— Мать Силуана, я, по благословению матушки игуменьи, новенькую привела. — А, новенькую, а то я гляжу, вроде не наша. Ну и слава Богу! Работы всем хватит. — И монахиня Силуана пошла к лестнице, поманив за собой Аню. Аня последовала за ней по скрипучим ступенькам. Наверху так же, в разные стороны, расходился коридор, в каждом крыле было не менее четырех дверей. Матушка Силуана свернула направо и толкнула первую дверь. Там оказалась комната с двумя деревянными кроватями и небольшим столом, в углу напротив икон стоял аналой, покрытый домотканым покрывалом и расшитым красными нитками полотенцем. — Здесь, милая, будешь жить. Да каким же именем ты крещена? — Анной, в честь пророчицы Анны.Пророчицы, значит, — улыбнулась монахиня, — ну, располагайся и спускайся ко мне. Да, вот еще: с тобой в келье живет Акулина, сейчас она на послушании. Аня разложила свои вещи и спустилась к матушке Силуане на первый этаж. Монахиня уже ждала ее. — Вот тебе, Аня, ведро и тряпки. Сходи за водой к колодцу и вымой полы во всей гостинице. — Благословите. — Аня низко поклонилась и, взяв тряпки с ведром, пошла за водой в указанное матушкой место. Ане было стыдно и страшно. Ведь она ни разу в жизни не мыла полов. «Как мне исполнить мое первое послушание и не посрамиться?» — с горечью думала девушка, неся от колодца ведро воды. Когда Аня начала мыть полы, Силуана какое-то время понаблюдала за ней. Видя, как девушка неумело возит тряпкой по полу, монахиня не выдержала, подошла, взяла из ее рук тряпку и стала учить. Когда Аня с горем пополам домыла полы, матушка Силуана велела ей умыться и привести себя в порядок, чтобы идти в трапезную, а затем в храм. Глава 6. Акулина Впервые Аня увидела Акулину, вернувшись после службы из храма в свою келью. За столом сидела рябая светловолосая деревенская девушка в сером платке, повязанном сзади на шее узлом, в платье из грубой домотканой холстины с надетым поверх него фартуком. На ногах ее были холщовые онучи, заправленные в лапти. Она с какой-то торопливой жадностью ела краюху ржаного хлеба, запивая его из кружки водой. Когда Аня неожиданно вошла в келью, крестьянка поперхнулась и закашлялась, отчего все ее лицо побагровело и рябые пятна выступили еще отчетливее. Аня, тоже растерявшись, осталась стоять в дверях кельи. Кое-как проглотив хлеб, крестьянка проговорила:

http://azbyka.ru/fiction/da-ispravitsya-...

Первые пророчицы, Мариамна и Девора, воспитанные в правилах Моисеева закона, более характеризуют собой Ветхий Завет , чем предчувствуют Новый Закон любви. Явившись в минуту, когда Израиль направлял все усилия, чтобы создать себе отечество и утвердить свою особенную национальность, Мариамна и Девора были скорее строгими хранителями настоящего, чем апостолами будущего: они прославляют в своих песнях Бога ревнителя и мстителя; их воображение рисует Его в Его грозном величии, в Его молненном блеске, именно таким, каким Он явялся Моисею в купине Хоривской и Своему народу на Синае. С течением времени представление о Боге начинает рисоваться с неменьшим величием, но вместе с тем и с кротостью, с неменьшею правдой, но правдой, растворенною милостью. Хватающая за сердце и вместе нежная дума женщины, Анны, матери Самуила, проставляет Бога милосердого, опору слабого и судию человечества, которое будет возрождено Христом 430 . Во времена отечественных бедствий при царе Иосии, пророчицы Гульда сумела также показать в Иегове Бога, Который наказывает человека в его преступлении, щадит и помогает ему в его несчастиях. Как в народных скорбях и надеждах, так и в своих личных страданиях и радостях женщины твердо помнили, что есть Провидение, которое испытует и милует, наказует и спасает 431 . В общественных несчастиях они умоляли милосердие Божие и голоса их молитв переходили в стенания 432 . При народных торжествах они приносили