Особенностью торговой политики сыновей Абдманафа было то, что они перешли от платы бедуинским вождям за охрану караванов на пути следования по подвластной им территории к соглашениям об их участии в доле прибыли (илаф). Это превратило платных защитников в компаньонов 134 . Торговля послужила мощным толчком к повышению благосостояния мекканцев, росту их числа и развитию Мекки как города. Насколько быстро могло расти население в группах, попавших из экстремальных в благоприятные условия (отсутствие постоянных войн и еда досыта), показывает история рода Абдманафа, когда потомство одной супружеской пары в четвертом поколении насчитывало одних мужчин около 80 человек (учтем, что средневековые генеалоги могли еще кого-то и не знать). За 150 лет потомство Кусаййа настолько разрослось, что их уже считали семью отдельными родами (батн): Абд, Абдаддар, Асад (Абдал " узза), ал-Мутталиб, Хашим, Абдшамс, Науфал. В Мекке селились и представители других племен на правах «союзников» (халифов) какого-либо из курайшитских родов 135 . По мере роста населения застройка уплотнялась, приобретала более монументальный характер. В середине VI в. появляются первые большие квадратные дома, которые сначала вызывали осуждение как подражание Кабе, но потом быстро вытеснили прежние примитивные хижины. В конце VI в. постройки Мекки тянулись вверх по вади на 900–1000 м от Кабы и примерно на 600 м вниз. Первая часть называлась ал-Мала («верхняя»), вторая – ал-Масфала («нижняя»). Границей между ними была Каба. Ширина города определялась берегами долины, отстоявшими друг от друга на 500–600 м. В обоих концах города сложились кладбища, число колодцев увеличилось до полутора десятков 136 . Уплотнение застройки вызывало бытовые конфликты, выраставшие во вражду между отдельными родами и семьями. Так, часть бану ади, живших между вади и скалистым холмом ас-Сафа, из-за вражды с бану абдшамс переселилась в Нижний город на участок, купленный у бану сахм 137 , а освободившееся место заняли несколько семей из абдшамс. Мелкие перемещения, несомненно, происходили постоянно, но чаще всего в пределах своего родового участка, поэтому общая картина размещения родов существенно не изменилась за полтора века.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мухаммад провел в городе пятнадцать дней, которые посвятил обучению людей исламу. Тогда же он разослал делегации по всем окрестностям с призывом к местному населению покориться исламу мирным путем и приказал своим людям уничтожить всех идолов. Халид ибн ал-Валид вначале отправился в Нахлу, где племя бану шайбан пообещало не оказывать сопротивления при разрушении их идола ал-Узза. Но когда он прибыл в Джазиму, люди взялись за оружие. Между ними разгорелся спор: должны они подчиниться Халиду или нет. Халид, потеряв терпение, схватил нескольких человек и убил их в назидание остальным. И опять Мухаммад был сильно расстроен. Он послал Али, своего зятя, выплатить племени компенсацию за эти убийства, как и в случае с племенем хузайл. Он стремился добиться преданности от своих современников не силой, а показательными примерами, поскольку в этом случае их преданность была бы искренней и продолжительной. Покорение Аравии исламу Недолго Мухаммад и мусульмане Медины наслаждались плодами своего успеха. Практически сразу после покорения Мекки новообращенные мекканцы и мусульмане, пришедшие с Мухаммадом из Медины, были собраны вместе, чтобы противостоять большой опасности, которую представляло собой племя хавазин, расселившееся на холмах и равнинах в северо-восточном направлении от Мекки. Хавазиниты были чрезвычайно обеспокоены капитуляцией Мекки и, объединившись с племенем сакиф и прочими небольшими кланами, рассеянными по этой местности, под предводительством Малика ибн Авфа ал-Надри, захватив с собой все имущество, двинулись в поход на мусульман, чтобы победить их или погибнуть. Мухаммад, встав во главе своей армии, выступил навстречу неприятелю и столкнулся с ним в долине Хунайн. Отряд из десяти тысяч мусульман, пришедших с Мухаммадом из Медины, был усилен двумя тысячами курайшитов из Мекки, которыми командовал Абу Суфиан. Имея численное преимущество над своими врагами, мусульмане смело выступили в поход, как и раньше уповая на Аллаха, который должен был помочь им одержать убедительную победу.

