В приложении к настоящей статье публикуются 2 грамоты Антиохийского Патриарха Макария о неканоничности перекрещивания католиков: Патриарху Никону (от 25 декабря 1657 г.) и царю Алексею Михайловичу (от 5 апреля 1657 г.). Документы известны только в церковнославянском варианте. Основной текст в них почти совпадает. Послание к царю более пространно, оно содержит введение с просьбами о материальной поддержке. Грамота царю Алексею Михайловичу сохранилась в архиве Посольского приказа: РГАДА, ф. 52 (сношения с Грецией), оп. 1 (1657 г.), 24 («Приезд в Москву иеромонаха Даниила, протосингела антиохийского, с вестовыми от тамошняго Патриарха грамотами») — в числе других посланий Патриарха, переданных иеромонахом Даниилом. Грамота Патриарха Макария Патриарху Никону сохранилась среди Патриарших свитков: ГИМ, Синодальное собр., 1049 (славян.). Послание Патриарху Никону, в отличие от послания царю, копировалось и получило распространение в рукописной традиции в конце XVII — начале XVIII в., примером чему служат рукописиРНБ, собр. Погодина, 1579. л. 67–69 об. (далее — Погод.); РГБ, собр. Беляева, 139 ⁄ 1 1643), л. 1–4 (далее — Бел.); РГБ, Рогожское собр., 221, л. 50–53 (далее — Рогож). Документ в Патриаших свитках является подлинником и содержит подпись Патриарха Макария. Документ в делах Посольского приказа — копия, сделанная ввиду того что оригинал был отправлен царю в его загородную резиденцию село Покровское. Разночтения в послании Патриарха Макария Патриарху Никону приводятся по 3 вышеуказанным спискам. Грамоты Антиохийского Патриарха Макария против перекрещивания католиков 1657 г. 5 апреля — Послание царю Алексею Михайловичу (Л. 3). Список с грамоты, что писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, Антиохийскои Патриарх Макарии в нынешнем во 165м году июня в 24 день. Макарии, милостию Божиею Патриарх святаго Божия града великия Антиохея и всего Востока 31 . Благочестивому, и христолюбивому, и во Христе Бога благоверному, Богом избранному и святем елеом помазанному верному слуге Христове, крепкому хранителю и поборнику святыя православные христианские веры, великому князю Владимирскому и самодержавному царю Московскому Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержец, содержащаго скифетро великих государств на Востоце и на Севере, обладатель Киевский, Новгородцкий, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Иверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новаго Города Низовские земли, (Л.

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

—429— не могу выносить. Ещё просим вас, ради литургии, которую вы совершаете, не медлить ответом, ибо после этого от нас другого не получите». 327 Вообще, как оказывается, униаты антиохийского патриархата потом главным образом медлили переходом в православие, что они не желали опять попасть под власть патриарха-грека. По мнению Кирилла Мелитопольского, «скорому положительному разрешению, обнаруживавшегося среди сирийских униатов, стремления к воссоединения с церковью больше всего препятствовала вражда между иерархией – греческой и паствой – арабской. Вражда эта была настолько сильна, что эти униаты изъявили желание возвратиться в православие под единственным условием, чтобы им не быть в подчинении у антиохийского патриарха». Униаты боялись (и по рассуждению преосвящ. Кирилла они были правы в этом отношении) «притеснений, обид и злоупотреблений, которые, по принятому здесь порядку, не замедлят явиться» в случае если униаты опять попадут под власть греческой патриархии. 328 В том же роде рассуждает и современный нам востоковед г. Хитрово. «Будет во главе Антиохийской патриархии местный уроженец и число униатов, – говорит он, упадёт на половину и более, останется же во главе её пришлый архипелажец или пелопонесец и в таком размере уменьшится число православных. Отстаивание Грека-патриарха НА Антиохийском престоле равняется преданию сотни тысяч православных в унию». 