Автор, «Летописи церковных событий», преосв. Арсений, еписк. Кириловский, пишет: «в Антиохийском патриархате издавна (верно!) существовала некая рознь между паствой и патриархом из-за того, что епископские кафедры давались только Грекам». 317 Характеристику эту приводит почётный автор, когда ведёт речь о церковных событиях, относящихся к концу XIX-ro века. Такое констатирование розни между патриархом и антиохийской паствой его, конечно, должно иметь значение в наших глазах. Но только напрасно автор называет её «некой», правильнее было назвать её значительной; с другой стороны едва ли справедливо утверждает он, что патриархи только Греков ставили в архиереи: такой эллинизации высшего духовенства в арабском Антиохийском патриархате, кажется, никогда не было. Раньше мы имели случай сказать, при каких обстоятельствах в XVIII веке греческий фанариотский элемент появляется на Антиохийской патриаршей кафедре. Раз появившись здесь, он, как естественно, должен был внести свою закваску в управление церковью. Главным желанием Греков, восседавших на Антиохийской патриаршей кафедре – стало эллинизировать всё высшее духовенство, привести его —423— к такому же состоянию, какое отличало патриархат Иерусалимский. Но, однако, архиереи из туземцев арабов, сколько знаем, тут никогда не переводились. В начале 60-х годов XIX-ro века их здесь было шестеро, т.е. до половины общего их числа. 318 При предшественнике нынешнего патриархапатриархе Спиридоне число Греков на архиерейских кафедрах должно было бы, судя по человеческим соображениям, сильно возрасти. Вот что рассказывают об обстоятельствах поставления этого Спиридона в патриархи Антиохии. «Когда Фаворский епископ Спиридон выставил свою кандидатуру на Антиохийский престол и его эмиссары начали действовать, между прочим, и обещаниями греческих орденов, Иерусалимский патриарх Герасим созвал на совещание свой синод по этому предмету. На этом заседании потребовали от Спиридона, если он будет избран (Антиохийским синодом) в патриархи, клятвенного обещания быть всегда солидарным со святогробским Братством и рукополагать в епископы, в пределах Антиохийской патриархии, одних только Греков и преимущественно из Иерусалимского святогробского Братства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9) К Зонариным же по мысли можно отнести толкования в Пидалионе тех правил, в которых говорится о правах Константинопольского патриарха, собственно об отношении власти этого патриарха к другим – восточным патриархам: 9-го Халкидонского, по которому «аще на митрополита области епископ, или клирик, имеет неудовольствие, да обращается или к экзарху великой области, или к престолу царствующего Константинополя, и перед ним да судится»; 17-го того же собора, где повторено буквально тоже самое; 28-го, подчинившего патриарху Константинопольскому, бывшие дотоле автокефальными, митрополии Понта, Асии, Фракии, и где говорится о правах, предоставленных этому престолу отцами 2-го собора, как престолу нового Рима, царствующего града, равных с правами древнего Рима. Аристин в толковании 9-го Халкидонского, прямо замечает, что ни одному из патриархов, кроме Костантинопольского, не было предоставлено ни правилами, ни законами это особенное право (προνμιον) судить митрополита, подведомого другому патриарху. Вальсамон в толкованиях на указанные правила не говорит ничего о преимуществе Константинопольского патриарха в судных делах и, кажется, не признает его, потому что в толковании 12-го Антиохийского правила говорит, что решения патриархов не подлежат апелляции (γκλτ οχ πκεινται), и отвергает мнение тех, которые утверждали, будто в силу этого 12-го Антиохийского правила решение Иерусалимского патриарха могло быть пересматриваемо Антиохийским патриархом, решение Антиохийского – Александрийским и так далее. Тем не менее, Вальсамон в других местах указывает на некоторые преимущества Константинопольского патриарха перед прочими только не в судных делах. Так в толковании 16-го Апостольского кратко указывает 3-ю новеллу Юстиниана, которой этому патриарху предоставлялось право, подобное тому, каким пользовался Карфагенский епископ – брать для служения в своей церкви чужих клириков, и в толковании 10-го 7-го Вселенского собора подробнее излагает это же право: «одному, говорит, Константинопольскому патриарху позволяется принимать чужих клириков и без отпускных грамот от рукополагавших их епископов, если только они имеют грамоты, свидетельствующие о поставлении их в клир», почему мне и кажется, продолжает Вальсамон, что патриарх и хартофилакс его