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

Икрима бежал, скрывался у бедуинов, затем его жена, принявшая ислам, выпросила ему помилование, разыскала его и уговорила вернуться в Мекку. Хузаитам было разрешено до полуденной молитвы безнаказанно свести счеты с бану бакр (ради чего формально был организован поход); они воспользовались этим позволением, но вечером встретили на улице еще одного обидчика и убили его уже после окончания дозволенного срока. Мухаммад пришел к хузаитам, объяснил, что ему было дозволено отменить заповедность Мекки только на короткий срок, а сейчас надо платить родичам убитого виру (дийа), которую он берет на себя 418 . На следующий день Мухаммад, сидя на вершине ас-Сафа, принял присягу повиновения от всех мекканцев, в том числе и от женщин 419 . Последние должны были поклясться, что будут верить в единственность Аллаха, не будут красть прелюбодействовать, убивать новорожденных 420 , лгать и пренебрегать его распоряжениями [Кор., пер., LX, 12]. С разными чувствами встретили мекканцы неожиданный триумф Мухаммада. Большинство было радо благополучному исходу завоевания, а среди аристократии многие, вероятно, разделяли мнение одной из дочерей Абу Джахля: «Вознес Аллах славу Мухаммада, и мы будем молиться [по-мусульмански], а полюбить того, кто убил наших любимых, мы никогда не сможем» 421 . Многие знатные мекканцы, опасавшиеся наказания за прежнюю вражду или не желавшие примириться с его властью поспешили покинуть Мекку. Сухайл б. Амр, оказавший сопротивление отряду Халида, укрылся у себя дома, сражавшийся вместе с ним Сафван б. Умаййа скрылся в окрестностях города, Хувайтиб б. Абдалл " узза бежал к бану ауф, Худайра б. Абу Вахб и Ибн аз-Зибари – в Наджран. Все они имели основание опасаться мести победителя, но он оказался блестящим политиком: все эти люди (за исключением Худайры, который так и остался в Наджране) были не просто прощены, для каждого из них Мухаммад нашел приветливое слово и тем завоевал их сердца. Когда Сафван при встрече спросил, гарантирована ли ему неприкосновенность в течение двух месяцев, если он не примет ислам, то Мухаммад дал ему на размышление четыре месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мухаммед говорит им: “Покажите мне могилу, в которой похоронена кобыла”. Ему ответили: “Не было человека, чтобы похоронить ее. Это было бессловесное животное, и мы выбросили его, а труп съели звери”. Мухаммед спросил: “Если нет могилы, то кого же я буду воскрешать?” Ему сказали: “Значит ты, будучи пророком и посланником божиим, не можешь воскресить кобылу, если не знаешь, где она лежит? Вот мы и поймали тебя”. Послав человека, они нашли пьяную верблюдицу, а ему сказали: “Ты действительно сын человека, предложившего мир и осуществившего тайное злодеяние”. Затем, схватив его и связав ему сзади руки, говорят ему: “Ты утверждаешь, что взошел на небо. Поднимись же с земли и сядь на верблюдицу, не касаясь ногами ее спины, и тогда мы поверим, что ты взошел на небо”. Он очень старался это сделать, но не смог. Тогда все сказали ему: “Он пришел и дал нам мир, чтобы ты заставил нас отказаться от нашей веры”. 63 . И я, едесский монах, показываю, откуда происходит ваша вера. Они говорили, обращаясь к утренней звезде: “Какой бог так велик, как наш?”, и “Никто не справедлив, кроме нашего бога, милостивого и милосердного”, и “Слава силе твоей, господи, не оставь нас своей милостью, но спаси нас своей силой. Аминь”. И вот имена людей из рода арабов: Феодул, Феохарист, Феоктист, Феостерикт, Феодор. На сегодня только одна ветвь арабов – Бану Килаб (т.е. собачьи дети) имеют эту веру и проклинают Мухаммеда. 64 . Народ снова обратился к Мухаммеду: “Если ты не смог залезть на верблюда, то покажи нам какое-нибудь другое маленькое знамение”. Он же, связанный, сказал: “Отныне у меня нет знамения для вас, ибо вы – неверные”. Они говорят ему: “Это ты – неверный, ибо несправедливо погубил многие души”. И они привязали его к хвосту пьяной верблюдицы и погнали ее в поле. И верблюдица, испугавшись, побежала, все время наступая ему на голову. И он был затоптан верблюдицей, умерев таким недостойным образом. Вот ты услышал, мусульманин, о его жизни и о жизни его предков. Сначала ты утверждал, что 72 рода мусульман отрекаются от Мухаммеда и проклинают его. Затем ты говоришь, что его четыре дяди, отрекшиеся от него и не поверившие ему, т.