329 К счастью, в настоящее время нет надобности доказывать, что у православных сирийцев патриархом может быть только сириец: теперь патриарх и паства Антиохийского патриархата единоплеменны. Как относились к своей пастве епархиальные архиереи Антиохийского патриархата из числа Греков мы не знаем; вероятнее всего, индифферентно. Что же касается епархиальных архиереев из Арабов, то они попечительно и задушевно относятся к своим пасомым. Высшее духовенство, если оно единоплеменно со своей паствой, то оно живёт с нею, по уверению наблюдателей, одним серд- —430— цем, заботясь о ней, насколько в его силах и борясь до истощения, как со своими единоверными, но иноплеменными сослуживцами, так в особенности с надвигающимися из всех стран инославными пропагандистами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Рассудите по справедливости, — пишет обнищавший пастырь, — и прикажите, что делать и кому описать свое положение? Я дошел до крайности в нужде. Кто же терпит, что я терплю, я, который так работал для Церкви? Вот моя награда от вашего блаженства: я оставлен беспомощным, нуждающимся, как сирота, с меня этого довольно, я готов и умереть, потому что нищеты этой не могу выносить. Еще просим вас ради литургии, которую вы совершаете, не медлить ответом, ибо после этого от нас другого (письма) не получите. " Вообще, как оказывается, униаты Антиохийского патриархата потому главным образом медлили с переходом в Православие, что они не желали опять попасть под власть патриарха-грека. По мнению Кирилла Мелитопольского, " скорому положительному разрешению обнаруживавшегося среди сирийских униатов стремления к воссоединению с Церковью больше всего препятствовала вражда между иерархией — греческой и паствой — арабской. Вражда эта была настолько сильна, что эти униаты изъявляли желание возвратиться в Православие под единственным условием, чтобы им не быть в подчинении у Антиохийского патриарха. " Униаты боялись (и, по рассуждению преосв. Кирилла, они были правы в этом отношении) " притеснений, обид и злоупотреблений, которые, по принятомуздесь порядку, не замедлят явиться " в случае, если униаты опять подпадут под власть греческой патриархии. В том же роде рассуждает и современный нам востоковед г-н Хитрово. " Будет во главе Антиохийской патриархии местный уроженец, и число униатов, — говорит он, — упадет наполовину и более, останется же во главе ее пришлый архипелажец и пелопоннесец, и в таком же размере уменьшится число православных. Отстаивание грека-патриарха на Антиохийском престоле равняется преданию сотни тысяч православных в унию. " К счастью, в настоящее время нет надобности доказывать, что у православных сирийцев патриархом может быть только сириец: теперь патриарх и паства Антиохийского патриархата единоплеменны.    Как относились к своей пастве епархиальные архиереи Антиохийского патриархата из числа греков, мы не знаем: вероятнее всего, индифферентно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

земли) и архидиак. Павел Алеппский. М. отправился в путь весной 1664 г. Он пересек Вост. Анатолию, посетив г. Малатью и сел. Чемишгезек в верховьях Евфрата - резиденцию Эрзурумских митрополитов. Архиерейские престолы Вост. Анатолии часто пустовали ввиду своей географической удаленности и слабых связей с церковно-политическими центрами Антиохийского Патриархата. М. стал свидетелем глубокого упадка местных правосл. общин, насчитывавших не более 700 семейств на всем пространстве Армянского нагорья. В своих записках патриарх сообщал, что учил православных верхнего Евфрата основам христ. жизни и возвел одного из достойных местных уроженцев в сан Эрзурумского митрополита. В кон. июня 1664 г. М. еще находился в Эрзуруме (оттуда он отправил с грамотами в Рим хиосского грека Симеона, называвшего себя Исфаханским митрополитом). Далее патриарх продолжил путь, направляясь, очевидно, в Тбилиси, столицу царства Картли. Судя по колофонам М. в его рукописи-автографе (ИВР РАН. В 1227), 26 сент. 1664 г. он находился в Кутаиси, столице Имерети, 4 авг. 1665 г.- в одном из мон-рей Мегрелии. Зимой 1664/65 г. М. и Павел поднимались в горы Абхазии и Сванети, где патриарх пытался возродить христ. традиции у горных племен, когда-то православных, но в значительной части утративших представления о своей вере. Павел писал о мн. тысячах местных жителей, крещенных его отцом (Грузия в XVII ст. 1905. 3. С. 441-458; 5. С. 66-93; Панченко. Православные арабы и Кавказ. 2013. С. 388). Рукопись-автограф патриарха Макария III Антиохийского (ИВР. РАН. Д 1227. Л. 85 об.— 86) Рукопись-автограф патриарха Макария III Антиохийского (ИВР. РАН. Д 1227. Л. 85 об.— 86) В начале лета 1665 г. в Дамаск прибыл посланник рус. царя Мелетий Грек с приглашением М. отправиться в Москву для участия в суде над патриархом Никоном, поскольку тот настаивал, что рассматривать его конфликт с царем правомочны только вост. патриархи. Не застав патриарха в Сирии, Мелетий, к к-рому уже присоединились Александрийский патриарх Паисий и Синайский архиеп. Анания, выехал вслед за М. в Грузию. В Тбилиси он узнал, что М. находится в Имерети. После долгой переписки с Антиохийским патриархом и настойчивых приглашений прибыть в Тбилиси Мелетий сам отправился в путь и встретился с ним на границе Картли и Имерети. Получив царское приглашение, М. долго колебался, прежде чем решиться ехать в Москву. Возможно, определяющее влияние на него оказали царь Картли Вахтанг V (Шах-Наваз-хан) и его сын царь Кахети Арчил II, к-рые убедили Антиохийского патриарха выступить их дипломатическим посредником в контактах с Москвой и склонить рус. царя к оказанию военной помощи груз. единоверцам.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

