И а третий день после Своей смерти, рано утром, Иисус Христос силой Своего Божества воскрес из мертвых. При этом сделалось великое землетрясение. Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его была бела как снег. Воины, стоявшие на страже, до того испугались, что были как мертвые. Когда стала заниматься заря и было еще темно, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благовонным миром, чтобы помазать тело Иисусово. Дорогой они говорили между собой: кто отвалит нам камень от гроба? Камень был очень велик, а о страже и печати они не знали. Первой пришла ко гробу Мария Магдалина. Увидя, что камень отвален от гроба, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сказала им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. На рассвете пришли ко гробу и остальные мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду, который им сказал: что вы ищете живого между мертвыми? Он воскрес: Его здесь нет; идите и скажите ученикам Его, что Он встретит их в Галилее. Они пошли. Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, поспешили ко гробу, но, найдя в нем одни пелены и плат, который был на голове Иисуса Христа, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина опять пришла ко гробу и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух Ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисусово. Ангелы спросили ее: что ты плачешь? Ответив им, Мария обратилась назад и увидела Иисуса Христа; но думая, что это садовник, говорит Ему: Господин, если ты вынес Его (Иисуса Христа), то скажи, где положил Его, и я возьму Его. Господь сказал: Мария! Она, обратившись к Нему, сказала: Учитель! – и бросилась к ногам Его, чтобы облобызать их. Но Господь не допустил ее, а велел идти к ученикам и рассказать им о Себе. После этого Иисус Христос явился женам-мироносицам и сказал: радуйтесь! – и они возвестили ученикам о воскресении Его. Кроме того, Господь явился Петру, двум ученикам – Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус, и всем апостолам, кроме Фомы, в одном доме, двери которого были заперты, и сказал: мир вам!

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

и более пронзительно в литургии свт. Василия Великого: Делайте это в воспоминание обо Мне; ибо всякий раз, когда вы едите этот Хлеб и пьете эту Чашу, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете. Так и мы, Владыка, воспоминая спасительные Его страдания, животворящий крест, трехдневное погребение, из мертвых воскресение, на небеса восшествие, по правую руку от Тебя Бога и Отца сидение, и славное и страшное Его второе пришествие… И у Апостола Павла: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1-е Кор. 11 гл.) Вчера мы половину дня провели в Иерусалиме : этот город — всегда пасхальный. Таким он стал после воскресения Христова – в любое время года, во время войны и мира, при различных правителях. Для чуткого сердцем человека этот город всегда источает пасхальную радость. Это именно тот случай, о котором говорит Писание, – «камни возопиют». Рука всегда будет помнить холод мраморной плиты на Гробе Спасителя, ноги – неровности скользких каменных тротуаров Старого Города, уши – непреходящий в столетиях шум восточного торгового города, глаза – глубокое синее небо золотого Иерусалима. А ведь этот прекрасный, вечный и пасхальный город для нас всего лишь тень грядущего Небесного Иерусалима, который мы вспоминаем, оказавшись перед лицом евангельской реальности, – хотя бы из одного рассказа об апостолах Луке и Клеопе, узнавших Господа в преломлении хлеба и вспомнивших на скором пути обратно в Иерусалим, как горели у них сердца, когда с ними говорил Господь. Русский храм Марии Магдалины Храм в пещере, где спали ученики во время Моления Спасителя о Чаше

http://pravmir.ru/vsegda-pasxalnyj-ierus...

