Началось возрождение… Жизнь отца Иосифа, его пыл, благочестие, бессребреничество, любовь к знаниям, самоотверженное пастырское попечение, проповеди, руководство, письменные труды, переводы и школа способствовали этому, укрепляли дух, трогали сердца и усиливали решимость. Новое поколение, новое мышление и новое направление расцветали. «Стали сближаться кости, кость с костью своею… и вошел в них дух, и они ожили» (Иез. 37: 7, 10). Более 50 церковных лидеров учились у него и стали в итоге подобными ему: патриарх Мелетий (аль-Думани,1906), первый с 1724 года местный патриарх; Гавриил (Шатила), митрополит Бейрутский и Ливанский († 1901); великий ученый Герасим (Яред), митрополит Захле, Сайдная и Маалула († 1899); среди его учеников было более десяти архиереев, а также большое количество священников, среди которых архимандрит Афанасий (Казеер, † 1863), основатель Баламандской семинарии; отец Спиридон Саруф († 1858), декан духовной школы в Иерусалиме и редактор издательства Гроба Господня; протоиерей Иоанн Думаи († 1904), основатель арабского издательства в Дамаске, а также известные миряне, такие как Димитрий Шахадех, столп антиохийского возрождения; Михаил Клайла, руководитель патриаршей школы в Дамаске, и доктор Михаил Машаках († 1888). Это и есть то, к чему святой Иосиф стремился в течение всей жизни, говоря: «Я посеял семена в вертограде Христовом и жду урожая». Вот почему митрополит Гавриил (Шатила) сказал: «У Дамаска три светоча: апостол Павел, Иоанн Дамаскин и Иосиф Мухан аль-Хаддад». Его жизнь венчает подвиг веры и несказанной любви, явленной в его мученичестве во имя Господа. Мученичество 9 июля 1860 года, когда в Дамаске начались беспорядки, многие христиане укрылись в Патриаршем соборе (аль-Марьямейх); некоторые пришли из ливанских городов Хасбайя и Рашайя, где начался погром и даже были уже убийства. Остальные прибыли из деревень вокруг Дамаска. По традиции священников Дамаска, отец Иосиф обычно держал все необходимое для евхаристии у себя дома. Во время погрома 1860 года он, спрятав святые дары в широкие рукава, стал пробираться по крышам к собору. Всю ночь он укреплял и поддерживал христиан, оказавшихся в столь тягостной ситуации, говоря, что злодеи могут убить тело, но невозможно убить душу (см.: Мф. 10: 28), что венцы славы уготовлены для тех, кто поручил себя Богу через Иисуса Христа. Он призывал следовать примеру святых, принявших мученический венец.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ IV (Хаддад) (1.07.1859, с. Абая, Горный Ливан - 1928, Бейрут; мирское имя Гантос (Игнатий) Георгий Хаддад), Патриарх Антиохийский и всего Востока (1906-1928). Григорий IV (Хаддад) в год избрания Патриархом Антиохийским и всего Востока. Фотография. 1906 г. Григорий IV (Хаддад) в год избрания Патриархом Антиохийским и всего Востока. Фотография. 1906 г. Происходил из бедной семьи. Учился в сельской школе, открытой Американской протестант. миссией. С благословения Гуфраеля (Гавриила), митр. Бейрута и Горного Ливана, в 1872 г. был зачислен в правосл. школу в Бейруте. 19 дек. 1877 г. был пострижен в монашество в мон-ре Нурия. 29 авг. 1879 г. стал иереем и принял имя Григорий. В дек. 1885 г. Г. Х. стал личным секретарем митр. Гуфраеля и возглавил «Общество св. Павла», к-рое оказывало помощь правосл. церквам и школам в Горном Ливане. С 1883 г. был редактором и издателем правосл. газ. «Аль-Хадийя». Финансовые затруднения серьезно осложняли просветительскую деятельность Г.; поэтому, когда в сер. 90-х гг. XIX в. Имп. Правосл. Палестинское об-во (ИППО) распространило свою деятельность на Антиохийский Патриархат, он одним из первых начал сотрудничать с об-вом и содействовал созданию в Триполийской епархии сети школ, финансируемых Россией. В последние годы XIX в. достигло пика противостояние греч. архиереев c араб. клиром и паствой Антиохийской Церкви. После длительного периода греч. преобладания арабам при поддержке российской дипломатии в 1899 г. удалось добиться избрания на Патриарший престол араб. митр. Мелетия (Думани). Однако в 1906 г. Мелетий скончался (был отравлен морфием кем-то из приближенных), и при выборах его преемника арабо-греч. конфликт вспыхнул с новой силой. Несмотря на противодействие К-польского и Александрийского патриархов, настаивавших на включении в списки кандидатов от греч. иерархов, Антиохийский синод 5 июня 1906 г. единогласно избрал Патриархом Г., затем это решение было утверждено султаном.

