В раннехристианской Церкви не было общей традиции праздновать Рождество как отдельное событие. К IV веку христиане праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения в реке Иордан. Тема Рождества Христова была центральной в празднике Богоявления. Выделение праздника Рождества, посвященного воспоминанию и прославлению именно Рождения Господа Иисуса Христа по человеческому естеству, в отдельный, самостоятельный праздник произошло не сразу. Считается, что одна из целей этого шага была апологетическая: 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и некоторые христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, « не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце ». Когда будет праздноваться Рождество Христово в XXII веке? С 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится на один день, поэтому с 2101 года Рождество Христово будет отмечаться 8 января по новому стилю, что будет соответствовать 25 декабря по старому. Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники. Грех ли — петь рождественские колядки? Празднование Рождества Христова было сопряжено с древности с народными обычаями. К ним относятся и пение колядок. Как правило, колядки не имеют единого авторства, они часто несовершенны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Обычно, колядка – это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии, прославляющий главные лица той ночи, которая принесла важнейшую, радостную весть – родился Спаситель мира. Почему рождественский символ — елка? В исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, чтобы порадовать детей. В России праздничную елку попытался «насадить» Петр I, но к Рождеству Христову это отношения не имело — еловые ветки украшали город к Новому году. Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века и привлекли сначала высший свет. Лишь к концу XIX века ель и в России становится и народным рождественским символом. Сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить также у других православных христиан Востока. Заметим, что ель, как постоянно зеленое дерево, может символизировать жизнь. Отметим, что Сам Христос, Который есть жизнь ( Ин.14:6 ), аллегорически сопоставлял Себя с зеленеющим древом ( Лк.23:31 ).

http://azbyka.ru/rozhdestvo

В этом плане филология и экзегетика (в широком смысле – герменевтика) являются не только вечными оппонентами друг друга, но и спутниками на историческом пути – пути в вечность. Неслучайно так часто цитируют знаменитое высказывание крупнейшего отечественного филолога С.С. Аверинцева о филологии как о «содружестве гуманитарных дисциплин», нацеленных на изучение духовной сущности культуры «через языковый и стилистический анализ письменных текстов» .   Филолог, с точки зрения С. С. Аверинцева, обязывается знать в буквальном смысле всё – коль скоро это всё может потребоваться для комментирования и толкования текста . Комментирующее толкование, объяснение, понимание, интерпретация – все эти мыслительные операции, используемые в филологии, имеют непосредственную связь с герменевтической и экзегетической методологией; поэтому мы вполне ответственно можем заявить вслед за С.С. Аверинцевым о гуманитарном содружестве богословия и филологии в деле духовного постижения мира христианской культуры.    Культура генетически восходит к культам – религиозным символам, образам и обрядам «возделывания» и «почитания» мира (лат. cultus – возделывание, обработка; образ жизни). Культура христианства вобрала опыт духовного возделывания души, который основывается на познании истины Боговоплощения, Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа, засвидетельствованной в Св. Писании и Св. Предании – в письменных текстах и в зафиксированных устных рассказах очевидцев – Его учеников. Современный православный богослов должен обладать не только богословской и религиоведческой подготовкой, но и лингвокультурологическими и философскими компетенциями, а также переводческими умениями и навыками, знанием основ древних классических языков, на которых говорила и богословствовала христианская Церковь. Раннехристианские апологетические тексты, гимны, молитвословия и другие формы словесного почитания Единого в Трёх Лицах Бога, Богородицы и святых были традиционно связаны с комплексом сакральных текстовых практик.