И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Этот евангельский эпизод обычно называют историей о Луке и Клеопе. Имя Клеопы здесь действительно названо (ст. 18), но о себе самом Лука явным образом не говорит. Тем не менее, часто полагают, что вторым путником, направлявшимся в Эммаус, был сам евангелист. Каковы основания для этого? Во-первых, в тексте (ст. 13) указано, что это были «двое из них», т. е. из учеников Иисуса. При этом (во-вторых) эти двое были не из числа Двенадцати (теперь уже – Одиннадцати) – см. ст. 33. Наконец (в-третьих), этот сюжет встречается у одного лишь Луки. Понятно, что строгим доказательством подобные рассуждения служить не могут, однако при их помощи можно обосновать приведенную выше гипотезу. Но это не единственное решение: спутником (точнее, спутницей) Клеопы вполне могла быть его жена Мария (мы ее знаем как раз под таким именем: Мария Клеопова – см. Ин 19:25). Сегодняшний фрагмент Евангелия от Луки читается не только на воскресной утрене раз в одиннадцать недель, но и представляет собой литургийное чтения вторника Светлой седмицы. И это довольно странно, поскольку, за редчайшим исключением (одно из двух таких исключений – Вознесение, но там причины вполне понятны), в период от Пасхи до Пятидесятницы на литургии читается Евангелие от Иоанна. Трудно сказать, чем был продиктован выбор именно такого чтения для Светлого вторника. Возможно, здесь дело в употребленном учениками выражении «третий день» (ст. 21) – а вторник как раз и представляет собой третий день, если первым днем считать воскресенье. Но очевидно, что у Луки отсчет ведется не от дня воскресения Христа (о воскресении ученики еще не знают), а от дня распятия; и в Эммаус ученики идут именно в первый же день по воскресении Учителя. Рассказ о двух учениках, шедших из Иерусалима в Эммаус, – это одна из наиболее ярких страниц в Евангелии от Луки, причем не только в богословском плане, но и в отношении литературного мастерства автора. Об этом сюжете за двадцать веков написано очень много. Мне хотелось бы обратить внимание лишь на одну его сторону.

http://pravmir.ru/iz-ierusalima-v-emmaus...

Из вышеприведенных выписок мы видим, что нагота Господа связана с обнажением падшего Адама. Прежде греха прародители не замечали, что они – наги. И только после этого у них обоих «открылись глаза», и они вдруг заметили, что они наги. Следовательно, в невинном состоянии люди не замечали бы своей наготы, как малые дети и доселе не стыдятся этого. Одежда же – «опоясание» из смоковных листьев (см.: Быт. 3:7 ), а потом и Сам Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (ст. 21). Значит, одежды суть знак нашей греховности. Господь же пришел для того, чтобы возвратить людей «в первое благородие». Поэтому, как безгрешный и греха отнюд не ведый (2 янв. хвалитна утрени), и Сам входит [в воду] телесно нагим, и хочет облечь людей в благодатную одежду нетления. Какая же это одежда? Нам, неопытным, это невозможно и представить себе. Но вот что говорит нам Церковь в богослужении: нетления одежда самотворится для достойных (5 янв. 7-я песнь канона повечерия). Можно бы сказать еще, что святой Симеон Новый Богослов беседовал с ангелом, купаясь в воде, и не стыдился. Некий святой ходил в женскую половину бани, не стыдясь. Нам известен случай, когда некий угодник Божий вышел к посетителям нагим… Конечно, это – не нашей меры! Вот что могли мы сказать о наготе Господа при крещении Его. Апостол Павел говорит, что у верующих во Христа нет мужеского пола, ни женского ( Гал. 3:28 ). Сам Господь сказал саддукеям: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; ибо в воскресении не женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах ( Мф. 22:29–30 ). И нужно нам помнить слова апостола Павла: есть тело душевное, есть тело и духовное… и как мы носили образ перстного Адама, будем носить и образ Небесного, то есть Христа ( 1Кор. 15:44, 49 ). А Христос по воскресении Своем имел тело особое, а не каково теперь наше: он входил через затворенные двери; являлся Клеопе и Луке в одежде, а потом за вечерей мгновенно исчез; одежды его прежние остались во гробе, отдельно от головного плата; наконец, Он вознесся.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