http://pravenc.ru/text/166719.html

(апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)     Иоаким III    (1530/31 - до нояб. 1534)     Михаил VI Саббаг    (до 10.11.1534-1542/43)     Иоаким IV ибн Джума   (ок. 1543 - 20.01.1576)     Макарий II ибн Хилал    (ок. 1543 - ок. 1550)     Михаил VII   (до 17.06.1576 - ок. 1583)     Иоаким V Дау   (25.05.1581 - 7.10.1592)     Иоаким VI ибн Зияде    (1593-1604)     Дорофей IV ибн аль-Ахмар    (1604-1611)     Афанасий II Даббас    (1612 - февр./март 1619)     Игнатий III Атыйя    (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634)     Кирилл IV Даббас    (2.05.1619-1627)     Евфимий II (Мелетий Карама)   (1.05.1634 - 1.01.1635)     Евфимий III    (нач. 1635 - 11.11.1647)     Макарий III аз-Заим    (12.12.1647 - 12.06(?).1672)     Кирилл V аз-Заим    (2.07.1672 - 6.01(?).1720)     Неофит Хиосец   (ноя. 1672-1681/82)     Афанасий III Даббас   (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724)     Сильвестр   (17.09.1724 - 13.03.1766)     Кирилл VI Танос   (с 1724 - см. Мелькитская Церковь)     Филимон   (28.04.1766 - 5.07.1767)     Даниил   (6.08.1767 - 15.12.1791)     Анфим   (кон. дек. 1791 - 20.07.1813)     Серафим   (авг. 1813 - 19.02.1823)     Мефодий   (13.05.1823 - 24.06.1850)     Иерофей   (окт. 1850 - 18.03.1885)     Герасим    (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский)     Спиридон   (2.10.1891-1898)     Мелетий II (Думани)    (15.04.1899 - 8.02.1906)     Григорий IV (Хаддад)   (5.07.1906-1928)     Неофит II   1602-1603, 1607-1612  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мелетий II, патриарх Антиохийский. Фотография. 1906 г. Думани [араб.    ] (8.11.1837, Дамаск - 26.01.1906, там же), патриарх Антиохийский (с 15 апр. 1899). Избрание М. на Патриаршество стало ключевым событием в новейшей истории Антиохийской Православной Церкви (АПЦ), ознаменовавшим возвращение Патриаршего престола арабам после полуторавековой греч. гегемонии. В юности М. обучался у известного дамасского просветителя Юсуфа аль-Хаддада (см. Иосиф Дамаскин , сщмч.), к-рый воспитал целое поколение арабо-христианской интеллектуальной и церковной элиты. М. в разной степени владел помимо родного также греч., тур., франц. и итал. языками. В 20 лет он принял монашество и был рукоположен во диакона Антиохийским патриархом Иерофеем и вскоре стал его личным секретарем. В 1858-1861 гг. сопровождал Иерофея в К-поль; по возвращении принял священство. Позже был возведен в сан архимандрита и стал одним из ближайших помощников патриарха. В 1865 г. (по др. данным, в 1868) он стал митрополитом Лаодикии (Латакии). В период пребывания на Лаодикийской кафедре М. построил 7 церквей, основал семинарию и покровительствовал ее талантливым ученикам, в числе к-рых были известные впосл. богословы и архиереи. Хотя в XVIII-XIX вв. не менее половины архиерейских кафедр АПЦ было занято араб. митрополитами, патриархами становились выходцы из греческого клира К-польского, а с 1850 г.- из Иерусалимского Патриархата ( Святогробского братства ). Однако по мере роста в арабо-христ. среде образования и национального самосознания стал неизбежным арабо-греческий конфликт, связанный с борьбой за преобладание в ближневост. Церквах. Российская дипломатия и общественность, пребывавшие в достаточно напряженных отношениях с греками, поддерживали национальные устремления правосл. арабов, рассчитывая сделать их своей опорой в регионе. Арабо-греч. противостояние приняло открытый характер в 70-х гг. XIX в. и обострялось в периоды патриарших выборов. Так, после кончины Антиохийского патриарха Иерофея (март 1885) араб. митрополиты и архонты приняли решение выдвинуть на выборах его преемника кандидатуру араб. иерарха. Однако активная поддержка этого плана российской дипломатией вызвала опасения османских властей. Дамасский губернатор угрожал архиереям-арабам ссылкой, если они попытаются выбрать патриарха из своей среды. В результате на Антиохийскую кафедру взошел представитель Святогробского братства Скифопольский архиеп. Герасим (Протопапас) .