благодарение Богу воинств, Господу Саваофу и, аккомпанируя свои танцы и свои песни тимпанами, своими нежными голосами выражали все упоение победами народных вождей над врагами народа Божия 433 . Но пророки, особенно Исайя, в своих вдохновенных видениях выходили из тесных пределов их национальности: их мысль обнимала целое человечество. Когда они, читая в будущем наказание, угрожающее врагам Израиля, возвещают им его, их взор блещет святым негодованием, их голос звучит как труба последнего суда. Но когда они созерцают опустошения тех, кому они угрожали, этот грозный голос смягчается, этот молниеносный взор обливается слезами. Пророки, мстители Израиля, плачут о враге своего отечества, убитом и безоружном 434 . Пророк Иеремия своих соотечественников, переселенных в Вавилон, обязывает молиться о месте их ссылки 435 . Все пророки согласно делают иностранцев гражданами нового Иерусалима, в котором Господь будет управлять всеми народами 436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

В рукописи 1161, XV в. (л. 83) Богоматерь с распущенными волосами, на коленях, передает спеленутого Младенца Симеону, который принимает Его голыми руками; позади Богоматери служанка в нимбе, с двумя птичками; за Симеоном – неизвестное лицо. Нет ни Иосифа, ни Анны. В рукописи 1167 (л. 81) Симеон в виде мясистого старика; возле него церковник в белой одежде держит книгу; служанка с птичками и народ. В pendant к этой миниатюре на поле рукописи изображены – женщина, сидящая верхом на медведе, и обезьяна на каком-то звере. В рукописи ital. 115 несколько моментов: Богоматерь и Иосиф идут из пещеры в храм; служанка подает Иосифу двух птичек; подходят к храму; Симеон, стоя на коленях, принимает Иисуса Христа; Младенец опять на руках Богоматери; Богоматерь сажает Его на престол; Иисус Христос лежит на престоле, а возле него св. Анна со свитком, в котором написано: «се лежит сей и проч.»; Иосиф отдает деньги священнику (с тонзурой); Богоматерь держит Иисуса Христа, который подает священнику двух птичек; св. семейство возвращается из храма. Такой подробности и своеобразных композиций нет в других памятниках. Сретение в молитвенниках императорской публ. библ. характеризуется следующими чертами. В убранстве жертвенника нет признаков христианства, например, крестов; но палаты пишутся иногда в готическом стиле (О. v. 1. 65, л. 74; О. v. 1. 73); старец Симеон иногда в папской тиаре (Q. 1. 103, л. 57 об.; О. 1. 73); за ним стоит неизвестный мужчина 873 со свечой в руках (5. 2. 68, л. 65 об., Q. 1. 109 и 110). Богоматерь на коленях (Q. 1. 110; О. v. 1. 73, л. 75); за ней Иосиф и служанка, в руках которой корзинка с птичками; эта служанка иногда имеет нимб (Q. 1. 110); праведной Анны нет 874 . Сретение в картинах западных художников: Лоренцетти Амброджио (XIV в.) поставил позади Симеона двух священников и двух женщин (Флорент. акад., зал 1, 17) 875 . Фра Бартоломео (1469–1517) на своей иконе в галерее Уффици 876 изобразил палаты без жертвенника; в центре старец Симеон держит голыми руками обнаженного Младенца; с правой стороны Анна-пророчица берет Его за ножку; с левой – служанка стоит на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

То высоко ценится, что с трудом достигается. Обыкновенны в глазах наших те блага, которые без наших прошений даются нам от Бога. Верх блаженства для души верующей в том, чего она достигает после молитвы пламенной, продолжительной и трудной. Пример успеха такой неотступной молитвы видим в жизни праведной Анны, которой храм сей посвящен. Она была в замужестве за Иоакимом и оставалась безчадна. Состояние девства тогда было необычно, а бесчадие почиталось наказанием Божиим, и было предметом презрения в обществе еврейском. Особенно тяжело было это лишение для потомков Давида, из роду которого должен был произойти Спаситель, и к потомству