http://bogoslov.ru/article/4626578

Для Климента Александрийского — это слово, однозначно дискредитированное гностиками. Он трижды (Фр. 23, Изв. 1.2 и Пед. 1.6) приводит его, и каждый раз в негативном контексте: оно встречается именно в цитатах гностических авторов, составляющих предмет насмешки александрийского дидаскала, он прямо порицает “тех, которые проводят время в [спорах] о словах о некоем истечении божественом. Не радостно и слышать подобные слова относительно Бога” (Пед. 1.6). Ириней Лионский также характеризует глагол “истекать” как слово из гностического словаря (Пр. Ер. 1.11). Вместе с тем указанные свидетельства не означают, что Афинагор непременно позаимствовал это выражение у гностиков, во-первых, ни один из этих примеров не относится к внутритроичным отношениям, как мы видим у Афинагора, во-вторых, использование его может быть продиктовано образом Духа как воды, встречающимся в Писании Ветхого и Нового Завета, в-третьих, мы находим его употребление на сирийском и латыни у раннехристианских авторов, и именно для объяснения внутритроичных отношений: в “Одах Соломона” Дух Святой понимается как молоко, истекшее от Отца (Од. 19.3). Тертуллиан также пишет, что “Сын есть истечение (derivatio) Отца” (Пракс. 9). При поиске возможных параллелей в текстах Писания встает другой немаловажный вопрос: почему апологет, будучи едва ли не единственным, кто обращает специальное внимание на отношения Первой и Третьей Ипостаси, игнорирует терминологическое осмысление этих отношений, представленное в Евангелии от Иоанна: Духа истины, Который от Отца исходит (Ин 15:26)? Знал ли вообще Афинагор Евангелие от Иоанна? Ни Преображенский, ни Муравьев не выделяют Прош. 10: “Чрез Сына возникло все как цитату Ин 1:3: Все чрез Него начало быть”, несмотря на дословное совпадение, что, на наш взгляд, ошибочно. Как безусловную аллюзию на Ин 10:30 можно определить другую фразу 10 главы Прошения: “Отец и Сын — одно”. Еще ниже (Прош. 36) Афинагор прямо цитирует Апок 20:13. Вполне уверенно можно говорить не только о знакомстве, но и об определенном влиянии традиции апостола Иоанна на богословие апологета.

http://pravoslavie.ru/1538.html

Если христиане и были преследуемы, то наравне с иудеями. Все сведения о специальном преследовании неконкретны и содержатся только в более поздних христианских источниках. Одновременно взимание иудейского фиска могло делать более заметным в глазах правительства различие между иудеями и христианами: последние, возможно, могли заявлять о том, что они исповедуют иную веру. Для царствования Домициана характерен другой неприятный для христиан эпизод, который передает Евсевий (Ц. И. Ш, 19 – 20), ссылаясь на древнее сказание: «Когда Домициан распорядился истребить всех из рода Давида, то кто-то из еретиков указал на потомков Иуды (он был братом Спасителя по плоти) как происходящих из рода Давида и считающихся родственниками Христа. Об этом Егезипп повествует дословно так: «Еще оставались из рода Господня внуки Иуды, называемого по плоти братом Господним. На них указали как на потомков Давида. Эвокат привел их к кесарю Домициану: тот боялся, так же как и Ирод, пришествия Христа " ». Домициан, таким образом, искал потомков Давида, подозревая в них опасность для своего трона. Это главная причина беспокойства кесаря. Примечательно, что римская община христиан – последователей Христа, царя иудейского, – не рассматривается в этой ситуации как заговор, но основанием подозрения выступает общая для всех иудеев идея о грядущем царе из дома Давидова. Серединой 90-х годов (возможно, последним годом царствования Домициана) датируется написанная Иосифом Флавием апология иудеев «Против Апиона» (между ужесточением отношения к иудеям и ее написанием нельзя не усматривать определенной связи). В своем предыдущем сочинении – «Иудейские древности» (XVIII, 3, 3) – автор упоминает христиан и Христа («Свидетельство Флавия» – Testimonium Flavianum). В первоначальном тексте, восстановленном по арабской рукописи «Всемирной истории» Агапия 3 Иосиф говорит, что Христос был мудрым и добродетельным человеком и что многие люди стали его учениками. При этом живущий в Риме автор, обращаясь к языческому читателю и зная о христианах, ни в том, ни в другом своем сочинении не считает нужным подчеркнуть свою обособленность от приверженцев «назорейской ереси», что само по себе свидетельствует о незначительности внешних проявлений христианства в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Икона Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы. XVIII в. Стоит подчёркивать во время катехитических бесед с будущими молодожёнами или как минимум в проповеди после совершения венчания то, что Церковь молится о “единомыслии душ и телес” для вступающих в “брака общение”, то есть о всесторонней гармонии их отношений. Эта гармония достижима лишь на путях совместной духовной жизни и духовного роста. Христос не отвергает земную любовь и брак, но лишь призывает к тому, чтобы не нарушалась иерархия ценностей. Именно любовь к Богу и жизнь во Христе одухотворяют земную любовь, делают её возвышенной и жертвенной. В благословенном Богом союзе открывается возможность сохранить любовь в течение всей земной жизни и пребывать в единении в “жизни будущего века”. Человеческая любовь таким образом приобретает новое измерение, что совсем не исключает, но, напротив, углубляет гармонию на земном этапе. Обращаясь к Преданию, можно привести пример Иоакима и Анны, праведных родителей Пресвятой Богородицы. В иконописном изображении их запечатлена духовная красота союза этих людей, достигших преклонного возраста. Часто их рисовали держащимися за руки или даже заключающими друг друга в объятья, исполненными нежности и радости. Рождение Дочери, между прочим, свидетельствует о том, что их супружеская близость сохранялась вплоть до старости. Диакон Михаил Першин И все они были счастливы… 1. Не стоит спешить упрекать Церковь в отсутствии разработанного учения о браке. Есть чинопоследование благословения на брак, есть традиция богословского осмысления этого дара Творца. Из того, что чин церковного браковенчания складывался постепенно и вобрал в себя как элементы ветхозаветных установлений, так и обрядовые формы, восходящие к античности, следует только одно — церковное сознание с самого начала искало и находило средства выражения для того события в жизни людей, которое первым почтил Своим вниманием и чудом Господь в Кане Галилейской. То, что христианский брак — от Бога и в Боге, было вполне очевидно уже для первых христиан. Другое дело, что не сразу епископское благословение на брак обрело знакомые нам черты чинопоследования. И конечно же, мы не встретим в истории Церкви особых трактатов, специально посвящённых семейному благочестию, хотя полемика с бракоборчеством и оправдание брака проходят красной нитью сквозь всю раннехристианскую апологетику.