http://pravenc.ru/text/2562862.html

Антиохийская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архимандрит Фома (Петар) Священномученик Николай Хашех Священномученик Николай Хашех, один из святых нового времени, просиявших в Антиохийской Православной Церкви, пострадал за Христа 2 августа 1917 года. Он умер от пыток, когда турецкие власти пытались добиться от него признания в измене, которой он не совершал. Г. Дамаск Г. Дамаск / Священномученик Николай Хашех , один из святых нового времени, просиявших в Антиохийской Православной Церкви, пострадал за Христа 2 августа 1917 года. О том, каким святой Николай был при жизни, свидетельствует рассказ учителя Ханны Ясмина: «Я его видел в то время, когда в провинции Атна была резня. Он дни и ночи обходил улицы Мерсина, успокаивая встревоженных жителей. Не один раз для этого он брал ночью и меня с собой. Он хорошо относился к любому человеку, независимо от того, к какой религии тот принадлежал. Он был добродушным человеком, принимал с почтением и смирением и старого, и молодого. Каждый, кто его видел, не мог не полюбить его. Очень часто, сопровождая отца Николая по делам, я с удивлением отмечал, когда его останавливали на улице знакомые, скольких многих людей он знает. Он был человеком в полном смысле этого слова». Краткое жизнеописание святого Николая составлено, главным образом, по книге, написанной его сыном священномучеником Хабибом (Авивом) Хашехом, который постарался собрать в ней все доступные ему свидетельства о своем отце. Святой Николай Хашех родился в Дамаске 31 августа 1856 года в семье Иосифа Хашеха и Марии Мукаббаа. Образование он получил в патриаршей школе Аль-Ассийа в Дамаске. Затем вступил в Национальное православное общество, где был одним из деятельнейших членов, занимавшихся арабизацией Антиохии. Он вел торговлю шелком, но вынужден был оставить ее из-за полицейских гонений в Дамаске и уехать на восемь месяцев в Египет. После избрания владыки Мелетия (Аль-Думани) патриархом Антиохийским в 1899 году, Дамасская епархия обратила внимание на Николая Хашеха. Он был рукоположен в сан диакона 25 марта 1900 года, а два месяца спустя – в сан иерея.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Время патриаршества Иерофея совпало с трагическими событиями: гражданская война, начавшаяся в 1860 г., привела к массовым погромам и убийству десятков тысяч христиан. Насилие было спровоцировано недовольством экономическим благосостоянием христиан и ростом их влияния в сирийском обществе. В Ливане и прежде вспыхивали друзско-маронитские войны (1841, 1845 гг.), но полномасштабный конфликт, в который были втянуты и православные, случился впервые. Резня прекратилась лишь после вмешательства французских войск, последствием которого стало предоставление Ливану автономии. В результате двенадцатидневного пожара в Дамаске были уничтожены все православные храмы и здание патриархии, много церквей было разрушено в других городах. Восстановлением зданий и воссозданием пошатнувшегося финансового положения патриархии и занялся в последующие годы своего правления патриарх Иерофей. Β 1872 г. митрополиты-арабы в Бейруте пытались (хотя и неудачно) низложить патриарха Иерофея I. После смерти в 1891 г. патриарха Герасима греко-арабский конфликт вспыхнул с новой силой: арабские митрополиты вновь попытались провести своего кандидата на престол, но греческой партии удалось добиться избрания своего ставленника, митрополита Фаворского Спиридона, однако под давлением Порты, арабской партии и арабской дипломатии патриарх Спиридон вынужден был 15 апреля 1897 г. добровольно оставить кафедру. Синод раскололся: меньшая часть епископов требовала включить в каталог избирателей представителей других Патриархатов (такая практика была принята в то время), большинство настаивало на том, что избирать патриарха должны представители самой Антиохийской церкви. После долгих прений епископы-арабы, не пригласив греков, самостоятельно избрали 27 апреля 1899 г. новым патриархом митрополита Лаодикийского Мелетия Думани (1899–1906) – первого почти за два столетия араба на антиохийской кафедре. Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский Патриархаты прервали общение с Антиохийской церковью, так как посчитали избрание нового патриарха неканоничным. Со своей стороны патриарх Мелетий II Думани начал проводить последовательную и жесткую антигреческую политику, запретил совершение богослужения на греческом языке и изгнал всех епископов греческого происхождения. По мнению некоторых греческих ученых, Антиохийский Патриархат «фактически в это время управлялся русскими».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По смерти Патр. Сильвестра (в 1766 г.) Вселенский Патр. Самуил, под предлогом прекращения смуты, без спроса Антиохийской паствы, послал ей готового Патриарха из Константинополя, Филимона. Филимон был из арабов. Но тотчас после его смерти в 1767 г. Патр. Самуил послал в Дамаск нового Патриарха уже из греков – Даниила. И с той поры вплоть до конца XIX в. греки занимали Антиохийскую кафедру, а до половины XIX в. и выбирались Константинополем. 28 . Так, еще в 1850 г. по смерти Патр. Мефодия формула обращения Антиохийского клира к Вселенскому гласила, что они «умоляют Синод Константинопольского Патриарха» назначить им Патриарха из столичных клириков 23 . Но затем вскоре открылась национальная арабская борьба за овладение всеми кафедрами, закончившаяся победой арабов в 1899 г. с избранием и утверждением Мелетия Думани – араба на Антиохийский престол. Последний Антиохийский Патриарх из греков Спиридон (1891–1897 г.), низложенный Собором Антиохийского арабского Епископата за недостаточное усердие в деле поднятия арабского просвещения, апеллировал к Константинопольскому престолу. И Константинополь два года без успеха боролся за устаревшую привилегию греков 24 . 29. Иерусалимская Патриархия. С водворением турецкого владычества в Палестине кончилось и самостоятельное избрание в Иерусалиме Патриархов из арабов. По смерти Патр. Дорофея-араба (в 1534 г.) Константинополь провел на Иерусалимскую кафедру грека-Германа, а вскоре и избираться только из греков и поставляться и даже постоянно жить стали предстоятели Иерусалима в Константинополе, так что в течение двухсот лет Иерусалим редко и видал своих Владык. Иерусалимское подворье в столице Турции стало их резиденцией, а сами они превратились как бы в членов Синода при Вселенском Патриархе. Неудивительно, что Константинопольские Патриархи делали попытки упразднить и без того сузившиеся автокефальные права Иерусалимских иерархов. Живя в Константинополе, они предъизбирали себе преемников. Вселенский Патр. Констанций I (1830–1834 г.) хотел и этого их лишить. Попытку повторил Патр. Герман IV в 1845 г. Но под давлением русской дипломатии, она была устранена: право избрания Патриархов на месте, в Иерусалиме, было приведено в действие, и избранный тогда Патриархом Кирилл II (1845–1872) восстановил нормальный образ жизни иерусалимских Патриархов в своем кафедральном городе Иерусалиме 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Герасим Яред, митр. Селевкийский Герасим Яред († 12.09.1899, сел. Эль-Каръау, совр. Ливан), митр. Селевкийский (г. Захла; Антиохийский Патриархат), церковный деятель и писатель. Правосл. араб из Сирии. В молодости принял монашество. В 1865 г. приехал в Россию для продолжения образования. Окончил Московскую семинарию, СПбДА (1869). В 1869-1873 гг. преподавал в С.-Петербургской семинарии и СПбДА греч. язык и историю Византии. Опубликовал ряд трудов церковно-исторического, богословского и публицистического характера. В 1871 г. принял рус. подданство и был произведен в сан иерея. С 1876 г. архимандрит, ректор Псковской семинарии, с 1881 г. ректор Рижской семинарии. Из-за конфликта с архиеп. Рижским Филаретом подал в отставку и уехал в С.