2) Крест благословящий обложен серебром резным золочёным, а на кресте распятие Господне литое. 3) Книга Минея общая печатная в десть. 4) Сосуды церковные серебряные белые и 5) Кадило серебряное белое. 6) Воздух и два Покровца, у которых середины атласа золотного, а опушки атласа по серебряной земле. Кресты нашиты из кружева (сетки) кованого, серебряного; подложены воздух и покровцы тафтой зелёной. 7) Воздух же, да два покровца, у которых середины камки червчатой, опушки камки зелёной мелкотравчатой; кресты нашиты тафтяные белые; подкладка из дорогих червчатых Гилянских. 8) К местным образам две пелены; середины у них атласа золотного по червчатой земле, опушки атласа золотного по серебряной земле; кресты нашиты из кружева (сетки) кованого серебряного, подложен тафтой зелёной. 9) Покров на раку Св. Артемия; средина оного из бархата червчатого, каймы атласа зелёного, по атласу вышит Артемию Чудотворцу тропарь и кондак, да повеление Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Руссии, да сестры Его Государыни Царевны и Великой Княжны Ирины Михайловны; на покрове нашит крест с дробницами серебряными золочёными, около дробницы обнизано жемчугом средним, около средины и по краям покрова верёвки шиты серебряные; подложен покров тафтой лазоревой. 10) Две ризы из камки куфтер белого, подложены киндяком лазоревым, опушены камкой червчатой, подпушены дорогами рудожёлтыми, на одних ризах у оплечья по бархату чёрному, шиты золотом и серебром травы, а на других ризах у оплечья шито по бархату золотому по червчатой земле. 11) Стихарь Диаконский из камки белой куфтер, подложен киндяком лазоревым, опушен камкой червчатой, подпушен дорогами рудожёлтыми, на оплечье и зарукавьях по бархату чёрному шиты травы золотом и серебром. 12) Два стихаря подризных (подризники) из тафты белой, подложены крашениной лазоревой, опушены тафтой зелёной, подпушены дорогами рудожёлтыми, оплечья и зарукавья из бархату червчатого по белой земле морх червчатый. 13) Две епитрахили, да три поручи да орарь из бархата золотого Кизалбаского полосатого по серебряной земле, подложены дорогами рудожёлтыми, опушены атласом червчатым; на епитрахилях и на поручах пуговицы серебряные белые, у епитрахилей и орарей кисти шёлковые с золотом, варворки канительные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Последние делались в царских мастерских. О подробностях седельных приборов и украшений можно судить по следующим выдержкам из описей седел Бориса Федоровича и князей Голицыных: «Седло полное, ковано в серебре, дело чеканено – люди на конех, золочено все; тебенки серебряны, кованы, дело чеканное; на тебенке по 2 человека на конех; тебенки и люди золочены все, а кони белы; стремяна серебряны; около из резаны слова – имя Бориса Федоровича; да на них мишени, резаны травы. – Седло старой Крым, краски на лазори, кайма на бели, писано золотом, на стелке бархат червчат с золотом; крылца и вошвы шиты золотом и серебром по бархату по чорному, а в середках врезано у крыльец бархат червчат, по нем шито золотом и серебром; гвозди пупыши серебряны белы; снасть у нево шолк червчат; наконешники серебряны, пряжи у снасти железные; стремена железные, тебенки бухарские круглые, писаны на красках; на нем снималник лазорев суконной аглинской; войлоки ординские белы, пушены отласом алым, подложены крашениною лазоревою. – Седло тамошнее бухарское, писано золотом твореным по червчатой земле; кайма писано золотом по зеленой земле, в кайме крапелки белы; на стельке сафьян червчат; крыльца нахтермяны шиты шолком; в тороках 2 петли серебряны; гвоздье железное; тебенки московские писаны золотом по алой земле; кайма писано золотом по зеленой земле; снасть нахтерменна; стремена железны; войлуки с головейцом пушены бархатом, шолк червчат да зелен да