В словах вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой предТобою соединены цитаты из Исх 23:20 (в переводе Семидесяти) и Мал 3:1. В Исх говорится о том, что Бог посылает Своего Ангела предшествовать израильскому народу в пустыне на пути в землю обетованную, причем под Ангелом имеется в виду не Моисей, но — как обычно в Пятикнижии —явление Самого Бога, Который шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им (Исх 13:21). Как Бог предшествовал Своему народу во времена Моисея, так же произойдет и в будущем. Пророчество раскрывается далее в Мал 3:1, где содержится тройное обетование: Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете. Здесь подразумеваются не три, но два лица — Господь и Его пророк, причем Ангел (=‘вестник, посланец’) в Мал 4:5–6 отождествляется с Илией. Под воздействием цитаты из Исх первое лицо в Мал ( mou ‘Мною’) заменяется здесь на второе ( sou ‘Тобою’). В Исх подразумевается израильский народ, а в Мал — Бог; в конечном счете оба местоимения означают Мессию. Выражение gennhmXj gunaikTj ‘рожденный женщиной’ означает просто ‘человек’ или ‘смертный человек’ (Гал 4:4). Изречение о Царстве Божием иногда толковалось в том смысле, что Иоанн находится вне его, однако такое понимание вступает в противоречие с 13:28 (параллель в Мф 8:11). Так же как небесное гражданство важнее власти над бесами (10:17–20), так и принадлежать к Царству важнее, чем быть величайшим из пророков. В Новом Завете людям открывается новая жизнь, которой не могли достигнуть даже величайшие из святых ветхозаветной Церкви. Стт. 29–30 представляют собой комментарий Евангелиста, хотя и опирающийся на слова Иисуса, ср. Мф 21:31–32. Выражение род сей ( gene¦ аЫтн) встречается в 11:29–32 (параллель Мф 12:39–42); 11:50–51 (параллель Мф 23:35–36); 17:25; 21:32 (параллель Мк 13:30); Мк 8:12,38. Источник этого выражения во Втор 32:5,20; Суд 2:10; Пс 77:8; 94:10; Иер 7:29, где оно употребляется в контекстах, повествующих о неверности Израиля, вызывающей гнев Божий; так в современниках Иисуса обличается тот же дух богопротивления, ср.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Вместе с своей женой, из рода Ааронова, Елисаветой, он дожил до преклонных лет, не имея детей. Однажды, когда, совершая чреду священнослужения, он вошел в храм Господень для каждения, а народ стоял и молился вне, ему явился ангел Господень и возвестил, что престарелая жена его родит ему сына, которого он должен назвать Иоанном, что о его рождении возрадуются многие, потому что, исполнившись Святаго Духа от чрева матери своей, он многих из сынов израилевых обратит к Господу Богу их и предъидет пред Ним в духе и силе Илии. Когда Захария, несмотря на явление Ангела, усомнился в этом необычайном для него известии и потребовал знамения, Ангел сказал ему: „ты будешь нем до тех пор, пока не исполнится все сказанное мной“. Само собой разумеется, что не­мота Захарии в этом случае была столько же знамением Божественного обетования, сколько и наказанием неверия, а равно и средством к возбуждению внимания со стороны молившегося народа к случившемуся событию, имевшему столь важное значение для всего человечества. Действительно, Захария стал нем тотчас же, и дар слова возвратился к нему лишь тогда, когда родился у него сын и был назван Иоанном, по желанию Елисаветы, которой, по всей вероятности, Захария сообщил письменно как обо всем слу­чившемся с ним в храме, так и о повелении ангела назвать новорожденного Иоанном. Получив дар слова, Захария прежде всего благословил Бога и, исполнившись Святаго Духа, в прекрасной хвалебной песне пророчественно указывал на великое назначение будущего Предтечи обетованного Мессии. Пять месяцев спустя после этого события, случившегося с Захарией в иерусалимском храме, тот же Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к пресвятой Деве Марии, обрученной некоему простому, но благочестивому мужу Иосифу, из дома Давидова. Смутившись от необычайного явления к ней ангела и от столько же необычайного его приветствия: „радуйся благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами“, – смиренная Дева недоумевала, – „чтобы это было за приветствие? " – Но ангел сказал ей: „не бойся, Мария; ибо ты обрела благо­дать