http://pravmir.ru/o-kruglom-stole-semya-...

Илия (библ.), ветхозаветный пророк. Иоанн Богослов, один из апостолов, автор Евангелия, трех посланий и Откровения («Апокалипсиса»). Иоанн Дамаскин (ок. 675–753), византийский богослов и философ. Иоанн Дунс Скот (ок. 1266–1308), католический богослов и философ, монах-францисканец. Иоанн Крестителъ (библ.), сын священника Захарии и Елисаветы, Предтеча Мессии. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810– ок. 877), средневековый философ. Иов (библ.), автор учительской книги, входящей в состав Ветхого Завета. Иосиф Флавий (37 – после 100), древнееврейский историк. Исаак (библ.), патриарх, сын Авраама и Сарры. Исаия (VIII в. до н. э.), древнееврейский пророк. Иуда Искариот (библ.), апостол-предатель. Каин (библ.), старший сын Адама и Евы, убивший из зависти своего младшего брата Авеля. Калигула Гай Цезарь (12–41), римский император с 37 г. из династии Юлиев-Клавдиев, требовавший почитать его как бога. Калиостро (Жозеф Бальзамо), граф, знаменитый маг-шарлатан, прославившийся своими приключениями в Европе и России во второй пол. XVIII в. Калликл (V в. до н. э.), древнегреческий софист. Кальдерон де ла Барка Педро (1600–1681), испанский драматург. Кант Иммануил (1724–1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Кантор Георг (1845–1918), немецкий математик и мыслитель, основоположник абстрактной теории множеств. Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), русский историк. Карсавин Лев Платонович (1882–1952), русский религиозный философ и историк-медиевист. Киприда, одно из имен Афродиты. богини любви и красоты в греческой мифологии, указывающее на место ее рождения из морской пены возле Кипра. Кир II Великий, персидский царь в 558–530 гг. до н. э. из династии Ахеменидов. Климент Александрийский Тит Флавий (ок. 150– ок. 215), христианский теолог, писатель, один из видных представителей раннехристианской апологетики. Ковалинский Михаил Иванович (1745–1807), друг и биограф Г. С. Сковороды. Коген Герман (1842–1918), немецкий философ, вместе с П. Наторпом глава марбургской школы неокантианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Итак, для христиан первых веков и для тех, к кому они обращали свою проповедь, было непреложной истиной, что царством мира, «перековавшим мечи на орала и копья на серпы», была именно Римская империя. « И мир пользуется спокойствием чрез них (римлян), и мы (христиане) без страха ходим по дорогам и плаваем, где хотим » (священномученик Ириней Лионский († кон. II в.) Следовательно, когда мы говорим о пацифизме первых христиан, мы должны понимать, что он ничего не имеет общего с гуманистическим пацифизмом эпохи «Нового времени». Автоматический перенос современного понятия пацифизма, как идеологии видящей во всяком насилии зло, на пацифизм древнехристианской Церкви, часто ставит исследователей творений раннехристианских авторов в тупик: с одной стороны в них явная проповедь мира и любви, а с другой - признание законности казней преступников и войн, которые производила Римская империя. Так священномученик Киприан Карфагенский (†258г.) учит, что если идолопоклонников Бог велел умерщвлять в Ветхом Завете, то тем более это следует соблюдать во времена Нового Завета священномученик Климент Римский утверждает, что не всякое убийство зло, но только убийство невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам о невиновности законных начальников, производящих казни, учит священномученик Ириней Лионский († кон. II в.) св. мч. Иустин Философ (кон. I/нач. II в. - 165г.) в своей Апологии в доказательство истинности Бога христиан приводит свидетельство о чуде, совершенном воинами-христианами из войска императора Марка Аврелия, которое обеспечило ему победу над варварами другой апологет св. Афинагор Афинский считал, что общества, в которых процветает безбожие, кровосмешения и каннибализм должны истребляться « со всеми женами и детьми » Тертуллиан (155/60г.-220/40г.), как аргумент в защиту Церкви напоминает язычникам, что христиане наполняют военные лагеря и сражаются за империю Климент Александрийский восхваляет Моисея как царя и полководца, приводя его как достойный пример для и даже Ориген признает необходимость войн и свидетельствует, что христиане « ( сражаются) в молитвах к Богу за тех, которые ведут действительную войну, а равно и за тех, кои законно царствуют »