жолт; вершок на войлокех сафьян червчат; на нем снималник сукно червчато. – Седло бухарское тамошнее, краски писано московскими на зеленой земле золотом сусальным с образщики; настелка сафьян червчат; гвозди и кольца железные; снасть и тебенки нахтерменны шиты шолки; стремена железные; на нем снималник лазорев суконной; войлуки с головейцом пушены бархат цветной» 839 . – «Седло, суки и известь окованы серебром резным. подушка и крылца, и тебенки бархату зеленого, у подушки ввяски серебряныя, снасть сафьянная, стремена железныя; цена 20 рублев. – Седло, верх бархатной, оправлено золотом, каменьи – бирюзы, лалы и яхонты; стремена железныя, позолочены; 100 рублев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Передняя часть кики, называемая очельем и челом кичным, украшалась запонами, репьями, переперами, с жемчугом и драгоценными камнями; она устраивалась и отдельно от кики и, когда было надобно, прикреплялась к ней. В духовной граммате кн. Димитрия Иоанновича (1509 г.) значатся: «чело кичное золото с яхонты и з жемчуги и з жемчужинами и с плохим каменьем; да три переперы кичные серебряны золочоны с яхонты и с плохим каменьем» 309 . Спереди к кикам привешивались поднизи, по обеим сторонам, близ ушей, рясы, (см. Поднизь, Рясы), а сзади бархат или соболь. Вообще, по украшениям, кика была схожа с девичьим венцом, от которого отличались тем, что под нею спрятывалась коса, и девичий косник заменялся бархатом или соболем. Кики носили только замужние женщины. По старинному свадебному чину, требовалось на одном из блюд на свадебном столе «положити кика; да положити под кикой подзатылник, да подобрусник, да волосник, да покрывало; да гребешок положити у кики на блюде» 310 . По замечанию И. Е. Забелина, «подобно тому как девичий венец имел значение как бы короны девичества, так и кика была короною замужних женщин или короною замужества, венцом брачной жизни» 311 . У царицы Евдокии Лукьяновны были: «Кика отлас червчат, по ней запоны золоты с каменьем с алмазы и с яхонты и с-изумруды; у поднизи зерна Гурмыжские на золотых спнях; назади бархот чорной. – Кика отлас червчат, на ней цка золота, по цке в репьях каменье в гнездех: яхонты лазоревы и червчаты и изумруды; в поднизи зерна Гурмыжские на спнях; позади бархот чорной. – Кика отлас червчат, запоны золоты с каменьем: с алмазы и с яхонты и с-ызумруды, меж запон в гнездех яхонты лазоревы и червчаты и лалы; в поднизи репьи низаны с каменьем, по краям у поднизи зерна Гурмыжские; а по кике на спнях золотых птицы низаны жемчюгом; назади бархот чорной. – Кика белая. у ней запаны золоты с каменьем: с яхонты и с лалы и с-ызумруды и с бирюзами; назади соболь. – Кика белая ж, у ней цка серебрена золочена; назади соболь» 312 . В некоторых захолустьях, где сохраняется старина, еще и в настоящее время можно видеть не только у крестьянок, но даже у горожанок головной убор похожий на бурак или кузовок, иногда с рогами, сделанный из лубка или из подклеенного холста, обтянутый позументом или тканью яркого цвета, и украшенный разными вышивками и бисером, а у богатых баб даже жемчугом и дорогими камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

3) Юпитер – Суй-син, или планета года, называемая так по обращению около солнца почти ровно в двенадцать годов, составляющих как бы 12 месяцев обыкновенного года. Почтенный русский астроном Зеленый говорит, что «Юпитер обращается около солнца, от запада к востоку, в 11 годов, 312 дней и 20 часов, а около оси, от З. к В., в 9 ч. 55½ минут, что и составляет его сутки, при годовом обращении проходит 12 верст в секунду». Проходя в течении года один знак (эклиптики), Юпитер, говорили китайцы, имеет обращение малое в 12 годов, и великое или полное в 1728 годов (12 X 12 X 12=1728). Планета года в первом смысле называется