которого принадлежали Иоаким и Анна. Все это побуждало их усердно молить Бога, чтобы освободил их от поношения бесчадства. Уже исполнилось пятьдесят лет их супружества, а они продолжали молиться о том же. Соответственно своей чистой молитве, они вели и жизнь праведную и благотворительную; одну треть из имущества отдавали они бедным, другую – священникам. В один из великих праздников пришел праведный Иоаким в храм иерусалимский, чтобы принести жертву. Но первосвященник заметил ему, что жертва его, как бездетного, едва ли будет Богу угодна. Это так огорчило Иоакима, что он не вернулся домой, а удалился в пустыню, где паслись его стада, и там изливал свою скорбь пред Господом. Оскорбление, полученное мужем в храме и его удаление поразило новою печалью Анну; однако не впала она в уныние, а еще усерднее стала молиться о чадородии. Чрез несколько дней вышла она в сад, и на ветвях лаврового дерева увидела гнездо оперившихся птенцов. Больно было сердцу бесчадной, но удержалась она от ропота на Провидение. «Горе мне», – говорила печальная, – «горе мне одинокой, оставленной Богом и презираемой людьми. Я хуже и птиц небесных, которые утешаются детьми. Ты, Господи, Который дал Сарре сына в старости и пророчице Анне сына Самуила, разреши болезни сердца моего и узы моего неплодия, да рожденное принесется в дар Тебе и да прославится Твое милосердие». – Тотчас после сих слов явился ей ангел Господень и сказал: «Молитва твоя услышана. Родишь ты дщерь благословенную. Ею дастся спасение миру, и наречется она Мариею» 149 . Эта Мария есть Пресвятая Богородица, общая наша заступница. Таким увенчалась успехом молитва праведной Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Твоя сия и в обществе и в особенности похвалы, о святый великомучевиче Пантелеймоне, ныне празднуемый добропобедниче! И живши Христови, и глаголавши Христом, и страдавши за Христа, и умерши по Христе, и ныне вечно живущи со Христом! Твое особно сие, что в истоплении твоем море как бы землею вделалось, в опалении твоем телесе твоего огнь росою стал неопаляющий нестужающий, – что в усечении главы твоея меч согнулся, как бы убоялся твоей главы, которая по тяжких мучениях, по нестерпимых страданиях главу свою си есть Христа всецело соблюла. Тобою, о мучениче доблий, воздушные духи посмеяны, земля вся претренна! Почитать убо тебе, почитаем Христа, призывать тебе, призываем Христа. Ты же, о добляя главо, молимся тебе мы беднии, мы окаянии, мы безответнии, мир одолети не могущии, а страстем и сами отнуд нехотящии, да когда мы диавольской плени неопасуясь, лютого мучительства его не страшась, чрез все житие наше с ним так задружили, что ему вся хотения, вся действа наши в послушание совершенно отдали, совершенно повинули: ты умилосердися на немощь нашу, поминая твое подобараство(?) нам которым на земли живущ сам искуситися должен был еси! Твоим у Бога ходатайством сотвори сие, да и нас некогда с победителями явит тот, который тебе собою победу дал – благословенный Христос Господь, ему же со безначальным его Отцем и пресвятым и благим и животворящим его Духом, слава во веки веков. Аминь». Поименуем остальные 7 слов нашего Сборника, из коих, как заметили выше, некоторые могут принадлежать преосв. Сильвестру Кулябке: 1) «Слово в день св. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, си есть, в день Тезоименитства Ее Имп. Вел. Анны Иоанновны Самодержцы Всероссийския». На текст: Подобии мне бывайте, яко же аз Христу (начин. «Слово сие Апостольское само собою рассуждаемое темно нечто кажется».., – лист 14). 2) Слово без надписи и текста, на тему о милости (начин. «Внятно то всякому и без долговременных рассуждений...» – лист 25; в конце помечено: Carmina digna typo...). 3) Слово без надписи, на текст: И изгнану бесу проглагола немый. Слово на тему о пагубном высокомерии фарисеев (начин. «Две сентенции весьма между собою противные о Христе Господе нашем произносимые...» – лист 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