К ним приближается и продолжает с ними идти воскресший Господь; но апостолы не узнают Его. На вопрос Господа, о чем они беседуют и отчего печальны, Клеопа, называя Иисуса Христа пророком сильным в деле и слове пред Богом и всеми людьми, поведал неузнанному своему спутнику о распятии Го­спода и о распространившемся уже известии, что Он воскрес. Выслушав слова Клеопы, спутник, обличив несмысленных и косных сердцем, «еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы», и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Христе во всем Писании. Дошед до селения, в которое шли ученики, их Спутник дал им заметить, что хочет идти далее. Но ученики упросили Его войти с ними в дом. Здесь возлег Он с ними и, когда, прияв хлеб, благословил и, преломив, по­давал им, у них отверзлись очи, и они узнали воскресшего Спасителя, и свою веру в Него исповедали своим свидетельством о Божественной силе слова Его на сердце их. Ибо, по признанию их, сердце их горело благодатным огнем, просвещавшим, согревавшим и услаждавшим их. Но Господь, явив Себя Луке и Клеопе, стал невидим. В тот же час ученики возвратились в Иерусалим и нашли собрание единонадесяти апостолов и бывших с ними. Церковь Христова беседовала, что Господь истинно воскрес, Лука и Клеопа поведали, о происшедшем на пути, и как Воскресший Господь был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк. 24, 13–35 ). Между тем как ученики беседовали о явлениях воскресшего Го­спода, Он Сам явился среди них в горнице, коей двери заперты были, и приветствовал: Мир вам. Это было пятое явление Господа по воскре­сении. Ученики смутились и испугались, думая, что видят духа. Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? – говорит им Господь. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, видя Господа. Когда же от радости они еще не верили и дивились, Он вкушает пред ними поданные Ему рыбу и мед; отверзает апостолам ум разуметь Писание; предназначает их быть свидетеля­ми исполнения пророчеств о Нем, – свидетелями страданий, смерти и воскресения Его; обещает облечь их силою свыше для учения, тайно- действия и управления; вторично говорит им: Мир вам, и под образом дуновения подает им Святого Духа ( Лк. 24, 36–40 ; Ин. 20, 19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лк.24:15 . И бысть беседующема има и совопрошáющемася, и сáм Иисýс приближився идяше с нима: Лк.24:16 . óчи же ею держáстеся, да егó не познáета. (И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.) Приближився, идяше (пошел) с ними, т. е. догнал их и пошел с ними, как спутник, которому нужно идти дальше тою же дорогою. Глаза их были удержаны (очи же ею держастеся (так, что они не узнали Господа (да Его не познаета). У еван. Марка прямо сказано, что Господь явился не в Своем обыкновенном виде, а в ином ( Мк.16:12 ). Вот причина, почему не узнали Его Апостолы. Блаж. Феофилакт так рассуждает о том, почему Господу угодно было, чтобы Его не узнали Апостолы: «Чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану, и потом уже приняли лекарство; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло оно тоже самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит; что образ жизни Его по воскресении далеко разнится от обыкновенного и есть не человеческий, а божественный». Также говорит митр. Филарет: «Сперва показался Господь Апостолам Луке и Клеопе неизвестным путешественником, и не дал им узнать Себя, без сомнения, по предусмотрению, что внезапность открытого чудесного явления, поразила бы их душевные и телесные силы, и сделала бы их неспособными принять наставление, которое Он намерен был преподать им». Лк.24:17 . Речé же к нима: чтó сýть словесá сия, о нихже стязáетася к себе идýща, и естá дряхла? (Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?) Что суть словеса (о чем рассуждаете) и пр. Господь, как всеведущий, знал, о чем беседовали Еммаусские путешественники, но, по словам блаж. Феофилакта, желал, чтобы они сами раскрыли пред Ним болезнь своей души. Он подобным же образом спрашивал Марию Магдалину: что плачешь? кого ищешь? когда явился ей при Своем гробе, тоже на время скрывая от нее Себя Самого ( Ин.20:15 ). Еста дряхла (отчего вы печальны? Это значит, что Еммаусские путешественники еще не верили воскресению Христову, о чем возвестили им жены мироносицы, бывшие у гроба Его и слышавшие о воскресении от Ангелов (см. выше), потому и были еще в тяжелом недоумении относительно всего, случившегося с их Господом, – вера в воскресение их Учителя еще не осветила их и не обрадовала их сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мария! говорит ей Господь, – и Мария повергается к ногам Его, и в волнении чувств ничего не может сказать, как только: Учитель мой! Господь повелевает ей не медлить на месте, но идти к ученикам Его и сказать им, что Учитель их воскрес и что Он недолго будет с ними на земле. Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему к Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20:17 ). Мы сказали, что, кроме Марии Магдалины, пришли ко гробу и прочие жены-Мироносицы: другая Мария, Иоанна и Саломия. Они также видели Ангелов и слышали от них радостную весть о воскресении Иисуса Христа, и уже возвращались в дом свой, как Сам Иисус Христос встретил их на пути и сказал им: радуйтесь! Мироносицы немедленно возвестили о всем виденном и слышанном ими Апостолам; но от чрезмерной радости и смущения они как бы не смели верить такому чудному событию и считали виденное Мироносицами призраком. Любвеобильный Господь однако ж недолго оставил учеников Своих в томительном состоянии недоумения и борьбы между страхом и надеждою. В тот же день Он явился двоим из них – Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Иисус Христос присоединился к ним на пути в виде спутника, укорял их в маловерии, незнании Писания, объяснял им ветхозаветные