как пострадал за наши грехи, умер и воскрес, как вознеся на небо и какие даровал людям святые заповеди. По смерти апостолов Священное Предание возвещали людям апостольские преемники – св. отцы и учители Церкви, которым апостолы преподали благодатные дары Святаго Духа. Они разъяснили людям как надо правильно выражать свою веру в Бога, как совершать богослужения и таинства; какими законами и правилами руководствоваться в церковной жизни. В настоящее время Священное Предание возвещают людям преемники святых апостолов – пастыри и учители святой Православной Церкви. Таким образом, Священное Предание ведет свое начало от самого Господа, святых апостолов и отцов Церкви, оно открыто людям Духом Святым; а потому имеет весьма важное значение для каждого православного христианина. Каждый, кто носит имя православного христианина, должен свято верить Священному Преданию как слову Самого Господа, относиться к нему с доверием и уважением, исполнять все его постановления. К исполнению Св. Предания призывает людей сам Господь наш Иисус Христос, говоря: «Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не увидишь смерти во веке» ( Ин.8:51 ). К исполнению Св. Предания призывают людей и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви 28 декабря 2011 г. 16:45 Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года ( журнал 152 ). Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42). Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью. Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

http://patriarchia.ru/db/text/1909451.ht...

Правило 51 Святых Апостолов Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяс, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог , созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин . ( Ап. 53 , 66 ; IV Всел. 16 ; Трул. 13 ; Анкир. 14 ; Гангр. 1 , 2 , 4 , 14 , 21 ) . «Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть», – пишет св. ап. Павел к Титу ( Тит.1:15 ), а в первом послании к Тимофею говорит, что «всякое творение Божие хорошо», и «ничто не предосудительно, если принимается с благодарением»« ( 1Тим. 4:4 ), и «…что нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто»« ( Рим. 14:14 ). Это учение Св. Писания находит себе выражение в данном Ап. правиле. Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов, в чем бы оно ни проявлялось, и признавала его тем большей добродетелью, чем больше кто-либо мог отличаться этою добродетелью. При этом церковь всегда предполагала у своих верных истинное понятие о воздержании и возвышенное побуждение к нему, резко осуждая воздержание, противоречащее христианскому пониманию. Уже в самом начале существования церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу – жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, – безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда 254 . Приведенные в начале этого толкования слова Св. Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи, как об абсолютном зле. То же находим и в Апостольских постановлениях (VI, 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Слово VIII, в котором речь идет о том, что ремесленники должны делать свою работу богоугодно и безо всякого порока Вступление Каковы самые главные козни дьявола Благословенные мои братья, многочисленны и разнообразны козни дьявола, ненавистника добра, с которыми он ополчается на христиан, чтобы погубить их души. Но самые главные из них три. Первая – во всем мешать христианам делать добро. Вторая – в случае поражения усиливать нападки на христиан, стараясь сорвать благое дело, которое они богоугодно начали и продолжают делать подобающим образом. Третья кознь направлена на то, чтобы христианам, богоугодно завершившим благое дело, внушить чувства самопревозношения и тщеславия и за это лишить их награды. Как объясняет архитектор небесной лествицы преподобнейший Иоанн, «бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются за то, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если – тати оные и в сем умышлении не получают успеха: тогда уже, тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас как живущих во всем богоугодно» (Лествица. Слово 26, 8). Теперь перейдем от общего к частному и от идеи к пояснениям. Для многих христиан заниматься ремеслом и жить трудами своих рук – занятие доброе и полезное, ибо сосредотачивает человеческий ум и помогает отойти от зла и греха, как говорит Соломон: «грешнику дал Бог заботу собирать и копить» ( Еккл.2:26 ). Необходимость труда для человека также установлена законами: во-первых, законом Божьим, потому что Бог еще до непослушания поручил Адаму трудиться: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ). И после ослушания Он дал ему наказ трудиться, сказав: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» ( Быт.3:19 ). Во-вторых, апостольским, поскольку все святые апостолы в своих постановлениях также призывают христиан: «Занимайтесь делами своими со всею честностью, чтобы во всю жизнь свою обеспечивать и самих себя, и бедствующих, дабы не обременять собою Церкви Божией» (Постановления Апостольские. Кн. 2, гл. 63). Апостол Павел обращает на это особое внимание в письмах к Фессалоникийцам: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам» ( 1Фес.4:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010