   Говорит и Зонара: «Небесные Силы пусть возрадуются о спасении людей, ибо если, как сказал Господь, радость бывает об одном грешнике кающемся, то неужели небеса не возвеселились бы о спасении человеческом? Они возвеселились и о том, что через спасаемых восполняется спадший с небес небесный чин ангелов, ибо и тому горнему миру следовало быть восполненным и не имеющим недостатка, как сказал Григорий Богослов: “Следовало горнему миру быть восполненным. Христос повелевает — не будем противиться. Земные (то есть живущие на земле люди) пусть, избавившись от тирании демонов, возрадуются, чтобы исполнилось пророчество Исаии, гласящее: “Отъят Бог всяку слезу от лица земли” (то есть от всякого человека; см. Ис. 25:8)”». Песнь 3 (Дословный перевод) Придите, питье будем пить новое, изводимое чудесным образом не из бесплодного камня, но из гроба Христа, дождем излившего источник нетления, — в Нем мы утверждаемся.(Славянский текст) Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся.(Перевод Ловягина) Приидите, станем пить питие новое, чудесно изводимое не из камня бесплодного, но из гроба, изведшего источник нетления, (из гроба) Христа, на котором мы утверждаемся (Исх. 17:6; Матф. 20:29).Толкование   Достойно недоумения, почему певец упоминает в этом ирмосе новое питье, которое не имеет никакой связи с третьей песнью — песнью пророчицы Анны? Для разрешения этого недоумения скажем, что если мы будем внимательны, то найдем этот ирмос соответствующим и празднику Воскресения, и третьей песне Анны, — вот послушай. Название «Царство Божие» в Священном Писании употребляется во многих значениях, называется так и Воскресение Господа, как Сам Господь наименовал его, сказав: «Не имам пити отныне от сего плода лознаго, до дне того, егда е пию с вами ново во царствии Отца Моего» (Мф. 26:29), — ведь здесь царством Он называет Свое Воскресение, по толкованию Златоуста и Феофилакта. Итак, зная это, боговдохновенный певец в особенности призывает нас, православных христиан, пить это новое питье, которое обещал Господь. А новое питье — поистине новое, поскольку обновляет и делает нетленными нас, обветшавших и растленных грехом. Поскольку мы воскресаем со Христом через веру, то ясно, что мы соответственно и обновляемся вместе с Ним и вместе с Ним преодолеваем тление. Таким образом этот ирмос соответствует теме Воскресения Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Св. Анна – венец вдовицам; жена по полу, пророчица по достоинству. Вдовствои она украшалась как диадемою царскою; дряхлея телом, крепка была духом; при ветхости лица была лепообразна мудростию; согбенная старостию, бодра была познанием; увядая от многолетия, цвела боговедением; постилась, а не пресыщалась; молилась, а не скиталась; пребывала во храме, а не обходила чужие домы; пела псалмы, а не пустословила; пророчествовала, а не баснословила; занималась предметами Божественными, а не заботилась о суетном... Вы слышали, что сказал о ней евангелист: и та, т. е. Анна, исповедавшеся Господеви и глаголаше о нем всем чающим избавления во Иерусалиме (Лук. II:38). Видишь ли величие Анны?    Не оставь, возлюбленный, слов Анны без внимания. Возвещай всем могущество Господа Иисуса!.. («Воскресн. Чт.“ 1884 г., 6).   15. Образцовые христианские супруги    I. Мать св. Григория Богослова, блаженная Нонна, была дочь добрых христиан, и родители воспитали ее по правилам христианского благочестия. Но вот ее несчастие: родители выдали ее за язычника и горько, горько ей, пламенной христианке, было видеть, как муж ее, вместо истинного Бога, чтит бездушные твари и кланяется огню и светильникам. В самом деле, каково ей было, когда она станет на свою молитву, а муж на свою; она начнет молиться Богу, а муж исправлять идольские обряды? Да, тяжело ей было! Но к чести ее должно сказать, тяжело было только сначала. Нонна была женщина мудрая и волей сильная, и скоро средство из тяжелого положения выйти нашла и худого мужа сделала добрым и из него – язычника сделала также примерного и святого христианина, Каким же образом она достигла этого?    „Нонна день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее, неутомимо действовала на мужа, стараясь приобресть его различными способами: убеждениями, услугами..., а более всего своею жизнию и пламенною ревностию о благочестии, чем всего сильнее склоняется и смягчается сердце, добровольно давая вести себя к добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

    е) Свидетельницей встречи Иисуса Христа Симеоном была 84-летняя, престарелая Анна, называемая пророчицей, более 60 лет проведшая во вдовстве и засвидетельствовавшая своё благочестие постом, молитвами и постоянным пребыванием и службою у храма. Удостоившись видения Спасителя, она восхваляла Господа и возвещала всем во Израиле рождение Мессии. Кто такая Анна и почему Евангелист упоминает о ея присутствии в храме во время принесения туда Иисуса Христа, совершенно неизвестно, но можно догадываться, что Евангелист, разсказывая о происхождении Анны от колена Асирова, и давая ей имя пророчицы, вероятно вследствие ея готовности возвещать пришествие Мессии всем чающим явления Его, хотел показать, что во всех коленах были люди благочестивые, достойные принять Мессию, и что пришествие Христа не осталось незамеченным для Израиля. Поклонение волхвов (Мф. 2:1-23)    За ангелами и людьми, по повелению и откровению Божию, благовествовавшими Израилю явление Мессии, вестницею того же величайшого события для язычников служила необыкновенная звезда, побудившая своим появлением Восточных мудрецов придти в Иерусалим, с целию поклониться великому Царю. Их вопрос о новорожденном Царе смутил подозрительного Ирода, а с ним и весь Иерусалим, опасавшийся новых казней со стороны царя-иноплеменника. Первосвященники, по пророчеству Михея, открывают Ироду место рождения Христа в Вифлееме, а Ирод посылает туда волхвов, предлагая им точнее разведать о новорождённом Царе, с целию — будто — чтобы и самому, вслед за ними, пойти поклониться Ему, на самом же деле, чтобы убить Его, намреваясь таким образом сделать волхвов орудиями своего Христоубийственного замысла. Новое указание виденной на Востоке звезды привело волхвов в приют Богомладенца, Которому они с поклонением принесли приличные дары — а особое откровение, полученное ими во сне, побудило их тайно удалиться в свою страну. Между тем Ангел открывает Иосифу замысел Ирода и заставляет родителей Иисуса, вместе с Ним, искать спасения в Египте; а ярость осмеянного царя предаёт неправедной смерти Вифлеемских младенцев от двухлетняго и ниже возраста, которых Ирод осудил на смерть, с целию убить в их числе и Христа. Последовавшая затем вскоре смерть Ирода даёт возможность родителям Богомладенца возвратиться в Иудею, а слух о воцарении подражавшого отцу в жестокости сына Иродова Архелая — привёл Иосифа в отечественный город Назарет, который с тех пор делается родиной Богочеловека, и во исполнение древних пророчеств, даёт Ему имя Назорея (Суд. 13:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Даже такие события, как поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение младенцев в Вифлееме, происходили, по уверению Вейсса, совсем не так, как повествует Матфей, а следующим образом: „В Вифлееме волхвы без сомнения разсказали о том, что царь Ирод обратил на них внимание и, вследствии их расспросов при дворе о местонахождении новорожденного царя Иудейского, сам указал им на Вифлеем, вместе с доручением доставить ему сведения о дитяти, чтобы также и он мог поклониться