Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ IV (Хаддад) (1.07.1859, с. Абая, Горный Ливан - 1928, Бейрут; мирское имя Гантос (Игнатий) Георгий Хаддад), Патриарх Антиохийский и всего Востока (1906-1928). Григорий IV (Хаддад) в год избрания Патриархом Антиохийским и всего Востока. Фотография. 1906 г. Григорий IV (Хаддад) в год избрания Патриархом Антиохийским и всего Востока. Фотография. 1906 г. Происходил из бедной семьи. Учился в сельской школе, открытой Американской протестант. миссией. С благословения Гуфраеля (Гавриила), митр. Бейрута и Горного Ливана, в 1872 г. был зачислен в правосл. школу в Бейруте. 19 дек. 1877 г. был пострижен в монашество в мон-ре Нурия. 29 авг. 1879 г. стал иереем и принял имя Григорий. В дек. 1885 г. Г. Х. стал личным секретарем митр. Гуфраеля и возглавил «Общество св. Павла», к-рое оказывало помощь правосл. церквам и школам в Горном Ливане. С 1883 г. был редактором и издателем правосл. газ. «Аль-Хадийя». Финансовые затруднения серьезно осложняли просветительскую деятельность Г.; поэтому, когда в сер. 90-х гг. XIX в. Имп. Правосл. Палестинское об-во (ИППО) распространило свою деятельность на Антиохийский Патриархат, он одним из первых начал сотрудничать с об-вом и содействовал созданию в Триполийской епархии сети школ, финансируемых Россией. В последние годы XIX в. достигло пика противостояние греч. архиереев c араб. клиром и паствой Антиохийской Церкви. После длительного периода греч. преобладания арабам при поддержке российской дипломатии в 1899 г. удалось добиться избрания на Патриарший престол араб. митр. Мелетия (Думани). Однако в 1906 г. Мелетий скончался (был отравлен морфием кем-то из приближенных), и при выборах его преемника арабо-греч. конфликт вспыхнул с новой силой. Несмотря на противодействие К-польского и Александрийского патриархов, настаивавших на включении в списки кандидатов от греч. иерархов, Антиохийский синод 5 июня 1906 г. единогласно избрал Патриархом Г., затем это решение было утверждено султаном.

http://pravenc.ru/text/166719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мелетий II, патриарх Антиохийский. Фотография. 1906 г. Думани [араб.    ] (8.11.1837, Дамаск - 26.01.1906, там же), патриарх Антиохийский (с 15 апр. 1899). Избрание М. на Патриаршество стало ключевым событием в новейшей истории Антиохийской Православной Церкви (АПЦ), ознаменовавшим возвращение Патриаршего престола арабам после полуторавековой греч. гегемонии. В юности М. обучался у известного дамасского просветителя Юсуфа аль-Хаддада (см. Иосиф Дамаскин , сщмч.), к-рый воспитал целое поколение арабо-христианской интеллектуальной и церковной элиты. М. в разной степени владел помимо родного также греч., тур., франц. и итал. языками. В 20 лет он принял монашество и был рукоположен во диакона Антиохийским патриархом Иерофеем и вскоре стал его личным секретарем. В 1858-1861 гг. сопровождал Иерофея в К-поль; по возвращении принял священство. Позже был возведен в сан архимандрита и стал одним из ближайших помощников патриарха. В 1865 г. (по др. данным, в 1868) он стал митрополитом Лаодикии (Латакии). В период пребывания на Лаодикийской кафедре М. построил 7 церквей, основал семинарию и покровительствовал ее талантливым ученикам, в числе к-рых были известные впосл. богословы и архиереи. Хотя в XVIII-XIX вв. не менее половины архиерейских кафедр АПЦ было занято араб. митрополитами, патриархами становились выходцы из греческого клира К-польского, а с 1850 г.- из Иерусалимского Патриархата ( Святогробского братства ). Однако по мере роста в арабо-христ. среде образования и национального самосознания стал неизбежным арабо-греческий конфликт, связанный с борьбой за преобладание в ближневост. Церквах. Российская дипломатия и общественность, пребывавшие в достаточно напряженных отношениях с греками, поддерживали национальные устремления правосл. арабов, рассчитывая сделать их своей опорой в регионе. Арабо-греч. противостояние приняло открытый характер в 70-х гг. XIX в. и обострялось в периоды патриарших выборов. Так, после кончины Антиохийского патриарха Иерофея (март 1885) араб. митрополиты и архонты приняли решение выдвинуть на выборах его преемника кандидатуру араб. иерарха. Однако активная поддержка этого плана российской дипломатией вызвала опасения османских властей. Дамасский губернатор угрожал архиереям-арабам ссылкой, если они попытаются выбрать патриарха из своей среды. В результате на Антиохийскую кафедру взошел представитель Святогробского братства Скифопольский архиеп. Герасим (Протопапас) .