3 А приехав на Терек, воеводе Ивану Ржевскому подать великого Государя грамоту. 4 И говорить ему: будет Паисий, папа и патриарх александреской, и Макарий, патриарх антиохийской, на Терек пришли, и он бы к великому Государю отпустил их с ними не замотчав, и корм и питье в дорогу им дал по росписи, какова у них, подьячих, под сими статьями. А наперед своего отпуску отписати о том к великому Государю и отписку послать стадным наскоро. 5 А будет они, патриархи, на Терек не пришли, и им о том говорить, чтоб воевода Иван Ржевский для проведыванья патриархов посылал тайно в Тушинскую и в Дадьянскую и в Иверскую и в Грузинскую и в Персицкую земли русских людей и иноземцов, каво пригоже, и оттого давал им великого Государя жалованье не малое, чтоб одноконечно доведатца подлинно, идут ли они к Москве и в которых местех и сколь скоро чаять их приезду на Терек. А на Москве ведомо было, что антиохийской патриарх был в Иверской земле, а в Персицкой земле сказывали про патриарха, что пришол в Тефлинскую землю, а который патриарх, того не ведомо. И он бы в те места потому ж посылал тайно, чтоб тем проведываньем не учинить им в дороге какой злой причины от бусурманов. И сю статью ведать про себя одному и посыльщиком про то приказывать глухо, нет и в которых местех патриархов. От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, на Терек, воеводе нашему Ивану Андреевичу Ржевскому. Ведомо нам великому Государю, учинилось, что Паисий, папа и патриарх александрейской, и Макарий, патриарх антиохийской, идут к нам, великому Государю к Москве, через Грузинскую землю, и для подлинного проведыванья посланы с Москвы на Терек Приказа наших государевых тайных дел подьячие, Еремей Полянской да ……, да с ними стадный конюх. И как к тебе ся наша, великого Государя, грамота придет, а александрейской и антиохийской патриархи на Терек пришли, и ты б их к нам, великому Государю, отпустил с теми подьячими не замочав, и корм и питье в дорогу им дал по росписи, какова послана с подьячими, с Еремеем Полянским да……, да о том отписал к нам, великому Государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Архив Пн Представителю Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси вручена награда МИД Российской Федерации 29 мая 2017 г. 20:48 24 мая 2017 года министр иностранных дел России С.В. Лавров вручил митрополиту Филиппопольскому Нифону почетную награду внешнеполитического ведомства страны. Церемония награждения прошла в ходе заседания коллегии МИД Российской Федерации. В нынешнем году отмечается 40-летие служения митрополита Нифона на посту представителя Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси. Иерарх Антиохийской Церкви удостоен награждения нагрудным знаком «За взаимодействие» во внимание к «значительному вкладу в развитие традиционно дружественных российско-арабских связей». Награждение состоялось по представлению Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. «Я очень тронут вашим вниманием и высокой оценкой моего многолетнего служения русскому народу, который стал мне родным, сказал митрополит Нифон после награждения. Я прошел здесь большую жизненную школу, церковную и дипломатическую. У вас русских дипломатов я учился умению отстаивать принципиальные позиции и уважать мнение других. Я всегда восхищался вашим служением Отчизне и патриотизмом, тем, как вы с великим достоинством защищаете интересы своего народа». Представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси пожелал сотрудникам российского МИД и их руководителю сил, мудрости, долготерпения и успехов в служении во славу своей страны. Нагрудным знаком «За взаимодействие» Министерства иностранных дел Российской Федерации награждаются граждане страны, иностранные граждане и лица без гражданства за активную совместную работу с МИД России по развитию двустороннего сотрудничества, популяризацию русского языка и культуры, осуществление проектов по поддержке соотечественников, за заслуги в развитии двусторонних отношений с Российской Федерацией, содействие в укреплении мира и дружественных отношений между государствами. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4918746.ht...

