О.Г. Большаков Глава 2. АЛИ и MY'ABUЙA ПРОБЛЕМЫ ПРОВИНЦИЙ В первых числах января 657 г. 146 Али во главе победоносного войска, к которому присоединилась часть не участвовавших в мятеже басрийцев, вступил в Куфу. Встречавшая его городская верхушка чувствовала себя неуютно – ведь все они совсем недавно отказались прийти на помощь нынешнему победителю. Али был великодушен, но сдержан: свое недовольство он выразил отказом остановиться во дворце. Поставив походный шатер на площади перед мечетью, он вошел в мечеть, совершил молитву в два pak'ama и обратился к присутствующим с речью, в которой восхвалил достоинства куфийцев, откликнувшихся на его призыв, и объяснил воздержавшимся, что подчинение страстям и долгие раздумья заставляют людей забывать о вечной жизни – впредь следует бояться Аллаха и подчиняться тому из дома пророка, кто повинуется Аллаху. Видимо, не все присутствовавшие отнеслись к этой речи с энтузиазмом, если начальник стражи сразу по окончании ее предложил казнить тех, кому неприятно было ее слышать. Али охладил его пыл, а человеку, который попрекнул его убитыми около верблюда, лишь напомнил, что и его сторонники пали в том бою. Местом своего пребывания Али избрал дом сына своей сестры, Джa'ды б. Хубайры. Сюда стали приходить засвидетельствовать свою преданность знатные куфийцы, провинившиеся отказом от участия в походе. Одних он удостаивал разговором, позволяя изложить уважительные причины, помешавшие оставить Куфу; другим же в ответ на приветствие «Мир тебе» бросал: «И тебе, хоть ты и отсиживавшийся» 147 . Многие из тех, кому пришлось оправдываться, остались верны Али до конца его дней. Утвердившись в двух важнейших центрах Халифата, Али принялся за смену властей в провинциях. Были заменены амиры многих, если не всех, округов Ирака. Амиром важнейшего после Куфы и Басры военно-политического центра Ирака, ал-Мадаина, был назначен Йазид б. Кайс ал-Архаби, ярый противник Усмана, один из предводителей куфийцев, пришедашх к Али в Зу-Кар; Мосул и Джазира были поручены Малику ал-Аштару, район Куфы (три астана Бехкубада) – сподвижнику Мухаммада, Карзе б. Ka'бy, два астана получили в управление еще два сподвижника пророка 148 . В свете этого кажется странным, что такие важные наместничества, как Хамадан и Азербайджан, получили неведомые до того люди 149 . Возможно, Али стремился прежде всего создать надежную опору в Ираке.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

О.Г. Большаков Том I Том II Том IV Содержание Введение Глава 1. Великая смута Борьба вокруг присяги Рождение внутренней оппозиции Борьба за Басру Комментарии Глава 2. Али и My'abuйa Проблемы провинций Начало открытого конфликта Сиффинская битва Третейский суд Возобновление междоусобиц Наступление MY'abuu Глава 3. «Год единения» Первые шаги Хасана Отречение Хасана На трудном пути к единению Глава 4. Халифат My'abuu Характер нового правителя Борьба с оппозицией в Ираке От Зийада ибн Абихи до Зийада ибн Абу Суфйана Новое наступление на Византию Глава 5. Рождение династии Переломные годы На пути к наследственной власти Активизация экспансии Экономическая политика My'abuu и социальные отношения в Халифате Положение иноверцев и новообращенных Глава 6. Прелюдия второй гражданской войны Смена власти Трагический поход Хусайна Мятеж Абдаллаха б. Аз-Зубайра Восстание мединцев и битва на Харре Положение на границах Глава 7. Вторая гражданская война Смерть Йазида I и начало двоевластия Ситуация в Сирии Присяга Марвану б. ал-Хакаму Контрнаступление Марвана Начало династии суфйанитов Шиитские движения Хариджитские движения в Иране и Аравии Восстание ал-Мухтара Успехи хариджитов Глава 8. Восстановление единства Усмирение Джазиры Конец Абдаллаха б аз-Зубайра Возвышение ал-Хаджжаджа Реформы Абдалмалика     Третий том «Истории Халифата» (первый вышел в 1989 г., второй – в 1993 г.) посвящён эпохе жестокой религиозной и политической борьбы внутри мусульманского государства. События, рассматриваемые в данном томе, оказали решающее воздействие на сложение идеологии шиизма, хотя её оформление происходило несколько позднее. Верхним рубежом рассматриваемого периода избраны реформы Абдалмалика, обозначившие превращение Халифата в государство с собственной административной и фискальной системой. Введение Четыре десятилетия второй половины VII в., которым посвящен этот том, отличались жестокой религиозной и политической борьбой внутри мусульманского государства, словно энергия арабов, до той поры изливавшаяся в завоеваниях, вдруг с их прекращением, закупорившись, взорвала Халифат изнутри.