Информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 33 . 21:13. Мерная вервь и отвес. Мерная вервь и отвес были обычными приспособлениями для строительства зданий из глиняных кирпичей по всему Ближнему Востоку. Участок размечался с помощью измерительной верви (обычно веревки, шнура или нити), а главный строитель использовал отвес, нагруженный куском олова или камнем, чтобы проверять вертикальность сооружения. 21:18. Сад Уззы. Местонахождение сада Уззы не было определено с достаточной долей уверенности. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на кладбище в селении Силоам, к востоку от города Давидова. Однако, возможно, «Узза» – это краткая форма имени Озии, прокаженного царя Иудеи. В таком случае, это мог быть личный сад Озии, использованный последующими царями. 22:1–23:30 Иосия Иудейский Информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 34 . 23:1. Функции старейшин. Старейшины (главы патриархальных семейств) играли важную роль в древней племенной организации Израиля и, по-видимому, сохранили определенные функции в период царств. Старейшины обладали властью в местных общинах и, возможно, продолжали играть ограниченную роль в политическом управлении в период царств. Городские старейшины также играли ограниченную роль в поддержании стабильности и утверждении законов в своих общинах в Вавилонии. Однако они не определяли политику, так как все материальные ресурсы, экономика и вооруженные силы контролировались царским двором. 23:2. Публичное чтение документов. Даже после изобретения алфавита многие люди на древнем Ближнем Востоке были неграмотными, и потому публичное чтение документов имело большое значение. В ассирийских источниках описываются глашатаи, которые, стоя у городских ворот, читали царские указы группам зевак. 23:3. Возвышенное место. Царь стоял возле столба или колонны (на возвышении, согласно Иосифу Флавию). Вероятно, это была некая конструкция в храме, предназначенная для царских особ. Какие-либо отчетливые параллели этому обычаю на остальном Ближнем Востоке не обнаружены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Некоторые мусульмане думают, что Коран не создан, но от вечности существовал вместе с Богом, а другие (еретики мотазалиты) обвиняют в неверии тех, которые думали, что Коран не создан, ибо, говорят еретики, этим они допускают два вечные существа. Во всяком случае все мусульмане согласно утверждают, что Коран есть слово самого Аллаха. Но не так смотрит на происхождение Корана современная наука. Один из авторитетных современных ориенталистов по этому поводу говорит, что ни в одной литературе нельзя найти такого процесса составления книги, который бы мог дать точное представление о редакции Корана. Это – ни книга, написанная последовательно; ни определенный текст, мало по малу доходивший до определенности в чтении; ни редакция наставлений учителя, сделанная по воспоминаниям его учеников... Это – сборник проповедей и, пожалуй, ежедневных приказаний Мухаммеда, носящих на себе отпечаток места, где они появились, и следы обстоятельств, вызвавших их. Автором Корана был сам Мухаммед. Он родился в Аравии в такое время 66 , когда она представляла жалкую картину в религиозном отношении: язычество, сабеизм, парсизм, иудейство и христианство имели в ней своих представителей, верования которых постепенно взаимно смешивались и мало по малу превратили древне-языческую святыню арабов, Каабу в пантеон. В Каабе и около нее были собраны идолы всех арабских племен, изображения древних патриархов еврейского народа и Девы Марии с божественным Младенцем. Они веровали в единого Бога (Аллаха) и почитали Его творцом небес и земли, творцом человека, правителем и промыслителем мира, подающим людям все потребное для их жизни. Но при таком представлении о Боге, согласном с еврейским и христианским учением, некоторые арабы веровали, что у Бога есть дети, существа женского пола, которых они и называли дочерями Бога. Это так называемые гении (джинн), которых они поэтому признавали достойными поклонения; думали, что гении приближают людей к Богу и ходатайствуют за них перед Богом. Вместе с гениями, арабы признавали и бытие ангелов, но опять считали некоторых из них существами женского пола. В Коране сохранились имена восьми божеств, почитаемых арабами мухаммедова времени: аль–Лата, аль–Узза, Мена, Вадд, Суваг, Ягус, Ягук и Наср. Некоторые из этих божеств имели видимые изображения (идолы), которые были разрушены в первые годы ислама.