Кондаков Н.П. – Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб. 1904. Кораев ТК. – Кораев Т.К. Мусульманско-христианские отношения в Египте и Сирии эпохи монголо-мамлюкских войн (вторая половина XIII – первая половина XIV в.)/Вестник Московского университета. 2005. 4. С. 37–51. Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. – Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература/Избранные сочинения. Т 4. М.-Л. 1957. Крачковский И.Ю. Арабские рукописи Григория IV. – Крачковский И.Ю. Арабские рукописи из собрания Григория IV, патриарха Антиохийского (Краткая опись)/Известия Кавказского Историко-Археологического института. Т. 2. 1917–1925. С.1–19. Крачковский И.Ю. Грамота Иоакима IV. – Крачковский И.Ю. Грамота Иоакима IV, патриарха Антиохийского, львовской пастве в 1586 году/Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л. 1960. Т. 6. С. 445–454. Крачковский И.Ю. Оригинал Ватиканской рукописи. – Крачковский И.Ю. Оригинал Ватиканской рукописи арабского перевода Библии/Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л. 1960. Т. 6. С. 472–477. Крачковский И.Ю. Письмо Г. Адама из Венеции. – Крачковский И.Ю. Письмо Г. Адама из Венеции/К описанию арабских рукописей Публичной библиотеки//Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л. 1960. Т. 6. С. 478–486. Крачковский И.Ю. Путешествие Антиохийского патриарха Макария. – Крачковский И.Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского как памятник арабской географической литературы и как источник по истории России в XVII века/Избранные сочинения. Т. 1. М.-Л. 1955. Кривов М.В. – Кривов М.В. Отношение сирийских монофизитов к арабскому завоеванию/ВВ. Т. 55. С. 95–103. Кривов М.В. Арабы-христиане. – Кривов М.В. Арабы-христиане в Антиохии XXI вв./Традиции и наследие Христианского Востока. М. 1996. С. 247–255. Крымский А.Е. – Крымский А.Е. История новой арабской литературы. М. 1971. Кузенков П.В., Панченко К.А. – Кузенков П.В., Панченко К.А. «Кривые Пасхи» и Благодатный огонь в исторической ретроспективе/Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 2006. 4. С. 1–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будем также помнить, что в Константинопольской Церкви на ряду с Синодом уже 50 лет существует народный постоянный смешанный Совет, состоящий из 12 членов, 4 архиереев и 8 мирян, избираемых на 2 года на особых собраниях. Совет действует под председательством одного из духовных членов или самого патриарха, когда он присутствует на заседаниях Совета. К ведению Совета относится церковные дела, касающиеся имуществ, школ, разных благотворительных учреждений и т.п. Но кроме того по Уставу Смешанного Совета члены его обязаны обращать внимание и на то, чтобы патриарх прилагал попечение и ревность к хорошему устройству православных святых мест в пределах Турции и к прекрасному управлению их имуществом. Каждый из членов Совета, как и всякий православный христианин, узнав о каких-либо уклонениях клира, должен сообщить об этом патриарху и Синоду, чтобы были приняты необходимые меры. Самая печать употребляемая Смешанным Советом состоит из трех частей. Одна из них находится в распоряжении духовных членов Совета, а две в распоряжении его светских членов. Ключ же от нее находится у патриарха. Членам Смешанного Совета и другим представителям мирян отведена значительная роль и в деле избрания Константинопольского патриарха 65 . Подобно этому в Антихийской Церкви существуют Смешанные Советы во всех ее епархиях, при чем особенное значение естественно получил Смешанный Совет в епархии патриарха в г. Дамаске. Но время патриаршества недавно умершего Мелетия был составлен проект преобразования устройства церковного управления. На ряду с патриаршим Синодом, который под председательством патриарха составляют два епархиальных архиерея (митрополиты), сменяющиеся в известный срок, и два архимандрита или епископа, живущие при патриархе, в Антиохийской Церкви должен быть центральный Смешанный Совет. В состав этого совета входят 4 духовных лица, члены Синода, и 8 светских, из коих 4 представителя православного населения г. Дамаска, а 4 от других епархий. Эти последние избираются всеми 12 епархиями Антиохийской Церкви от каждой по одному, но в заседаниях Смешанного Совета они участвуют лишь в количестве 4 в 3 смены по очереди от каждых четырех епархий. Председательствует в Совете старший из митрополитов по рукоположению, а иногда сам патриарх. Из церковных дел к кругу ведения Совета относятся дела, касающиеся церковного имущества, доходов и расходов всех монастырей и церквей, забота о разных благотворительных