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин, В.П. Шушарин, Я.Н. Щапов Часть вторая. Восточные и западные источники о Древнерусском государстве Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX bb. Под восточными источниками в широком смысле подразумеваются источники мусульманские (арабские, персидские и турецкие), армянские, грузинские, сирийские и древнееврейские. Каждая из этих групп прошла особый исторический путь развития и должна рассматриваться отдельно. Это, конечно, не означает, что между ними не существовало никакой взаимосвязи и взаимовлияния. Наоборот, например, между армянской и грузинской средневековой историографией существовали довольно тесные связи, которые доказываются переводами на древнеармянский язык грузинской летописи «Картлис Цховреба». Точно так же сирийско-христианская литература не была совершенно оторвана от арабской. Подтверждением этого служит научная и литературная деятельность крупнейшего сирийского писателя-энциклопедиста XIII b. Абу-л-Фарадж Григорийус ибн ал-Ибри ал-Малати (Баргебрея). В настоящем очерке делается попытка анализа мусульманской группыисточников 1121 , в которых содержатся сведения по истории восточных славян и Руси VI – IX bb. При этом специально рассматриваются, за некоторым исключением, лишь источники, написанные не позднее X – первой половины XI b., хотя в сравнительных целях привлекаются и данные, сохранившиеся в сочинениях авторов XII – XVII bb., заимствованные поздними арабскими, персидскими и турецкими историками и географами из трудов более раннего времени, до нас либо совсем не дошедших, либо сохранившихся в других, сокращенных редакциях. Очень часто писатели XII – XVII bb. имели возможность пользоваться более полными редакциями или рукописями, более близкими к оригиналу. Последнее обстоятельство очень существенно, так как особенности арабской графики делают весьма затруднительным чтение имен и географических наименований, особенно иностранных. Необходимо указать еще одну особенность мусульманской литературы позднего периода: авторы этой поры, как правило, слепо копировали в своих сочинениях данные и факты из трудов классических историографов и географов раннего времени. Таким путем до нас дошел, если не целиком, то фрагментарно, ряд работ классического периода IX – Х вв. Но копируя и списывая у своих предшественников, поздние авторы редко называли сочинения, из которых брали те или иные данные и целые выдержки. Не очень охотно называли они и имена своих предшественников, отчего одной из самых трудных задач исследователя, работающего над восточными компиляциями, является выявление их первоисточников. Историография вопроса

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > СУ-27 - истребитель, опередивший время 16.05.2007 394 Время на чтение 9 минут 20 мая 1977 года летчик-испытатель Владимир Ильюшин поднял в небо Т-10. С этого полета началась летная биография новой машины, которая и по сей день считается лучшим истребителем мира. На сегодня информация о Су-27 и о семействе самолетов, созданных на его базе, напоминает айсберг, большая часть которого по-прежнему скрыта от посторонних взглядов. Генеральный конструктор Опытного конструкторского бюро П.