http://pravenc.ru/text/2562862.html

(апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)     Иоаким III    (1530/31 - до нояб. 1534)     Михаил VI Саббаг    (до 10.11.1534-1542/43)     Иоаким IV ибн Джума   (ок. 1543 - 20.01.1576)     Макарий II ибн Хилал    (ок. 1543 - ок. 1550)     Михаил VII   (до 17.06.1576 - ок. 1583)     Иоаким V Дау   (25.05.1581 - 7.10.1592)     Иоаким VI ибн Зияде    (1593-1604)     Дорофей IV ибн аль-Ахмар    (1604-1611)     Афанасий II Даббас    (1612 - февр./март 1619)     Игнатий III Атыйя    (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634)     Кирилл IV Даббас    (2.05.1619-1627)     Евфимий II (Мелетий Карама)   (1.05.1634 - 1.01.1635)     Евфимий III    (нач. 1635 - 11.11.1647)     Макарий III аз-Заим    (12.12.1647 - 12.06(?).1672)     Кирилл V аз-Заим    (2.07.1672 - 6.01(?).1720)     Неофит Хиосец   (ноя. 1672-1681/82)     Афанасий III Даббас   (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724)     Сильвестр   (17.09.1724 - 13.03.1766)     Кирилл VI Танос   (с 1724 - см. Мелькитская Церковь)     Филимон   (28.04.1766 - 5.07.1767)     Даниил   (6.08.1767 - 15.12.1791)     Анфим   (кон. дек. 1791 - 20.07.1813)     Серафим   (авг. 1813 - 19.02.1823)     Мефодий   (13.05.1823 - 24.06.1850)     Иерофей   (окт. 1850 - 18.03.1885)     Герасим    (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский)     Спиридон   (2.10.1891-1898)     Мелетий II (Думани)    (15.04.1899 - 8.02.1906)     Григорий IV (Хаддад)   (5.07.1906-1928)     Неофит II   1602-1603, 1607-1612  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Началось возрождение… Жизнь отца Иосифа, его пыл, благочестие, бессребреничество, любовь к знаниям, самоотверженное пастырское попечение, проповеди, руководство, письменные труды, переводы и школа способствовали этому, укрепляли дух, трогали сердца и усиливали решимость. Новое поколение, новое мышление и новое направление расцветали. «Стали сближаться кости, кость с костью своею… и вошел в них дух, и они ожили» (Иез. 37: 7, 10). Более 50 церковных лидеров учились у него и стали в итоге подобными ему: патриарх Мелетий (аль-Думани,1906), первый с 1724 года местный патриарх; Гавриил (Шатила), митрополит Бейрутский и Ливанский († 1901); великий ученый Герасим (Яред), митрополит Захле, Сайдная и Маалула († 1899); среди его учеников было более десяти архиереев, а также большое количество священников, среди которых архимандрит Афанасий (Казеер, † 1863), основатель Баламандской семинарии; отец Спиридон Саруф († 1858), декан духовной школы в Иерусалиме и редактор издательства Гроба Господня; протоиерей Иоанн Думаи († 1904), основатель арабского издательства в Дамаске, а также известные миряне, такие как Димитрий Шахадех, столп антиохийского возрождения; Михаил Клайла, руководитель патриаршей школы в Дамаске, и доктор Михаил Машаках († 1888). Это и есть то, к чему святой Иосиф стремился в течение всей жизни, говоря: «Я посеял семена в вертограде Христовом и жду урожая». Вот почему митрополит Гавриил (Шатила) сказал: «У Дамаска три светоча: апостол Павел, Иоанн Дамаскин и Иосиф Мухан аль-Хаддад». Его жизнь венчает подвиг веры и несказанной любви, явленной в его мученичестве во имя Господа. Мученичество 9 июля 1860 года, когда в Дамаске начались беспорядки, многие христиане укрылись в Патриаршем соборе (аль-Марьямейх); некоторые пришли из ливанских городов Хасбайя и Рашайя, где начался погром и даже были уже убийства. Остальные прибыли из деревень вокруг Дамаска. По традиции священников Дамаска, отец Иосиф обычно держал все необходимое для евхаристии у себя дома. Во время погрома 1860 года он, спрятав святые дары в широкие рукава, стал пробираться по крышам к собору. Всю ночь он укреплял и поддерживал христиан, оказавшихся в столь тягостной ситуации, говоря, что злодеи могут убить тело, но невозможно убить душу (см.: Мф. 10: 28), что венцы славы уготовлены для тех, кто поручил себя Богу через Иисуса Христа. Он призывал следовать примеру святых, принявших мученический венец.