видимою– ян, ибо доступна зрению с земли, во втором значении она есть великий год, которого положение и отыскание имеет свои особенности. Во время XI луны, когда хвост великой медведицы направляется к циклическому знаку цзы, и великий год будет в цзы, а в следующем обыкновенном году 12 луны планета Юпитера будет уже в другом знаке, а солнце и луна в знаке сюань-сяо или водолее; во время этой луны хвост великой медведицы будет обращен в часовому знаку чэу, в нем же будет и великий год и т. д.; в конце 12 годов, планета года и великий год – инь встречаются в одном исходном пункте и потом снова расходятся обратно до следующего 12-летия. Планета Юпитера управляет домицилями весны: цзе, кан, ди, фан, син, ви ци, составляет сущность дерева восточной области, есть гений «лин-вэй-ян» лазоревого императора (дракона), или «божественного ожидаемого величества» (солнца); планета Юпитера соединяется на востоке, и потому она есть символ лазоревого дракона, называется также чи-ди (chi-ti) или регулятором, означавшим весну, когда в царстве растительности пробуждается жизнь, являются листья, цветы, травы, поэтому, он есть чжун-хоа – обновитель цветения (floraison), чжун-син – звезда все обновляющая, – нун-гун (noung-koang), управляющая земледельцами, и весенними хлебными злаками, – ци-син, планета знаменательная, ибо с неё начинается год трудов земледельческих. У древних китайцев, Юпитер был символом начальников, князя, почитался источником счастья и добродетели, народного богатства, а потому продолжительное пребывание этой планеты было желательно всем, особенно на восточной части неба; для наблюдений за переменами и движениями её был со времен Чэу приставлен особый астроном, дававший знать государству о малейших движениях и переменах планеты. Её блеск желто-блестящий почитался особенно благознаменательным для царства; благодеяния, человеколюбие служили её эпитетами. Жертвоприношение Юпитеру совершалось также возжжением пирея и на нем предметов, угодных божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

371 . Два стихаря Дьяконских белых камчатных, и в том числе один мелко-травной, оплечье бархат рытой червчатой по желтой земле, подложен крашениною, обложен подольник дорогами двоеличными; а у другого бархат золотной Турецкой по червчатой земле, подложен крашениною, подольник обложен дорогами красными. 372 . Новых подризников числом четыре подризника белых, и в том числе один миткальный, а три китайчатые, все подложены крашениною, обложены вместо кружева два подризника дорогами: один красными, другой двоеличными, а два подризника обложены вместо кружева камкою лазоревою мелко-травною, ветхою. 373 . Ризы изорбав белой с цветами золотными и с травками, оплечье бархат золотной Турецкой по червчатой земле, подкладка киндяк зеленой. 374 . Подризник желтой камчатой, кружево на нем серебряное. 375 . Три лампады гладкие медные позолочены, кисти у них у всех золотные. 376 . Уларь Дьяконской серебряной полосатой с цветами, опушен атласом красным, шесть кистей разных шелков. 377 . Уларь Дьяконской золотной полосатый с цветами, опушен атласом красным, с кистьми шелковыми, подложен крашениною. 378 . Ризы бархат золотной Турецкой, кубы большие, оплечье аксамит золотой, подкладка красная зендек, на подоле кружево малое с городы золотое. 379 . Два ковша серебряных, пелюски с личинками; в двух ковшах весу сорок семь золотников с полузолотником; дал вкладом тоя обители Строитель старец Сергий. 380 . Ризы камчатые темно вишневые, оплечье старое золотное по красному атласу, подкладка крашенинная, наподольник; дороги желтые. 381 . Подризник камчатной белой, подложен крашениною лазоревою. 382 . Стихарь Дьяконской тафтяной рудо-желтой, оплечье бархат зеленой по красной земле рытой, наподольник дороги желтые. 