к. он был лжецом, были им несправедливо убиты: сначала Абу Талиб, воспитавший его, затем Абд ал-Узза, Абдулхадеб и Мевия. И женщина с семью детьми, неграмотная и грубая, уличила его, показав несостоятельность его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Не так смотрит на происхождение Корана современная наука. Один из авторитетных современных ориенталистов по этому поводу говорит, что ни в одной литературе нельзя найти такого процесса составления книги, который бы мог дать достаточное представление о редакции Корана. Это – не книга, написанная последовательно; не определенный текст, мало по малу доходивший до определенности в чтении; не редакция наставлений учителя, составленная по воспоминаниям его учеников... – Это сборник проповедей и, пожалуй, ежедневных приказаний Мухаммеда, носящих на себе отпечаток места, где они появились, и следы обстоятельств, вызвавших их (Шпренгер). Автором Корана был сам Мухаммед. Он родился в Аравии 78 , когда язычество, сабеизм, парсизм, иудейство и христианство имели в ней своих представителей 79 . Все эти верования постепенно смешивались и древне-языческая святыня арабов, Кааба превратилась в пантеон. В Каабе были собраны идолы арабских племен, изображения некоторых патриархов еврейского народа и Девы Марии с божественным Младенцем. Арабы веровали в единого Бога (Аллаха) и почитали Его творцом небес и земли, творцом человека, правителем и промыслителем мира, подающим людям все потребное для жизни. Но при таком представлении о Боге, согласном с еврейским и христианским учением, некоторые арабы веровали, что у Бога есть дети, существа женского пола, которых они называли дочерями Аллаха. Это так называемые гении (джинн), которых поэтому арабы признавали достойными поклонения; они думали, что гении приближают людей к Богу и ходатайствуют за них перед Богом. Вместе с гениями, арабы признавали и бытие ангелов, но опять считали некоторых из них существами «женского» пола. В Коране сохранились имена восьми божеств; аль-Лата, аль-Узза, аль-Маната, Вадд, Суваг. Ягус, Ягук и Наср. Некоторые из этих божеств имели видимые изображения (идолы), которые были разрушены в первые годы ислама. Нравы современных Мухаммеду арабов были также не высоки: они допускали кровосмешение, к женщине не всегда относились скромно, дочерей вообще не любили и убивали их тотчас по рождении, зарывая живыми в землю. Кроме того, среди арабов того времени были крайние неверы-материалисты, думавшие, что мир сотворен без цели, по пустому; что люди сотворены для шутки, как игрушка; не верили в загробную жизнь, в воскресение мертвых и в последний суд и считали это учение мечтою, вымыслом 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Некоторые мусульмане думают, что Коран не создан, но от вечности существовал вместе с Богом, а еретики мотазалиты обвиняли в неверии тех, которые думали, что Коран не создан, ибо, говорили они, этим допускаются два вечных существа. Но все правоверные мусульмане согласно утверждают, что Коран есть слово самого Аллаха. Не так смотрит на происхождение Корана современная наука. Один из авторитетных современных ориенталистов по этому поводу говорит, что ни в одной литературе нельзя найти такого процесса составления книги, который бы мог дать достаточное представление о редакции Корана. Это – не книга, написанная последовательно; не определенный текст, мало по малу доходивший до определенности в чтении; не редакция наставлений учителя, составленная по воспоминаниям его учеников... Это – сборник проповедей и, пожалуй, ежедневных приказаний Мухаммеда, носящих на себе отпечаток места, где они появились, и следы обстоятельств, вызвавших их. Автором Корана был сам Мухаммед. Он родился в Аравии 86 , когда язычество, сабеизм, парсизм, иудейство и христианство имели в ней своих представителей 87 . Все эти верования постепенно смешивались и древняя языческая святыня арабов, Кааба превратилась в пантеон. В Каабе были собраны идолы арабских племен, изображения некоторых патриархов еврейского народа и Девы Марии с божественным Младенцем. Арабы веровали в единого Бога (Аллаха) и почитали Его творцом небес и земли, творцом человека, правителем и промыслителем мира, подающим людям все потребное для жизни. Но при таком представлении о Боге, согласном с еврейским и христианским учением, некоторые арабы веровали, что у Бога есть дети, существа женского пола, которых они и называли дочерями Бога. Это так называемые гении (джинн), которых поэтому арабы признавали достойными поклонения; они думали, что гении приближают людей к Богу и ходатайствуют за них перед Богом. Вместе с гениями, арабы признавали и бытие ангелов, но опять считали некоторых из них существами женского пола. В Коране сохранились имена восьми божеств, почитаемых арабами мухаммедова времени: аль–Лата, аль–Узза, Мена, Бадд, Суваг, Ягук и Наср. Некоторые из этих божеств имели видимые изображения (идолы), которые были разрушены в первые годы ислама.