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Рукоп. Дейр аль-каддис Димитриус. – Васф махтутат Дейр аль-каддис Димитри-ус Кусба (Описание рукописей монастыря св. Димитрия Кусба)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Дейр аль-Маляк Микаил – Васф махтутат дейр аль-маляк Микаил Бука‘ата (Описание рукописей монастыря архангела Михаила Бука‘ата)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Дейр аль-Харф. – Васф махтутат дейр аль-каддис Джавурджийус Дейр аль-Харф (Описание рукописей монастыря св. Георгия Дейр аль-Харф)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Кафрбейгим. – Махтутат абрашия Хама (Рукописи епархии Хама)/Махтутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Латакия. – Махтутат абрашия аль-Лязикия (Рукописи епархии Латакия)/Махту-тат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Мар Ильяс аль-Хомси. – Махтутат абрашия Хумс (Рукописи епархии Хомс)/Мах-тутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Мар Юханна Дума. – Васф махтутат дейр аль-каддис Юханна аль-Ма‘мадан Дума (Описание рукописей монастыря св. Иоаннна Крестителя Дума)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цит. по: Соколов И. И. Церковные события в Сирии... С. 336. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 158; Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 444. Абдаллах Трад. Мухтасар тарих аль-асакифа. С. 38. Русский перевод: Сказание о Сирийской унии. С. 500–501. Сказание о Сирийской унии. С. 501. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 160; Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 447. Юсуф Шаммас аль-Мухаллиси. Хуляса-т тарих аль-каниса аль-малякиййа (Краткая история Мелькитской Церкви). [Б. м.] 2002. С. 356. Науфитус Эделби. Асакифа-т ар-рум аль-маликиййин би Халяб. С. 108. Цит. по: Там же. С. 110. На это обратил внимание еще Б. Мастерс: Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World... P. 89–90. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 158; Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 444–445; Абдаллах Трад. Мухтасар тарих аль-асакифа. С. 38–39. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 158, примеч. 3. Наиля Каитбе также признала свою ошибку в частном письме. Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 133. Абдаллах Трад. Мухтасар тарих аль-асакифа... С. 39. Русский перевод: Сказание о Сирийской унии. С. 502. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 158; Абдаллах Трад. Мухтасар тарих аль-асакифа. С. 39. Русский перевод: Сказание о Сирийской унии. С. 501–502. Эта дата, 25 июня (6 июля) 1685 г., приводится у европейских авторов начала XX в. без внятных ссылок на источники ( KaralevskijC. Antioche//DHEG. T. 3. 1924. Col. 644; LevenqC. Athanase III//Ibid. Col. 1369–1374; ср. также: Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World... P. 85–86; Даббас А.Тарих ат-тиба’а аль-арабийя фи-ль-Машрик. С. 38). Как раз первоисточник – летопись Михаила Брейка – датирует эту хиротонию годом позже, 25 июня 1686 г. ( Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 158). Афанасий тоже относит свою хиротонию к 1686 г. (см. приложение 3). Однако османские документы, введенные в научный оборот Хасаном Чолаком, свидетельствуют, что весной 1686 г. Афанасий уже занимал патриарший престол, т.е. он получил патриарший сан в 1685 г. ( Hasan Çolak. Ор. cim. P. 92).