383 . Ризы новые участок серебряной, травы по них шелку зеленого и рудо-желтого и брусничного, оплечье бархат Турецкой золотой и серебряной по красной земле, наподольник дороги двоеличные, подложены крашениною, положил те ризы вкладом Строитель старец Сергий. 384 . Стихарь Дьяконской атласной красной травчатой, цветы по нем разных шелков, оплечье бархат Турецкой золотной по красной земле, нарукавники бархат красной по желтой земле рытой, на подоле подложен вместо кружева дороги желтые, подложен киндяком красным, а тот стихарь положил вкладом Строитель старец Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

206 . Двои ризы атлас золотной по зеленой земле, оплечье шито по червчатой земле золото с серебром, около кружево серебряное, опушены атласом золотным по лазоревой земле, подложены киндяком лазоревым. 207 . Ризы атлас золотной по зеленой земле, вместо оплечья и около подолу кружево серебряное, подложены лазоревым киндяком. 208 . Ризы атлас червчатой травы золотные, оплечье шито по бархату зеленому золотом и серебром, около оплечья кружево кованое золотное, опушка атлас золотной осиновой, подложены киндяком лазоревым. 209 . Ризы атлас лазоревой, травы золотные, оплечье шито по бархату зеленому золотом и серебром, около кружево кованое золотное, подложены киндяком лазоревым. 210 . Ризы атлас травчатой, опушка объярь вишневая, подложены крашениною. 211 . Двои Ризы атласные зеленые, оплечье у одних бархат золотной по червчатой земле, а у других атлас золотной по червчатой же земле опушены червчатым атласом, одни подложены крашениною, а другие киндяком. 212 . Ризы атлас травчатой цветной по вишневой земле, оплечье атлас золотной по червчатой земле; на нем тканы Спасовы образа и крест, около оплечья кружево серебряное кованое, опушено камкою белою, подложены киндяком лазоревым. 213 . Ризы атлас травчатой лимонной, оплечье бархат золотной по червчатой земле, около оплечья обложено кружевом серебряным кованым, опушка атлас золотной по червчатой же земле, подложены киндяком зеленым. 214 . Ризы атлас черной, оплечье бархат золотной Персидской, опушка дороги желтые, подложены зеленым киндяком. 215 . Ризы атлас червчатой, оплечье бархат золотной по червчатой земле, обложено около оплечья кружево серебряное кованое, опушка атлас зеленой, подложены крашениною. 216 . Ризы атлас зеленой, оплечье бархат золотной по червчатой земле, опушка атлас червчатой, подложены киндяком темно зеленым, опушка дороги желтые. 217 . Ризы объяри красной и вишневой, оплечье бархат травчатой Виницейской, опушка дороги желтые, подложены крашениною. 218 . Ризы объярь черная, оплечье бархат вишневой мелко- травной, опушка дороги двоеличные, подложены киндяком.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Г Гагатка Гагатка – запястье, браслет из гагата. «Перло в три нитки мелкого жемчугу, 3 гагатками» 160 . Гаитан, гоитан Гаитан, гоитан – (Тур. гайтан) снурок. «Манисто на гайтане» 161 . «На чепочке в манисте на гоитане понагея золота … на манисте ж, промеж понагей и крестов на гоитане две прониски золоты». «Гаитан шолк шемоханской с золотом, 23 алт. 2 денги» 162 . Галун, голун Галун, голун – тесьма или лента золотная, серебряная, мишурная, шелковая или гарусная, узорчато сотканная. Употреблялся для обшивки и украшения одежд и других предметов; заменяет круживо. «Кафтан дождевой с голуном золотным» 163 . – «Рукавки перщатые … кругом голун золотной» 164 . «Кафтан возничей … по нем галун серебреной». – 7 каптуров … розшиты галунами гарусными. – Плат бархатной таусинной, круг его галун шолковой. – Завес двойной на две полы … на полах во шти местех пришиван галуном золотным» 165 . Гамалейка – мешочек, сумка. Ср. Амагиль. «Гамалейка турецкаго дела» 166 . Ганчер=Кончар. Гапель Гапель – (Араб. хабель) бляшка с крючком для