О. Сухого Михаил Симонов в преддверии юбилея встретился с нашим корреспондентом и рассказал о некоторых страницах истории этого легендарного самолета. РОЖДЕНИЕ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ В 1971 году ВВС РФ сформулировали задание по перспективному фронтовому истребителю (ПФИ). Он должен был превзойти зарубежного конкурента F-15 по большинству параметров на 20-30 процентов. Требовалась специальная подготовка для выполнения работ. Без кооперации конструкторских бюро с высоким технологическим уровнем реализовать требования заказчика по ПФИ было невозможно, ОКБ Сухого поручили разработку аэродинамической компоновки, конструкции планера и координацию всех работ по теме нового самолета, получившей условное наименование Т-10. Работы по двигателю были поручены генеральному конструктору ОКБ " Сатурн " А. Люльке, по радиолокационному прицельному комплексу и системам вооружения - первому заместителю генерального конструктора Научно-конструкторского объединения " Фазотрон " В. Гришину, тему ракетного вооружения на московском заводе " Молния " вел Г. Хохлов и т.д. Самолет создавался нелегко, трудностей и проблем хватало. Нередко " знатоки " заявляют о затянувшейся разработке Т-10 по вине той или иной фирмы, участвовавшей в проекте. Эти мифы, как правило, далеки от реальности. Создание каждой системы требует определенного времени. Здесь не имеют значения чьи-либо желания. Преждевременные роды - это тоже плохо. Например, в свое время мы договорились с Архипом Люлькой о времени, необходимом для разработки двигателя. На это мы отвели два года. ОКБ Сухого первые экземпляры разрабатываемого истребителя " обкатывало " на двигателе АЛ-21Ф-3 и ожидало окончания работ по АЛ-31. В итоге сегодня на истребителях семейства Су-27 стоит силовая установка высокого класса. Более того, двигателестроительная фирма НПО " Сатурн " совместно с ОКБ Сухого разработала в дальнейшем систему управления изменяемым вектором тяги, не имеющую аналогов за рубежом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Мешхед – священный город шиитов РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_23071.html 22 ноября 2005 Архимандрит Августин (Никитин) Мешхед – священный город шиитов Среди населения Ирана мусульмане составляют 99 %, в том числе 84 % – шиитов Источник:  http://www.explan.ru Эхо Планеты Сотни паломников сидят на коврах во дворе мечети Гаухаршад. Они пришли поклониться гробнице 8-го шиитского имама Резы. Среди пилигримов выделяется группа " кающихся " , с черным флагом на длинном шесте. Один из них – с мегафоном в руке – выкрикивает молитвенные призывы, а остальные, отвечая хором, бьют себя в грудь рукой. Постепенно темп покаяния убыстряется, и исповедники работают уже обеими руками. Над двором плывет гулкий барабанный бой. " Барабаны " – это десятки грудных клеток... Мы -в Мешхеде, городе, парящем на высоте 980 метров над уровнем моря, у южного склона горного хребта Хезар Масчед – " Тысячи мечетей " . Мешхед (он же – Машхад) – двухмиллионный город, административный центр северо-восточной иранской провинции Хорасан. На протяжении всей своей истории он имел значение важного политического, культурного и религиозного центра. В 818 году в деревне Санабад, возле Туса, внезапно скончался 8-й шиитский имам Али бен Муса ар-Рида (персидское – Реза), зять халифа ал-Мамуна. По преданию, его отравил сын самого популярного из багдадских халифов Гаруна ар-Рашида. Уже в то время соседство с Багдадом было испытанием для Персии... Место мученической гибели (по-арабски – машхад) Резы у мусульман весьма почитаемо, особенно у шиитов, и вскоре на месте деревушки Санабад возник город. Впервые слово " машхад " как его название было употреблено в X веке географом ал-Мукадцаси. А арабский путешественник Ибн Баттута в XIV веке писал о " городе Машхад ар-Рида " . От Тегерана до Мешхеда 912 километров по железной дороге, и туда удобно добираться ночным поездом. Мешхед расположен к востоку от иранской столицы, и каждый вечер с центрального вокзала в священный город уходят три " восточных экспресса " . И все равно с билетами трудно: ежегодно Мешхед посещают более 11 миллионов паломников-шиитов, выполняющих религиозные обряды особенно ревностно. А в середине июня (годовщина смерти Резы), когда приток богомольцев достигает предела, в поезд лучше вообще не соваться – затопчут. Однако и в обычные дни билет до Мешхеда нужно брать заранее – в предварительной кассе. Таких железнодорожных агентств в Тегеране много, а на самом вокзале билет на поезд не купишь.