учреждениях и вообще о внешнем благоустройстве Церкви. После смерти патриарха Смешанный Совет участвует в избрании его местоблюстителя, а затем и самого патриарха. По отношению к Антиохийской Церкви можно сказать, что вообще в делах церковных значение мирян далеко не мало 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Приравнивая Константинопольского патриарха к папе, Вальсамон ясно относил к первому все судебные прерогативы, признаваемые им за папой. Наиболее выдающейся среди этих прерогатив было право Рима выслушивать апелляции не удовлетворенных судом провинциальных синодов где-либо на христианском Западе. Сопоставимая прерогатива Константинополя должна была по аналогии распространяться на весь Восток, ибо в своем толковании пятнадцатого канона Антиохийского собора Вальсамон признает, что суды Синодов папы или Константинопольского патриарха одинаково не подлежат апелляции. Он пишет: “Настоящее правило отменено 4-м правилом Сардикийского собора. А если не хочешь этого сказать, истолкуй это правило, как выше сказано; и скажи, что осуждение здесь последовало со стороны собора неподлежащего апелляции, каковы соборы папы, или константинопольского патриарха”». Сознательно или нет невнимательно читая толкование Вальсамона на 12 правило Антиохийского собора, митрополит Сардский Максим не может найти решение видимого только на первый взгляд внутреннего противоречия рассматриваемого толкования. Митрополит Максим лишь запутывает дело, полностью переводя внимание своего читателя на сопоставление Вальсамоном прерогатив Римской и Константинопольской кафедр и попросту игнорируя основную для своей концепции проблему – высказанное у Вальсамона ясное и недвусмысленное отрицание возможности апелляции на суд любого патриарха. Чтобы понять логику этого византийского канониста необходимо всего лишь ознакомиться с текстом соответствующей части его толкования 12 канона Антиохийского собора без идеологических купюр: «Некоторые говорили, что и к приговорам патриархов, исключая вселенского, имеют приложение слова сего правила, так чтобы приговор иерусалимского был пересматриваем антиохийским, и приговор антиохийского александрийским, и так далее в восходящем порядке каждого из них. Но мне кажется, что это правило относится к приговорам других епископов и митрополитов, и не относится к приговорам патриархов; ибо решения последних не подлежат апелляции.

http://radonezh.ru/2021/05/14/protoierey...

" Рассудите по справедливости, — пишет обнищавший пастырь, — и прикажите, что делать и кому описать свое положение? Я дошел до крайности в нужде. Кто же терпит, что я терплю, я, который так работал для Церкви? Вот моя награда от вашего блаженства: я оставлен беспомощным, нуждающимся, как сирота, с меня этого довольно, я готов и умереть, потому что нищеты этой не могу выносить. Еще просим вас ради литургии, которую вы совершаете, не медлить ответом, ибо после этого от нас другого (письма) не получите. " Вообще, как оказывается, униаты Антиохийского патриархата потому главным образом медлили с переходом в Православие, что они не желали опять попасть под власть патриарха–грека. По мнению Кирилла Мелитопольского, " скорому положительному разрешению обнаруживавшегося среди сирийских униатов стремления к воссоединению с Церковью больше всего препятствовала  вражда между иерархией — греческой и паствой — арабской. Вражда эта была настолько сильна, что эти униаты изъявляли желание возвратиться в Православие под единственным условием, чтобы им не быть в подчинении у Антиохийского патриарха. " Униаты боялись (и, по рассуждению преосв. Кирилла, они были правы в этом отношении) " притеснений, обид и злоупотреблений, которые,  по принятомуздесь  порядку, не замедлят явиться " в случае, если униаты опять подпадут под власть греческой патриархии. В том же роде рассуждает и современный нам востоковед г–н Хитрово. " Будет во главе Антиохийской патриархии местный уроженец, и число униатов, — говорит он, — упадет наполовину и более, останется же во главе ее пришлый архипелажец и пелопоннесец, и в таком же размере уменьшится число православных. Отстаивание грека–патриарха на Антиохийском престоле равняется преданию сотни тысяч православных в унию. " К счастью, в настоящее время нет надобности доказывать, что у православных сирийцев патриархом может быть только сириец: теперь патриарх и паства Антиохийского патриархата единоплеменны. Как относились к своей пастве епархиальные архиереи Антиохийского патриархата из числа греков, мы не знаем: вероятнее всего, индифферентно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010