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/19/...

Кроме того, это было гонение не за веру, а за поджог, – неприязнь к иудеям была привычна, а ненависть к христианам еще не оформилась настолько, чтобы могло возникнуть особое гонение на саму их религию. Таким образом, факт целенаправленного преследования христиан говорит скорее об определенности ситуации в среде самого иудейского населения (включая прозелитов и сочувствующих), нежели об адекватности расхожих представлений о христианах извне, со стороны администрации и толпы. Книга Деяний Апостольских сохранила несколько эпизодов, проливающих свет на внешнее положение христианства в империи времени Нерона. В главе 18 ( Деян 18: 12 – 17 ) говорится о привлечении апостола Павла к суду по обвинению коринфских иудеев. Проконсул Галлион не усмотрел в его поведении ничего такого, за что можно было бы преследовать его законом. Для него это дело не выходило за пределы дозволенной иудейской религии, а сами иудеи пока ничего не разъясняли или, возможно, разъяснить убедительно для римлянина не могли. Другой случай описан в главах 18 и 21 (18: 35, 21: 27), когда апостола Павла заключает под стражу комендант Иерусалима Клавдий Лисий, который, в конце концов не найдя за ним никакой вины, направляет его к прокуратору Антонию Феликсу ( Деян 24 ); но и тот после выяснения сути дела посчитал Павла невиновным по закону. Иудеи обвиняют его в принадлежности к «назорейской ереси», но для прокуратора, как видно, это не более чем обычные ссоры иудеев между собой. Во времена Домициана (81 – 96 гг.), в последние годы его царствования, среди гонимого населения оказались также и христиане. Тогда апостол Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос. Традиция сохранили также имя Флавии Домициллы, жены некоего Флавия Климента, сосланной за исповедание Христа на остров Понтию (или Пандатерию) в 96 году. Однако эти гонения на христиан нельзя рассматривать обособленно от событий, связанных с взиманием иудейского налога и преследованием тех, кто не сделал предварительного заявления о своей принадлежности к иудейской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Обсуждая вопросы соотношения свободы и благодати, христ. понимания свободы и естественного нравственного закона, ап. Павел заложил основы последующей этической теории христианства. Одним из первых катехизических текстов, в к-ром излагается учение о грехах и добродетелях, является Дидахе . Учение о 2 путях - жизни и смерти - близко к галахической традиции ВЗ. Писания мужей апостольских во многом были посвящены темам личной или общественной нравственности. В трудах апологетов раннехристианских отчетливо проявились 2 тенденции: поиск положительного нравоучения в языческой философии и вместе с тем дистанцирование от нее. Особое внимание этике уделял Климент Александрийский , написавший нарочито нравоучительные тексты «Увещание к эллинам» и «Педагог». Важным этапом в развитии христ. нравоучения стали споры III в., связанные с икономией и акривией , т. е. различными пастырскими подходами в отношении к христианам, совершившим тяжкие согрешения. Авторы этого времени, среди к-рых наиболее известен сщмч. Киприан Карфагенский, писали о нравственном состоянии кающихся. В IV в. благодаря увеличению количества желающих принять крещение появилось множество специальных произведений, посвященных христ. нравственности (см. в статьях Крещение, Оглашение ). Обширная нравственно-аскетическая лит-ра возникла в среде монашества . Для VI и VII вв. характерно появление большого числа флорилегиев , включающих разделы нравственной тематики. Наряду с богословскими, катехизическими, аскетическими и гомилетическими сочинениями важную роль в развитии Н. б. играли также церковные каноны и корпус комментариев к ним. Большое значение имели покаянные номоканоны , пенитенциалы , канонарии, к-рые формально регламентировали нравственную жизнь христиан. Н. б. в католицизме Как наука Н. б. получило развитие на Западе в рамках схоластики, для к-рой было характерно обращение к античной моральной философии. Важными опытами изложения основ нравственности были сочинения Гильдеберта Турского († 1133), Петра Абеляра († 1142), Александра Гэльского († 1245), к-рый, в частности, полагал, что науку о нравственности необходимо отделить от догматики.