в праве разрешить служение чужому клирику и в царствующем граде, (т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Царь хотел послать царице ратников, но и этого не нашли возможным, по причине отдаленности той страны. И царица хотела прислать царю войско, сражающееся луком и стрелами, по также (отказалась от этого) вследствие дальности расстояния, так как сочли, что нужно шесть лет для пути туда и обратно, а это вещь невозможная. Казаки привезли с собою пленников, которые сообщили о своей стране, что там есть церкви и колокола, в кои постоянно звонят, и что они совершают поклоны, но никто не знает кому, ибо христианская вера, за давностью времени, ими забыта. В древнем тактыконе (уставе) антиохийского патриарха упоминается об одной из четырех кафолических стран в таких словах: „третья кафолическая страна есть Хота и Хатай“. Мы находим теперь очевидные признаки справедливости этого в том, что они звонят в колокола и совершают поклоны. Имея основание в своих книгах, мы сказали им, что они входят в состав области патриарха антиохийского, чему они удивились. Патриарх Никон сообщил, что он послал к ним пятьсот священников, которые крестят их ночью и днем. Он сказал: „они уведомили меня, что ежедневно крестят более двадцати тысяч». Так он рассказывал. Не знаем, правда это или ложь – Бог весть. Эта страна, как говорят, лежит за морем-океаном и представляет ряд крепостей по берегу моря. Со стороны Московии нет туда иного пути, как только сушей. По этой причине, как говорят, король Испании завоевал часть этой страны и из нее получил свое серебро. Что касается золотого султана, то страна его близка к внешней (передней) Сибири (и лежит) между севером и востоком. Султан этот покорился при отце теперешнего царя: казаки завоевали его страну и привели его к покорности. Он ежегодно присылает в виде дани царю слитки золота, – ибо у него есть золотой рудник – седла, расшитые золотом и др., породистых лошадей и чудесные кольчуги из желтой меди, которая тверже стали. Говорят, что расстояние до его страны составляет около года пути. Жители ее безобразны лицом и более дики, чем Лопани; на шее у них всегда висят большие деревянные четки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время патриаршества Иерофея совпало с трагическими событиями: гражданская война, начавшаяся в 1860 г., привела к массовым погромам и убийству десятков тысяч христиан. Насилие было спровоцировано недовольством экономическим благосостоянием христиан и ростом их влияния в сирийском обществе. В Ливане и прежде вспыхивали друзско-маронитские войны (1841, 1845 гг.), но полномасштабный конфликт, в который были втянуты и православные, случился впервые. Резня прекратилась лишь после вмешательства французских войск, последствием которого стало предоставление Ливану автономии. В результате двенадцатидневного пожара в Дамаске были уничтожены все православные храмы и здание патриархии, много церквей было разрушено в других городах. Восстановлением зданий и воссозданием пошатнувшегося финансового положения патриархии и занялся в последующие годы своего правления патриарх Иерофей. Β 1872 г. митрополиты-арабы в Бейруте пытались (хотя и неудачно) низложить патриарха Иерофея I. После смерти в 1891 г. патриарха Герасима греко-арабский конфликт вспыхнул с новой силой: арабские митрополиты вновь попытались провести своего кандидата на престол, но греческой партии удалось добиться избрания своего ставленника, митрополита Фаворского Спиридона, однако под давлением Порты, арабской партии и арабской дипломатии патриарх Спиридон вынужден был 15 апреля 1897 г. добровольно оставить кафедру. Синод раскололся: меньшая часть епископов требовала включить в каталог избирателей представителей других Патриархатов (такая практика была принята в то время), большинство настаивало на том, что избирать патриарха должны представители самой Антиохийской церкви. После долгих прений епископы-арабы, не пригласив греков, самостоятельно избрали 27 апреля 1899 г. новым патриархом митрополита Лаодикийского Мелетия Думани (1899–1906) – первого почти за два столетия араба на антиохийской кафедре. Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский Патриархаты прервали общение с Антиохийской церковью, так как посчитали избрание нового патриарха неканоничным. Со своей стороны патриарх Мелетий II Думани начал проводить последовательную и жесткую антигреческую политику, запретил совершение богослужения на греческом языке и изгнал всех епископов греческого происхождения. По мнению некоторых греческих ученых, Антиохийский Патриархат «фактически в это время управлялся русскими».