у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. «Господи Боже наш! Все, чем я согрешил в этот день, – словом, делом и мыслями, прости мне, как благий и человеколюбивый, подай мне сон мирный и спокойный, пошли мне Твоего ангела-хранителя, чтобы он покрыл бы и сохранил меня от всякого зла. Потому что Ты хранитель душ и тел наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому духу, теперь и всегда и в безконечные веки. Аминь». В этой вечерней молитве, как и в предыдущей, мы сначала просим у Бога прощения в грехах, словом, делом и помышлением сделанных нами в течение дня. Затем мы просим тихого, безмятежного сна и ангела-хранителя, который сохранил бы нас от всякого зла, могущего постигнуть нас ночью. Молитва заканчивается славословием Пресвятой Троице. Да воскреснет Бог , и расточатся врази Его, и да бежит от лица Его ненавидящии Его: яко исчезает дым, да исчезнут. Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, крест Свой честный, на прогнание всякаго супостата. О пречестный и животворящий кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. «Да восстанет Бог , и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их. Как тает воск от огня, так да погибнут бесы пред любящими Бога, знаменующимися крестным знамением и в радости восклицающими радуйся, достойный всякого почитания и животворящий крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, который сошел в ад, уничтожил силу диавола и дал нам тебя, Свой честный крест, для прогнания всякого врага. О достойный всякого почитания и животворящий крест Господень! Помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми вечно. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Согласно этим двум заявлениям по смыслу, и даже по словесной форме, убеждает, что выраженное там вначале простирается на все последующее, а тогда и в конце предполагается все ран-нейшее, почему в обоих случаях разумеется один и тот же Ангел, как божественный руководитель Апокалиптика и как бы заместник Самого Христа, которому Бог поручил Откровение для передачи его рабам Своим. Отсюда более понятно, что Иоанн опять (cp.: XIX, 10) почувствовал благоговейный трепет перед Ангелом и пал к ногам его, чтобы поклониться (προσκυνσαι) не просто с благодарностью и почтением, но и с религиозным возвеличением. Это естественное проявление со стороны человека, который не теоретически только допускал, но и фактически слышал за словами Ангела голос Самого Христа (cp.: XXII, 6 и 7), вторично (cp.: XIX, 10) остановил говоривший Ангел по тому догматическому убеждению, что лишь Богу принадлежит истинное религиозное почитание, а он – только близкий к Господу конфидент, выступающий в специальном деле сослужения всем пророкам христианского будущего и достойно приготовляющимся к нему (XXII, 8—9). Между ними разность лишь в степени при исполнении общего служения, и тут нормальны просто взаимные отношения братского почитания и содействия. Со стороны Ангела здесь не упрек и даже не запрет, а радостное удостоверение, что ближайшие к Господу небожители являются и ближайшими помощниками спасенных сынов Божиих. В этом своем двустороннем достоинстве Ангел и заповедует Иоанну, чтобы он не запечатывал свои свитки, ибо близко время их осуществления (XXII, 10), поскольку Христос всегда стоит при дверях у истинно верующих избранников и стучит, чтобы войти для самого теснейшего общения (III, 20). Значит, теперь не имелось и остатка для запечатления, как было у Даниила, поелику его видения относились к отдаленным временам (Дан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«… и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать», т. е. получил я откровение о таких тайнах, для выражения которых недостаточен обыкновенный язык человеческий (сравн. Ин. 3:12 ). А «иные говорят, по замечанию Блаж. Феодорита, что глаголы суть самые вещи, потому что Апостол видел (образно) красоту рая, лики в нем святых и всесторонний глас песнословия. Все сие в точности знает сам видевший это». 