http://pravenc.ru/text/2577979.html

- Перейдем к Православию. Человеку, который выходит из неопротестантских сект или псевдохристианских культов, крайне сложно прийти в Православную Церковь, увидеть в ней Церковь апостольскую, библейскую. Как вы выбрали Православие? - Я думаю, что поворотных моментов было два. Во-первых, после того, как я понял, что такое «Свидетели Иеговы», я не потерял интереса к христианству и Священному Писанию. Передо мной стоял вопрос: а как все-таки правильно? Хорошо, «Свидетели Иеговы» - имитация христианства, культ человека, который провозгласил себя «верным рабом» Чарльза Но что дальше? И чем больше я пытался изучать Священное Писание самостоятельно, тем сильнее я убеждался, что смысл библейского текста не самоочевиден. Библия одна, но вариантов ее понимания множество. Это привело меня к мысли, что нужно искать подлинный смысл, что необходимо вернуться к истокам и понять, каким было христианство на пороге II века, сразу после апостолов. Помню, как пошел и купил книгу «Писания мужей апостольских». Я стал читать эти древнейшие тексты с маркером в руках. Хронологически они как раз следуют за Новым Заветом. Естественно, я был поражен: прочитав их, я увидел те фундаментальные вещи, которых придерживаются традиционные христиане. Например, меня, как человека, который долгое время исповедовал антитринитаризм (отрицание Святой Троицы), поразило, что ранние христиане почитали Христа как Бога. Я увидел идею о бессмертии души, хотя «Свидетели Иеговы» и адвентисты утверждают, что это позднее учение; о загробном воздаянии, о церковных Таинствах... От мужей апостольских я перешел к ранним апологетам - так началось мое увлечение раннехристианской литературой и изучение библеистики. Последнее также позволило глубже погрузиться в мир Священного Писания и понять, что Библия - это не автономный набор текстов, который чуть ли не упал с неба, а то, что передала, сформулировала Церковь. И когда это стало очевидно, я понял, что, если вы хотите серьезно относиться к Священному Писанию в том виде, в котором все его принимают, вы должны понять, что оно неразрывно связано с древней Церковью. Невозможно просто взять и вырвать его из контекста веры Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/11/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010