http://religare.ru/2_23071_1_21.html

О.Г. Большаков Глава 1. Мирное десятилетие Абдалмалика Отголоски гражданской войны Административно-финансовые реформы Абдалмалика, начавшиеся около 696 г., знаменовали конец периода борьбы за власть и разброда в мусульманском обществе, но о мире приходится говорить только в самом общем плане, как об отсутствии военных действий в центре Халифата. На окраинах состояние войны было постоянным: кончалось подавление мятежей или сепаратистских выступлений – начинались завоевательные походы. Заканчивая предыдущий том рассказом о реформах Абдалмалика, мы несколько опередили рассказ о ситуации на востоке Халифата, и сейчас придется вернуться несколько назад, ко времени непосредственно после победы ал-Мухаллаба б. Абу Суфры над хариджитами под Рамхурмузом (т. III, с. 272). После этой победы весь Южный Иран к востоку от Казеруна все же оставался во власти хариджитов. В Фарсе распоряжался Катари б. Фуджа‘а, провозгласивший себя халифом, что подтверждает титул «амир верующих», сопровождающий его имя на монетах. Чеканку своей монеты – важнейший прокламационный акт любой новой власти – он начал в 69/68889 г., и продолжал довольно интенсивно в течение девяти лет. Полтора десятка его серебряных монет свидетельствуют не только о титуле, но и о примерном размере территории под его контролем – Ардашир Хварре (Истахр), Бишапур, Йезд, Дарабджерд, Таввадж. За Дарабджердом начинались владения другого хариджитского вождя, Атийа б. ал-Асвада, изгнанного из Омана (т. III., с. 265). Чеканить свою монету он начал, видимо, в 70/68990 г. Она чеканилась в Джируфте, Хурмузде (?), Вардашире (Бардасире) и Хабидже. О взаимоотношениях между этими двумя вождями ничего не известно. На монетах Атийи титул «амир верующих» отсутствует, свидетельствуя о его меньших политических амбициях, но никаких признаков вассальной зависимости от Катари не имеется. Наконец, можно отметить, что вес большинства монет обоих правителей соответствует обычному стандарту арабо-сасанидских драхм – 3,74·г., свидетельствуя о нормальном состоянии экономики этих областей. 7

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

О.Г. Большаков Глава 5. РОЖДЕНИЕ ДUHACTVI ПЕРЕЛОМНЫЕ ГОДЫ В истории случаются моменты, когда в короткий промежуток времени совпадают несколько событий, в совокупности меняющих жизнь общества, будь то неблагоприятное сочетание экономических сложностей и стихийных бедствий или уход из жизни выдающихся деятелей, символизирующий определенную грань в истории общества и государства. Последнее зависит не столько от истинной значимости ушедших деятелей, сколько от того, в какой мере это совпадает с накапливавшимися исподволь изменениями. Таким переломным моментом в истории двадцатилетнего правления My'abuu были 669–670 годы. За восемь лет, прошедших после отречения, Хасан не проявлял никаких претензий на власть, хотя, как мы видели, не отка-зывал себе иногда в удовольствии подчеркнуть свою истинную значимость. My'abuйa, со своей стороны, пропускал подобные колкости мимо ушей и строго соблюдал условия заключенного между ними договора. Как отмечал ад-Динавари, «ни ал-Хасан, ни ал-Хусайн не видели от My'abuu, пока он был жив, ничего дурного по отношению к себе или неприятного; и он не лишал их ничего из того, что было обусловлено относительно их обоих, и не переменял своего благорасположения к ним» 451 . Лояльное отношение главы Алидов к халифу удерживало многочисленных сторонников Али в Куфе от антихалифских выступлений или иных проявлений враждебности, тем более что по условиям договора власть должна была перейти после смерти My'abuu к Хасану, а время работало на Хасана: ему было в 669 г. 45 лет, тогда как My'abuйa приближался к 70. Этим ожиданиям не суждено было