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Еще одним важным городом Иудеи был Арад – небольшая квадратная крепость IX в. до Р.Х. со стороной пятьдесят метров, сменившая скромную деревню X в. до Р.Х. и превратившаяся далее – в VIII в. до Р.Х. – в оплот Иудеи на путях к Араве, Моаву и Эдому. Крепость занимала вершину холма, на котором и вырос город с собственным храмом, водопроводом, сплошной стеной – внутренней и внешней, – башнями и воротами, жилыми постройками, хранилищами и большими центральными дворами. Арадские остраконы чрезвычайно богаты различными данными относительно исторической географии региона, роли крепостей, иудейской военной иерархии, лингвистической ситуации, структуры частных имен Иудеи, количества пищи, потребляемой войсками, и аспектов повседневной жизни, таких как система чинов, меры весов, метрология и прочее. Большинство писем составляли архив военачальника, руководившего крепостью на последней фазе ее существования. И касаются они не только местных дел. Среди остраконов – письмо от одного из последних иудейских царей, связанное с международными событиями и упоминающее египетского фараона. Помимо Арада, в Северном Негеве возник и целый ряд укрепленных поселений, таких как Вирсавия/Беэр-Шива (реконструкция которой представлена на рис. 99), Ароер, Хурват-Узза и многие другие. Они охраняли пути на юг, что указывает на роль Северного Негева в международной торговле. Об активности торговли свидетельствуют находки эдомских, ассирийских, кипрских, эгейских, греческих изделий, – прежде всего керамики. В отличие от Северного Негева, центральная и южная его части после разгрома Шешонком поселенческих систем времен царя Соломона оставались слабо заселенными: здесь известны лишь единичные поселки, сохранившиеся от упомянутых систем или восстановленные после определенного – иногда достаточно длительного – перерыва. В их материальной культуре отмечается комбинация традиций обоих царств. Судьба же их была предельно изменчивой: они разрушались в ходе войн с идумеями и кочевниками в IX-VII вв. до Р.Х., возрождались и наконец были окончательно уничтожены вавилонским нашествием 587 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Зимой 2009 года я принял участие в экспедиции, посвящённой 145-летию со дня смерти известного шотландского художника Дэвида Робертса (1796-1864). Стартовав из древних Фив на Ниле, мы проследовали через Синай, Акабу и Петру в Иерусалим - по всему маршруту, которым прошёл Робертс в 1838-39 гг., делая зарисовки. У нас была уникальная возможность заглянуть в прошлое, и, сопоставляя работы Робертса с действительностью, констатировать, как время безжалостно потрепало многие архитектурные памятники, в том числе и скальные фасады - шедевры Петры. Например, что касается вышеупомянутой Аль-Хазне, на картине Робертса её верхнюю часть венчали орлы, правда, уже с отбитыми головами, в глубине фасада отчётливо видны мужские фигуры, копии близнецов Диоскуров, в наружных верхних нишах - полуобнажённые богини-воительницы в и с поднятыми секирами над головами, ниже - львиные скульптуры. Пеплос - верхняя одежда гречанок с большим количеством складок. Следует заметить, что исследователями Петры давно ведутся споры о назначении Аль-Хазне, этого грандиозного строения. Так, одни утверждают, что Аль-Хазне - не что иное как царская усыпальница, по мнению других - внутренние помещения Аль-Хазне использовались как святилище. У набатеев был свой языческий культ. Основными богами в их пантеоне были бог Душарра и богиня Аль-Узза. Она была богиней плодородия, покровительницей караванов и воплощением утренней звезды, а Душарра, чьё имя буквально переводилось как «из Шарры», носил имя гор Шара в районе Петры. Примечательно, что единственным сохранившимся отдельно стоящим (и не разрушенным землетрясениями) зданием в Петре был храм Душарры. К сожалению, у нас нет возможности подробно остановиться на религии, архитектуре, контактах набатеев с окружающими народностями - на самом деле, благодаря археологии собрано много который способен рассказать об этом удивительном народе, особенно о начальных страницах его истории в горах Шары. Чего стоит только найденный в Пещере писем на побережье Мёртвого моря в 1961 году частный архив (брачные контракты, дарственные письма, кадастровые декларации, акты продажи финиковых плантаций, расписки, жалобы, выписки из официальных актов и т. д.) одной знатной женщины, подданной Набатейского царства по имени Бабата. Манускрипты датируются концом I в. - началом II в. по Р. Х. Судя по хорошо упакованному стеклянному сервизу, найденному среди её вещей, Бабата спрятала здесь свои наиболее ценные документы лишь на время, надеясь после антиримского восстания Бар-Кохбы в случае победы последнего забрать их отсюда. Через эллинизацию к Риму