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Рукоп. Мухаррада. – Махтутат абрашия Хама (Рукописи епархии Хама)/Махтутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп Хама. – Митрания Хама (Митрополия Хамы): Махтутат абрашия-т Хама (Рукописи епархии Хама)/Махтутат абрашийятХумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Хаматура. – Васф махтутат дейр Сейида Хаматура Кусба (Описание рукописей монастыря Богородицы Хаматура Кусба)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Хомс. – Митрания Хумс (Митрополия Хомса): Махтутат абрашия Хумс (Рукописи епархии Хомс)/Махтутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Шувейр. – Васф махтутат дейр ан-наби Ильяс аль-батриркий Шувейя (Описание рукописей ставропигиального монастыря пр. Илии Шувейя)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. СПбФ АРАН – Санкт-петербургский филиал архива Российской Академии Наук. Фонд 1026/1. Крачковский И.Ю. 246. О рукописях Азиатского музея. Халидов А.Б. – Арабские рукописи Института Востоковедения АН СССР. Краткий каталог. Под ред. А.Б. Халидова. М. 1986. Sijill of Jerusalem. Vol. 58. P. 385. – Акт из архива шариатского суда г. Иерусалима об утверждении иерусалимского патриарха Софрония. Май 1579. Troupeau G. – Bibliotheque Nationale. Catalogue des manuscripts Arabes. Premiere partie. Manuscrits Chretiens. T. 1. Par Gerard Troupeau. P. 1972. Источники А‘маль ад-диван ас-сиррий. – А‘маль ад-диван ас-сиррий Consintoire аллязи ин‘акада фи 3 шубат сана 1744 ли манах аль-бальюм ли Кирилус Танас (Протокол секретной кацелярии Consintoire от 3 февраля 1744 г. о посылке паллиума Кириллу Танасу)/Михаил Брейк. Тарих аш-Шам. Димашк. 1982. Приложения. С.155–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме Распятия, на изображении которого все подписи греческие. Приводим, по возможности с точностью, греческие подписи, сделанные шрифтом начальных букв (правда, не везде выдержанным). Рядом с греческими приводим и арабские подписи, передавая их русскими буквами по чтению г. Салума, природного араба, окончившего в сем году полный курс учения в Киев. дух. семинарии. 1) Η ΕГ ΕΡC ΙC Τ ΛΑΖΑΡ (= γερσις το Λαζρου).В начертании слова γερσις не вполне удались обе буквы « ε»: они лишены черты посредине; однообразное начертание сигм в этом же слове могло иметь место и в греческом оригинале. Арабская подпись: Кия’мат Алиазар=Воскрешение Лазаря. 2) H B ΑI ΟФ ΟΡΟC (= βα φορος). Аль-шаани аль-мукаддасс (=священные пальмы). 3) Η ΣΤΑYΡΟC ΙC (= Σταρωσις). Над Божией Матерью, которая стоит у креста слева от зрителя и правую руку простирает к распятому Сыну, левой же придерживает свою голову, обычная надпись: ΜΡ ΘY. Над св. Иоанном Богословом, стоящим в глубокой скорби справа (от зрителя): ΙΩ. 4) Η ΑΝΑΣΤΑC ΗC (= νστασις), араб. Аль-кия’мат аль-мукаддасат (=Святое Воскресение). 