2Кор. 12:5–7 . «Таким человеком могу хвалиться… И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручат меня, чтоб я не превозносился». Всего естественнее и согласнее с духом и намерением речи Апостольской разуметь под «жалом в плоть» и «пакостям ангела сатанина» те внешние скорби и гонения, и те озлобления телесные (биения, заключения в узы, нищета и проч.), которые устроял для Апостола сатана, чтоб положить как можно больше препятствий для проповеди о Христе. Так толкует и Св. Златоуст, Феофилакт, Феодорит и Амвросий, и сие толкование отцов церкви вполне оправдывается дальнейшим течением речи Апостольской; ибо на молитву Апостола, чтобы удалил от него Господь ангела сатанина и прекратил его пакости, Господь отвечал: «довольно для тебя благодати Моей: ибо сила Моя совершается в немощи», после чего Апостол замечает: «посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор. 12:10 ). Здесь содержится прямое раскрытие предыдущих слов Апостола о пакостнике и пакостях ангела сатанина 70 . д) Наконец, Апостольское свое звание Св. Павел защищает и доказывает указанием на знамения своего апостольства в Коринфе ( 2Кор. 12:11–18 ), которые выразилось во всяких чудесах и силах. «Чего у вас не достает пред прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину… Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. А я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши». В том же духе действовали и посылаемые Апостолом в Коринфе ученики его – Тит и другой брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И – цепи упали с рук его. Чудесно отцепившийся от обоих стражей, спавших с ним, святой узник по повелению ангела оделся во всю верхнюю одежду, которая на время заключения была с него снята, вероятно, из предосторожности, и руководимый ангелом прошел мимо двух воинов, стерегших двери этого отделения темницы. Далее, «прошедши первую и вторую стражу», они подошли к охраняемым воинами железным выходным дверям из темницы на улицу или площадь города, и ворота сами собой отворились им; когда затем, очутившись в полной безопасности на свободе, апостол прошел одну улицу в сопровождении ангела, этот внезапно оставил освобожденного. Тогда апостол Петр, доселе считавший все происходившее видением во сне, пришел в обычное состояние души и, увидевши чудесно спасшую [его] десницу Божию, с умилением и благодарностью радостно сказал: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» ( Деян. 12, 11 ). Прибыв тотчас в дом Марии, матери Иоанна Марка, где многие верующие собрались и молились об избавлении святого узника, освобожденный апостол при глубоком изумлении и среди порывов неудержимой радости рассказал им о том, как Господь вывел его из темницы ( Деян. 12, 17 ). Спустя почти 25 лет после этого события, именно в царствование Нерона, апостол Петр как ревностный проповедник веры Христовой в Риме, особенно же за обращение в христианство двух любимейших жен этого царя, был схвачен и заключен в Мамертинскую темницу, при чем на выю первоверховного была возложена тяжелая верига. Провидению угодно было, чтобы тогда здесь же он, по суду римской власти, увенчал свою святую и многотрудную жизнь мученической кончиной (29 июня 68 года по Рождестве Христовом). Питая высокое уважение и благоговение к великому апостолу-чудотворцу, благочестивые ученики, без сомнения, не могли не дорожить теми или другими предметами, имевшими такое или иное отношение к нему, и не замедлили приобрести – как великую драгоценность и святыню – вериги или цепи, находившиеся на теле страдальца Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Ибо, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня. (ст. 9). Время суда Божия на нечестивые народы не далеко; оно настанет вместе с пришествием на землю Ангела Иеговы, того Божественного посланника, Его же положи Бог Наследника всем, Им же и веки сотвори. Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы Своея ( Евр. 1:2, 3 ). Непринятый язычниками, этот Божественный Вестник оставит их ходить в похотех сердец своих ( Рим. 1:24 ), поднимет на них руку Свою (сравн. 