сбыться: неожиданно весной 669 г. Хасан заболел и через полтора месяца умер 5 paбu' I 49/13 апреля 669 г. 452 . Эта смерть была настолько своевременна и выгодна My'abuu, что у шиитов следующих поколений не было никаких сомнений в том, что его отравил халиф, чтобы расчистить дорогу своему сыну. Молва обвиняла одну из жен Хасана, Джa'дy бт. Aш'ac б. Кайс в том, что она отравила его по наущению халифа, который обещал ей 100 000 дирхемов и отдать ее в жены своему сыну Йазиду. Потом он обещанные деньги дал, а вторую половину обещания выполнить отказался, будто бы сказав: «Хочу, чтобы Йазид был жив». Уверенность в ее вине настолько была велика, что ее потомков обзывали «дети отравительницы Хасана» 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Смуты на восточной границе столько же поддерживались честолюбивыми военными генералами и крупными местными землевладельцами, сколько находили себе пищу в общем положении Сирии как страны, пограничной с калифатом и подверженной постоянному брожению. При царе Василии II Византии принадлежала лишь Северная Сирия с центром в Антиохии, находившейся под управлением дуки; Алеппо и Дамаск, хотя и переходили иногда под власть империи, все же были прочной опорой мусульманской власти, откуда арабы старались расширять сферу своего влияния. Вследствие этого Сирия продолжала оставаться театром борьбы греческого и арабского политического влияния, и весьма часто случалось, что недовольные византийским правительством находили себе покровительство в городах калифата, и наоборот. Такое положение легко должно было создать в Сирии особенно либеральный дух и выражаться в живом протесте против центральной власти, безразлично, была ли то христианская или магометанская. Таким образом, по замирении движения, поднятого Фокой и Склиром, в Сирии снова начался бунт, и на этот раз в мусульманской среде: дамасский эмир Бакджур начал возмущение против египетского калифа, от которого зависела Сирия. Но, потерпев поражение от евнуха Мунира ал-Саклаби (термином «саклаби» у арабов обозначается славянская народность), сделавшегося затем правителем Дамаска, Бакджур успел затем снова снискать расположение калифа, и в 991 г., когда умер эмир алеппский Каргуя, он испросил у калифа разрешение вступить в управление городом Алеппо. Тогда потомок владетельных князей Алеппо из рода Хамданидов, Саад ад-Дауле, уведомил царя Василия о происках Бакджура и убедил его принять участие в сирийских делах. Царь приказал своему антиохийскому губернатору, дуке Михаилу Вурце, поспешить на помощь к Алеппо и оказать содействие Сааду ад-Дауле против Бакджура. В битве 25 апреля 991 г., в которой на стороне арабов Хамданида был и византийский отряд, Бакджур был разбит и взят в плен. Новый порядок вещей, когда во главе сирийских городов снова стал Хамданид, состоявший к Византии в вассальных отношениях, сопровождался ослаблением политического влияния в Сирии Египетского калифата и вызвал попытку со стороны ал-Азиза занять в Сирии более твердое положение. Несколько времени перевес склонялся на сторону мусульман, так как Банджуте-кин, предводитель египетских мусульман, нанес у Апамеи сильное поражение правителю Алеппо Лулу и его союзникам-грекам (994).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1858 г. В первой половине наступившего 1858 года внимание мое главным образом сосредоточено было на печатании вторым изданием 1-й части моего археологического труда, именно: Указателя Патриаршей ризницы. В тоже время я усиленно занимался приготовлением и 2-й части своего труда – Указателя библиотеки. Между тем, не оставлял занятий и по типографской библиотеке, и частная переписка с друзьями и приятелями продолжалась сама собой. Так, 3-го января я получил письмо из Киева от бакалавра В.