пророчества, по которым Мессии подобало пострадать, воскреснуть и внити в славу свою. Сердца учеников горели радостью и умилением во время беседы Божественного Учителя, но очи (их) были удержаны, так что они не узнали Его ( Лук. 24:16 ). Только в Еммаусе, на вечери, когда Иисус Христос, благословив и преломив хлеб, подавал ученикам, только тогда отверзлись очи их, и в чудном собеседнике они узнали воскресшего Господа. Но в туже минуту Он сделался невидимым. Лука и Клеопа в тот же час возвратились в Иерусалим, чтобы сообщить радостную весть прочим Апостолам. Но здесь уже почти все знали о воскресении Господа, Который явился не только Мироносицам, но и Апостолу Петру ( Лук. 24:13–34 ). Поздно вечером того же дня ученики Иисуса Христа собрались вместе и заперли двери храмины, боясь нападения озлобленных Иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Мученичество Насколько высоко величие мученической чести, это измерил Сам Сын Божий распростертыми на Кресте руками и нашел ту честь выше всяких почестей, которые получат чины всех святых, ибо Господь наш, приняв на Себя человеческое естество и желая плотью достигнуть Своей «славы, которую имел у Отца прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ), прошел чины всех святых и нигде не воспринял ту славу, как только в мученическом чине, в который начав входить, Он тотчас воззвал, говоря: «ныне прославился Сын Человеческий»« ( Ин. 13:31 ). Был Он пророком, ибо пророчествовал о пленении Иерусалима и предсказал Страшный Судный день, но прославился не в пророческом чине. Был Он и апостолом, ибо, будучи послан Отцом благовестить миру Евангелие царствия, Он проходил города и села, уча и благовествуя, что приблизилось Царствие Божие, но не прославился Он и в апостольском чине. Он был пустынником: «поведен был Духом в пустыню» ( Лк. 4:1 ). Был постником: «сорок дней... ничего не ел» ( Лк. 4:2 ), – но ни в пустынническом и ни в постническом чине Он не прославился. Был Он преподобным, как говорит о Нем апостол: «преподобный, непричастный злу, непорочный» ( Евр. 7:26 ), – но и не в этом чине Он прославился. Он был чудотворцем, изгонявшим бесов, исцелявшим слепых, хромых, расслабленных и воскрешавшим мертвых, однако же Он не говорит, что был прославлен в этом чине. Когда же после Тайной вечери Он начал готовиться к мученичеству и выходить на этот путь, тогда Он и сказал ученикам: «ныне прославился Сын Человеческий». Совершив же на Кресте страдания, Он сказал, явившись по Воскресении Луке и Клеопе: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк. 24:26 ). Смотри, как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою (1). Одинаковое достоинство имеют пот трудолюбца, повседневно умерщвляющего плоть свою ради любви Христовой, и кровь мученика, умирающего в один час, так как они принимают от Бога равную благодать и целебную силу. Если мощи святых мучеников, проливших за Христа свою кровь, подают исцеления, то подают исцеления и мощи преподобных, которые хотя и не пролили крови своей за имя Христово, однако же чудодействуют, как и мученики, ибо они пролили многие свои поты, угождая Христу. Неудивительно, что руками Павловыми творились чудеса, подавались исцеления, ибо они не единожды пострадали за Христа, были связываемы и избиваемы, но удивительно, что платки и пояса Павловы, ни в чем не страдавшие (ибо могут ли страдать бездушные предметы?), творили такие же чудесные действия, как и сами руки Павловы. Об этом в Деяниях Апостольских сказано: «на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19:12 ). Одинаково чудесную силу имеют как пот Павлов, истекающий во время трудов, так и кровь его, изливаемая в страданиях. Не менее честны и вы, капли потов преподобнических, чем капли крови мученической! (2)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы знаем, что Адам общался с Отцом Небесным, говорил с Ним, ходил перед Ним, но Бог был отдельно, а человек - отдельно. В Христе Бог соединился с человеком. Поэтому святоотеческое учение и говорит нам, что у человека бывает три состояния: изначальное, естественное, - подобное Адаму, ниже естественного - состояние человека грехопадшего, выше естественного - Христоподобное. Христос открыл для нас возможность стать к Богу ещё ближе, чем Адам: человеческая природа вошла вслед за Божеством в тот мир, где существует Творец. И осуществилось это благодаря Воскресению Христову. Поэтому в нашей вере, православной, Воскресение - главное событие. - Удивляет, что по Воскресении Христовом Его не узнавали ни апостолы, ни двое учеников на дороге, а Мария Магдалина даже приняла за садовника. Столько времени проводили со Христом, ели с Ним, видели чудеса, которые Он совершал, и не узнали?! - Здесь важен вопрос веры. Христу надо было, чтобы не Его узнали, а чтобы поверили в то, что Он воскрес. Он не зря учил учеников, что «Сыну Человеческому много должно пострадать... и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк.8,31). Фарисеи даже стражу потребовали поставить у гробницы, «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого» (Мф.27,64). - Ещё быстрее все поверили бы, если бы сразу узнали... - Это был бы факт, мимо которого не пройдёшь. А где же вера? Одно дело - я увидел, что Он воскрес. Другое дело - я поверил в то, что Он воскрес, ещё Его не видя. Поверил, потому что Он говорил об этом. Апостолы были лишены узнавания, дабы проверить их веру. Оттого Мария Магдалина, лишь когда Он обратился к ней: «Мария...» - поняла, что Он Воскрес. Явившись идущим в селение Еммаус апостолам Луке и Клеопе, Христос, не узнанный ими, рассказывал о пророчествах Священного Писания о Себе, что Ему должно умереть и Воскреснуть. И лишь когда они сели за трапезу и Христос преломил хлеб, они узнали это движение, пелена спала с глаз и они до конца поверили: это Он, Он воскрес.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