застегивания, застежка. В описях значатся: у кафтана «вверху, где бывают пугвицы, гапелка серебреная неболшая с петлею»; у других кафтанов на рукавах – по 2, по 3, по 4, по 5 и по 6 гапель; у одного зипуна – «серебреных 10 гапель с петли»; у другого «4 гапли»; у емурлука – «у длинной нашивки гапли белыя, а у короткой нашивки гапли с финифтью»; у бешмета – «на рукавах 6 гапель» 167 . Гнездо Гнездо – металлическая ямочка, в которую вставляется драгоценный камень или жемчужное зерно. Гнезда делались и с гладкими, и с зубчатыми краями. «Во образцех (шапки вставлено) по бирюзе в гнездех в золотых; в звенех (серебряной золоченой цепи) по берюзе в гнездех, а гнезда серебряны золочены; по венцу (шлема) 4 изумруды да 4 яхонты лазоревых да 4 лала, все в гнездех золотых» 168 . «Меж жемчюгу (чеботов) каменье в золотых гнездех, по лалу да по 3 яхонта лазоревых да по 5 изумрудов; в привеске (золотаго пера) 5 алмазов в гнездах» 169 . Гоитан=Гаитан. Голомень, Голомя Голомень или голомя – боковая, плоская сторона полосы у меча, сабли, палаша, кончара, тесака и кинжала 170 . Городы

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Как заповедали тебе Словеса Его. Прожила свой век ни огнян, ни студян, Ныне приспела пора ответ держать перед Господом. Тебя Бог пожаловал селеньем райским, Душу дал поющую, играющую, В руку дал лазоревый цвет, На главу – смарагдовый венец. Ты наказа Божья не послушала, Разметала цвет Господний лазоревый, Не пошла в селенье свое райское Из закутья, со двора не выглянула, За кудель засела тихомерную, Возлюбила кротость плачевную. Не воспела, живучи, Песни радости, Не возжгла светильника В ночь под праздником. Идти бы тебе сырой земле на преданье, Засыпать тебя песками рудо-желтыми! Да глянь – Отец до тебя умилился, Не отвратил Лица Своего… Радуйся, утешься, душа прекрасная, Посылает тебя вновь Творец на трудную землю. Ты ступай – поищи для Него Златострунных вод, Златоперых птиц, А себе – скуй свадьбу Вековечную, нерушимую. Сошла с небес туча каменная, Солнце-Месяц опять зажигается. Возвеселися, душа, на земле! Небо и вся тварь играет, Дольняя с горними поет. Осень 1907 Речи погасли в молчании Слова, как дымы. Сладки, блаженны касания Руки незримой. Родина наша небесная Горит над нами, Наши покровы телесные Пронзило пламя. Всюду одно лишь Веление… (Как бледны руки!) Слышу я рост и движение Семян в разлуке. Сердце забыло безбрежное Борьбу и битвы. Тихо встает белоснежное Крыло Молитвы. Февраль–март 1908 Ночью глухой, безсонною Беззащитно молитвы лепеча, В жребий чужой влюбленная – Я сгораю, как тихая свеча. Болью томясь неплодною, Среди звезд возлюбя только одну, В небо гляжусь холодное, На себя принимая всю вину. Мукой своей плененная, Не могу разлюбить эту мечту… Сердце, тоской пронзенное, Плачет тихо незримому Христу. (1908) Орисница Мати, моя Мати, Пречистая Мати! Смерть тихогласная, Тихоокая смерть! Тяжко, тяжко нынче Твою волю править, Возвещать на ниве О приходе жницы. Ты меня поставила Меж людей разлучницей, Путы, узлы расторгать. Тебе, Мати, людей уготовлять! Ронют они слезы, Нету моей воли, Жалко, жалко, Мати, Их незрячей боли. Две души сплелись, Два огня свились,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Посидел воробей на крыше, затылок лапкой почесал. И в леток! Я стою, жду. Началась в скворечнике возня, послышалось жужжание и фырчание. А из скворечника — из всех щелей! — завихрилась пыль. Воробей выскочил, отдышался и опять нырнул. И опять я услышал фырчание, и опять полетела пыль. Скворечник дымил! Что там у него — вентилятор или пылесос? Ни то и ни то. Сам затрепыхался на дне, крылышками забил, погнал ветер, завихрил пыль — сам себе пылесос, сам себе вентилятор! Чист скворечник, как стёклышко. Самая пора свежую подстилку носить. Да поторапливаться, пока