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мае 1652 г. через Дамаск и Халеб проехал известный рус. церковный деятель и дипломат Арсений (Суханов) , направлявшийся из Иерусалима в Грузию (Проскинитарий Арсения Суханова, 1649-1653 гг. СПб., 1889. С. 93-97. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21)). Вероятно, он разминулся с М., который в это время посещал города Сармин и Килис и вернулся в Халеб только 1 июня (впосл. Арсений встречался с М. в Валахии, а став келарем Троице-Сергиева мон-ря, принимал его в обители во время пребывания патриарха в России). В Халебе М. провел последние перед отъездом рукоположения (кафедры Эз-Забадани, Аккара, Триполи). В архиерейских хиротониях М. ярко проявилось доминирование в Антиохийской Церкви халебской общины: из 11 новопоставленных митрополитов 5 были выходцами из Халеба и не было ни одного уроженца Дамаска, столицы Патриархата. Первое путешествие (1652-1659) Путешествие М. ко дворам христианских государей было описано его сыном архидиак. Павлом Алеппским - это объемное сочинение стало вершиной арабо-христ. литературы раннего Нового времени и ценнейшим источником по истории и этнографии народов Вост. Европы. В июле 1652 г. М. покинул Халеб и направился в Латакию. Собрав там с местных христиан десятину, он приехал в Антиохию, где его ждали архидиак. Павел и др. спутники, и вместе с ними отправился далее сухим путем. В авг. они проехали по киликийскому побережью (Искендерун, Адана), по дороге патриарха торжественно встречали жившие в Киликии греки-киприоты. Осенью М. побывал в Конье (посетил гробницу персид. поэта-суфия Джелал ад-Дина Руми), Бурсе и Муданье, откуда отплыл в К-поль. Письмо Антиохийского патриарха Макария III царю Алексею Михайловичу от 1 ноября 1656 г. (ГРАДА. Ф. 52. Оп. 2. 565) Письмо Антиохийского патриарха Макария III царю Алексею Михайловичу от 1 ноября 1656 г. (ГРАДА. Ф. 52. Оп. 2. 565) По прибытии в османскую столицу (20 окт.) М. изменил планы, решив посетить помимо Молдавии и Русское гос-во. К-польский патриарх Паисий I 24 нояб. подписал адресованную рус. царю Алексею Михайловичу грамоту с извещением о будущем приезде в Россию своего антиохийского собрата и с просьбой о милостивом его приеме, которую, по-видимому, передал М.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

Таким образом, власть Вселенского Престола и закончила спор. Поставлен был на Александрийскую кафедру выдающийся Иерарх, уже бывший до того времени на Константинопольской кафедре, Софроний IV (1870-1899) . Антиохийский Патриархат. В турецкий период (с XVI в.) здесь сохранился обычай местного избрания Патриархов и именно из арабских клириков, но воля церковного Константинополя всегда была, так сказать, на пороге вмешательства. Известный Патриарх Макарий (1648-1672), участник в суде над русским Патриархом Никоном, оставил по себе преемником молодого, 20-летнего внучатого племянника Кирилла. Синод Константинопольского Патриарха, узнав об этом, поставил со своей стороны другого Патриарха в Антиохию — Неофита. 25. Тогда Кирилл поехал объясняться пред Константинопольским Синодом. Его самоличная апелляция имела успех. Он был признан в его сане, но и Неофит оставлен рядом с ним в звании Патриарха Антиохийского. Конечно, это породило дальнейшие споры и послужило соблазном для новых попыток двоевластия. 26. Клирики Митрополии в Алеппо захотели иметь своим владыкой монаха Афанасия, которого отверг Патриарх Кирилл. Тогда они апеллировали к Вселенскому, и тот Афанасия поставил Митрополитом, а Кирилла низложил. Патриархат через это ввергнут был в прискорбные и очень вредные распри, использованные латинской пропагандой для успехов так называемой Сирийской унии... 27. Смута продолжалась. Местный летописец сообщает: „Алеппинцы по злости и упорству восстали против Антиохийского Патриарха Сильвестра (1724-1766 г.) и, истратив много денег, принесли на него жалобу Высокой Порте, а потому освободились от подчинения ему”. Такая жалоба равносильна апелляции ко Вселенскому Патриархату, ибо дело по принадлежности поступало к Константинопольскому Патриарху с его Синодом. Поэтому, летописец и добавляет, „это произошло через Паисия, Патриарха Константинопольского, и Хрисанфа Иерусалимского, который не любил Сильвестра”. По смерти Патриарха Сильвестра (в 1766 г.) Вселенский Патриарх Самуил, под предлогом прекращения смуты, без спроса Антиохийской паствы, послал ей готового Патриарха из Константинополя, Филимона.

http://predanie.ru/book/219482-praktika-...