На третий день Христос воскрес и Своим воскресением разрушил власть ада и вывел из него тех, кто ждал Его пришествия, а также тех, кто принял весть о спасении. Отныне ад не имеет власти над последователями Христа, живущими по Его заповедям. В ад может попасть только тот, кто сам отверг путь спасения. Сошествие во ад      Символ веры говорит, что Спаситель воскрес в третий день, согласно с Писанием. Какие тексты Писания говорят нам о воскресении? Во-первых, Сам Господь Иисус Христос постоянно говорил о Своем будущем воскресении, предсказывал его. Достаточно вспомнить Евангелие: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16, 21). Предсказания Христа о Своем воскресении из мертвых содержатся во всех четырех Евангелиях. Что касается ветхозаветных пророчеств, здесь в первую очередь можно привести слова пророка Давида, сказанные от лица Мессии Отцу: Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс 15, 10). Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита было прообразом смерти и воскресения Спасителя . Господь Сам говорит об этом: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12, 40). Пророк Иоана      После Своего воскресения Господь неоднократно являлся Своим ученикам: Марии Магдалине, другим женам-мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам (Луке и Клеопе) по дороге в Эммаус, одиннадцати ученикам, позже двенадцати ученикам, семи ученикам на берегу Тивериадского моря, пятистам последователям, апостолу Иакову (см.: 1 Кор 15, 16), апостолам в день вознесения . Мы так подробно написали об этом, чтобы показать: величайшее чудо воскресения засвидетельствовали многие люди, которые впоследствии стали проповедниками христианства. Пещеру, где было погребено тело Христа, охранял специально отобранный отряд римских воинов. Если бы ученики Христовы пришли ночью унести Его тело, как говорили потом иудеи, хоть один из них заметил бы их и задержал бы. Мы знаем: даже после того, как гробница опустела и иудеи сказали, что тело похитили ученики, никто из последователей Христа не был схвачен и допрошен. Пещеру закрывал большой, тяжелый камень, который бесшумно невозможно отвалить. Если бы тело Иисуса забрали Его враги, то, конечно, они не стали бы скрывать этого факта и очень скоро показали бы его народу, чтобы опровергнуть прижизненные свидетельства Христа о Своем воскресении.

http://pravoslavie.ru/104596.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010