скворцы не прилетели. Незваные гости Пробил дятел в кленовой коре дырочку — напился сладкого сока. За дятлом долгохвостая синица прилетела — тоже носик помочила. За долгохвостой — лазоревка: три капельки выпила. Улетели птицы — насекомыши собрались. Мухи прилетели. Две бабочки-крапивницы. Траурница-красавица. Все сладкий сок сосут — улетать не собираются. Муравьишка приполз — усами шевелит. Комарик прилетел — долгими ногами в патоке увяз. Может, и ещё кто-нибудь притащился бы, да тут опять дятел — порх! Гости незваные — кто куда. Муравей замешкался — дятлу на язык прилип. Запил дятел кислого гостя сладким соком. А улетел дятел — гости опять тут как тут. За долгохвостой синицей лазоревка. За лазоревкой — мухи и бабочки. За бабочками комарик. За комаром — муравей. Гости негордые. Хоть и незваные, а хочется им сладенького. Кому сладенького-то не хочется? Лебеди Лебеди раздражённо кивали головами: они сердились, что на них смотрел человек. Это были лебеди-кликуны, белые, как морская пена, с тонкими строгими шеями и литыми из золота клювами. Тут и там в небе белые косяки: напряжённо вытянутые шеи, мерные взмахи крыльев. С неба, с воды, со льдин звучат неумолчные лебединые голоса. В них тонет всё: звон торопливых утиных крыльев, ленивый гогот гусей, заунывные посвисты кроншнепов и радостные взвизги чибисов. Несколько лебедей сплылись клюв в клюв, потом разом вытянули шеи вверх, раскрыли клювы и затрубили. Хлещут белые крылья, взбивая кипучую пену, всплескивая каскады воды. Огромная кувшинка-лилия на воде из белых тел — лепестков и тонких шей — тычинок! Это знаменитый танец лебедей и лебединая песня.

http://azbyka.ru/fiction/medovyj-dozhd-s...

Кафтан дорогильный, осиновой цвет, подложен крашениною, да другой кафтан дорогильной, осиновое же цвет, подложен крашениною. Покромей Немецких сукон разных цветов 480 аршин. Рукавицы овчинные ветхие, опушены заячиною, покрыты сукном зеленым. Сукна полу-Аглинского 7 аршин с четью. Сукна однорядочного, коричного цвета, аршин с четью с дирами Моисеевского. Стамеду зеленого 6 аршин с четью. Два кафтана белых, покрыты дорогами двуеличными, что взяты сверху после старцев Ефрема да Мардария. Кафтан однорядочной, сукна темно синего костроши, что принят после Федора Охлопкова. Сукна однорядочного Англинского темно зеленого 2 аршина без вершка. Летчины лазоревой 3 аршина без четверти. Три снимальника сукна лазоревого. Ряса поношеная сукна черного, Архимандрита Иоанна, подложена стамедом зеленым, без пуговиц. Снурка разных шелков 583 аршина. Восемь снурков шелковых с пуговицами, да портище больших рясных пуговиц. Два портища больших пуговиц рясных деланых в шелку Шемаханском вишневых. 68 портищ хамьянных нашивок. Шляпа черная братцкая с плетешком шелковым вишневым. Ряса Русская ношена объяринная с нашивкою тафтяною длинная, что взята у Дьякона Памво. Чемодан кожаной. Однорядка темно зеленая ветхая, кафтан дорогильной красной, ветха. Четырнадцать камилавок Немецкого сукна черного, подложены крашениною. Двенадцать клобуков Греческих новых сукна манатейного. Четыре схимы шитых. Два пороманта шитых по манатейному сукну. Шуба братцкая поношеная. Шуба казенная, что взята у Федора Охлопкова. Шуба поношеная, что взята у Якова Грузинца. Одиннадцать ряс сермяжных суконных, да друганатцатая ряса поношена. Ряса сукна Киевского, ветхая, что взята у Архимандрита Герасима. Четыре полуманатейцы, ветхие, Ряса сукна свиточного, ветха. Ряса сермяжная, да клобук, камилавка сукна Немецкого, что взято у старца Андрея. Три шапки овчинных покрыты сукном Немецким. Ряса Русская под киндяком лимонным. Половинка сукна зеленого полу-Англинского, целая. Половинка сукна лазоревого целая полу Англинская ж. Манатейных сукон 485 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010