-Петербург. В это время там находился представитель Иерусалимского Патриархата в России митр. Никодим, только что избранный в сан патриарха Иерусалимского. Г. Я. стал его секретарем и вместе с Никодимом отбыл в Палестину. Он был первым из правосл. арабов, кто получил столь серьезное образование и играл заметную роль в церковно-общественной жизни России и Ближ. Востока. Судя по всему, российские дипломатические и церковные круги связывали с ним определенные надежды на усиление рус. влияния в странах правосл. Востока. В 1885 г. он сопровождал в Дамаск новоизбранного Антиохийского патриарха Герасима, остался в Сирии и был возведен в сан митрополита Селевкийского. После отставки патриарха Герасима в 1891 г., когда обострилась арабо-греч. борьба за замещение Антиохийского престола, Г. Я. сначала примыкал к араб. партии, но впосл. перешел на сторону греч. кандидата, митр. Спиридона, избранного в конечном счете на Антиохийскую кафедру. Спиридон ненадолго удержался у власти, в дек. 1897 г. он был низложен Синодом при поддержке араб. паствы и российской дипломатии. Последовал новый виток борьбы за Патриарший престол. Арабо-греч. противостояние, в к-рое были вовлечены остальные вост. патриархи, тур. власти и иностранные дипломаты, осложнялось соперничеством между арабами, Г. Я. и митр. Мелетием (Думани), претендовавшими на Патриаршество. Хотя Г. Я. имел немалые шансы на победу благодаря своей близости к рус. консулу в Дамаске А. П. Беляеву, 15 апр. 1899 г. антиохийский Синод избрал патриархом Мелетия. Османские власти по настоянию К-польского патриарха опротестовали результаты выборов и потребовали провести их вторично. В этот кульминационный момент борьбы Г. Я. скоропостижно скончался. По одной из версий, он был отравлен араб. националистами, стремившимися любой ценой положить конец распре между араб. митрополитами, гибельной для национального дела.

http://pravenc.ru/text/164641.html

Филимон был из арабов. Но тотчас после его смерти в 1767 г. Патриарх Самуил послал в Дамаск нового Патриарха уже из греков — Даниила. И с той поры вплоть до конца XIX в. греки занимали Антиохийскую кафедру, а до половины XIX в. и выбирались Константинополем. 28. Так, еще в 1850 г. по смерти Патриарх Мефодия формула обращения Антиохийского клира к Вселенскому гласила, что они „умоляют Синод Константинопольского Патриарха” назначить им Патриарха из столичных клириков . Но затем вскоре открылась национальная арабская борьба за овладение всеми кафедрами, закончившаяся победой арабов в 1899 г. с избранием и утверждением Мелетия Думани — араба на Антиохийский престол. Последний Антиохийский Патриарх из греков Спиридон (1891-1897 г.), низложенный Собором Антиохийского арабского Епископата за недостаточное усердие в деле поднятия арабского просвещения, апеллировал к Константинопольскому престолу. И Константинополь два года без успеха боролся за устаревшую привилегию греков . 29. Иерусалимская Патриархия. С водворением турецкого владычества в Палестине кончилось и самостоятельное избрание в Иерусалиме Патриархов из арабов. По смерти Патриарха Дорофея-араба (в 1534 г.) Константинополь провел на Иерусалимскую кафедру грека-Германа, а вскоре и избираться только из греков и поставляться и даже постоянно жить стали предстоятели Иерусалима в Константинополе, так что в течение двухсот лет Иерусалим редко и видал своих Владык. Иерусалимское подворье в столице Турции стало их резиденцией, а сами они превратились как бы в членов Синода при Вселенском Патриархе. Неудивительно, что Константинопольские Патриархи делали попытки упразднить и без того сузившиеся автокефальные права Иерусалимских Иерархов. Живя в Константинополе, они предъизбирали себе преемников. Вселенский Патриарх Констанций I (1830-1834 г.) хотел и этого их лишить. Попытку повторил Патриарх Герман IV в 1845 г. Но под давлением русской дипломатии, она была устранена: право избрания Патриархов на месте, в Иерусалиме, было приведено в действие, и избранный тогда Патриархом Кирилл II (1845-1872) восстановил нормальный образ жизни Иерусалимских Патриархов в своем кафедральном городе Иерусалиме .