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Хобал – самый большой среди идолов Каабы, имел подобие человека (по некоторым писателям вид старика с длинной бородой), держал в руках семь стрел, был сделан из красного коралла и имел одну руку золотую. Он был доставлен в Мекку с отломанной рукой, вместо которой корейшиты приделали ему золотую руку, что указывает на особенно большое внимание к нему со стороны корейшитов. Изображение Хобала сначала было поставлено на крыше Каабы, а затем перенесено внутрь её. Перед Хобалом арабы гадали о своих предприятиях, вынимая стрелы, и, в случае счастливого исхода, обращались к идолу со славословием: «Да будет превознесен Хобал!» Из разных объяснений мусульманских писателей о значении имени Хобала и о соединенных с его именем верованиях с наибольшей вероятностью можно предполагать, что Хобал представлял «бога судьбы» его именем арабы клялись в важных случаях и у него гадали. Позднейшие арабы, т. е. ближайшие ко времени Мухаммеда, отожествляли Хобала с изображением Авраама, поэтому основатель ислама, когда взял Мекку и увидел изображение Хобала, сказал: «Да поразит Бог тех, которые заставляют нашего старца бросать жребий стрелами. Какое дело Аврааму до стрел? Он не был ни иудей, ни христианин, но был ханиф – мусульманин, он не был также и многобожником» 262 . После этого идол Хобала вместе с другими идолами, находившимися в Каабе, был уничтожен по приказанию Мухаммеда. В Коране упоминаются идолы: Лата, Узза, Маната 263 , а затем: Вадд, Суваг, Ягус, Ягук и Наср 264 . Лата (или Аль-Лата) почиталась божеством в городе Тайифе сякефитами и в долине Нахле корейшитами; по имени Аль-Латы назывались некоторые отрасли племен и отдельные лица. В Тайифе 265 находился храм Аль-Латы, который был разрушен Абу-Суфьяном no приказанию Мухаммеда в девятом году Гиджры, причем были убиты 18 служителей, находившихся при этом храме. Аль-Лата представляла пятигранный гранитный камень, имевший в длину около 12 футов и в вышину 4 1 / 2 фута. Грамматическая форма имени этого божества указывает на то, что Аль-Лата была богиня, как подтвердил и Мухаммед. Относительно символического значения Аль-Латы мнения европейских ученых сводятся к тому, что Аль-Лата олицетворяла собой Венеру 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Выпуск 17 (1885) Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама . М. Машанов Часть I. Очерк религиозного быта арабов-язычников в эпоху Мухаммеда Предисловие Географический очерк Аравии Название Аравии. Границы Общий характер Аравии Климат Растительность Аравии. Животные. Царство ископаемое Частное описание Аравии. Каменистая Аравия. Пустынная Аравия. Счастливая Аравия. Техама. Йемен. Наджран. Джоф. Хазрамаут. Эль-Хаса. Неджд. Емама. Асир. Ахкаф. Синайский полуостров. Красное море. Персидский залив Хиджаз. Мекка. Медина. Другие города и места этой области Религиозный быт арабов-язычников Предварительные замечания Источники сведений о религии арабов Идея единого Бога у арабов Многобожие у арабов Начало идолопоклонства у арабов Понятие арабов о верховном Боге и об отношении к Нему низших богов Звездопочитание у арабов. Поклонение солнцу. Шарик. Гаубас. Ята. Кулал. Димар. Дзусамават. Симдан. Рахман. Самах. Дусарес. Сабис. Саир, Ягук. Ягус. Нерс. Луна как божество. Сип. Ильмакаг. Сухеиль-Канопа. Фульс, Сириус. Плеяды. Аль-Дебаран. Асад. Сатурн. Юпитер. Саад. Саид. Меркурий. Венера. Небо-бог Культ дерев. Пальма Наджрана. Зат-Анват. Узза Почитание камней. Черный камень. Аллата. Мената Культ предков. Вадд. Соваг. Ягус. Ягук. Неср. Исаф. Найла. Гобал Малоизвестные божества и идолы арабов Уротал. Аллат Вера в судьбу Ангелы Джинны Отношение Бога к миру и человеку Вера в бессмертие души Обрядовая сторона арабско-языческой религии. Священ. места. Кааба. Земзем. Мина. Харам. Менее замечательные капища арабов Свящ. обряды. Жертвы. Человеческие жертвы. Животные, посвящавшиеся божеству. Чистые и нечитсые животные. Хадж. Менее замечательные св. путешествия. Обрезание. Неречение имени. Омовение. Погребение умерших Гадания Свящ. времена Свящ. лица у арабов-язычников Суеверия арабов-язычников. Астрология. Талисманы и амулеты. Снотолкование. Вера в предзнаменования. Вера в дурной глаз. Разные другие суеверия. Волшебство Выпуск 18 (1889) Рассказы мохаммедан о кыбле. Сочинение Гордия Семеновича Саблукова