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Для урегулирования годового счисления в Мекке была особая должность – наси. Занимавший эту должность назначал время священного месяца, или вставлял тринадцатый месяц. Должность эта была отменена Мохаммедом. Последним заместителем ее был Джанад из племени Кинана. Для снабжения водой стекавшихся в Мекку богомольцев существовала должность сикая 214 , а для снабжения их пищей во время хаджа была должность рифада. Во время Мохам­меда обее эти должности были соединены в руках дяди его Аббаса. Для распоряжений религиозными церемониями во время хаджа были две должности: ифаза, и иджаза. Лицо, занимавшее первую должность объявляло время отправления бого­мольцев в долину Мина, а занимавший вторую должность объявлял время окончания хаджа. Последним лицом, занимавшим эту должность, перед исламом, был Кариб сын Сафвана. Для совершения обрезания над детьми у арабов были также особые лица – мужчины для мальчиков и женщины для девочек, но особого значения и влияния на общественные дела эти лица не имели. Главные моменты в жизни древнего араба представляют­ся в следующем виде. Новорожденному ребенку давалось имя, которое иногда имело религиозный характер – указывало на отношение чело­века к верховному божеству, Аллаху, или к божествам второстепенным, например: Абдалла – раб Аллаха (отец Мо­хаммеда); Абдуманат, раб Манаты; Абдул-Узза, раб Уззы – дядя Мохаммеда, прозв. Абуляхабом; или на отношение рожденного к своему отцу: «сын такого-то», или к матери: «сын такой- то». Чаще же всего, как и у древних евреев 215 давались имена по случайному признаку или случайному обстоятельству, сопровождав­шему рождение ребенка 216 , вследствие чего получались у арабов иногда унизительные имена 217 . В виду этого основатель ислама объявил в Коране, чтобы его последователи не давали друг другу унизительных имен 218 . Древние арабы радовались рождению сыновей, а при рождении дочерей печалились, и иногда даже зарывали их в песок, против чего также восставал Мохаммед 219 . Арабы, по примеру древних евреев 220 , совершали обрезание над своими сыновьями и устраивали по этому случаю пиршество, на которое приглашали не только родных, но и знакомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было как божество». Эти указанные Библией причины введения человекообразных идолов и почитания предков, как богов, слишком близки к тем мотивам, какие выставляют арабо-мусульманские писатели, как повод и причину почитания этих лиц, чтобы не заметить между ними сходства и не предположить влияния Библии на сказание мусульманских писателей. В дополнение к сообщенным нами сведениям относительно этих божеств приведем еще свидетельства арабских писателей относительно места культа этих божеств и касательно колен, их чествовавших. Абульфеда передает: «Кельбити и Думатуль-Джандале служили Вадду, Гюязйлиты – Совагу, колено Мязхиджь и некоторые из йеменских колен – Ягусу, колено Дзу-ль-Колаа в стране химьяритов – Несру, колено Гомдан – Ягуку» 1354 . Марасид же свидетельствует, что Совага чтило колено Гюзейль; Ягуса – колено Мязхидж сначала в Акаме в Йемене, потом в Наджране. Ягука чтили в Хауляне и Архабе колено Гамадан. Несра чтили химьяриты в Балхе; Вадда чтили кельбиты в Думату-ль-Джандале (араб.) в семи станциях от Дамаска, близ гор колена Тай 1355 . Ибн-Гишам о местах и коленах, где эти божества пользовались чествованием, передает: «Некоторые из сынов (потомков) Исмаила и другие кроме них приняли этих идолов (т.