http://predanie.ru/book/219482-praktika-...

Блаженнейший Патриарх Атиохийский и всея Востока Игнатий IV - Что касается Сиро-Яковитской Церкви, Патриарх которой имеет престол в Дамаске, так же как и Антиохийский Православный Патриарх, то мне пока не приходилось слышать об обращении сиро-яковитов в Православие, так же, как и наоборот. Каждая их этих Церквей живет компактной общиной, сохраняя свои традиции. Главой «древлехристиан» ныне является Святейший Мар Игнатий Закка I Ивас, Патриарх города Антиохии и всей области Апостольской кафедры, который недавно отметил 25-летие своего Патриаршества, так что мы находимся недалеко друг от друга. Диалог, безусловно, нужен. Вся история сиро-яковитов наглядно свидетельствует о пагубности отделения от вселенской ортодоксии. И только возвращение в лоно Матери-Церкви может влить в древнюю ветвь Православия жизненные силы, необходимые для духовного роста и процветания. Наличие же римского униатства как пагубной политики Ватикана в отношении Восточного Христианства одинаково опасно не только для Сиро-Яковитской Церкви, но и для всех ближневосточных христиан, и приводит эта политика в конечном итоге не к «единству», а к внутренним противоречиям. - Вернемся к вопросу о преодолении полутора тысячелетнего разрыва между монофизитами (коптами, яковитами) и ортодоксией, в частности, греческими Антиохийским, Александрийским Патриархатами. В сирийских православных храмах и обителях Маалюли, Дамаска, Хомса довелось видеть много «коптских» икон Богородицы Зэйтунской. Напомню, речь идет о явлениях тысячам людей Матери Божией в 1969-1970 гг в Зэйтуне (пригород Каира). Это чудо признано коптами и яковитами, но не православными. Тем не менее, по всему православному Ближнему Востоку стихийно распространяется почитание чудотворных икон Богородицы Зэйтунской. Как Вы думаете, возможно ли признание этого чуда в России? Икона явления Божией Матери в Зейтуне - Относительно чудотворных икон Божией Матери полагаю, что они всегда появлялись далеко не случайно. Как правило, их явление было связано с обстоятельствами духовной и, как вытекающее отсюда, политической и социальной жизни народа. Именно так Русская Православная Церковь почитает Владимирскую, Тихвинскую, Казанскую, Донскую и т.д. иконы Божией Матери. И хотя основа почитания для всех христиан остается общей - образ Матери Бога Воплотившегося, в каждой Церкви есть еще знак особого покровительства Царицы Небесной именно к ней, выраженное в чудесных обстоятельствах Ее явлений. Кстати сказать, Вы назвали совершенно несправедливо Антиохийскую Православную Церковь греческой. В 1899 г . главой Антиохийской Церкви был избран первый Патриарх из арабов – Мелетий (Думани), и вот уже более 100 лет она в богослужении не употребляет иного языка, кроме арабского, а Патриарха Игнатия воспринимают как христианского Патриарха именно арабского мира. Да и Христианство, проповеданное здесь впервые апостолами Петром и Павлом, было проповедано на арамейском языке, на котором до сего дня говорит местное население в Маалюля.

http://pravoslavie.ru/14905.html

  001     002    003