Осмелюсь присовокупить еще одно замечание: назначение Фаворского в Антиохию благоприятно равномерно и для Иерусалимского Престола; с одной стороны, оно послужит к усилению благих отношений между двумя соседними престолами, ибо Фаворского любят в Иерусалиме, а с другой – положит конец многим проискам иерусалимским противу Патриарха Кирилла и, может быть, ускорит желанную пору возвращения его самого в Палестину. С глубочайшим почтением и пр. АВП РИ, ф. 180 (Посольство в Константинополе), оп. 517/1, ед. хр. 743, л. 217–218. 126. Из письма В.П. Титова к К.М. Базили Буюкдере 21 октября 1850 г. Подлинник С истинным удовольствием уведомляю Вас, что сие избрание последовало на днях со стороны здешнего здесь Патриарха и Синода. Его Святейшество представил уже Порте такрир для исходатайствования формального признания преосвященного Иерофея в новом сане и выдачи берата на его имя. Несмотря на остатки недоверия с прошлых лет, питаемого к сему пастырю турецким правительством, можно, кажется, ласкать себя надеждою, что сие назначение не встретит сопротивления Порты. Лишь бы только между здешними греками при посредстве сирийских епископов, собственно сохранивших заветное право канонического выбора, не возбудили новых происков и затруднений против благополучного окончания дела... АВП РИ, ф. 180 (Посольство в Константинополе), оп. 517/1, ед. хр. 743, л. 379. Материальная и просветительная помощь восточным патриархатам в 1830–1850-е гг 127. Постановление Св. Синода о пожертвованиях в пользу патриархов Александрийского и Антиохийского С.-Петербург 27января 1839 г. Копия 1839 года генваря 27 дня по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт синодального члена, преосвященного Серафима, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, полученный сего 27 числа, при котором, во исполнение указа Святейшего Синода от 19 ноября 1838 года за 9256, представляет жертвуемые для Блаженнейших Патриархов Александрийского и Антиохийского: от Новгородского Архиерейского дома и Александро-Невской Лавры архиерейские облачения с разными, для таковых же облачений, материями в штуках, ризничные вещи, подробно означенные в прилагаемых при том рапорте двух описях, и 3 000 рублей денег; да сверх того, собственно от него, преосвященного митрополита: на платье Патриарху Александрийскому синего рацемору одну штуку в восемнадцать аршин, белой французской тафты одну штуку в шестнадцать аршин четыре вершка, объяри дикой с фиолетовыми полосками одну штуку в пятнадцать аршин и пояс, шитый шелками по серебряной канве; да деньгами в пользу того же Патриарха тысячу пятьсот рублей и в пользу Патриарха Антиохийского – тысячу рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В заключение необходимо прибавить, что Антиохийский патриарх, пользуясь ipso jure отмеченными многочисленными правами и прономиями, разделяет некоторые из них с подчиненными ему митрополитами, а также с священным синодом, патриаршим и смешанным советом и, в силу такой совместной деятельности, получает и фактическую возможность представительствовать от имени всей Антиохийской церкви и ее паствы. IV. Порядок избрания Антиохийского патриарха В виду высокого назначения Антиохийского патриарха, существует особый порядок его избрания на престол, подробно изложенный в новом «Уставе православного Антиохийского патриархата» который был переработан после кончины патриарха Мелетия. Когда Антиохийский патриарший престол окажется вакантным, вследствие смерти пли низложения патриарха, немедленно избирается местоблюститель престола. Находящийся в Дамаске епитроп или наместник бывшего патриарха по телеграфу предлагает всем правящим митрополитам Антиохийской церкви и патриаршему наместнику в Антиохии в течение десяти дней со времени приглашения указать одного из местных иерархов в качестве кандидата на пост местоблюстителя. С таким же предложением наместник обращается и к священникам города Дамаска, а также к членам светской комиссии при патриархии, или димогеронтии, которые в особых своих заседаниях и намечают одного из иерархов Антиохийской церкви кандидатом местоблюстительства и имя его письменно сообщают патриаршему епитропу. На одиннадцатый день после приглашения в патриархии, под председательством патриаршего епитропа, устраивается заседание для избрания местоблюстителя, в присутствии находящихся в Дамаске митрополитов Антиохийской церкви. На этом заседании каждый из присутствующих иерархов письменно указывает угодного ему кандидата местоблюстительства, а также вскрываются бюллетени, присланные епархиальными архиереями, антиохийским патриаршим наместником, священниками Дамаска и светскою комиссией при патриархии. Тот из иерархов Антиохийской церкви, который получил большинство голосов на этом избирательном собрании, объявляется местоблюстителем престола. В случае же равенства голосов, поданных в пользу двух кандидатов, вопрос решается жребием, и на кого падет избирательный жребий, тот и провозглашается местоблюстителем. Но «Уставом» Антиохийской церкви безусловно требуется, чтобы местоблюститель патриаршего престола избирался обязательно из среды местных туземных иерархов, в отличие от прежней практики, допускавшей к этому избранию иерархов из других восточных патриархатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

  Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя фи тарих батарика аль-каниса аль-Антакийя (Полная истина об истории патриархов Антиохийской Церкви). Байрут, 2006 [Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских Патриархов//Труды Киевской духовной академии. 1874. 6. С. 346–457]; Абдаллах ибн Трад аль-Байрути.Мухтасар тарих аль-асакифа аллязин раку мартаба риасат аль-каханут аль-джалиля фи мадина-т Байрут (Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута). Байрут, 2002 (далее – Абдаллах Трад. Мухтасар тарих аль-асакифа) [Русские переводы: Сказание о Сирийской унии/Труды Киевской духовной академии. 1874. 9. С. 491–553; Из бейрутской церковной летописи XVI–XVIII вв.//Древности Восточныя. Т. 3. Вып. 1. М., 1907. С. 1–89]; См. об этих источниках: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: первые три столетия. М., 2012. С. 556–560. Соколов И. И. Церковные события в Сирии в конце XVII и в начале XVIII в.//Сообщения Императорского православного Палестинского общества. 1912. С. 312–346. Рукопись ИВР РАН, В–1227, л. 31–38 об. Существовало также несколько копий этого трактата Макария. Данный источник использовался Жозефом Насралла и в недавнее время Карстеном-Михаэлем Валбинером: WalbinerC.-M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einigen zeitgenossischen Quellen/Oriens Christianus. Band 82. 1998. P. 99–152; idem. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1665 bis 1724 nach einigen zeitgenossischen Quellen/Oriens Christianus. Band 88. 2004. P. 36–92; idem.Bishoprics and Bishops of the Greek Orthodox Patriarchate of Antioch in the 16 th and 17 th Centuries//Тарих каниса Антакийя ли-р-рум аль-уртудукс: айя хусусийя? (Специфика истории православной Антиохийской церкви). Баламанд, 1999. P. 121–134. Недавно опубликован русский перевод трактата: Панченко К. А. Митрополиты и епархии православной Антиохийской Церкви в описании Патриарха Макария III аз-За’има (1665 г.)//Вестник церковной истории. 2012. 1/2(25/26). С. 116–157.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

493 Корб И.Г. Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента/Перев. с латин. Б.Женева и М.Семевского. – М., 1868 – С. 258. 496 Таннер, Бернгард. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678. – М., 1891. – С 57–60. 498 Павел Алеппский «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине 17 века». – М., 1896. – С. 53, 54, 62, 74, 108, 109. 504 Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине 17 века. – М., 1896. С. 53, 62; вып. 2. С. 54, 74, 109. 506 Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в России в половине 17 века. – Т. 3. – М., 1896. – С. 115–116. 508 Корнелий де Бруин (Корнилий Лебрен) – голландский путешественник и живописец. Посетил Россию дважды: в 1701–1703 и в 1707–1708 гг. 509 Путешествие через Московию Корнилия де Бруина/Перев. П.П. Барсова. – М., 1873. – С. 80, 81, 84. 511 Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф.В.Берхгольца. 1721–1725/Пер. с нем. И.Ф. Аммон. – Ч. 2. – М., 1902. – С. 36. 513 В 1709 г. никакого колокола для Троицкой лавры не отливалось. Самый большой лаврский колокол, отлитый на рубеже 17–18 вв. весил 3555 пудов, вторым по величине был колокол Ф.Моторина (1275 пудов), третьим – Годуновский колокол А. Чохова (1080 пудов). 514 Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф.В.Берхгольца. 1721–1725/Пер. с нем. И.Ф. Аммон. – Ч. 2. – М., 1902. – С. 180. 523 Monferrand Auguste Ricard. Description de la grande cloche de Moscou. – Paris, 1840. – C. 5–11. 524 [Спасский Г. О колоколах достопримечательных по своей величине//] Горный журнал. – 1833. – Ч. 1, кн. 1, разд. 6. – С. 123–134. 530 См.: Предисловие Стасова В.В. к книге: Израилев А.А. Ростовские колокола и звоны. – СПб., 1884. С. 6. 532 Пекинский колокол “Та-Чжун” весит около 40 тонн, т.е. более чем на 1500 пудов меньше указанного веса. 542 Мекензи Уоллес, известный корреспондент газеты «Times», прожил в России более 6 лет, изучая ее язык, нравы, обычаи и историю. Им написана большая книга «Россия», переведенная на все европейские языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010