е. Вадда и прочих) и именовали их именами их, когда они оставили веру ислама. Колено Гюзейль-бну-Мудрика-бну-Ахьясь-бну-Мудар взяло Совага в Бургат, колено Кельб-бну-Вабара, отрасль колена Кузаа взяло Вадда в Думату-ль-Джандаль. Ибн-Исхак, говорит, что Каб-бну-Малик-Аль-Ансари сказал (стих): «Забыты Аллата, Аль-Узза и Вудд, и мы похитили у них ожерелья и серьги». Ибн-Исхак говорит: Ангум, отрасль колена Тай: и жители Джураина из колена Мязхидж взяли Ягуса, в Джурам. Ибн-Исхак говорит: Хайван, отрасль колена Гамдан, взяли Ягука в Гамдан в Йемене... Ибн Исхак говорит, колено Дзу-ль-Колаа, отрасль химьяритов, взяло Несра в страну химьяритов» 1356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Понятно, что вследствие этого на практике мусульмане чувствуют больше страха пред низшими правителями, чем пред султаном, хотя в теории султан несравненно выше и могущественнее всех этих правителей. По нашему мнению, этот строй мусульманских государств напоминает собою строй божественного мироправления по представлениям древних арабов и служит отражением его, что облегчает для нас усвоение понятия о божественной иерархии арабов язычников. При таком порядке вещей нам становится совершенно понятным, почему арабы в идее слишком высоко ставили Аллаха сравнительно с другими богами и идолами, а на практике предпочитали идолов. Они боялись богов или идолов как своих ближайших правителей. Эту параллель божественной иерархии арабов со строем мусульманских государств можно провести еще далее. Как на мусульманском Востоке самое жалкое положение выпадает на долю паши, смененного от должности, относительно которого прежний страх его подчиненных моментально переходит в крайнюю наглость; точно также поступали арабы со своим идолом, лишь только намечали его бессилие в каком-либо отношении. Арабские писатели сохранили много рассказов о подобном высокомерном отношении арабов к идолам, которые чем-либо возбудили сомнение в своей силе. Фирузабади рассказывает о некоем Гавии Ибн Абду-ль-Узза следующую историю: «Когда он был блюстителем храма, то относился небрежно, как кажется, к своей обязанности, две лисицы забежав в храм осквернили идола уриною, испустив ее на его голову. Гавия, считая его недостойным своего служения, так как он не наказал за это осквернивших его лисиц, произнес следующие стихи: «Ужели Господь тот, на голову которого испускают урину лисицы? По истине, ничтожен тот на которого испустила урину лисица». О солаймиты! по истине, он не вредит и не приносит пользы, не может ни дать позволения, не воспрепятствовать. Затем схватив идола, разбил его». 759 Последнее полустишие сейчас приведенного стиха обратилось в пословицу. 760 Ибн-Гишам 761 рассказывает другой подобный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Рассмотрев отдельно три главнейший божества, Аллату, Аль-Уззу и Манату, упоминаемые в Коране и пользовавшихся большим почетом у арабов, мы считаем не лишним указать здесь еще на одно обстоятельство, касающееся этих трех божеств в совокупности. Мы разумеем случай из жизни Мухаммеда, когда он признал этих трёх божеств ходатаями пред Богом и тем сделал уступку арабскому язычеству. Дело было так: во время гонений, воздвигнутых мекканцами на последователей Мухаммеда, вследствие чего они должны были выселиться в Абиссинию, отчаяние вкралось в душу Мухаммеда, он потерял надежду на обращение своих сограждан в ислам открытым и явным путем, каким он шел доселе, и он решился прибегнуть к хитрости, к уступке, чтобы тем склонить на свою сторону мекканцев. Зная, каким громадным почетом пользовались у его сограждан. Аллата, Аль-Узза и Мената, он решился отчасти признать их божествами, чтобы тем успокоить их чтителей. Однажды, среди большего стечении мекканцев Мухаммед начал произносить 53 главу Корана и, сказав 19 и 20 стихи этой главы: «размышляли ли вы об Аллате, Аль-Уззе и Менате, третьей, особой», присовокупил следующие два стиха: «они суть превознесённые гараник , по истине можно ожидать их заступничества (пред Богом)». Когда он произнес эти последние слова, все присутствующие простерлись ниц для поклонения Аллаху и сказали, что они всегда признавали Аллаха, а на идолов смотрели только как на заступников пред Ним. На следующий день ангел Джибрил явился Мухаммеду и сказал ему, что этих слов он ему не сообщал, а что они ему внушены шайтаном. Уничтожив эти стихи, вместо них он открыл 75 стих 17 главы Корана. Так рассказывают об этом Табари, Ибн-Саад, Багави и другие. 1332 В этом рассказе нас, особенно, интересует теперь, что такое Мухаммед разумел, когда придавал этим божествам название гараник ? В объяснение этого слова Шпренгер приводит слова одного арабского сочинения: «гараник первоначально означало водяных птиц самцов. Единственное число гарнаук или гарник. Они получили это название по причине своего белого цвета; говорят, что это название птицы журавля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009