ему. Но в Вифлееме они естественно скоро узнали, что это могла быть только хитрая уловка царя, постоянно дрожавшего за свой престол, и потому, не заходя обратно в Иерусалим, они воз­вратились в свое отечество. Родители же Иисуса, боясь злодейских умыслов столь же жестокого, как и недоверчивого царя, весьма поспешно бежали на южную, недалеко находившуюся границу страны, где и нашли для себя безопасное убежище до смерти царя среди многочисленного иудейства римских египетских провинций. Когда же, вскоре после этого, в Вифлееме были умерщвлены некоторые дети, народная молва вероятно приписала это злобе Ирода, который, бу­дучи обманут волхвами, таким образом пытался умертвить мла­денца Мессию“. Перед рождением Иисуса между некоторыми членами Иудейского общества пробудилось сильное, напряженное ожидание обетованного Мессии; снова возродился древний дух пророчества, который ясно выразился во многих пророчественных речах, сохраненных на­шими евангелистами. Таковы речи Марии, Елисаветы, Захарии, вифлеемских пастухов, престарелаго Симеона и пророчицы Анны. Этот же дух возродившегося древнего пророчества, по словам Вейсса, побудил Симеона идти в храм, когда, в сороковой день, был принесен туда младенец Иисус. До двенадцати лет Иисус находился постоянно в глухом уголке страны – в Назарете. Но, достигши двенадцатилетнего воз­раста, Он вместе со своими родителями отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Это первое празднество в национальном свя­тилище, вблизи Иеговы, безспорно глубоко тронуло душу в благочестии воспитанного Отрока; Он почувствовал, что именно здесь Его истинное отечество, что Он уже не может жить вдали от святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Канон 2. Ирмос: Расторгла бездетного чрева узы/и прекратила наглость многодетной неудержимую/в древности одна молитва пророчицы Анны,/имевшей сокрушенный дух,/к Властителю и Богу ведения обращенная. Непостижима есть Богоначальнейшая:/ветия бо изъяви безкнижныя,/рыбари премудрыя, заушающия словом,/и от глубокия нощи изымающия люди безчисленны, блистанием Духа. Непостижима Троица Богоначальнейшая,/ибо неученых Она явила красноречивыми,/множеству мудрецов уста смыкающими словом/и из глубокой ночи извлекающими/людей бесчисленных молнией Духа. Бяше исходен от нерожденна Света,/всесильный сияющий Свет,/Егоже Сыном Отеческия власти,/ныне являет срасленное озарение,/огненный глас в Сионе языком. Был исходящий от нерожденного Света/всесильно-действенный неиссякающий Свет,/Чье Сияние от природы Отеческой,/сродное Ему, через Сына народам являет/ныне огненный шум на Сионе. По 3й песни, седален, глас 8. Подобен: Премудрости Слова: После 3й песни, седален, глас 8 Всесвятый Дух, ныне сошед на апостолы видом огненным,/ужасом исполни языков собрания:/языки бо глаголющих огненными, Человеколюбче,/свою кийждо беседу слышаше./Темже и чудо неверным, яко пиянство,/верным же спасительное воистинну познавашеся./Сего ради славим державу Твою, Христе Боже,/прегрешений оставления просяще, низпослати богатно рабом Твоим.  [Дважды.] Всесвятой Дух, ныне сойдя/на Апостолов в виде огня,/ужасом исполнил народов собрания:/ибо от говорящих языками огненными,/каждый слышал собственное наречие, Человеколюбец./Оттого это чудо и представлялось/неверующим – как опьянение,/верным же – как воистину спасительное./Потому мы славим могущество Твое, Христе Боже,/прося отпущение согрешений/ниспослать обильно рабам Твоим.  (2) Песнь 4. Ирмос: Смотряяй пророк/в последняя Твое Христе пришествие, вопияше:/Твою услышах Господи силу,/яко вся спасти помазанныя Твоя пришел еси. Песнь 4 Канон 1. Ирмос: Созерцая Твое пришествие/в последние времена, Христе, пророк взывал:/“Услышал я о могуществе Твоем, Господи,/что Ты пришел всех помазанников Твоих спасти.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010