2Цар. 24:16 ; 1Пар. 21:15, 16 ), и постигнет их скорбь и теснота ( Рим. 2:9 ), – из победителей, они сделаются побежденными, из властителей – подчиненными, и тогда-то они убедятся в Божественном посланничестве Ангела Иеговы 54 . Итак, радуйся и веселись, дщерь Сиона (ст. 10)! Но не того, что гнев Божий постигнет, наконец, обижавшие тебя народы, – а того, что вот, Я иду и поселюсь у тебя, говорит Иегова, и присоединятся многие народы к Иегове в тот день, и будут Моим народом; и поселюсь у тебя, и узнаешь, что Иегова воинств послал Меня к тебе (ст. 10, 11). Господь и всегда был близок к народу Своему, когда только он был верен, благоугождал Ему. Следовательно, пророческая речь указывает на какое-то особенное, необычное обитание Иеговы среди народа Своего, очевидно, на то, которое осуществилось в явлении Христа во плоти и послужило для верующих велией благочестия тайной. Послужа для многих и из иудеев соблазном, а для язычников – безумием, эта Божественная тайна для верующих послужила такой всемощной силой и дивной премудростью, что, наконец, избранные Богом для служения этой тайне буии мира посрамили премудрыя и покорили Христу вся языки. А эта-то сила и должна была, по пророку, быть наглядным доказательством Божественного посольства и обитания среди истинного Иуды, духовного Израиля – Ангела Иеговы. И наследует Иегова Иуду, удел Свой, на земле святости, снова изберет Иерусалим (ст. 12). После того, как Иегова осудит, в Свое пришествие, враждебный языческий мир, а народ Свой, в лице обратившихся из язычества, распространит по всей земле,– Он будет, наконец, владеть этим царством христианским, этим истинным Иудой, как Своим участком в человечестве, и владеть, конечно, не в здешней только святой земле, не в одном здешнем прославленном Иерусалиме, – не в Церкви только воинствующей, – но вполне-то неограничительно уже в новой святой земле, в новом вечном Иерусалиме, – в Церкви торжествующей 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Мф.11:9–10 . Чтó же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. «Пророка»: иудеи действительно почитали Иоанна за пророка ( Мф.14:5, 21:26 ). Господь, подтверждая справедливость сего мнения, говорит, что Иоанн даже более чем пророк. Он более других пророков «по причине близости своей к Пришедшему» (Злат.). Он не только последний и величайший из ветхозаветных пророков, но вместе предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь (ср. Феофил.). Притом самое пророчество его о Христе яснее, чем пророчества других ветхозаветных пророков. Иудеи смотрели как на великих пророков особенно на тех, которых пророчества о Христе были яснее других. Посему Исаию они поставляли выше прочих пророков, но Иоанн превзошел и его. Как предтеча Мессии, он говорил о Нем так ясно и точно, как не мог говорить ни один из ветхозаветных пророков, прямо указывая на пришедшего Мессию перстом. Посему он более пророка. – «О котором написано»: чрез пророка Малахию – Мал.3:1 . Место приведено свободно по еврейскому тексту. То же пророчество, в сущности, у Исаии ( Ис.40:3 ). У Малахии Бог Иегова говорит, что Он пред Своим лицом пошлет ангела уравнять путь пред Собою. Изъясняя истинный смысл этого древнего пророчества, Господь относит послание Богом вестника (ангела) к Своему пришествию, называя таковым вестником предтечу Своего Иоанна. – «Приготовит путь»: уравняет путь – образное выражение приготовления народа к пришествию Мессии (ср. прим. к Мф.3:3 ). Мф.11:11 . Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. «Из рожденных женами»: из всех вообще людей, которые обозначаются здесь по их прирожденному свойству, – слабости, несовершенству, греховности и т.п. – «Больший»: высший, совершеннейший, лучший. – «Меньший» же и пр.: что значит это изречение? Пред кем уничижается больший из рожденных женами, величайший из людей? Несообразно подумать, чтобы член царства Мессии (Царства Небесного) меньший, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не как, например, Ангел только заявляет о себе Ангел Господень, явившийся Моисею при Хориве. Он прямо называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова; Он говорит, что имя Его „ Сущий“; Он посылает его к фараону и обещает вывести народ из земли Египетской ( Исх.3 ). Так и понял Моисей, что говоривший с ним был Сам Бог ( Исх.4:30 ). Значительно иначе заявляют о себе явившиеся Ангелы там, где они действительно только Ангелы. Так, явившийся Иисусу Навину называет себя только вождем воинства Господня, чем и указывает ясно на свое только Ангельское достоинство ( Нав.5:14 ). Ни Гедеон, ни Маной тоже не видят Бога в явившихся им Ангелах. Несмотря на то, что, как от Гедеона, так и от Маноя, Ангел требовал, чтобы принесена была жертва, и тот и другой ясно сознают, что приносимая ими жертва есть жертва не явившемуся, а Господу. Увы мне, Владыка, Господи, взывает Гедеон, потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу ( Суд.6:22 ). Тогда Маной узнал, говорится в книге Судей, что это Ангел Господень ( Суд.13:21 ). Что, наконец, как не посольство простого Ангела имел в виду Авраам, когда говорил рабу своему: Господь Бог неба пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда (из Месопотамии) ( Быт.24:7 ). Все приведенные факты достаточно говорят, что никакого объединения Бога с Ангелами у евреев не было, что евреям известны были, помимо явлений Самого Бога, явления Ангелов Его, и что как повествовавшие о таких явлениях, так и удостаивавшиеся их, ясно сознавали, когда говорил Сам Бог и когда – Ангел Его. Можно, конечно, встретить места, где, вследствие применения обычая посланных объединять себя с пославшими их, трудно различить кому принадлежит речь, пославшему или посланному, но это уже дело экзегетики. б) Учение об Ангелах заимствованием из других религий быть не могло. Единственная религия, с которой имеет библейская Ангелогия некоторое сходство, есть религия Персидская или Зороастрова; но если бы, действительно, религия Зороастрова имела влияние на появление учения об Ангелах, то это учение должно было бы находиться только в той письменности, какая появилась во времена плена; между тем учение об Ангелах проходит, начиная от книги Бытия, чрез всю священную письменность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Откр.22:5 . И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. Праведники, по слову Христа, будут сиять подобно солнцу ( Мф. 13:43 ), и для них, имеющих своим просвещением и Царем Господа славы, Которым они, воцарившись с Ним, будут управляться вечно, не нужен будет свет светильников или солнца. Статья шестьдесят девятая О том, что Христос есть Бог пророков и Владыка Ангелов Откр.22:6 . И сказал мне: сии слова верны и истинны; «Верны и истинны» потому, что их произносит Сама Истина. Указав все виденное и изъясненное как бы через Ангела, теперь Он говорит от Своего лица. и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Если Бог пророков есть Христос, пославший Ангела Своего показать рабам Своим будущее чрез блаженного Иоанна, созерцавшего это видение, то очевидно лишь применительно к домостроительству апостол говорит впереди, что Откровение дано Сыну ради плоти. Так как неужели Бог пророков, Который посылает Ангелов в качестве служебных духов для открытия рабам Своим будущего, не знает ни дня, ни часа кончины и только теперь узнает от Отца, Он, имеющий, как Бог, сокровища тайные премудрости и разума? От лица Его евангелист дальше говорит: Откр.22:7 . Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Предлагать Божественные повеления как бы от своего лица имеют обыкновение и другие пророки. Слова «гряду скоро» указывают или на краткость этой жизни в сравнении с будущей, или же на внезапность и быстроту смерти, которая, как преставление отсюда, является концом для каждого. И так как неизвестно, в кий час приходит тать ( Мф. 24:35, 43 ), то и заповедано нам бодрствовать и иметь чресла препоясанными и светильники горящими ( Лк. 12:35 ) жизнью по Боге и светить ближним. Будем поэтому непрестанно с сокрушенным сердцем умолять Бога избавить нас от гонителей, чтобы, когда они покорят нас, Ангелы, принимающие души наши, не взяли их неготовыми, «не сущу избавляющу, ниже спасающу» ( Пс. 7:3 ), чтобы душа каждого, опутанная узами земных дел и не выносящая разлучения с ними, не возвратилась к ним напрасно, и, принужденная Ангелами по Божию повелению оставить их, не оплакивала бы бесполезно время, которым она пренебрегала. Но, воспевая непрестанно песнь Давида: «Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя» ( Пс. 118:60 ), услышим в награду за их исполнение слова Божии: «добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» ( Мф. 25:21 ). С Ним подобает слава Отцу со Святым Духом, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010