5) Η ΑΝΑΛΗΨΗC (= νληψις); последняя буква этого слова « ς» имеет причудливую форму. 6) Η ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΗ ( πεντηκοστ). Араб. Ид аль-хелуль (праздник Сошествия). 7) Η ΜΕΤΑΜΟΡΦΟC (очевидно, неоконченное: μεταμ ρθωσις). Араб. Аттажали аль-Илаги (Преображение Господа). 8) Η ΑΠΟΚΑΘΗΛΟC ΙC (= ποκαθ λωσις). В этом слове многие буквы имеют дефекты: « Θ» не перечеркнута, конечная «C» приняла странную форму и примкнула к левой стороне буквы «I», заняв положение посередине ее; буква «I» вследствие этого оказалось не на своем месте. Араб. Жинназ аль-Сайед аль-Маси Илагина (Погребение Господа Христа Бога нашего). 9) Η ΒΑΠΤΙCIC Τ Χ (= βπτισις το Χριστο). Араб. Ид аль-зугур аль Илани ай аль-имад аль-шариф (=Праздник явления Св. Троицы, или святое Крещение). 10) ΗΠΑΠΑΝΤΗ (следовало бы: παπαντ). Гласные звуки « » и " » слились здесь в один, обозначенный буквой «Н»). Араб. Ид духу’л аль-Масих аль-Сайе ила аль-гайкаль (=Праздник Сретения Господа Христа в храме). 11) Η ΓΕΝΗC ΗC Τ Χ(= γεννησις το Χριστο). Араб. Ид милад аль-Сайед аль-Масих (=Праздник Рождества Господа Христа). 12) Ο ΕYΑΓΓΕΛΗΣΜΟ (= εαγγελισμ ς). В начертании этого слова странный вид приняла буква « Σ» пред « Μ»; буква » Ι» превратилась в « Η»; конечная буква слова отсутствует. Араб. Ид аль-бишарат (Праздник Благовещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Панченко Библиография Архивы, рукописные собрания и каталоги рукописей АВПРИ – Архив внешней политики Российской империи. Фонд 89. «Сношения России с Турцией». Фонд 90. «Константинопольская миссия». Анастасий ибн Муджалла. – Рукопись В 1220 собрания ИВИ РАН «Полемическое послание мелькитского епископа Анастасия аль-Марманити ибн аль-Муджалла папе Григорию XIII». Л. 85–104 б. Бантыш-Каменский Н.Н. – Бантыш-Каменский Н.Н. Реестры Греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел. М. 2001. ИВР РАН – Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург. Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего еп. Порфирию. – Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего преосв. еп. Порфирию, а ныне хранящегося в Императорской Публичной библиотеке. СПб. 1885. Макарий. Архиереи. – [Макарий III аз-За ’им]. [Архиереи и епархии Антиохийской церкви]. Рукопись В 1227 собрания ИВР РАН. С. 63–78. Морозов Д.А. – Краткий каталог арабских рукописей и документов Российского государственного архива древних актов. Сост. Д.А. Морозов. М. 1996. Отчет ИПБ. 1899 г. – Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1899 г. СПб. 1903. РГАДА – Российский Государственный Архив Древних Актов. Фонд 27 – «Приказ Тайных дел». Фонд 52 – «Греческие дела». Фонд 1608 – «Г.