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На югозапад от Мекки средоточным местом племен хавазинских был Тайиф и там племена эти имели изображение идола их союза «Лат» 283 . Жители Мекки не могли жить без дружбы с окружающими племенами и чтобы не лишиться ее должны были признавать их племенных ангелов и идолов. Поэтому то корейшиты условием своей веры в Мохаммеда поставили признание Мохаммедом некоторой божественности Узза, Маната и Лата. Что это произошло из чисто политического основания, усматривается – говорит Шпренгер – из слов мекканцев, приведенных в Коране гл. 28, ст. 57. «Если мы последуем твоему руководству, мы будем изгнаны из нашей страны– говорили они Мохаммеду. То есть, если бы целый округ был враждебно против них настроен, то соседние племена пресекли бы путь их караванам и, так как священная местность, на которой находилась Мекка, принадлежала всемъ арабам, то их и выгнали бы оттуда» 284 . Мы видим, заключает Шпренгер, – что национальное тщеславие привязывало арабов к их богам и что Сам Мохаммед даже после подчинения себе силою оружия большей части Аравии, принужден был сделать уступки, которые были противны его основным правилам, чтобы не оскорбить (не уязвить) эту чувствительную сторону характера его народа 285 . И вероятно поэтому-то чувству национального тщеславия в последнем домохаммеданском периоде, в честь своих таинственных духовных существ, или ангелов светил небесных, Арабы стали устроять храмы, которых впрочем было немного; известно только семь аравийских храмов, в которых обыкновенно отправляли большинство религиозных обрядов, употребляемых в Каабе 286 . К концу этого последнего домохаммеданского периода в Мекке священный харам во круг Каабы заселили корейшиты. Самая священная Кааба, которую корейшиты покрыли крышею, потеряла свое древнее значение храма единого Бога и сделалась сборищем изображений в честь множества здезд и даже в память благочестивых людей, при чем естественно и простое богослужение в ней, «которое до тех пор имело смысл монотеистический» 287 , изменилось, усложнилось, обезобразилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Сравните его с действительным божественным посланником Иисусом Христом и какой контраст! Тут мы видим действительное искушение Иисуса Христа диаволом, предлагавшим ему и все житейские блага и власть над всем миром и полнейшее подчинение всех сил природы, и Иисус Христос выходит действительным и торжественным Победителем из этих искушений! Если в истории религий нельзя найти большего контраста, чем это сравнение, то в исламе нельзя найти большего противоречия догматическому учению о пророках, как вся эта история падения Мухаммеда. В мусульманской догматике необходимыми для всякаго пророка качествами считаются: истинность, праведность и полное сообщение того, что повелено им от Бога сообщить людям. Признание Мухаммедом языческих богинь не только действительными, но и высокими пред Богом существами, отрицает в Мухаммеде и истинность, так как это было его заблуждение, и праведность, так как это было результатом соблазна с нечестивцами, и „полное сообщение“, так как приписать Богу таких ходатайниц, как Узза, Лата и Маната значит не вполне разъяснить людям истину единства Бога. Далее в противоположность этому Мухаммед обнаружил в себе ложь, преступность и скрытие того, что повелевается пророку сообщить людям, а все эти качества в мусульманской догматике считаются невозможными для пророка. Наконец, возможным для пророка считаются с мусульманской точки зрения только такие случаи, которые не унижают его высокого сана 117 . А поступок Мухаммеда унижает нравственное достоинство пророка. Нельзя с точки зрения мусульманской догматики смотреть на поступок Мухаммеда и как на обыкновенное с человеком искушение диаволом. Ученые мусульманские теологи установили как догмат то положение, что всякий пророк, а тем более Мухаммед как печать пророков, обладает даром предостережения и предохранения от какого-либо соблазна, что и называют они „исматун“. С этой целью стих Корана о том, что сатана в каждом пророке возбуждал „мечты“ (Коран 22, 51), они считают отмененным другим стихом, именно: Мы велим тебе читать и ты забудешь только то, что захочет Бог (Коран 87, 67).