Ф. Певницкого . Вот что писал он мне от 26-го декабря минувшего 1857 года: «Извините меня великодушно в том, что в такое короткое время я успеваю уже другой раз беспокоить вас. Дело в том, что в первом письме своем я напрасно сделал приписку о статье своей, посланной в редакцию Русской Беседы. Чрез два дня после отсылки письма своего, я получил от Ал. Ив. Кошелева 270 письмо и узнал, что редакция Беседы с сочувствием принимает статью мою. После того я не хочу лишать себя удовольствия видеть её напечатанною в Русской Беседе. Потому прошу вас не утруждать ни себя, ни знакомого вам, Викторова, 271 ни самой редакции Беседы излишними хлопотами по моему делу. Если будет успех в начале, то я и на будущее время не прочь от того, чтобы печататься в Беседе: но тогда буду трудиться только над статьями по словесности. При сем удобном случае, по просьбе Гогоцкого, 272 в которой я не мог отказать ему, я осмеливаюсь адресовать к вам объявление о выходе его Философского Лексикона. Как ни щекотливо для меня обращаться к вам с подобными вещами, но я должен был уступить просьбам человека, желающего привести в известность свою работу. Если для вас не составит особенного беспокойства, то передайте одно объявление, по назначению Гогоцкого, в Моск. семинарию, другие в Моск. академию и Вифанскую семинарию, конечно в том случае, когда увидитесь с кем-ниб. из Посадских. Но если подобное дело будет сопряжено с каким-ниб. трудом для вас, то я прошу вас уничтожить эти объявления. Без сомнения, уже знаете о смерти нашего митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

  разделы   рассылка  распечатать Татьяна Тюрина Муфтий-шейх посетил Тверь Источник:  Вече Твери 27 октября, в день столетия Тверской соборной мечети, Тверь посетил муфтий-шейх, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. В составе делегации были представители известных мусульманских религиозных объединений России. В программу визита входили встреча с главой города Твери и торжественная церемония празднования в ОДК " Пролетарка " с участием губернатора Дмитрия Зеленина. Пребывание муфтия-шейха в нашем городе совпало в окончанием поста Рамадан и началом Ид ал-Фитр – – мусульманского праздника разговения. Здание мечети – – архитектурный памятник, расположенный в створе улицы Советской, построен в начале XX века по проекту архитектора Б.Г. Поляка в новомавританском стиле. В архитектуре тогда были в моде эклектика и стилизаторство. Башня-минарет высотой 16, 5 метра, увенчанная четырехметровым шпилем, кирпичный узор по периметру крыши в восточном стиле придают этому памятнику неповторимый национальный колорит и привносят в уголок Твери, где расположена мечеть, яркую нотку экспрессии. Строительство мечетей в городах Центральной России в конце XIX – – начале XX века было обусловлено миграцией татарского населения в промышленные районы центра страны. Тверская мечеть – – вторая мечеть в Российском государстве, построенная после московской. В Твери мусульмане впервые были зафиксированы в количестве всего лишь двух человек в 1846 году. К концу XIX века их число достигло тысячи человек. На строительство мечети собирала средства вся мусульманская община, но основную часть расходов взял на себя предприимчивый владелец ресторанов и буфетов на Николаевской железной дороге, выходец из зажиточных касимовских крестьян Рязанской губернии Фатих Алышев. Мечеть была торжественно открыта в 1906 году. На ее строительство ушло 15 тысяч рублей – – по тем временам огромные деньги. О том, какое значение придавалось строительству мечетей в России, говорит тот факт, что Николай II перечислил на окончание строительства 2 тысячи рублей.

http://religare.ru/2_34270.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010