А. Муркос». РНБ. Ар. н. с. – Российская Национальная Библиотека (СПб). Рукописный отдел. Арабская новая серия Рукоп. Баламанд. – Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз ас-сани: дайр Сайида аль-Баляманд (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 2.: Монастырь Богородицы аль-Баламанд). Бейрут. 1994. Рукоп. Востфака. – Шейхо Л. аль-Махтутат аль-арабийя фи хазна куллиятина аш-шаркийя (Арабские рукописи собрания Восточного факультета [университета св. Иосифа])/аль-Машрик. 1904. Т. 7. Рукоп. Дамаск. – Аль-махтутат аль-арабийя фи мактаба батриркийя Антакийя ва саир аль-Машрик лир-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи библиотеки православного Антиохийского патриархата). Бейрут, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шарун К. Тараблюс. – Шарун К. аль-Ускуфият аль-манута би курсий Сур. Тараблюс (Епархии, зависимые от Тирского престола. Триполи)/аль-Машрик. 1907. С. 401–407. Шарун К., Шейхо Л. Ускуфия-т ар-рум аль-кафулик фи Байрут. – Шарун К., Шейхо Л. Ускуфия-т ар-рум аль-кафулик фи Байрут (Бейрутская греко-католическая епархия)/аль-Машрик. 1905. С. 193–202. Шейхо Л. Кирилл VIII – Шейхо Л. Би гыбта ас-сейид аль-батрирк Кириллус ас-Самин (Блаженнейшему господину патриарху Кириллу VIII)/аль-Машрик. 1902. С. 625–630. Шейхо Л. Мин Райяк иля Хама. – Шейхо Л. Мин Райяк иля Хама (Из Райяка в Хаму)/аль-Машрик. 1902. С. 951–952. Шейхо Л. Михаил аль-Бахри. – Шейхо Л. Михаил аль-Бахри/аль-Машрик. 1900. С. 10–22. Шейхо Л. Никулавис ас-Саиг – Шейхо Л. Никулавис ас-Саиг/аль-Машрик. 1903. С. 97–111. Шейхо Л. Тарих фанн ат-тиба‘а. – Шейхо Л. Тарих фанн ат-тиба‘а фи-ль-Машрик (История книгопечатания на Востоке)/аль-Машрик. 1900. С. 78–85, 174–180, 251–257, 355–362, 501–508. Шейхо Л. Хабар икуна Сайданайя. – (Шейхо Л.). Хабар икуна Сайданайя аль-‘аджиба. (Предание о чудотворной Сайданайской иконе)/аль-Машрик. 1905. 10. С.461–467. Шестопалец Д.В. – Шестопалец Д.В. Сведения арабских источников об исламизации христиан Ближнего Востока в XIII–XV вв./Проблемы историографии, источниковедения и истории Востока. Луганск. 2008. С. 151–161. Яламас Д.А. – Яламас Д.А. Грамота иерусалимского патриарха Досифея об издании греческих книг в Москве/Славяне и их соседи. Вып. 6. М. 1996. С. 228–238. Яред Г. – Яред Г. Анфим, патриарх Иерусалимский/Странник. 1867. 10. С.5–25. Abdul-Rahim Abu-Husayn. – Abdul-Rahim Abu-Husayn. Provincial Leaderships in Syria 1575–1650. Beirut. 1985. Arbel B. – Arbel B. Venetian Cyprus and the Muslim Levant, 1473–1570/Cyprus and the Crusades. Nicosia. 1995. P. 159–185. Atiya A. – Atiya A. A History of Eastern Christianity. L.1968. BacelP. – BacelP. Abdallah Zakher/Echos d’Orient. T. 9. 1908. P. 218–226, 281–287, 363–372. Bakhit M.A. – Bakhit M.A. The Christian Population of the Province of Damascus in the Sixteenth Century/Christians and Jews in the Ottoman Empire. N.Y.-L. 1982. P. 19–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010