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Аль-Узза дерево акация. Она была у колена Гатафан. Они служили ей и построили для неё храм и были у (храма) её стражами. Пророк Мухаммед послал к ней Халеда-бну-Валид, тот разрушил храм и сжег дерево акацию. женский род от подобно тому, как женский род от . Слоев же значит могущественный, а слово значит могущественная. Ибн-Хабиб сказал: Аль-Узза была пальмовое дерево, подле которого находился кумир; ей служило колено Гатафан, и стражи её были Бяну-Сырма-бну-Мурра. Абу-ль-Мунзир, упомянув о Менате и Аллате, продолжает: потом они приняли Аль-Уззу (как божество). Таким образом, она моложе Аллаты и Менаты. Я слышал, что арабы назывались по обоим (этим божествам). Так я нашел (имя): Темим-бну-Муса-бну-Зейд-Менат… и Абд Менат-бну-Удд; а по имени Аллаты Сягляба-бну-Укаба назвал сына своего Темим-Аллат... (Приведено еще несколько имен, в состав которых входят имена этих божеств) ... Абду-ль-Узза-бну-Кааб был один из первых, которого так (т.е. по имени этого божества) назвали арабы; Аль-Уззу же принял Залим-бну-Асад. Она находилась в долине Нахла-ш-Шамийя, называемой Харадз, насупротив Аль-Гамира, вправо от гористого пути из Мекки в Ирак, в десяти милах по направлению от Зат-Ирка к Бустану. Он построил над ним (деревом) храм, в котором слышался звук. Арабы (в частности) корейшиты стали именоваться по этому (божеству): Абду-ль-Узза. У корейшитов она была величайшим из идолов. Пред ней давали обеты, ей давали дары и приносили жертвы. Абу-ль-Мунзир говорит: мы слышали, что однажды пророк в разговоре о ней сказал: «я привел к Аль-Уззе рыжеватую овцу, когда я следовал вере своего народа». Корейшиты, совершая обходы вокруг Каабы, говорили: клянусь Аллатой, Аль-Уззой и Менатой, третьей, особой, потому что они возвышенная гараник , на ходатайство которых должно надеяться, а также говорили: они дочери всевышнего и всехвального Бога, и их мы молим о ходатайстве пред Ним. (Бог), послав посланника своего, ниспослал ему (стих Корана): «размышляли ли вы об Аллате, Аль-Уззе и о Менате, третьей особой? Ужели у вас дети мужеского пола, а у Него дети женского пола? Это, право, не верный раздел. Они только одни имена, какими наименовали их вы и отцы ваши. Бог же не посылал никакого подтверждения на это». 1126

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Богиней утренней звезды была ал-Узза, под Афродитой, скорее всего, имеется в виду Аллат, имевшая у арабов-язычников те же функции. 4 Период «пророческой» деятельности Мухаммеда (610–632) действительно совпадает со временем правления императора Ираклия (610–641). 5 Очевидно, отголосок мусульманских рассказов о встрече юного Мухаммеда с христианским отшельником Бахирой, хотя в мусульманских сказаниях, разумеется, никогда не уточняется конфессиональная принадлежность Бахиры. 6 Среди ранних мусульманских толкователей, начиная с ат-Табари, существовали самые разные и противоречивые версии о том, как Иисусу удалось избежать распятия. Едины они были в том, что распят был вместо него другой человек. Та версия, которую излагает преподобный Иоанн, не встречается в сохранившихся работах мусульманских авторов; вероятно, здесь представлена одна из самых ранних версий толкования Коран 4.157. 7 Khoury считает, что здесь в тексте пропущена сама пословица, на которую ссылается преподобный Иоанн. Он указывает, что Евфимий Зигабен , цитируя это место, дополняет текст следующим предложением: «Человек во сне часто болтает вздор и видит всякую чепуху» (PG. T. 130. Col. 1336 D). 8 О необходимости свидетелей в подобных случаях написано в Коране: 4.15; 5.106–108; 24.2–13; 65.2 и др. 9 От ταιρα – «товарищество», т.е. придающие Богу кого-либо другого; перевод арабского mushrikun. 10 Поскольку, согласно исламу, Христос не был распят, то почитание христианами креста воспринимается мусульманами как кощунство. В одном популярном хадисе Мухаммед утверждает, что, когда Иисус придет перед концом мира, он уничтожит все кресты (Бухари, Муслим и Ибн Ханбал). См.: Wensinck A.J. A Handbook of early Muhammedan Tradition. Leiden, 1927. P. 252–253. 11 Преданий о черном камне у мусульман существует множество; те, которые упомянуты преподобным Иоанном, не являются в настоящее время распространенными. 12 Хотя более поздняя мусульманская традиция стала считать, что в жертву Авраам собирался принести Измаила, ранние толкователи, в частности ат-Табари, говорят об Исааке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009